Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЗМА В РОССИИ: ПЕНТАБАЗИС И КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА'

ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЗМА В РОССИИ: ПЕНТАБАЗИС И КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
636
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТИЗМ / РОДИНА / ОТЕЧЕСТВО / ЦЕННОСТИ МОЛОДЁЖИ / КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА / КОРПОРАТИВНАЯ ИДЕОЛОГИЯ / ФАКТОРЫ ПЕНТАБАЗИСА / РОССИЙСКАЯ КУЛЬТУРА / МОЛОДЁЖНАЯ КУЛЬТУРА / СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ОПРОС МОЛОДЁЖНОЙ АУДИТОРИИ / ОРГАНИЗАЦИЯ-РАБОТОДАТЕЛЬ / ИНДИКАТОРЫ КУЛЬТУРЫ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Гришанин Никита Владимирович, Миневич Яков Владимирович, Меркушева Александра Сергеевна

Патриотизм встречается в различных формах в разных исторических моментах. Данная статья представляет результаты исследования трудового патриотизма и сегодняшнего его проявления корпоративного патриотизма. Основные идеи были озвучены на конференции InterComm 2022 в панельной дискуссии «Патриотизм как часть корпкультуры. Обмен опытом», а также на Международной конференции «Селезнёвские чтения». Патриотизм базируется на пентабазисе культуры: семье, обществе, стране, государстве, человеке - и формируется постепенно от патриотизма семейного, общественного, странового - до государственного и личного. Компании формируют коммуникационные программы, так или иначе влияющие на корпоративного сотрудника, они развивают его привязанность к родине, доверие к государству и понимание того, что личный трудовой успех - это успех его семьи, общества, страны и государства. В ходе исследования было проведено десять глубинных интервью с представителями медиа и опрошено около 100 студентов направлений подготовки журналистики и медиакоммуникаций. Данные интервью позволили оценить исторический путь развития патриотических идей и трудового подвига.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Гришанин Никита Владимирович, Миневич Яков Владимирович, Меркушева Александра Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF PATRIOTISM IN RUSSIA: PENTABASIS AND CORPORATE CULTURE

Patriotism occurs in various forms at different historical moments. Our research is devoted to corporate patriotism and its manifestations. In the works published earlier, we came to the conclusion that any patriotism is based on the pentabasis of culture: family, society, country, state, person. All manifestations or strengthening of these positions in the company, one way or another, will influence the corporate employee and develop his attachment to the motherland, the ability to continue offspring, trust the state and work with the understanding that his success is the success of his family, society, country and state. In the course of the study, ten in-depth interviews were conducted with media representatives and about 100 media students were interviewed.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЗМА В РОССИИ: ПЕНТАБАЗИС И КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА»

Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2023. Т. 10, № 2 (38). С. 117-126.

УДК 930.85

DOI 10.24147/2312-1300.2023.10(2X117-126

Н. В. Гришанин, Я. В. Миневич, А. С. Меркушева

ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЗМА В РОССИИ: ПЕНТАБАЗИСИ КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА*

Патриотизм встречается в различных формах в разных исторических моментах. Данная статья представляет результаты исследования трудового патриотизма и сегодняшнего его проявления корпоративного патриотизма. Основные идеи были озвучены на конференции InteгComm 2022 в панельной дискуссии «Патриотизм как часть корпкультуры. Обмен опытом», а также на Международной конференции «Селезнёвские чтения». Патриотизм базируется на пентабазисе культуры: семье, обществе, стране, государстве, человеке - и формируется постепенно от патриотизма семейного, общественного, странового - до государственного и личного. Компании формируют коммуникационные программы, так или иначе влияющие на корпоративного сотрудника, они развивают его привязанность к родине, доверие к государству и понимание того, что личный трудовой успех - это успех его семьи, общества, страны и государства. В ходе исследования было проведено десять глубинных интервью с представителями медиа и опрошено около 100 студентов направлений подготовки журналистики и медиакоммуникаций. Данные интервью позволили оценить исторический путь развития патриотических идей и трудового подвига.

Ключевые слова: патриотизм; родина; отечество; ценности молодёжи; корпоративная культура; корпоративная идеология; факторы пентабазиса; российская культура; молодёжная культура; социологический опрос молодёжной аудитории; организация-работодатель; индикаторы культуры.

Проблематика. Исследование патриотизма начинается с исследования исторических факторов и отношений к ним, которые формируются в представлении россиян на протяжении ряда поколений. История России так же оригинальна, как и история любой страны. Но на этой земле сформирован особый вид территориальной целостности, обладающей огромными пространствами и ресурсами. Географическое расположение через климатические особенности сформировало выносливого человека. Дополнительно влияние военных конфликтов и противостояний сформировали специфику его поведения. Этносы, проживающие бок о бок друг с другом, способствовали развитию национальной и вероисповедальной терпимости и взаимному принятию. Переплетение идеологий и ценностей позволило человеку, жителю

