Научная статья на тему 'Религия и социальные конфликты: опыт религиозной политики России и Евросоюза'

Религия и социальные конфликты: опыт религиозной политики России и Евросоюза Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
308
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Современная Европа
Scopus
ВАК
ESCI
Ключевые слова
ЕВРОСОЮЗ / РОССИЯ / РЕЛИГИЯ / РЕЛИГИОЗНОСТЬ / ГОСУДАРСТВЕННО-ЦЕРКОВНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Лункин Роман Николаевич

Россия является “мощной частью европейской цивилизации”, в том числе это отражается на религиозных процессах, на большой роли религиозного фактора в общественно-политической жизни. В связи с этим обмен опытом между странами Евросоюза и Россией в такой острой политической сфере, как конфликты на религиозной почве, неизбежен и необходим.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Религия и социальные конфликты: опыт религиозной политики России и Евросоюза»

маги, которые им готовили. Если это европейское правительство, - считает Ф. Фратти-ни, - то такой подход недопустим.

Научными сотрудниками ИЕ гостю был задан ряд вопросов, на которые он обстоятельно ответил.

Прощаясь с гостем-министром и благодаря его за визит и.о. директора ИЕ РАН Ал.А. Громыко особо отметил тесные и плодотворные научные связи российских и итальянских учёных и, в частности, то, что ИЕ с успехом сотрудничает с целым рядом научных и учебных заведений Италии.

Буторина О.В, д.и.н., Мироненко В.И. к.и.н.

РЕЛИГИЯ И СОЦИАЛЬНЫЕ КОНФЛИКТЫ: ОПЫТ РЕЛИГИОЗНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ И ЕВРОСОЮЗА

Роль религии в социально-политической жизни в России, странах Евросоюза, в целом на постсоветском пространстве рассматривалась 4 июня 2014 года на IV Международной научно-практической конференции "Религия в рамках социальных конфликтов: опыт и геостратегия России и Европы". Организатором конференции стал Центр по изучению проблем религии и общества Института Европы РАН. Участниками и гостями ИЕ РАН стали религиозные деятели, представители органов власти (Правительства Москвы и региональных администраций), журналисты, учёные из самых разных вузов и научных институтов Москвы и регионов России.

Конференция была разделена на несколько секций. Первая часть была посвящена приветствиям и выступлениям представителей религиозных объединений, другие секции включали в себя доклады исследователей об участии церквей в становлении гражданского общества в рамках социально-политических трансформаций на постсоветском пространстве и в странах Евросоюза, а также доклады об особенностях религиозной политики в странах Евросоюза и в российских регионах (ведущими конференции были и.о. директора Института Европы РАН, д.полит.н. Алексей Громыко и в.н.с. Института Европы РАН Р.Н. Лункин).

Как отметил Алексей Громыко, многие социальные конфликты были пропитаны религиозным духом, в Европе большинство войн носило религиозную окраску. В одних случаях религия становится разделяющим барьером, в других примиряет. За религиозной подоплекой часто стоят вполне прагматичные интересы различных сторон. По словам Громко, глобализация в настоящее время создает много рисков - размывает национальную и религиозную идентичность. В связи с этим религиозный фактор начинает играть еще большую роль, чем раньше, параллельно с нарастанием конфликтогенности и противоречий между разными мировыми религиями.

С докладом о роли религиозной традиции выступил священник Роман Богдасаров, заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества. По его словам, есть силы, которые хотят использовать религию в любых конфликтах, но государство и общество должны опираться, прежде всего, на многовековой опыт взаимодействия традиционных религий. Для российского человека сосуществование мусульман, иудеев, христиан, соседство храма с мечетью, совершенно гармонично. Именно такого рода парадигма взаимоотношений религий легла в основу российской государственности. Отец Роман выразил надежду на то, что подобные конференции с

участием религиозных и государственных деятелей помогут утвердить миротворческий характер религиозной традиции.

Основной принцип современного общества, как отметил отец Роман, "нравственно то, что выгодно мне". Традиционные религии заявляю, что нравственность не является относительным понятием, а извращения нравственности неизбежно приводят к кризисам. В связи с этим важен принцип преемства традиций Русского мира, сотрудничества всех традиционных религий. Братские народы России, Украины, Белоруссии на протяжении тысячи лет пережили несколько моделей государственно-церковных отношений. Попытки подчинить церковь власти приводили к дестабилизации страны, стремление вытравить веру в советский период оказались несостоятельными. Вера сохранялась и во фронтовом окопе, и в людях, сидящих в кабинетах на Лубянке. В современной России сложилась уникальная ситуация, когда Церковь и власть стали строить отношения на принципе светскости, невмешательства в дела друг друга. Для Церкви - это выстраданная свобода, подчеркнул отец Роман Богдасаров, нельзя эту свободу подменять разрывом с обществом и властью. Секуляризм стремится всех контролировать с помощью религии комфорта, отодвинув веру.

