Научная статья на тему 'Создание инклюзивной среды в пространстве библиотеки'

Создание инклюзивной среды в пространстве библиотеки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2365
206
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
инклюзивная среда / проектная деятельность / библиотека / дети с ОВЗ / inclusive environment / project activities / library / children with disabilities

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гриднева Марина Васильевна, Заева Дарья Олеговна

В статье представлен опыт деятельности библиотеки в работе с детьми, имеющими различные ограничения здоровья. Описан опыт организации и реализации проектной деятельности в рамках сетевого взаимодействия

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гриднева Марина Васильевна, Заева Дарья Олеговна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CREATING AN INCLUSIVE ENVIRONMENT IN THE SPACE OF LIBRARY

The article presents the experience of the library in working with children with various health restrictions. Describes the experience of organizing and implementing project activities in the framework of networking.

Текст научной работы на тему «Создание инклюзивной среды в пространстве библиотеки»

УДК 376

СОЗДАНИЕ ИНКЛЮЗИВНОЙ СРЕДЫ В ПРОСТРАНСТВЕ БИБЛИОТЕКИ

Гриднева Марина Васильевна.

г. Новосибирск, МКУК «Централизованная библиотечная система имени П.П. Бажова», филиал «Библиотека им. М.И. Калинина», заведующая библиотекой, [email protected].

Заева Дарья Олеговна.

г. Новосибирск, МКУК «Централизованная библиотечная система имени П.П. Бажова», филиал «Библиотека им. М.И. Калинина», библиотекарь, [email protected].

Аннотация. В статье представлен опыт деятельности библиотеки в работе с детьми, имеющими различные ограничения здоровья. Описан опыт организации и реализации проектной деятельности в рамках сетевого взаимодействия.

Ключевые слова: инклюзивная среда, проектная деятельность, библиотека, дети с ОВЗ.

CREATING AN INCLUSIVE ENVIRONMENT IN THE SPACE OF LIBRARY

Gridneva Marina Vasilyevna.

Novosibirsk, "Centralized Library System named after P.P. Bazhov", branch "Library named after M.I. Kalinina ", Head of Library, [email protected].

Zaeva Daria Olegovna.

Novosibirsk, "Centralized Library System named after P.P. Bazhov", branch "Library named after M.I. Kalinina, librarian, [email protected].

Abstract. The article presents the experience of the library in working with children with various health restrictions. Describes the experience of organizing and implementing project activities in the framework of networking.

Key words: inclusive environment, project activities, library, children with disabilities.

Библиотекой им. М.И. Калинина организовано сетевое взаимодействие с образовательными учреждениями, территориально находящимися рядом: Православной гимназией, общеобразовательными школами № 48, № 90, школой-интернат № 133 для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, специальной (коррекционной) школой-интернат № 39 для детей с нарушением зрения, детским садом № 203 «Радужка» для детей с нарушением зрения. В условиях инклюзивного образования данная категория детей регулярно посещает библиотеку.

С 2014 года библиотека им. М.И Калинина стала участником реализации программы «Доступная среда». В этом направлении библиотекой реализованы следующие проекты.

В 2015 на средства гранта за социально-значимый проект «Мосты над барьерами» создано рабочее место, оснащенное специальным компьютерным оборудованием (Специализированное рабочее место ЭлСис 205, тифлофлешплеер «ТФП-СОЛО-1»), специальной литературой для свободного доступа незрячих к информации, приобретено две кушетки для работы с книгой в положении «лежа» и две конторки - в положении «стоя» для читателей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. В этом же году, 1 декабря 2015 года, в библиотеке состоялось торжественное открытие комнаты «С тобой говорит книга» для свободного доступа к информации детей с нарушениями здоровья.

С 2016 года силами и средствами «Новосибирской областной специальной библиотекой для незрячих и слабовидящих» на базе нашей библиотеки открыт библиотечный пункт. Это позволяет сотрудникам библиотеки обеспечить своих особенных читателей интересующей их информацией в любом удобном для них формате [2].

Также в 2016 году библиотека приняла участие в конкурсе инновационных проектов муниципальных библиотек в номинации «Программное планирование и организационно-структурные инновации» и получила грант за проект «Библиотека - место равного доступа». Была создана сенсорная комната «Огонек» для детей с нарушениями здоровья для совершенствования познавательной и эмоциональной сферы. Обстановка комнаты позволяет детям чувствовать себя комфортно и уверенно, творчески реализовывать себя наравне с другими детьми.

Одним из шагов по созданию безбарьерного доступа к информации является наше тесное сотрудничество с Новосибирским зоопарком. На базе библиотеки создан небольшой контактный зоопарк, целью которого является получение положительного результата по улучшению эмоционального и психологического состояния, оказание помощи в социальной адаптации детей через контакт и общение с ручными животными. В нашем зоопарке проживают мадагаскарские тараканы, улитки ахатина и виноградные улитки, шиншилла.

В 2017 г. по инициативе Новосибирской Епархии РПЦ при поддержке Фонда гуманитарных и просветительских инициатив «Соработничество» библиотека им. М.И. Калинина за разработку проекта «Не вижу, но читаю» в региональном конкурсе «Православная инициатива» приобрела по гранту сканирующую и читающую машину SARA™ CE для незрячих и слабовидящих пользователей. Данное тифлотехническое средство позволяет сканировать текст, а затем с помощью специального программного обеспечения распознавать отсканированный текст и произвести последующее его воспроизведение синтезатором речи. Юному пользователю всего лишь нужно положить материал, нажать нужную кнопку и наслаждаться воспроизведением текста вслух.