этой страны, подняться до уровня особой духовности [1]. Благодаря этому человек способен подняться до высоты истинного патриотизма. Особая значимость духовного не только в божественности его природы, но и в огромном богатстве культурного, исторического и собственно богословского содержания патриотизма, которое на протяжении тысячелетия развивалось в лоне православия. Высшие проявления духовного - истинный патриотизм - это результат сложного и длительного развития общества, этноса, социальной общности, личности [2]. Семья является первым институтом, в котором прорастает желание «жертвовать собой» во имя других. В исторической перспективе патриотизму, или жертвенности во имя государства, страны, семьи, общества противостояла компания, в особенности транснациональная

* Статья подготовлена в ФГБОУ ВО «Государственный академический университет гуманитарных наук» в рамках выполнения государственного задания Министерства науки и высшего образования Российской Федерации (проект № Р7ЫР-2022-0001 - Возможности и особенности формирования мировоззрения в цифровой среде).

корпорация, для которой все факторы в большей мере являются ресурсными, но не главными в жизни. «В основном российский бизнес ориентируется на максимальную прибыль, рассматривая работников лишь в качестве рабочей силы, наравне с технологиями и техникой» [3, с. 234].

Так, если мы возьмём цели устойчивого развития мира ООН , то в них мы не найдём сохранение семьи и семейных традиций. Хотя в семье мы формируем культурные алгоритмы и преемственность традиций, благодаря которым человечество развивается, и на уровне поведения передаются в домашнем диалоге лучшие образцы ценностей. В то время как, и этому мы свидетельствуем без подтверждения, происходит разрушение семьи и семейных традиционных ценностей. Обращаясь к Указу Президента РФ от 9 ноября 2022 г. № 809, мы должны с вниманием прочитать и осознать меру ответственности корпоративной культуры, её методов и передаваемых ценностей: «Идеологическое и психологическое воздействие на граждан ведёт к насаждению чуждой российскому народу и разрушительной для российского общества системы идей и ценностей (далее -деструктивная идеология), включая культивирование эгоизма, вседозволенности, безнравственности, отрицание идеалов патриотизма, служения Отечеству, естественного продолжения жизни, ценности крепкой семьи, брака, многодетности, созидательного труда, позитивного вклада России в мировую историю и культуру, разрушение традиционной семьи с помощью пропаганды нетрадиционных сексуальных отношений»2. Поэтому корпоративная культура, направленная на «культивирование эгоизма», скорее всего будет провоцировать молодёжь к развитию ценностей деструктивной идеологии.

Работодатель - это та институция, которая пользуется ресурсами страны для достижения личного обогащения сотрудников компании, но при этом руководство понимает, что без общественного развития и вложения ресурсов в цели общества не будет возможности стабильного развития компании. В качестве сущностных элементов корпоративного развития можно выделить патриотическое сознание, патриотическое отношение, патриотическую деятельность.

Патриотическое сознание как морально-нравственный регулятор поведения может стать ориентиром жизненных установок и корпоративного поведения. Поскольку «норма определяется как внешний ограничитель действий профессионала, как инструкция, правило, алгоритм, приказ и т. п.», а ценность «рассматривается как идеальная цель или жизненный принцип, как внутренний регулятор» и имеет границы «следующие: ценность своего дела и установка на достижение мастерства в нём, свобода профессионального действия и ответственность за его выполнение, прогресс, понимаемый как развитие науки, техники и всестороннее развитие самого человека» [4, с. 802]. Вся совокупность трудовых ценностей подразделяется на «внешние ценности, связанные с общими условиями работы (материальными и организационными) - доход, условия труда, безопасность, и внутренние, характеризующие сам процесс труда - интерес к работе, самореализацию, признание, достижения, возможность проявить творчество, инициативу» [5, с. 171]. Патриотическое чувство и формирует образ Отечества, и вдохновляет гражданина ему следовать. Репутация государства не всегда соответствует ожиданиям граждан, даже самых патриотически настроенных, кто испытывает преданность её культуре, традициям семьи и общественным установкам - не всегда готов следовать за государством и жертвовать своими ресурсами и собой. В исторической перспективе меняется этот компонент, и на историческую арену выходят компании и корпорации, которые создают условия для формирования преданности компании. Формируется корпоративная культура, которая может собой являть образцы существующей национальной культуры, но отражать ценности наднациональные, в том числе и отрицающие национальные ценности. Таким образом, в исторической перспективе, если смотреть на формирование тезиса, «труд во благо народа и общества» может преобразоваться в «труд во славу корпорации». И если в своё время государство выступало гарантом удовлетворения социальных интересов граждан, то сегодня в сознании аудитории может ограничиться компанией и её корпоративной культурой. Поэтому патриотизм как глубокое це-

ментирующее национальное чувство может быть занесён в «красную книгу».

