Научная статья на тему 'ФИЛОСОФИЯ ПРАВА В НЕЮРИДИЧЕСКОМ ВУЗЕ: К ПРОБЛЕМЕ ПОСТРОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ МАГИСТРОВ'

ФИЛОСОФИЯ ПРАВА В НЕЮРИДИЧЕСКОМ ВУЗЕ: К ПРОБЛЕМЕ ПОСТРОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ МАГИСТРОВ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
40
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЛОСОФИЯ ПРАВА / ТЕОЛОГИЯ / МАГИСТРАТУРА / СУЩНОСТЬ ПРАВА / ПРАВОСОЗНАНИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Треушников Илья Анатольевич, Грязнова Елена Владимировна, Шпренгер Кьелль Клаус

В статье анализируются вопросы правового образования в неюридических образовательных организациях высшего образования. Авторы статьи полагают, что правовое образование - это один из составляющих элементов современной социализации личности. От его успешного решения зависит уровень правовой культуры общества в целом. Авторы обращают внимание в первую очередь на философию права. Рассмотрение места этой учебной дисциплины в системе обучения магистров по направлению подготовки «теология» позволяет сделать выводы о значении философии права в высшей школе. Авторы полагают, что философия права способствует формированию целостного правосознания и целостной правовой культуры. Философия права ориентирована на поиск ответов на такие вопросы, как «Какова сущность права?», «Какова его природа?», «Каково соотношение права и других социальных норм?», «Всякий ли закон является правильным?», «Каков путь к правовому закону?», «Что такое правосознание?» и т. д. Данные вопросы выступают особенно актуальными для специалистов в неюридических областях знания. Авторы статьи полагают, что правовое образование в нашей стране способствует не только превращению нашего общества в активного участника мировой правовой системы, но и становится фактором защиты гражданского общества от недобросовестных действий со стороны различных акторов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Треушников Илья Анатольевич, Грязнова Елена Владимировна, Шпренгер Кьелль Клаус

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHILOSOPHY OF LAW IN A NON-LEGAL UNIVERSITY: TO THE PROBLEM OF BUILDING A MASTER’S PROGRAM

The article analyzes the issues of legal education in non-legal educational institutions of higher education. The authors of the article believe that legal education is one of the constituent elements of the modern socialization of the individual. The level of legal culture of society as a whole depends on its successful solution. The authors pay attention primarily to the philosophy of law. Consideration of the place of this academic discipline in the system of teaching masters in the field of “theology” allows us to draw conclusions about the importance of the philosophy of law in higher education. The authors believe that the philosophy of law contributes to the formation of a holistic sense of justice and a holistic legal culture. The philosophy of law is focused on finding answers to such questions as: “What is the essence of law?”, “What is its nature?”, “What is the relationship between law and other social norms?”, “Is every law correct?”, “What is the path to legal law?”, “What is legal consciousness?” etc. These issues are especially relevant for specialists in non-legal fields of knowledge. The authors of the article believe that legal education in our country contributes not only to the transformation of our society into an active participant in the global legal system, but also becomes a factor in protecting civil society from unfair actions by various actors.

Текст научной работы на тему «ФИЛОСОФИЯ ПРАВА В НЕЮРИДИЧЕСКОМ ВУЗЕ: К ПРОБЛЕМЕ ПОСТРОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ МАГИСТРОВ»

Научная статья УДК 340.113

https://doi.org/10.36511/2078-5356-2022-3-127-133

Философия права в неюридическом вузе: к проблеме построения программы подготовки магистров

Треушников Илья Анатольевич1, Грязнова Елена Владимировна2, Шпренгер Кьелль Клаус3

