Научная статья на тему 'Мировоззренческая функция конституции: роль и значение'

Мировоззренческая функция конституции: роль и значение Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1602
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИЯ / ПРАВО / ФУНКЦИИ КОНСТИТУЦИИ / МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ КОНСТИТУЦИИ / ДЕЙСТВУЮЩЕЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Теплова Дарья Олеговна

Цель: Исследование мировоззренческой функции конституции. Методология: В исследовании использовались историко-правовой и формально-юридический методы. Результаты: Конституция и отраслевое законодательство в мировоззренческом плане являются не столь совершенными, как того требует жизнь, сама объективная реальность. Каково значение мировоззренческой функции конституции как основного закона страны? Какие задачи она выполняет в процессе? Эти и другие вопросы имеют огромное значение для развития государства и его законодательства. Недооценка этой важной характеристики конституции может привести к серьезным последствиям для государства и общества. Важнейшими задачами мировоззренческой функции являются консолидирующая, мотивационная, сакрализирующая, целеполагающая, аксиологическая, специальная, доктринальная, позиционирующая, повествовательно-назидательная, воспитательная, идеологическая, юридическая. Автор определяет и формулирует свою позицию по поводу мировоззренческой функции конституции как важнейшей величины, воздействующей на общественное сознание и общественные отношения. Новизна/оригинальность/ценность: Статья обладает определенной научной ценностью, поскольку в ней на основе исследования ранее опубликованных работ сделаны оригинальные авторские обобщения по избранной проблематике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Worldview Function of the Constitution: Its Role and Value

Purpose: Research of the worldview function of the constitution. Methodology: Formal legal and historical approaches were used. Results: The constitution and sectoral legislation are not as perfect in terms of world outlook as the life itself demands. What is the significance of the worldview function of the Constitution as the Basic Law of the state? What tasks does it perform in the process of setting goals? These and other issues are of great importance for the development of the state and its legislation. Underestimation of this important feature of the Constitution can lead to serious consequences for the state and society. The most important tasks of the worldview function are consolidating, motivational; sacralizing; goal-setting; axiological; special; doctrinal; positioning; narrative-instructive; educational; ideological; and legal tasks. The author establishes and formulates his position on the worldview function of the Constitution as one of the most important features affecting public consciousness and social relations. Novelty/originality/value: The article has a certain scientific value, because original generalizations based on previously published works were made on the selected issues by the author.

Текст научной работы на тему «Мировоззренческая функция конституции: роль и значение»

Актуальные проблемы юридической науки и практики

Теплова Д.О.

МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ КОНСТИТУЦИИ: РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ

Цель: Исследование мировоззренческой функции конституции.

Методология: В исследовании использовались историко-правовой и формально-юридический методы.

Результаты: Конституция и отраслевое законодательство в мировоззренческом плане являются не столь совершенными, как того требует жизнь, сама объективная реальность. Каково значение мировоззренческой функции конституции как основного закона страны? Какие задачи она выполняет в процессе? Эти и другие вопросы имеют огромное значение для развития государства и его законодательства. Недооценка этой важной характеристики конституции может привести к серьезным последствиям для государства и общества. Важнейшими задачами мировоззренческой функции являются консолидирующая, мотивационная, сакрализирующая, целеполагающая, аксиологическая, специальная, доктринальная, позиционирующая, повествовательно-назидательная, воспитательная, идеологическая, юридическая. Автор определяет и формулирует свою позицию по поводу мировоззренческой функции конституции как важнейшей величины, воздействующей на общественное сознание и общественные отношения.

Новизна/оригинальность/ценность: Статья обладает определенной научной ценностью, поскольку в ней на основе исследования ранее опубликованных работ сделаны оригинальные авторские обобщения по избранной проблематике.

Ключевые слова: Конституция, право, функции конституции, мировоззренческая функция конституции, действующее законодательство.

Teplova D.O.

WORLDVIEW FUNCTION OF THE CONSTITUTION: ITS ROLE AND VALUE

Purpose: Research of the worldview function of the constitution.

Methodology: Formal - legal and historical approaches were used.

Results: The constitution and sectoral legislation are not as perfect in terms of world outlook as the life itself demands. What is the significance of the worldview function of the Constitution as the Basic Law of the state? What tasks does it perform in the process of setting goals? These and other issues are of great importance for the development of the state and its legislation. Underestimation of this important feature of the Constitution can lead to serious consequences for the state and society. The most important tasks of the worldview function are consolidating, motivational; sacralizing; goal-setting; axiological; special; doctrinal; positioning; narrative-instructive; educational; ideological; and legal tasks. The author establishes and formulates his position on the worldview function of the Constitution as one of the most important features affecting public consciousness and social relations.

