Научная статья на тему 'Религиозный фактор и формирование демократического общества'

Религиозный фактор и формирование демократического общества Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
143
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЛИГИОЗНОСТЬ / ДЕМОКРАТИЯ / ПРАВОСЛАВИЕ / ПРОТЕСТАНТИЗМ / КАТОЛИЦИЗМ / УКРАИНСКИЙ КРИЗИС / ГОСУДАРСТВЕННО-ЦЕРКОВНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Лункин Роман Николаевич

Религия приобретает всё более значимую роль в общественной жизни и мировой политике. После Гаванской встречи папы Римского Франциска и патриарха Кирилла тема участия церквей и религиозных деятелей в разрешении конфликтов стала одним из важных элементов в структуре международных отношений. В России на федеральном и региональном уровнях также заметна социальная и культурная роль самых разных конфессий. Власти всё в большей степени начинают учитывать специфику религиозного многообразия страны и значение межконфессионального диалога как значимого политического фактора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Религиозный фактор и формирование демократического общества»

НАУЧНАЯЖИЗНЬ

РЕЛИГИОЗНЫЙ ФАКТОР И ФОРМИРОВАНИЕ ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА

Религия приобретает всё более значимую роль в общественной жизни и мировой политике. После Гаванской встречи папы Римского Франциска и патриарха Кирилла тема участия церквей и религиозных деятелей в разрешении конфликтов стала одним из важных элементов в структуре международных отношений. В России на федеральном и региональном уровнях также заметна социальная и культурная роль самых разных конфессий. Власти всё в большей степени начинают учитывать специфику религиозного многообразия страны и значение межконфессионального диалога как значимого политического фактора.

Тема роли религии в политике и в гражданском обществе в России и мире стала основной в рамках ряда мероприятий, которые проводились в Институте Европы РАН под эгидой Центра по изучению проблем религии и общества. 11 марта 2016 года состоялся семинар по религиозной политике в России в свете европейского опыта и презентация второго тома информационно-аналитического издания "Религиозно-общественная жизнь российских регионов" (Под редакцией С.Б. Филатова. Кестонский институт. М.-СПб.: Летний сад, 2016).

Издание продолжает проект "Энциклопедия современной религиозной жизни" (глава - социолог религии Сергей Филатов), который реализуется с 1998 года командой российских и английских учёных. Итоги полевых исследований в рамках этого проекта широко известны в России, Евросоюзе и в США. Уже изданы книги "Религия и общество. Очерки современной религиозной жизни России" (М.-СПб., 2002), "Современная религиозная жизнь России. Опыт систематического описания" (Т. 1-1У, 2003-2006), "Атлас современной религиозной жизни России" (Т. 1-Ш, 2005-2009), "Религия и российское многообразие" (М.-СПб., 2012). Издание отражает особенности деятельности религиозных общин как институтов гражданского общества, социального служения, отношение властей к различным религиозным направлениям, оценку демократичности проводимой в регионах политики.

В презентации принимали участие Ксения Деннен, президент Кестонского института (Оксфорд, Англия), Сергей Филатов, руководитель проекта "Энциклопедия религиозной жизни России" и старший научный сотрудник Института востоковедения РАН, Анатолий Красиков, профессор, доктор исторических наук, сотрудник Центра по изучению проблем религии и общества ИЕ РАН.

Анатолий Красиков отметил, что проект "Энциклопедия современной религиозной жизни" старается охватить все значимые религиозные организации российских регионов, которые заметны благодаря своей численности или социальной деятельности. Оценки, которые дают автор на основании своих интервью с лидерами общин с и с верующими, можно назвать объективным анализом. Социологи выявляют основные болевые точки, прежде всего, нетерпимость к инаковерующим в российском обществе на разных его уровнях. По словам Красикова, "разносный дух" возвращается порой и сегодня, нередко из церковной среды раздаются нетерпимые голоса в адрес тех же баптистов или адвентистов, но опыт показывает, что сектанты есть и в самой Русской православной церкви. Как отметил профессор Красиков, "Русской церкви придётся столк-

нуться с серьёзными проблемами - слишком большую свободу получили в ней реакционные круги".

Президент Кестонского института Ксения Деннен рассказала историю возникновения института, который начинался как общественная организация, центр по сбору и распространению данных о религиозной ситуации в СССР и странах социалистического лагеря. Позднее центр стал называться Кестон-колледж. Основатель колледжа каноник Майкл Бурдо в 1959 г. приехал на практику в Московский государственный университет им. М.В, Ломоносова и стал свидетелем начатых Никитой Хрущёвым новых гонений на церковь. Просьбы верующих рассказать на Западе, что реально происходит в Советском Союзе с Церковью, подтолкнули его к созданию института, который к началу перестройки насчитывал до 30 сотрудников. Институт собрал огромный архив, который теперь хранится в Бейлорском университете штата Техас (США) в Кестонском центре.

