DOI: 10.12731/2227-930X-2018-1-129-156 уДК 351/354.314.74
зарубежный опыт государственного регулирования миграционных процессов
Тарасенко Е.Н.
Международная миграция населения существует не одно столетие, активизировал ее процесс глобализации. Разделяют внеэкономические причины международной миграции (причины, связанные с войнами, политическими и религиозными преследованиями, стремлением освоить новые пространства, желанием воссоединения семей, стихийными бедствиями) и экономические проблемы (поиски новой работы при отсутствии возможности трудоустроиться в собственной стране, поиски более оплачиваемой или творческой работы, более высокое качество жизни). В последнее время главным основанием миграции являются именно экономические причины, исходя из которых выделены популярные миграционные коридоры и ведущие направления миграции трудовых кадров. Проанализированы основные центры притяжения миграции, а именно - Соединённые Штаты Америки, Федеративная Республика Германии и Российская Федерация. Отмечено, что средства и методы реализации государственной миграционной политики изменяются в зависимости от конкретной ситуации на рынке труда. Так, в условиях дефицита трудовых ресурсов в некоторых европейских странах, например, Германии, используются методы стимулирования иммиграции. Когда же возникает потребность снижения уровня иммиграции, как в случае США, государственное регулирование устанавливает барьеры новому притоку иностранных рабочих. Выявлено, что динамика миграционных процессов прежде всего обусловлена социальными явлениями. Неблагоприятные внешние условия: ухудшение экономической, экологической или политической ситуации в стране проживания становятся важными фактора-
ми, обуславливающими готовность потенциальных переселенцев к вынужденной миграции. Однако мигрантам свойственны различные социально-экономические характеристики, и поэтому они выбирают ту страну для миграции, которая им будет ближе по социально-психологическим особенностям.
Цель - изучение зарубежного опыта государственного регулирования миграционных процессов и определение основных центров притяжения рабочей силы путем анализа иммиграционной политики развитых стран мира.
Метод или методология проведения работы: в статье использовались статистические методы анализа, экономико-математические методы, а также методы эмпирического исследования, такие как наблюдение и сравнение.
Результаты: получены информативные причины миграции населения, установлены механизмы государственной регуляции миграции показывающие некоторые аспекты проведения анализа миграционной политики основных центров притяжения рабочей силы.
Область применения результатов: полученные результаты целесообразно применять органам государственного управления при разработке миграционной политики и механизмов ее реализации, исследователям миграционных процессов для развития научной дискуссии.
Ключевые слова: международная миграция; миграция рабочей силы; государственное регулирование миграционных процессов; центры притяжения мигрантов.
FOREIGN EXPERIENCE OF STATE REGULATION OF MIGRATION PROCESSES
Tarasenko E.N.
International migration of population has existedfor centuries, as it has activated as a result of globalization. Share the non-economic causes of international migration (causes related to wars, political and
religious persecution, the desire to explore new spaces, the desire for family reunification, natural disasters) and economic problems (the search for a new job in the absence of the opportunity to find a job in their own country, the search for more paid or creative work, a higher quality of life). Recently, the main reason for migration is economic reasons, on the basis of which the popular migration corridors and the leading directions of migration of labor personnel are identified. Analyzed the main centers of attraction of migration, namely, the United States of America, Federal Republic of Germany and the Russian Federation. Noted that the means and methods of implementation of the State migration policy vary depending on the specific situation on the labor market. So, given the shortage of labor in some European countries, such as Germany, used methods of stimulating immigration. When there is a need to reduce the level of immigration, as in the case of the United States, government regulation sets barriers to a new influx of foreign workers. Revealed, the dynamics of migration primarily due to social phenomena. Adverse external conditions: the deterioration of the economic, environmental or political situation in the country of residence is becoming an important factor in the readiness of potential migrants for forced migration. However, migrants have different socio-economic characteristics, and so they choose the wrong country for migration that they will be closer to social and psychological features. However, migrants have different socio-economic characteristics, and so they choose the wrong country for migration that they will be closer to social and psychological features.
The purpose is to study international experience of State regulation of migration processes and the identification of the main centers of attraction of labor by analyzing the immigration policies of developed countries.
Method or methodology of work: article used statistical methods of analysis, economic and mathematical methods, as well as empirical research methods, such as monitoring and comparison.
Results: Informative reasons for population migration were received, mechanisms for state regulation of migration were established
showing some aspects of the analysis of the migration policy of the main centers of labor attraction.
Scope of application of the results: it is advisable to apply the results in public administration bodies when developing migration policies and mechanisms for its implementation, researchers of migration processes for the development of scientific discussion.
Keywords: international migration; labor migration; state regulation of migration processes; centers of attraction of migrants.
Введение
Международная трудовая миграция в современных условиях приобрела характер глобального процесса и возникает при наличии определенного контраста в уровнях экономического и социального развития и темпах естественного демографического прироста стран, принимающих и отдающих рабочую силу. На практике международная миграция рабочей силы возникала как стихийное явление, но по мере развития этого процесса начинала подпадать под регулирующие мероприятия государства.
Количество стран, привлеченных к международному миграционному процессу, существенно растет, в первую очередь, за счет Центральной и Восточной Европы, а также стран СНГ. Вместе с тем мировая практика свидетельствует, что трудовая миграция обеспечивает несомненные преимущества странам, как принимающим рабочую силу, так и поставляющим ее. Но при этом возможно возникновение и острых социально-экономических проблем. Ныне к положительным последствиям трудовой миграции специалисты относят: смягчение условий безработицы, появление для страны-экспортера рабочей силы дополнительного источника валютного дохода в форме поступлений от эмигрантов, а также приобретение ими знаний и опыта. По возвращении домой они, как правило, пополняют ряды среднего класса, вкладывая заработанные средства в собственное дело, создавая дополнительные рабочие места.
Среди негативных последствий трудовой миграции следует назвать тенденции роста потребления заработанных за границей
средств, желание скрыть получаемые доходы, «утечку умов», а иногда и понижение квалификации работающих мигрантов.