В советское время духовность и просвещение сохраняли Церковь, музеи, театры. В настоящее время Церковь сохранила статус поставщика культурных ценностей, а сфера искусства не смогла устоять и сохранить культурную традицию русского народа. По существу, по словам отца Романа, создается новая культура, которая выражается в акциях безбожия, транслировании отрицательных образов и персонажей в СМИ. Создается перевернутая картина мир, которая внушает людям, что ценности либерального общества - единственные истинные.

Церковь делает реальные шаги в рамках соглашений о сотрудничестве с органами власти по поддержке семейных ценностей, окормления армии, взаимодействия с миграционной службой, в сфере социального служения и благотворительности. Безусловно, как отметил отец Роман, происходит обновление характера отношений Церкви и государства - все делается не тет-а-тет, а в рамках соглашений и программ.

Важнейшим фактором становится активность мирян. Здоровье нации или страны во многом зависит от веры, от той молекулы ДНК, которая лежит в основе человеческой цивилизации. Сможем ли защитить свою идентичность, зависит от того, насколько продуктивны будут связи религиозной общины и общества в целом.

Вместе с тем, когда все видят священнослужителей и чиновников вместе, то думают, что они всегда идут рука об руку, но в реальности это не так. Церкви постоянно приходится спорить и преодолевать разногласия, в частности, во время Олимпийских игр в Сочи, когда пришлось отстаивать возможность организовать молитвенные комнаты для каждой религии в отдельности, а также во время обсуждения концепции учебника российской истории, где не была освещена роль преп. Сергия Радонежского. В рамках сегодняшнего партнерства государства и Церкви возникает, во-первых, риск того, что создается неправильный образ о том, что Церковь и власть "спелись", и что они все согласуют между собой. Во-вторых, у представителей государственного аппарата возникает "головокружение от успехов", и чиновники стремятся найти рычаги для управления Церковью, что в Церкви стараются пресекать, подчеркнул отец Роман Богдасаров.

От имени протестантов выступил Виталий Власенко, председатель Отдела внешних связей Российского Союза евангельских христиан-баптистов, сопредседатель Христианского межконфессионального консультативного комитета (ХМКК). Он подчеркнул важность конференции, как площадки для межрелигиозного диалога, и экспертного сообщества, которое способно дать свои советы по предотвращению конфликтов на религиозной почве. Власенко также затронул тему последних событий в Украине и роли протестантских церквей в них. По его словам, евангельские христиане-баптисты понесли имиджевый урон в России из-за того, что и.о. президента Украины стал баптист

Александр Турчинов, как-будто бы это именно баптисты сделали революцию в Украине. На основании встреч в Киеве с верующими, по словам Власенко, становится очевидным, что лидеры Украины в какой-то момент оказались беспомощными, а причины кризиса и свержения законной власти кроются в социально-экономической сфере. Молодежь поверила обещаниям о том, что в ЕС украинцам будет лучше. В 2004 году протестанты сыграли значительную роль на майдане, в частности. Баптисты также активно участвовали в тех событиях, поскольку политики давали много обещаний верующим. При Ющенко церкви испытали разочарование, при Януковиче ситуация никак не развивалась. В 2014 году решающую роль в противостоянии с властью играл Киевский патриархат, который прямо видел "врагов" в действующей власти, а протестантские церкви уже более трезво смотрели на происходящее. Несмотря на то, что Турчинов баптист, его решения привели к вторжению на Юго-Восток Украины, но это решения политика, а не верующего. Порошенко продолжает усугублять эту трагедию. По словам Власенко, российские протестанты с пониманием относятся к братьям в Украине, но в конце мая во время съезда РСЕХБ была принята жесткая резолюция по Украине, которая ударила по двусторонним связям. Однако баптисты в России твердо стоят на библейском основании - "с мятежниками не сообщайтесь". Незаконное свержение власти было на майдане, и мы негативно к этому относимся. Молодежь спровоцировала конфликт, который подогрела оппозиция. Экономические и политические причины были основными в развитии кризиса. Роль религиозного фактора в этих событиях, по словам Власенко, минимальна, храмы собирали пожертвования в помощь нуждающимся с обеих сторон, двери церквей и домов молитвы были открыты для всех. Президентские выборы в Украине показали, что украинское общество не желает националистической конфронтации, украинский народ хочет перелистнуть эту страницу своей истории.