Нижегородская академия МВД России, Россия

2 3Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина, Россия

1treushnikovilya@mail.ru

2egik37@yandex.ru

3kspr2021@mail.ru

Аннотация. В статье анализируются вопросы правового образования в неюридических образовательных организациях высшего образования. Авторы статьи полагают, что правовое образование — это один из составляющих элементов современной социализации личности. От его успешного решения зависит уровень правовой культуры общества в целом. Авторы обращают внимание в первую очередь на философию права. Рассмотрение места этой учебной дисциплины в системе обучения магистров по направлению подготовки «теология» позволяет сделать выводы о значении философии права в высшей школе. Авторы полагают, что философия права способствует формированию целостного правосознания и целостной правовой культуры. Философия права ориентирована на поиск ответов на такие вопросы, как «Какова сущность права?», «Какова его природа?», «Каково соотношение права и других социальных норм?», «Всякий ли закон является правильным?», «Каков путь к правовому закону?», «Что такое правосознание?» и т. д. Данные вопросы выступают особенно актуальными для специалистов в неюридических областях знания. Авторы статьи полагают, что правовое образование в нашей стране способствует не только превращению нашего общества в активного участника мировой правовой системы, но и становится фактором защиты гражданского общества от недобросовестных действий со стороны различных акторов. Ключевые слова: философия права, теология, магистратура, сущность права, правосознание Для цитирования: Треушников И. А., Грязнова Е. В., Шпренгер К. К. Философия права в неюридическом вузе: к проблеме построения программы подготовки магистров // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2022. № 3 (59). С. 127—133. https://doi.org/10.36511/2078-5356-2022-3-127-133.

Original article

Philosophy of Law in a Non-Legal University: to the Problem of Building a Master's Program

Ilya A. Treushnikov1, Elena V. Gryaznova2, Kjell K. Sprenger3

1Nizhny Novgorod Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Nizhny Novgorod, Russian Federation

2 3Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Nizhny Novgorod, Russian Federation

1treushnikovilya@mail.ru

2egik37@yandex.ru

3kspr2021@mail.ru

Abstract. The article analyzes the issues of legal education in non-legal educational institutions of higher education. The authors of the article believe that legal education is one of the constituent elements of the modern socialization of the individual. The level of legal culture of society as a whole depends

© Треушников И. А., Грязнова Е. В., Шпренгер К. К., 2022

on its successful solution. The authors pay attention primarily to the philosophy of law. Consideration of the place of this academic discipline in the system of teaching masters in the field of "theology" allows us to draw conclusions about the importance of the philosophy of law in higher education. The authors believe that the philosophy of law contributes to the formation of a holistic sense of justice and a holistic legal culture. The philosophy of law is focused on finding answers to such questions as: "What is the essence of law?", "What is its nature?", "What is the relationship between law and other social norms?", "Is every law correct?", "What is the path to legal law?", "What is legal consciousness?" etc. These issues are especially relevant for specialists in non-legal fields of knowledge. The authors of the article believe that legal education in our country contributes not only to the transformation of our society into an active participant in the global legal system, but also becomes a factor in protecting civil society from unfair actions by various actors.

Keywords: philosophy of law, theology, magistracy, essence of law, legal consciousness

For citation: Treushnikov I. A., Gryaznova E. V., Sprenger K. K. Philosophy of Law in a Non-Legal University: to the Problem of Building a Master's Program. Legal Science and Practice: Journal of Nizhny Novgorod Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2022, no. 3 (59), pp. 127—133. (In Russ.). https://doi.org/10.36511/2078-5356-2022-3-127-133.

При разработке новых образовательных программ по теологии на уровне магистратуры возникают как проблемы выбора дисциплин, так и их содержания. Исходя из квалификационных требований магистра теолога, сформулированных в образовательном стандарте, следует, что данный специалист должен уметь вести научно-исследовательскую, педагогическую, просветительскую деятельность, быть готовым к решению экспертно-аналитических, представи-тельско-посреднических, социально-практических, организационно-управленческих и других задач. Важнейшей из задач в работе теолога оказывается умение работать с молодежью в плане формирования толерантного отношения к представителям разных культур и конфессий. Особенно это становится актуальным в свете событий последнего времени.