Novelty/originality/value: The article has a certain scientific value, because original generalizations based on previously published works were made on the selected issues by the author.

Keywords: Constitution, law, functions of the constitution, ideological function of the constitution, current legislation.

Как известно, конституция как основной закон страны закрепляет не только конституционный строй государства, но и господствующую идеологию и мировоззрение общества. Согласно ч. 2 ст. 13 Конституции РФ «никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной». Более того, в ст. 14 Конституции закреплено, что Российская Федерация является светским государством. Данный идеологический запрет некоторые считают не совсем правильным в силу природы самого государства, необходимости формирования государственной политики и консолидации общества в государство [8, с. 11-20; 5]. Конституция в формальном смысле есть акт-документ и источник права, содержащий нормы права, а в материальном смысле - система общественных отношений,

сложившихся в обществе и детерминированных исторической эпохой, определенной идеологией и мировоззрением [3, с. 2707-2712]. Однако конституция в большей степени детерминирована мировоззрением общества, чем самой идеологией, ввиду её фундаментального характера, пронизывающего все аспекты объективной реальности. Именно мировоззрение становится не только характером жизнедеятельности общества, но и фактором жизнеспособности общества и государства, требующим адекватного отражения в праве [11, с. 17].

Наряду с такими функциями, как программная, идеологическая, культурологическая, учредительная, аксиологическая, целеполагающая, интеграционная и др., она имеет и мировоззренческую функцию [2]. Иногда её отождествляют с

идеологической функцией, хотя, безусловно, они имеют различный характер требований и направленность [7]. Если идеология хоть как-то представлена в действующей конституции государства, то мировоззрение общества частично нашло выражение только лишь в преамбуле документа и нескольких статьях самого текста. Мировоззренческое значение преамбулы заключается в том, что она определяет высшие ценности для законодателя и всех правоприменителей, налагает на государство и общество обязанность жить на основе установленных в ней базовых духовно-нравственных принципов.

Функции конституции - это, по сути, направления предметной области воздействия этого акта страны на общество и все стороны его жизни. Каждая функция конституции отвечает за собственный участок «работы», правового регулирования. Безусловно, мировоззренческая функция в силу её всеобщности воздействует на все стороны общественной жизни. Более того, именно эта функция определяет ценностно-ментальную ориентацию общества в процессе его государственного строительства. От того, какие ценности являются господствующими, зависит во многом жизнеспособность общества и государства, и конституция (право) здесь выполняет решающее телеологическое ориентирование. Мировоззренческая функция не поглощает и не нивелирует иные правовые функции конституции - учредительную, программно-целевую, регулятивную, идеологическую и др. Она, наоборот, предопределяет их в целом, т. е. включает в свое содержание. Наличие ясно сформулированных мировоззренческих идей в конституции обуславливает полноценность общества и государства, его способность видеть стратегию своего существования, но, к сожалению, на сегодняшний день является одной из проблем неадекватного взаимовлияния конституционализма, конституционного правотворчества и тех ценностей, которые обуславливают строительство жизнеспособного государства [10]. Основной закон страны был принят в драматический период истории нашего государства и, будучи рожденным в условиях смены общественного строя (тоталитарно-авторитарного на авторитарно-демократический), ознаменовал собой движение России в новую эволюционно-историческую перспективу, закрепил новые целевые ориентиры, утвердил новые идеи, принципы и ценности, ставшие правовым выражением понимания объективных процессов.

Мировоззрение конституции включает в себя систему идей и ценностей, воплощенных в кон-

ституции и отражающих системный взгляд на мир, его устройство и закономерности. В отличие от мировоззрения конституционная идеология (функция) выражена в большей мере в Основном законе страны и наиболее наглядно проявляется в его категориально-понятийном аппарате, правовых нормах и прослеживается в правовых позициях судей Конституционного Суда РФ. Мировоззренческая же функция - это в большей степени сама душа и дух конституции, которые определяют её букву, т. е. формально-правовое, текстуальное её выражение.

Как отмечает О.С. Смородина, ссылаясь на В.Е. Чиркина, «Конституция - это «продукт определенной ступени развития общества и обусловленного этим в конечном счете сознания людей» [12, с. 50], «это уникальный по своей природе акт, не только закрепляющий сложившиеся на момент ее принятия общественные отношения, но и становящийся основой для их последующего развития» [9, с. 5]. «Конституция нормативно провозглашает и закрепляет не просто имеющееся «на деле», а должное состояние государственности, она является не зеркальным отражением реальности, действительности, а образцом для нее» [4, с. 71; 9, с. 5].

