МИРОВОЙ РЫНОК РАБОЧЕЙ СИЛЫ: ДИНАМИКА И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ А.Ф. Завгородний, д-р ист. наук, профессор
Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии (Россия, г. Санкт-Петербург)
Б01:10.24412/2411-0450-2022-6-1-157-160
Аннотация. В статье проанализирована динамика развития мирового рынка труда; показана динамика численности международных трудовых мигрантов; раскрыты характерные тенденции миграции научных работников; раскрыты направления и особенности европейской миграции; показаны характерные последствия международной миграции рабочей силы; определены преимущества стран, принимающих иностранную рабочую силу; показаны негативные последствия для стран, порожденные иммиграцией; раскрыты основные цели государственного регулирования миграционных процессов.
Ключевые слова: международный рынок труда, международная миграция, «утечка умов», Евросоюз, государственное регулирование миграции.
Свободное перемещение рабочей силы из одной страны в другую, т.е. международная миграция населения - неотъемлемый элемент современной системы международного рынка труда. Постоянный рост общего количества международных мигрантов определить объемы и структуру международного перемещения населения сложно.
Характерным примером массового характера миграционных процессов может служить развал СССР и резкий спад производства в 90-е гг. XX столетия. Высокий уровень безработицы побудили трудоспособное население к эмиграции. По разным источникам информации и статистическим данным после 1989 г. более 10 млн человек стали эмигрантами. Более 3,5 млн человек - беженцы, около 3,3 млн человек вернулись в места своего этнического происхождения, около 1,4 млн человек -бывшие депортированные, почти 600 тыс. - экологические мигранты - из зоны Чернобыльской катастрофы, района Аральского моря и бывшего ядерного полигона в Семипалатинске [1, с. 245].
Миграционные процессы не обошли стороной и Россию. Эти процессы носили
стихийный, нерегулируемый характер. Согласно статистическим данным, из страны за границу мигрировало около 12-14 млн человек: 6-7 млн. - в Европу, остальные -в США, Канаду, Китай, в страны Латинской Америки, Южной, Восточной и Западной Азии, Северной Африки [2, с. 155].
Анализируя динамику развития мирового рынка труда, отметим, что по своей природе сложная динамика миграции не может быть полностью объективно измерена. По существующим оценкам, за последние пятьдесят лет число международных трудовых мигрантов увеличилось. В 2020 г. общая численность людей, проживающих в стране, не являющейся местом их рождения, составляла 272 млн. человек, в три раза превысив показатели ХХ столетия и на 29 млн. человек показатель 2016 г. (табл.). Доля международных мигрантов в мире возросла за этот период, подавляющее большинство людей проживают в странах, где они родились. Наибольшее число мигрантов, живущих за рубежом (17,5 млн), выходцы из Индии. Далее следует Мексика - 11,8 млн и Китай - 10,7 млн человек. Среди стран назначения остались США - 50,7 млн человек.
Таблица. Динамика численности международных трудовых мигрантов, 2016-2020 годы
[3, с. 3]
Год Число трудовых мигрантов (млн) Трудовые мигранты, в % от населения мира Динамика изменений количества трудовых мигрантов (миграционный прирост)
2Q16 243 2,4 1,29
2Q17 258 2,8 14,05
2Q18 27Q 3,2 11,06
2Q19 271 3,4 0,08
2Q2Q 272 3,6 0,06
Одной из характерных тенденций последнего двадцатилетия XXI века стала миграция научных работников и высококвалифицированных специалистов, так называемая «утечка умов» в промышленно развитые страны. подкрепляется перемещением рабочей силы с правом получения статуса постоянного жителя. Таким образом, доля иностранцев среди инженеров в США составляет более 10%, врачей -25% [4, с. 3].
В настоящее время наиболее развитый рынок труда сложился в Западной Европе, где есть свобода перемещения рабочих между странами Евросоюза и унификация трудового законодательства. Практика показывает, что за последние 20-30 лет ежегодно более 1,5 млн человек переезжают в поисках работы из одной европейской страны в другую. Для современной европейской миграции характерными направлениями являются: из менее развитых стран Южной и Восточной Европы (Греция, Испания, Турция, Польша, Венгрия) в высокоразвитые страны Западной и Северной Европы (Франция, Великобритания, Германия, Швеция); из стран Северной Африки, Индии, Пакистана на западноевропейский рынок труда [5, с. 99].
Наиболее характерными являются последствия международной миграции рабочей силы. Мировая экономика выигрывает, если в результате миграции совокупный объем мирового производства должен расти из-за более эффективного использования трудовых ресурсов за счет их перераспределения между странами; если миграционные процессы влекут за собой тенденцию к выравниванию заработной платы в разных странах [7, с. 299].
