Научная статья на тему 'Европа в контексте религиозной свободы'

Европа в контексте религиозной свободы Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
73
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Европа в контексте религиозной свободы»

числе на федеральном уровне, будут расти с ухудшением экономической ситуации в ФРГ. М. Эм (Фонд Ханнса Зайделя) считает, что "АдГ" - это солидное явление, её лидеры и члены - "серьёзные люди, прочно стоящие на земле", у партии много интересных тем, тем не менее, её перспективы пока не понятны. М. Рётиг (Фонд Фридриха Эберта) обратил внимание на то, что новая партия вызывает опасения у СДПГ - нет ясности как выстраивать с ней отношения, частично она похожа на "Пиратов" в самом начале их деятельности, частично занимает место свободных демократов (потенциальные партнёры социал-демократов).

В.И. Васильев (ИМЭМО) подчеркнул, что относительно устойчивое положение народных партий во многом обусловлено четырёхступенчатой системой подготовки партийных функционеров и это может служить образцом для подражания для других партобразований. После объединения страны крупные партии не смогли провести многоформатный анализ состояния общества, дать прогноз, предложить возможные ответы на актуальные вызовы и риски глобализации и интеграции, что обусловило переход значительной части их членов и сторонников в различные малые партии. СДПГ и ХДС переживают глубокий системный кризис, что выражается в эрозии партийного массива, потере политического профиля. Ю. фон Фрайтаг-Лорингхофен (Фонд Фридриха Науманна) указал на важность наличия политической конкуренции, где малым партиям принадлежит важнейшая роль. Их успех зависит не только от широкого представительства на земельном и коммунальном уровнях, но и от соответствия конкретных действий/шагов заявленным в программах положениям -электорат всегда сравнивает слова и дела своих партий. В этом отношении есть надежды, что СвДП и её новое руководство смогут возродить партию.

Выступления отдельных участников будут представлены в следующем номере журнала.

Белов В.Б., руководитель Центра германских исследований, заведующий Отделом страновых исследований ИЕ РАН.

ЕВРОПА В КОНТЕКСТЕ РЕЛИГИОЗНОЙ СВОБОДЫ

Дискуссии о роли религии в европейском обществе стали составной частью большинства важных общественно-политических форумов. Самые разные религиозные направления, но, прежде всего, конечно, исторические церкви (католицизм, православие, лютеранство), а также ислам, не только не утратили своего влияния на социум, но во многих сферах смогли трансформировать и сохранить его. В связи с этим в политическом контексте все более важным становится позиционирование церквей в обществе, их теологический дискурс, который касается демократии, прав человека, их отношение к религиозному плюрализму.

Целый ряд конференций, прошедших в странах Европы осенью 2014 года, привлек ведущих специалистов по религии и самих представителей религиозных движений. 22-23 октября в Люблине, Польша, состоялся Польско-российский форум неправительственных организаций, посвящённый как проблемам взаимодействия церквей и НКО, так и роли Католической и Православной церквей в формировании гражданского общества. Организаторами форума стали Ассоциация глобальной солидарности и МИД Польской Республики. Как отметил Славомир Дембски, директор Центра диалога и понимания Польши и России, Церковь и мир политики объединяет то, что они оба знают категорию меньшего зла и поиска общего блага, которое могут создавать только гражданские активисты с горящим сердцем, в том числе церковные.

О сотрудничестве Церкви и общества говорили также Яцек Внук, Ассоциация Центр Волонтариата, который занимается помощью бездомным, детям и беженцам, Мартин Пше-цишевски, директор и главный редактор "Католического информационного агентства". По-

Научная жизнь

153

мимо критики заявлений Русской православной церкви (РПЦ) по Украине, которая якобы не заняла "моральной позиции", Пшецишевски отметил, что католики много делают для развития социальных проектов - в катехизисе Католической церкви много сказано про гражданское общество и необходимость налаживания отношений с ним. Анджей Янковский, глава Отделения Российской Федерации в Департаменте Востока МИД Польши также подчеркнул большую роль Костела (Церкви) в демократических реформах в Польше, в противостоянии коммунизму в эпоху "Солидарности", когда Церковь стала опорой для всех людей, для которых были важны изменения. Янковский выразил сожаление по поводу того, что Россия парализует работу НКО, приняв закон об "иностранных агентах". Тогда как Польша достаточно активно поддерживает гражданское обучение в России и волонтерские проекты.

Во время конференции в Люблине была также поднята тема роли православия в российском обществе. По словам одного из докладчиков Р.Н. Лункина, в церковной среде происходит процесс, имеющий большое значения для общества, для выстраивания гражданских институтов, демократизация идет изнутри Церкви. Эти процессы идут часто вразрез с административной политикой руководства РПЦ, с политическими предпочтениями основных ее спикеров. Несмотря на большое количество уже действующих проектов, талантливых инициатив и успехов во многих епархиях РПЦ, развитие социального православия на уровне общин в Церкви пока нельзя назвать революционным. Происходит внутренняя эволюция общин на низовом уровне и сознания епископов, настоятелей, ведущих активистов епархий и приходов. Безусловно, не надо и переоценивать общинную эволюцию - среди 15 тысяч зарегистрированных организаций РПЦ в России около 500 приходов и монастырей, которые с полным правом можно назвать социально активными ячейками гражданского общества, собирающими вокруг себя молодёжь, интеллигенцию, организующими творческие центры, школы и фонды. Важную роль играют сотни рядовых приходов, которые в поселках и деревнях являются единственным центром духовной, культурной жизни, хотя у них и нет больших проектов, молодёжи и интеллигенции. Такие общины естественным образом становятся инструментом скрепляющим разорванное атомизированное общество, по мере того, как священник и прихожане начинают жить одними и теми же нуждами.