Взвешенный, подлинно научный подход к исследуемому объекту участников проекта отметила профессор Высшей школы экономики Татьяна Коваль: "Это летопись, которая будет читаться и через 100 лет, поскольку книги серии уже сейчас стали первоисточником".

Протоиерей Алексей Поляков, настоятель храма святых Бориса и Глеба в Обнинске, один из героев исследований, подчеркнул, что материал сборников представляет огромный интерес в том числе и для священников: "Мы живем в замкнутом приходском мире, мало знаем о том, что происходит вокруг. Очень важно узнать, что религиозная жизнь - это не только то, что показывают по телевизору: как будто кроме православия и ислама больше ничего нет".

Профессор Казанского федерального университета Анатолий Лещинский считает, что труды команды энциклопедического проекта войдут в сокровищницу религиоведения, поскольку закладывают базу для дальнейших исследований первой четверти XXI века. По его мнению, очень важно продолжать работу, поскольку протяжённость исследований даёт богатый материал для сравнения. В СССР издания Кестон-колледжа считались антисоветскими, напомнил он, а начиная с 1990 г. даже в Академии общественных наук при ЦК КПСС стали отмечать их объективную ценность.

С оптимизмом развитие гражданского общества в религиозном контексте оценил руководитель проекта Сергей Филатов: "Мы уже привыкли к критическим отзывам со всех сторон и сами видим немало негативного, сказал он, но поездки по всей стране в течение многих лет работы по проекту показывают, что "происходит медленный процесс выздоровления, улучшения религиозной жизни, и это не связано с политикой. Дикости становится всё меньше, люди больше читают, узнают о других исповеданиях. Церковь постепенно меняется в лучшую сторону. Если, например, брать социальную работу, то в конце 1990-х она зачастую воспринималась в Церкви чуть ли не как вероотступничество, а сейчас остались считанные епархии, где она не ведётся".

Оценка роли Церкви в развитии демократического общества в России стала продолжением более широкой научной дискуссии о развитии христианства в Европе, в рамках которой между собой спорили учёные и религиозные деятели.

Новая миссия Католической церкви в мире и роль диалога православия и католицизма были проанализированы в рамках конференции "Трансформация христианского мировоззрения в современном мире: диалог Церквей и наследие Второго Ватиканского собора", которая состоялась 18 февраля 2016 года. Организаторы конференции - Католический институт св. Фомы и Центр по изучению проблем религии и общества ИЕ РАН.

Заседание началось с приветствия Апостольского нунция в России архиепископа Ивана Юрковича. Он призвал задуматься, что, собственно, мы подразумеваем под трансформацией мировоззрения: "Эпохи меняются. Но календарь относительно мало значит. Большое значение имеют события. Трагедии меняют человечество. И именно поэтому Европа в XX веке пережила множество трансформаций. В частности, мы имеем дело с многочисленными последствиями Второй Мировой Войны". Важным факто-

ром произошедшей в XX веке трансформации Юркович назвал и II Ватиканский Собор с предложенными им ответами на самые значимые события и проблемы XX века.

Отец Томас Гарсиа 81 (директор Института св. Фомы) также подчеркнул важность осмысления роли Церкви в общественно-политическом поле сегодня в контексте наследия Второго Ватиканского собора. Причём, речь идёт не только о Католической Церкви, но также обо всех христианских конфессиях, особым образом призванных развивать диалог, о котором Папа и Патриарх ясно заявили в Декларации, подписанной по итогам встречи в Гаване.

Прошедшая на Кубе 12 февраля встреча Папы Римского Франциска и Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла вряд ли была бы возможна сегодня без того импульса к открытости и к диалогу, который придал Католической Церкви II Ватиканский Собор.

Профессор Папского Восточного института и советник Папской конгрегации святых отец Джермано Марани акцентировал внимание на главном достижении Второго Ватиканского Собора - новом отношении к человеку, взгляде на человека как на личность, которая достойна уважения, что неразрывно связано с делами милосердия. Папа Франциск продолжил и развил эту традицию - он призывает к состраданию и сопереживанию. Не бойтесь "переживаний и нежности", говорит папа, ибо из этого рождается культура примирения. Встреча патриарха Кирилла с папой Римским, считает о. Джермано, тоже может принести обильные плоды милосердия.

