Научная статья на тему 'Идеология и практика этнонационального экстремизма: проблемы противодействия'

Идеология и практика этнонационального экстремизма: проблемы противодействия Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
437
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОНАЦИОНАЛЬНЫЙ / ЭКСТРЕМИЗМ / НАЦИОНАЛИЗМ / ИДЕОЛОГИЯ / МИРОВОЗЗРЕНИЕ / ТЕРРОРИЗМ / МОЛОДЕЖЬ / ETHNO-NATIONAL / EXTREMISM / NATIONALISM / IDEOLOGY / WORLD VIEW / TERRORISM / YOUNG PEOPLE

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Мольков Сергей Николаевич

В статье рассмотрены факторы этнонационального экстремизма. Обозначены детерминанты, причины, цели формирования идеологии экстремизма. Выделены проблемные аспекты в системе противодействия этнонациональному экстремизму.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Мольков Сергей Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The ideology and practice of ethno-national extremism: counteraction problems

The article considers the factors of ethno-national extremism. It identifies the determinants, reasons, and aims of forming the ideology of extremism. The study notes the problematic aspects in the system of counteraction to ethno-national extremism.

Текст научной работы на тему «Идеология и практика этнонационального экстремизма: проблемы противодействия»

УДК 343.326

https://doi.org/10.24158/pep.2017.6.3

Мольков Сергей Николаевич

Molkov Sergey Nikolayevich

аспирант Института международных отношений и мировой истории

Национального исследовательского Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского

PhD student, Institute of International Relations

and World History, Lobachevsky State University of Nizhniy Novgorod

ИДЕОЛОГИЯ И ПРАКТИКА ЭТНОНАЦИОНАЛЬНОГО ЭКСТРЕМИЗМА: ПРОБЛЕМЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ

THE IDEOLOGY AND PRACTICE OF ETHNO-NATIONAL EXTREMISM: COUNTERACTION PROBLEMS

Аннотация:

Summary:

В статье рассмотрены факторы этнонациональ-ного экстремизма. Обозначены детерминанты, причины, цели формирования идеологии экстремизма. Выделены проблемные аспекты в системе противодействия этнонациональному экстремизму.

The article considers the factors of ethno-national extremism. It identifies the determinants, reasons, and aims of forming the ideology of extremism. The study notes the problematic aspects in the system of counteraction to ethno-national extremism.

Ключевые слова:

этнонациональный, экстремизм, национализм, идеология, мировоззрение, терроризм, молодежь.

Keywords:

ethno-national, extremism, nationalism, ideology, world view, terrorism, young people.

Стабильное существование и гармоничное развитие общества и общественных отношений неразрывно связаны с состоянием защищенности жизненно важных интересов личности, социума и государства от внутренних и внешних угроз. Экстремизм и терроризм как крайне негативные явления современного мира представляют значительную угрозу национальной безопасности, национальным интересам страны, подрывают устойчивость политической системы, стабильность политической власти, нанося ущерб конституционному строю. Деструктивная деятельность экстремистского характера приводит к ограничению функционирования социально-политических государственных и общественных институтов. В связи с этим весьма актуальной проблемой современности выступает целенаправленное использование системного начала в структуре антиэкстремизма.

Большое значение как источник проявлений экстремизма имеет специфика этнонацио-нального сознания и психологии конкретных этнических общностей. Так, данная специфика, будучи важным источником деструктивных явлений в определенных условиях, зачастую взаимосвязана с возникновением идеологии и практики этнонационального экстремизма. Исследователь проблем этнологии Э. Хобсбаун заметил по этому поводу, что «принцип этнической принадлежности - это легкий и четкий способ выражения истинного чувства групповой идентичности, которая связывает всех "нас" потому, что подчеркивает наше отличие от "них"» [1]. Выражением рассматриваемой особенности нередко выступает признание членами группы приоритетности этнической связи и интересов по сравнению с другими социальными связями и интересами. В некоторых ситуациях эта особенность служит фактором мировоззренческого формирования этноцентризма и этнической исключительности. Подобные установки возникают в значительной степени на организованной основе, в меньшей мере - стихийной. Как правило, после возбудительного информационно-пропагандистского «разогрева» они несут агрессивный, наступательный, зачастую разрушительный характер.

Одним из детерминирующих факторов в структуре этнонациональных деструктивных явлений выступает историческая память. Она в значительной мере носит избирательный характер, сохраняя в воспоминаниях события, процессы, факты, оценки и представления только негативного характера. В условиях наступления новых эксцессов, трудностей, лишений для данной эт-нонациональной общности историческая память нередко представляет собой идейный катализатор негативных реакций, способных нарушить гражданский мир, общественно-политическую стабильность, нормальное сосуществование разных национальностей.

