Научная статья на тему 'МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
71
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

конференции, круглые стопы, семинары

сснееренсе^, рйино гяйм, нмшйм

сотрудника ОВД в вузе МВД России, позволяет сформировать личность отечественного правоохранителя. К числу таких составляющих мы считаем необходимым отнести:

— наличие у него юридических знаний (начальных для младшего начальствующего состава, обеспечивающего охрану правопорядка, не ниже, чем средне-профессиональных — для сотрудников, непосредственно разрешающих задачи охраны правопорядка и противодействия преступности, и высшего образования для старшего и высшего начсостава ОВД);

— полнообъемное освоение обучающимися образовательной организации системы МВД России воспитательных программ ОПОП и ОППО;

— поддержание в течение всего периода службы выпускника образовательной организации МВД России должного уровня правовой культуры, что достигается системным получением сотрудником полиции дополнительного профессионального образования.

В заключении считаем необходимым указать на непреложный факт, что лишь сочетание юридических знаний и правовой культуры в каждом отдельно взятом сотруднике ОВД (полиции) является залогом успешной правоохранительной деятельности всей системы МВД России и его территориальных органов.

Сулима Игорь Иванович,

доктор философских наук, доцент, заведующий кафедрой философии и теологии Нижегородского государственного педагогического университета имени К. Минина

Мировоззренческие основы юридического образования

Образование всегда находилось в двойственном положении. С одной стороны, оно не нуждается в каком-либо обосновании, объяснении, поддержке, защите. Образование — форма бытия человека, оно возникло с возникновением человека и объективно играет в его жизни все большую роль. Образование как форму бытия человека, как социальный институт нельзя отменить, закрыть, ликвидировать. Образование выражает человеческую сущность1. Современная педагогическая наука активно обосновывает концепт «образования через всю жизнь», активно развивается концепция непрерывного образования2. С другой стороны, образование нуждается в обосновании новых принципов своего развития, которые были бы сообразны изменяющейся культуре, изменяющемуся обществу, природе человека. Философская антропология не дала ответа на вопрос, меняется ли природа человека. Однако взгляды на природу человека трансформируются, чему должно соответствовать образование. В этой связи в XX веке возникает философия образования как реакция на возрастающую роль образования в судьбе человека и как ответ на необходимость обоснования природы образования и концептуализации его связи с сущностью и перспективами бытия человека.

Одновременно в ходе усложнения общественных отношений в ходе исчерпания традиционных (вдобавок весьма мифологизированных) форм политического устройства возрастает роль философского осмысления сущностей, концептуального обоснования институтов. Образование, в частности, нуждается в переосмыслении и новой концептуализации, в новом онтологическом, антропологическом, идеологическом осмыслении. Социальная мысль показывает, что первая четверть XXI века — время правовой идеологии. Современные социальные институты разносторонне зарегулированы правом. Право через нормы-дефиниции берет на себя функцию непростой государственной регуляции, обеспечиваемой государственным принуждением или его возможностью, а функцию определения сущностей, поименовывания субстанций, формулирования категорий, экспликации ценностей. Право через акты высших судов дает единственно верную (с юридической

1 См.: Колесникова И. А. Педагогическое вопрошание о человеке будущего // Непрерывное образование: XXI век. 2015. Вып. 2 (10); Козлова Т. А. Потенциал феноменологического подхода для человека и образования // Вестник Вятского государственного университета. 2020. № 1. С. 55—61.

2 См.: Бабакова Т. А., Левина О. Р. Открытый университет как феномен образования взрослых // Непрерывное образование: XXI век. 2016. Вып. 2 (14); Колесникова И. А. Концептосфера непрерывного образования: логика и методология изучения // Непрерывное образование: XXI век. 2016. Вып. 3 (15); Колесникова И. А. Непрерывное образование как феномен XXI века: новые ракурсы исследования // Непрерывное образование: XXI век. 2013. Вып. 1; Куц В. А. Непрерывное образование как защита от непрерывных вызовов цивилизации (технико-гуманитарное исследование) // Непрерывное образование: XXI век. 2013. Вып. 3.