Профессор Анатолий Красиков, свидетель Второго Ватиканского собора (это была первая зарубежная командировка известного учёного как корреспондента ТАСС), отметил, что история повторяется: в начале Собора разразился Карибский кризис, сейчас, когда проходила встреча патриарха Кирилла и папы Франциска, обстановка в мире тоже крайне напряжённая, идёт неуклонное сползание к мировой войне. Пятьдесят лет назад большую роль в нахождении компромисса сыграли церковные лидеры. Сейчас, когда США сняли с Кубы санкции, можно, наконец, сказать, что кризис окончательно завершён. И не последнюю роль в этом сыграл папа Франциск, посетивший осенью 2015 г. сначала Кубу, а затем США. Католическая миссия - Община Святого Эгидия, итальянская миротворческая и благотворительная организация, долгие годы способствовала тому, чтобы встреча папы и патриарха состоялась. Осенью 2014 г. митрополит Иларион отметил её труды и непосредственную роль её руководителя, доктора Андреа Риккарди, тем, что вручил ему диплом почётного доктора Общецерковной аспирантуры и докторантуры Русской православной церкви. Было бы неплохо, если бы религиозные лидеры подключились к поискам компромисса и в нынешней конфронтации между Россией и США, считает Красиков. Патриарх Кирилл, рассказывая о визите на Кубу, признал, что поставил перед папой эту проблему. Папа Франциск в своих выступлениях тоже касался темы конфронтации и говорил о необходимости остановить нагнетание агрессии. Он допускает только мирное решение проблемы, ибо, на его взгляд, бомбардировками ничего остановить нельзя. Позиция Католической церкви здесь совершенно ясна, подчеркнул Красиков, а вот Русской православной церкви нужно ещё "очень и очень подумать", чтобы понять, как нужно действовать - будущее РПЦ вызывает беспокойство.

Представитель Управления по связям с религиозными организациями Правительства Москвы Антон Игнатенко поддержал идею Анатолия Красикова о желательности подключения религиозных деятелей к решению миротворческих проблем. Антон Игнатенко заметил, что конференция в свете последних событий в высшей степени актуальна. По этой причине в Москве осенью 2016 года пройдёт Всемирный саммит в поддержку гонимых христиан, на который съедутся представители всех христианских конфессий.

Социолог Сергей Филатов в своём докладе "Второй Ватиканский Собор: брак с современным обществом или развод со светской властью?" сконцентрировался на смене приоритетов Католической церкви после Второго Ватиканского собора. Ключевым документом Собора, среди изрядного количества других, учёный считает Декларацию о свободе вероисповедания, которая признала необходимость свободы в деле спасения,

право каждого человека придерживаться любых религиозных воззрений или не придерживаться никаких. Этот документ кардинально изменил атмосферу в церкви, где отныне властвовали не требование жёсткого следования церковному учению, а свобода в духовных исканиях, не слепое поклонение иерархии, а свободное, добровольное признание авторитета. Через 10-15 лет после Собора на смену милитаризму пришло миротворчество, на первый план вышли проблемы милосердия и социальной помощи, возросла роль мирян.

Осознание этой свободы имело самые разные последствия для многих сторон жизни, но самое очевидное следствие этих решений, на взгляд Филатова, крах всех диктаторских режимов в странах, где доминировала Католическая церковь. Вскоре не осталось ни одной католической страны, в которой не победила бы демократия и не поменялись представления о гражданских правах и свободах.

На первый взгляд может показаться, что Русская православная церковь идёт в противоположном направлении, заметил он, однако если внимательно посмотреть, как развивается церковная жизнь, то можно увидеть, что и у наших верующих появляются черты, которые дают надежду на похожий поворот в течение ближайших 10 лет. Русская церковь сейчас практически во всём поддерживает власть и отстаивает то, что католики отстаивали до Второго Ватикана, тем не менее опыт советских лет заставляет и прихожан, и церковное руководство понимать, что надежда на власть весьма хрупка, что изменение политического вектора в любой момент может поставить церковь в шаткое положение. Здесь весьма показателен пример Украины, считает Филатов: социальная концепция РПЦ предпочтительным строем для нашего государства называет монархию, однако, когда на Украине началось брожение, никто из членов УПЦ МП об этом даже не вспомнил. Ни одна из имеющихся там церквей не выступила за симфонию с властью, все приняли демократию и свободу. Точно так же легко от "симфоний" в пользу цивилизованной демократии могут отказаться и в России.

Аспирант Института Африки РАН Алексей Носков посвятил свой доклад тому, как в Католической церкви решается тема мигрантов и миграции. Миграция в Европу была всегда, с 1952 г. отношение к проблеме регулирует принятый Ватиканом документ "Семья в ссылке", предписывающий политику "открытых дверей". 2015 г. стал переломным для миграционных процессов - наплыв беженцев в Европу оказался таков, что в обществе стали стремительно распространяться антимигрантские настроения, расцвела соответствующая риторика и даже в адрес церкви посыпались упреки в безответственности. Ватикан в ответ несколько скорректировал свою позицию, заявив, что кризис не должен влиять на жизнь европейцев. Однако папа Франциск ни на секунду не ослабил свои призывы к милосердию и попросил каждый приход поселить в своем костеле хотя бы одну семью беженцев. Кроме того, он обратился к другим церквам с предложением решать эту проблему сообща и более полно кооперироваться, чтобы сделать помощь беженцам эффективной.

