Научная статья на тему 'Религия в России: свобода и ответственность (международная конференция)'

Религия в России: свобода и ответственность (международная конференция) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
113
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Современная Европа
Scopus
ВАК
ESCI
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Религия в России: свобода и ответственность (международная конференция)»

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

РЕЛИГИЯ В РОССИИ: СВОБОДА И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ (МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ)

Регулярное проведение научно-практических конференций, посвящён-ных религиозному фактору в политике, стало для нашего института доброй традицией. Такими словами директор Института Европы РАН академик Н.П. Шмелёв приветствовал участников конференции "Свобода, религия, нравственность и ответственность", которых собрал ИЕ РАН в канун праздника Рождества. Соорганизатором конференции выступало Евразийское отделение Международной ассоциации религиозной свободы (МАРС) - давний партнёр Центра социально-религиозных исследований Института Европы.

Как подчеркнул в приветственном обращении к участникам форума председатель Комитета Госдумы РФ по делам общественных объединений и религиозных организаций, член генерального совета партии "Единая Россия" С. А. Попов, МАРС "вносит существенный вклад в развитие духовно-религиозного плюрализма, утверждение принципов толерантности и становление институтов гражданского общества в России, оказывая существенное влияние на формирование научного дискурса по этноконфессиональным проблемам". Представитель высшего органа законодательной власти выразил уверенность, что "нынешний высокий форум придаст новый импульс развитию принципов религиозной свободы для каждого, гарантированных Конституцией РФ, и станет новым шагом на пути к межконфессиональному миру и согласию".

Заместитель председателя Комиссии по вопросам религиозных объединений при правительстве РФ А.Е. Себенцов, со своей стороны, признал, что конституционные принципы отделения религиозных объединений от государства и их равенства перед законом нередко нарушаются чиновниками как в центре, так и (особенно) на местах.

Конференция показала, что видные религиозные деятели - от православных и протестантов до мусульман и кришнаитов - хорошо сознают значение своего вклада в строительство в России открытого гражданского общества и ждут от представителей политической элиты того же. Об этом говорил, в

частности, руководитель российских католиков митрополит Тадеуш Конд-русевич, изложивший основные положения социальных доктрин не только своей церкви, но и РПЦ, протестантов, мусульман и иудеев России.

Если религия провозглашает незыблемые нравственные принципы с целью спасения людей, сказал он, то государство, как правило, исходит из конкретной ситуации и реальных возможностей, вследствие чего оно чаще всего принимает программу, отвечающую текущему моменту. Хотя ошибочным было бы утверждать, что религия не учитывает конкретной ситуации человека, а государство не решает глобальных задач. Извечно существующие проблемы отношений религиозных организаций и государства не исключают факта их связи, взаимного влияния и даже необходимости сотрудничества.

История знает много примеров взаимного проникновения религии и политики, причём так было и на Востоке, и на Западе, продолжал митрополит. В Средние века государства с религиозной точки зрения были, как правило, моноконфессиональными. Со временем, однако, они становятся поликонфессиональными. Это потребовало отхода от модели государства с одной господствующей религией и принятия новых решений в области государственно-конфессиональных отношений. При этом автономия религиозных организаций и государства не означает их взаимной изоляции. Наоборот, необходимо соработничество обеих сторон во благо человека и общества, которым служат и государство, и религиозные объединения, констатировал Т. Кондрусевич.

Один из руководителей Российского объединённого союза христиан веры евангельской К.В. Бендас напомнил, выступая на форуме, что Президент РФ В. В. Путин неоднократно высказывался в поддержку веротерпимости, подчёркивая, что мы живём в многоконфессиональной стране, где все религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. Своей важнейшей задачей в толерантном обществе представители нашей, как и других конфессий, считают социальное служение, которое как раз и должно сформировать атмосферу понимания между верующими и чиновниками, сказал К.В. Бендас.