Если корпоративная культура понимается нами как работа с социальными резервами предприятия [6, с. 131], то цель каждого сотрудника работать осмыслено и с целью повышения производительности труда, совершенствоваться на рабочем месте. Формирование и развитие патриотизма происходит в процессе осознания человеком или коллективным субъектом социокультурной среды своего места в обществе, общественной значимости своей деятельности, понимания направления и цели деятельности по отношению к предмету патриотизма [7, с. 68]. И этот труд должен быть в рамках ценностей сотрудника. Поэтому корпоративная культура это и система ценностей, система трудовых кодексов и реализации на практике, а также контроль. Можно сказать, что корпорация -это тоже сообщество людей. Корпоративное сознание объединяет людей через ценности корпорации. Поэтому корпоративная культура на личностном уровне может быть проникнута патриотизмом, который будет выступать как устойчивая характеристика человека, выражающаяся в его мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения.

Историческое сознание является главным действующим феноменом, который формирует патриотизм в цементирующую общество силу, что позволяет передать традиции и цели жизненного поведения и инструменты достижения этих целей. Об этом написано у Ф. Э. Шереги и А. Л. Арефьева в работе «Парадоксы массового сознания населения России», где авторы описали историческое сознание как связующий фактор и основу формирования патриотического, например: «При отсутствии у народа целостного исторического сознания трудно ожидать проявлений патриотизма» [8, с. 709]. С другой стороны, важно на данный момент оценить и зафиксировать точку в развитии патриотических настроений, как это было сказано у Владимира Мономаха: «Что надлежало делать отроку моему, то сам делал - на войне и на охотах, ночью и днём, в жару и стужу не давал себе покоя» - этот тезис о необходимости постоянного труда на благо других [9, с. 25].

В нашем исследовании поставлена цель выявить противоречия в историческом соз-

нании россиян, сравнивая ответы трёх поколений. Чаще всего структурирование представлений о патриотизме осуществлялось с использованием двух индикаторов: отношения к политическим персоналиям, символизирующим различные этапы истории России, и оценки значимых исторических событий [8, с. 709]. Поэтому разговор о патриотизме состоит из двух крупных разговоров: первый - про историческую преемственность и восприятие исторических событий, второй - о доверии государству, т. е. о перспективах развития страны. В этой исторической ретроспективе и перспективе рассматривается вопрос о патриотизме в данной статье.

Методология. Для уточнения этих двух составляющих нами были проведены опросы, в которых приняли участие разные поколения экспертов, и массовый опрос студентов российских вузов. Во-первых, в этом исследовании мы опросили лидеров общественного мнения трёх категорий: руководители СМИ, руководители пионерских организаций и комсомольские лидеры - о патриотизме на предприятиях Советского Союза и о патриотизме вообще как связующей материи жизни граждан СССР. В данном случае нас интересовали институты, идеи и факторы пентабазиса [1, с. 11], отражённые через призму патриотизма, и наоборот. Вторая группа - это представители вузов России, специалисты по связям с общественностью, представители студенческих объединений, председатели и кураторы студенческих групп - те, кто сегодня работает со студентами, в основном петербургских и московских вузов. Опрос был составлен с учётом того, что само явление патриотизма основано на пентабазисе и неотделимо от факторов государства, страны, общества, семьи и человека. Религия для нас долгое время являлась и является сейчас той самой ещё одной связующей силой пентабазиса, на которой, как и на патриотизме, сосредоточено внимание исследователей (И. А. Ильин, о. П. Флоренский и другие авторы русской философии начала XX в.), на которой построена первая русская концепция патриотизма «Православие, Самодержавие, Народность» [10, с. 221], но мы не включаем в опрос религию как фактор формирования патриотизма, которая несомненно сыграла важную роль в форми-

ровании любви к родине / отечеству, но требует особенного внимания и исследования.

В первом опросе мы провели серию экспертных интервью. Проблемы, по которым эксперты давали оценку, определялись тематиками: патриотическая работа в Советском Союзе (система, идеи), семейный патриотизм, работа на предприятиях, значение патриотизма для советских граждан, ключевые сообщения, которые формировала патриотическая работа, государственная политика в сфере патриотизма, был ли патриотизм связан со страной и государством, можно ли было их разделить, были ли перегибы с патриотизмом, патриот и человек государственный: можно ли поставить между ними знак равенства, какой сегодня должен быть основной месседж в стране, направленный на патриотизм.

Студенты были опрошены по другим вопросам с целью определить доверие к государству и компании. В данном случае был

Результаты исследования. Перейдём к интервью с экспертами. Для того чтобы подробнее раскрыть тему патриотического воспитания как в отдельности, так и в компании, мы взяли интервью у руководителей СМИ, руководителей пионерских организаций и комсомольских лидеров. В процессе диалога было рассмотрено видение и мнение респондентов о патриотизме в советское время. В процессе интервью респондентами был выдвинут следующий тезис: «Чувство патриотизма - это было цементирующее чувство всех советских людей».

Если рассматривать фактор пентабазиса «человек», то из опроса следует, что особое внимание респонденты уделяют системе пат-

использованы индикаторы благополучия, определённые в исследовании А. Л. Арефьева и Ф. Э. Шереги [8]. Исходя из этих факторов был сформирован опрос, в котором индикаторы были по пяти компонентам: экономический прагматизм, духовность, девиантность, державность, социальный пессимизм. Получилось 17 индикаторов, которые отражены в рисунке. Для определения репутации государства мы используем эти индикаторы как маркёры доверия компании или государству. Сначала мы зададим вопрос в положительном ключе студентам, а затем сменим вопрос на отрицательный. В негативном стиле вопрос может звучать так: «Во время снижения экономического благополучия семьи Вы больше возлагаете надежду на государство или компанию-работодателя?» - а в позитивной трактовке: «Улучшение экономического положения семьи - это заслуга государства или компании?»