Однако, невзирая на вышеперечисленные преимущества миграции, сами мигранты остаются одними из наиболее уязвимых членов общества. Они часто первыми теряют работу в случае экономического спада, работают за меньшую заработную плату с увеличенной продолжительностью рабочего времени и в худших условиях, чем граждане государства. В то время как для одних стран миграция является расширением прав и возможностей, другие терпят нарушение прав человека, злоупотребления, и дискриминацию. Мигранты, особенно женщины и дети, слишком часто становятся объектами эксплуатации. И все же, в некоторых уголках мира, миграция остается одной из немногих возможностей для людей, особенно для молодежи, найти достойную работу и избежать бедности, преследований и насилия.
Методы и методология
Понятие «миграция» можно охарактеризовать как изменение человеком постоянного местожительства с целью обеспечения неотложных и чрезвычайно важных жизненных потребностей под воздействием объективных и субъективных факторов. Основными участниками современных миграционных потоков являются студенты, трудовые мигранты, беженцы, переселенцы, репатрианты и нелегальные мигранты. Абсолютные размеры миграции обычно характеризируют значение перемещения этого фактора производства в процессе интернационализации производительных сил мирового содружества. Но не менее важной характеристикой межгосударственного и внутреннего корпоративного перераспределения рабочей силы в пределах мирового хозяйства является территориальная концентрация миграции и ее специфика. На современном этапе развития миграционных процессов в мире можно выделить основные направления миграции рабочей силы:
^ из стран, которые развиваются, и стран с переходной экономикой в развитые страны мира;
134
Мегпайопа! иоигпа! оТ Advanced ЗШ1еБ, Vol. 8, N0 1, 2018
^ в пределах стран, которые развиваются, (например, в пределах новых индустриальных стран или стран ОПЕК);
^ в пределах развитых стран мира («утечка умов» из Европы в США);
^ в пределах стран с переходной экономикой и бывших социалистических республик;
^ из развитых стран и стран с переходной экономикой в страны, которые развиваются (причинами является ведение бизнеса, наем на работу, учебу, познание себя).
Традиционными центрами притяжения мигрантов остаются Северная Америка (США и Канада), Западная Европа, Россия и Австралия. Также все большее количество людей привлекают новые центры, такие как страны Персидского залива, Азиатско-тихоокеанского региона и Южной Америки [1, с. 158-159; 2, с. 95-96].
С течением времени изменяются известные центры притяжения рабочей силы, но основные тенденции остаются постоянными. Статья Эрнста Георга Равенштайна, опубликованная еще в июне в 1885 г. в британском журнале, стала отправной точкой в следующих исследованиях миграции населения. В ней автор опубликовал свои знаменитые законы миграции, которые, в настоящий момент, многие научные работники считают современными тенденциями миграции [15].
Основными тенденциями является то, что:
- большинство мигрантов перемещаются на короткие расстояния. Это связано преимущественно с тем, что люди хотят оставаться ближе к своим семьям;
- миграция осуществляется шаг за шагом (вот что пишет Э.Г. Равенштайн: «существует процесс поглощения (абсорбции), когда люди, охваченные ростом ближайших городов, эмигрируют к ним, а их место занимают переселенцы из более отдаленных мест. Существует так же процесс рассеивания (дисперсии), обратный процессу поглощения»);
- мигрантов, которые переселяются на большие расстояния, притягивают к себе центры промышленности и торговли;
- каждый миграционный поток порождает противо-поток;
- жители городов менее склонны к миграции, чем уроженцы сельских местностей;
- женщины более склонны к миграции, чем мужчины;
- большинство мигрантов - одинокие люди. Семьи редко переезжают за пределы страны;
- населения больших городов больше увеличивается за счет миграционного прироста, чем за счет естественного;
- объем миграции увеличивается пропорционально развитию промышленности, торговли и транспорта;
- миграции в основном направлены из сельскохозяйственных районов в центры промышленности и торговли;
- главные причины миграции - экономические [3;15].
Наиболее популярные миграционные коридоры это: Мексика - Соединенные Штаты, Украина - Российская Федерация, Казахстан - Российская Федерация, Бангладеш - Индия; Афганистан - Пакистан, Афганистан - Иран, Индонезия - Малайзия, Буркина-Фасо - Кот-д'Ивуар (единственный коридор на африканском континенте), Великобритания - Австралия, Португалия -Бразилия [2, с. 97].
Число международных мигрантов в мире в течение последних пятнадцати лет продолжает стремительно расти и достигло 244 миллионов в 2015 году, что на 22 млн больше чем в 2010 году. Почти две трети всех международных мигрантов проживают в Европе (76 млн.) или Азии (75 млн.). Северная Америка третья по количеству принятых международных мигрантов (54 миллиона), а затем - Африка (21 миллион), Латинская Америка, Карибский бассейн (9 миллионов) и Океания (8 миллионов). Согласно данным Института миграционной политики отметим основные 25 стран - направлений международных мигрантов за 2015 год (рис. 1, приложение 1):
Следовательно, наибольшее количество международных мигрантов проживали в Соединенных Штатах Америки, которая составляет 14,5% всего населения страны и 19 % общего количества
всего мира. Второе и третье место в мире, среди стран принимающих мигрантов, занимают Германия и Российская Федерация (по 12 млн.), за ними следует Саудовская Аравия (10 млн.).
Рис. 1. Топ 25 направлений потоков международных мигрантов за 2015 год. Источник: [Составлено автором Е.Н. Тарасенко на основе источника 16].
В начале ХХ века, в результате мировых войн и революций, миграция испытывает определенные изменения. Правительством США и Канады осуществляются первые регулировочно-ограничи-тельные мероприятия в области миграции, которые направлялись на ограничение миграции и дискриминацию определенных наций (азиатов и евреев). Также, в нелегальной форме, растет тенденция массовой миграции из Мексики. В результате миграционных процессов в Северной Америке формируются два основных центра притяжения мигрантов - США и Канада. Также выделяются страны, из которых иммигрирует наибольшее количество людей, в основном страны Азии (Китай и Индия), Европы и Латинской Америки. Для США главным мотивом миграции являются семейные связи, то есть миграция непосредственных родственников ми-
грантов, а также поиск работы. В Канаду же по большей части мигрируют в поисках работы или учебы [18].