Начальствующий епископ Российской Церкви христиан веры евангельской П. Н. Окара подчеркнул, что церковные служители должны учить паству состраданию и терпимости. При этом духовные пастыри не должны становиться общественными и политическими деятелями, так как пастор не может смотреть на мир сквозь призму политики. В то же время существует масса трудностей, с которыми в России сталкиваются и баптисты, и пятидесятники, и адвентисты, и католики, и мусульмане. Препятствия, чинимые различным общинам, мешают осуществлению их социальной и миссионерской работы, то есть не дают верующим исполнить свой гражданский и церковный долг.

В этом же ключе высказался заместитель председателя Российского союза евангельских христиан-баптистов П.В. Мицкевич. Он выразил озабоченность тем, что в Российской Федерации наметилась устойчивая тенденция к ограничению религиозной свободы. По мнению баптистского руководителя, "всё более жёстким" становится отношение чиновников к "нетрадиционным" (по их

мнению) религиозным организациям. Проявляется это в отказе оформлять права собственности на землю или Дома молитвы, в вытеснении церквей из социальной сферы - детских домов, больниц и т. д. Наряду с этим многие представители "традиционных" конфессий создают в СМИ и государственных структурах негативное отношение к другим направлениям и течениям.

Сотрудник аппарата Совета Федерации доктор философских наук С.И. Иваненко обратил внимание на недостаточную сбалансированность механизмов межконфессионального взаимодействия в России. Отметив конструктивную роль, которую играет в деле развития государственно-конфессиональных отношений Совет по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте РФ, и выразив удовлетворение включением в состав Общественной палаты РФ представителей некоторых общин верующих, он в то же время указал на отсутствие постоянно действующих структур по диалогу между самими религиозными объединениями.

К участию в созданном по инициативе РПЦ Межрелигиозном совете России (МСР) с самого начала были приглашены только православные, мусульмане, буддисты и иудеи, констатировал С.И. Иваненко. Просуществовавший несколько лет Христианский межконфессиональный консультативный комитет (ХМКК), куда входили православные, католики и протестанты, фактически распался. За бортом диалога остались новые религиозные движения. По мнению С.И. Иваненко, пришло время подумать о расширении состава МСР или формировании новой структуры, где представители верующих могли бы обсуждать свои проблемы напрямую, без каких-либо посредников.

Известный философ и социолог, член Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при президенте РФ проф. М.П. Мчедлов выступил с обстоятельным докладом о социокультурных факторах формирования этнорелигиозной толерантности. Ссылаясь на данные проводимого уже более 10 лет по репрезентативной российской выборке мониторинга об общественном сознании и поведении различных этнических и религиозных групп российского населения, он сообщил, что в православной группе лидерами симпатий являются представители народов, исторически исповедующих православие, - русские, украинцы и белорусы. Христиане неславянского этнического происхождения набирают вдвое меньший процент положительных оценок, тогда как отрицательное отношение к ним высказывает значительно большая (по сравнению со славянами) доля опрошенных.

Тему, поднятую М.П. Мчедловым, продолжила профессор Российского университета дружбы народов О.В. Андреева. Она констатировала, что внутри наиболее крупной и влиятельной религиозной структуры России - РПЦ возникло противостояние двух противоположных сил. Для консерваторов неприемлемо всё, что ведёт к реальному утверждению свободы совести. Совсем другой позиции придерживается Патриарх Алексий II, для которого открытость миру при сохранении собственных религиозно-культурных ценностей - единственно

возможное условие выживания. В докладе подчёркивается, что позиция Патриарха получила поддержку Архиерейского Собора РПЦ.

Проблемам государственно-конфессиональных отношений посвятил свой доклад профессор кафедры религиоведения Российской академии государственной службы при Президенте РФ М.О. Шахов. Подробно проанализировав действующий закон "О государственной гражданской службе" и правоприменительную практику последних лет, он пришёл к выводу о существовании значительного числа пробелов как в области регулирования практических аспектов взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления с религиозными объединениями, так и в области реализации государственными служащими личного права на свободу совести.

Речь идёт, в частности, о неправомерном предоставлении отдельным религиозным организациям государственных денежных средств или имущества. Ввиду недостаточной правовой регламентированности процедуры принятия решения относительно удовлетворения ходатайства религиозной организации о передаче ей культового здания или выделении земельного участка для его строительства госслужащие, как показывает практика, могут принимать необъективные решения, создавая "режим наибольшего благоприятствования" для одних религиозных организаций и систематически отказывая другим, в том числе тем, которые получающая покровительство властей конфессия считает своими конкурентами.