конференции, круглые стопы, семинары conferences, round tables, seminars

точки зрения) интерпретацию содержания и сущности социальных отношений. В этом контексте правовая идеология не только совокупность мировоззренческих установок, отражающих видение личностью права, его основных целей, социокультурного и регулятивного потенциала, его роли в развитии культуры и институтов общества, роли в определении векторов развития общества, его участия в формировании ценностей. В современном социокультурном контексте правовая идеология — совокупность мировоззренческих установок, отражающих видение личности и ее статуса. Правовая идеология становится фактически универсальным зеркалом современного многогранно-нестабильного общества и отражает реальный баланс интересов, расстановку сил, систему ценностей. В этой связи сложились объективные условия для взаимного интереса философии к правовой идеологии и интереса правовой идеологии к философии.

Обращение к правовой идеологии актуально в переходные, нестабильные времена, так как правовая идеология способна «армировать» общество, стабилизировать развитие некоторых ценностных установок. Правовая идеология востребована тогда, когда обществу недостаточно формальной реализации регулирующей функции права. Обычно это связано с высокой и одновременно разновекторной динамикой ценностей и механизмов регулирования общественных отношений, недостаточностью сложившихся механизмов стабилизации социальных институтов, уравновешивания интересов. Конечно, правовая идеология, закрепленная в нормах права (в том числе в доктринах, концепциях, основах политики) будет отражать позицию правящей группы, ее ценности и стратегические планы, что естественно, поэтому потребность общества в идеологической ясности удовлетворена лишь частично, и всегда существует источник борьбы за содержание права1. И эта борьба прежде всего развертывается не за отстаивание тех или иных правовых механизмов, а за ценности, отраженные и закрепленные нормативно.

Современность представляет собой время нестабильности. Кроме экономических и военно-политических, существует еще ряд причин этой нестабильности, которым уделяется, на наш взгляд, недостаточное внимание в философско-антропологических исследованиях, работах, посвященных исследованиям динамики мировоззрения. В частности, причинами современной нестабильности в мире являются следующие обстоятельства: конфликт культур, доведенный до ненависти, низкая культура разрешения конфликтов, высокий уровень нетерпимости к инаковости, крайне низкий уровень жизни отдельных групп людей, доминирование в сознании мысли о социальной и материальной бесперспективности существования, сопряженное с отсутствием в повседневной жизни ценностей и перспектив их достижения, очень высокий уровень неравенства. Эти причины поддерживаются массовой культурой, информационной средой (в которой все больше «информационного шума»), современной культурой постмодерна, опирающейся на безоценочность, внекри-териальность, бесценностность и, в конечном счете, — бесцельность.

Правовая идеология эффективна и перспективна тогда, когда мировоззренческие позиции, закрепленные в нормах права, становятся содержанием образования (и обучения, и воспитания) и транслируются образованием в социуме в ходе работы с молодежью. В этой связи для развития гуманитарных наук и воспитательной практики актуальны исследования по следующим направлениям:

— изучение сущности и специфики современного образования;

— рассмотрение в контексте философской антропологии и теории воспитания характеристик формирования мировоззрения учащихся в современном образовании;

— рассмотрение мировоззренческих ориентиров в современном гуманитарном (в частности, юридическом) образовании;

— анализ мировоззренческих характеристик правовой идеологии.

Анализ корпуса современных гуманитарных исследований показывает, что по указанным направлениям исследования идут, но, исследования правовой идеологии как мировоззренческой основы образования (в том числе в первую очередь юридического и исторического, как критически важных с социально-аксиологической точки зрения) не образуют системы, не имеют концептуально обоснованной специфики философско-методологической базы.

Выделяются современные труды, выявляющие специфику современного образования (в том числе гуманитарного, Е. В. Плисов и др.2). Это направление представлено работами Ю. Р. Виш-

1 См.: Толстик В. А., Трусов Н. А. Борьба за содержание права: монография. Нижний Новгород: НА МВД России, 2008. 202 с.

2 См.: Sokolova M., Plisov E. Cross-linguistic transfer classroom L3 acquisition in university setting // Vestnik of Minin University. 2019. Vol. 7. No. 1. Р 6.