Сложная политическая ситуация в мире и в России сформировалась не сейчас, ей предшествовали события переходного периода нашей страны в годы перестройки, которые имели свои политические цели, одной из которых являлось ослабление страны как супердержавы. Реформы, начавшиеся в нашей стране в середине 80-х годов и продолжающиеся по сей день, поставили множество практических и теоретических вопросов. И как всегда наиболее актуальными из них являются извечные для России вопросы: «Кто виноват?» и «Что делать?».

Действительно, вместо ожидаемого от реформ экономического роста и подъема уровня жизни населения, правопорядка и законности мы столкнулись с проблемами экономического, политического, социального и духовного кризиса, государственных потрясений, расслоением общества на супербедных и супербогатых.

Причин тому множество, но одна из главных — это низкий уровень политической и правовой образованности всей страны от руководителей до рядовых граждан того времени. Массовая безграмотность людей в области правовых отношений обернулась тем, что результатами событий 90-х годов XX века в стране смогли воспользоваться представители криминала и те, кто получил доступ к незаконной финансовой деятельности.

Вторая немаловажная проблема — это устранение теологии из сферы научного знания и церкви из жизни государства в нашей стране на долгие годы. Российские университеты, зародившись гораздо позже европейских, исключили теологические факультеты из своей структуры, разделив высшее образование на светское и духовное как две малокоррелирую-щие единицы. Затем в течение практически всего XX века расхождение церковного и светского образования серьезно усилилось. В результате два важнейших феномена любого цивилизованного общества — религия и право долгое время не получали должного внимания, развития и участия в жизни российского государства.

Многие зарубежные страны, сохранили единство теологии и права как в образовании, так и в государственном управлении. Например, в Германии преамбула Основного закона исторически содержит обращение к Богу, в ней действует Общественный совет, в который входят представители церкви. В Европе и США на базе университетов действуют центры веры и культуры, транслирующие ценности во все сферы жизни общества. Такой подход исторически оправдан и, вне сомнения, обращение внимания к данному вопросу имеет значение и в нашей стране [1; 2].

Деятельности анализа и прогнозирования политической ситуации, грамотного и правильного сопоставления правовых, политических и религиозных событий, защите своих прав и реализации обязанностей, надо учиться. Грамотными в вопросах экономических, социальных, политических и духовных прав и обязанностей должны быть не только выпускники юридических вузов, но и все граждане, чем бы они не занимались [3; 4].

Одной из важнейших учебных дисциплин, способствующих сохранению традиций светского теолого-правового образования, является философия права. Имея в своей основе традиции европейской культуры, эта область знания во многих странах получила развитие и способствовала разработке концепций современного цивилитарного права. Если во многих «западных» странах философия права преподавалась не только в юридических вузах, но и на многих других социально-гуманитарных факультетах, то в нашей стране эта дисциплина не получила такого развития. В России к началу XX века распространение имела метафизическая и позитивистская философия права, которая сформировалась на основе концепций немецких ученых. В период советской эпохи в нашей стране философия права была представлена как теория государства и права и раздел социальной философии. На формирование предметной сферы философии права как науки в большей степени оказал влияние юридический подход, так как именно юристы в нашей стране стояли у истоков возрождения этой научной сферы в начале XXI века [5; 6].

Сегодня философия права преподается не только в сугубо юридических вузах. Она получила распространение в учебных заведениях социально-гуманитарного, технического и естественно-научного профиля [7; 8]. Возрождение теологии и философии права в нашей стране должно предусмотреть ошибки прошлого и учесть специфику российской культуры, избегая шаблонного копирования элементов культур, несвойственных нашей стране.

Почему же в неюридических вузах возникает необходимость изучения именно философии права, а не теории государства и права, например? Объясняется это тем, что философия права способствует формированию целостного правосознания и целостной правовой культуры. Юридическая наука не в полной мере ориентирована на поиск ответов на такие вопросы, как «Какова сущность права?», «Какова его природа?», «Каково соотношение права и других

социальных норм?», «Всякий ли закон является правильным?», «Каков путь к правовому закону?», «Что такое правосознание?» и т. д. На эти и многие другие философско-мировоззренческие вопросы о праве в контексте социальной жизни и отвечает философская наука, это ее задачи.

