Научная статья на тему 'Мирсаид Султан-Галиев о тюркском единстве'

Мирсаид Султан-Галиев о тюркском единстве Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
516
177
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Исламгулова И. Р.

С идеей создания Туранской Федеративной Советской Социалистической Республики выступил Мирсаид Султан-Галиев – революционер, видный деятель национальной политики в 20-е гг. ХХ в. Возникновение данной идеи связано с нерешенностью национального вопроса в России (СССР), нереализованностью идеи мировой революции. Идеи тюркского единства направлены на сохранение национальной самобытности тюркских народов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Mirsaid Sultan-Galiev about Turks unity

The idea of foundation of Turan Federative Soviet Socialist Republic expresses Mirsaid Sultan-Galiev׳s opinion who was a revolutionary, prominent worker of national policy of 20-s in the XX century. The origin of this idea is connected with unsolved national question in Russia (in USSR), unrealized ideas of world revolution. The ideas of Turks unity were connected for preservation of national peculiarities of Turks peoples.

Текст научной работы на тему «Мирсаид Султан-Галиев о тюркском единстве»

УДК 32. 001 ББК 66.1

МИРСАИД СУЛТАН-ГАЛИЕВ О ТЮРКСКОМ ЕДИНСТВЕ Исламгулова И.Р.*

С идеей создания Туранской Федеративной Советской Социалистической Республики выступил Мирсаид Султан-Галиев - революционер, видный деятель национальной политики в 20-е гг. ХХ в. Возникновение данной идеи связано с нерешенностью национального вопроса в России (СССР), нереализованностью идеи мировой революции. Идеи тюркского единства направлены на сохранение национальной самобытности тюркских народов.

Тюркские народы составляют немалую часть населения нынешней Российской Федерации и являются носителями богатейшей культуры. Важным моментом является их сосредоточение в стратегически приоритетных регионах Российского государства, где находятся ценнейшие источники сырья и важнейшие экономические комплексы -Среднем Поволжье, значительной части Центральной Азии и Северного Кавказа, некоторых территориях Урала и Сибири. Решение проблем безопасности, стабильности, территориальной целостности, межнационального согласия, дееспособности российской системы федерализма во многом зависит от общего вектора национальных движений тюркских народов, политических ориентиров этих движений, настроений в тюркской среде, развития тюркославянского диалога и взаимопонимания. В связи с этим необходимо отметить, что проблемы, которыми живет тюркский мир, те идеологические концепции, которые выдвигались и выдвигаются национальными движениями тюркских народов - это проблемы российской действительности, национальной политики, общественной мысли.

Распространенность в России пантюркистского и панисламистского движений с конца XIX в. связана с необходимостью решить проблемы мусульманских народов. Главной особенностью исторического развития России как многонационального государства было то, что ее мусульманскими подданными были, прежде всего, народы тюркского мира. Идея мусульманской солидарности в их сознании и в национально-освободительном движении тесно переплетались с комплексом представлений о родственности тюркских народов, об исторической общности их судьбы. Большинство тюркских народов болезненно реагировали на те унижения, которыми была полна их повседневная жизнь в Российском государстве, на притеснения в экономической и культурной сфере. Главной опорой в их борьбе за равноправие становились ислам и тюркизм. Пантюркизм, как и панисламизм, первоначально возникает в России в виде культурно-либерального течения тюрко-татарской мусульманской интеллигенции. У истоков пантюркизма стоял Исмаил Гаспринский. В центре его внимания была проблема «согласия» и общего прогресса тюркских народов путем реформ в области образования, применения новых методов обучения, модернизации образа жизни. Он видел реальную перспективу прогрессивного культурного развития, решения

насущных социальных и политических проблем тюркского мира внутри Российского государства, в союзе и согласии с русским народом.

Влияние И. Гаспринского испытали почти видные общественные и политические деятели тюрко-мусульман России самых разных направлений. С идеей создания Туранского государства в условиях социализма выступил революционер, видный деятель национально-государственного строительства в 20-е гг. ХХ в. Мирсаид Султан-Галиев.

