УДК 32. 001 ББК 66.1
МИРСАИД СУЛТАН-ГАЛИЕВ О ТЮРКСКОМ ЕДИНСТВЕ Исламгулова И.Р.*
С идеей создания Туранской Федеративной Советской Социалистической Республики выступил Мирсаид Султан-Галиев - революционер, видный деятель национальной политики в 20-е гг. ХХ в. Возникновение данной идеи связано с нерешенностью национального вопроса в России (СССР), нереализованностью идеи мировой революции. Идеи тюркского единства направлены на сохранение национальной самобытности тюркских народов.
Тюркские народы составляют немалую часть населения нынешней Российской Федерации и являются носителями богатейшей культуры. Важным моментом является их сосредоточение в стратегически приоритетных регионах Российского государства, где находятся ценнейшие источники сырья и важнейшие экономические комплексы -Среднем Поволжье, значительной части Центральной Азии и Северного Кавказа, некоторых территориях Урала и Сибири. Решение проблем безопасности, стабильности, территориальной целостности, межнационального согласия, дееспособности российской системы федерализма во многом зависит от общего вектора национальных движений тюркских народов, политических ориентиров этих движений, настроений в тюркской среде, развития тюркославянского диалога и взаимопонимания. В связи с этим необходимо отметить, что проблемы, которыми живет тюркский мир, те идеологические концепции, которые выдвигались и выдвигаются национальными движениями тюркских народов - это проблемы российской действительности, национальной политики, общественной мысли.
Распространенность в России пантюркистского и панисламистского движений с конца XIX в. связана с необходимостью решить проблемы мусульманских народов. Главной особенностью исторического развития России как многонационального государства было то, что ее мусульманскими подданными были, прежде всего, народы тюркского мира. Идея мусульманской солидарности в их сознании и в национально-освободительном движении тесно переплетались с комплексом представлений о родственности тюркских народов, об исторической общности их судьбы. Большинство тюркских народов болезненно реагировали на те унижения, которыми была полна их повседневная жизнь в Российском государстве, на притеснения в экономической и культурной сфере. Главной опорой в их борьбе за равноправие становились ислам и тюркизм. Пантюркизм, как и панисламизм, первоначально возникает в России в виде культурно-либерального течения тюрко-татарской мусульманской интеллигенции. У истоков пантюркизма стоял Исмаил Гаспринский. В центре его внимания была проблема «согласия» и общего прогресса тюркских народов путем реформ в области образования, применения новых методов обучения, модернизации образа жизни. Он видел реальную перспективу прогрессивного культурного развития, решения
насущных социальных и политических проблем тюркского мира внутри Российского государства, в союзе и согласии с русским народом.
Влияние И. Гаспринского испытали почти видные общественные и политические деятели тюрко-мусульман России самых разных направлений. С идеей создания Туранского государства в условиях социализма выступил революционер, видный деятель национально-государственного строительства в 20-е гг. ХХ в. Мирсаид Султан-Галиев.
Фактическая нерешенность национального вопроса в России, нереализованность идей мировой революции способствовали постепенному отходу Султан-Галиева от ортодоксальных коммунистических идей. Он констатировал, что победа революции и образование СССР не прервали империалистического развития России, и что СССР есть видоизмененная империя: «Установлением
Союза ССР панрусисты хотели бы восстановить фактически единую неделимую Россию, т.е. гегемонию великорусов над другими народами, но не прошло и года, как все народы заявили свой громкий протест против централистических тенденций панрусистской Москвы»[1; с. 538]. И согласно его теории о крахе империализма в результате национально-колониальной революции, СССР со временем перестанет существовать: «Россия как многонациональное государство и государство русских неизбежно идет к распадению и к расчленению. Одно из двух: или она (Россия) расчленится на свои составные национальные части и образует несколько новых и самостоятельных государственных организмов, или же власть русских в России будет заменена коллективной властью «националов», т.е. гегемония русского народа над всеми остальными народами сменится диктатурой этих последних над русским народом... Былая Россия, восстановившаяся под нынешней формой СССР, недолговечна и временна»[1; с. 538]. Как известно, эти слова Султан-Галиева оказались пророческими, и Советский Союз, спустя 70 лет после своего образования, перестал существовать.
Находившемуся уже в тюрьме Султан-Галиеву было предъявлено обвинение в попытках создания федерации тюркских республик - так называемого «Турана». Насколько оправданы были эти обвинения? Каких-либо данных, кроме показаний самого Султан-Галиева и некоторых его товарищей после их ареста в 1928 - 1929 гг. не имеется. Существует мнение, что эти показания могут быть сфабрикованы
*Исламгулова Ильмира Радиковна - соиск. каф. философии БГУ
Вестник Башкирского университета.2005.№°4.
