УДК 316.7
МИРОВОЗЗРЕНИЕ, ВЗГЛЯДЫ И ПРАКТИКА НА ИНВАЛИДНОСТЬ В КОНТЕКСТЕ МИССИИ ОРГАНИЗАЦИИ КУЛЬТУРЫ (на примере специальной библиотеки)
Капинская Ирина Николаевна.
Россия, г. Краснодар, ГБУК «Краснодарская краевая специальная библиотека для слепых им. А.П. Чехова, заведующий отделом делового и досугового чтения, [email protected].
Аннотация. В статье автор показывает роль и практическую деятельность учреждения культуры, на примере специальной библиотеки, в осуществлении взаимодействия и сотрудничества с образовательными учреждениями в решении вопросов социализации и реабилитации инвалидов разных возрастных групп. Описан опыт общения детей и молодежи с ограничениями здоровья и здоровыми сверстниками в организации и реализации социальных проектов.
Ключевые слова: библиотека, инвалидность, проектная деятельность, организация культуры, организация среды, создание условий.
WORLD VIEW, VIEWS AND PRACTICE ON DISABILITY IN THE CONTEXT OF THE CULTURE ORGANIZATION'S MISSION (using the example of a special library)
Kapinskaya Irina Nikolaevna.
Russia, Krasnodar, State Budgetary Institution of Culture "Krasnodar Regional Special Library for the Blind. A.P. Chekhova, head of the department of business and leisure reading, [email protected]
Abstract. In the article, the author shows the role and practical activities of a cultural institution, using the special library example, in the interaction implementation and cooperation with educational institutions in addressing issues of socialization and rehabilitation of disabled people of different age groups. The experience of communication between children and young people with disabilities and healthy peers in the organization and implementation of social projects is described.
Key words: library, disability, project activity, organization of culture, organization of the environment, creation of conditions.
В последнее время всё чаще поднимается вопрос об интеграции людей с ограниченными возможностями в общество, общения их с обычными, здоровыми людьми, о взаимопонимании между ними. В тоже время, несмотря на повышенное внимание общественности и представителей различных
отраслей к проблеме толерантности, все-таки недостаточно рассматривают отношение общества к такой многочисленной группе граждан, как инвалиды, возможности включения людей с ОВЗ на равных правах в различные сферы социальной жизни. Существенным барьером на пути подлинной интеграции являются не только недостаточное развитие экономической, социокультурной помощи, негативные представления о возможностях людей с ОВЗ, но и низкий уровень готовности общества к полноправному взаимодействию с данной категорией. Отнюдь не все граждане готовы воспринимать людей с ограничениями здоровья как на равных, не каждый человек готов свободно общаться с инвалидом. С другой стороны, точно так же не каждый инвалид готов «идти в мир», налаживать контакты со здоровыми людьми из-за боязни насмешек или обид, проявления жалости.
Огромную роль в налаживании контактов между людьми с инвалидностью и здоровыми, играют различные организации и учреждения, работающие с инвалидами. Одним из таких учреждений являются специальные библиотеки для слепых. В настоящее время диапазон целей и задач деятельности библиотек значительно расширился. Сегодня библиотеки не только хранители произведений печати и письменности, но и культурно -досуговые центры, а в некоторых случаях и реабилитационные. В специальных библиотеках для слепых работают сотрудники, обладающие навыками и компетенциями в области работы с людьми с ОВЗ. Опыт общения с незрячими людьми показал, что многие из них, несмотря на свой недуг, не замыкаются в себе, не сидят в четырёх стенах, не жалуются на судьбу, а живут яркой, полноценной жизнью, работают, учатся, создают семьи, растят детей, находят в себе силы добиваться исполнения своих желаний, часто весьма амбициозных. Среди читателей нашей библиотеки много талантливых людей - поэтов, певцов, музыкантов, спортсменов.
Для того чтобы поделиться своим опытом и знаниями с окружающими библиотека принимает активное участие в различных мероприятиях, направленных на формирование безбарьерной среды. Незадолго до начала карантина, в Международный день слепых 13 ноября 2019 года библиотека им. А.П. Чехова провела акцию «Помоги мне увидеть мир». Акция была нацелена на то, чтобы каждый смог не просто взглянуть на мир в новом ракурсе, но и ощутить на себе, что чувствует человек, вынужденный перемещаться на ощупь.
В Чистяковской роще одновременно работало несколько площадок. Особый интерес зрителей вызвал психологический тренинг. Любой желающий с завязанными глазами мог попробовать пройти на выбор специальное задание: перелить воду из одной посуды в другую, перебрать фасоль и крупы, пройти непростой маршрут в сопровождении поводыря, преодолеть небольшое расстояние без посторонней помощи, нащупывая дорогу тростью и другие.
Мастер-класс по обучению письму рельефно-точечным шрифтом провела библиотекарь-брайлист Екатерина Смык.
Также каждый желающий мог поиграть в шашки и шахматы с незрячими и слабовидящими людьми на специальной доске, где обычные белые клетки рельефной формы.
На выставке декоративно-прикладного творчества «Добрых рук мастера» были представлены самостоятельно изготовленные поделки и сувениры незрячих читателей библиотеки.
Зрителям продемонстрировали умение собаки-поводыря заботиться о безопасности хозяина во всех общественных местах, сопровождать его по заданному маршруту и предупреждать о любой преграде, возникающей на пути.
Украшением мероприятия стала концертная программа, в которой приняли участие незрячие и слабовидящие самодеятельные артисты.
Для того чтобы увеличить круг единомышленников, специальная Библиотека просто обязана приложить все усилия для того, чтобы как можно больше людей не считали инвалидов достойными лишь жалости, а лично убедились в их способности вести полноценную жизнь, в их талантах, в возможности наладить с ними отношения как с равными.
