ВЕСТНИК ТГГПУ. 2010. №3(21)
УДК 947.084.2
БОЛЬШЕВИЗМ, НАЦИОНАЛ-КОММУНИЗМ И ФЕНОМЕН М.СУЛТАН-ГАЛИЕВА
© Р.Ф.Мухаметдинов
В статье раскрывается эволюция взглядов М.Султан-Галиева от большевизма к национал-комму -нистической идеологии, а также представлены его взгляды на роль и значение консолидации тюркских народов в составе СССР.
Ключевые слова: большевизм, национал-коммунизм, мировая революция, консолидация, тюркские народы.
Личность Мирсаида Султан-Галиева (18921940), несомненно, сыграла значительную роль в послеоктябрьской истории татарского народа. Его взгляды с течением времени претерпели существенную эволюцию, демонстрируя все большее внимание к национальному вопросу. При этом любые обвинения М.Султан-Галиева в "национализме" являются совершенно необоснованными. Его искренняя приверженность идеям мировой социалистической революции дополнялась некоторыми тактическими построениями, служащие развитию национальной и тюркской идеи в теоретическом плане, противоречили генеральной линии партии большевиков. Приведем слова самого М. Султан-Галиева по этому вопросу: "Являлся ли я националистом хоть когда-нибудь? Нет и нет. Если бы я был националистом, я бы не ставил интересы революции выше интересов национальных" [1: 462].
Усиливающийся интерес к национальному вопросу в сознании М.Султан-Галиева был обусловлен однородностью этнического состава пролетариата, приводящей к тому, что диктатура пролетариата в основном сводилась лишь к диктатуре русского пролетариата в лице партии российских большевиков. В соответствии с этим определялась кадровая политика в партийных организациях национальных республик. М.Султан-Галиев в мае 1923 года открыто пишет о сложившейся ситуации Сталину и Троцкому: "Почему почти все русские работники Казани были против создания Татарской, а вначале - ТатароБашкирской республики, и почему этих работников можно было оставить в Казани после образования Татарской республики, а татарских работников, высказывавшихся за Татарскую республику, снять оттуда, да еще как. Не просто снять, а налепить предварительно на спину большой бубновый туз "национализма"" [1: 451].
В дальнейшем эта политика коснулась судьбы самого татарского революционера, который все более ощущал себя простым исполнителем в
осуществления социалистической революции среди мусульманских народов: "Я был сыном угнетенного народа... Да ... я был революционером, но революционером-рабом... Я чувствовал себя "свободным" лишь во время Октября и в первые годы революции. Но с того дня, когда мне сказали: ты раб, и мы тебе не доверяем, - а это было на третьем году революции Октября, -я опять почувствовал себя рабом" [1: 446-447].
Постепенно все это приводит революционе-ра-теоретика к мысли о том, что для колониальных народов в их борьбе за коммунизм национальный вопрос должен стоять на первом месте: " Так, например, мы находим, что в основных вопросах переустройства социальной жизни человечества, каковыми являются, во-первых, национально-колониальный вопрос, а во-вторых, вопрос о методах осуществления коммунизма." [1: 526].
Подобная идейная установка и понимание коммунизма приводят М.Султан-Галиева к тому, что он фактически становится идейным вожаком и теоретиком "правых" коммунистов Татарстана: "Какие социально-экономические и политические факторы содействовали образованию, оформлению и развитию группы "правых" татарских коммунистов, я уже в общих чертах говорил. Вкратце основную политическую установку группы "правых" можно сформулировать как стремление добиться радикального разрешения национального вопроса в России в рамках и на базе социалистической революции. "Правые" националистами себя не считают, а считают социалистами. Это - основное положение. Писаной программы. у нас не имелось. На фракционном совещании татарских делегатов съезда <Х Съезда Советов - Р.М.>, состоявшемся у меня на квартире, было решено приступить к составлению этой программы. Дело это было поручено мне" [1: 561].
В тактических построениях М.Султан-Галиева отчетливо просматривается тюркская идея.
Р. Ф.МУХАМЕТДИНОВ
Основные идеи о необходимости консолидации и единства тюркских народов он изложил в Тезисах об основах социально-политического, экономического и культурного развития тюркских народов Азии и Европы (1924-1925) и в статье " По вопросу о создании Туранской Республики" (1929). Еще в 1923 году М.Султан-Галиев считал пантюркизм идеологией национально-освободительного движения колониальных народов и критиковал борьбу Кремля против этой идеологии: "Мы признавали революционное значение в международном масштабе национально-освободительного движения колоний и полуколоний, но в то же время говорили о необходимости борьбы с панисламизмом, пантюркизмом, пана-зиатизмом и так далее. Это было все равно, что сказать: классовую борьбу европейского пролетариата надо поддерживать, но надо бороться с коммунизмом" [1: 449]. Во-первых, процесс объединения тюркских народов и республик он считал объективным процессом. По его мнению, " историческая неизбежность объединения и консолидации тюркских народов СССР., вызывается распадом патриархально-феодального строя в тюркских районах в связи с развитием в них капитализма" [1: 611]. Хотя нарождающаяся тюркская буржуазия пыталась использовать этот процесс для борьбы с Советской властью и социализмом (именно в этом М.Султан-Галиев видел сущность движения пантюркизма как буржуазно-националистического движения), он предполагал, что этот процесс консолидации может быть использован социалистической революцией в укреплении ее позиций на Среднем Востоке" [1: 611-612].