Потому среди важнейших функций, формирующих системность и ценностную ориентацию общества в мире, как нам представляется, главную роль призвана играть именно духовно-нравственная, или мировоззренческая, функция конституции.

Она присуща всем конституциям, там, где она имеет место быть, ее значение весьма существенно. Наиболее емко она выражена в тех странах, где право основано на религиозных ценностях и представлениях. Это же, конечно, не означает совершенства таких государств и конституций по сравнению со светскими. Однако это показывает ту роль, которую выполняет мировоззренческая функция конституции в таких государствах. Например, в Конституции Египта 2014 г. в преамбуле весьма эпически повествуется история образования Египта: «Это наша Конституция. Египет - это дар Нила и дар египтян человечеству. Одаренная уникальным местоположением и историей, арабская нация Египта является сердцем всего мира. Это точка пересечения цивилизаций и культур и пересечение морского транспорта и коммуникаций. Это оконечность Африки в Средиземноморье и устье самой великой реки: Нил. Это Египет, бессмертная родина египтян и послание мира и любви всем народам. В начале истории наступил рассвет человеческого сознания и озарил сердца

EURASIAN

> 5 (36) 2018 <

ADVOCACY

наших великих предков, объединяя их благие намерения для построения первого центрального государства, которое регулировало и организовывало жизнь египтян на берегах Нила. Именно здесь они создали самые невероятные чудеса цивилизации, именно здесь их сердца обращались к небесам до того, как мир узнал три богооткро-венные религии. Египет - это колыбель религий и знамя процветания богооткровенных религий. На его земле росли храмы, возник свет Господа, и послание спустилось на горе Синай. На его земле египтяне встретили Девственницу Марию и ее ребенка и принесли в жертву тысячи мучеников в защиту Церкви Иисуса...». Пожалуй, это один из немногих примеров, где мировоззренческая функция выражена в столь явной форме в конституции государства и закреплена юридически.

Что же касается России, то настоящая Конституция, как и сама её реализация, пока не стали основой нашей жизни. И тем не менее, мировоззренческая функция в ней тоже присутствует и выполняет существенную задачу духовно-нравственной скрепы общества и государства. Мировоззренческие начала закреплены не только в преамбуле Конституции, но и в ст. 2, 3, 9, 12-15, 17, 18, 20-22, 26-30, в которых закрепляется следующее: ценность человека и его прав и свобод в государстве; единственным источником власти является народ; земля и другие природные ресурсы используются и охраняются как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующих территориях; наличие самостоятельного от государства местного самоуправления; идеологическое, политическое и партийное многообразие; светскость государства; конституция является высшей правовой ценностью общества; неотчуждаемость и принадлежность от рождения прав и свобод человека; охрана государством достоинства личности; право на жизнь; право на свободу и личную неприкосновенность; право на неприкосновенность частной жизни; право на пользование родным языком; право на свободу мысли и слова; право на свободу совести, свободу вероисповедания и т. д. Впоследствии мировоззренческая функция конституции отражается в директивных правовых актах - посланиях, стратегиях, доктринах, концепциях, планах, прогнозах и текущем отраслевом законодательстве, что обеспечивает не только логико-смысловую и правовую преемственность этих ценностей, но и ценностно-мировоззренческую.

В самой в преамбуле Конституции провозглашено: «Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на

своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем Конституцию Российской Федерации».

Представляется, что эта часть Конституции в наиболее концентрированной форме отражает мировоззренческую функцию, как-то: указывает место российского государства в мире - часть мирового сообщества; ориентирует деятельность государства на достижение благополучия и процветания народов России; закрепляет уважение к историческому прошлому страны; закрепляет идею патриотизма, веры в добро и справедливость в отношениях между людьми. Тем не менее, этого явно недостаточно для понимания основ мироощущения просвещенного общества в современных условиях и вызовах времени.

По нашему мнению, Конституция, как и её предшествующая часть (преамбула), должны содержать научно-выверенные мировоззренческие ориентиры, способствующие интеграции нации перед лицом опасности, угроз и рисков современного мира. Основной закон страны должен иметь чётко сформулированные цели, отвечать реалиям современной жизни, политике и эволюционному развитию общества в стратегической перспективе. Безусловно, что 200 лет назад, когда писали первую конституцию в мире, представления о конституционализме и о праве в целом находились в стадии становления. Однако в XXI веке требуется более совершенное методологическое (мировоззренческое) и технико-юридическое оформление такого рода документов [11, с. 18].

