Научная статья на тему 'ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРАВОВОЙ ИДЕОЛОГИИ В ФОКУСЕ ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРАВОВОЙ ИДЕОЛОГИИ В ФОКУСЕ ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
52
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРАВОВОЙ ИДЕОЛОГИИ В ФОКУСЕ ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

конференции, круглые стопы, семинары

сснееренсе^, рйино гяйм, нмшйм

(п. 1, 2 ст. 13). Чтобы разобраться в этой дилемме, Конституцию Российской Федерации необходимо воспринять не только в качестве юридического документа прямого действия, но и в качестве свода идейных приоритетов нашего государства. В этом плане Конституция отвечает на вопрос «в чем состоит идея России»? Идейная миссия Конституции состоит в том, чтобы ключевым идейно значимым смыслам, на которых строится практическая политика, «наши звонкие дать имена», — дать созвучное с нашим пониманием жизни смысловое раскрытие. Примером служит конституционная поправка о браке, принятая в 2020 году.

Нетрудно еще более подробно показать идейную миссию Конституции в целом: утверждая идейные приоритеты государства, Конституция определяет вполне определенные государствоо-бразующие идеологические установки: на многонациональность, на социальное государство и пр. В свете этого подхода упомянутые выше пункты 1, 2 статьи 13 выглядят как противоречие идейной миссии Конституции. Проблема видится в том, что данная статья находится в противоречии с идейно-социальной миссией Конституции. Решение видится в том, чтобы, с одной стороны, постепенно уточнять общепринятые для России смыслы ключевых государствообразующих конституционных понятий; во-вторых, в том, чтобы сохранить в тексте конституции запрет на возведение в ранг государственных идеологических приоритетов какой-либо отдельной политической партии России; в-третьих, отразить в тексте Конституции миссию Конституции, состоящую в утверждении государствообразующих идейных приоритетов России.

В обобщение сказанного можно заключить, что для определения, выражения и формирования общепринятых в России смыслов понятия «демократическое государство» отечественной социальной и политической философии необходимо основательно проработать теорию и практико-ориентированный анализ понятий «государствообраующее сообщество», «коренное гражданское общество», «ино-гражданское общество» и др. Для отражения соответствующих смыслов в структуре конституционных понятий целесообразно определение «Конституции» как свода ключевых государствообразующих идейных приоритетов России как суверенного государства. Движение в этом направлении позволит утвердить Конституцию в новой социальной миссии — в качестве общепринятого в России источника долгосрочных идеологических установок, которые интегрированы в структуру общероссийской гражданской идентичности. Одним из следствий утверждения Конституции в новой идейно-социальной миссии видится редактирование текста статьи 13 Конституции Российской Федерации, которая противоречит этой конституционной миссии.

Баранов Владимир Михайлович,

доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации, почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации, помощник начальника Нижегородской академии МВД России по инновационному развитию научной деятельности, президент Нижегородского исследовательского научно-прикладного центра «Юридическая техника»;

Клименко Алексей Иванович,

доктор юридических наук, профессор, начальник кафедры теории государства и права Московского университета МВД России имени В. Я. Кикотя

Функциональные характеристики правовой идеологии в фокусе юридического образования

Правовая идеология на содержательном уровне, а именно на уровне ценностей, идей, концепций тесным и многоплановым образом связана с юридическим образованием. Приобщение к юридическому образованию одновременно выступает как приобщение к содержанию правовой идеологии. В свою очередь, правовая идеология ныне выступает в идеологической сфере обще-

конференции, круглые стопы, семинары conferences, rounо tables, seminars

ства1 в качестве «ведущей»2. Мы оцениваем публично значимые позиции в правовых понятиях и категориях, в рамках конвенционально сформированных в пространстве публичного правового дискурса базовых правовых ценностей общества. О содержательной связи правового образования, включающего, как известно, правовое обучение и правовое воспитание в их единстве3 можно рассуждать в разных ракурсах и плоскостях. Но всегда следует помнить: в целом юридическое образование — это не нейтральный процесс. Оно не может (в большей или меньшей степени) наполняться правовой идеологией. Организацию юридического образования можно рассматривать как важную часть идеологического механизма (идеологического аппарата) современного политически организованного общества. Можно согласиться с идеей о том, что правовая идеология — это не просто «система ценностей» или «система идей», она полностью не сводима к своему содержанию, представляет собой и еще определенным образом выстроенный идеологический механизм4.

