Научная статья на тему 'Власть и верующие в России (научно-практическая конференция)'

Власть и верующие в России (научно-практическая конференция) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
41
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Власть и верующие в России (научно-практическая конференция)»

ВЛАСТЬ И ВЕРУЮЩИЕ В РОССИИ: ЕСТЬ ЛИ КУЛЬТУРА РЕЛИГИОЗНОЙ СВОБОДЫ?

(конференция Института Европы РАН и Международной ассоциации религиозной свободы)

Можно с уверенностью сказать, что в России чрезвычайно редко проводятся мероприятия, где религиозные лидеры и учёные могут рассказать о реальных проблемах, с которыми они сталкиваются. Одной из таких встреч стала научно-практическая конференция "Свобода религии и права человека", которая состоялась 7 декабря 2006 года. Организаторами конференции выступили Институт Европы РАН и Евразийское отделение Международной ассоциации религиозной свободы (МАРС). Подготовка конференции проходила в рамках работы над проектом РГНФ "Восточное и западное христианство - преодоление стереотипов прошлого и образа врага. Основные параметры и границы сотрудничества". Приветствовал участников директор ИЕ РАН академик Н.П. Шмелёв, который подчеркнул, что проблематика свободы совести и прав человека является предметом исследований Института на протяжении всех 20 лет его существования.

Свой собственный взгляд на роль религии в российском обществе академик Шмелёв выразил через слова нобелевского лауреата Виталия Гинзбурга, который утверждал, что является логическим атеистом, но при этом завидует тем, у кого есть дар чистой, незамутнённой и искренней веры. Как отметил Шмелев, "может быть, я не такой уж и атеист, но я хорошо понимаю ощущение надежды на то, что благодать коснётся и меня, что и во мне появится такая же искренняя чистая вера". Поиск веры и поиск Бога, по словам Шмелёва, генетически присущи человеку, а по российском опыту сбрасывать со счетов влияние внешних условий на человека и его веру нельзя. "Народ-богоносец" с такой яростью крушил церкви после 1917 года, что и сами организаторы не ожидали от него этого. Люди подвергались тотальному давлению на протяжении десятков лет, и выросло несколько поколений, которые вообще потеряли веру, подчеркнул Шмелев. Затем пришла плохая или хорошая, полная или неполная демократия, и произошёл всплеск интереса к религии и поискам Бога.

Современная тематика свободы совести складывается, как отметил Н.П. Шмелёв, из понимания путей, по которым человек идёт к Богу или же не идёт к нему. Для ИЕ РАН обсуждение этой темы стало органичным и традиционным, в том числе и благодаря профессору Красикову, отметил академик Шмелёв. По его мнению, угрозы "холодной войны" ушли в прошлое, но появилась ещё более страшная угроза, о которой писал С. Хантингтон, - это столкновение циви-

лизаций. Вспышки терроризма, насилия, ультра-радикализма происходят и в ХХ1 веке, но если человек не потеряет инстинкт самосохранения и не пойдёт по пути самоубийства, то он найдёт способ выжить.

Фактически не столько идеи религиозной свободы, сколько возможное понимание свободы совести заинтересовало представителей государства. Конференцию приветствовал глава Комитета Госдумы РФ по связям с общественными объединениями и религиозными организациями Сергей Попов, член Генерального совета партии "Единая Россия". В своём приветствии он отметил необходимость утверждения гармоничных религиозных отношений, толерантности и справедливости. Советник руководителя Управления Администрации президента РФ по внутренней политике Сергей Мельников заметил, что форум, собранный Институтом Европы РАН и МАРСом, сможет стать серьёзным фактором в защите прав верующих. Мельников обозначил основные проблемы, которые возникают в отношениях власти и различных церквей и общин. К примеру, религиозные объединения уже участвуют в правотворческой деятельности, критикуя проект Минюста РФ о регулировании миссионерской деятельности. Реакция глав конфессий показывает, по мнению Мельникова, что в религиозной сфере активно функционирует гражданское общество. Сотрудник Администрации президента РФ сообщил о том, что существует проблема выделения земельных участков религиозным организациям, потому что органы власти не обязаны выделять участки для строительства культовых зданий. Что касается их возврата, то этот процесс также связан с многими проблемами, так как возврат имущества не носит характера реституции. Подчеркивая светский характер государства, Мельников также отметил, что органы власти не предоставляют религиозным объединениям финансовой помощи, помимо налоговых льгот. А религиозное воспитание возможно только в воскресных школах и негосударственных учреждениях, а в муниципальных школах только по желанию родителей, на основе свободного выбора. Как отметил глава Комитета по связям с религиозными организациями при правительстве Москвы Николай Меркулов, многие подталкивают чиновников к выходу из правового поля, что приводит к тому, что проблема экстремизма появляется там, где её не было.