Как справедливо отмечает О.С. Смородина, «представляется, что конституционные идеи должны соответствовать следующим принципам: функциональной целесообразности и объективного целеполагания правовой реальности и всем процессам, происходящим в обществе и государстве; определенной временной и содержательной последовательности самих идей, наделенных адаптационными свойствами и способностями прогнозирования правовых состояний» [9, с. 7], что обуславливает в целом жизнеспособность

самой Конституции. Далее она пишет: «Особую ценность представляют научно обоснованные, подкрепленные широкой теоретической базой конституционные идеи, оформленные в виде политико-правового учения. Такой подход свидетельствует о глубине и высокой степени разработанности идей, в комплексе представляющих собой определенную целостную концепцию. Наибольшим успехом будут пользоваться те из них, которые способны охватить фундаментальные основы конституционного строя» [9, с. 7].

В практике толкования при применении Конституции мировоззренческая функция становится ещё более актуальной и стратегически необходимой, её недооценка в правовом регулировании может повлиять на ход истории и судьбу государства. С другой стороны, не стоит забывать и о негативных сторонах традиции незыблемости конституции и статичности её функций. Государства эволюционируют, сама жизнь не стоит на месте, и конституции как итог общественного развития на определенном этапе отражают не только ход этих изменений, но и достигнутый уровень развития, его ценности. С течением времени конституции устаревают и требуют переосмысления и переработки на самом высоком доктринальном уровне, в том числе на уровне мировоззрения.

В своих решениях Конституционный Суд не раз отмечал, что та же самая преамбула есть неотъемлемая составная часть Конституции: «... она является не просто набором бесполезных политико-правовых деклараций или исторической справкой, а имеет юридическую силу; составляет своеобразный договор между народом, воля которого освящена Конституцией, и государством, выступающим от имени народа; государственные органы власти и все другие субъекты связаны сакральным смыслом преамбулы в неменьшей мере, чем иными положениями Конституции; последующие положения Конституции, особенно основы конституционного строя, должны интерпретироваться и толковаться с учетом значения преамбулы, ибо именно в ней содержатся универсальные социально-политические, нравственные и юридические начала права и справедливости в стране» [1, с. 54-59; 6, с. 22-26].

Как в преамбуле, так и в Конституции должны найти свое отражение объективные закономерности самой реальности, так как они имеют решающее значение для выживания общества и государства в изменяющихся условиях. Истори-ко-правовой анализ современного отечественного законодательства свидетельствует о том, что на период становления конституционализма кон-

ституции были в большей степени политическими, т. е. декларативными документами. Однако в настоящий момент законодатели и правоприменители в различных странах, в том числе и России, начинают осознавать, что мировоззренческая функция конституции является важнейшей основой правильного понимания духа и буквы основного закона и всего законодательства страны.

Это обстоятельство заставляет совершенствовать представления для объяснения природы и политико-правового значения функциональных характеристик конституции. Даже наш блиц-анализ показал, какое разнообразие в объеме, в структуре, в стилях, в задачах и смыслах имеет мировоззренческая функция Конституции, и как важно иметь научно обоснованную духовную основу обществу для утверждения идеологии конституции государства. Мировоззрение конституций есть универсальный элемент конституционно-правовой доктрины и законодательства, вне зависимости от того, каким является то или иное государство - правовым или неправовым, светским или религиозным, республиканским или монархическим и т. д.

К сожалению, в отечественной конституционно-правовой и общетеоретической доктрине сложилось весьма консервативное и неоправданное представление о том, что мировоззренческая функция нормативного правового акта имеет всего лишь вторичное, иногда неважное значение. Упускается из виду то провозглашающее, духовное и культурное содержание и потенциал, которые имеет Конституция как вершина системы законодательства любого государства.

Таким образом, мировоззренческая функция Конституции выполняет такие важные задачи, как: консолидирующая (объединяет общество), мотивационная (убеждения), сакрализирующая (конкретный прием его обозначения), целепо-лагающая (какие цели ставит данная конституция), аксиологическая (какие из ценностей получают особо значимый характер в обществе и почему), специальная (уникальные особенности страны, цели, задачи, иные обстоятельства), док-тринальная (научно-мировоззренческая), позиционирующая (определяет место государства в мире), повествовательно-назидательная (объяснение сложившейся ситуации, при которой конституируется государство), воспитательная (положения, направленные на привитие уважения к Конституции), идеологическая (как понимать действующую Конституцию), юридическая (какие последствия несет принятая Конституция для государства и граждан, а также для законодателя,

EURASIAN —

> 5 (36) 2018 <

ADVOCACY

какие идеалы она вносит в конституцию и законодательство и какое юридическое значение имеет для правоприменителя).