Таким образом, мировоззренческий аспект как важнейший фактор этнонационального менталитета, аккумулировав в себе преданность общим интересам, духовным ценностям, общей истории, определяет особо острую негативную реакцию этнонационального сообщества на попытки ущемления его интересов. В таком поведении, как правило, очень высок уровень чувственного, эмоционального реагирования, а в связи с этим возрастает вероятность крайне острого протекания возникающих этнонациональных конфликтов [2, с. 86-87].

В данном контексте следует выделить фактор глубокой взаимосвязи этничности с религией, особенно в тех этнонациональных средах, где существуют распространение и значительное воздействие религиозного фактора. В первую очередь это относится к этнонациональным общностям, входящим в ареал господствующего или преобладающего влияния ислама. Этническое и религиозное в таком случае не противодействуют, а активно дополняют друг друга, объединяясь в единое целое, что увеличивает степень возникающих деструктивных проявлений и несет в своем начале этнорелигиозный мировоззренческий аспект.

Во главе процесса возникновения и распространения этнонациональной (этнорелигиозной) идеологии экстремизма, ее продвижения в сознание электората, создания и деятельности организационных структур находятся этнонациональные элиты (национальные авторитеты, религиозные деятели, крупные бизнесмены, влиятельные в этнической среде личности). По их указанию осуществляются вербовка и мобилизация сторонников для реализации собственных амбициозных целей под лозунгами борьбы против «этнического врага» и защиты «общенациональных» интересов. Поэтому при формировании этнонациональных деструктивных структур для привлечения в них людей, а далее для агрессивной антиобщественной деятельности активно используются политические технологии и приемы психологического программирования, что способствует высокой степени массовости националистических движений.

При этом формируются устойчивые негативные стереотипы о противоположной стороне как о непримиримом враге, носителе абсолютного зла с отрицанием прав проживания на данной территории и т. п. Одновременно решаются задачи по признанию легитимной своей деятельности под предлогами восстановления исторической справедливости, определения национальной и территориальной самостоятельности региона, борьбы за права человека и гражданина; получению поддержки политических и общественных институтов, в первую очередь из-за рубежа; привлечению сторонников и вербовке сподвижников среди населения региона и т. д. Такая практика используется и при попытках добиться признания за экстремистскими структурами статуса актора международных и внутригосударственных политических процессов для инспирирования давления отдельными странами или их группами, а также международными организациями в пользу экстремистов на политику противников деструктивных движений и формирований (например, на законные власти «своего» государства) [3, с. 266].

При поиске путей предупреждения экстремизма наиважнейшим пунктом представляется разработка методических и методологических основ идеологического компонента в структуре антиэкстремизма, поскольку мировоззренческий детерминант важен как при формировании экстремистских угроз, так и при организации эффективного противодействия деструктивной деятельности. Профессор В.Е. Петрищев по данному поводу заметил, что «...идеологический компонент экстремизма является базисным» [4, с. 75]. Таким образом, опасность экстремизма резко возрастает, если экстремистские идеи с пониманием и поддержкой воспринимаются большей частью населения, а государство в системе противодействия делает неоправданно мало. Для экстремистов важно показать общественности, что они вынуждены обращаться к деструктивной деятельности ввиду неких объективных и непреодолимых обстоятельств [5, с. 76]. При этом мотивацион-ная основа этнонационального (националистического) экстремизма (терроризма) значительно прочнее, чем у социально-политического, поскольку очень часто связана кровными узами и семейными традициями, передается из поколения в поколение и закладывается с раннего детства.

Еще более «мощной» является основа, когда националистические мотивы переплетаются с религиозными, что нередко приводит к ярко выраженному фанатизму. Результаты опроса, приведенные в журнале «Терроризм», показывают, что из 26 респондентов из шиитских террористов все выразили готовность совершить самоубийственные террористические акты ради воплощения в реальность этноклерикальных идей [6].

Идеологии насилия наиболее подвержены молодые люди. Они отличаются сильной жизненной энергетикой, повышенными амбициями, желанием установить «справедливость» и повлиять на окружающий мир, не всегда обладая знаниями и возможностями, чтобы сделать это легитимно. Поэтому они являются группой, легко воспринимающей мировоззренческий детерминант насилия, определяющий достижение жизненных целей быстро и эффективно. Применяя именно данный фактор, довольно успешно «работают» идеологи и вербовщики запрещенного в РФ террористического объединения «Исламское государство», используя в своем арсенале последние достижения и разработки Public Relations. Пропаганда ИГ апеллирует фактически к любым мотивам молодежи, разработаны индивидуальные методики вербовки для разных групп (с учетом национальности, образования, специальности и т. п.) [7, с. 21]. Отдельные методики подготовлены и для вербовки женщин, особенно молодых.