Страны, принимающие рабочую силу, получают определенные преимущества:
во-первых, иммиграция высококвалифицированных работников способствует экономическому росту страны, так как экономятся средства на подготовку специалистов такого уровня и сокращаются затраты на приобретение лицензий, патентов, ноу-хау за рубежом; во-вторых, повышается конкурентоспособность производимой продукции, вследствие уменьшения издержек производства, что связано с более низкой ценой иностранной рабочей силы и возможностью сдерживать рост заработной платы местным рабочим из-за повышенной конкуренции на рынке труда; в-третьих, иммигранты улучшают демографическую ситуацию в развитых стран; в-четвертых, привлечение иностранной рабочей силы повышает конкуренцию на внутреннем рынке труда, стимулируя рост эффективности производства в стране; в-пятых, принимающая страна выигрывает за счет налогов, размер которых зависит от квалификации и возраста иммигрантов [8, с. 207].
Наряду с положительными аспектами, существуют и негативные, порожденные иммиграцией: первое, рост национального напряжения в обществе; второе последствие, значительно повышается преступность против иммигрантов; третье, возникают конфликты на расовой, национальной и религиозной почве; четвертое, увеличивается рост безработицы среди местного населения; пятое последствие, уменьшаются налоговые поступления и валютные резервы страны в результате денежных переводов иммигрантов [9. с. 246].
Следовательно, возможным путем преодоления негативных последствий миграции рабочей силы должно стать государственное регулирование миграционных процессов. Основными целями государ-
ственного регулирования миграционных процессов следует считать: определение порядка выезда отечественных работников за границу; определение порядка въезда иностранных работников на территорию страны; определение положения иммигрантов в стране.
Для этого необходимо ученым-экономистам, юристам и психологам разработать Государственную программу по всем позициям миграционной политики, в которой регламентировать права, обязанности и ответственность. В мировом масштабе вопросы миграции рабочей силы согласовать с Международной организацией труда (МОТ), узаконить, а действующие нормативные и подзаконные акты привести к соответствующему современному уровню. Ведь очевидно, что сегодня нет единой, хорошо отработанной и общепризнанной международно-правовой базы для урегулирования проблем международной трудовой миграции, несмотря на наличие паспортных и иммиграционных законов и значительного периода работы
МОТ по установлению норм трудовых отношений.
Ключевой фактор успеха политики -это способность государства эффективно ее реализовать. А это зависит от того, согласуется ли стратегия с ресурсами, органами государственного управления, системами координации и контроля. Один из важных шагов - контроль миграционной политики. Задача процесса заключается в оценке эффективности реализации политики и корректировке этой программы в случае, когда результаты не соответствуют поставленной цели. Этот процесс оценки и контроля обеспечивает обратную связь и служит основой для анализа рыночных возможностей в следующем плановом периоде.
Для мигрантов, которые едут работать за границу, государство должно оптимизировать получение выгод, а именно способствовать улучшению финансовой инфраструктуры, привлечению доли денежных переводов в инвестиции, регулированию стоимости срочных депозитов с це-
лью содействия накоплению сбережений.
Библиографический список
1. Иванюхина Д.А. Международная миграция рабочей силы: преимущества и недостатки // Вестник современных исследований. - 2018. - № 11.8 (26). - С. 244-246.
2. Гониева А.О. Современные тенденции и проблемы международной миграции рабочей силы // Индустрия туризма: возможности, приоритеты, проблемы и перспективы. -2019. - Т. 14. - № 2. - С. 150-157.
3. Доклад о миграции в мире 2020 (МОМ). - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://publications.iom.int/system/files/pdf/final-wmr_2020-ru.pdf
4. Современные центры притяжения рабочей силы. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://mirovaja-ekonomika.ru/sovremennye-centry-rabochej-sily/
5. Миркина О.Н. Тенденции современной международной миграции рабочей силы // Экономический журнал. - 2018. - № 3 (51). - С. 92-107.
6. Рост потока: почему мигранты наводняют Евросоюз. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.gazeta.ru/business/2021/01/22/13451306.shtml
7. Гурьева К.Н. Миграционные процессы на современном этапе развития мировой экономики // Аллея науки. - 2018. - Т. 2. - № 3 (19). - С. 296-300.
8. Ионцев В.А. Международная миграция населения: теория и история изучения. - М.: Академия, 2014. - 370 с.
9. Иванюхина Д.А. Международная миграция рабочей силы: преимущества и недостатки // Вестник современных исследований. - 2018. - № 11.8 (26). - С. 244-246.
THE WORLD LABOR MARKET: DYNAMICS AND DEVELOPMENT TRENDS A.F. Zavgorodny, Doctor of Historical Sciences, Professor
Russian Customs Academy St.-Petersburg branch named after Vladimir Bobkov (Russia, St. Petersburg)
Abstract. the article analyzes the dynamics of the development of the world labor market; shows the dynamics of the number of international labor migrants; reveals the characteristic migration trends of researchers; reveals the directions and features of European migration; shows the characteristic consequences of international labor migration; identifies the advantages of countries accepting foreign labor; shows the negative consequences for countries generated by immigration; reveals the main goals of the state regulation of migration processes.
Keywords: international labor market, international migration, «brain drain», European Union, state regulation of migration.