Об особом значении национальных культурных ценностей в условиях глобализации напомнил ответственный секретарь правительственной комиссии по вопросам религиозных объединений Андрей Себенцов. Он выступил с критикой либерального тоталитаризма, приведя в пример высказывания зампреда ОВЦС МП протоиерея Всеволода Чаплина о том, что куда идёт поезд глобализации, не могут сказать даже сами либералы.

Качественный состав конференции МАРСа отметил почетный президент ЕАО МАРС профессор Анатолий Красиков, руководитель Центра по изучению проблем религии и общества Института Европы РАН. Среди участников Красиков выделил членов Совета при Президенте РФ. Сравнивать религии, по словам Красикова, невозможно, так как каждая считает себя носителем Истины. Между тем существуют общечеловеческие ценности, в том числе свобода верить и не верить. Право на свободу совести записано в Конституции РФ и в международ-

ных договорах, которые ратифицировала Россия. Наша страна, подчеркнул Красиков, также подписывалась под договорами, в которых признавалось, что проблема свободы совести выходит за рамки отдельного государства. Это значит, что Россия и другие демократические страны могут давать оценку положению со свободой совести в других странах.

От лица религиозных объединений на конференции выступили представитель Традиционной буддийской сангхи России Санжей-лама Андрей Бальжиров и заместитель председателя Совета муфтиев России и ректор Московского Исламского университета Марат Муртазин. По мнению Муртазина, ислам является одной из быстро растущих религий в России, однако в мусульманской умме отсутствует организационное и иерархическое единство, а проповедники из-за рубежа пытаются навязать "новые мусульманские порядки", призывают мусульман не подчиняться установлениям муфтиев и имамов, аргументируя это якобы "предписаниями шариата". Муртазин заявил о том, что религиозные организации не должны вмешиваться в политику, и призвал государство решать проблемы религиозной жизни в сотрудничестве с самими верующими.

Председатель Конгресса еврейских религиозных организаций и объединений в России раввин Зиновий Коган отметил, что страну не смогут сберечь ни нефтепроводы, ни газопроводы, а лишь люди, которые в разных концах страны празднуют Пасху или какие-либо другие религиозные праздники. Коган заявил: "Я православный раввин, я всё время выступаю за введение "Основ православной культуры", чтобы дети почитали своих родителей и сохраняли свою религиозную традицию, хотя это и не значит, что не должно быть места другим религиям". Бог, по мнению Когана, дал МАРС России, чтобы осуждать ненависть и учить не только терпеть, но и любить друг друга.

О том, что свобода религии может быть правом на свободное выражение своей веры и свободой союза с Богом, заявил митрополит Тадеуш Кондрусе-вич, ординарий архиепархии Божией Матери в Москве. По словам митрополита, свобода слишком часто понимается только как внешняя законодательная защита. В то же время необходимо иметь в виду и внутренний аспект этой проблемы. Тадеуш Кондрусевич привел в качестве примера слова философа Николая Бердяева о том, что "Бог в свободе видит достоинство сотворённого им человека. Только в свободном существе образ и подобие Божие обнаруживаются". Как заметил митрополит, подобной является и позиция Католической Церкви, выраженная, прежде всего, в Декларации II Ватиканского Собора о религиозной свободе "Dignitatis humanae". Этот документ является одним из фундаментальных плодов Собора. По сути он представляет собой прорыв в учении Католической Церкви, начало новой эпохи сосуществования с последователями других исповеданий и неверующими, оставляя полную свободу религиозного выбора. В понятии религиозной свободы и свободы совести необходимо различать два элемента: свободу внутреннюю, которая подразумевает формирование религиозных убеждений и мировоззрения, и свободу внешнюю, то есть выражение религиозных убеждений и действие им согласное, заключил Тадеуш Кондрусевич.