Особенно это важно в отношении молодёжи, в первую очередь, школьников и студентов. Как показала практика, есть необходимость говорить об этом с молодежью, да и не только. В период поиска партнеров, пришлось неоднократно встречаться с непониманием и возраженими администрации образовательных учреждений: «А нашим студентам это не нужно, они же компьютерщики!»
Социальные нормы поведения мы учим, начиная с детского сада (уступи место старшим, не разговаривай громко в библиотеке), но, можно заметить, что в программах школ отсутствует раздел «Этика общения с людьми с ОВЗ». А именно знание норм поведения может облегчить дальнейшее взаимодействие.
Наша организация разработала и проводит для студентов Академии маркетинга и социально-информационных технологий «ИМСИТ» в городе Краснодаре беседы по теме «Этика общения с людьми с ОВЗ». На данных встречах мы не просто рассказываем об особенностях общения с людьми с инвалидностью, но и проводим мастер-классы, тренинги, семинары-практикумы, пытаемся совместно вывести правила общения. Например, ответ на вопрос «Как правильно вести беседу с человеком в инвалидном кресле?» мы ищем на практике. (К сожалению, у меня не нашлось достойных фотографий этого действия, но примерно это выглядит так, как показывает Александр Авдевич инвалид-колясочник из Белоруссии). Один участник садится на стул, а другой пробует общаться с ним с различных позиций и каждый рассказывает о своих ощущениях. В результате такой ролевой игры каждый может прочувствовать состояние инвалида, рассказать о своих ощущениях, обосновать свое мнение в каком положении общаться удобнее. Мы предлагаем пройти с закрытыми глазами, особенно яркое ощущение у испытуемых возникает, когда они идут с закрытыми глазами к краю сцены. Приоткрывая
завесу жизни людей с ОВЗ, рассказывая об их силе духа, уникальных талантах таких людей мы убираем барьеры для будущего общения.
Конечно, многие правила можно найти в интернете. Но ведь не каждый станет самостоятельно это делать, пока не возникнет необходимость.
В свое время, работая в публичной библиотеке города Новосибирска и разрабатывая маркетинговый план по привлечению читателей с ОВЗ в библиотеку, пришлось признать, что имеющиеся знания об инвалидах слишком поверхностны. Начался поиск информации. Многие вопросы оказались довольно сложными для самостоятельного понимания. Весной 2016 года посчастливилось пройти обучение на семинаре по созданию доступной среды, организованном Юрием Юрьевичем Лесневским, который помог разобраться в проблеме.
По окончании курсов мы с коллегами провели опрос, среди школьников, посещающих библиотеку «Что они знают об инвалидах?» Ответы были самые разные: кто-то из ребят хотел осыпать благами земными инвалидов, но при условии, что инвалиды будут жить отдельно, другие просто не знали об инвалидности ничего и не понимали, как они могут общаться. Так родилась идея проекта «Формула будущего», где целью было научить ребят с различными физическими возможностями взаимодействовать в одном пространстве. Партнерами в этом проекте стали: студенты Новосибирского государственного педагогического университета Института детства под руководством Одиноковой Натальи Александровны (доцента кафедры логопедии и детской речи), общеобразовательная школа № 90 ученики 6 «А» класса, специальные (коррекционные) школы № 39 для детей с нарушением зрения, специальная школа № 37для детей с нарушением слуха и детский сад № 311 для детей с нарушением слуха.
В ходе реализации проекта были организованы различные мероприятия и встречи.
На одном из мастер-классов «Подарок другу», учащиеся из 37 школы и 90 делали подарок друг другу - бумажного ангела - символа добра и дружбы. Территориально все находились в разных районах города, но ребята после этой встречи начали общаться в Контактах.
На празднике «Выборы МЭРа» вместе выбирали мэра города Простомороженск, создавали проект территории школы будущего.
Позднее к участию в проекте присоединилась хоккейная команда НЦВСМ (команда глухих хоккеистов). Ребята из хоккейной команды приезжали в библиотеку в свое свободное время и разучивали с ребятами из общеобразовательной школы № 90 жестовый язык, что послужило толчком к организации кружка, который собрал наиболее заинтересованных и неравнодушных ребят. В итоге был проведен веселый конкурс, где ученики показали свои умения.
Второй этап проекта «Формулы будущего» был посвящен совместным встречам и знакомству учеников школы № 90 с ребятами из школы № 39 для
детей с ограничением по зрению. Мероприятия нам помогали проводить студенты НГПУ Екатерина Котова, Мария Долгова, выпускники школы № 39, а также Наталия Кукарцева и Александр Пасичник - выпускники педагогического университета. Все эти участники встречи имеют глубокие нарушения зрения. Однако они ведут самый активный образ жизни, чем подавали полождительный пример школьникам.
Был организован и проведен мастер-класс по подготовке к чтению и письму по системе Брайля. Читали сказки, сочиненные Александром, который пишет музыку, является рок музыкантом - руководителем группы «Роджер Смайл». Издать его сказки в стихах «Мышиный дом» помог депутат Законодательного собрания Виктор Васильевич Кушнир.
Позднее благодаря усердию ребят в летний период был создан мультфильм, который был отправлен на конкурс.
Описанные ситуации свидетельствуют о том, что при правильной организации таких мероприятий, здоровые люди и люди с ограниченными возможностями всегда легко найдут общий язык и общие интересы, которые их объединят. И мы в своей работе будем стремиться к такому результату, расширяя границы своей деятельности.
Библиографический список. 1. Лесневский Ю.Ю., Волошина Т.В., Одинокова Н.А. Опыт сотрудничества между специальной библиотекой и вузом // Дефектологгия. - 2005. - № 4. - С. 39-40.