Научная статья на тему 'Религия и европейские правовые ценности'

Религия и европейские правовые ценности Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
87
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Религия и европейские правовые ценности»

НА УЧНАЯ ЖИЗНЬ

РЕЛИГИЯ И ЕВРОПЕЙСКИЕ ПРАВОВЫЕ ЦЕННОСТИ

28 мая 2013 года в Институте Европы РАН состоялась III Международная научно-практическая конференция "Религиозный фактор в социально-политической жизни современной России: религия и право в государственной политике", организаторами которой выступили Центр по изучению проблем религии и общества Института Европы и Гильдия экспертов по религии и праву. В конференции приняли участие представители религиозных организаций, исследователи, эксперты в области религии и права.

Открывали конференцию и приветствовали её участников руководитель Центра по изучению проблем религии и общества Института Европы РАН, профессор, доктор исторических наук Анатолий Красиков и ведущий научный сотрудник Института Европы РАН Роман Лункин. Красиков особое внимание уделил европейской идентичности России. Роман Лункин в своем выступлении отметил растущее религиозное многообразие в России, а также возрастание роли религии в политической сфере, что также является общеевропейской тенденцией. По его словам, в отсутствие элементарных знаний о своей вере и будучи мало связанными реальными общинными узами со своими "традиционными религиями" граждане требуют от них естественных простых вещей - справедливости, милосердия, правды, честности и нестяжания, активного участия в жизни людей: в социальном служении, в отстаивании интересов общества, в демократических процессах и т.д. Этот гражданский призыв рано или поздно будет услышан и властью, и духовными иерархиями православия и ислама, которые под влиянием нового поколения священнослужителей уже ищут пути и межрелигиозного диалога, и возможностей внутренних реформ.

В создавшейся ситуации радикально вразрез с развитием общества идёт политика, построенная на запретах, которые не создает почвы для социализации религии (включения церквей и общин в гражданское общество), а вместо обсуждения острых вопросов предлагают наказания (к примеру, за оскорбление религиозных чувств), признание религиозной литературы экстремистской, вытеснение других христианских конфессий из публичной социальной сферы. Каждый запрет является не только борьбой с фантомами и "ветряными мельницами", но и умножает количество этих "ветряных мельниц" в силу особенностей религиозной жизни: гонения создают сочувствующих вокруг того или иного движения или группы, а также заставляют саму эту группу делиться, укрепляться, радикализировать свою идеологию. Общество, как отметил Роман Лункин, используя с подачи власти религиозную тематику по преимуществу советские лозунги, образы и символы, в патриотическо-репрессивных целях, остаётся и будет оставаться в реальности безрелигиозным, а антидемократические требования православных иерархов будут раскалывать общество.

Собравшихся приветствовал также Антон Игнатенко, заместитель начальника Управления по связям с религиозными организациями Департамента межрегионального сотрудничества, национальной политики и связей с религиозными организациями города Москвы. Игнатенко поставил проблему применения международных норм в законодательстве РФ и повышения правовой культуры и грамотности. По его словам, надо более корректно относится к критике представителей органов власти, которых часто обвиняют голословно, например, в поддержке "традиционных" религий, хотя такого понятия в законодательстве вообще нет. По словам Игнатенко, в своей практике он вообще не пользуется понятием "традиционные религии".

От лица соорганизаторов конференции выступила адвокат Инна Загребина, председатель правления Гильдии экспертов по религии и праву. Её доклад был по-свящён конкретным примерам нарушений прав верующих во время последних прокурорских проверок религиозных объединений. Прежде всего, абсурдные требования и штрафы касались протестантских церквей. Инна Загребина привела примеры проверок баптистских общин Ростовской области, Краснодарского края. По словам Загребиной, зачастую сотрудники прокуратуры демонстрируют "правовой нигилизм", и представители религиозных организаций вынуждены сами информировать проверяющих о нюансах законодательства. Претензии прокуратуры не всегда бывают обоснованными: например, в городе Матвеев-Курган Ростовской области деятельность местной организации евангельских христиан-баптистов была приостановлена на 90 дней из-за паутины в некоторых подсобных помещениях и плохо покрашенных труб.

Глава синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин заявил, что Русская православная церковь не возражает против проверок со стороны государства. По словам отца Всеволода Чаплина, "Мы не против обоснованных и соответствующих закону проверок - нам нечего скрывать. Мы понимаем, что государство усиливает контроль за сферой НКО и в том числе за сферой деятельности религиозных объединений". В Русской церкви ведут диалог с органами власти относительно практики этих проверок: и с Генпрокуратурой, и с Минюстом, и с налоговыми органами.

