Научная статья на тему 'МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЕ КОМПОНЕНТЫ МОДЕЛИ «ПЕНТАБАЗИСА» В СОВРЕМЕННОЙ ПОЛИТИКЕ РОССИИ'

МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЕ КОМПОНЕНТЫ МОДЕЛИ «ПЕНТАБАЗИСА» В СОВРЕМЕННОЙ ПОЛИТИКЕ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
4864
646
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ / МИРОВОЗЗРЕНИЕ / ПАТРИОТИЗМ / РОССИЙСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ / ЦЕННОСТНЫЕ КОМПОНЕНТЫ / АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Артюхин Олег Александрович, Иванова Людмила Леонидовна, Батов Алим Тимурович

В статье рассматриваются аксиологические проблемы выбора цивилизационного пути развития современной России, определяются причины и проблемы возникшего мировоззренческого кризиса, анализируются мировоззренческие компоненты модели «пентабазиса», предложенные в рамках проекта «ДНК России». По результатам исследования предлагается использовать гуманистические ценности для формирования мировоззрения молодежи в рамках современной образовательной политики. Использование мировоззренческих компонентов «пентабазиса» в образовательной практике будет способствовать формированию патриотизма и гражданственности у студенческой молодежи, как одной из наиболее социально активной части российского общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Артюхин Олег Александрович, Иванова Людмила Леонидовна, Батов Алим Тимурович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IDEOLOGICAL COMPONENTS OF THE "PENTABASIS" MODEL IN THE MODERN POLICY OF RUSSIA

The article examines the axiological problems of choosing the civilizational path of development of modern Russia, identifies the causes and problems of the emerging ideological crisis, analyzes the ideological components of the "Pentabasis" model proposed within the framework of the "DNA of Russia" project. According to the results of the study, it is proposed to use humanistic values to form the worldview of young people within the framework of modern educational policy. The use of the ideological components of "Pentabasis" in educational practice will contribute to the formation of patriotism and citizenship among students, as one of the most socially active part of Russian society.

Текст научной работы на тему «МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЕ КОМПОНЕНТЫ МОДЕЛИ «ПЕНТАБАЗИСА» В СОВРЕМЕННОЙ ПОЛИТИКЕ РОССИИ»

ПОЛИТОЛОГИЯ И ЭТНОПОЛИТИКА

Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2023. № 2. С. 19Q-196 State and Municipal Management. Scholar Notes. 2Q23;(2):19Q-196

Политология и этнополитика

Научная статья УДК 32

doi: 1Q.22394/2Q79-169Q-2Q23-1-2-19Q-196

МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЕ КОМПОНЕНТЫ МОДЕЛИ «ПЕНТАБАЗИСА» В СОВРЕМЕННОЙ ПОЛИТИКЕ РОССИИ

Олег Александрович Артюхин1, Людмила Леонидовна Иванова2-Алим Тимурович Батов3

1 2Южно-Российский институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства

и государственной службы при Президенте РФ, Ростов-на-Дону, Россия

1Донской государственный технический университет, Ростов-на-Дону, Россия

3Экспертный совет Молодежного парламента при Государственной Думе РФ, Москва, Россия

1oart19б[email protected]

[email protected]

[email protected]

Аннотация. В статье рассматриваются аксиологические проблемы выбора цивилизацион-ного пути развития современной России, определяются причины и проблемы возникшего мировоззренческого кризиса, анализируются мировоззренческие компоненты модели «пентабазиса», предложенные в рамках проекта «ДНК России». По результатам исследования предлагается использовать гуманистические ценности для формирования мировоззрения молодежи в рамках современной образовательной политики. Использование мировоззренческих компонентов «пентабазиса» в образовательной практике будет способствовать формированию патриотизма и гражданственности у студенческой молодежи, как одной из наиболее социально активной части российского общества.