Исходя из сказанного выше, рассмотрим один из главных центров притяжения - США. В конце 2015 года в США насчитывалось около 46,6 млн. иммигрантов, что составляло почти 15% от всего населения страны. Наибольший поток иммигрантов, как и в 2014 году, так и в 2015 году наблюдался из Мексики, Китая, Индии, Филиппин и Южной Кореи (табл. 1).
Таблица 1.
Страны с наибольшим потоком иммигрантов в США за 2014 и 2015 год
Страна Количество иммигрантов, млн. человек
2014 г. 2015 г. Отклонение
Мексика 11, 600 12, 050 0, 45
Китай 2, 167 2, 104 -0, 063
Индия 1, 838 1, 969 0, 131
Филиппины 1, 811 1, 896 0, 085
Южная Корея 1, 085 1, 120 0, 035
Источник: [Составлено автором Е.Н. Тарасенко согласно данным источника 14;17].
Популярными среди иммигрантов являются штаты Калифорния (27%), Нью-Йорк (23%), Нью-Джерси (21%), Флорида (10%) и Невада (9%).
Согласно данным Института миграционной политики в 2015 году из Соединенных Штатов Америки эмигрировало 2,97 млн. человек. Наибольшие потоки эмигрантов были направлены в Мексику (877 тыс. чел.), Канаду (343 тыс. чел.), Великобританию (212 тыс. чел.) и Пуэрто-Рико (165 тыс. чел.) [17].
Достаточно важным механизмом государственной регуляции миграции является Green Card («Зеленая карта»), которая предоставляет мигранту право на постоянное место жительства и трудоустройства в США. Через пять лет постоянного обитания в США обладатель «зеленой карты» и члены его семьи смогут получить американское гражданство. С картой иммигрант может проживать в США в течение неопределенного времени, при этом не меняя сво-
его гражданства и имея почти все права граждан США (кроме избирательных прав). Главные каналы получения вида на жительство:
- воссоединение семей;
- заключение брака с гражданином США;
- при ходатайстве американского работодателя;
- диверсификационная лотерея [12].
Иммиграционная политика США осуществляется Государственным департаментом через посольства и консульства за рубежом, где выдаются иммиграционные и не иммиграционные визы на въезд иностранцев в Америку. Причем иммиграционные визы выдаются строго по месту основного жительства заявителей. Американские консулы на местах вправе самостоятельно решать вопрос о выдаче визы или об отказе в ней. Данное решение не может быть пересмотрено другими должностными лицами Государственного департамента. Иммиграционная политика США направлена на сдерживание потока въезжающих, в первую очередь по категории неквалифицированного труда, и предоставление преимуществ высококвалифицированным специалистам.
Важное место в регулировании миграционных процессов занимает судебная власть. В структуре Министерства юстиции существует Бюро по судебному пересмотру решений иммиграционных чиновников и вопросов о депортации иностранных граждан. Сегодня приток трудовых мигрантов, въезжающих в страну по приглашению американских компаний-работодателей на постоянную работу, а также временных работников и лиц, желающих воссоединиться с семьей, имеет тенденцию к росту. Больше всего здесь иммигрантов из Мексики, Индии и Филиппин, также увеличивается приток населения из Китая. Иностранных резидентов США привлекает здесь, прежде всего, более высокий уровень жизни, а также возможность реализовать себя на американском рынке труда. Поэтому иммиграционная политика США направлена на сдерживание потока въезжающих, в первую очередь по категории неквалифицированного труда (Н-2), и предоставление преимуществ высококвалифицированным специалистам (категория Н-1).
Въезжающие по категории Н-1 (медицинский персонал, профессионалы и специалисты высокой квалификации) вправе выполнять работу как временного (например, чтение лекций), так и постоянного характера (например, работа в исследовательской фирме), а прибывающие по визе Н-2 (сельскохозяйственные работники) - только временную работу. Визы категории Н-1 могут продлеваться на месте, в то время как визы Н-2 выдаются на срок до одного года, после чего иностранный работник обязан покинуть США, а для повторного въезда вновь пройти процедуру оформления, включая сертификацию Министерства труда. В среднем более двух третей общего числа временных работников, ежегодно въезжающих в США, являются высококвалифицированными специалистами со статусом Н-1.
Важным этапом миграционной политики является успешная адаптация законно находящихся на территории страны иммигрантов. Программы интеграции мигрантов в жизнь общества позволяют снизить напряженность в отношении к ним со стороны коренного населения, сократить процент вовлечения вновь прибывших лиц в этнические криминальные группировки, уменьшить сроки экономической адаптации в стране, в том числе поиска роботы [10].
США и ранее являлась самой популярной для переселенцев страной. Как мы видим, в последние годы она также занимает лидирующую позицию, но неизвестно, как обернется дело в ближайшем будущем из-за реформы иммиграции, о которой шла речь в предвыборных обещаниях Д. Трампа. Дональд Трамп и другие авторы закона предлагают радикально изменить миграционную систему и, если она будет принята, иммиграция может сократиться вполовину. В их версии право на эмиграцию в США должны получить в первую очередь не те, кто имеет родственников в стране или те, кто случайно выиграл в лотерею, а квалифицированные мигранты, которые уже владеют специальностью, знают английский и готовы сами себя содержать. В новой системе (если закон будет принят) шансы получат именно те, кто сможет лучше продать свои навыки, а не те, кто был готов вступить в брак ради получения грин-карты, и
не те, у кого в США уже живут родственники. Вероятно, основными пострадавшими от отмены лотереи грин-карт будут эмигранты из Армении, Узбекистана и Украины: именно в этих странах в последние годы подается наибольшее число заявок на участие в лотерее грин-карт. Для сравнения: в 2015 году в Узбекистане было подано более 1,3 млн. заявок на участие в лотерее, а на Украине - более 1,2 млн., при том, что из России было подано лишь 265 тыс. Примерно 100 тыс. человек также участвовали в лотерее из Беларуси, а 131 тыс. - из Армении. Из Казахстана при этом было подано лишь 46 тыс. заявок, а из Азербайджана - чуть более 29 тыс.