Как полагает отец Всеволод, государство не только имеет право, но и должно внимательно изучать то, что происходит в сфере религиозно-общественных процессов, оно не может бездействовать, если возникают процессы, идеи, которые явным образом угрожают общественному спокойствию, нравственности и даже могут привести к пролитию крови. При этом, отметил он, очень важно, чтобы правильная тенденция противостояния экстремизму, терроризму, безнравственным явлениям не приводила к антирелигиозной истерии, к попыткам сказать, что любая религиозность - это вредное и опасное явление. Священник констатировал, что в разных кругах, в том числе в государственных, сегодня есть люди, которые пытаются объявить верующих "неблагонадёжной группой". В условиях, когда повышаются требования к прозрачности деятельности религиозных организаций, усложняется вся сфера нормативных актов, касающихся банковских, финансовых операций, не получится жить так, как жили, в частности, многие православные приходы в 1990-е годы или в советское время, когда многие решения принимались на неформальном или полуформальном уровне. Отец Всеволод Чаплин подчеркнул: "Рано или поздно религиозным общинам придётся усложнять бумажную работу, в том числе связанную с отчётностью перед органами государственной власти. Если бы мы жили на Западе, нам пришлось бы заполнять в пять-шесть раз больше бумаг".

Отец Всеволод отметил также необходимость гармоничных отношений светской и духовной власти, государства и религиозных объединений. По его словам, это западная цивилизация построена на напряжении, конфликте между властью и религией с тех самых пор, как Католическая церковь стала претендовать на светскую власть. Теперь же этот конфликт искусственно переносится на российскую почву, тогда как в рамках нашей православной цивилизации этот конфликт совсем не нужен - должна быть гармония, взаимодействие без сращивания друг с другом.

Виталий Власенко, глава Отдела внешних церковных связей Российского союза евангельских христиан-баптистов, указал на наличие положительных перемен, о чём говорят примеры позитивного взаимодействия церквей с прокуратурой. А возникающие проблемы, по мнению Инны Загребиной, можно решить строгой регламентацией проверок.

По мнению директора центра "СОВА" и члена Совета по правам человека при президенте РФ Александра Верховского, основные угрозы для свободы совести в России связаны с проблематикой противодействия экстремизму - как со сложившейся практикой применения антиэкстремистского законодательства, так и с готовящимися законопроектами в этой области. Один из наиболее спорных законопроектов - о защите чувств верующих, разработчики которого продемонстрировали многократно упоминавшийся на конференции правовой нигилизм. Несмотря на доработку, законопроект в его нынешнем виде представляет собой "странный компромисс". Предложенные формулировки состава преступления размыты, предлагаемые поправки ст. 148 УК РФ и действующие ст. 213 и ст. 282 имеют много общего, и правоприменителю сложно будет усмотреть между ними разницу. В частности, новый закон предполагает, что возможно оскорбить религиозные чувства человека, не задевая при этом его личного достоинства.

Неясность формулировок - черта, характерная почти для всех принимаемых в последнее время нормативных актов, что увеличивает возможность произвола в правоприменительной практике. Другая опасность, как считает А. Верховский, - усиление репрессивных мер по отношению к радикальным организациям. Избыточное давление на них, полагает А. Верховский, вызывает новый рост их активности, что в свою очередь вынуждает государство ещё больше усиливать давление, и эта тенденция очень опасна.

Комментируя выступление Верховского, отец Всеволод заметил, что закон должен защищать не только человека, но и ценности, флаг, доброе имя, захоронения, а также религиозные ценности.

Андрей Себенцов, эксперт в области государственно-конфессиональных отношений, заявил, что ответственность за оскорбление религиозных чувств необходима, как наказание за "оскорбление лица". Яркий пример того, зачем это нужно, случаи, подобные сожжению Корана в США, которые вызывают убийства и беспорядки.

С призывом к широкому диалогу экспертов, власти и религиозных объединений обратился к участникам конференции Олег Гончаров, член Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте РФ, первый заместитель председателя Евро-Азиатского Дивизиона (отделения) Генеральной конференции Церкви Христиан-Адвентистов Седьмого Дня по вопросам взаимодействия с властью, религиозными и общественными организациями. С точки зрения Гончарова, существует массовое невежество чиновников и сотрудников правоохранительных органов, однако сказать о том, что есть гонения на всех верующих нельзя. Гончаров призвал решать проблемы в рамках широкого обсуждения, но иметь в виду, что

сложно решать проблемы, постоянно сравнивая себя с европейскими нормами. Проблемы законодательства и вопросы массовых проверок затронул в своём выступлении епископ Евангелическо-Лютеранской Церкви России Аугсбургского исповедания, практикующий адвокат Константин Андреев.

Со специальным докладом выступил Кол Дурэм (W. Cole Durham, Jr.), директор Международного центра исследований религии и права, Университет Брингэма Янга, США. Кол Дурэм представил книгу "The Future of Religious Freedom Global Challenges" (Edited by Allen D. Hertzke. Oxford University Press). Он отметил, что проблему диффамации в обществе и в СМИ в США активно продвигает мусульманская община. На деле защита чувств, а не людей, оказывается опасной, поскольку навлекает репрессии на всех несогласных и на религиозные меньшинства. Именно поэтому ООН отстраняется от принятия резолюций по этой тематике, чтобы достичь общего понимания этого вопроса. По словам Кола Дурэма, на основании исследований Пью Форума (Forum on Religion and public life) за последние годы количество ограничений свободы совести в разных странах мира значительно выросло, на одном из первых мест Индия, Китай, а также Россия. Желание увеличить контроль за религи-ознйо сферой безусловно приводит к противоположным результатам. Хотя, по словам Кола Дурэма, религиозная свобода в реальности оказывается весьма благоприятной для религиозного большинства. Поэтому роль государства в этом процессе - не убирать плюрализм, а сделать так, чтоб конкурирующие группы относились друг ко другу с уважением.