Ключевые слова: национальная идея, мировоззрение, патриотизм, российская цивилизация, ценностные компоненты, аксиологические основы государственности

Для цитирования: Артюхин О. А., Иванова Л. Л., Батов А. Т. Мировоззренческие компоненты модели «пентабазиса» в современной политике России // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2023. № 2. С. 19ü-196. https://doi.org/10.22394/2079-1690-2023-1-2-190-196

Politology and Ethnopolitics

Original article

IDEOLOGICAL COMPONENTS OF THE "PENTABASIS" MODEL IN THE MODERN POLICY OF RUSSIA

Oleg A. Artyukhin1, Lyudmila L. Ivanova2, Alim T. Batov3

1 2South-Russia Institute of Management - branch of Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Rostov-on-Don, Russia 1Don State Technical University, Rostov-on-Don, Russia

3Expert Council of the Youth Parliament under the State Duma of the Russian Federation, Moscow, Russia

[email protected]

[email protected]

[email protected]

© Артюхин О. А., Иванова Л. Л., Батов А. Т., 2Q23 190

Abstract. The article examines the axiological problems of choosing the civilizational path of development of modern Russia, identifies the causes and problems of the emerging ideological crisis, analyzes the ideological components of the "Pentabasis" model proposed within the framework of the "DNA of Russia" project. According to the results of the study, it is proposed to use humanistic values to form the worldview of young people within the framework of modern educational policy. The use of the ideological components of "Pentabasis" in educational practice will contribute to the formation of patriotism and citizenship among students, as one of the most socially active part of Russian society.

Keywords: national idea, worldview, patriotism, Russian civilization, value components, axiological foundations of statehood

For citation: Artyukhin O. A., Ivanova L. L., Batov A. T. Ideological components of the "Pentabasis" model in modern policy of Russia. State and Municipal Management. Scholar Notes. 2023;(2):190-196. (In Russ.). https://doi.org/10.22394/2079-1690-2023-1-2-190-196

В условиях тектонического изменения ландшафта современного мирового порядка и перехода к новой модели мира, Россия встала перед выбором цивилизационного пути развития. До начала специальной военной операции, ознаменовавшей моральный поворот в общественном сознании, замеры качественных социологических исследований демонстрировали кризис духовно-нравственных ценностей у части современного российского общества1. Попытка пойти после демонтажа советской системы политического управления по западному либеральному циви-лизационному пути привела к образованию множества мировоззренческих перекосов в сознании населения. Либеральные ценности «потребительского общества», культивируемые Западом создали серьезную угрозу разрушения культурной идентичности россиян. Гедонизм детерминирует потребительские мировоззренческие установки западного человека, и данный стереотип пытались навязать россиянам на протяжении нескольких десятилетий.

Особенностью образа поведения западного человека является индивидуализм, где на первом месте находятся потребительские интересы. Этому способствуют, в том числе и средства массовой информации и коммуникации, кинематограф, пропагандирующие индивидуализм, космополитизм, праздный образ жизни, насилие и жестокость. К сожалению, перенос многих западных мировоззренческих стереотипов на российское общество во многом оказался успешным. Тем не менее, западные акторы, отличающиеся узостью геополитического мышления, допустили стратегический просчет. В западной экспертной среде, имеющей, как правило, лишь теоретическое представление о России, принято считать, что за три с небольшим десятилетия применения оптимальных инструментов реализации политики мягкой силы, Запад перековал российское общество в новый либеральный класс потребителей. Но феномен российского общества - в его ментально-сти, оно устроено так, что действительно серьезные, экзистенциальные проблемы консолидируют российский народ, заставляют мобилизовать все внутренние ресурсы, и стимулируют духовно-национальный подъем, что не соответствует западной культурологической концепции общества потребления, западной демократии и западной модели либерализма. Это парадокс и духовная идеологема русского человека. Данная особенность наиболее ярко проявилась с начала специальной военной операции на Украине.

Мировоззренческий кризис связан, прежде всего, с мировоззренческой гетерогенностью российского общества, отсутствием национальной идеи и идеологии. Мировоззренческая гетерогенность стала деструктивным дестабилизирующим аксиологическим фактором построения постсоветской российской государственности. Необходимость объединяющей национальной идеи стала очевидной с усилением геополитического противостояния России со странами Запада, началом конфликта и гибридной войны на территории Украины. Возникшие угрозы детерминировали поиск объединяющей национальной идеи, которая могла бы сплотить вне зависимости от социальной или политической принадлежности россиян разных возрастов, национальностей, конфессий и вероисповеданий.