83
представителями НКВД. На наш взгляд, во взглядах Султан-Галиева имело место идея союза тюркских народов. Ее возникновение связано с нерешенностью национального вопроса, нереализованностью идеи мировой революции, переходом к НЭПу. В связи с этим, Султан-Галиев и многие большевики тех лет решили, что сохранить завоевания социалистической революции вряд ли окажется возможным. Конец революции, по мнению Султан-Галиева, мог быть положен двумя путями: или интервенция империалистических государств, или скатывания страны в ходе осуществления новой экономической политики на капиталистические рельсы. Но Султан-Галиев считал, что в любом случае крах революции может быть только временным и что «через известный промежуток времени после поражения революции неизбежно е повторение, но в более грандиозном масштабе, с охватом ряда капиталистических государств и колониальных стран»[1; с. 610].
Исходя из этого, Султан-Галиев выдвинул идею о необходимости консолидации и единства тюркских народов. Еще в 1923 г. он считал пантюркизм идеологиейнационально-освободительногодвижения колониальных народов и критиковал борьбу Кремля против этой идеологии и писал: «Мы признавали революционное значение в международном масштабе национально-освободительного движения колоний и полуколоний, но в то же время говорили о необходимости борьбы с панисламизмом, пантюркизмом, паназиатизмом и так далее. Это было все равно, что сказать: классовую борьбу европейского пролетариата надо поддерживать, но надо бороться с коммунизмом» [1; с. 449].
Во-первых, процесс объединения тюркских народов и республик Султан-Галиева считал объективным процессом. По его мнению, «историческая неизбежность объединения и консолидации тюркских народов СССР... вызывается распадом патриархально-феодального строя в тюркских районах в связи с развитием в них капитализма»[1; с.611]. Хотя нарождающаяся тюркская буржуазия пыталась использовать этот процесс для борьбы с советской властью и социализмом, а именно в этом Султан-Галиев видел сущность движения пантюркизма как буржуазнонационалистического движения, он предполагал, что этот процесс консолидации может быть использован социалистической революцией в укреплении ее позиций на Среднем Востоке [1; с. 611- 612].
Во-вторых, Султан-Галиев обосновывал необходимость консолидации тюркских народов и с точки зрения перспектив развития их культур, с точки зрения их выживаемости. Он писал: «Я отрицал возможность широкого и углубленного развития «мелких» национальных культур и высказывал предположение об ассимиляции с культурой более сильных соседних племен и народов. Речь в данном случае шла конкретно о татарской, башкирской, казахской, узбекской и прочих национальных культурах. Я доказывал, что если эти «культуры» не сольются в одну общую массу и взаимно не ассимилируют друг друга, то неизбежен процесс постепенного «поглощения» их русскими на Западе (татары и башкиры) и китайцами или индусами
- на Востоке. Отсюда мой конечный вывод о необходимости создания Туранской Федеративной Советской Социалистической Республики в системе СССР и необходимости полного государственного отделения от России в случае поражения революции» [1; с. 630].
Возглавить объединительный процесс тюркских народов, по мнению Султан-Галиева, должна была самостоятельная массовая рабоче-крестьянская социалистическая партия, актив которой «должен был вербоваться из среды туземных рабочих, крестьян и трудовой интеллигенции» [1; с. 613].
Представления Султан-Галиева о субъектах федеративного Туранского государства не оставались неизменными. В одних случаях это была федерация советских социалистических республик в составе Советского Союза, в других - он изображал этот союз включающим в себя как восточные республики нашей страны, так и ряд сопредельных зарубежных государств. Последний вариант был рассчитан, как писал Султан-Г алиев, на тот случай, если бы советской власти, в результате военного столкновения СССР с мировым империализмом, суждено было потерпеть поражение [1; с. 610-613].
В показаниях, написанных Султан-Галиевым собственноручно 27 февраля 1929 г., изложен третий вариант федерирования различных национальных регионов страны. «Наиболее удовлетворяющий меня постановкой, - писал он, - я считаю создание четырех крупных национально-советских массивов на советском Востоке, которые должны быть включены в Советский Союз на равных совершенно с Украиной правах: 1. Федерации Урало-Волжских Советских Социалистических Республик в составе Башкирии, Татарии, Чувашии, Марообласти и Вотообласти; 2. Обще-Кавказской Федерации Советских Социалистических Республик и областей с включением всех нац. республик Закавказья, нац. областей Северного Кавказа, Дагестана, Калмообласти и Кубано-Черноморья в целом; 3. Казахстана, как союзной единицы, и 4. Среднеазиатской, или собственно Туранской Республики в составе Узбекистана, Туркмении, Киргизии и Таджикистана, как равноправных в Федерации единиц. Постановку свою я считал поэтому идеальной в смысле законченного государственного размежевания СССР, вполне совпадающего и с принципами национальной политики пролетариата, т.е. ленинизмом в нацвопросе, и с принципами целесообразной организации экономического районирования СССР» [1; с. 630631].
В-третьих, причиной консолидации и объединения тюркских республик Султан-Галиев считал угрозу по отношению к СССР и советской власти со стороны Индии и Китая. Он полагал, что «возможному и ожидаемому наступлению на Советскую власть международной реакции со стороны Китая и Индии должно быть противопоставлено сильное и крепкое буферное государство - федерация тюркских советских республик, с непосредственным вхождением последней в Союз и на равных с Украиной правах» [1; с. 612].
