УДК 314.74
МАСКАЕВА А. И., ЛЕМА Н.
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ В СТРАНАХ ЕВРОПЫ
PECULIARITIES OF DEVELOPMENT OF THE LABOUR MIGRATION
IN THE EUROPEAN COUNTRIES
Аннотация. В статье анализируются характерные особенности интеграции иностранной рабочей силы в странах Западной Европы; исследуются социально-экономические противоречия использования международной трудовой миграции.
Ключевые слова: иностранная рабочая сила, международная трудовая миграция, интеграция, рынок труда.
Западная Европа является одним из основных центров международной миграции трудовых ресурсов. История развития массовой иммиграции началась после окончания Второй мировой войны и была обусловлена потребностью стран Европы в иностранной рабочей силе, необходимой для восстановления разрушенного войной национального хозяйства, распадом колониальных империй и связанной с этим неопределенностью статуса граждан новых независимых государств.
После нефтяного и последовавшего за этим экономического кризиса 1973-1974 гг. большинство европейских государств закрыли свои границы перед мигрантами и стали принимать активные меры по возвращению их на родину. Однако такая политика не принесла желаемого результата: иммигранты, опасаясь, что они уже не смогут вернуться обратно, воспользовались гарантированным правом на воссоединение семей и стали в массовом порядке вызывать к себе жен, детей и других родственников. В результате численность иностранцев в принимающих странах не только не сократилась, но, напротив, возросла. К тому же изменился и характер иммиграции: вместо молодых, одиноких, энергичных трудовых мигрантов
Annotation. This article analyzes the peculiarities of the integration of foreign workers in the countries of Western Europe; the socio-economic contradictions of using the international labour migration are researched.
Keywords: foreign labour force, international labour migration, integration, labours market.
в европейские страны хлынул поток женщин, детей и лиц пожилого возраста. Таким образом, в 1970-е гг. в Западной Европе произошел переход от временной иммиграции к постоянной, стали формироваться крупные иммигрантские этнические диаспоры.
В сложившейся ситуации каждая европейская страна стала использовать собственные механизмы урегулирования миграционных процессов.
К примеру, Франция, имевшая длительный (еще с XIX века) опыт приема и успешной ассимиляции переселенцев из колониальных владений, восприняла семейную иммиграцию как необратимое явление и начала проводить политику, нацеленную на социальную и культурную интеграцию новых иммигрантов во французское общество.
Великобритания же столкнулась с феноменом семейной иммиграции раньше других европейских государств, а именно после принятия Акта 1962 г. об иммиграции из стран Британского Содружества (The Commonwealth Immigrants Act 1962), который ограничивал права иностранцев на въезд в страну. Именно этот закон подтолкнул иммигрантов, до того в большинстве
своем не собиравшихся оставаться на новом месте навсегда, принять решение перебраться вместе с семьей на постоянное место жительства в Соединенное Королевство. Озабоченная поддержанием хороших отношений со своими бывшими колониями, Великобритания смирилась с появлением на своей территории этнических диаспор, состоящих, в основном, из переселенцев из Азии и Африки.
Таким образом, ограничительная иммиграционная политика западноевропейских стран привела к неожиданным результатам: иммиграция приняла массовый и необратимый характер.
По предварительным расчетам, миграционный прирост в Европе в 2011 г. составил 1663 тыс. человек, что, однако, на 11,6% ниже значения чистой миграции 2010 г. Вклад миграционного прироста в общий прирост численности населения Европейского Союза (ЕС) составил 75% (в 2011 г. -80%, 2010 г. - 78%) [1]. Таким образом, несмотря на то, что величина миграционного прироста подвержена значительным колебаниям и в 2008-2009 гг. снижалась под влиянием экономического кризиса, в настоящее время он играет определяющую роль в динамике численности населения европейских стран.
Большая часть миграционного прироста в 2011 г. пришлась на Италию (383 тыс. человек), вдвое меньше - на Великобританию (186 тыс. человек). В остальных странах ЕС чистая миграция оказалась менее 80 тыс. человек (к примеру, в Испании - 79 тыс. человек, во Франции - 75 тыс. человек, в Швеции - 68 тыс. человек, в Германии - 56 тыс. человек; в Ирландии, еще совсем недавно отличавшейся значительными потоками иммиграции, миграционный отток составил 44 тыс. человек).