Фактическая нерешенность национального вопроса в России, нереализованность идей мировой революции способствовали постепенному отходу Султан-Галиева от ортодоксальных коммунистических идей. Он констатировал, что победа революции и образование СССР не прервали империалистического развития России, и что СССР есть видоизмененная империя: «Установлением

Союза ССР панрусисты хотели бы восстановить фактически единую неделимую Россию, т.е. гегемонию великорусов над другими народами, но не прошло и года, как все народы заявили свой громкий протест против централистических тенденций панрусистской Москвы»[1; с. 538]. И согласно его теории о крахе империализма в результате национально-колониальной революции, СССР со временем перестанет существовать: «Россия как многонациональное государство и государство русских неизбежно идет к распадению и к расчленению. Одно из двух: или она (Россия) расчленится на свои составные национальные части и образует несколько новых и самостоятельных государственных организмов, или же власть русских в России будет заменена коллективной властью «националов», т.е. гегемония русского народа над всеми остальными народами сменится диктатурой этих последних над русским народом... Былая Россия, восстановившаяся под нынешней формой СССР, недолговечна и временна»[1; с. 538]. Как известно, эти слова Султан-Галиева оказались пророческими, и Советский Союз, спустя 70 лет после своего образования, перестал существовать.

Находившемуся уже в тюрьме Султан-Галиеву было предъявлено обвинение в попытках создания федерации тюркских республик - так называемого «Турана». Насколько оправданы были эти обвинения? Каких-либо данных, кроме показаний самого Султан-Галиева и некоторых его товарищей после их ареста в 1928 - 1929 гг. не имеется. Существует мнение, что эти показания могут быть сфабрикованы

*Исламгулова Ильмира Радиковна - соиск. каф. философии БГУ

Вестник Башкирского университета.2005.№°4.

83

представителями НКВД. На наш взгляд, во взглядах Султан-Галиева имело место идея союза тюркских народов. Ее возникновение связано с нерешенностью национального вопроса, нереализованностью идеи мировой революции, переходом к НЭПу. В связи с этим, Султан-Галиев и многие большевики тех лет решили, что сохранить завоевания социалистической революции вряд ли окажется возможным. Конец революции, по мнению Султан-Галиева, мог быть положен двумя путями: или интервенция империалистических государств, или скатывания страны в ходе осуществления новой экономической политики на капиталистические рельсы. Но Султан-Галиев считал, что в любом случае крах революции может быть только временным и что «через известный промежуток времени после поражения революции неизбежно е повторение, но в более грандиозном масштабе, с охватом ряда капиталистических государств и колониальных стран»[1; с. 610].

Исходя из этого, Султан-Галиев выдвинул идею о необходимости консолидации и единства тюркских народов. Еще в 1923 г. он считал пантюркизм идеологиейнационально-освободительногодвижения колониальных народов и критиковал борьбу Кремля против этой идеологии и писал: «Мы признавали революционное значение в международном масштабе национально-освободительного движения колоний и полуколоний, но в то же время говорили о необходимости борьбы с панисламизмом, пантюркизмом, паназиатизмом и так далее. Это было все равно, что сказать: классовую борьбу европейского пролетариата надо поддерживать, но надо бороться с коммунизмом» [1; с. 449].

Во-первых, процесс объединения тюркских народов и республик Султан-Галиева считал объективным процессом. По его мнению, «историческая неизбежность объединения и консолидации тюркских народов СССР... вызывается распадом патриархально-феодального строя в тюркских районах в связи с развитием в них капитализма»[1; с.611]. Хотя нарождающаяся тюркская буржуазия пыталась использовать этот процесс для борьбы с советской властью и социализмом, а именно в этом Султан-Галиев видел сущность движения пантюркизма как буржуазнонационалистического движения, он предполагал, что этот процесс консолидации может быть использован социалистической революцией в укреплении ее позиций на Среднем Востоке [1; с. 611- 612].