Вместе с тем сотрудник Отдела внешних церковных связей Московского патриархата (ОВЦС МП) священник Александр Васютин заявил о том, что превосходство индивидуального над коллективным характерно для западной либеральной концепции, тогда как у нас на Востоке все наоборот. Критерий Истины, по мнению Васютина, на Западе содержится только в юридической области, а значит, для либерального государства неважна мировоззренческая ценность религии. Гуманистическое общество берет под свою защиту и порочного индивида, полагает Васютин. Православное видение заключается в воссоздании связи с Богом и другими людьми, в богоподобии без юридических терминов. Призыв к уважению меньшинств, по мнению Васютина, - это призыв к игнорированию "права" как праведности, тем более что и права человека не так уж незыблемы, в различных обществах они понимаются по-разному. Представитель РПЦ МП высказал сомнение в том, что западное представление о свободе необходимо России. По его словам, "Если апробированная на Западе система ценностей доказала там свою эффективность и жизнеспособность (а она там складывалась в течение 500 лет) и в основном принимается обществом, это еще не значит, что она будет панацеей для российского общества, ибо на первое место выходит не оптимальность, а удовлетворенность. Скорее всего, она будет им отторгнута, как инородное тело...".

Прямо о том, что свобода совести и вообще любая свобода невозможна без демократии, сказал только председатель Российского союза евангельских христиан-баптистов Юрий Сипко. В христианстве, по словам Сипко, ярко выражена идея прав и свобод, но лишь со времени Мартина Лютера она стала открыто проявляться и воплощаться в жизнь. Либерализм, как его определял Джон Локк, это парламентаризм и демократические свободы. Как подчеркнул Сипко, необходимо привести точное определение либерализма, так как часто используется представление о развратном либерализме. Но те, кто его использует, скорее хотят опорочить либерализм в целом, отметил Сипко. На дворе ХХ1 век, однако, по словам Юрия Сипко, в России 90% влияния у исполнительной власти, 8% у законодательной, 2% у судебной ветви, да и то эту ветвь еще называют "басманной". Скандал вокруг пенсионного фонда Сипко назвал показателем цинизма сегодняшних властей. На этом фоне растёт число беспризорников, уменьшается продолжительность жизни, преследуют Армию Спасения, то есть создаётся впечатление, что Конституцию государственные мужи не читали. На надгробном камне Мартина Лютера Кинга было написано: "Наконец свободен", но все-таки хочется еще при жизни быть свободным, подчеркнул Сипко. Индивидуальные свободы еще не освоены обществом и государством, представители которого часто насаждают ненависть и инаковость. По словам главы Союза баптистов, если мы сами не будем защищать наши права, то и власть этого делать не будет. То, что человек ощущает себя выше государства, - это признак повзрослевшего человека, а таким взрослым человек стал именно через Евангелие Иисуса Христа. Вторичность прав человека, которую объявляет Декларация прав человека Х Всемирного Русского Народного Собора, по мнению Сипко, это то, где человечество было примерно до ХУЛ века, и показатель того, что в Российской Федерации права человека пока действительно вторичны.

Для религиозных лидеров неожиданно актуальной оказался общий вопрос отношения государства и общества в России, потому что из-за искажения этих отношений страдают прежде всего верующие "нетрадиционных" конфессий. Так, по мнению пастора московской общины св. Михаила Евангелическо-лютеранской Церкви России Ивана Чернышева, государство и общество у нас воспринимаются как одно и то же, и только сейчас начинает приходить понимание, что это не так. Каждый, как отметил заместитель начальствующего епископа Российской Церкви христиан веры евангельской Павел Бак, вкладывает свой ресурс в демократические основы земного Отечества, стремясь обеспечить его благополучие. Излишне, наверное, предполагать, что кто-то намеренно вырабатывает двойные стандарты, чтобы ущемлять права других. К сожалению, отметил Павел Бак, складывается впечатление, что свобода граждан - самый уязвимый сегмент в российском обществе.

