Научная статья на тему 'Истоки патриотизма в историческом и культурном контексте развития российского государства и общества'

Истоки патриотизма в историческом и культурном контексте развития российского государства и общества Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1728
124
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТ / ПАТРИОТИЗМ / ДОСТОИНСТВО / ПОЛИТИКА / ЧЕСТЬ / ПРАВО / ЗАЩИТА / ИСТОКИ / ИСТОРИЯ / ТРАДИЦИИ / КУЛЬТУРА / ВЛИЯНИЕ / СОБЫТИЯ / КРИЗИСЫ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Фадеев Артем Владимирович

В статье рассматриваются истоки и сущность российского патриотизма, национальной идеи, его характеристики и особенности. Истоки самого патриотизма. Для поддержания благоприятной обстановки в стране, созданию общей идеи, к которой общество движется и прогрессирует, необходимы средства государственного регулирования и взаимодействия, коим является такой институт, как патриотизм. Отсутствие национальной идеи и цели движения государства в определённую сторону, чревато гражданскими волнениями, негативной обстановки во внутренней в политике и расколом общества на части. Важность проблемы понимания явления патриотизма, его истоков и функций особенно актуально в России после отсутствия патриотического воспитания общества 1990-х, а также после введения антироссийских санкций и кризиса национальной валюты в стране.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ORIGINS OF PATRIOTISM IN THE HISTORICAL AND CULTURAL CONTEXT OF THE DEVELOPMENT OF THE RUSSIAN STATE AND SOCIETY

He article considers the essence of Russian state patriotism, national idea, its characteristics and features. The origins of patriotism itself To maintain a favorable situation in the country, to create a common idea, to which society is moving and progressing, means of state regulation and interaction are needed, which is an institution like patriotism. The lack of a national idea and the goal of the state's movement in a certain direction is fraught with civil unrest, a negative situation in the domestic politics and a split of society into parts. The importance of the problem of understanding the phenomenon of patriotism, its origins and functions is especially important in Russia after the absence of patriotic education of the society of the 1990s, and also after the introduction of anti-Russian sanctions and the national currency crisis in the country.

Текст научной работы на тему «Истоки патриотизма в историческом и культурном контексте развития российского государства и общества»

1.3. ИСТОКИ ПАТРИОТИЗМА В ИСТОРИЧЕСКОМ

И КУЛЬТУРНОМ КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА И ОБЩЕСТВА

Фадеев Артем Владимирович

Место работы: Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского

[email protected]

Аннотация: в статье рассматриваются истоки и сущность российского патриотизма, национальной идеи, его характеристики и особенности. Истоки самого патриотизма.

Для поддержания благоприятной обстановки в стране, созданию общей идеи, к которой общество движется и прогрессирует, необходимы средства государственного регулирования и взаимодействия, коим является такой институт, как патриотизм.

Отсутствие национальной идеи и цели движения государства в определённую сторону, чревато гражданскими волнениями, негативной обстановки во внутренней в политике и расколом общества на части. Важность проблемы понимания явления патриотизма, его истоков и функций особенно актуально в России после отсутствия патриотического воспитания общества 1990-х, а также после введения антироссийских санкций и кризиса национальной валюты в стране.

Ключевые слова: патриот, патриотизм, достоинство, политика, честь, право, защита, истоки, история, традиции, культура, влияние, события, кризисы.

THE ORIGINS OF PATRIOTISM IN THE HISTORICAL AND CULTURAL CONTEXT OF THE DEVELOPMENT OF THE RUSSIAN STATE AND SOCIETY

Fadeev Artem V.

Place of employment: National Research Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod

[email protected]

Abstract: the article considers the essence of Russian state patriotism, national idea, its characteristics and features. The origins of patriotism itself

To maintain a favorable situation in the country, to create a common idea, to which society is moving and progressing, means of state regulation and interaction are needed, which is an institution like patriotism.

The lack of a national idea and the goal of the state's movement in a certain direction is fraught with civil unrest, a negative situation in the domestic politics and a split of society into parts. The importance of the problem of understanding the phenomenon of patriotism, its origins and functions is especially important in Russia after the absence of patriotic education of the society of the 1990s, and also after the introduction of anti-Russian sanctions and the national currency crisis in the country.

Keywords: patriot, patriotism, dignity, politics, honor, law, protection, origins, history, traditions, culture, influence, events, crises.