Во-вторых, Султан-Галиев обосновывал необходимость консолидации тюркских народов и с точки зрения перспектив развития их культур, с точки зрения их выживаемости. Он писал: «Я отрицал возможность широкого и углубленного развития «мелких» национальных культур и высказывал предположение об ассимиляции с культурой более сильных соседних племен и народов. Речь в данном случае шла конкретно о татарской, башкирской, казахской, узбекской и прочих национальных культурах. Я доказывал, что если эти «культуры» не сольются в одну общую массу и взаимно не ассимилируют друг друга, то неизбежен процесс постепенного «поглощения» их русскими на Западе (татары и башкиры) и китайцами или индусами

- на Востоке. Отсюда мой конечный вывод о необходимости создания Туранской Федеративной Советской Социалистической Республики в системе СССР и необходимости полного государственного отделения от России в случае поражения революции» [1; с. 630].

Возглавить объединительный процесс тюркских народов, по мнению Султан-Галиева, должна была самостоятельная массовая рабоче-крестьянская социалистическая партия, актив которой «должен был вербоваться из среды туземных рабочих, крестьян и трудовой интеллигенции» [1; с. 613].

Представления Султан-Галиева о субъектах федеративного Туранского государства не оставались неизменными. В одних случаях это была федерация советских социалистических республик в составе Советского Союза, в других - он изображал этот союз включающим в себя как восточные республики нашей страны, так и ряд сопредельных зарубежных государств. Последний вариант был рассчитан, как писал Султан-Г алиев, на тот случай, если бы советской власти, в результате военного столкновения СССР с мировым империализмом, суждено было потерпеть поражение [1; с. 610-613].

В показаниях, написанных Султан-Галиевым собственноручно 27 февраля 1929 г., изложен третий вариант федерирования различных национальных регионов страны. «Наиболее удовлетворяющий меня постановкой, - писал он, - я считаю создание четырех крупных национально-советских массивов на советском Востоке, которые должны быть включены в Советский Союз на равных совершенно с Украиной правах: 1. Федерации Урало-Волжских Советских Социалистических Республик в составе Башкирии, Татарии, Чувашии, Марообласти и Вотообласти; 2. Обще-Кавказской Федерации Советских Социалистических Республик и областей с включением всех нац. республик Закавказья, нац. областей Северного Кавказа, Дагестана, Калмообласти и Кубано-Черноморья в целом; 3. Казахстана, как союзной единицы, и 4. Среднеазиатской, или собственно Туранской Республики в составе Узбекистана, Туркмении, Киргизии и Таджикистана, как равноправных в Федерации единиц. Постановку свою я считал поэтому идеальной в смысле законченного государственного размежевания СССР, вполне совпадающего и с принципами национальной политики пролетариата, т.е. ленинизмом в нацвопросе, и с принципами целесообразной организации экономического районирования СССР» [1; с. 630631].

В-третьих, причиной консолидации и объединения тюркских республик Султан-Галиев считал угрозу по отношению к СССР и советской власти со стороны Индии и Китая. Он полагал, что «возможному и ожидаемому наступлению на Советскую власть международной реакции со стороны Китая и Индии должно быть противопоставлено сильное и крепкое буферное государство - федерация тюркских советских республик, с непосредственным вхождением последней в Союз и на равных с Украиной правах» [1; с. 612].

Р. Мухаметдинов отмечает, что создание Туранской республики для Султан-Галиева являлось не стратегической задачей или самоцелью, а нужна была ему «как промежуточное звено, как трамплин, с которого можно было бы разжечь пожар социалистической революции на всем Востоке, а затем и во всем мире» [2]. Действительно, с одной стороны, Туранская республика для революционера была лишь «тактическим маневром временного отступления на позиции туземного национализма в целях завуалирования основной идеи движения за туранизм», для отпора предполагаемого в будущем наступления капитализма в России и для дальнейшего разжигания мировой революции [1; с. 631].

Здесь перед нами искренний коммунист, для которого конечная цель - мировая социалистическая революция. Но, с другой стороны, Султан-Галиев был неординарным коммунистическим лидером и незаурядным мыслителем. И уже в 1924 г. он понял, что политика Кремля направлена на сохранение русской империи в новых формах, но с тем же принципом «единой неделимой России». И Б. Султанбеков и Д. Шарафутдинов отмечают, что Султан-Галиев допускал государственное объединение тюркских народов (Туран) «как своеобразный страховой вариант противодействия новому колониализму» [3; с. 24].