Таким образом, рассматривая функциональные характеристики правовой идеологии в фокусе юридического образования, надо ставить вопрос не столько о том, как правовая идеология влияет на юридическое образование, а скорее о том, как через механизм юридического образования (рассматриваемый как часть идеологического механизма) правовая идеология влияет на общество и становление личности.

Французский философ Луи Пьер Альтюссер справедливо отмечал, что можно говорить о ряде идеологических аппаратов государства: церкви, культуре, юридическом идеологическом аппарате, семейном идеологическом аппарате, профсоюзном, политическом, информационном аппаратах. Он выделял, в частности, школьный (образовательный) идеологический аппарат5. И если для феодального общества главным идеологическим аппаратом государства является церковный, то для современного капиталистического общества важнейшим звеном этого аппарата является школа в самом широком смысле слова. Неслучайно Л. П. Альтюссер приводит в пример реформу школы, проведенную В. И. Лениным6. И сегодня к реформам школьным, среднего профессионального и высшего образования приковано внимание общественности. Любые изменения в этой сфере вызывают серьезный социальный резонанс. Обращаясь к юридическому образованию, следует подчеркнуть, что оно в общем не ограничивается влиянием на студентов-юристов. Многие элементы юридического образования мы можем наблюдать и в общеобразовательных школах. Эти элементы, как правило, связаны, с одной стороны, с попыткой сформировать элементарную юридическую грамотность, а с другой, с желанием привить базовые ценности, лежащие в основе правовой идеологии российского общества. В рамках неюридических специальностей также часто можно встретить элементы юридического образования в виде комплексных правовых дисциплин (например, дисциплины «Правоведение», «Граждановедение»). Расширился спектр направлений юридического образования, а также «околоюридических» специальностей, охватывающих ряд юридических дисциплин. Все это наряду с сохраняющейся популярностью юридической специальности свидетельствует о существенной роли юридического образования, в том числе и в идеологическом аспекте. Именно система юридического образования систематизирует и прививает базовые ценности, на которых основано наше общество. Она (система) внедряет их в сознание обучающихся таким образом, что студенты-юристы становятся «адептами» и своего рода «миссионерами» правового мировоззрения. Не случайно, что одной из задач полиции, сотрудники которой преимущественно имеют тот или иной уровень юридического образования, согласно пункту 4 части 1 статьи 12 Федерального закона от 7 февраля 2011 года № З-ФЗ «О полиции» является участие в

1 Зиновьев А. А. На пути к сверхобществу. Санкт-Петербург: Изд. Дом «Нева», 2004. С. 223, 224.

2 Клименко А. И. Правовая идеология современного политически организованного общества. Москва: Норма, 2017. С. 59.

3 Калиниченко И. А., Зиборов О. В., Клименко А. И. Формирование ценностных оснований профессионального правосознания сотрудника полиции в процессе образовательной деятельности высших учебных заведений МВД России // История государства и права. 2020. № 10. С. 6.

4 Зиновьев А. А. На пути к сверхобществу. Санкт-Петербург: Изд. Дом «Нева», 2004. С. 244, 248; Клименко А. И. Правовая идеология современного политически организованного общества. Москва: Норма, 2017. С. 254—266.

5 Althusser L. Idéologie et appareilsidéologiquesd'Etat // Althusser L. Positions (1964—1975). Paris: Les Éditions sociales, 1976. Pp. 67—125.

6 Althusser L. Idéologie et appareilsidéologiquesd'Etat // Althusser L. Positions (1964—1975). Paris: Les Éditions sociales, 1976. Pp. 67—125.