конференции, круглые столы, семинары conferences, rounо tables, seminars

невского, Л. Н. Банниковой, В. В. Запария, Г. Е. Зборовского1, исследованиями Н. Д. Никандрова, Н. М. Берулава, Ю. В. Сенькова, В. М. Сырых, Ч. Б. Далецкого, пронизанными мыслью о роли гуманитарной культуры в образовании2, Ю. С. Давыдова, А. Ю. Давыдова, определяющих современные тенденции развития образования3. Методологическую значимость имеют в этом постмодернистски «рыхлом» контексте фундаментальные труды С. Л. Ивашевского4.

Характеристики формирования мировоззрения учащихся в современном образовании в контексте неоднозначных мировоззренческих тенденций в последние годы изучала Ю. Н. Сушкова5, религиозное (светское) мировоззрение учащихся рассматривали А. В. Бабушкин, С. А. Бурьянов, В. В. Луховицкий, С. А. Мозговой, М. Н. Ситников6.

Политико-юридические аспекты мировоззрения и специфику подготовки специалистов отдельных направлений гуманитарной подготовки разобрали А. И. Бардаков, А. Ф. Поломошнов7, формирование современной правовой культуры и правосознания Е. М. Павленко8, аспекты идеологического характера анализировала Т. И. Мармазова9.

Собственно аспекты юридического образования в последние годы исследовали в плане перспектив Р. Ф. Степаненко и А. В. Солдатова10, в контексте задач по воспитанию гражданственности И. С. Еремина11.

На наш взгляд, методологически продуктивно использовать инструментальный потенциал философии образования и философской антропологии для исследования проблем мировоззренческих основ гуманитарного (прежде всего — юридического и исторического) образования. Общий анализ показывает, что в целом в современных исследованиях, посвященных тематике формирования мировоззренческих основ жизненной позиции учащихся (в том числе на основе изучения таких гуманитарных дисциплин, как юриспруденция, история, политология, социология) методологически ясного и аргументированного антропологического акцента нет.

Правовая идеология определяет в исследовательской и практической деятельности по формированию мировоззрения учащихся опору на нормативные правовые акты. В этой связи актуально обращение в исследовательской и воспитательной практике к Указу Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 года № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей»12. Указ важен для понимания того, что определяется как традиционные ценности. Категорийная четкость методоло-

1 См.: Российское образование в условиях социальных трансформаций: социологические очерки / под общ. ред. Ю. Р Вишневского. Екатеринбург: УГТУ-УПИ, 2009. 696 с.

2 См.: Образование в условиях формирования нового типа культуры: III Международные Лихачевские научные чтения. Санкт-Петербург: СПбГУП, 2003. 230 с.

3 Давыдов Ю. С., Давыдов А. Ю. Глобализация и новые тенденции развития российского образования // Диалог культур и партнерство цивилизаций: становление глобальной культуры. Доклады. Санкт-Петербург: СПбГУП, 2010. С. 506—508.

4 См.: Ivashevskii S. L. Education and ideology // Russian Education and Society. 2011. Vol. 53. No. 6. Pp. 42—48.

5 См.: Сушкова Ю. Н. Мультикультурализм как мировоззренческая основа защиты прав человека // Права человека и политика права в XXI в.: перспективы и вызовы: сборник научных трудов по итогам Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Саратов: «Саратовский источник», 2022. С. 118—134.

6 См.: Бабушкин А. В., Бурьянов С. А., Луховицкий В. В., Мозговой С. А., Ситников М. Н. Свобода убеждений, совести и религии в современной России. Специализированный информационно-аналитический доклад: монография. Москва: МСХ. 2007. 272 с.

7 См.: Бардаков А. И., Поломошнов А. Ф. Социальная философия — основа политического мировоззрения. Волгоград: ВФ РАНХиГС, 2014. 224 с.

8 См.: Павленко Е. М. Формирование культуры прав человека и конституционного правосознания в современной России: дис. ... канд. юрид. наук. Москва, 2006. 202 с.

9 См.: Мармазова Т. И. Пути усовершенствования политических отношений в транзитивных обществах // Ги-лея: научный вестник. 2013. № 72. С. 787—792.