Источником конфликтов и инструментом развёртывания серьёзных конфликтов на религиозной почве часто становятся СМИ. Роль общественных институтов, как отметил сопредседатель Славянского правового центра и главный редактор журнала "Религия и право" адвокат Анатолий Пчелинцев, и журналистского сообщества весьма велика. Примером является дело об антисектантском сюжете в программе "Времечко", которое рассматривалось в Общественной коллегии по жалобам на прессу в Союзе журналистов России. Во "Времечко", заметил Пчелинцев, были подтасованы факты и представлена в неприглядном свете церковь ЕХБ "На Шелепихе" и ее пастор Александр Семченко. Известные журналисты и общественные деятели высказались в пользу церкви ЕХБ в ходе заседания Общественной коллегии по жалобам на прессу, которое состоялось 27 ноября. В сюжете программы "Времечко" упоминалась только пятидесятническая церковь "Торжествующий Сион", которая арендует помещение у баптистской церкви "На Шелепихе". Однако зрителям была показана часть проповеди пастора церкви ЕХБ Александра Трофимовича Семченко, снятая скрытой камерой, причем пастор был в сюжете назван Василием Петровичем. Пастора, показанного на экране, журналисты "Времечка" обвинили в том, что он собирает с прихожан деньги, что он тунеядец и имел судимость именно за тунеядство. В ходе заседания Общественной коллегии было заявлено о том, что трудовой стаж служителя Александра Семченко составляет 42 года, а судили его ещё в советское время за распространение Библии. В 2004 году коллегия уже заявляла о нарушении профессиональной этики со стороны программы "Времечко". По словам Анатолия Пчелинцева, необходимо настаивать на рассмотрении подобных дел в суде. Показательно также дело Армии Спасении, по поводу которого рано делать выводы, так как российская сторона не выполнила решение Европейского суда по правам человека - не зарегистрировала Московского отделение Армии Спасения и не выплатила 10 тысяч евро. Как подчеркнул Анатолий Пчелинцев, все 5 лет дела Армии Спасения являются яркой иллюстрацией беспомощности чиновничьего аппарата. Кроме того, мировое сообщество считает признание Пресненским судом Армии Спасения в качестве военизированной организации анекдотическим случаем.

В современной России религиозные меньшинства, какие-либо неугодные религиозные группы и просто "инакомыслящие" вполне могут стать и становятся жертвами борьбы с "экстремизмом". С этих позиций осветил некоторые положения Закона 2002 года "О противодействии экстремистской деятельности" адвокат, представитель Совета церквей евангельских христиан Сергей Сычёв. По его мнению, существует по крайней мере две главные проблемы. Во-первых, в Законе нет четкого определения таких понятий, как "вражда", "унижение достоинства", "пропаганда исключительности, превосходства или неполноценности" и т.д. Сычёв предлагает разграничить религиозную сферу и юридические спекуляции по поводу религиозного превосходства, так как суды начинают обвинять религиозные организации в том, что они считают себя истинными (к примеру, Свидетелей Иеговы). Во-вторых, законодательство не определяет того, как надо рассматривать судебные дела о признании какой-либо литературы экстремистской, а поэтому чаще всего психолого-лингвистическая и религиоведческая экспертизы используются судами произвольно. Для того чтобы признать экстремистской мусульманскую литературу, некоторые эксперты находят "признаки экстремизма" даже в Коране и в книгах признанных исламских богословов.