В современных условиях радикальных преобразований в стране возрастает роль философии права в системе теологических наук вузовского образования. Это обусловлено следующими обстоятельствами:

1. Правовое образование позволяет овладеть системой знаний о праве и законах. Особенно это важно в жизни России, где происходит переход к правовому государству и гражданскому обществу и церковь играет в этих процессах важную роль. Эффективность преобразований оказывается в прямой зависимости от правовой грамотности всех граждан и представителей конфессий.

2. Правовое образование — это один из составляющих элементов современной социализации личности. От его успешного решения зависит уровень правовой культуры общества в целом.

3. Правовое образование в России способствует не только превращению нашего общества в активного участника мировой правовой системы, но и становится фактором защиты гражданского общества от недобросовестных действий, как со стороны государства, так и иных политиков, финансовых олигархов и др.

На решение поставленных проблем и должен быть рассчитан курс философии права для теологических специальностей. В нем может быть предусмотрено знакомство с категориальным аппаратом философии права, общими ее проблемами (общетеоретическая часть) и основными этапами развития философско-правовой мысли (история философии права). В обязательном порядке должен иметь место раздел, посвященный анализу таких проблем, как соотношение религии, права и закона, религии, права и власти, религии, права и государства, межконфессиональных отношений, правового государства и гражданского общества, соотношение правовой и религиозной социализации личности в культуре общества.

Изучение данной области знания даст возможность повысить уровень правовой культуры студентов теологических специальностей и будет способствовать формированию целостного философско-правового мировоззрения.

При разработке курса «Философия права для теологических специальностей» в первую

очередь встают вопросы о том, каков же предмет этой дисциплины и будет ли он отличаться от других направлений философии права. Такая постановка вопроса обосновывается тем, что философия права является, прежде всего, наукой, которая должна обладать всеми признаками научного знания: наличие своего предмета, метода, категориального аппарата, законов.

Согласно определению предмета науки, он представляет собой тот или иной аспект изучения какого-либо объекта. Предмет исследования отличает одну науку от другой. Например, объектом изучения многих юридических наук является право. Однако «Теория государства и права» в качестве своего предмета берет только лишь один аспект права, она рассматривает действительное право как условие существования и развития государства. Если взять «Трудовое право», то оно рассматривает право в другом аспекте, а именно право как нормы, регулирующие трудовые отношения в обществе. Из приведенных примеров видно, что эти две юридические науки отличаются друг от друга своим специфическим предметом, в то время как объект (право) остается общим. Предметом изучения философии права выступает тоже право, но в своем, неповторимом аспекте, которого нет ни у философской, ни у правовой науки.

Дискуссии о предмете философии права берут начало практически с истории зарождения самой этой научной дисциплины. Считается, что изначально сам термин «философия права» был определен как категория юридической науки. Его автором является Г. Гуго, который ввел деление права на естественное и позитивное. Если следовать концепции Г. Гегеля, то необходимо признать философию права не юридической, а философской дисциплиной. Такое деление подходов в определении статуса философии права сохранилось и сегодня.

Однако данную дискуссию расширяет и углубляет включение в нее теологии. Если обратиться к истории, то следует вспомнить, что средневековые университеты имели такие факультеты, как философский, юридический и теологический. Осмысление феномена права стало предметом всех трех научных направлений. Сегодня сложно представить теологию без права и философии. Начала естественного права отражают положения о том, что природа и Бог дает каждому человеку высшие неотъемлемые права. Иными словами, природа права триедина: Бог, Природа и Человек. Данный синтез прослеживается и в трудах философов и богословов прошлого. Например, по выражению Ф. Аквинского,

человеческий закон должен быть согласован с законом Божественным.