10 См.: Степаненко Р. Ф., Солдатова А. В. Правокультурные процессы в юридическом образовании: проблемы и перспективы // Вестник ТИСБИ. 2021. № 2. С. 5—12.

11 См.: Еремина И. С. Педагогическое управление становлением гражданственности будущих специалистов в образовательной системе вуза: дис. ... д-ра пед. наук. Москва, 2015. 366 с.

12 Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей: указ Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 года № 809 // Собрание Законодательства РФ. 2022. Вып. 46, ст. 7977.

конференции, круглые столы, семинары conferences, rounо tables, seminars

гически важна, в том числе в процессе исследования формирования мировоззрения учащихся. Спецификой правовой идеологии является то, что категория, закрепленная нормативно, является отправной точкой мышления об объекте исследования. В этой связи категорийная дискуссия остановилась на понимании того, что традиционные ценности — это «жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России». На наш взгляд, перспективным с научной точки зрения для теории и практики формирования мировоззрения учащихся будет дальнейшее исследование традиционных ценностей в контексте диалектического отрицания отрицания, в контексте отношений традиции и модерна, в контексте перехода модерна в постмодерн. Бытовое понимание традиционного и нетрадиционного, попавшее в право по идеологическим причинам не должно деформировать научное понимание диалектики традиции и инновации, сложившееся в диалектико-материалистической философии.

Парилов Олег Викторович,

доктор философских наук, профессор, профессор кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Приволжского филиала Российского государственного университета правосудия

Национальная идеология и будущее российского высшего образования

В 2022 году руководители российского высшего образования заявили о выходе России из Бо-лонской системы. Девятнадцатилетняя эпоха механического встраивания отечественного образования под западную модель, хочется верить, закончена. Изначально реформа носила откровенный антинациональный, антигосударственный характер1. Очевидно, нас ждет очередная революционная перестройка.

Новая образовательная реформа после выхода из Болонского процесса чревата повторением ошибок прошлого. Первая опасность — извечная российская болезнь метания из крайности в крайность: образовательная реформа может в очередной раз превратиться в широкомасштабную кампанию радикального обновления всей образовательной системы к определенному сроку. Еще одна старая болезнь — формализм и бюрократизация. И то, и другое приведет к тому, что вузы в очередной раз утонут в потоке бессмысленных, абсолютно ненужных для образовательного процесса документов. Уже сегодня некоторые исследователи, пытающиеся предсказать будущее отечественного высшего образования, подходят к вопросу исключительно формально, сводя реформу к отмене двухуровневого образования и возвращению к одноуровневому. При этом содержательная сторона обновления образовательной системы их вовсе не интересует. По моему убеждению, двухуровневая или одноуровневая система — это вопрос второстепенный, формальный. Здесь не нужно никаких радикальных отмен. Большинство вузов, перейдя на бакалавриат и магистратуру, при этом не отказались и от специалитета. Однако, считаем насущно необходимым ужесточить требования к магистерской подготовке. Необходимы более серьезные вступительные испытания в магистратуру (на сегодняшний день магистрантом может стать любой заплативший за учебу). Надо также повысить требования к магистерской диссертации (в настоящее время она принципиально не отличается от ВКР бакалавриата). Магистерская диссертация, как результат годового ликбеза, в принципе не может быть качественной. Но главное, необходимо, чтобы условием поступления в магистратуру было наличие базового образования (бакалавриат или специали-тет) именно по данному направлению подготовки. В противном случае магистратура по-прежнему останется институтом, дискредитирующим саму идею элитного образования.

Есть опасность дальнейшего развития еще одной нездоровой тенденции — ориентироваться на чуждые, заимствованные критерии при оценке научно-педагогического уровня сотрудников высшего образования. В силу известных политических причин мы отказались от западной наукометрии (публикации Scopus, Web of Science). Сегодня в Петербурге предлагают привязать нашу

1 Парилов О. В., Кузнецов А. П. Совершенствование качества вузовской подготовки юристов (обзор межвузовской научно-методической конференции) // Юридическое образование и наука. 2002. № 3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.