1 Аналитический обзор ВЦИОМ. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/moralnyi-povorot

Politology and Ethnopolitics

Artyukhin O. A., Ivanova L. L., Batov A. T. Ideological components of the "Pentabasis" model in modern policy of Russia

На необходимость формирования мировоззренческих установок и выбор национальной идеи, которая стала бы фундаментом для создания аксиологических основ российского общества, неоднократно указывал президент В. В. Путин. В своих выступлениях президент подчеркивал, что базовой идеей для России может стать патриотизм, который как идея способен лечь в фундамент построения новой российской государственности, так как проблема развития современной России во многом связана с дальнейшим определением ценностных ориентиров [1].

Очень интересной в этом плане представляется статья Харичева А. Д., Шутова А. Ю., Полосина А. В., Соколовой Е. Н. «Восприятие базовых ценностей, факторов и структур социально-исторического развития России (по материалам исследований и апробаций)» [2]. В ней авторы публикуют результаты проведенных исследований по выявлению базовых ценностей россиян. Главной целью исследования стало выявление «интегральной системы базовых ценностей», на основе которых можно говорить о формировании «общенационального цивилизационного кода», при этом полученные данные авторы предлагают использовать «в разработках прикладного характера».

В рамках исследования авторами была выведена рабочая модель «Пентабазис» (рис. 1), структурными компонентами которой обозначены: Человек - Семья - Общество - Государство -Страна. Для каждой компоненты была определена своя «ценностная доминанта»: Человек - Созидание, Семья - Традиции, Общество - Согласие, Государство - Доверие к институтам, Страна -Патриотизм, - которым соответствуют определенные «ценностные установки».

Рис. 1. Рабочая модель мировоззренческого «пентабазиса» Fig. 1. Working model of the ideological "pentabasis"

Данная статья стала теоретической основой для исследования мировоззренческих компонентов и основополагающих духовно-нравственных скреп в ходе реализации проекта «ДНК России», которые, по мнению разработчиков проекта, позволят воспитать поколение нового формата, способного решать самые сложные мировоззренческие задачи.

В статье представлена многоуровневая модель ценностного базиса (рис. 2):

- базовые факторы и структуры социально-исторического развития;

- ценностные доминанты;

- ценностные установки.

Рис. 2. Ценностные ориентиры мировоззренческой модели «Пентабазис» Fig. 2. Value orientations of the worldview model "Pentabasis"

Что же касается патриотизма, то в ценностной доминанте «Страна», патриотизм будет общим как для россиянина, так и для представителей других народов, будь то американец, либо китаец, марокканец и т.д. Это будет справедливо и для таких категорий как «традиции», «семья», «согласие», «общество» или «государство». Но российский патриотизм будет в первую очередь базироваться на богатой истории, гордости за вклад России в процессы мирового исторического развития. Интересно, что раскрываться многие категории могут взаимоисключающим образом, в зависимости от этических взглядов, представлений об идеале или о будущем. Раскрытие категории «Патриотизм», например, может подразумевать стремление к национальной закрытости или интеграции в глобальный мир со стиранием национальных черт, ориентации на Восток или на Запад; стремление к либерализму или консерватизму, к монархии, парламентаризму или прямой демократии. И все это будет - искреннее субъективное выражение патриотизма отдельных людей. Представление о благе для государства априори может быть различным. В этой связи ценностью является не «патриотизм» как таковой, а то понятие о благе, которое в него вкладывается. А первоосновой, определяющей это понятие, по мнению авторов проекта, может выступать только этическая система.

Многие из ключевых положений анализируемого исследования нашли свое отражение в утвержденной Владимиром Путиным новой Концепции внешней политики Российской Федерации1, которая заменила предыдущий вариант Концепции2, действовавший с 2016 г. Концептуальный документ в нынешней версии принципиально отличается сущностными новеллами: от его трехуровневой иерархической структуры «интересы - цели - задачи» - до использования крайне важного с идеологической точки зрения цивилизационного подхода.

В новой Концепции Президентом впервые официально и однозначно закрепляется на доктри-нальном уровне определение России как «самобытного государства-цивилизации». Более чем тысячелетний опыт самостоятельной государственности, культурное наследие предшествовавших

1 Указ Президента Российской Федерации от 31 марта 2023 г. № 229 «Об утверждении Концепции внешней политики Российской Федерации». Собрание законодательства РФ. 2023. № 14, ст. 2406.