Пострадают и те эмигранты, которые собирались уезжать в США через родственные связи и связи в диаспоре. Инициатива Трампа может серьезно ударить по тем мигрантам, которые уже живут в США и планировали перевезти к себе родителей, чтобы обеспечить им хороший медицинский уход и высокое качество жизни. Но в первую очередь новые правила серьезно ударят по тем потенциальным иммигрантам, у которых нет профессиональных навыков, которые они могут подтвердить и продать [6]. На наш взгляд, такие действия требую более конструктивного подхода к изучению необходимости рассмотрения социальных факторов, толкающих к иммиграции, так как, в первую очередь, это препятствует доступу к более качественному медицинскому обслуживанию и воссоединению родственных связей.
На основании вышесказанного логично предположить, что, иммиграционная политика президента США Дональда Трампа эффективна, так как базируется на ограничении неквалифицированной рабочей силы, блокировании каналов нелегальной миграции, сокращении льготных программ получения вида на жительство. Однако, своим запретом на въезд гражданам с государств преимущественно мусульманского населения, а именно Ирана, Ирака, Йемена, Ливии, Сирии, Сомали и Судана, вызвал волну массового недовольства, как внутри страны та и за ее пределами. Причина вовсе не в религии, а в терроризме и попытках правительства США сделать свою страну более безопасной.
Все вышесказанное убеждает нас в том, что отмеченные иммиграционные мероприятия радикальны, но необходимы, в связи с возможным незаконным проникновением на территорию государства террористических элементов с территории стран, где ведутся активные боевые действия, при непосредственном участии США, по противодействию распространения террористических организаций.
На втором месте, согласно графику, показанном на рисунке 1, не менее привлекательной страной для мигрантов, является Федеративная Республика Германия. В 2015 году в Германию приехало 12 млн. мигрантов, что на 2 млн. больше 2014 года [7]. Наибольшие потоки были направлены из Турции, Польши и России (рис. 2).
Рис. 2. Страны-доноры иммигрантов для Германии в течении 2014-2015 гг. Источник: [Составлено автором Е.Н. Тарасенко согласно данным источника 14;17].
Отметим, что крупнейшее этническое меньшинство в Германии образуют именно люди турецкого происхождения. Сегодня группа иммигрантов с турецкими корнями пополнилась за счет студентов, предпринимателей и высококвалифицированных специалистов. Так же, в 2015 году, значительно вырос поток мигрантов из Польши, а именно 1 930 тыс. человек, что на 783 тыс. больше чем в 2014 году. То есть, поляки в поисках лучшей зарплаты едут
в Германию, в то время, как их рабочие места в Польше занимают украинцы.
Однако, украинские мигранты также пытаются прорваться в Германию не только за лучшим заработком, но и за возможностью получить вид на жительство в развитой стране. В 2015 году количество украинских мигрантов в Германии выросли до 261 тыс. лиц, благодаря программе этносоциального развития немецкого меньшинства Украины в 2014-2017 гг. Главной целью этой программы является полная реабилитация этносов Украины, репрессированных по национальному признаку; возрождение, сохранение и развитие этнической идентичности немцев Украины, их истории, языка и культуры. Ведь сохранение национальной идентичности немцев Украины может достигаться как путем интеграции в украинский социум, так и путем эмиграции за пределы Украины с последующей интеграцией в компактные местожительства немецких диаспор [9].
Большинство мигрантов преобладают в Северном Рейне-Вест-фалии, Баден-Вюртемберги и Баварии. Эмигрировали из Германии приблизительно 4 млн. человек. Основные страны эмиграции -это Соединенные Штаты Америки (627 тыс.), Турция (275 тыс.), Швейцария (363 тыс.) и Великобритания (322 тыс.) [14].
Миграционная политика Германии, так же, как и политика США все больше ориентирована на привлечение высококвалифицированных специалистов, что продиктовано как экономическими факторами, так и демографическими прогнозами, связанными с сокращением численности и старением населения. В 2000 г. Германия ввела основанную на балльной системе оценок мигранта программу «Грин кард» для привлечения квалифицированных рабочих в отрасли, связанные с развитием информационных технологий. Благодаря упрощенной административной процедуре, виза на въезд для работы по «Грин кард» оформляется достаточно быстро. В отличие от американской программы с аналогичным названием, «Грин кард» в Германии дает право на пребывание и работу в стране в течение пяти лет. Условием участия в програм-
ме является высшее образование (университетский или политехнический диплом) или готовность работодателя платить, как минимум, 100 тыс. немецких марок. Спустя год, допускается въезд и трудоустройство в Германии членов семьи специалиста. Квота работающих по программе «Грин кард» установлена в размере 10 тыс. человек в год. С принятием в Германии нового Закона «Об иммиграции», вступившим в действие с 1 января 2005 года, практически все основные положения программы Green Card были сохранены и даже в кое-чём расширены. Сохранилось, однако, и положение предыдущих законодательных актов, а именно: зарубежный специалист может быть приглашен только в том случае, если соответствующего специалиста нет в странах, входящих в ЕС. На практике, если зарубежный специалист в сфере IT-техно-логий действительно ценен для немецкого работодателя, почти всегда удаётся положительно решить вопрос о его оформлении на работу в Германии по подписанному трудовому контракту.