Пристатейный библиографический список

1. Гиззатуллин Р.Х. Экологическая функция государства и Конституция России // Правовое государство: теория и практика. 2012. № 3 (29). С. 54—59.

2. Каратеева М.Н. Гарантирующая функция государства: дис.... канд. юрид. наук. М.7 2005.

3. Левакин И.Б. Идеология Конституции Российской Федерации // Актуальные проблемы российского права. 2014. № 12. С. 2707-2712.

4. Мамут Л.С. Конституция и реальность // Конституционное право: Восточноевропейское обозрение. 1999. №2. С. 71.

5. Миронов О.О. Функции конституции // Вестник СГАП. 2012. № 1. С. 47-52.

6. Пашенцев Д.А. Преамбула в структуре конституции: нормы права или политические декларации? // Вестник академии права и управления. 2013. N2 33. С. 22-26.

7. Петрова A.B. Основные функции Конституции Российской Федерации: вопросы теории: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2004.

8. Рахимов P.A., Хабибулин А.Г. Государственная идеология: к вопросу о правомерности категории // Государство и право. 1999. № 3. С. 11-20.

9. Смородина О.С. Проблемы содержания конституционных идей современной России. Теории государства и права и конституционное право // Вестник Челябинского государственного университета. 2011. Вып. 27. С. 5-9.

10. Невинская Е.В. Системообразующая функция Конституции Российской Федерации: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2008.

11. Федорченко A.A. 20-летие Конституции Российской Федерации: догматичность или же оправданный прагматизм? // Ученые труды РААН. 2013. N2 4 (31). С. 17-21.

12. Чиркин В.Е. Современная модель Конституции: прежние и новые приоритеты // Правоведение. 2003. № 2. С. 50.

References (transliterated)

1. Gizzatullin R.X. Ek ol o gicheskava funkciya gosu-darstva i Konstituciya Rossii // Pravovoe gosudarstvo: teo-riya i praktika. 2012. № 3 (29). S. 54-59.

2. Karateeva M.N. Garantiruyushhaya funkciya gosu-darstva: dis.... kand. yurid. nauk. M., 2005.

3. Levakin I.V. Ideologiya Konstitucii Rossijskoj Fed-eracii // AktuaTny'e problemv rossijskogo prava. 2014. № 12. S. 2707-2712.

4. Mamut L.S. Konstituciya i real'nos t" // Konstitu-cionnoe pravo: Vostochnoevropejskoe obozrenie. 1999. № 2. S. 71.

5. Mironov O.O. Funkcii konstitucii // Vestnik SGAP. 2012. № 1. S. 47-52.

6. Pashencev D.A. Preambula v strukture konstitucii: nonny prava ili politicheskie deklaracii? // Vestnik aka-demii prava i upravleniya. 2013. № 33. S. 22-26.

7. Petrova A.V. Osnovny'e funkcii Konstitucii Rossijskoj Federacii: voprosy'' teorii: dis. ... kand. yurid. nauk. M„ 2004.

8. Raximov RA., Xabibulin A.G. Go sudar stvennava ideologiya: k voprosu o pravomernosti kategorii // Gosudarstvo i pravo. 1999. № 3. S. 11-20.

9. Smorodina O.S. Problemy" soderzhaniya konstitucionny' x idej sovremennoj Rossii. Teorii gosu-darstva i prava i konstitucionnoe pravo // Vestnik Chely-abinskogo gosudarstvennogo universiteta. 2011. Vy'p. 27. S. 5-9.

10. Nevinskaya E.V. Sistemo ob razuyushhaya funkciya Konstitucii Rossijskoj Federacii: avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk. Ekaterinburg, 2008.

11. Fedorchenko A.A. 20-letie Konstitucii Rossijskoj Federacii: dogmatichnost' ili zhe opravdanny'j pragma-tizm? // Ucheny e trudy RAAN. 2013. № 4 (3Í). S. 17-21.

12. Chirkin V.E. Sovremennaya model1 Konstitucii: prezhnie i novy e prioritety' // Pravovedenie. 2003. № 2. S. 50.

шшрштстш ш^иню^иоетщоаптшиьетай

ШПШШШ n№SiM

www.eurasniipp.ru info@eurasniipp.ru + 7-917-40-61 -340

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.