4 ноября в Кракове (Польша) прошла международная конференция религиоведов "Религия в контексте глобализации", в которой приняли участие эксперты из 14 государств, в том числе стран СНГ. В качестве организаторов конференции выступили Институт религиоведения Ягеллонского университета и Международный центр религии и права Университета Бригама Янга (США). Вот некоторые темы дискуссий: "Правовое регулирование деятельности религиозных организаций в современном обществе", "Проблемы религиоведческой экспертизы, её влияния на решения в рамках правоприменительной практики различных государств", "Религия и СМИ: специфика отражения религиозного аспекта жизни общества и религиозной политики государства в светском информационном, в т.ч. медийном пространстве". Одна из основных дискуссий развернулась вокруг ситуации с соблюдением религиозной свободы в России. По словам одного из докладчиков Р.Н. Лункина, на региональном уровне происходит гражданское регулирование как государственно-церковных отношений, так и межхристианских (РПЦ и других конфессий), что часто идёт вразрез с официальными декларациями о поддержке "традиционных религий" и антисектантскими фобиями в СМИ.

18 ноября 2014 года в Москве состоялась научно-практическая конференция "Конфессиональная самоидентификация и общественная позиция церквей: формирование социальной позиции" или "Церковь, конфессии, страны", которая была организована Институтом Европы РАН и Российским Евангельским Альянсом.

Основной задачей конференции, которую ставили перед собой организаторы - анализ особенностей выработки разными церквями общественной позиции, взаимоотношений между различными конфессиями, отношений церквей и общества, особенностей государственно-конфессиональных отношений. Особенно важной эта тема стала на фоне острых общественно-политических дискуссий, которые вновь подняли проблему формирования со-

циального мировоззрения, восприятия религиозными объединениями тех или иных явлений общественной жизни.

Форум собрал представителей различных протестантских деноминаций, богословов, а также светских учёных. Российский протестантизм был представлен такими конфессиями: баптисты, евангельские христиане, адвентисты, пресвитериане, лютеране и др. С приветственными словами выступили ведущий научный сотрудник Института Европы РАН Р.Н. Лункин и президент Российского Евангельского Альянса, религиовед, пресвитер А. В. Фе-дичкин.

Тематика конференции была весьма различной, прозвучали доклады на такие темы: "Украинский кризис и патриотическая позиция российских церквей", "Доверие. Его природа", "Взаимоотношения церкви и общества в Германии", "Межкультурное взаимодействие", "Межнациональное религиозное взаимодействие на примере развития армянского христианского протестантского движения", "Церковь, конфессии, страны", "Межконфессиональное и межденоминационное взаимодействие" и др.

21 ноября в Братиславе, Словакия, прошла Международная конференция "Свобода совести и религиозная свобода". Организаторами были Трнавский университет и Фонд Конрада Аденауэра. В докладах на форуме также затрагивалась тема религиозной свободы и многообразия религий в России. Со стороны Трнавского университета выступили Марек Шмид и Ми-каэола Моравчикова. Важность обсуждаемых проблем подчеркнул Вернер Бёлер, глава офиса Фонда Конрада Аденауэра в Братиславе. Помио этого, выступили Мишель Росбох из Университета Турина, Луи-Леон Кристианс из Католического университета Левена (Ьоиуаш-1а-№иуе), Хавьер Мартинес Торрон из Университета Комплютезе (Мадрид), Айлин Баркер из Лондонской школы экономики, Р.Н. Лункин (Институт Европы РАН).

11-14 декабря 2014 года в Лисебю (Осло, Норвегия) состоялся международный семинар, посвященный теме Церкви как нации и религиозному плюрализму. Мероприятие было организовано Норвежским центром по правам человека Университета Осло совместно с Коалицией Осло за свободу религии и убеждений в рамках проекта "Новые направления в православной мысли и практике" при поддержке МИД Норвегии.

В семинаре приняли участие сотрудники Общецерковной аспирантуры и докторантуры: протоиерей Владимир Шмалий, проректор по научной работе ОЦАД, секретарь Синодальной библейско-богословской комиссии и А.В. Шишков, научный сотрудник ОЦАД. Также в семинаре участвовали богословы, социологи, этнологи и религиоведы из стран Западной и Восточной Европы, России, США, среди которых: Микаэль Хьяльм и архимандрит Кирилл Говорун (оба - Уппсальский университет, Швеция), протоиерей Энтони Ребер (Университет Пенсильвании, США), архимандрит Григорий Папатомас (Свято-Сергиевский богословский институт, Франция), Аристотель Папаниколау (Университет Фордхэм, США), протоиерей Владан Перишич (Богословский факультет Белградского университета, Сербия), Пан-делис Калаицидис (Академия Волос, Греция), а также Роман Лункин (Институт Европы РАН), Ольга Казьмина (МГУ), Ина Мерджанова (Тринити колледж, Ирландия) и др.

Обсуждение государственно-церковных отношений и роли религии в обществе в ходе ряда конференций выявило несколько основных проблем: недостаток понимания внутреннего развития христианских и нехристианских движений в научной среде, что ведёт к недооценке их роли в обществе; противостояние религиозных институтов секулярным тенденциям в законодательстве, вытесняющим религию из публичной жизни, стремление сделать всё светским особенно противоречиво на фоне роста религиозного многообразия; необходимость осмысления ценностей демократии и прав человека в христианском, мусульманском или ином контекстах на новом этапе. Для православия это является совершенно новой задачей, но постепенно включает развитие мировоззрения РПЦ в общеевропейский контекст.

Р.Н. Лункин,

ведущий научный сотрудник ИЕ РАН.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.