И. Тагиров считает, что «планы Султан-Галиева могут рассматриваться как один из вариантов решения национального вопроса в стране и увязывания его с проблемами мировой революции» [4; с. 104].

Как отмечалось выше, идея Турана сама по себе не нова. До Султан-Галиева об этом писали И. Гаспринский, Ю. Акчура и другие тюркисты. Но новой, как пишет А. Хабутдинов, являлась идея Султан-Галиева об объединении «всех слоев общества, кроме наиболее имущих, во имя создания национального государства»[5; с. 151].

Национальным лидером башкир А. Валидовым, находясь в Туркестане, была выработана программа Национальной федерации, которая в феврале 1921г. была принята представителями партии «Эрк», джадидистов и казахской Алаш Орды. По замыслу Валидова данная организация должна была стать центром национально-освободительного движения в Туркестане. Создание национальносоциалистической партии «Эрк» обуславливалось тем, что Туркестан, находящийся под властью одной из имперских держав не может развиваться ни в экономической, ни в политических сферах. Исходя из этого, программа партии предусматривала создание самостоятельного и независимого государства тюркских народов - Турания, где

формой государственного правления должна была быть демократическая республика. Ибо, как считали идеологи партии, важнейшей предпосылкой социализма являлись политическая свобода и демократия. А большевистская политика, по мнению Валидова, являлось приспособлением социализма русским имперским традициям [6; с. 118]. Призыв Валидова и его сторонников создать тюркское государство вызвано стремлением демократически решить национальные проблемы тюркских народов.

Необходимо отметить, что по отношению к пантюркизму и панисламизму складывался односторонний, негативный, «разоблачительный» подход во времена царизма и в советскую эпоху. Но нужно согласиться с Н. Горшковым и С. Червонной в том, что в этих концепциях заложен гуманистический потенциал, и их надо рассматривать в контексте национально-освободитель-ных и правозащитных движений угнетенных народов, «как своеобразной разновидности «восточного национализма» -национализма угнетенных народов, вырабатывающих не наступательные, не экспансионистские, а оборонительные доктрины, нацеленные на защиту этнической идентичности коллективными усилиями группы народов, принадлежащих одному кругу, развивающихся в русле общей цивилизации» [7; с. 89].

Идеи тюркского единства, на наш взгляд, были популярны в прошлом и популярны сегодня не случайно. Как бы они ни звучали - тюркизм, пантюркизм, туранизм - все направлены на сохранение национальной самобытности тюркских народов. И это стремление наиболее ярко выражается в переломные для этих народов периоды: возникновение

капитализма, колониализм, социализм, модернизация, глобализация. Эту же цель преследовал и Султан-Галиев, стремясь сохранить самобытность тюркских народов в условиях империализма.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Султан-Галиев М. Избранные труды. - Казань, 1998.

2. Мухаметдинов Р.Ф. Нация и революция (трансформация национальной идеи в татарском обществе первой трети XX века)/ http:// www/tataroved.ru/publicat/nac_rev/pdf. = 2. 02.2004.

3. Султанбеков Б.Ф., Шарафутдинов Д.Р. Мирсаид Султан-Галиев: жизнь и судьба // Неизвестный Султан-Галиев: рассекреченные документы и материалы. - Казань, 2002.

4. Тагиров И.Р. На изломе истории. - Казань, 2004.

5. Отец революции третьего мира. Мирсаид Султан-Галиев (1892-1940) // Xабутдинов А. Ю. Лидеры нации. -Казань, 2003.

6. Тоган Валиди А.-З. Письмо Я. Рудзутаку // Не сочтите за пророчество: Письма, обращения, выступления.

- Уфа, 1998.

7. Горшков Н., Червонная С. Пантюркизм и панисламизм в Российской истории и историографии // Иордан М.В. Ислам в Евразии: современные этические и эстетические концепции суннитского ислама, их трансформация в массовом сознании и выражение в искусстве мусульманских народов России. - М., 2001.

Поступила в редакцию 10.02.05 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.