Пленарный доклад главы Центра по изучению проблем религии и общества ИЕ РАН профессора Красикова А.А. был посвящён теме: "Всеправославный собор - впервые после двенадцати с лишним веков перерыва". Целый ряд докладов затрагивал роль церквей в европейских странах. Например, "Русская православная церковь за пределами русских границ - что это значит для церкви и общества?" (Филатов С.Б., Института востоковедения РАН). По мнению Сергея Филатова, мало, кем осознается тот факт, что Московская патриархия никогда не заставляла свои поместные церкви в других государствах, в Прибалтике или в Украине, принимать ценности "русского мира" и "русской цивилизации". Православные церкви, подчиненные РПЦ МП, всегда поддерживают наилучшие отношения с национальными властями и становятся защитниками демократии и прав человека. РПЦ отнюдь не поддерживают националистов и сглаживает империалистические устремления представителей русской диаспоры, если они есть. Как отметил Филатов, в Украине УПЦ МП играет гораздо более положительную роль для консолидации различных частей страны, чем, к примеру, Киевский патриархат.

Доклады "Австрия - страна межрелигиозного диалога" (Величко О.И., Института социологии РАН), "Евангелическо-лютеранская церковь в социальной и политической жизни современной Швеции" (Чернышёва О. В., Институт всеобщей истории РАН) показали роль католицизма и лютеранства в организации диалога между религиями, конфессиями и в целом между разными общественными силами, работу церквей с мигрантами, которая позволяет сгладить противоречия в обществе. По словам Чернышёвой, около 1,5 млн человек находятся в сфере влияния Церкви Швеции и ее социальных проектов. Многие приходы приглашают к себе мигрантов, обучают их шведскому языку, приглашают мусульман. Лютеранская церковь также выступила за гуманизацию иммиграционного законодательства.

В докладе "Влияние греко-католической церкви на про-европейскую ориентацию регионов Украины: эмпирический анализ" (Снеговая М.В., Колумбийский Университет, США) отмечалось, что по индексам свободы и экономическому развитию протестантские страны намного обгоняют католические и православные, также было проана-

лизировано отношение греко-католиков к гражданской активности. Новый подход был предложен в докладе "Украинский регионализм: религиозное измерение" (Паршаков А.С., Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н.А. Добролюбова). По мнению Паршакова, делить Украину по конфессиональному признаку в настоящее время непродуктивно - миграция и распространение структур разных церквей по всей стране сделало это деление слишком условным и стереотипным.

В докладе "Украинский кризис и протестантские церкви: испытание суверенитетом" (Лункин Р.Н., ведущий научный сотрудник Института Европы РАН, сотрудник Центра по изучению проблем религии и общества ИЕ РАН, зам. главного редактора журнала "Современная Европа") автор отметил консолидированную позицию протестантских церквей Украины по защите целостности страны, отстаиванию ценностей демократии и европейского выбора. Российские протестанты, тесно связанные со своими собратьями в Украине, вновь встали перед проблемой отмежевания от украинского протестантизма, как и после "оранжевой революции" 2004-2005 годов. В связи с этим часть лидеров евангельских церквей России вынуждена была резко реагировать на события и осуждать украинские власти, чего не делала даже РПЦ.

Новая миссия религии была также затронута в докладах "Католический фактор в современной Италии: проблемы и перспективы" (Язькова В.Е., старший научный сотрудник Центра по изучению проблем религии и общества ИЕ РАН), "Индуисты в странах Европейского союза: опыт конструктивного взаимодействия с государством и обществом" (Иваненко С.И.).

Религиозному фундаментализму, а также исламу и проблемам миграции, был посвящен целый ряд докладов ведущих российских экспертов - "Ислам в жизни иммигрантских общин Западной Европы: социо-культурный и политический аспекты" (Бибикова О.П., сотрудник Центра исследования общих проблем современного Востока Института востоковедения РАН), Фактор радикального ислама в России - трансформация восприятия в обществе и политике (Цуркан А.А., старший научный сотрудник Института США и Канады РАН).

Государственно-конфессиональные отношения были проанализированы в докладах, рассказывающих об уникальном опыте исследований религиозности и сотрудничества власти и церквей. Ольга Шиманская, доцент Нижегородского государственного лингвистического университета имени Н. А. Добролюбова, рассказала о потенциале конфликта и толерантности в этноконфессиональном взаимодействии студенческой молодёжи в эмпирическом измерении (на примере Нижегородского региона). Юрий Федо-ренков, заведующий сектором по связям и содействию религиозным организациям отдела по взаимодействию с политическими партиями и религиозными организациями управления по внутренней политике аппарата Губернатора и Правительства Волгоградской области, представил доклад "Современные государственно-конфессиональные отношения: тенденции в региональном разрезе". Уникальность опыта Волгоградской области в организации широкого межконфессионального диалога, обучающих семинаров и круглых столов не только для религиозных лидеров, но и для чиновников на разных уровнях власти.

Как подчеркнул и.о. директора ИЕ РАН Алексей Громыко, в Институте Европы придерживаются мнения о том, что Россия является "мощной частью европейской цивилизации". В связи с этим обмен опытом между странами Евросоюза и Россией в такой острой политической сфере, как конфликты на религиозной почве, неизбежен и необходим.

Лункин Р.Н., в.н.с., Институт Европы РАН, сотрудник Центра по изучению проблем религии и общества ИЕ РАН.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.