риотического воспитания в СССР в целом. Процесс формирования «человека-патриота» у людей начинался с ранних лет. Огромный вклад в развитие чувства любви к Родине внесли культурные достижения известных личностей в мире искусства того времени: это и отечественный кинематограф, и художественная и научная литература, и музыкальное творчество. Про кино респонденты говорят: «В кино, если не каждый второй, или не каждый первый фильм был снят о нашей Родине, о славных предках». Это были такие фильмы, как «Александр Невский», «Иван Грозный», «Чапаев» - огромное количество фильмов, которые воспитывали чувство патриотизма. Главным движущим меха-

Вербальное восприятие населением истории России, выраженное интегральными понятиями

Экономический прагматизм Духовность Девиантность Державность Социальный пессимизм

■ Быстрое экономическое развитие; ■ Подъём сельского хозяйства; ■ Возможности профессионального роста граждан; ■ Возможность стать богатым человеком. ■ Авторитет страны в мире; ■ Чувство гордости за страну; ■ Доверие между людьми; ■ Наличие у граждан идеалов. ■ Засилье бюрократии; ■ Широкое распространение коррупции; ■ Доминирование социальной несправедливости. ■ Наличие в государстве сильной армии; ■ Наличие в государстве мощной промышленности. ■ Тяжёлое экономическое положение в стране; ■ Перманентное чувство страха у населения; ■ Наличие в стране межнациональных конфликтов; ■ Неуверенность населения в своём будущем.

Структура исторического сознания россиян [8, с. 709]

низмом в советском искусстве был патриотизм. Каждый человек старался поделиться своими знаниями и с другими, восполняя свою потребность в самореализации. Благодаря внутреннему оптимизму каждая творческая личность была замотивирована трудиться и создавать новые элементы искусства дабы построить светлое будущее всей страны. Каждая песня была связующим между советскими людьми, она передавалась как генетический код от одного поколения к другому. Респондент отметил следующее: «Возьмите песни, которые пела наша молодёжь да и вся страна. Если посмотреть повнимательней, то это песни не только про любовь, но и песни о Родине: "...Я люблю тебя Россия, Дорогая моя, Русь!.." или "Вставай, страна огромная.". Кто-то сейчас называет эти песни "совковыми", но как ни странно, в советских песнях слова были органично связаны с музыкой». Движущим чувством для творческих людей служил «личностный патриотизм». Однако это было не поверхностное чувство уважения и любви к Родине. Это было глубокое, всепроникающее и безусловное чувство любви советского человека к другим людям, к обществу, к труду и к стране в целом. Государство оказывало помощь. Патриотизм естественным образом проникал в души людей, пропитывал их с малых лет и только возрастал в процессе взросления.

Другой фактор - это семья, которую респонденты ставили на одну из главенствующих позиций в формировании патриотизма. Для советских граждан семья и её традиции были важнейшей ценностью. На производстве мы ощущаем ценность семьи в том, что развивалось общественное движение почитания трудовых династий. Обращаясь к воспитаниям «ребёнка-патриота», стоит сказать об огромном влиянии как школы, так и семьи. Респонденты отмечают: «Есть такая фраза, и мы её часто повторяем, что Великую Отечественную войну выиграла советская школа». В то время образованием детей занимались в равной степени учителя и родители, они гармонично взаимодействовали друг с другом, грамотно формируя ценности и поддерживая традиции. Респонденты говорили об этом следующее: «Семья отвечала за воспитание своего ребёнка. Классный руководитель и директор могли написать

в дневнике замечание и вызвать родителей». Родители относились с пониманием и принимали активное участие в проработке каких-либо проступков своих детей, ответственно подходили к вопросу формирования уважения к окружающим и любви к своей Родине. «Патриотизм в советское время был стержневым чувством во время учёбы в школе».

Ещё один немаловажный фактор - это общество. Оно играло также важную роль в поддержании патриотического настроения. В советское время на воспитание человека особенным образом влияли общественные молодёжные организации. Например, респондент привёл в пример пионерию: «Если ты куришь или плохо себя ведёшь, то тебя могли исключить из пионеров». Наверное, в современном мире молодёжь бы посмеялась над подобным наказанием, но в советское время это было настоящей трагедией. Респонденты отметили, что в советское время люди рыдали, когда с них снимали пионерский галстук. Потому что, снимая с пионера галстук, его исключали из своих рядов. Каждый пионер был частью огромной семьи, у которой есть свои ценности, принципы и традиции. Они часть одного целого. Патриотизм - это то, что позволяло обществу поддерживать сплочённость внутри объединений и механизм сглаживания социального неравенства. Не только в детских объединениях люди жили своей деятельностью и чувствовали всеобщую значимость, но и уже в старшем поколении на новом уровне поддерживалось коллективная работа. Например, система партийности. Респонденты отметили: «Для старшего поколения исключение из партии - это было страшное наказание». Люди настолько глубоко воспринимали подобную меру, на самом-то деле лишь общественного воздействия. В советское время очень сильно было развито чувство коллективизма, желание всем вместе трудиться на благо своей страны и своего народа. Люди были движимы идеей патриотизма общественного, они ценили возможность принадлежать к определённым общественным организациям и поддерживать в них ценности и традиции, формировавшиеся не один год. Это и есть тот безусловный и бескорыстный патриотизм, который сидел глубоко внутри у человека, распространяясь на всё, чем он занимался.

