Научная статья на тему 'Мировоззрение современной интерпретации истории: смысл истории или смысл в истории'

Мировоззрение современной интерпретации истории: смысл истории или смысл в истории Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
400
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
история / мировоззрение / концепция / толерантность / интерпретация / факт / history / worldview / concept / tolerance / interpretation / fact

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Личман Борис Васильевич

Человек познает объективный мир. У людей в мире разные мировоззрения и разное объяснение мира в настоящем, прошлом и будущем. Мир интерпретируется индивидуумом человеком по цели его мировоззрения. Одно для всех объективное прошлое интерпретируется не одним всеобщим (объективным) разумом, а субъективно человеческим разумом в мировоззренческих теориях, методологиях, которые являют субъективное научное творение человека. Признание наличия разных мировоззрений у людей ведет к признанию равенства мировоззренческих объяснений прошлого и толерантного к этим объяснениям отношения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WORLDVIEW OF MODERN INTERPRETATION OF HISTORY: SENSE OF HISTORY AND SENSE IN HISTORY

Man knows the objective world. People in the world have different worldviews and different explanations ofthe world in the present, past and future. The world is interpreted by an individual person for the purpose of his worldview. One for all the objective past is interpreted not by one universal (objective) mind, but by subjective human mind in the worldview theories, methodologies, which are the subjective scientific creation of man. Recognition ofthe existence of different worldviews in people leads to the recognition ofequality ofideological explanations ofthe past and tolerant attitude to these explanations.

Текст научной работы на тему «Мировоззрение современной интерпретации истории: смысл истории или смысл в истории»

МНОГОКОНЦЕПТУАЛЬНАЯ

ИСТОРИЯ

МИРОВОЗЗРЕНИЕ

СОВРЕМЕННОЙ ИНТЕРПРЕТАЦИИ ИСТОРИИ: СМЫСЛ ИСТОРИИ ИЛИ СМЫСЛ В ИСТОРИИ

Личман Борис Васильевич, доктор исторических наук, профессор; профессор кафедры теории и истории международных отношений Уральского федерального университета им. первого Президента России Б.Н. Ельцина, Заслуженный работник высшей школы РФ. Екатеринбург, Россия. E-mail: 284815@mail.ru

Аннотация. Человек познает объективный мир. У людей в мире разные мировоззрения и разное объяснение мира в настоящем, прошлом и будущем. Мир интерпретируется индивидуумом - человеком по цели его мировоззрения. Одно для всех объективное прошлое интерпретируется не одним всеобщим (объективным) разумом, а субъективно - человеческим разумом в мировоззренческих теориях, методологиях, которые являют субъективное научное творение человека. Признание наличия разных мировоззрений у людей ведет к признанию равенства мировоззренческих объяснений прошлого и толерантного к этим объяснениям отношения.

Ключевые слова: история, мировоззрение, концепция, толерантность, интерпретация, факт.

WORLDVIEW OF MODERN INTERPRETATION OF HISTORY: SENSE OF HISTORY AND SENSE IN HISTORY

Lichman Boris V., Doctor of Historical Sciences, Professor; Professor at the Department of Theory and History of International Relations of the Ural Federal University named after the First President of the Russia B.N.Yeltsin, Honored Worker ofHigher Education ofthe Russian Federation. Yekaterinburg, Russia

Annotation. Man knows the objective world. People in the world have different worldviews and different explanations ofthe world in the present, past and future. The world is interpreted by an individual person for the purpose of his worldview. One for all the objective past is interpreted not by one universal (objective) mind, but by subjective - human mind in the worldview theories, methodologies, which are the subjective scientific creation of man. Recognition ofthe existence of different worldviews in people leads to the recognition ofequality ofideological explanations ofthe past and tolerant attitude to these explanations.

Keywords: history, worldview, concept, tolerance, interpretation, fact.