Той же теме миграции и мигрантов был посвящён доклад научного сотрудника Università degli Studi di Napoli - L'Orientale, сотрудника Института всеобщей истории РАН, представителя Общины святого Эгидия в России Алессандро Салаконе. Он напомнил, что во время Второго Ватикана был сформирована подкомиссия, которая должна была принять документ о мигрантах, - то есть уже тогда миграция воспринималась как один из важных мировых феноменов. И это неудивительно, поскольку в 5060 годах прошлого века до 60 млн итальянцев эмигрировали в США. Новый подход Католический церкви к теме миграции - это личный подход: миграция - это вопрос не только социальных организаций, но и личного отношения каждого. Мигрант - не только социальная проблема, а живой человек с головой и сердцем. Если правильно подходить к вопросу миграции, то это открывает дорогу к встрече с другой культурой. Церковь с самого своего зарождения на Ближнем Востоке никогда не существовала в монокультурной среде. Будущее христианства в Европе зависит не от мигрантов, убеждён Салаконе, а от силы веры христиан, от их желания жить по Евангелию. Папа Франциск уверен, что все

связанные с миграцией страхи - страх терроризма, страх исламизации Европы - проистекают из неспособности справляться с общими проблемами глобализации. Необходима международная кооперация, дух глубокой солидарности и интеграции.

Старший научный сотрудник Центра по изучению проблем религии и общества ИЕ РАН Вероника Язькова затронула в своём выступлении тему отношения Католической церкви к новым технологиям. Если до Второго Ватиканского собора католики считали своим долгом осуществлять неусыпный нравственный контроль за прогрессом, то соборный Декрет о технологиях, утверждающий право каждого быть информированным о событиях в мире, признаёт, что многие достижения прогресса полезны для человека и расширяют пространство проповеди.

Два доклада были посвящены опыту конкретных стран в области межконфессионального диалога. Ведущий научный сотрудник Института Всеобщей истории РАН Ольга Васильевна Чернышева рассказала об экуменическом взаимодействии Католической и Лютеранской Церквей в Швеции. А её коллега - Ольга Ивановна Величко - о деятельности венского католического центра Pro Oriente.

Безусловно, важным был опыт осмысления роли мирян в церкви и церкви в обществе со стороны протестантских богословов. Пастор Михаил Дубровский, руководитель отдела богословия Российского Объединённого союза христиан веры евангельской (пятидесятников), рассказал о новом понимании миссии Церкви, в рамках которого каждый христианин имеет право участвовать в служении и управлении церковной общиной. И о профессиональной деятельности как о способе служения, в котором наиболее полно может быть задействован каждый христианин. По его мнению, к сожалению, такое понимание труда оказалось утраченным современными протестантами в России. Такой взгляд налагает на нас ответственность за то, чтобы нести реальность Царства Божия там, где мы работаем. А кроме того, он может являться основой для межконфессионального единства, ведь все христиане примерно одинаково отвечают на вызовы повседневной (в том числе, профессиональной) жизни.

Ректор пятидесятнической Евроазиатской богословской семинарии Алексей Горбачёв указал на важную мировоззренческую трансформацию: переход от заботы исключительно о личном спасении к осознанию вклада христиан в улучшение преходящего мира. По его словам, эта тема особенно актуальна в современном мире. Он сослался на Декрет II Ватиканского Собора об Апостольстве мирян, призывающий верных "иметь любовь между собою", а также являть эту любовь братьям из других конфессий. Соборный декрет "Apostolicam Actuositatem", посвящённый роли мирян в Католической Церкви, помогает и евангельским христианам заново открыть харизматическое измерение работы. По словам Горбачёва, пространство труда обладает большим экуменическим потенциалом, так как на работе протекает большая часть жизни современного человека.

Интенсификация православно-католического диалога в деле защиты христиан на Ближнем Востоке и предотвращения межцивилизационных конфликтов стала свидетельством роста значения религиозного фактора в политических дискуссиях и в общественном сознании в целом. Как показывают выступления представителей разных церквей и научных центров, роль церквей в рамках гражданского общества достаточно велика даже в условиях секуляризации. Однако только в том случае, если общины активно включаются в социальное служение, межконфессиональный и межрелигиозный диалог, тем самым избавляясь от идеологических иллюзий и участвуя в формировании демократического общества.

Лункин Р.Н., ведущий научный сотрудник Отдела социальных и политических исследований ИЕ РАН, руководитель Центра по изучению проблем религии и общества ИЕ РАН.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.