Следующий фактором, в котором формировался патриотизм, была организация-работодатель. Респонденты отмечают огромное влияние различных факторов на формирование любви к родине: учителя, родители, начальники, политики - все были вовлечены в процесс. Поскольку любовь к Родине была стержневым чувством в советский период, то внутри каждой организации был «корпоративный патриотизм». В качестве примера приводятся первомайская и ноябрьская демонстрации, когда все люди одной большой семьёй шли с плакатами и своими лозунгами. Люди шли туда не по чьему-то наставлению или поручению, они шли туда добровольно. Респонденты высказали следующие мысли: «Это трудно придумать, это сидело у нас внутри. Чувство коллективизма, желание всем вместе разделить этот праздник». У общества были общие цели и ценности в жизни, которые в свою очередь помогали в формировании патриотизма даже на работе и внутри организации. Респонденты отметили, что тогда «было огромное количество так называемых починов, а также социалистических обязательств». Под социальными обязательствами понималось желание трудящихся выполнить работу не просто в срок, но раньше срока: «Например, надо закончить работу за год, а они готовы сделать за одиннадцать месяцев - это были социальные обязательства» - отмечено в отчёте одного из респондентов. Ведь когда каждый человек по отдельности придерживается глубоких чувств к Родине, то работая в коллективе людей с идентичным настроем - работа выполняется продуктивнее. Формируется социальная ответственность бизнеса и гармонизация личного и общественного. Важна не только каждая личность по отдельности, но и такой фактор, как общество и общественные коллективы. Таким образом, создавалась сплочённость общества для достижения общих целей. На предприятиях в то время, конечно, был один человек, который вёл за собой весь коллектив и помогал внедрить всеобщий трудовой настрой. По словам респондентов, «рабочие тогда, конечно, испытывали чувство патриотизма, желая внести свой вклад в развитие государства, чтобы оно стало чуть богаче, чуть успешнее, да и чтобы люди жили счастливее». Подобный настрой, разуме-

ется, в большей степени создавал и поддерживал грамотный, преданный своему народу и стране руководитель.

Рассматривая фактор государства и его влияния на формирования патриотизма, респонденты отмечают большой вклад партийного механизма. В советское время существовало много регламентирующих документов, нацеленных на работу с массовой аудиторией. Государство благодаря созданию системы коллективизма, в которой были свои ритуалы, определённая стабильность и справедливость, внедряли в общество патриотическое настроение. Респонденты особенно отмечали триединую задачу построения коммунистического общества, которая включала в себя создание материально-технической базы коммунизма, создание новых человеческих отношений, воспитание человека нового типа. В формировании всеобщего патриотизма огромную роль, безусловно, играл государственный аппарат. Так, можно отметить, что в советское время над чувством патриотизма работали не только во всех сферах жизни, но и на разных социальных уровнях. Помимо политической стороны жизни государство оказывало огромное влияние и на воспитание советского человека путём формирования грамотной и патриотической образовательной системы. «Человек-патриот» с самого детства воспитывался на литературе, которая была пропитана любовью к Родине. Респонденты говорили о влиянии литературы следующее: «Возьмите советскую литературу, в особенности детскую литературу - Гайдара, Кассиля, Воскресенскую. Если её внимательно проанализировать, разложить на составляющие, то это всё о Родине. Это всё о чувстве воспитания любви к Родине». Государство ставило главной задачей воспитание человека, готового защищать родину, дорожить её традициями и ценностями. Именно такое всестороннее и глубинное чувство патриотизма помогло достичь не только сиюминутные, но и успешно выполнять глобальные задачи. О значении страны и граждан было сказано, «что патриотизм не передаётся по наследству. Он воспитывается в каждом поколении. Если бы он передавался по наследству, то мы бы не имели тех проблем, что есть сегодня. Заниматься им надо сейчас как чтением и