2 Указ Президента Российской Федерации от 30 ноября 2016 г. № 640 «Об утверждении Концепции внешней политики Российской Федерации». Собрание законодательства РФ. 2016. № 49, ст. 6886.

Politology and Ethnopolitics

Artyukhin O. A., Ivanova L. L., BatovA. T. Ideological components of the "Pentabasis" model in modern policy of Russia

эпох, глубокие исторические связи с традиционной европейской культурой и другими культурами Евразии, выработанное за много веков умение обеспечивать на общей территории гармоничное сосуществование различных народов, этнических, религиозных и языковых групп определяют особое положение России как самобытного государства-цивилизации, обширной евразийской и евро-тихоокеанской державы, сплотившей русский народ и другие народы, составляющие куль-турно-цивилизационную общность Русского мира. Идентифицируя себя как цивилизация, Россия руководствуется собственными культурно-историческими критериями, исключающими универсализм и любые попытки извне навязать нам чуждые ценностные нормы. В современном мире цивилизационные противоречия приводят к усилению социальной и политической конфликтоген-ности. Столкновение цивилизаций, как утверждает С. Ф. Хантингтон [3], неизбежно и приведет к перекраиванию политической карты мира.

Проект «ДНК России» возник на основе опыта реализации Указа Президента РФ от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»1, Указа Президента РФ от 02.07.2021 №400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации»2 и нашел свое воплощение в Указе Президента РФ от 25 января 2023 г. №35 «О внесении изменений в Основы государственной культурной политики»3, где рассматриваются пути решения проблем обеспечения «культурного суверенитета». Именно культурный суверенитет, состоящий из множественных компонентов социально-культурной направленности, позволяет формировать свою идентичность, как российскому народу, так и российскому государству. Только в рамках культурного суверенитета можно свято хранить культурное наследие, придерживаться традиционных российских духовно-нравственных ценностей, базирующихся на исторической памяти, что способствует минимизации культурной и социально-психологической зависимости от внешнего влияния и защитите от деструктивного информационного и идеологического воздействия.

На рис. 3 представлены мировоззренческие противоречия, детерминированные цивилиза-ционными особенностями. В системе ценностных ориентиров большинства россиян духовное доминирует над материальным, что остается неотъемлемой частью мировоззрения и культуры российского общества.

Такие мировоззренческие компоненты, как: патриотизм, гражданственность, служение Отечеству, историческая память, интернационализм, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, справедливость, милосердие, семья, созидательный труд и другие гуманистические ценности легли в основу концепта модели «пентабазиса» - интеллектуального полигона для выработки смысловых оснований развития страны и выступают основой масштабного учебного курса «Основы и принципы российской государственности». Планируется, что его будут преподавать студентам всех специальностей для «расставления мировоззренческих акцентов» [4]. Формирование патриотической жизненной позиции студенческой молодежи сегодня является одним из приоритетных направлений работы Министерства науки и высшего образования РФ. Разрабатываемый курс направлен на формирование мировоззрения студенческой молодежи - одной из самых значимых демографических групп как по численности, так и по уровню социальной значимости. В нем должны быть четко определены конкретные задачи и функции, а также механизм оценки конечных результатов его освоения.

Для построения и укрепления в обществе идей и граней патриотизма на основе научно обоснованных и организационных основ координации патриотической деятельности в общегосударственном масштабе - актуальной остается задача согласования действующих нормативно-правовых документов стратегического планирования в области патриотического воспитания и обновления законодательной базы, исходя из задач и потребностей субъектов патриотического воспитания. В сложном и многогранном процессе патриотического воспитания происходит

1 Указ Президента РФ от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года». Собрание законодательства РФ. № 30, ст. 4884.

2 Указ Президента РФ от 2 июля 2021 г. № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации». Собрание законодательства РФ. № 27 (часть II), ст. 5351.

3 Указ Президента РФ от 25 января 2023 г. № 35 «О внесении изменений в Основы государственной культурной политики, утвержденные Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 2014 г. N 808». Собрание законодательства РФ. № 5, ст. 777.