В современном мире сложно найти государство, в котором идеология была бы в изоляции от понятия патриотизм. Анализ любой идеологии сводится к феномену патриотизма. Ввиду того, что смысл вкладываемый в понятие патриотизма находится в прямой зависимости от определенной ситуации (конкретного исторического периода), данное явление характеризуется особой степенью актуальности и значимости.

В рамках существующей системы, охватывающей общество, государство и личность, играют важное значение явления, которые в отдельные исторические периоды времени являлись мощной идеологической основой и источником силы. Одним их таких явлений является «патриотизм».

Анализируя данный феномен, следует отметить, что в различных подходах и концепциях рассматриваемый аспект раскрывается довольно разносторонне. Учитывая коренные изменения, которые происходили в разные отрезки исторического развития, патриотизм приобретал новые черты и особенности, связывался с

различными движениями и группами.

В настоящий период времени существует множество подходов, которые отражают патриотизм как в его искомой форме, так и в измененном правопонимании. Во втором случае, довольно часто, патриотизм используется для личных целей конкретных групп лиц, обладающих средствами и возможностями оказывать влияние на общество и его членов.

Произошедшие за последние годы изменения в различных сферах жизнедеятельности отечественного общества, а также новая ценностно - содержательная переориентация граждан, в том числе отсутствие соответствующей идеологии в существенной мере требует комплексного развития и применения имеющегося потенциала существующего в рамках патриотизма в интересах задач, направленных на воспитание новых поколений. Феномен и значимость патриотизма за долгие годы породили большой интерес в научной среде.

Патриотизм характеризуется необыкновенной захватывающей силой для личности. Он воодушевляет лю-

дей, сплачивает массы в трудные минуты, генерирует идеи и стремления людей к совершению действий по социально-экономическому направлению развития Отечества. Патриотизм способствует безопасности, как в мирное, так и в военное время. Он является гарантом сохранения народов и государства1.

Многие исследователи выделяют ведущие направления реализуемых исследований в части формирования патриотизма в России. Исследователями анализируются различные понятия и трактовки такого определения как «патриотизм», с целью выявить глубинную сущность данного феномена, понимания силы оказываемого им воздействия.

Говоря об актуальности этого явления, как правового, следует отметить, что его значимость не убавилась, а лишь возросла, учитывая международные и социально-экономические особенности развития нашего государства и общества. Сложившиеся обстоятельства на международной арене, внутренние проблемы, требующие решения и факты внешнего воздействия констатируют тот факт, что нужна надежная основа, которая даст импульс к дальнейшему движению. Именно такой основой является «патриотизм».

Истоки патриотизма можно обнаружить еще в период Древней Руси, а если говорить более конкретно, то упоминание о патриотизме присутствует в документах и летописях IX века. Анализируемое явление проявлялось в сфере личностных отношений, и сводилось к верности конкретному субъекту или субъектам (Князь, дружина). Учитывая существовавшие обычаи того периода, аспект верности являлся важным элементом. Так князь не мог оставить свое войско на поле битвы, собственно как и дружинники не могли бросить дружину во время боя, при этом они могли переходить от одного князя к другому. Довольно высокую степень влияние оказывал тот фактор, что в рассматриваемый исторический отрезок времени не существовало стремления к захвату чужих земель, в основе лежала идея защиты, что подтверждается памятниками русской средневековой письменности2.

В военных походах осуществлялось воспитание взаимовыручки, товарищества, смелости, героизма. Указанные качества прививались во имя отечества. Особо следует отметить такой аспект как «презрение к смерти». В процессе длительного развития и формирования общества и государства, указанные качества стали основой для патриотизма, и стали важными элементами социального и духовного характера.

Первое прямое упоминание патриотизма было закреплено в «Уставе ратных и пушечных дел», который относится к 1607 гг. В дальнейшем данное явление было отражено в «Табели о рангах», ««Учреждении к бою», «Артикуле воинском»3.

Кульминация в развитии патриотизма на уровне национальной идеи достигла своего апогея в 17 веке, когда получил свое развитие процесс, связанный с формированием патриотического сознания и чувств. Особое внимание следует уделить в данном контексте, с позиции чести и верности долгу.

1 Фомиченко М.П. О единстве многонационального народа Российской Федерации // Административное право и процесс. 2015. № 10. С. 34-37.

2 См.: Иванеев С. Духовная оскомина сводит разум // Военно-юридический журнал. 2011. № 8. С. 23-27.