Любая научная статья оперирует понятиями, которые раскрывают методологию исследования автора. Исходя из этого, выделим две научные категории: одна - объективная, а вторая - субъективная. К объективной научной категории отнесем: время, пространство и факт. К субъективной научной категории отнесем: мировоззрение человека. Затем определим, что такое концепция? В словарях дается такое определение концепции: «система взглядов на что-нибудь». Отсюда получим. Система взглядов на смысл жизни человека является мировоззренческой концепцией.

Название статьи «Смысл истории или смысл в истории» содержит мировоззренческое отношение к истории. Отношение двоякое: первое и второе: «Смысл истории» или «Смысл в истории». Разделяет двоякое союз «или». Ключевым является и наличие в названии предлога «В».

Приведенные понятия позволяют рассмотреть двоякое отношение к названию статьи: «Смысл истории или смысл в истории».

Первое отношение - «Смысл истории». Оно содержит смысл, цель существования всего человечества на Земном шаре и во Вселенной. Мировоззрение (воззрение на мир) понимается как всеобщее видение мира одним объективным Высшим или одним объективным Коллективным разумом.

Второе отношение - «смысл в истории» выявляет место (цель) одного человека или одной группы единомышленников (от группы - до государства) в окружающем Мире, на Земном шаре.

В философских словарях периода СССР давалось определения мировоззрения как - «система обобщенных взглядов на мир». В словарях говорилось об одной системе «обобщенных взглядов». Так, система одна и она объективная, и единственно научная. Мировоззрение, признаваемое единственным в разных организациях вплоть до организации - государства называется уже не мировоззрением, а идеологией.

После перестройки в СССР произошло изменение в сознании людей. Наряду с государственной и коллек-

МИРОВОЗЗРЕНИЕ СОВРЕМЕННОЙ ИНТЕРПРЕТАЦИИ ИСТОРИИ: СМЫСЛ ИСТОРИИ ИЛИ СМЫСЛ В ИСТОРИИ --Личман Б.В.

тивной собственностью возникла и частная собственность. В Конституции РФ 1993 г. признали и утвердили человека как высшую ценность государства. Мировоззрение на государственном, Конституционном уровне в современной России стало пониматься не как всеобщая - Коллективная категория, а как категория Индивидуальная. Возникло новое определение мировоззрения, и главным в определении стал не коллектив и коллективный разум, а индивид со своим особым интересом - целью в жизни.

В современной России возникло такое определение: «Мировоззрение - это система взглядов человека на мир и его место в нем». Из этого определения следует, что мировоззрение индивидуально, а место человека в окружающем мире - это и есть его жизненная цель.

Человек - вид живого мира «Планеты Земля». Вид социально - биологический. Человек появился давно. У человека - разумного цель, смысл жизни был всегда и будет всегда. Смысл - цель жизни человека определяло его поведение во все века, определяет в настоящем, и будет определять и в будущем. Жизненная цель человека во времени может меняться.

По цели жизни человека (места в мире) возникает система взглядов - познание мира или наука о мире. Наука - это познание мира человеком и находится не вне человека, а внутри человека, в его сознании -разуме. Наука - это творение человека. В мировоззрении человека первична цель, а наука (познание цели человеком) - вторична. Наука подчинена цели мировоззрения: рождена целью, для познания цели. Мировоззрение, жизненная цель руководит всеми делами человека. По цели мировоззрения человек жил в прошлом, живет в настоящем, планирует жизнь в будущем. Государство, для достижения Конституционной цели использует мировоззрение (идеологию), которое и объявляется правильным, научным, объективным. Государственное мировоззрение называемая идеологией отражает сущность государства и по государственной идеологии интерпретируется история.

Приведем пример государственного марксистского и государственного либерального мировоззрения. Государственное марксистское мировоззрение закреплено в Конституции СССР 1977 г.: «Высшая цель Советского государства - построение бесклассового коммунистического общества». Государственное либеральное мировоззрение закреплено в Конституции Российской Федерации 1993 г. В государстве цель, высшая ценность: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства».