Касаясь нормативных предписаний, призванных обеспечивать светскость государства и государственной службы, Шахов констатировал, что участие государственных служащих, особенно высокопоставленных, в совершении религиозных обрядов воспринимается значительной частью населения как свидетельство особого расположения власти к соответствующей конфессии. И уж абсолютно недопустимы прямые приказания руководителей подчинённым посещать религиозные мероприятия. В качестве средства для совершенствования действующего законодательства М.О. Шахов рекомендовал разработать "Кодекс светскости государственных органов и государственных служащих". Отсутствие подобного кодекса может привести к идеологизации политики государства вопреки Конституции, согласно которой в России никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

На ту же опасность указал секретарь Экспертного совета по проведению государственной религиоведческой экспертизы при Министерстве юстиции РФ А.Г. Залужный, доклад которого был посвящён проблеме воспитания толерантной правовой культуры. Теоретическая на первый взгляд проблема находит практическое выражение, проявляясь в виде религиозных фобий. Межконфессиональные отношения в нашей стране ещё не приобрели той степени толерантности, когда можно было бы говорить о том, что все, без исключения, религиозные организации безоговорочно следуют принципу веротерпимости и что она (веротерпимость) заняла положенное ей место в правосознании верующих.

По мнению представителя христиан-адвентистов седьмого дня, ректора За-окского христианского гуманитарно-экономического института Е.В. Зайцева, фобии приводят прежде всего к дискриминации по отношению к тем конфессиям, которые не упомянуты поимённо в преамбуле к закону о свободе совести 1997 года. Это особенно часто происходит в провинции, где значительная часть населения настроена отрицательно по отношению к неправославным религиозным объединениям, хотя они официально зарегистрированы государством и ведут энергичную социальную работу, проповедуя гражданскую ответственность и патриотизм. Для повышения уровня веротерпимости Е.В. Зайцев предложил привлекать к чтению лекций в образовательных учреждениях преподавателей разных конфессий.

О необходимости диалога РПЦ с другими христианами России говорил сопредседатель Славянского правового центра А.В. Пчелинцев. Он считает, что Межрелигиозный совет России, в состав которого были включены только православные, мусульмане, иудеи и буддисты, должен быть либо распущен, либо существенно расширен. Вопиющим фактом, по мнению Пчелинцева, является то, что в этот совет не входят лидеры протестантских объединений, тогда как в России зарегистрировано более 5 тыс. евангельских общин и союзов. Кроме того, значительный вред верующим наносит "антисектантская" литература, которую руководство РПЦ рекомендует для внутреннего пользования сотрудникам ФСБ и МВД.

Сущность принципа плюрализма в светском обществе определил профессор РГПУ им. А.И. Герцена (Санкт-Петербург) А.Ю. Григоренко. По его мнению, это понимание того, что человек не Бог, человеку недоступна абсолютная истина, а потому в обществе признается много истин, все имеют право на своё понимание истины, в том числе и религиозной. Однако в сознании многих российских граждан толерантность не укоренена. Это связано с тем, что Россия лишь недавно вошла в число демократических стран - тех, где религиозная свобода давно стала обычным явлением, и потому россияне не успели отвыкнуть от монополии одной идеологии, от традиций единомыслия.

Представители науки и религиозной общественности высказались за налаживание конструктивного диалога власти и верующих, а также последователей различных вероисповеданий между собой. Важную роль в воспитании веротерпимости, по их мнению, призвана сыграть школа. Учёные призвали следовать основным положениям принятых Парламентской ассамблеей Совета Европы 4 октября 2005 года Рекомендаций 1720 (2005) "Образование и религия". В рекомендациях делается акцент на сравнительном изучении религий, так как, по мнению ПАСЕ, "общее хорошее знание религий" способствует созданию обстановки терпимости и консолидации общества.

Анатолий Красиков,

доктор исторических наук, профессор,

Роман Лункин, кандидат философских наук

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.