арифметикой. Ребёнок должен воспитываться патриотом». Таким образом, факторы пен-табазиса (личность, семья, общество, страна, государство) были названы как наиболее важные элементы патриотического воспитания, и место компании-работодателя в этом случае напрямую с ними связано, что свидетельствует о том, что в Советском Союзе в организациях велась конструктивная работа в сфере патриотизма через институты формирования общественного мнения: партия, пионерия, комсомол, профсоюз, трудовой коллектив, киноиндустрия, сфера досуга. Работник - патриот своего государства позволял повысить мотивацию труда, что дало повод М. Тэтчер сказать: «Советский Союз -это страна, представлявшая серьёзную угрозу для западного мира. Я говорю не о военной угрозе. Её, в сущности, не было. Наши страны достаточно хорошо вооружены, в том числе ядерным оружием. Я имею в виду угрозу экономическую. Благодаря плановой политике и своеобразному сочетанию моральных и материальных стимулов, Советскому Союзу удалось достигнуть высоких экономических показателей. Процент прироста валового национального продукта у него был, примерно, в два раза выше, чем в наших странах. Если при этом учесть огромные природные ресурсы СССР, то при рациональном ведении хозяйства у Советского Союза были вполне реальные возможности вытеснить нас с мировых рынков»3. Таким образом, эксперты подтвердили высокое патриотическую компоненту советского трудового класса.

Перейдём к следующему этапу анализа молодёжи, оценке 17 индикаторов компонента культуры, в которых, как и во всех прошлых подходах, мы обнаруживаем факторы пентабазиса. Факторы пентабазиса, рассматриваемые нами под углом структуры исторического сознания россиян в следующем блоке, позволили нам рассмотреть доверие современной молодёжи к государству и компании и сделать выводы о том, что влияет на репутацию государства, какая работа может вестись с компаниями-работодателями.

В результате мы обнаруживаем, что студенческая молодёжь больше склонна доверять компании-работодателю в следующих ситуациях: «во время ухудшения экономического положения в государстве, когда растёт страх

за своё будущее, во время отсутствия идеалов в обществе, во время отсутствия жизнеутверждающего настроения, во время отсутствия явных успехов в искусстве в стране, во время снижения доверия между людьми, во время снижения возможностей профессионального роста, во время снижение возможности стать богатым человеком». Всё, кроме «страха за своё будущее», «отсутствия явных успехов в искусстве», «снижения доверия к людям» и «отсутствия идеалов в стране», не вызывает сомнения. Если компании-работодателю ставится в задачу возврат идеалов - поле, за которое было ответственно государство, то либо переоценено значение компаний в формировании поля идеалов, или государство не может выработать коммуникационные стратегии закрепления за собой этого главного участка работы. К этому же имеет отношение и проблема «успехов в искусстве», которые появляются в связи с развитием идеологии в государстве. Студенты закрепляют эту проблему за компанией. Примерно равное количество ответов (с разницей не более 5 %) компания и государство набрали в следующих видах кризисов: «неуверенность в своём будущем, во время отсутствия успехов в науке и технике, во время кризиса, во время отсутствия идеалов в обществе, во время снижения социальной защищённости, неуверенность в своём будущем».

Государственное участие отмечается респондентами в следующих кризисных ситуациях: «во время снижения социальной защищённости, во время роста межнациональных конфликтов, во время нарушения порядка и дисциплины в обществе, во время спада роста сельского хозяйства, во время снижения всеобщего равенства перед законом, во время роста преступности, бандитизма, во время отсутствия успехов в образовании». Таким образом, государство в качестве ответчика за кризисы названо с большим перевесом в голосах, кроме проблем в образовании, где голоса разделились примерно поровну с перевесом государства всего в 10 %. То есть за то, как мы будем закрывать потребности в питании, как будут работать правоохранительная и судебная системы, система межнационального урегулирования, молодёжная аудитория возлагает ответственность на государство.

Таким образом, патриотические настроения в государстве явно имеют склонность к формированию силового блока и блока управления ресурсами и образованием. В то же время организация должна выстраивать патриотическую компоненту на тех идеалах, которым следует, на уверенности в будущем, на доверии между людьми, успехах в искусстве и возможности стать богатым.

Выводы. Рассмотрев исторический период примерно в пятьдесят лет - с 70-х гг. XX в. по сегодняшний день, - мы видим, что медиаменеджеры одинаково оценивают важность патриотизма и патриотических настроений в производственных коллективах. Выделяется важное значение семьи и школы как центров формирования патриотизма. Одним из патриотических направлений является труд и человек труда. В качестве ресурса патриотизма выделяются инструменты общественного признания. Государство - идеологический центр патриотизма. Страна сформировала геокультурные отличия, воплощённые в народном творчестве и произведениях искусства, поддержанные и передаваемые народом ценности и этические правила. Данные правила соблюдались на производстве и досуге. Центральным персонажем в культуре был человек труда, способный преобразовать приро-

ду, т. е. окультуривать её и защищать. Репутация государства во многом сегодня сосредоточена на поддержании патриотического настроя. По мнению молодых медиаменедже-ров, государство с целью укрепления репутации развивает политику, направленную на усиление социальной защищённости, решение межнациональных конфликтов, поддержание порядка и дисциплины в обществе, стимулирование роста сельского хозяйства, поддержание всеобщего равенства перед законом, снижение роста преступности, бандитизма, предоставление возможности для получения успехов в образовании.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 United Nations (2017) Resolution adopted by the General Assembly on 6 July 2017, Work of the Statistical Commission pertaining to the 2030 Agenda for Sustainable Development (A/RES/71/313. Архивировано 28 ноября 2020 г.).