Человек и государство только через свою мировоззренческую сущность изучает прошлое. Изучение государством прошлого в заданном им мировоззрении необходимо для оправдания государством действий в настоящем и продолжение их в будущем.

Историю и человека связывает созданный человеком рассказ о прошлом. Исторический труд, созданный человеком, - это особое логическое изложение событий прошлого, где по цели мировоззрения человеком подбираются исторические факты в историческом времени и историческом пространстве, а затем фактам по цели мировоззрения дается оценка.

Рассказ о прошлом, истории обязательно содержит три научные категории, которые не зависят от желания и воли человека, его мировоззрения. Они - объект изучения человеком.

1. Объективная категория - исторический факт.

2. Объективная категория - историческое время.

3. Объективная категория - историческое пространство.

Факт, время, пространство - объект изучения и сами о себе не ничего рассказывают. Они «голые» и «одевает», объясняет - интерпретирует их только человек. На современном телевидении есть передача «Власть факта». Идеологическое лукавство. У факта власти нет. Власть у того, кто его объясняет. Факт объясняется не Богом, а только человеком и интерпретируется в определенной логике, имеющей мировоззренческую направленность (цель).

Рассказ о прошлом - история содержит и четвертую научную категорию, которая полностью зависит от желания и воли человека. Это субъективное мировоззренческое творчество человека по объяснению в историческом труде объективного исторического факта в движении: в меняющемся объективном историческом времени и меняющемся историческом пространстве.

Прошлое, история объясняется человеком только по его мировоззрению. А сколько объяснений прошлого? Ответ. Сколько мировоззрений столько и объяснений прошлого. Количество мировоззрений зависит от количества их целей.

У мировоззрения начальная точка - человек разумный, а конечной точки у мировоззрения нет. Отсутствия точки достижения цели - это особенность мировоззрения. Цель мировоззрения не имеет завершения и представляет вечный вектор движения к цели.

Цель мировоззрения - это определенное направление движения. Достичь цели невозможно. Например, к царству Бога, к Коммунизму, к Правовому государству. Преградой на пути к вечной цели человека является сам человек, наделенный природными, человеческими инстинктами. Человек социально - биологический вид Живой Природы и, как Природа, находится в вечном изменении. Возможности человека и сам человек не познаны. В Мире всего две мировоззренческие цели у человека: Духовная и Материальная. Духовная - спасение Души на пути движения к Богу, Материальная -получение все время возрастающих Земных благ. Внутри этих двух Великих мировоззрений есть несколько относительно самостоятельных мировоззренческих направлений.

В названии статьи заложено противопоставление: «смысл истории» или «смысл в истории». За названием скрывается вопрос: существует одно объяснение прошлого или существует несколько объяснений прошлого?

Для ответа на этот вопрос обратимся к историческим трудам, и после их сравнения получаем следующее суждение. Да, существует несколько объяснений прошлого. Все эти объяснения научные. Почему? Не искажаются объективные факторы истории: время, пространство, факт. Имеется научное объяснение этих объективных факторов истории с использованием методологии и методов изучения. Наука служит цели мировоззрения.

ISSN 2658-4654

1-2019

История и современное мировоззрение

Научная методология объяснения истории разная, так как определяется разными мировоззренческими целями ученых объясняющих объективное - время, пространство, факт. Получаем объективную историю с разными субъективными объяснениями, разными оценочными суждениями.

Обращение к историческим трудам прошлого позволяет нам разделить, классифицировать исторические труды в историографические блоки по основанию - цель мировоззрения.

1. В мире, существуют исторические труды объясняющее прошлое с позиции цели религиозного мировоззрения [1].

Сегодня в мире есть много религий и число верующих на Земном шаре превышает более 80% всех жителей. Сегодня на планете процент верующих в Бога, Духов, «жизненную силу», Высший разум увеличивается. В процентном отношении атеистов на Земле специалисты насчитывают не более 15%.