Иммигранты на европейском континенте расселены крайне неравномерно. К примеру, переселенцы из стран Северной Африки (в настоящее время официально зарегистрировано 2,3 млн. выходцев из стран Ма-гриба, 1,2 млн. из них - марокканцы, 700 тыс. - алжирцы и 300 тыс. - тунисцы), в основном, сосредоточены в бывших странах-метрополиях, таких как Франция (97% выехавших алжирцев, 75% тунисцев и 50% мароккан-
цев) и Великобритания, а также в Испании и Италии [2]. Высокая концентрация иммигрантских этнических меньшинств, образующих целые этнические кварталы в крупных европейских городах, в немалой степени объясняется трудностями их адаптации к новой культурной среде.
В результате развития процессов международной трудовой миграции во многих промышленно развитых странах складывается сегодня двойной рынок труда: на одном идет продажа национальной рабочей силы, на другом - иностранной. Как показывает статистика, коренное население европейской страны выполняет квалифицированную работу в промышленности и сфере услуг. Большинство же иммигрантов заняты на трудоемких и вредных для здоровья видах работ, имеют более продолжительную рабочую неделю и более низкую заработную плату, чем местные работники.
Зачастую при длительном использовании иностранных рабочих зависимость от их труда в отдельных странах становится настолько велика, что без привлечения новых иммигрантов обеспечить нормальное функционирование некоторых важнейших отраслей национальной экономики - строительства, угольной промышленности, сферы услуг и т.д. - уже не представляется возможным. Например, во Франции иммигранты составляют 25% всех строительных рабочих, 33% занятых в автомобилестроении; в Швейцарии - 40% всех строительных рабочих; в Бельгии - 50% шахтеров.
Местные предприниматели выигрывают от импорта иностранной рабочей силы, поскольку это позволяет им в известной степени сдерживать темпы роста заработной платы своих рабочих, укрепляя собственные позиции на переговорах с профсоюзами и экономя на заработной плате в трудоемких и «непривлекательных» отраслях и видах производств, обслуживаемых иммигрантами. Кроме того, развитие иммиграции позволяет странам-реципиентам экономить большие средства на подготовке кадров.
Иммигранты позволяют промышлен-но развитым странам в период относительно высоких темпов экономического роста с меньшими затратами провести перемещение трудовых ресурсов и сгладить диспропор-
цию в их распределении между отраслями производства, подвергшимися значительным структурным сдвигам в связи с внедрением инновационных технологий или процессом интеграции. Перелив национальной рабочей силы в наиболее динамичные сектора экономики ведет к росту ее квалификации.
Мобильность рабочей силы жизненно необходима для стран ЕС в целом. Иммигранты заполняют вакансии, образующиеся в стране с сильной экономикой, помогают снижать уровень инфляции и платят налоги. Однако в тоже время иммиграционные потоки в странах-реципиентах оказывают огромное и часто негативное влияние на их социальную инфраструктуру, поскольку сами иммигранты и их семьи нуждаются в жилье, услугах здравоохранения, образования и т.д., что налагает дополнительное бремя на социальную политику государства.
Несмотря на дискриминацию в таких аспектах жизнедеятельности как занятость, заработная плата, социальные выплаты и льготы, др., трудящиеся-мигранты постоянно пополняют списки въезжающих в ЕС граждан. При этом, зачастую трудящиеся-мигранты сегодня значительно отличаются от тех, которые «искали лучшей доли» несколько десятков лет назад. Современные трудовые мигранты обладают образованием и необходимой квалификацией и могут конкурировать с местным населением не только за счет оплаты труда, но и по качественным показателям человеческого капитала - знаниям, умениям, навыкам, мотивации к труду.
В некоторых странах предлагаемая работодателем заработная плата становится определяющим критерием квалификации
иностранных специалистов. Так, например, основным требованием для въезда в Германию в качестве высококвалифицированного иностранного специалиста является уровень заработной платы работника в своей стране, эквивалентный 85 тыс. евро в год.
Таким образом, вопрос о притоке иностранной рабочей силы в страны ЕС можно рассмотреть с разных точек зрения. С одной стороны, все демографические прогнозы безо всяких исключений указывают на серьезное старение населения в странах развитого мира и никакой альтернативы притоку иммигрантов для того, чтобы поддерживать хоть в каком-то удовлетворительном состоянии темпы социально-экономического развития европейских стран, пока не существует. С другой стороны, различия социальной и ментальной идентичности стран-доноров и стран-реципиентов становятся все более значительными и в ситуации превышения долей мигрантов порога 10-12% от общей численности населения страны (а во многих странах данный порог уже достигнут) существует опасение, что притоки иммигрантов могут стать неуправляемыми с непредсказуемыми социально-экономическими и политическими последствиями.
Литература
1. Global employment trends: January 2012 / International Labour Office. - Geneva: ILO, 2012.
2. Green Jobs: Towards Decent Work in a Sustainable, Low-Carbon World, UNEP/ILO/IOE/ITUC (September 2011).