3 См.: Рубаник В.Е. Проблемы сравнительно-правового иссле-

дования становления и эволюции российской государственности

// Российский юридический журнал. 2013. № 2. С. 21-23.

Начиная с 18 века религиозные аспекты были расширены светскими принципами, а позже вообще были отграничены. Их место полностью заняли новые начала, которые основывались на служении Отечеству и своим ближним. Два столетия в развитии государства и общества прошли под девизом: «За Веру, Царя и Отечество». Более того, в основе гимна государства с 1833 по 1917 годы были слова: «Боже, Царя хрании!». Рассматриваемый период истории является ярким примером проявления такого явления как патриотизм, в его истинном понимании с оговоркой и учетом традиций и нравов указанного периода. В качестве ярких примеров развития патриотизма можно назвать фамилии известных представителей российского общества, патриотов своего времени: Румянцев, А.В. Суворов, М.И. Кутузов, П.С. Нахимов, М.И. Драгомиров, С.О. Макаров, М.Д. Скобелев и другие4.

Волна патриотизма возникает и набирает силу в результате фундаментальных изменений, коренных переломов (сдвигов), в ходе деструктивного сбоя существующей системы, результатом которого становятся последствия имеющие непредсказуемый (хаотический) характер.

Одним из таких импульсов стала война 1812 года, в результате которой патриотическое движение получило свое колоссальное развитие. Большинство исследователей феномена русского народного патриотизма в исторических событиях Отечественной войны 1812 года, всё-таки обращаются, прежде всего, к эпопее Льва Толстого «Война и мир», по достоинству оценённой ими, как достоверное описание доблести и мужества русского народа - победителя в Отечественной войне начала 19 века5. Время, которому великий писатель и философ посвятил свой многолетний труд, действительно отмечено особым подъемом патриотизма и национального самосознания. Патриотизм в период анализируемых событий стал силой, которая могла сломить любое сопротивление. Фактически, на волне патриотизма удалось совершить то, что не делал ни один народ за всю историю. По сути дела, Российская империя, как государство противостояла превосходящему числу противников, но смогла не только победить, но и стала катализатором для дальнейших преобразований и оказала влияние на ход истории, о чем свидетельствуют заграничные походы, ставшие результатом удачной для Российской Империи схватки 1812 года. Патриотизм в его различных проявлениях был практически везде, начиная с солдат армии и заканчивая партизанскими отрядами. В дальнейшем его влияние распространилось на литературу, музыку, искусство и т.д.

Воинская слава и доблесть русского оружия стали мощными союзниками отчизнолюбия, распространявшегося вместе с русской армией за пределы собственной страны. Русский патриотизм, решив основную проблему, состоявшую в защите от захватчика, переключился на новые цели.

В дальнейшем, в истории было много побед и горьких поражений, но даже эти трагические моменты рождали новые витки в развитии патриотизма. Как пример, собы-

4 Толстая А.И. История государства и права России: учебник для вузов. 3-е изд., стереотипное. М.: Юстицинформ, Омега-Л, 2010.с. 47.

5 См.: Одинцов М.И. Проявляйте себя, как подлинно Божий, преданный своей Родине и своей вере народ // Исторический архив. 2006. № 2. С. 79.

тия крымской войны, ставшие мощным рывком для развития Российской Империи, которая начала проводить свое реформирование и обновление. Патриотизм помог выдержать и устоять в сложной для государства ситуации, сохранить честь и достоинство6

Интересно отметить, что идея патриотизма сохранилась даже несмотря на коренные изменения и потрясения произошедшие в нашем государстве начиная с Октябрьской революции. Фактически, народом была поддержана новая власть, которой он доверился и в которую поверил. Ярким подтверждением сказанному является сплоченное сопротивление иностранной интервенции и братоубийственная гражданская война, в котором было два мощных социальных и духовных центра, с разными патриотическими принципами.

В годы Великой отечественной войны патриотизм достиг следующего уровня своего развития. Как итог, идея патриотизма развилась в духовно-нравственное превосходство над фашистской Германией, что в совокупности с другими факторами стало результатом разгрома противника и мощным импульсом для развития. Только патриотизм и вера могли стать той силой, которая способна была поднять людей на совершение подвига любой ценой. Важно отметить, что речь идет не просто о патриотизме, а о его особой форме, которая за долгие годы сформировалась в менталитете русского народа7.