конференции, круглые столы, семинары саигшисн, ааино гяйш, нмшам

пропаганде правовых знаний1. Традиционные духовно-нравственные ценности, обозначенные в Указе Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 года № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей», лежат в основе правовой идеологии. Это и ценность справедливости, и ценность прав и свобод, и др.2 Также целый ряд важных правовых ценностей закреплен в Конституции Российской Федерации и ряде других нормативных правовых актов.

Рассматривая роль правовой идеологии в рамках системы юридического образования, надо прежде всего отдавать себе отчет в том, что образование следует понимать как процесс социализации личности в самом сильном и богатом смысле слова. Здесь первостепенным является вопрос содержательного влияния правовой идеологии на этот процесс, тогда как сам механизм юридического образования выступает, как уже отмечалось, в качестве элемента идеологического аппарата государства и здесь можно и нужно ставить вопрос о том, как правовая идеология влияет на общество посредством механизма юридического образования. Ответ на этот вопрос предполагает функциональный анализ правовой идеологии. Можно выделить ряд функций правовой идеологии, которые одновременно можно рассматривать как идеологические функции юридического образования.

Правовая идеология в формировании ценностно-правовых основ мировоззрения.

Формирование ценностно-правовых оснований мировоззрения — системообразующая функция правовой идеологии, реализуемая посредством системы юридического образования. Именно образуясь, человек получает представление о базовых правовых ценностях и смыслах современного общества. Само право в определенном идеологическом ракурсе может быть представлено прежде всего как система конвенциональных правовых ценностей, лежащих в основе современного общества (социоаксиологический подход к праву), что, впрочем, не исключает его нормативного понимания.

Правовая идеология в формировании телеологических установок правосознания, ориентирующих на правовой идеал. Разумеется, правовые ценности тесно коррелируют с представлениями о правовом должном и о целях, которые видимы в контексте несоответствия сущего и должного. Представления о должном обусловлены как уяснением правовых ценностей общества, так и получаемыми в процессе юридического образования идеальными моделями, схемами, которые, будучи не воплощенными в реальности, задают определенные целевые координаты для правосознания носителя этих представлений. В этом смысле правовая идеология формирует систему целеполагания и направляет стремление носителя ее установок в творческое русло достижения целей и преобразования (исправления) правовой реальности.

Правовая идеология в формировании цельного образа права. Важной функцией правовой идеологии является формирование цельного образа права. Этот образ является основой — ядром мировоззрения юриста. Юриспруденция — это одна из сфер человеческой деятельности, для которой не таким необходимым представляется вопрос о сущности права, тем не менее от ответа на этот вопрос зачастую зависит принципиальная позиция юриста и правовая идеология призвана сформировать образ права, релевантный условиям работы юриста, соответствующий определенному историческому этапу развития права, правовой системе и правовой культуре конкретного общества.

Правовая идеология в формировании способности к ценностному суждению. Три предыдущие функции и, разумеется, прежде всего системообразующая функция правовой идеологии обусловливают осуществление еще одной функции — функции формирования способности к ценностному суждению. Здесь, конечно, речь идет о восприятии права как системы ценностей и возможности использовать ценностные суждения в оценке как нормативного массива (правовой и неправовой закон), так и правовой практики.

Правовая идеология в формировании установок личности на активное и осознанное правомерное поведение. Способность к ценностному суждению обусловливает еще одну функцию правовой идеологии — формирование деятельностных установок на социально активное

1 О полиции: федеральный закон от 7 февраля 2011 года № З-ФЗ: принят Государственной Думой Российской Федерации 28 января 2011 года // Собрание законодательства РФ. 2011. № 7, ст. 900.

2 Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей: указ Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 года № 809 // Собрание законодательства РФ. 2022. № 46, ст. 7977.

конференции, круглые столы, семинары

сснееренсе^, рйино тяй1е*, нмшйм

правомерное (соответствующее ценностным представлениям о праве) поведение. Именно в поведении правовые ценности получают должную практическую верификацию, порождают опыт и реактуализируются в правосознании уже в контексте этого опыта.