Во-вторых, М.Султан-Галиев обосновывал необходимость консолидации тюркских народов и с точки зрения перспектив развития их культур. Он писал: "Я отрицал возможность широкого и углубленного развития "мелких" национальных культур и высказывал предположение об ассимиляции с культурой более сильных соседних племен и народов. Речь в данном случае шла конкретно о татарской, башкирской, казахской, узбекской и прочих национальных культурах. Я доказывал, что если эти "культуры" не сольются в одну общую массу и взаимно не ассимилируют друг друга, то неизбежен процесс постепенного "поглощения" их русскими на Западе (татары и башкиры) и китайцами или индусами - на Востоке. Отсюда мой конечный вывод о необходимости создания Туранской Федеративной Советской Социалистической Республики в системе СССР и необходимости полного государственного отделения от России в случае поражения революции" [1: 630]. Становление этих взглядов
М.Султан-Галиева происходит уже в 1918 году в его размышлениях по поводу татаро-башкирский вопроса. Он, например, считал, что к моменту революции татары и башкиры представляли собой единую татаро-башкирскую национальность [1: 145].
В-третьих, консолидация и объединение тюркских республик, по его мнению, необходимы ввиду угрозы по отношению к СССР и Советской власти со стороны Индии и Китая. М.Султан-Галиев полагал, "что возможному и ожидаемому наступлению на Советскую власть международной реакции со стороны Китая и Индии должно быть противопоставлено сильное и крепкое буферное государство - федерация тюркских советских республик, с непосредственным вхождением последней в Союз и на равных с Украиной правах" [1: 612].
Однако создание Туранской республики не являлось для М.Султан-Галиева стратегической задачей, оно представлялось "тактическим маневром временного отступления на позиции туземного национализма в целях завуалирования основной цели движения за туранизм как нового и своеобразного средства борьбы с временно наступившей буржуазно-капиталистической или черносотенно-монархической реакцией в России в случае поражения революции" [1: 631]. Туран-ская республика мыслилась им как промежуточное звено, как трамплин, с которого можно было бы разжечь пожар социалистической революции на всем Востоке, а затем и во всем мире: "Советское самоопределение Туркестана, превращение его в более или менее самостоятельное советское государство с самым широким привлечением к этому трудящихся туркестанского туземного населения являлось в наших глазах одним из реальных и действительнейших средств нашего укрепления на Востоке и, следовательно, вовлечения его в орбиту начатой нами международной социальной революции" [1: 457].
К 1924 году М.Султан-Галиев осознает, что Кремль рассматривал русский большевизм и СССР всего лишь как своеобразный механизм для сохранения русской империи в новых формах. Талантливый теоретик с гениальной прозорливостью уже тогда предсказал обреченность этой новой империи: "Установлением Союза ССР панрусисты хотели бы восстановить фактически единую неделимую Россию, то есть гегемонию великоруссов над другими народами, но не прошло и года, как все народы заявили свой громкий протест. Желая ослабить экономически и политически Туркестан, Москва расчленяет сегодня туранские народы на отдельные мелкие племена, но не пройдет и двух лет, как рас-
ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ, КУЛЬТУРОЛОГИЯ
члененные части Турана заговорят о восстановлении единства и объединятся в более сильную, мощную и организованную государственную единицу. Из опыта последней революции в России мы пришли к выводу, что какой бы класс в России ни стоял или ни пришел к власти, никому из них восстановить былого "величия" и могущества этой страны больше не удастся. Россия как многонациональное государство и государство русских неизбежно идет к распадению и расчленению. Одно из двух: или она (Россия) расчленится на свои составные национальные части и образует несколько новых и самостоятельных государственных организмов, или же власть русских в России будет заменена коллективной властью "националов", то есть, гегемония русского народа над всеми остальными народами сменится диктатурой этих последних над русским народом. былая Россия, восстановившаяся под нынешней формой СССР, недолговечна. Она преходяща и временна" [1: 538].
Таким образом, М. Султан-Галиев в своих работах он предвосхитил многие исторические события (как например, распад СССР и образование независимых тюркских государств) и дал убедительные обоснования своим футурологическим размышлениям. Многие его теоретические положения о революции на Востоке (например, его утверждение о том, что на Востоке революция на начальном этапе должна развиваться как национально-демократическая революция, а затем колониальные народы, объединившись, должны свергнуть власть метрополий) получили международное признание и были взяты на вооружение многими лидерами национально-освободительных движений в Азии и Африки в середине ХХ века.
1. Султан-Галиев М. Избранные труды / Сост.
И.Г.Гизатуллин, Д.Р.Шарафутдинов. - Казань:
Изд-во "Гасыр", 1998. - 719 с.
BOLSHEVISM, NATIONAL-COMMUNISM AND THE PHENOMENON OF M.SULTAN-GALIYEV
R.F.Mukhametdinov
In the article the author touches upon such notions as bolshevism and national communism and states differences between them. Different attitude of bolshevics and national communists toward the world revolution is revealed. The evolution of views of M.Sultan-Galiyev from bolshevism to national communist ideology is disclosed as well as his views on the role of consolidation of the Turkic peoples of the USSR. M.Sultan-Galiyev is depicted as a sincere communist, who possessed strong political intuition.
Key words: bolshevism, national communism, world revolution, consolidation, Turkic peoples, evolution, political intuition.
Мухаметдинов Рафаэль Фардиевич - кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института истории им.Ш.Марджани АН Татарстана.
E-mail: murafa@kazandom.ru