Научная статья на тему 'ПРАВО И ИДЕОЛОГИЧЕСКИЙ ВАКУУМ'

ПРАВО И ИДЕОЛОГИЧЕСКИЙ ВАКУУМ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
92
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРАВО И ИДЕОЛОГИЧЕСКИЙ ВАКУУМ»

конференции, круглые стопы, семинары conferences, rounо tables, seminars

тивности деятельности. Это печальное последствие прекрасно иллюстрирует народная мудрость «За двумя зайцами погонишься — ни одного не поймаешь»;

— поиск информации может носить навязчивый немотивированный характер: это новое в молодежной среде явление получило название «веб-серфинга» — бесконечного поиска новой информации не ради получения знания, решения проблемной задачи, а ради праздного любопытства (просмотр развлекательных видео, фото, посещения «чужих» профилей — страничек в соцсетях, перепосты и т. п.); таким образом, возникает зависимое от гаджетов поведение;

— возникновение новой фобии — FOMO (от англ. fear of missing out — синдрома упущенной выгоды) — страха выпасть из процесса общения1, остаться вне интересных событий. Именно эта фобия, по мнению Дж. Твенге, опосредует рост «экранного времени» современной молодежи и рост коммуникативной активности в виртуальном мире;

— избыток информации и превалирование эмоционально-негативного контента в Интернете приводит к осознанию своего поколения через призму конфликта, отсюда — поиск всевозможных «врагов»2 уже не в виртуальном, а реальном мире;

— незрелость регуляторных функций, мотивационно-волевой и когнитивной сфер затрудняет социальную адаптацию личности, в силу чего она не в состоянии следовать установленным правилам поведения в социуме. Это приводит к образованию дефицитарности нормативного поведения личности3.

Проведенный анализ свидетельствует о высокой степени уязвимости сознания современной молодежи для информационного воздействия преимущественно через цифровое пространство, возможности трансформации моральных и нравственных установок, формирования агрессивной модели поведения, социальной дезадаптации и девиантного поведения. Таким образом, проблеме обеспечения информационной безопасности в процессе профессиональной подготовки необходимо уделять пристальное внимание, следует формировать новые способы взаимодействия с обучающимися, опираясь на выявленные отличительные особенности развития их познавательной сферы.

Фролова Татьяна Николаевна,

кандидат социологических наук, доцент, доцент кафедры философии Московского университета МВД России имени В. Я. Кикотя

Право и идеологический вакуум

Идеология и право, обладая относительной самостоятельностью, сущностно связаны, взаимодействуют и детерминируют друг друга. С помощью правовой идеологии концептуализируются основные идеи общества о государстве и праве. А предпосылками формирования правовой идеологии выступают потребность социальных групп в регулировании социальных отношений, наличие идей, ценностей и норм, которые объективно нуждаются в оформлении средствами правовой идеологии4. Коллективно значимое на обыденном уровне закрепляется в традиции, на идеологическом уровне закрепляется в правовой норме5.

Правовая идеология является неотъемлемой частью правовой политики, и в ней воплощаются основные идеи, которые закладываются в базовые нормативные акты национальной правовой системы. Право, как социальный институт, приобретает ценностно-смысловую составляющую,

1 Твенге Дж. М. Поколение I. Почему поколение Интернета утратило бунтарский дух, стало более толерантным, менее счастливым и абсолютно не готовым ко взрослой жизни и что это значит для всех остальных / пер. с англ. А. Толмачев. Москва: РипполКлассик, 2019. 406 с.

2 Титов В. В. К вопросу о конструировании национально-гражданской идентичности российской молодежи в цифровую эпоху // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2020. № 57. С. 257—264.

3 Нурмухаметов Э. А. К вопросу о нормативном поведении подростка в условиях школьного обучения // Психолого-педагогические исследования. 2013. № 4. URL: http://psyjournals.ru/psyedu_ru/2013/n4/65844.shtml (дата обращения: 01.04.2022).

4 Байков А. Ф. Правовая идеология: сущность и реализация в условиях правового государства: дис. ... канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2006. 176 с.

5 Ивашевский С. Л. Память о социальном порядке и порядок социальной памяти // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2022. № 1 (57). С. 239.