И.о. руководителя аппарата Комитета Госдумы РФ по общественным организациям и религиозным объединениям Степан Медведко объявил в своём докладе о начале нового этапа в отношения церквей и власти: "Застой закончен, время симуля-кров, формы без содержания, закончено. В качестве приоритета и стратегии - неизбирательное применение прав человека. По словам Медведко, на Западе сложилась такая система, когда права верующих принижаются по сравнению с правами нерелигиозного массового большинства, тогда как защита верующих - важная часть государственной политики. В этой сфере Россия сейчас идёт впереди мирового сообщества. Традиционные религии также являются объективной реальностью, но не всё должно регулироваться государством, и их статус необязательно прописывать.

После краткого обзора законодательных инициатив, в том числе поправок к закону о свободе совести, Медведко подчеркнул, что все эти инициативы исходят отнюдь не от РПЦ, большинство из них являются запросами региональных законодателей.

В современной ситуации, как сказал Медведко, законодатели также заинтересованы в поддержании религиоведения в системе социальных наук. Дело в том, что нынешнее религиоведение разделилось на две крайности - первая - это правозащитная деятельность, гражданская активность, но никак не научно-исследовательская работа. Вторая крайность - теология, которая также является формой подмены религиоведения. Уменьшается число научных центров, этот процесс становится всё более необратимым. Медведко подчеркнул, что Минобрнауки должно поддержать развитие религиоведения.

Проблемы открытости и диалога с обществом в Католической церкви была затронута в докладе Вероники Язьковой, сотрудника Центра по изучению проблем религии и общества Института Европы РАН. О развитии социального служения Церкви на низовом уровне говорила доцент Нижегородского государственного лингвистического университета имени Н. А. Добролюбова Ольга Шиманская. Ситуацию в Украине вокруг дискриминационных поправок в законодательство описал

Олег Киселёв, религиовед, ученый секретарь Института философии Академии наук Украины им. Г. Сковороды. Тема радикализма на религиозной почве в России и в Израиле была затронута Михаилом Козловым, аспирантом кафедры национальных и федеративных отношений российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ. Новая волна законопроектов о регулировании миссионерской деятельности была предметом доклада юриста Василия Ничика (Пермь). Веротерпимость в ведической философии и практике индуизма была проанализирована в докладе Ильи Куриленко, представителя индуистского движения Дивья Лока (Нижний Новгород). Куриленко подчеркнул, что принадлежность к индуизму не исключает уважения к другим религиозным традициям. Индуизм открыт к диалогу, а главным его принципом является ахимса - ненасилие. Илья Куриленко отметил, что индуисты являются патриотами России, и если все мы будем терпимы, то и законы будут работать на веротерпимость в обществе.

Новую книгу о методике признания материалов экстремистскими представил Сергей Оленников, сотрудник Санкт-Петербургского центра по изучению экстремизма. Он обрисовал основные проблемы экспертизы: дефицит экспертных учреждений, стремление экспертов отвечать на правовые вопросы, которые выходят за рамки их компетенции, принятие судами и прокуратурой взаимоисключающих экспертиз, а также постановления судов, принимаемых на основании выгодных прокуратуре экспертиз.

Политическая позиция РПЦ и её последствия для будущего стали предметом анализа Сергея Филатова, ведущего научного сотрудника Института востоковедения РАН, руководителя проекта "Энциклопедия современной религиозной жизни России". По его словам, социальная доктрина утверждает в качестве идеального строя монархию, но это мечты, не имеющие отношения к действительности. В концепции также говорится, что Церковь может существовать и при демократии. После выборов 2011 года руководство РПЦ вполне допускало разномыслие. Однако к весне 2013 года позиция РПЦ стала жёстко антидемократичной и осуждение оппозиции спровоцировало антиклерикальные настроения. Хотя до этого диссиденты-белоленточники относились к РПЦ вполне благоприятно.

По словам Сергея Филатова, убеждение экспертов в том, что РПЦ в очередной раз поддерживает политический режим - это огрубление действительности. Положение РПЦ в обществе оказалось в зависимости от исторического маятника: Церковь была сметена революцией из-за союза с архаичным царским режимом, после падения советского строя Церковь получила заслуженное уважение. Поддерживая авторитарные тенденции сейчас Церковь неминуемо дождётся в свой адрес новой волны антиклерикализма. Как показывает история церквей в разных странах мира, подчеркнул Филатов - принятие демократических ценностей в РПЦ - это вопрос времени.

В завершение конференции международный эксперт Кол Дурэм поделился своими впечатлениями от состоявшейся дискуссий, подчеркнув главную мысль: право на свободу религии и убеждений не говорит о том, что ограничений вообще не должно быть, это право говорит о том, что они должны быть разумными.

Лункин Р.Н., ведущий научный сотрудник Центра по изучению проблем религии и общества ИЕ РАН.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.