Трудно сказать, какой из подходов наиболее правилен. Философия права, на наш взгляд, это междисциплинарная наука, поэтому она должна объединять начала и юридической, и философской, и теологической науки. При этом следует учитывать, что философия права в рамках теологии — это не синтез трех областей знания, а их интеграция. В целом можно выделить три уровня знаний о праве: мировоззренческий, который включает философские и теологические теории права, общенаучный, развиваемый юриспруденцией общую теорию права, и частные науки о праве.

Частные науки о праве имеют свой предмет и категориальный аппарат. Это, например, трудовое право, семейное право, уголовное право, церковное право и т. д. Частные науки о праве не дают целостного представления об этом социальном феномене, а представляют собой лишь множество знаний о праве.

Теоретическое ядро философии права образует общая теория права как система интегральных теорий: теория природы права, теория позитивного права, теория естественного права, теория правового сознания личности, теория правового государства, теория гражданского общества и т. д.

И, наконец, сама философия теории права — это концептуально-методологический уровень философии права. Как известно, философия выступает в качестве концептуального отношения к системе «человек — общество». Концепция — это предельно абстрактный уровень обобщения. Ни одна из наук не рассматривает мир в целом. Таким образом, предмет философии — это целостное мироосвоение. Человек живет и действует, осмысляя себя, свое бытие, окружающий его мир, себя в мире и мир в себе [9; 10]. Аналогичным образом выстраиваются и взаимоотношения человека с миром права. Он осмысляет правовые феномены, подвергает их правильность сомнениям, проверяет и оценивает правовые данности, формируя тем самым правовой тип мироосвоения.

Как можно видеть из различных вариантов философии права, в зависимости от того, какой из аспектов права та или иная концепция философии права берет за основу, выделяется предмет дисциплины. Так, например, В. С. Нерсесянц в качестве предмета философии права выделяет проблему различения и соотношения права и закона [11]. В более поздних его работах в качестве предмета философии права можно видеть

право как сущность и право, как явление в их различении, соотношении и искомом единстве. Такой подход позволяет рассматривать в качестве конкретного предмета философии права, например, формальное равенство и его проявления в социальной реальности. В этом случае отчетливо видно, что в основе такого варианта философии права лежит общая теория права. В. П. Малахов предлагает в качестве предмета философии права выделить правосознание [12]. Этот подход оказывается более широким, чем у В. С. Нерсесянца. Но и здесь в качестве основы закладывается не что иное как теория права, которая получает философскую интерпретацию.

Проанализировав работы этих и других авторов, мы убедились, что полностью ни один из них не подходит для изучения философии права в неюридических вузах, так как они сложны для понимания студентов, которые не изучают юриспруденцию. Наша задача состоит в формировании у студентов неюридических вузов, к которым можно отнести теологов, концептуального правового мышления, способности осмысленного применения правовых знаний в практике социальной реальности, причем не только традиционной, но и цифровой [13]. Выделяя в качестве предмета философии права правовое мироосвоение, мы очерчиваем и круг основных проблем нашего курса: историческое становление философии права, сущность и понятие права, его природа, соотношение естественного и позитивного права, соотношение правовых и внеправовых норм (религии, морали, этики и др.), соотношение государства и права, национальная и конфессиональная специфика права, правовая деятельность и ее формы, становление и развитие правового государства и гражданского общества, структура правовой культуры личности, правовое обеспечение всех сфер общественной жизни и др. В данном случае мы можем опираться на углубленные представления обучающихся в области мировой и отечественной философской мысли, обращение к которой, как мы уже отмечали, весьма продуктивно при анализе особенностей национального правосознания [14, с. 226].

При выборе дисциплин, направленных на формирование правосознания в теологическом образовании, важную роль играет спектр деятельностей, которые обозначены в образовательной программе. Сегодня ведется активная разработка таких новых для нашей страны дисциплин, как правовая теология и политическая теология [15; 16]. Изучая предлагаемые авторами различные концепции построения

этих курсов, мы видим, что они включают вопросы философско-правового и юридического анализа религиозных систем, соотношения государства и права, государственной идеологии и религиозной веры. Однако в таком контексте данные дисциплины в большей степени подходят для тех теологических направлений и специальностей, в которых в качестве основной деятельности в образовательной программе выбрана деятельность организационно-управленческая, например, профиль государственно-конфессиональные отношения.