Достижениями государственного регулирования в области миграционной политики Германии стали:
- с 2005 г. доля безработных мигрантов уменьшилась вдвое, в частности благодаря улучшению образовательных программ. Образованные и квалифицированные трудовые мигранты пополняют социальные, пенсионные и страховые кассы своими вкладами. Их присутствие на рынке труда снижает уровень безработицы, поскольку квалифицированные иностранцы создают новые малые и средние предприятия, что означает появление дополнительных рабочих мест. Присутствие иммигрантов повышает уровень заработной платы в среднем по стране;
- введение интеграционных курсов по немецкому языку, истории и основам общественно-правовых наук (по статистике Федерального ведомства по делам иммигрантов и беженцев, в 2009 г. почти 71 тысяча иностранцев успешно закончили курсы). В ФРГ уже восемь лет действует закон, по которому иммигранты из разных стран обязаны доказать свою «волю
144
Мегпайопа! иоигпа! оТ Advanced 8Ш1еБ, Vol. 8, N0 1, 2018
к интеграции в немецкое общество», посещая специальные курсы. Содержание занятий - немецкая история, политика, общественная структура Германии и, конечно, немецкий язык;
- в рамках принятого плана по интеграции и в дополнение к положениям Закона «О гражданстве ФРГ и о правах иностранцев» 1999 г. с 1 сентября 2008 г. на постоянной основе введен тест на получение гражданства;
- регулярное проведение саммитов по проблемам интеграции иммигрантов. Еще в 2006 г. по инициативе федерального канцлера Германии А. Меркель в Берлине был проведен первый саммит по проблемам интеграции иммигрантов [8].
Таким образом, правовые акты Германии в сфере миграции имеют четкие законодательно закрепленные принципы миграционной политики и вместе с тем действенные механизмы по предотвращению нелегальной трудовой миграции, в частности: представление большего количества законных каналов перемещения; выделение достаточного количества административных ресурсов для мониторинга и анализа миграционных процессов; выполнение правоохранительных функций; увеличение стимулов законной трудовой занятости мигрантов.
Безусловно, мигранты вносят важный вклад в общественное и экономическое развитие Германии. Федеральное правительство намерено поддерживать дальнейшую иммиграцию, в том числе по причине недостатка специалистов, вытекающего из демографического изменения. По последним прогнозам, до 2060 года население Германии сократится до 62 миллионов из 82 миллионов на сегодняшний день. Причина - спадающая демографическая ситуация. Однако Германия не всегда была нацией вымирающей. В действительности, еще 20 лет назад Федеративная Республика находилась как раз посредине фазы, которую демографы называют «окном возможностей». Ситуация «окно возможностей» формируется тогда, когда вследствие снижения рождаемости уменьшается потребность родителей в материальных и временных затратах. Ро-
дители (достаточно молодые и трудоспособные граждане) возвращаются к трудовой деятельности, являясь источником доходов для государства. Но растущая потребность в специалистах в разных отраслях в Германии опережает генерацию таких специалистов самой Германией, что обуславливает продолжающийся приток квалифицированных мигрантов в эту страну, поскольку доля людей с высшим образованием среди мигрантов превышает аналогичную долю среди немцев [4].
Подводя итоги вышесказанному необходимо отметить, что долгое время политика ФРГ в отношении мигрантов являлась примером для многих стран благодаря своей лояльности, но недостаток языковых курсов, огромные сложности с вызовом в Германию семей и минимум перспектив на рынке труда сводили на нет немало усилий, прилагаемых для успешной интеграции.
В целом, в миграционной политике Германии произошел качественный переход от программы работы с иммигрантами к государственной интеграционной политике, охвативший все стороны жизни страны. Однако, современные мигранты, в большинстве случаев, прибывают с целью политического убежища и воссоединения семей. Символическое значение интеграции в новом контексте охватывает не только социально структурированные ресурсы, но и новые формы консолидации общества. Пока нельзя говорить о том, что созданая миграционная программа - эффективна. Примером может служить миграционный поток беженцев из Ближнего Востока, которые активно заселяют территорию ФРГ. Все дело в том, что гостеприимная политика Германии «дает кров» многим молодым, необразованным и радикально настроенным мусульманам, результатом присутствия которых является возмущение спокойствия граждан страны. Безусловно, нельзя полностью исключить вероятность преступлений со стороны неуравновешенных личностей, но с нашей точки зрения, задача государства состоит в том, чтобы в условиях активизации миграционных процессов взять под жесткий контроль иммиграционную политику по отношению к беженцам и неквалифицированной рабочей силе.
146
Мегпайопа! иоигпа! оТ Advanced 8Ш1еБ, Vol. 8, N0 1, 2018
Все вышесказанное убеждает нас в том, что правительству Украины необходимо детально изучить факторы формирования потоков вынужденных мигрантов в ФРГ, проанализировать проблемы и политико-правовые механизмы интеграции мигрантов в ФРГ, поскольку после введения ограничений в развитых странах миграционные потоки могут быть переориентированы и в Украину.
На сегодняшний день, в рейтинге притока иммигрантов, Российская Федерация занимает почетное третье место. Часть иммигрантов в населении России варьирует в пределах 2-3% всего населения страны. В абсолютных числах число легальных мигрантов, которые находились в России на 2015 год - 11 млн. человек. К основным странам-донорам для Российской Федерации можно отнести Украину, Казахстан и Узбекистан (табл. 2).
Таблица 2.
Топ-10 стран с наибольшим потоком иммигрантов в Российскую Федерацию
№ Страна Количество иммигрантов, чел
2014 год 2015 год
1. Украина 2 939 000 3 270 000
2. Казахстан 2 479 000 2 560 000
3. Узбекистан 1 111 000 1 147 000
4. Азербайджан 743 000 767 000
5. Белоруссия 740 000 764 000
6. Кыргызстан 573 000 591 000
7. Армения 511 000 527 000
8. Таджикистан 452 000 467 000
9. Грузия 436 000 450 000
10. Молдова 285 000 294 000
Источник: [Составлено автором Е.Н. Тарасенко согласно данным источника 13;14].