Религиовед Сергей Иваненко особое внимание уделил индуистским объединениям и заметил, что всем религиозным традициям надо дать право удовлетворять свои духовные потребности. Между тем в Москве Обществу Сознания Кришны запрещают строить храм, а в Архангельске с подачи православной епархии была закрыта организация "Сант Мат" (Путь Мастеров) за осуществление медицинской деятельности без лицензии, хотя медитация отличается от медицинской практики с религиоведческой точки зрения. Наряду с этим заведующий кафедрой религиоведения РГПУ им. А.И. Герцена профессор Андрей Григоренко заметил, что свобода и совесть вполне могут существовать отдельно друг от друга, свобода неразрывно связана с личностью и это утопия думать, что государство должно даровать нам все права. Пока же господствует политико-правовой взгляд на свободу совести, в том числе и из-за активной деятельность таких юристов, как сопредседатели Славянского правового центра Анатолий Пчелинцев и Владимир Ряховский.

Попытку понять особенности религиозно-общественной дискуссии на примере образования предпринял директор Центра изучений религий РГГУ профессор Николай Витальевич Шабуров, вице-президент МАРСа. По его словам, дискуссия о том, как преподавать религиозно окрашенные дисциплины в школе, де-факто свелась к обсуждению преподавания "Основ православной культуры". Аргументы сторонников ОПК состоят в том, что в школах нужно преподавать культурологический курс, но тогда непонятно, почему речь не идёт о внедрении "Основ российской культуры". Помимо этого, надо учитывать, что введение ОПК на практике обусловлено традициями, ведь огромную роль, по мнению Шабурова, в России играют не законы и указы, а внетекстовая реальность. Никто не спорит о том, что, к примеру, жителям Москвы необходимо знать и понимать смысл церковного искусства, окружающих храмов, а значит, и элементов христианского вероучения в православном его варианте. Однако, под-

черкнул Шабуров, анализ курсов ОПК показывает, что в них не говорится о культуре, а скорее проводится катехизация и проповедь, мягко говоря, изоляционистских идей, нетолерантного отношения к другим конфессиям и этносам. "На основе каких сочинений и авторов мог бы строиться оптимальный курс ОПК?" - задаётся вопросом Николай Шабуров. Как это ни покажется странным, по мнению религиоведа, эти книги были созданы еще в 1970-е годы. Это и "Поэтика византийской литературы" С. С, Аверинцева, и книги Д. С. Лихачева по древнерусской литературе, и В.В. Бычкова, а также труды прот. Александра Шмемана. Всё равно даже при внедрении курса ОПК, созданного на базе идей этих авторов, возникли бы проблемы, но острота проблемы была бы меньшей. Сейчас же предлагают курс Бородиной в разных вариант, который представляет собой плохой курс катехизации с выпадами против других религий.

Многие говорят о том, что надо обратиться к религиозному и духовному наследию, но, по словам Шабурова, не было разговора о том, что такое православная или же русская культура. Суть проблемы, ее научное обсуждение были подменены публицистикой. Опыт показывает, что только светское общество и светское государство может поддерживать свободу совести и свободу различных религиозных традиций. В школах, по словам Шабурова, должен преподаваться обобщённый курс по изучению всех религий, также как и в православных семинариях и академиях должны изучаться в уважительном ключе все религиозные традиции. Не следует дискриминировать, как заметил религиовед, православное образование, надо вводить стандарт "теология" в вузах и ВАКах, богословская наука должна быть признана. Вред, по мнению Николая Шабуро-ва, приносит лишь попытка насильственного внедрения.

Наступило время, когда необходим цивилизованный и открытый разговор о религии, о том, что такое свобода совести, о том, какие конфликты возникают в отдельных религиозных объединениях, а также в отношениях между общинами и чиновниками. Религиоведы и верующие, с одной стороны, стараются воспитывать чувство ответственности и веротерпимости; с другой стороны, их слова свидетельствуют о том, насколько тяжело в России говорить о любой российской вере, помимо "традиционных" религий, и насколько не хватает самых элементарных знаний о том, кто и как верит.

Роман Лункин,

старший научный сотрудник Института Европы РАН.

РОССИЯ И ОБЪЕДИНЯЮЩАЯСЯ ЕВРОПА: ВЗГЛЯД ИЗ КАЛИНИНГРАДА

Сотрудничество России и Евросоюза на Европейском Севере, а также проблемы Калининграда стали основной темой научно-практического семинара "Россия и объединяющаяся Европа: перспективы взаимодействия".

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.