оздоровление духовно-нравственного климата в стране. Формирование патриотического мировоззрения, сохранение исторической памяти, героических традиций и национального единства является неотъемлемым компонентом российского патриотизма как базовой национальной идеи. Особо отметим, что наряду с образованием необходимо заниматься именно патриотическим воспитанием, способным прививать населению патриотические ценности и идеалы.

Таким образом, на современном этапе общественного развития российское государство находится в фазе особого поступательного развития, которое обусловлено экономическими, политическими и социальными преобразованиями. Характерной чертой современного развития выступает формирование и закрепление гуманистических ценностей и идеалов, развитие устойчивой системы патриотического воспитания, сохранения традиционных ценностей. На всем этапе исторического развития России, гражданственность и патриотическая идея имели значительное влияние для воспитания морально-волевых качеств. Нормативно-ценностная парадигма патриотизма характеризуется как качество личности, которое детерминировано такими гранями как любовь к Отечеству, преданность, готовность служить Родине, связывать свою жизнь со страной, видеть в ней будущее своих детей. Каждая из граней по-разному укоренена и отрефлексирована в представлениях общества.

1. Гусаров С. Посвятить себя развитию страны. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://russian.rt.com/russia/article/745442-putin-patriotizm-nacionalnaya-ideya

2. Харичев А.Д., Шутов А.Ю., Полосин А.В., Соколова Е.Н. Восприятие базовых ценностей, факторов и структур социально-исторического развития России (по материалам исследований и апробаций) // Журнал политических исследований. 2022. Т. 6. № 3. С. 9-19.

3. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций / Пер. с англ. Ю. Новикова. СПб.: АСТ, 2003.

603 с.

1 https://54studio.ru/psychology/odin-za-vseh-ili-vse-na-odnogo-kollektivizm-i-individualizm.html. Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2023. № 2 195

Рис. 3. Ценностные проекции коллективизма и индивидуализма1 Fig. 3. Value projections of collectivism and individualism

Список источников

Politology and Ethnopolitics

Artyukhin O. A., lvanova L. L., Batov A. T. Ideological components of the "Pentabasis" model in modern policy of Russia

4. Васильева А., Винокуров А. Полный пентабазис. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.kommersant.ru/doc/5652423

References

1. Gusarov S. Devote himself to the development of the country. [electronic resource]. Available from: https://russian.rt.com/russia/article/745442-putin-patriotizm-nacionalnaya-ideya. (In Russ.)

2. Kharichev A. D., Shutov A. Yu., Polosin A. V., Sokolova E. N. Perception of basic values, factors and structures of socio-historical development of Russia (based on research and approbation materials). Zhur-nal politicheskikh issledovanii = Journal of Political Studies. 2022;6(3):9-19. (In Russ.)

3. Huntington S. The Clash of Civilizations. Translated from the English by Yu. Novikova. Saint-Petersburg: AST; 2003. 603 p. (In Russ.)

4. Vasilyeva A., Vinokurov A. Full pentabasis. [electronic resource]. Available from: https://www.kommersant.ru/doc/5652423. (In Russ.)

Информация об авторах

О. А. Артюхин - кандидат политических наук, доцент кафедры политологии и этнополитики ЮРИУ РАНХиГС; доцент кафедры «Теория и история государства и права» ДГТУ.

Л. Л. Иванова - кандидат политических наук, доцент кафедры политологии и этнополитики ЮРИУ РАНХиГС.

А. Т. Батов - член экспертного совета Молодежного парламента при Государственной Думе РФ.

Information about the authors

O. A. Artyukhin - Candidate of Political Sciences, Associate Professor of the Department of Political Science and Ethnopolitics of South-Russia Institute of Management - branch of RANEPA; Associate Professor of the Department «Theory and History of State and Law» of Don State Technical University. L. L. Ivanova - Candidate of Political Sciences, Associate Professor of the Department of Political Science and Ethnopolitics of South-Russia Institute of Management - branch of RANEPA.

A. T. Batov - Member of the Expert Council of the Youth Parliament under the State Duma of the Russian Federation.

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 25.04.2023; одобрена после рецензирования 10.05.2023; принята к публикации 11.05.2023.

The article was submitted 25.04.2023; approved after reviewing 10.05.2023; accepted for publication 11.05.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.