В дальнейшем патриотизм множество раз проявлялся в процессе развития общества и государства и позволял находить силы в тяжелые периоды. Патриотические истоки не позволили разрушить духовные и социальные связи даже после прекращения существования Советского Союза.

Анализируя патриотические особенности развития в зарубежных странах, можно сказать о том, что патриотизм выглядит неординарно. Так в США данное явление имеет символические оттенки. Патриотизм в данной стране проявляется в большей степени в нерушимой вере в исключительность нации. Во Франции патриотические проявления сводятся к республиканским ценностям. Любовь к своей стране и основные ценности раскрытые в Декларации прав человека и гражданина, которая была принята во время Великой французской революции стали основой патриотической мысли. Тем не менее, патриотизм во Франции имеет и другую сторону. Существенное внимание уделяется сохранению национальной культуры, традиций, изучению французского языка, что является «патриотичным».

Существует примеры зарубежного патриотизма, с трагичными результатами развития. Так во время Второй мировой войны, патриотизм, который использовался в политических целях в Японии, превратился в фанатичный национализм, что привело страну к трагедии.

Еще одна страна, в которой стремление преобразовать и использовать патриотизм в политических целях - Германия. История показала, что подобные стремления ведут к трагическим последствиям. Таким образом, проявление исключительности и превосходства для немцев не является характерным, скорее это то, от чего они отстраняются, пытаясь сделать Германию лучше, развивать ее в прогрессивном направлении, умеренно, педантично и расчетливо.

6 См.: Ключевский В.О. О русской истории / Сост., авт. предисл. и примеч. В.В. Артемов / Под ред. В.И. Буганова. М., 1993. С. 503, 504.

7 См.: Друцкой С.А. Дополнение к очерку истории русского военного права. СПб., 1905. С. 34.

Анализируя патриотизм, вернее его развитие и существование в нашей стране и то, каким он видится и является (являлся) в зарубежных странах, следует обозначить и упомянуть извечный вопрос, связанный с рассматриваемым явлением, а именно: куда относится Россия? Восток или Запад? Историческое развитие показало, что маятник так и не сместился ни в одну из сторон.

Учитывая специфические особенности патриотизма, следует рассмотреть его толкование, в разрезе различных точек зрения. Так Райзберг Б.А. в современном социоэкономическом словаре указывает на следующее: «Патриотизм (греч. ра^ — родина, отечество) - особое расположение, отношение, проявляемое человеком, социальной группой, населением к своей стране, своему народу, Родине, желание поддержать своим участием процветание своей страны, отечества, любовь к отчизне, отечеству»8.

Ожегов С. И. в словаре русского языка говорит о том, что патриотизм - это преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу9. Еще одно толкование патриотизма, является более философским: «... одно из наиболее глубоких чувств. закрепленных веками и тысячелетиями обособленных отечеств»10.

Исходя из толкований и различных подходов, а также учитывая различные исторические периоды, можно сделать выделить три наиболее крупных вида понимания патриотизма:

"¡.Дореволюционное понимание патриотизма;

2. Советское понимание патриотизма;

3. Современное отечественное понимание патриотизма.

Связь между этими видами очень тесна и проявляется во всех возможных направлениях. «Разве можем мы забыть Родину? Может человек забыть Родину? Она - в душе. Я очень русский человек. Это с годами не пропадает» - Данные слова сказал первый русский лауреат Нобелевской премии в области литературы, Иван Алексеевич Бунин, находясь в эмиграции.

Виссарион Белинский писал: «Любовь к отечеству должна выходить из любви к человечеству, как частное из общего. Любить свою родину значит — пламенно желать видеть в ней осуществление идеала человечества и по мере сил своих споспешествовать этому. В противном случае патриотизм будет китаизмом, который любит свое только за то, что оно свое, и ненавидит все чужое за то только, что оно чужое, и не нарадуется собственным безобразием и уродством»11.

Еще одна точка зрения касательно патриотизма очень хорошо характеризует ситуацию, сложившуюся в конкретный исторический период в обществе, которое искало ответы на вопросы, которые имеют глубокий философский смысл. Так Михаил Салтыков -Щедрин писал следующее: «Большинство понимало под словом «патриотизм» что-то врожденное, почти обязательное. Начальство, соглашаясь с этим определением, прибавляло, что наилучшее выражение патриотизма заключается в беспрекословном исполнении начальственных предписаний. Почти на каждом шагу приходится выслушивать суждения вроде следующих: «правда, что N ограбил казну, но зато какой патриот!» или: «правда, что N пустил по миру множе-

8 Райзберг Б.А. Современный социоэкономический словарь. М., 2012, с. 360.