Разумеется, выделение функций правовой идеологии — вопрос степени дифференциации функционального анализа. Тем не менее полагаем, выделение этих функций достаточно для того, чтобы получить представление о ее функциональных характеристиках, связанных с задействованием механизма юридического образования.

Идеологическое значение теоретико-исторических правовых дисциплин в системе юридического образования.

Не все учебные дисциплины в равной мере решают идеологические задачи. Важнейшая роль принадлежит именно тем учебным дисциплинам, которые принято считать правовыми общетеоретическими или теоретико-юридическими. Именно в их преподавании наиболее тесно переплетены учебные и воспитательные задачи, и именно они, по нашему мнению, должны в перспективе лечь в основу формирования такой учебной дисциплины, как «Основы российской государственности» или «Энциклопедия юриспруденции»1. Но до того, необходимо решить архитрудную проблему: соотношение фундаментального и прикладного в правоведении. В теоретико-философском ключе эта проблема даже не поставлена надлежащим образом.

Теория государства и права выступает как фундаментальная юридическая дисциплина, являясь, с одной стороны, тесно связанной с философским осмыслением права, а с другой, выступая в качестве общей теории по отношению к отраслевым юридическим теориям. Важным элементом ее содержания является теория правосознания2, которая позволяет нам понять его общественный характер, приобщиться к базовым идейным установкам. Теория государства и права экспозирует право как сложное социальное явление, имеющее определенные закономерности возникновения, развития и функционирования. Обучающийся в процессе изучения данной дисциплины приходит к выводу о наличии определенных относительно стабильных смысловых и идейных установок права, не зависящих от воли законодателя или правоприменителя.

В систему дисциплины «Философия права» входит важный раздел правовой аксиологии. Именно правовые ценности, выражаясь в идеях, лежат в основе правовой идеологии. Данный раздел позволяет познакомится с ними, объясняет их природу, системные свойства, формирование, функции и др. Следует отдельно подчеркнуть, что материалистические философско-право-вые концепции, используемые как научная основа преподаваемой дисциплины, позволяют формировать релевантную ценностную картину мира, а идеалистические концепции несмотря на то, что также играют идеологическую роль, способны существенно искажать действительность и формировать произвольное, зачастую оторванное от нее представление о системе правовых ценностей3.

История политических и правовых учений позволяет четко представить, что «Политические, правовые, религиозные, художественные, философские взгляды общества имеют классовый характер, создаются определенным классом, служат интересам этого класса»4. Связь правовых ценностей и идей с интересами и потребностями, формируемыми в условиях конкретного матери-

1 Баранов В. М. Философия права как неотъемлемый элемент энциклопедии права // Философия права как учебная и научная дисциплина: материалы Всероссийской научной конференции 18—29 апреля 1999 года / под ред. П. П. Баранова, В. Ю. Верещагина. Ростов-на-Дону: Ростовский юрид. ин-т МВД РФ, 1999. С. 93—95; Баранов В. М. Энциклопедия юриспруденции — интегративное развитие общей теории права и государства // Теория государства и права в науке, образовании, практике: монография / Ю. Г. Арзамасов, В. М. Баранов, Н. В. Варламова [и др.]; пред. ред. совета Т. Я. Хабриева. Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации; Московский государственный юридический университет имени О. Е. Кутафина (МГЮА). Москва: ИД Юриспруденция, 2016. С. 48—72; Баранов В. М. Энциклопедия юриспруденции: сущность, структура, ценность // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2016. № 2 (34). С. 13—35.

2 Малахов В. П. Теория правосознания. Опыт формирования: монография. Москва: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2020. 335 с.

3 Корнфорт М. Диалектический материализм. Москва: ООО «Советские учебники», 2021. 496 с.; Бабурин С. Н., Бережнов А. Г., Воротилин Е. А. и др. Философия права. Курс лекций: учебное пособие: в 2 т. / отв. ред. М. Н. Марченко. Москва: Проспект, 2011. Т. 1. С. 307—308.