2. В мире есть исторические труды, объясняющее прошлое с позиции мировоззренческой цели получения материальных благ обеспеченных прогрессом.

В Российской историографии группа «прогресса» разделена, по основанию движущие силы к цели, на три направления. Первое направление ведущим в прогрессе к материальным благам считает человека, имеющего частную собственность [2]. Второе направление ведущим в прогрессе к материальным благам считает коллектив с общественной собственностью [3]. Третья направление ведущим в прогрессе считает технику, распространение научных открытий [4].

3. В мире есть исторические труды, объясняющее прошлое с позиции человека, проживающего на отдельной территории в Природе [5].

Мировоззренческая цель в жизни у этой группы историков - это гармония человека в Природе, и, прежде всего, здоровье своих близких и себя, продление жизни, гармония человека, прежде всего в отдельном регионе, а затем на Земле и во Вселенной.

Прошлое в исторических трудах всегда интерпретируется с позиций трех мировоззрений: религиозного мировоззрения (религиозно - исторического), прогрессивного мировоззрения (всемирно - исторического), локального мировоззрения (локально - исторического или патриотического). Прошлое одно, а истории - истины о прошлом разные.

В прошедших веках одно из этих трех мировоззрений интерпретации истории было господствующим и определяло, утверждало в том или другом отрезке времени, веке «смысл истории» - цель истории.

Все мировоззрения человека и мировоззрение государств (идеология) равны, но цели у мировоззрений

разные. Мировоззрения по целям взаимно отвергают друг друга, считая не свою цель, ложной целью. По цели мировоззрения дается и интерпретационная оценка: истинно - ложно, патриот - не патриот и т.д. Каждое мировоззренческое объяснение прошлого обвиняет другое мировоззренческое объяснение в искажении прошлого или в фальсификации истории.

Мир не имеет единого мировоззрения, а разделен по мировоззрениям (люди разделены в государстве, а государства разделены в мире). Государства разделены по целям мировоззрений: религиозное мировоззрение (есть государства теократические), глобально-прогрессивное мировоззрение (есть либеральные государства и есть марксистские государства), локально-патриотическое (есть дрейф к локальному обособлению в мире Великих держав - США, Китая, России).

Возникает вопрос, вытекающий из названия статьи: какая мировоззренческая интерпретация, объясняющая прошлое, господствует сегодня или какая современная интерпретация истории?

Ответ на вопрос: в каждой стране господствующее мировоззрение - это государственная идеология (смысл истории), по которой и интерпретируется прошлое страны.

Государство - это организация (смысл истории один) и состоит из граждан индивидов (смысл в истории не один) со своими мировоззрениями и своими интерпретациями прошлого.

Демократическое форма правления государства в отличие от других форм правления предполагает толерантность мировоззрений, где по большинству мировоззренческих целей граждан в Конституции государства выбрана и сформулирована идеологическая (смысл истории один) цель государства - его национальная идея.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Нечволодов А.Д. Сказание о русской земле. В 4-х кн. Екатеринбург. 1993: Карташев А.В. Очерки по истории русской церкви. В 2-х т. М., 2006 и др.

2. История СССР с древнейших времен до конца XVIII века / под ред. Б.А. Рыбакова, М., 1975; Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. История России: учебник для вузов. М., 1998 и др.

3. Ионов И.Н. Российская цивилизация, IX - начала XX века: учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. М., 1995 и др.

4. Нефедов С.А. История России. Факторный анализ. В 2 т. М., 2010, 2011 и др.

5. Вернадский Г.В. Русская история: учебник. М., 1997; Гумилев Л.Н. От Руси до России. Очерки по русской истории 8-11 классы: пособие для общеобразовательных учебных заведений / под ред. А.М. Панченко. М., 1996 и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.