Р. Мухаметдинов отмечает, что создание Туранской республики для Султан-Галиева являлось не стратегической задачей или самоцелью, а нужна была ему «как промежуточное звено, как трамплин, с которого можно было бы разжечь пожар социалистической революции на всем Востоке, а затем и во всем мире» [2]. Действительно, с одной стороны, Туранская республика для революционера была лишь «тактическим маневром временного отступления на позиции туземного национализма в целях завуалирования основной идеи движения за туранизм», для отпора предполагаемого в будущем наступления капитализма в России и для дальнейшего разжигания мировой революции [1; с. 631].
Здесь перед нами искренний коммунист, для которого конечная цель - мировая социалистическая революция. Но, с другой стороны, Султан-Галиев был неординарным коммунистическим лидером и незаурядным мыслителем. И уже в 1924 г. он понял, что политика Кремля направлена на сохранение русской империи в новых формах, но с тем же принципом «единой неделимой России». И Б. Султанбеков и Д. Шарафутдинов отмечают, что Султан-Галиев допускал государственное объединение тюркских народов (Туран) «как своеобразный страховой вариант противодействия новому колониализму» [3; с. 24].
И. Тагиров считает, что «планы Султан-Галиева могут рассматриваться как один из вариантов решения национального вопроса в стране и увязывания его с проблемами мировой революции» [4; с. 104].
Как отмечалось выше, идея Турана сама по себе не нова. До Султан-Галиева об этом писали И. Гаспринский, Ю. Акчура и другие тюркисты. Но новой, как пишет А. Хабутдинов, являлась идея Султан-Галиева об объединении «всех слоев общества, кроме наиболее имущих, во имя создания национального государства»[5; с. 151].
Национальным лидером башкир А. Валидовым, находясь в Туркестане, была выработана программа Национальной федерации, которая в феврале 1921г. была принята представителями партии «Эрк», джадидистов и казахской Алаш Орды. По замыслу Валидова данная организация должна была стать центром национально-освободительного движения в Туркестане. Создание национальносоциалистической партии «Эрк» обуславливалось тем, что Туркестан, находящийся под властью одной из имперских держав не может развиваться ни в экономической, ни в политических сферах. Исходя из этого, программа партии предусматривала создание самостоятельного и независимого государства тюркских народов - Турания, где
формой государственного правления должна была быть демократическая республика. Ибо, как считали идеологи партии, важнейшей предпосылкой социализма являлись политическая свобода и демократия. А большевистская политика, по мнению Валидова, являлось приспособлением социализма русским имперским традициям [6; с. 118]. Призыв Валидова и его сторонников создать тюркское государство вызвано стремлением демократически решить национальные проблемы тюркских народов.
Необходимо отметить, что по отношению к пантюркизму и панисламизму складывался односторонний, негативный, «разоблачительный» подход во времена царизма и в советскую эпоху. Но нужно согласиться с Н. Горшковым и С. Червонной в том, что в этих концепциях заложен гуманистический потенциал, и их надо рассматривать в контексте национально-освободитель-ных и правозащитных движений угнетенных народов, «как своеобразной разновидности «восточного национализма» -национализма угнетенных народов, вырабатывающих не наступательные, не экспансионистские, а оборонительные доктрины, нацеленные на защиту этнической идентичности коллективными усилиями группы народов, принадлежащих одному кругу, развивающихся в русле общей цивилизации» [7; с. 89].
Идеи тюркского единства, на наш взгляд, были популярны в прошлом и популярны сегодня не случайно. Как бы они ни звучали - тюркизм, пантюркизм, туранизм - все направлены на сохранение национальной самобытности тюркских народов. И это стремление наиболее ярко выражается в переломные для этих народов периоды: возникновение
капитализма, колониализм, социализм, модернизация, глобализация. Эту же цель преследовал и Султан-Галиев, стремясь сохранить самобытность тюркских народов в условиях империализма.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Султан-Галиев М. Избранные труды. - Казань, 1998.
2. Мухаметдинов Р.Ф. Нация и революция (трансформация национальной идеи в татарском обществе первой трети XX века)/ http:// www/tataroved.ru/publicat/nac_rev/pdf. = 2. 02.2004.
3. Султанбеков Б.Ф., Шарафутдинов Д.Р. Мирсаид Султан-Галиев: жизнь и судьба // Неизвестный Султан-Галиев: рассекреченные документы и материалы. - Казань, 2002.
4. Тагиров И.Р. На изломе истории. - Казань, 2004.
5. Отец революции третьего мира. Мирсаид Султан-Галиев (1892-1940) // Xабутдинов А. Ю. Лидеры нации. -Казань, 2003.
6. Тоган Валиди А.-З. Письмо Я. Рудзутаку // Не сочтите за пророчество: Письма, обращения, выступления.
- Уфа, 1998.
7. Горшков Н., Червонная С. Пантюркизм и панисламизм в Российской истории и историографии // Иордан М.В. Ислам в Евразии: современные этические и эстетические концепции суннитского ислама, их трансформация в массовом сознании и выражение в искусстве мусульманских народов России. - М., 2001.
Поступила в редакцию 10.02.05 г.