2 Указ Президента РФ от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей». -Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».

3 Каким образом разрушали СССР. Доклад Маргарет Тэтчер. - URL: https://dzen.ru/media/id/ 5a737163a86731b1a50d037f/kakim-obrazom-razrushali-sssr-doklad-margaret-tetcher--5b212e8d77 d0e67f1fc5544c (дата обращения: 20.11.2022).

ЛИТЕРАТУРА

1. Харичев А. Д., Шутов А. Ю., Полосин А. В., Соколова Е. Н. Восприятие базовых ценностей, факторов и структур социально-исторического развития России (по материалам исследований и апробации) // Журнал политических исследований. - 2022. - Т. 6, № 3. - С. 9-19. - DOI: 10.12737/2587-62952022-6-3-9-19.

2. Лутовинов В. И. Современный российский патриотизм: сущность, особенности, основные направления // Studia Humanitatis. - 2013. - № 2. - URL: https://st-hum.ru/content/lutovinov-vi-sovremennyy-rossiyskiy-patriotizm-sushchnost-osobennosti-osnovnye-napravleniya.

3. Могутнова Н. Н. Корпоративная культура: идеал и реальность // Вестник РГГУ. Серия «Философия. Социология». - 2007. - № 2-3. - С. 234-244.

4. Аксенова О. В. Традиционные ценности российских профессионалов в эпоху модернизации // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. - 2016. - Т. 16, № 4. - С. 799-807.

5. Покида А. Н., Зыбуновская Н. В. Трансформация системы трудовых ценностей занятого населения // Социально-трудовые исследования. - 2022. - № 1 (46). - С. 164-176. - DOI: 10.34022/2658-37122022-46-1-164-176.

6. Могутнова Н. Н. Корпоративная культура: понятие, подходы // Социологические исследования. -2005. - № 4 (252). - С. 130-135.

7. Минаков В. А. К вопросу о методологии исследования патриотизма // Вестник Бурятского государственного университета. - 2010. - № 14. - С. 67-70.

8. Арефьев А. Л., Шереги Ф. Э. Парадоксы массового сознания населения России // Вестник Российской академии наук. - 2017. - Т. 87, № 8. - С. 706-715. - DOI: 10.7868/S0869587317080047.

9. Абрамов А. В. Российский патриотизм: история и современность : моногр. - М. : Моск. гос. обл. ун-т, 2016. - 184 с.

10. Уваров С. С. Государственные основы / тост., предисл. и коммент. В. Б. Трофимовой ; отв. ред. О. А. Платонов. - М. : Ин-т рус. цивилизации, 2014. - 600 с. - (Русская цивилизация).

Сведения об авторах

Гришанин Никита Владимирович - кандидат культурологии, старший научный сотрудник Государственного академического университета гуманитарных наук, руководитель магистерской программы «Консалтинг и репутационный менеджмент в рекламе и связях с общественностью» Северо-Западного института управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Санкт-Петербург, Россия) Адрес для корреспонденции: 199178, Россия, Санкт-Петербург, Средний пр. В.О., 57/43 E-mail: [email protected] РИНЦ AuthorlD: 633945 ORCID: 0000-0001-8872-633X

Миневич Яков Владимирович - кандидат социологических наук, старший научный сотрудник Государственного академического университета гуманитарных наук, заведующий кафедрой рекламы и связей с общественностью Московского государственного института культуры (Москва, Россия)

Адрес для корреспонденции: 119049, Россия, Москва, Мароновский пер., 26 E-mail: [email protected]

Меркушева Александра Сергеевна - бакалавр Северо-Западного института управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Санкт-Петербург, Россия) Адрес для корреспонденции: 199178, Россия, Санкт-Петербург, Средний пр. В.О., 57/43 E-mail: [email protected]

Информация о статье

Дата поступления 30 декабря 2022 г.

Дата принятия в печать 11 апреля 2023 г.

Для цитирования

Гришанин Н. В., Миневич Я. В., Меркушева А. С. Формирование патриотизма в России: пентабазис и корпоративная культура // Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2023. Т. 10, № 2 (38). С. 117-126. DOI: 10.24147/2312-1300.2023.10(2).117-126.

N.V. Grishanin, Ya.V. Minevich, A.S. Merkusheva

FORMATION OF PATRIOTISM IN RUSSIA: PENTABASIS AND CORPORATE CULTURE

Patriotism occurs in various forms at different historical moments. Our research is devoted to corporate patriotism and its manifestations. In the works published earlier, we came to the conclusion that any patriotism is based on the pentabasis of culture: family, society, country, state, person. All manifestations or strengthening of these positions in the company, one way or another, will influence the corporate employee and develop his attachment to the motherland, the ability to continue offspring, trust the state and work with the understanding that his success is the success of his family, society, country and state. In the course of the study, ten in-depth interviews were conducted with media representatives and about 100 media students were interviewed.