При содействии доцента кафедры логопедии и детской речи Института детства ФГБОУ ВО «Новосибирского государственного педагогического университета» Натальи Александровны Одиноковой, для помощи в создании инклюзивной среды на базе библиотеки и в реализации проекта «Театр доступный всем» были привлечены студенты-волонтеры Института детства [1].

Так, 15 января 2019 года был организован и проведен познавательный час «Точка Брайля», приуроченный к 210-летию со дня рождения Луи Брайля -изобретателя и создателя рельефно-точечного шрифта, известного всему миру. Студенты-волонтеры познакомили учащихся старших классов с нарушением зрения и нарушением опорно-двигательного аппарата с биографией Брайля и его знаменитой системой, помогали детям в работе с различными тифлотехническими средствами, приборами, инструментами, книгами и альбомами в доступных форматах. Большой интерес у школьников вызвало участие в творческой мастерской «Письмо другу», где студенты помогали старшеклассникам с разным уровнем здоровья с помощью азбуки Брайля написать друг другу письмо.

Активное участие студенты-волонтеры прияли в мероприятии, проведенном на базе библиотеки 12 марта 2019 года. Студенты провели для учащихся с нарушением зрения урок-портрет «Он к звездам проложил дорогу», приуроченный к 85-летию со дня рождения Юрия Алексеевича Гагарина. Волонтеры познакомили учащихся с биографией Ю.А. Гагарина и его первым космическим полетом, организовали творческую мастерскую «Созвездие Гагарина», где старшеклассники с помощью азбуки Брайля на карте звездного неба «зажгли» новое созвездие. Рассматривались специально подготовленные альбомы. В завершение все участники мероприятия получили от студентов тактильные закладки в виде ракет.

В этом же году мы приняли участие в конкурсе социально-значимых проектов «Парад идей». Организаторами конкурса «Парад идей» является Департамент культуры, спорта и молодежной политики мэрии г. Новосибирска, портал «Тымолод. рф». Были получены средства на реализацию проекта «Театр доступный всем» - кукольный экспресс-театр для подростков разного уровня здоровья, в том числе с нарушениями зрения и заболеваниями позвоночника. Номинация конкурса: содействие развитию активной гражданской жизненной позиции молодежи. Проект направлен на адаптацию и социализацию подростков с разным уровнем здоровья путем раскрытия творческого потенциала.

Дети и подростки с ОВЗ ведут достаточно замкнутый образ жизни, чаще всего они общаются со сверстниками только в условиях школы. Возможность заниматься внеучебной творческой деятельностью наравне со сверстниками с нормой здоровья позволит расширить круг общения, преодолеть трудности и повысить коммуникативные навыки. Так же проект способствует созданию творческого инклюзивного сообщества молодежи с ОВЗ по зрению и проблемам позвоночника.

Формат кукольного экспресс-театра предполагает организацию короткой, но увлекательной постановки без длительных репетиций, изнуряющих тренировок, заучивания ролей, громоздких костюмов. Именно методика такого театра предельно проста и доступна для подростков с ОВЗ. И здесь нам без помощи волонтеров не обойтись! Участники проекта в сопровождении студентов-волонтеров Института детства НГПУ примут участие в театрализованных представлениях, написании сценариев к спектаклям, подборе музыки, песен, росписи декораций. Итогом данного проекта будет открытый урок «Ходит добро по кругу». Проект является долгосрочным. Планируется, что за год

благополучателями станут более 300 детей и подростков с ОВЗ и других категорий читателей.

В настоящее время уже началась реализация проекта. Волонтеры принимают активное участие в сопровождении целевой аудитории проекта. Подростки с нарушением зрения пробуют себя в роли кукловодов, проиграв без предварительной подготовки спектакль-импровизацию. Ребята осваивают новые техники работы с различными материалами при изготовлении кукол и декораций: папье-маше, декупаж, шитье, роспись деревянных изделий с помощью трафарета.

Наша библиотека не останавливается на достигнутом и ищет новые формы работы с разными категориями пользователей. Мы благодарим Новосибирскую областную специальную библиотеку для незрячих и слабовидящих, доцента кафедры логопедии и детской речи Института детства НГПУ Н. А. Одинокову, студентов-волонтеров за помощь в реализации проекта, всех наших друзей и партнеров, кто поддерживает наши проекты, принимает активное участие в их осуществлении.

Библиографический список:

1. Косенко Г.Н., Одинокова Н.А. Особенности развития общения со сверстниками дошкольников с ограниченными возможностями здоровья // Современные проблемы общей и коррекционной педагогики и психологии детства: материалы IX Всероссийской научно-практической конференции. Под ред. Г.С. Чесноковой, А.Ю. Зверковой. - Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2013. -С. 152-155.

2. Лесневский Ю.Ю., Волошина Т.В. Одинокова Н.А. Опыт сотрудничества между специальной библиотекой и вузом // Дефектология. - 2005. - № 4. -С. 39-40.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.