9 Ожегов С. И. Словарь русского языка, 1978.

10 Ленин В. И., ПСС, т. 37, с. 190

11 Белинский. 1874. «Стихотворения М. Лермонтова».

ство людей, но зато какой христианин!» - и суждения эти не только не убивают нашу совесть, но даже не удивляют нас»12.

Очень сильное мнение имел Л.Н. Толстой, который довольно глубоко раскрыл понятие патриотизма, отражая его в сравнительно отрицательной форме. «Патриотизм, в самом простом, ясном и несомненном значении своем, есть не что иное для правителей, как орудие для достижения властолюбивых и корыстных целей, а для управляемых — отречение от человеческого достоинства, разума, совести и рабское подчинение себя тем, кто во власти. Так оно и проповедуется везде, где проповедуется патриотизм. Патриотизм -есть рабство» 3 Именно рабством называл патриотизм великий русский писатель, считая его средством для достижения целей.

Любовь, честь, верность, долг. Высокие слова, множество определений и толкований основано на красочных выражениях и формах. Но на каждый аргумент находится замечание или логичный факт. Так А. П. Чехов отмечает: «Хорош божий свет. Одно только не хорошо: мы. Как мало в нас справедливости и смирения, как дурно понимаем мы патриотизм! Пьяный, истасканный забулдыга муж любит свою жену и детей, но что толку от этой любви? Мы, говорят в газетах, любим нашу великую родину, но в чем выражается эта любовь? Вместо знаний — нахальство и самомнение паче меры, вместо труда — лень и свинство, справедливости нет, понятие о чести не идет дальше «чести мундира», мундира, который служит обыденным украшением наших скамей для подсудимых. Работать надо, а всё остальное к чёрту. Главное — надо быть справедливым, а остальное всё приложится»14.

Как много понятий, которые раскрываются с той или иной позиции, но где истина, которая раскрывает истинное значение патриотизма? Этот вопрос стал пожалуй одним из сложных и не решен до настоящего времени. Можно сказать, что в каждой эпохе сокрыт свой ответ на вопрос, но будет ли он верным, могут судить лишь потомки, анализируя выводы и суждения, сделанные в результате длительных поисков.

Образ патриотизма и патриота - это исконно русский вопрос. Однозначного ответа на этот вопрос не существует, есть лишь суждения и подходы (Н.А. Бердяева, В. Соловьева, Н. Федорова и др.), но нет общепринятого, устраивающего всех варианта, также как нет общего мнения об истоках патриотизма.

Особое внимание в рассматриваемом контексте следует уделить такому понятию как фальшивый патриотизм и патриот. «Патриотизм - последнее прибежище негодяя» - именно так представлял данное явление английский поэт 18 века Сэмюэль Джонсон. Как следует из контекста, мистер Джонсон с большим уважением относился к патриотизму, а его яркая реплика относилась только к фальшивым патриотам15 Данную фразу изменили до такой степени, что ее понимание свелось к тому, что быть патриотом - это самое позорное из всего, до чего только может опуститься негодяй.

Патриотические ценности обладают особой способно-

12 Признаки времени. Сила событий» 1870.

13 Толстой Л.Н. Полн. собр. соч. В 90 т. М, 1970. Т. 39. С. 6

14 Из письма Суворину от 9 декабря 1890 г.

15 Афоризм, произнесённый доктором Самуэлем Джонсоном в Литературном клубе (англ.) русск. 7 апреля 1775 года и опубликованный Джеймсом Босуэллом в жизнеописании Джонсона (англ.) русск. в 1791 году.

стью соединять собственно личностные и общественные цели и интересы. Таким образом, патриотизм в качестве феномена и ценности наиболее близок человеку, так как он генетически связан с родителями, семьей, родом, народом, языком, культурой и традициями, близкой популяцией, географической местностью.

Если присмотреться и обратить внимание, то на патриотических агитплакатах времен второй мировой войны, очень часто было абстрактное изображение матери, жены, детей и родного края, тем самым, воздействуя на психологию солдат, вызывая у них мотивацию к защите, самопожертвованию, тем самым, каждый "переносил" эти изображения на себя. Человеку дороги данные ценности, он принимает их в качестве своих и готов энергично трудится в целях развития и процветания. Любые совершаемые попытки уничтожения ценностей воспринимаются в качестве угрозы самому себе и человек готов дать в ответ отпор, включая вооруженный.