Keywords: patriotism; motherland; fatherland; youth values; corporate culture; corporate ideology; pentabasis factors; Russian culture; youth culture; sociological survey of youth audience; employer company; culture indicators.

REFERENCES

1. Harichev A.D., Shutov A.Yu., Polosin A.V., Sokolova E.N. Vospriyatie bazovykh tsennostei, faktorov i struktur sotsial'no-istoricheskogo razvitiya Rossii (po materialam issledovanii i aprobatsii) [Perception of Basic Values, Factors and Structures Socio-Historical Development of Russia (Based on Research and Testing Materials)]. Zhurnal politicheskikh issledovanii [Journal of Political Research], 2022, vol. 6, no. 3, pp. 9-19. DOI: 10.12737/2587-6295-2022-6-3-9-19. (in Russian).

2. Lutovinov V.I. Sovremennyi rossiiskii patriotizm: sushchnost', osobennosti, osnovnye napravleniya [Current Russian Patriotism: Matter, Features, Main Directions]. Studia Humanitatis, 2013, no. 2, available at: https://st-hum.ru/content/lutovinov-vi-sovremennyy-rossiyskiy-patriotizm-sushchnost-osobennosti-osnovnye-napravleniya. (in Russian).

3. Mogutnova N.N. Korporativnaya kul'tura: ideal i real'nost' [Corporate culture: ideal and reality]. Vestnik RGGU. Seriya "Filosofiya. Sociologiya" [RSUH Bulletin. Series "Philosophy. Sociology"], 2007, no. 2-3, pp. 234-244. (in Russian).

4. Aksenova O.V. Traditsionnye tsennosti rossiiskikh professionalov v epokhu modernizatsii [Traditional Values of Russian Professionals under the Modernization]. Vestnik Rossiiskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Sotsiologiya [RUDN Journal of Sociology], 2016, vol. 16, no. 4, pp. 799-807. (in Russian).

5. Pokida A.N., Zybunovskaya N.V. Transformatsiya sistemy trudovykh tsennostei zanyatogo naseleniya [Transformation of the Work Values System of the Employed Population]. Sotsial'no-trudovye issledovaniya [Social and Labor Research], 2022, no. 1 (46), pp. 164-176. DOI: 10.34022/2658-3712-2022-46-1-164-176. (in Russian).

6. Mogutnova N.N. Korporativnaya kul'tura: ponyatie, podkhody [Corporate culture: concept, approaches].

Sotsiologicheskie issledovaniya [Sociological Studies], 2005, no. 4 (252), pp. 130-135. (in Russian).

7. Minakov V.A. K voprosu o metodologii issledovaniya patriotizma [To the Problem of Methodology of the Investigation of Patriotism]. Vestnik Buryatskogo gosudarstvennogo universiteta [The Buryat State University Bulletin], 2010, no. 14, pp. 67-70. (in Russian).

8. Aref'ev A.L., Sheregi F.E. Paradoksy massovogo soznaniya naseleniya Rossii [Paradoxes of the Mass Consciousness of the Population of Russia]. Vestnik Rossiiskoi Akademii nauk [Bulletin of the Russian Academy of Sciences], 2017, vol. 87, no. 8, pp. 706-715. DOI: 10.7868/S0869587317080047. (in Russian).

9. Abramov A.V. Rossiiskii patriotizm: istoriya i sovremennost' [Russian Patriotism: History and Modernity], Monograph, Moscow, Moscow State Regional University Publ., 2016, 184 p. (in Russian).

10. Uvarov S.S. Gosudarstvennye osnovy [State Foundations], Moscow, Institute of Russian Civilization Publ., 2014, 600 p. (in Russian).

About the authors

Nikita V. Grishanin - PhD in Cultural Studies, Senior Researcher at the State Academic University for the Humanities, Head of the Master's program "Consulting and Reputation Management in Advertising and Public Relations" of the Northwestern Institute of Management of the Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation (St. Petersburg, Russia) Postal address: 57/43, Srednii pr. V.O., St. Petersburg, 199178, Russia E-mail: [email protected] RSCI AuthorID: 633945 ORCID: 0000-0001-8872-633X

Yakov V. Minevich - PhD in Sociological Sciences, Senior Researcher at the State Academic University for the Humanities, Head of the Department of Advertising and Public Relations at the Moscow State Institute of Culture (Moscow, Russia) Postal address: 26, Maronovskii per., Moscow, 119049, Russia E-mail: [email protected]

Alexandra S. Merkusheva - Bachelor's Student of the Northwestern Institute of Management of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (St. Petersburg, Russia) Postal address: 57/43, Srednii pr. V.O., St. Petersburg, 199178, Russia E-mail: [email protected]

Article info

Received

December 30, 2022

Accepted April 11, 2023

For citations

Grishanin N.V., Minevich Ya.V., Merkusheva A.S. Formation of Patriotism in Russia: Pentabasis and Corporate Culture. Herald of Omsk University. Series "Historical Studies", 2023, vol. 10, no. 2 (38), pp. 117-126. DOI: 10.24147/2312-1300.2023.10(2).117-126 (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.