Несмотря на существующую напряженность в отношениях между Украиной и Россией, украинцы все же продолжают уезжать в основном на заработки, или же для воссоединения семьи. Украинские иммигранты преимущественно работают на строительстве. Еще одной формой занятости для украинцев в России
является наем на работу в качестве водителей, которые перевозят автомобили из-за границы. На европейском автомобильном рынке продолжают работать российские фирмы, которые организуют доставку транспортных средств между разными странами ЕС. Средняя заработная плата 2-3 тысячи российских рублей в день, а это составляет более 1000 украинских гривен за сутки. Чаще всего встречаются работники из Львовской, Ивано-Франковской, Черкасской области и, конечно же, из восточных регионов Украины. Если не брать во внимание трудовую миграцию в Российскую Федерацию, заметим, что у многих там родственники, знакомые, друзья. К тому же в этой стране нет языкового барьера и визового режима, что является значительным преимуществом [7].
Основные причины миграции - «прозрачность» российских границ с государствами-участниками СНГ, неразвитость в России соответствующего законодательства и нехватка финансовых средств на регулирование данной формы иммиграции. Многие иммигранты, проникнув несколько лет назад на территорию России с целью транзита и последующего выезда в государства Запада, адаптировались в сфере малого бизнеса и коммерции, занимаются противоправной деятельностью и уже не планируют дальнейшие переезды. В связи с очагами напряженности внутри России формируются потоки вынужденных переселенцев и внутрипереме-щенных лиц. В первом десятилетии XXI столетия, внутри России происходил отток населения из северных и восточных регионов в центр и на юго-запад страны. Дальневосточный федеральный округ выделяется и сегодня среди всех других округов России самыми неблагоприятными тенденциями миграционных процессов, что крайне негативно влияет на демографическую ситуацию. Причем в результате миграций, как правило, вымывается местная молодежь, а оседает много пенсионеров, вернувшихся с севера, демобилизовавшихся из вооруженных сил, а также иммигранты из стран СНГ и Балтии. Это способствует ускоренному старению населения, росту смертности и снижению репродуктивного и трудового потенциала сельской местности.
Важнейшим шагом на пути развития современной, всесторонней системы государственного регулирования миграции в Российской Федерации является разработка и одобрение Правительством Российской Федерации Концепции регулирования миграционных процессов в Российской Федерации (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 1 марта 2003 года № 256-р), в которой дается анализ миграционной ситуации в Российской Федерации, сформулированы цели, принципы и задачи регулирования миграционных процессов и изложены основные направления деятельности органов власти по регулированию миграционных процессов и механизмы реализации. В частности, выделены следующие основные направления регулирования миграции:
- обеспечение контроля над иммиграционными процессами в Российской Федерации;
- создание условий для интеграции вынужденных мигрантов;
- содействие привлечению мигрантов на работу в Российскую Федерацию с учетом потребности экономики страны в трудовых ресурсах;
- создание условий для возвращения внутри перемещённых лиц, покинувших места постоянного проживания;
- поддержка и развитие взаимоотношений с соотечественниками за рубежом;
- оптимизация внутренних миграционных процессов и содействие эффективному использованию трудовых ресурсов;
- создание условий для сохранения и дальнейшего формирования населения в северных, восточных и приграничных районах Российской Федерации;
- содействие добровольному переселению соотечественников из стран СНГ и Балтии [5].
Не смотря на принятые решения регулирования миграционных процессов, в настоящее время, миграционная политика обладает достаточно серьезными проблемами. Так как, уровень контроля над миграционными процессами находится на низком уровне, это является причиной возрастания диспропорции на региональ-
ных рынках труда и, как следствие, возрастающей социальной напряженности. Негативные последствия неконтролируемой миграции - это в первую очередь трудности с ассимиляцией и как следствие рост преступности в среде мигрантов, несоблюдение мигрантами налогового законодательства, массовый отток денежных средств из России в страны постоянного места, актуализация национального вопроса.
В последнее время миграционная привлекательность РФ находиться на очень низком уровне, в сравнении с Соединенными Штатами Америки или Федеративной Республики Германии и распространяется, в основном, на страны пост советского пространства.
Сегодня Россия активно приступает к формированию всесторонней, научно обоснованной системы регулирования миграционных процессов, однако, на наш взгляд, мало внимания уделяется «учебной» иммиграции в Российской Федерации, ведь очень важно привлекать молодежь из разных стран и занимать активную позицию в этом направлении. Считаем, что образовательная миграция одна из самых желательных для каждой страны, в частности и для России, так как вызывает положительные социальные последствия: пополняется численность высококвалифицированных специалистов и трудоспособного населения на рынке труда, стимулирует культурный обмен и развитие национальной системы образования. Все дело в том, что существующая практика по привлечению «учебных» мигрантов в Россию не увязана с миграционной политикой, вопросами занятости и демографической политикой страны.
В контексте изучения опыта Российской Федерации правительству Украины также необходимо сформировать четкую государственную политику в сфере закрепления имиджа национального образования и продвижения украинских образовательных услуг на зарубежных рынках.
Подводя итоги вышесказанному отметим, что больше всего мигрантов, а именно пятая часть от общего числа, проживает в США, на втором месте - Германия, на третьем - Российская Федерация. Приведенные исследования свидетельствуют о том, что в современ-
ном мире международные потоки трудовой и иных видов миграции обуславливают сложные политические и экономические изменениями. Влияние внешних факторов, обуславливающих мотивацию к стремлению мигрировать, неоднозначно. Так на миграционную мотивацию влияют объективные условия социальной среды, сложившиеся на их родине, а также восприятие потенциальными мигрантами социальной действительности. Внешние факторы, специфически воздействующие на мигрантов в стране исхода, приводят к появлению множества мотивов мигрировать, что приводит к разнообразным способам перемещения мигрантов (например, как легальному, так и нелегальному), так и множеству адаптационных стратегий и тактик мигрантов в стране-реципиенте (полная или частичная адаптация к социокультурным нормам страны реципиента, индивидуальная или коллективная стратегия адаптации посредством компактного проживания мигрантов и т.д.).