Философия права в большей степени подходит для профилей, направленных на изучение религиозной культуры и практики, подготовки специалистов в сфере просвещения, образования и культуры. Это будет способствовать выработке продуктивного представления в общественном сознании о правовом смысле, смысле правовой политики, учитывающей особенности национальной культурной традиции, что представляется актуальным в настоящее время [17, с. 245]. Более того, для специалистов в социальной сфере немаловажное значение обретает обоснование смысла социальной политики, что обеспечивается изучением философско-правовой проблематики [18, с. 296]. Поэтому мы считаем, что необходима разработка курса философии права, содержащего как разделы классической философии права, так и разделы, раскрывающие единство права и религии в формировании мировоззрения в рамках определенной страны и конфессии.

Список источников

1. Лавров В. В. Некоторые вопросы взаимодействия теологии и юриспруденции в познании правовых явлений // Российский журнал правовых исследований. 2019. Т. 6. № 3 (20). С. 98—103.

2. Яровой М. А. Теология как гравитационное поле для системы права или отношения теологии к правовым конструктивным нормам, а юриспруденции к теологической доминанте // Труды Белгородской православной духовной семинарии (с миссионерской направленностью). 2021. № 13. С. 324—334.

3. Грязнова Е. В., Афанасьев С. В. Индивидуализация человека в информационной социализации // Философская мысль. 2017. № 1. С. 17—29.

4. Грязнова Е. В. Информационное взаимодействие в образовании: прогресс или регресс? // Философия и культура. 2012. № 7 (55). С. 123—129.

5. Контарев А. А. К проблеме определения предмета философии права: типологическая характеристика основных подходов // Философия права. 2019. № 3 (90). С. 7—13.

6. Савенков А. Н. Глобальный кризис современности как предмет философии права // Государство и право. 2019. № 4. С. 5—19.

7. Дубовик О. Л. Научные исследования актуальных проблем современного мира: сплав политики, права, социологии, философии и естественных наук (опыт Германии) // Политика и общество. 2019. № 4. С. 37—43.

8. Жуков В. Н. Философия права в системе наук // Государство и право. 2018. № 10. С. 42—49.

9. Бабаева А. В., Шмелева Н. В. Репрезентации «человеческой исключительности» в культурном потоке нового времени // Вестник Мининского университета. 2022. Т. 10. № 1 (38).

10. Хлап А. А. Техногенный идеал в цифровой культуре: построение модели исследования // Вестник Мининского университета. 2022. Т. 10. № 1 (38).

11. Нерсесянц В. С. Философия права: учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Норма: ИНФРА-М, 2020. 848 с.

12. Малахов В. П. Философско-правовые интерпретации проблем современной общеправовой теории: сборник статей. М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2021. 519 с.

13. Грязнова Е. В. Социальная память как элемент культуры // Человек и культура. 2015. № 5. С. 92—106.

14. Треушников И. А. Рефлексия правосознания сквозь призму религиозной философии // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2022. № 1 (57). С. 225—228.

15. Овчинников А. И. Правовая теология в контексте современного правопонимания // Вестник юридического факультета Южного федерального университета. 2021. Т. 8. № 4. С. 87—92.

16. Хорунжий С. Н. Политическая теология и секуляризация современной правовой среды // Вестник Российской нации. 2014. № 6 (38). С. 269—288.

17. Треушников И. А. Поиск правового смысла // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2021. № 2 (54). С. 243—245.

18. Треушников И. А. Смысл социальной политики // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2021. № 1 (53). С. 296—298.

References

1. Lavrov V. V. Some questions of interaction between theology and jurisprudence in the knowledge of legal phenomena. Russian Journal of Legal Research, 2019, vol. 6, no. 3 (20), pp. 98—103. (In Russ.)