4 Галанза П. Н., Карева М. П., Кечекьян С. Ф. и др. История политических учений: учебник / под. ред. С. Ф. Ке-чекьяна, Г И. Федькина. Москва: Госюриздат, 1955. С. 8.

конференции, круглые столы, семинары

сснееренсе^, рйино гяйм, нмшйм

ального производства, позволяет сформировать их видение как не случайных, они выступают не как предмет «юридических верований», а как четко объективно определенные величины1.

История государства и права позволяет осмыслить правовые ценности и идеи в контексте конкретных исторических ситуаций, как продукт накопленного столетиями исторического опыта. Формирует представление о том, что многие юридические механизмы сформировались определенным образом не случайно, как не случайно они изменяются в процессе исторического развития.

Подводя итог, можно предложить четыре вывода важных для определения функциональных характеристик правовой идеологии.

1. Правовая идеологии содержательно влияет на юридическое образование, однако, в контексте определения ее функциональных характеристик, следует рассматривать саму систему юридического образования как составляющую правовой идеологии, то есть как то, что входит в ее механизм и, являясь составной частью системы образования в целом, может рассматриваться как важнейшая часть идеологического аппарата современного государства.

2. Правовая идеология является «ведущей» в современном обществе. Это во многом обусловливает особую роль юридического образования. Оно востребовано ныне повсеместно и даже неюридические направления, и школьные программы включают в себя элементы юридического образования.

3. К основным функциям правовой идеологии осуществляемым посредством системы юридического образования являются следующие: формирование ценностно-правовых основ мировоззрения (системообразующая функция), формировании телеологических установок правосознания, ориентированных на правовой идеал, формировании цельного образа права, формировании способности к ценностному суждению, формировании установок личности на активное и осознанное правомерное поведение.

4. Важнейшею роль в выполнении обозначенных функций правовой идеологии играют фундаментальные учебные дисциплины теоретико-исторического правового цикла (теория государства и права, философия права, история политических и правовых учений, история государства и права).

Фатенков Алексей Николаевич,

доктор философских наук, профессор, профессор кафедры отраслевой и прикладной социологии Нижегородского национального исследовательского государственного университета имени Н. И. Лобачевского; профессор кафедры социально-гуманитарных наук Приволжского исследовательского медицинского университета

Политический кентавр постистории и его идеологический антураж

Нынешнее состояние цивилизации характеризуется смешением черт модерна и постмодерна. Ценности традиционной культуры не исчезли вовсе, но имеют сегодня заметный модерновый и постмодерновый окрас. Попытка избавиться от него и вернуться к незамутненной традиции — как одна из реакций на неприятие теперешней ситуации — обречена (по меркам человечности) на неудачу: с высокой долей вероятности грядет тогда не «новое средневековье» с его онтологической глубиной, а новый феодализм с убого-инновационным крепостным правом. Причина проста: инструмент реставрации донельзя современен. Он копирует и имитирует прежние формы в отвлечении от их содержательного ядра и благоволящей им ментальной ауры.

В миксе модерна и постмодерна у последнего более выгодное положение. Модерн отличается конкуренцией, периодически острой, больших социальных проектов и соответствующих мета-дискурсов. Постмодерн дробит и те, и другие на фрагменты, которые механически тасуются и сцепляются друг с другом чуть ли не произвольным образом. Во всяком случае, о произвольности складывающихся комбинаций предпочитают говорить сами постмодернисты-интеллектуалы, оценивающие постмодерновые тенденции со знаком «плюс» и заменяющие «параноидальный»

1 Корнфорт М. Диалектический материализм. Москва: ООО «Советские учебники», 2021. 496 с.; Бабурин С. Н., Бережнов А. Г., Воротилин Е. А. и др. Философия права. Курс лекций: учебное пособие: в 2 т. / отв. ред. М. Н. Марченко. Москва: Проспект, 2011. Т. 1. С. 307—308.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.