Выводы
Каждое государство стремится к эффективному регулированию миграционных процессов, так как заинтересовано в привлечении наиболее востребованных в данный момент работников, и в то же время ни одна из стран мира не хочет того, чтобы наиболее квалифицированные кадры уезжали за рубеж. В связи с этим практически во всех развитых странах мира созданы специальные органы, которые занимаются вопросами контролированного проникновения иностранных рабочих на внутренние рынки труда. Федеральные органы анализируемых нами стран, а именно: Соединённых Штатов Америки, Федеративной Республики Германии и Российской Федерации занимаются вопросами предоставления виз, устанавливают порядок их выдачи; привлекают мигрантов упрощенными системами «Green card», которые предоставляют мигранту право на постоянное место жительства и трудоустройства как в США, или «Green card» для привлечения квалифицированных рабочих в отрасли, связанные с развитием информационных технологий как в Германии.
Опыт развитых стран дают Украине возможность применить методы и механизмы управления миграционными потоками, изучив их ошибки и успешные решения, имплементировав институциональные инструменты и механизмы, правовые нормы, организационные формы.
Из всего сказанного следует вывод о том, что иммиграционная политика обозначенных стран направлена на сдерживание потока въезжающих, в первую очередь по категории неквалифицированного труда, и предоставление преимуществ высококвалифицированным специалистам.
В заключение отметим - современные глобальные миграционные потоки предоставляют значительные преимущества как государствам-реципиентам миграционных потоков, в виде дополнительных ресурсов рабочей силы, так и государствам-донорам миграции, позволяя частично решить вопрос трудоустройства избыточной рабочей силы. То есть, миграционные потоки в страну-реципиент стимулируют рост экономики этой страны, способствуют росту благосостояния коренного населения и самих мигрантов.
Приложение 1.
Топ 25 направлений потоков международных мигрантов за 2015 год
№ Количество мигрантов, млн. чел Общее количество населения, млн. чел Количество мигрантов от общего количества населения, %
1. США 46 627 000 321 774 000 14,5
2. Германия 12 006 000 80 689 000 14,9
3. Российская Федерация 11 643 000 143 457 000 8,1
4. Саудовская Аравия 10 186 000 31540000 32,3
5. Великобритания 8 543 000 67 716 000 13,2
6. Арабские Эмираты 8 095 000 9 157 000 88,4
7. Канада 7 836 000 35 940 000 21,8
8. Франция 7 784 000 64 395 000 12,8
9. Австралия 6 764 000 23 969 000 28,2
10. Япония 5 853 000 46 122 000 12,7
11. Италия 5 789 000 59 798 000 9,7
Окончание приложения 1.
12. Индия 5 241 000 1 311 051 000 0,4
13. Украина 4 835 000 44 824 000 10,8
14. Таиланд 3 913 000 67 959 000 5,8
15. Пакистан 3 629 000 188 925 000 1,9
16. Казахстан 3 547 000 17 625 000 20,1
17. Южная Африка 3 143 000 54 490 000 5,8
18. Иордания 3 112 000 7 595 000 41
19. Турция 2 965 000 78 666 000 3,8
20. Кувейт 2 866 000 3 892 000 73,6
21. Китай, Гонконг 2 839 000 7 288 000 38,9
22. Иран 2 726 000 79 109 000 3,4
23. Сингапур 2 544 000 5 604 000 45,4
24. Малайзия 2 514 000 30 331 000 8,3
25. Швейцария 2 439 000 8 299 000 29,4
Источник: [составлено автором Е.Н. Тарасенко согласно данным источника 16].
Список литературы
1. Бшоцершвець В.В. Мiжнарoдна економжа: навч. По^бник. Дшпропетровський ушверсигет екoнoмiки та права: Видавництво ДУЕП, 2012. 339 с.
2. Бшоцершвець В.В. Мiжнарoдна екoнoмiка: пiдручник. К.: Центр учбово! лiтератури, 2012. 416 с.
3. Буковинська бiблioтека: мiжнарoдна мiграцiя робочо! сили. URL: http://buklib.net/books/25044/ (дата обращения: 01.08.2017 года).
4. Германия вымирает?! Информационный портал о Германии. URL: http://www.de-portal.com/ru/default/articles/germanija-vymiraet.html (дата обращения: 15.12.2017 года).
5. Государственное регулирование миграционных процессов в России: опыт и проблемы. URL: http://21biz.ru/gosudarstvennoe-regulirovanie-migracionnyx-processov-v-rossii-opyt-i-problemy/ (дата обращения: 14.01.2018 года).
6. Иммиграционная реформа Трампа: кто выиграет, а кто проиграет из жителей бывшего СССР? URL: https://www.currenttime. tv/a/28657120.html (дата обращения: 10.11.2017 года).
7. Опеределили 5 стран - лидеров по числу мигрантов на 2017 год. URL: http://nashiusa.com/interesno/opredelili-5-stran-liderov-po-chislu-migrantov-v-2017-godu/ (дата обращения: 09.01.2018 года).
8. Правовой и организационный аспекты миграционной политики ФРГ в части социальной интеграции трудовых мигрантов: опыт для России. URL: http://xn—7sbbaj7auwnffhk.xn--p1ai/article/8223 (дата обращения: 21.11.2017 года).
9. Программа этносоциального развития немецкого меньшинства Украины в 2014-2017 гг. URL: http://deutsche.in.ua/cms/about/ program_develop.html (дата обращения: 04.12.2017 года).
10. Регулирование миграции в Соединённых Штатах Америки. URL: http://librisum.com/formig/dnikov03.htm (дата обращения: 08.12.2017 года).
11. Россия привлекает в страну миллионы трудовых мигрантов. URL: http://inosmi.ru/economic/20170427/239226558.html (дата обращения: 20.09.2017 года).
12. США привлекает самое большое число мигрантов. URL:http:// www.unmultimedia.org/radio/russian/archives/251845/tf.WmDo_ ahl_I (дата обращения: 22.09.2017 года).
13. Федеральная Служба Государственной Статистики РФ. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/ population/demography/# (дата обращения: 20.09.2017 года).
14. Migration Policy Institute. International Migration Statistics. URL: https://www.migrationpolicy.org/programs/data-hub/international-migration-statistics (дата обращения: 10.08.2017 года).