конференции, круглые стопы, семинары conferences, rounо tubles, seminurs

легитимируется и воспринимается в общественном сознании как ценностно значимое благодаря правовой идеологии. Связь права и ценностно-мировоззренческих, духовных основ очевидна.

Однако, для современного российского, да и не только, общества характерно негативное отношение к самому термину «идеология», как к чему-то деструктивному. Понятие извращается, подменяется понятием «политика», и наилучшим выходом отказа от прошлого, от всего советского в российском социуме стала политика ухода от идеологии. Это явилось следствием попытки построить новое общество по-западному, «цивилизованному» образцу, заменяя национальные идеи технократическими целями и решениями.

Общество приучили к мысли об отсутствии в развитых странах какой-либо идеологии, о плюрализме идей и убеждений. В тех же концепциях утверждается, что право и идеология несовместимы. Лишь свободное от идеологии право может соответствовать интересам граждан. Подобные утверждения Фукуямы1, Белла и других о свободе либерального общества от какой-либо идеологии не только дискуссионны, но и могут привести на практике к замещению идеологического вакуума разрушительными асоциальными идеями.

Однако сегодня совершенно очевидно, что представление о Западе как неидеологизированном обществе, в корне неверно. Идеология глобализации работает безотказно и агрессивно. Но в этой глобалистской идеологии нет места национальным идеологиям и национальным интересам не только России, но и кого-бы то ни было, кроме США и их неолиберальных идей. «Идеология Запада сегодня только и исключительно либерализм. Глобализация есть глобальное распространение либерализма на все человечество. И кто с этим не согласен, тот уничтожается. Рано или поздно теми или иными средствами, но именно уничтожается»2. Разрушаются национальное сознание, трансформируется мировоззрение, нивелируются культурные, религиозные основы традиционных обществ3.

Гарантом единения общества, особенно необходимого сегодня, гарантом социальной стабильности и позитивных изменений может выступить именно идеология. Она, осознав всю палитру общественных интересов и запросов, способна скрепить и мобилизовать общество.

В настоящее время в России все активнее поднимается вопрос о недопустимости в обществе идеологического вакуума, назрела необходимость идеологического осознания современной российской действительности. Отсутствие идеологической составляющей государства влечет за собой разрыв связей между государством и людьми и утрату национальной самоидентификации. А «для того, чтобы понимать свою идентичность с народом, недостаточно знать историю страны, важно понимать логику исторического процесса, последовательность этапов, перспективы развития и направление движения»4.

Но остается вопрос: «Каким должно стать это направление движения, какой должна стать новая идеология?» В современной ситуации очевидна необходимость альтернативной идеологии, выдвижения собственной Идеи. Трудно не согласиться с Н. В. Галаниной, считающей, что сегодня при выборе вектора развития России в равной степени неприемлемы ни косное славянофильство, ни западничество с его прагматизмом»5.

Необходимо сказать и о преемственности собственной истории. Нельзя «отменять» ни один из периодов российской истории, каким бы противоречивым он не был. Необходимо аккумулировать лучшее, что было на любом из этапов Российского государства и общества.

Органическое единство общечеловеческих ценностей с исконно российскими, с культурными, ментальными, национальными особенностями должно стать основой новой идеологической парадигмы.

Необходимость сохранения наших исконных ценностей — своеобразных скреп русского общества — мировоззрения, духовной культуры очевидна. Но надо сказать, что только идеи сохранения собственных традиционных ценностей сегодня недостаточно. В Идее, в идеологии национальных интересов общество должно увидеть и перспективу своего развития.

1 Фукуяма Ф. Конец истории // Вопросы философии. 1999. № 3. С. 134.

2 Дугин А. Запад как идеология и наш русский ответ URL: https://www.geopolitika.ru/article/zapad-kak-ideologiya-i-nash-russskiy-otvet (дата обращения: 01.04.2022).

3 Васечко А. А. Международное право как феномен культуры // Философские исследования и современность. Москва, 2019. Вып. 8. С. 34—35.

4 Дугин А. Г. Угрозы для России и поиск идентичности. URL: http://www.patriotica.ru/religion/dugin_ugroza.html (дата обращения: 01.04.2022).