В официальных документах патриотизм понимается как любовь к Родине и преданность Отечеству. Он состоит в стремлении служить интересам государства и общества, в готовности дойти до самопожертвования, ради их защиты.

Это составная часть идеи в России, неотъемлемая составляющая отечественной науки и культуры, сформированная за долгие века. Он всегда воспринимался в качестве источника мужества, героизма и силы нашего народа, в качестве необходимого условия для величия и могущества государства. Являясь стержневым принципом нравственно-политического и социально-личностного характера, содержательно базируется на подлинной любви, преданности и верности Отечеству, гордости за историческое прошлое и настоящее, устремленности жить, трудиться и учиться во славу страны и народа, он предполагает постоянную готовность в части защиты и отстаивания интересов Родины с оружием в руках и в мирное время, самоотверженно в военные периоды. Патриотизм нельзя считать застывшим или окончательно развывшимся качеством, он сформирован у каждого человека в процессе целенаправленного процесса воспитательного характера.

Патриотизм применялся и применяется, как верное и испытанное идеологическое средство, оказывающее воздействие на население, на его консолидацию в самые тяжелые периоды общества и государства. Его можно использовать в собственных целях, для достижения конкретных задач и решения острых вопросов в сложные периоды времени, но нельзя использовать для целей, которые выходят за границы чести, долга, веры и нравственности, это заканчивается тяжелыми последствиями, которые имеют продолжительные проявления, что подтверждается историей.

Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 72%.

Список литературы:

1. Белинский. 1874. «Стихотворения М. Лермонтова».

2. Друцкой С.А. Дополнение к очерку истории русского военного права. СПб., 1905. С. 34.

3. Иванеев С. Духовная оскомина сводит разум // Военно-юридический журнал. 2011. № 8. С. 23-27.

4. Ключевский В.О. О русской истории / Сост., авт. пре-дисл. и примеч. В.В. Артемов / Под ред. В.И. Буганова. М., 1993. С. 503, 504.

5. Ленин В. И., ПСС, т. 37, с. 190

6. Одинцов М.И. Проявляйте себя, как подлинно Божий, преданный своей Родине и своей вере народ // Исторический архив. 2006. № 2. С. 79.

7. Ожегов С. И. Словарь русского языка, 1978.

8. Райзберг Б.А. Современный социоэкономический словарь. М., 2012, с. 360.

9. Рубаник В.Е. Проблемы сравнительно-правового исследования становления и эволюции российской государственности // Российский юридический журнал. 2013. № 2. С. 21 -23.

10. Толстая А.И. История государства и права России: учебник для вузов. 3-е изд., стереотипное. М.: Юстицин-форм, Омега-Л, 2010.с. 47.

11. Толстой Л.Н. Полн. собр. соч. В 90 т. М, 1970. Т. 39. С. 6

12. Фомиченко М.П. О единстве многонационального народа Российской Федерации // Административное право и процесс. 2015. № 10. С. 34-37.

РЕЦЕНЗИЯ

на статью аспиранта кафедры истории и политики России ИМОМИ ННГУ им. Н.И. Лобачевского Фадеева Артема Владимировича «Истоки патриотизма в историческом и культурном контексте развития российского государства и общества» Статья посвящена истокам и фундаментальным основам явления патриотизма в российской государственности, его

целям, месту в ведении государственных дел и обществе. В статье были приведены точки зрения российских писателей и общественных деятелей дореволюционной и послереволюционной эпохи российского государства. Так же, указаны исторические истоки и корни явления патриотизма. Автором были учтены все основные критерии данной проблемы.

Актуальность данной статьи не вызывает сомнений, поскольку в свете последних событий во внешней политике, встает острый вопрос в поднятии и удержании легитимности в обществе, а также положительных настроений, для чего необходимо углубленное понимание патриотизма, как института и явления, возникшего в давние времена.

По мнению автора, особое внимание необходимо уделить истории происхождения патриотизма, его положительным и отрицательным качествам, а также добросовестному применению его на практике. В целом, научная статья Фадеева А.В. «Истоки патриотизма в историческом и культурном контексте развития российского государства и общества» отвечает всем требованиям, предъявляемым к работам такого рода и может быть рекомендована к публикации.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Заведующий кафедрой истории и политики России ИМОМИ ННГУ, проф., д-р ист. наук

И. В. Рыжов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.