15. Ravenstein E.G. The laws of migration. - I. Journal of the Royal Statistical Society. № 48. June 1885, рр. 167-227. URL: https://cla. umn.edu/sites/cla.umn.edu/files/the_laws_of_migration.pdf (дата обращения: 24.02.2018 года).
16. Top 25 Destinations of International Migrants. URL: https://www. migrationpolicy.org/programs/data-hub/charts/top-25-destinations-intemational-migrants?width=1000&height=850&iframe=true (дата обращения: 11.08.2017 года).
17. Trends in international migrant stock: the 2015 revision. URL: http://www.un.org/en/development/desa/population/migration/data/
estimates2/docs/MigrationStockDocumentation_2015.pdf (дата обращения: 14.08.2017 года).
18. World migration report 2013: Migrant well - being and development. URL: http://publications.iom.int/bookstore/free/WMR2013_EN.pdf (дата обращения: 29.08.2017 года).
References
1. Bilotserkivets' V.V. Mizhnarodna ekonomika: navch. posibnik [International economy: tutorial]. Dnipropetrovsk University of Economics and Law: Vidavnitstvo DUEP, 2012. 339 p.
2. Bilotserkivets' V.V. Mizhnarodna ekonomika:pidruchnik [International economy: tutorial]. K: The center of educational literature, 2012. 416p.
3. Bukovins'ka biblioteka: mizhnarodna migratsiya robochoi sili [International migration of labor force]. http://buklib.net/books/25044/ (accessed: August 01, 2017).
4. Germaniya vymiraet?! Informatsionnyyportal o Germanii [Does Germany die out?! Information portal about Germany]. http://www.de-por-tal.com/ru/default/articles/germanija-vymiraet.html (accessed: December 15, 2017).
5. Gosudarstvennoe regulirovanie migratsionnykh protsessov v Rossii: opyt iproblemy [Government regulation of migration processes in Russia: experience and problems]. http://21biz.ru/gosudarstvennoe-reg-ulirovanie-migracionnyx-processov-v-rossii-opyt-i-problemy/ (accessed: January 14, 2018).
6. Immigratsionnaya reforma Donal'da Trampa: kto vyigraet, a kto proigraet iz zhiteley byvshego SSSR? [Information reform of Donald Trump: who will win, and who will lose out of the inhabitants of the former USSR?]. https://www.currenttime.tv/a/28657120.html (accessed: November 10, 2017).
7. Operedelili 5 stran - liderov po chislu migrantov na 2017 god [The five leading countries were defined in the number of migrants in 2017]. http://nashiusa.com/interesno/opredelili-5-stran-liderov-po-chislu-mi-grantov-v-2017-godu/ (accessed: January 9, 2018).
8. Pravovoy i organizatsionnyy aspekty migratsionnoy politiki FRG v chasti sotsial'noy integratsii trudovykh migrantov: opyt dlya Rossii
[The legal and organizational aspects of the migration policy of the Federal Republic of Germany in terms of the social integration of migrant workers: experience for Russia]. http://xn—7sbbaj7auwnffhk. xn--p1ai/article/8223 (accessed: November 21, 2017).
9. Programma etnosotsial 'nogo razvitiya nemetskogo men 'shinstva Ukrainy v 2014-2017 gg. [The program of ethnosocial development of the German minority in Ukraine in 2014-2017]. http://deutsche.in-.ua/cms/about/program_develop.html (accessed: December 4, 2017).
10.Regulirovanie migratsii v Soedinennykh Shtatakh Ameriki [Regulation of migration in the United States of America]. http://librisum.com/for-mig/dnikov03.htm (accessed: December 8, 2017).
11. Rossiya privlekaet v stranu milliony trudovykh migrantov [Russia attracts millions of labor migrants to the country]. http://inosmi.ru/eco-nomic/20170427/239226558.html (accessed: September 20, 2017).
12. SShAprivlekaet samoe bol 'shoe chislo migrantov [The USA attracts the largest number of migrants]. http://www.unmultimedia.org/radio/rus-sian/archives/251845/#.WmDo_ahl_I (accessed: September 22, 2017).
13. Federal'naya Sluzhba Gosudarstvennoy Statistiki RF [The Federal Service of State Statistics of the Russian Federation]. http://www.gks.ru/ wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/demog-raphy/# (accessed: September 20, 2017).
14.Migration Policy Institute. International Migration Statistics. https:// www.migrationpolicy.org/programs/data-hub/international-migra-tion-statistics (accessed: August 10, 2017).
15. Ravenstein E.G. The laws of migration. I. Journal ofthe Royal Statistical Society. .№ 48. June 1885. P. 167-227. https://cla.umn.edu/sites/cla.umn. edu/files/the_laws_of_migration.pdf (accessed: February 24, 2018).
16. Top 25 Destinations of International Migrants. https://www.migra-tionpolicy.org/programs/data-hub/charts/top-25-destinations-interna-tional-migrants?width=1000&height=850&iframe=true (accessed: August 11, 2017).
17. Trends in international migrant stock: the 2015 revision. http://www.un.org/ en/development/desa/population/migration/data/estimates2/docs/Mi-grationStockDocumentation_2015.pdf (accessed: August 14, 2017).
18. World migration report 2013: Migrant well - being and development. http://publications.iom.int/bookstore/free/WMR2013_EN.pdf (accessed: August 29, 2017).
данные об авторе
Тарасенко Екатерина Николаевна, аспирант кафедры публичного управления и таможенного администрирования
Университет таможенного дела и финансов ул. Владимира Вернадского 2/4, г. Днепр, Днепропетровская область, 49000, Украина katjuffka1992@ukr. net
DATA ABOUT THE AUTHOR Tarasenko Ekaterina Nikolaevna, Postgraduate Student of Department of Public Management and Customs Administration
University of Customs and Finance
2/4, Vladimir Vernadsky Str., Dnepr, Dnepropetrovsk region,
49000, Ukraine
katjuffka1992@ukr. net
ORCID: 0000-0002-0512-0226
Researcher ID: C-3845-2018