2. Yarovoy M. A. Theology as a gravitational field for the system of law or the relationship of theology to legal constructive norms, and jurisprudence to the theological dominant. Proceedings of the Belgorod Orthodox Theological Seminary (with a missionary focus), 2021, no. 13, pp. 324—334. (In Russ.)

3. Gryaznova E. V., Afanasiev S. V. Individualization of a person in information socialization. Philosophical Thought, 2017, no. 1, pp. 17—29. (In Russ.)

4. Gryaznova E. V. Information interaction in education: progress or regression? Philosophy and culture, 2012, no. 7 (55), pp. 12—129. (In Russ.)

5. Kontarev A. A. To the problem of defining the subject of the philosophy of law: a typological characteristic of the main approaches. Philosophy of Law, 2019, no. 3 (90), pp. 7—13.

6. Savenkov A. N. The global crisis of modernity as a subject of philosophy of law. State and Law, 2019, no. 4, pp. 5—19. (In Russ.)

7. Dubovik O. L. Scientific research of topical problems of the modern world: a fusion of politics, law, sociology, philosophy and natural sciences (German experience). Politics and society, 2019, no. 4, pp. 37—43. (In Russ.)

8. Zhukov V. N. Philosophy of law in the system of sciences. State and law, 2018, no. 10, pp. 42—49. (In Russ.)

9. Babaeva A. V., Shmeleva N. V. Representations of "human exclusivity" in the cultural flow of the new time. Vestnik of Minin University, 2022, vol. 10, no. 1 (38). (In Russ.)

10. Khlap A. A. Technogenic ideal in digital culture: building a research model. Vestnik of Minin University, 2022, vol. 10, no. 1 (38). (In Russ.)

11. Nersesyants V. S. Philosophy of law: textbook. 2nd edition, revised and expanded. Moscow: Norma, INFRA-M Publ., 2020. 848 p. (In Russ.)

12. Malakhov V. P. Philosophical and legal interpretations of the problems of modern general legal theory: collection of articles. Moscow: UNITI-DANA: Law and Law Publ., 2021. 519 p. (In Russ.)

13. Gryaznova E. V. Social memory as an element of culture. Man and culture, 2015, no. 5, pp. 92—106. (In Russ.)

14. Treushnikov I. A. Reflection of legal consciousness through the prism of religious philosophy. Legal Science and Practice: Journal of Nizhny Novgorod Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2022, no. 1 (57), pp. 225—228. (In Russ.)

15. Ovchinnikov A. I. Legal theology in the context of modern legal understanding. Bulletin of the Faculty of Law of the Southern Federal University, 2021, vol. 8, no. 4, pp. 87—92. (In Russ.)

16. Khorunzhiy S. N. Political theology and secularization of the modern legal environment. Bulletin of the Russian nation, 2014, no. 6 (38), pp. 269—288. (In Russ.)

17. Treushnikov I. A. Search for legal meaning. Legal Science and Practice: Journal of Nizhny Novgorod Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2021, no. 2 (54), pp. 243—245. (In Russ.)

18. Treushnikov I. A. The meaning of social policy. Legal Science and Practice: Journal of Nizhny Novgorod Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2021, no. 1 (53), pp. 296—298. (In Russ.)

Информация об авторах

И. А. Треушников — доктор философских наук, доцент; Е. В. Грязнова — доктор философских наук, профессор; К. К. Шпренгер — без ученой степени.

Information about the authors

I. A. Treushnikov — Doctor of Sciences (Philosophy), Associate Professor; E. V. Gryaznova — Doctor of Sciences (Philosophy), Professor; K. K. Sprenger — no academic degree.

Статья поступила в редакцию 15.01.2022, одобрена после рецензирования 05.04.2022, принята к публикации 30.08.2022.

The article was submitted 15.01.2022; approved after reviewing 05.04.2022; accepted for publication 30.08.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.