К тому же это происходит на фоне продолжающегося в Российской Федерации расслоения общества на малообеспеченное большинство и богатое меньшинство, нерешенности вопросов

по борьбе с коррупцией, административным беспределом, слабой трансформацией в общественное сознание единой государственной идеологии (идеи), продуктивной молодежной политики и выраженной стратегии развития межнациональных отношений. Это, а также ряд других обстоятельств и негативных факторов в жизни социума и государства активно используются идеологами экстремизма для информационно-пропагандистского обеспечения деструктивной деятельности. При этом в качестве аргументов применяются тезисы о подавлении большими нациями малых народов, ущемлении государством прав и свобод этих народов, игнорировании национальных и религиозных интересов, несправедливости и т. д. [8, с. 124].

Соответственно, главными целями противодействия идеологии экстремизма и терроризма являются создание в обществе антиэкстремистского мировоззрения для привития населению иммунитета к вовлечению их в экстремистскую деятельность, сокращение социальной базы поддержки экстремистов и решительное осуждение применения экстремистских и террористических методов под любыми лозунгами и идеологическими установками. Для этого необходимы следующие шаги:

- постоянное совершенствование политико-правового обеспечения всех направлений противодействия экстремистским угрозам, особенно этнонационального и этнорелигиозного характера, с одновременным повышением уровня правовой, нравственной и религиозной культуры населения;

- донесение до граждан информации о противоправной, разрушительной, античеловеческой сущности экстремизма;

- доведение до населения стратегической государственной установки о неотвратимости наказания за совершение актов экстремизма и терроризма;

- внедрение в общественное сознание уважения к многообразию культур, форм самовыражения, способов проявления человеческой индивидуальности;

- проведение массовой подготовки учителей-методистов в сфере контрэкстремистской (террористической) пропаганды, введение для этого специальных программ в педагогических университетах в сотрудничестве с антиэкстремистскими структурами МВД и ФСБ РФ.

В одном из выступлений В.В. Путин заметил: «В идеологической экспансии, порой замешанной на экстремистских и радикальных установках, идет борьба за умы, настроения людей. Здесь мы не можем проиграть, не должны, не имеем права вести себя пассивно и плестись в хвосте событий» [9]. Данная работа должна быть актуализирована в общественном сознании, важно развить иммунную компоненту в системе противодействия идеологии экстремизма и терроризма. Общество и государство должны добиться, чтобы любые ксенофобские, расистские, националистические демарши, эксцессы, проявления не встречали одобрения и безразличия со стороны российских граждан.

Ссылки:

1. Хобсбаум Э.Дж. Принцип этнической принадлежности и национализм в современной Европе [Электронный ресурс] // Нации и национализм : пер. с англ. и нем. М., 2002. URL: http://travellingscience.blogspot.ru/2013/11/blog-post_19.html (дата обращения: 20.06.2017).

2. Грачев С.И., Сорокин М.Н., Азимов Р.А. Терроризм: концепты, идеология, проблемы противодействия : монография. Н. Новгород, 2015. 164 с.

3. Авдеев Ю.И. Терроризм - угроза национальной безопасности Российской Федерации: содержание и формы, причины, тенденции // Материалы II всероссийской научно-практической конференции. М., 2010. Т. I. С. 266-272.

4. Петрищев В.Е. Противодействие террористической идеологии - приоритетное направление профилактики терроризма // Там же. С. 75.

5. Там же. С. 76.

6. Grenschav M. Terrorism and International Cooperation // Terrorism. 1999. Vol. 13, no. 3. P. 238-240.

7. Грачев С.И., Морозова А.С. Детерминирующие факторы в превенции коррупции, терроризма и экстремизма у студенческой молодежи в новейшей истории // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2015. № 2. С. 18-23.

8. Грачев С., Зорин В. Проблемные аспекты при формировании антитеррористического мировоззрения в студенческой среде // Вестник российской нации. 2014. № 3 (35). С. 117-124.

9. Выступление В.В. Путина на конференции в г. Кисловодске [Электронный ресурс]. URL: http://www.re-gionkmv.ru/news/10/07-07.html (дата обращения: 20.06.2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.