5 Галанина Н. В. Новые задачи русской мысли // Философские исследования и современность. Москва, 2022. Вып. 11. С. 185.

конференции, круглые столы, семинары

сснееренсе^, рйино тяй1е*, нмшйм

Зубкевич Лада Альбертовна, кандидат философских наук, доцент кафедры философии Нижегородской академии МВД России; Зубкевич Анна Александровна, главный специалист отдела АТК департамента региональной безопасности Нижегородской области Формирование антитеррористического мировоззрения (на материалах Нижегородской области)

Статья посвящена формированию антитеррористического мировоззрения как одной из важнейших задач в деятельности органов власти, а также выявлению проблем, встающих на пути решения этой задачи. Для этого обратимся к причинам возникновения идей терроризма и проникновения их в наше общество.

Причины проявляются в сущностном основании догм террористической идеологии: 1) направленность против любого общества или общества вообще из-за осознания своей исключенности из него; 2) девиантность поведения; 3) компенсация исключенности из общества посредством создания своих альтернативных картины мира, субкультуры, морали, которые основаны на идеях собственной исключительности с использованием антисоциальных, деструктивных, антигуманных догм, концепций и пр. В обществоведческих науках общепринято выделять следующие факторы развития конкретных обществ и мира в целом, влияющие на формирование идей терроризма: глобальная несправедливость, неустойчивость развития обществ, бедность, утрата мировоззренческих оснований.

Можно предположить, что при ликвидации этих факторов исчезнет почва формирования идей терроризма. Следовательно, борьба за умы людей должна быть комплексная. Ликвидация глобальной несправедливости, борьба с бедностью, устойчивость развития обществ, обретение нового перспективного мировоззренческого основания должны быть целью развития любого общества.

Поэтому для формирования антитеррористического мировоззрения необходимо сосредоточится на следующем: 1) учитывать специфику мировоззрения людей «зоны риска», живущих в России и в других бывших республиках СССР (бедность, агрессивное отношение к миру, склонность к разного рода девиациям, правовой нигилизм, ничем не мотивированная самоуверенность, разного рода ксенофобии, «зависимые установки» в мировоззрении, «вымывание сложных социокультурных потребностей»1, формирование идентичности бедности2); 2) учитывать то, что на территории бывшего СССР в положение исключения из общества (депривацию) попадает большое количество людей (вынужденные мигранты и не сумевшие адаптироваться под новые реалии жизни3); 3) учитывать специфику отношения к окружающему миру бывших советских людей — грамотных, трудоспособных и социабельных, живущих до начала девяностых годов в условиях относительного достатка.4

В нашем обществе описанные локальные особенности наложились на особенности, сформированные фактором глобальной несправедливости и неустойчивым мировым развитием: идет процесс формирования прекариата — социального класса исключенных из общества. Новый класс вне отношений работодатель — наемный работник, он состоит из людей, работающих на себя, не доверяющих капиталу и государству, имеющих «урезанный статус». Образ мыслей этих людей не однороден, но все они отвергают нормы старого мира, их мировоззрению характерен «статусный диссонанс», ощущение патологической нестабильности в жизни. Это приводит к их противопо-

1 Балабанова Е. С., Балабанов А. С. Процессы накапливания преимуществ и углубление депривации: к постановке исследовательской проблемы // Экономическая социология. 2003. Т. 4. № 4. С. 73—74.

2 Ишмуратова В. Г Структурно-логическая причинно-следственная модель механизмов и инструментов борьбы с бедностью в условиях трансформационной экономики // Вестник Челябинского государственного университета. 2012. № 10 (264). Вып. 38: Экономика. С. 43—52.

3 Балабанова Е. С. Стратегии совладания с жизненными трудностями: самостоятельность или зависимость? // Экономическая социология. 2002. Т. 3. С. 70—77.

4 Зубкевич Л. А. Советское и постсоветское в мировоззрении российских бедных // Союз Советских Социалистических республик как историко-культурный феномен: материалы Всероссийской научной конференции. 17 ноября 2021 года. Елец: ФГБОУ ВО «Елецкий государственный университет имени И. А. Бунина», 2021. С. 45—51.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.