Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ В СТРАНАХ ЕВРОПЫ'

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ В СТРАНАХ ЕВРОПЫ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
143
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Beneficium
ВАК
Ключевые слова
ИНОСТРАННАЯ РАБОЧАЯ СИЛА / FOREIGN LABOUR FORCE / МЕЖДУНАРОДНАЯ ТРУДОВАЯ МИГРАЦИЯ / INTERNATIONAL LABOUR MIGRATION / ИНТЕГРАЦИЯ / INTEGRATION / РЫНОК ТРУДА / LABOURS MARKET

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Маскаева А. И., Лема Н.

В статье анализируются характерные особенности интеграции иностранной рабочей силы в странах Западной Европы; исследуются социально-экономические противоречия использования международной трудовой миграции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF DEVELOPMENT OF THE LABOUR MIGRATION IN THE EUROPEAN COUNTRIES

This article analyzes the peculiarities of the integration of foreign workers in the countries of Western Europe; the socio-economic contradictions of using the international labour migration are researched.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ В СТРАНАХ ЕВРОПЫ»

УДК 314.74

МАСКАЕВА А. И., ЛЕМА Н.

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ В СТРАНАХ ЕВРОПЫ

PECULIARITIES OF DEVELOPMENT OF THE LABOUR MIGRATION

IN THE EUROPEAN COUNTRIES

Аннотация. В статье анализируются характерные особенности интеграции иностранной рабочей силы в странах Западной Европы; исследуются социально-экономические противоречия использования международной трудовой миграции.

Ключевые слова: иностранная рабочая сила, международная трудовая миграция, интеграция, рынок труда.

Западная Европа является одним из основных центров международной миграции трудовых ресурсов. История развития массовой иммиграции началась после окончания Второй мировой войны и была обусловлена потребностью стран Европы в иностранной рабочей силе, необходимой для восстановления разрушенного войной национального хозяйства, распадом колониальных империй и связанной с этим неопределенностью статуса граждан новых независимых государств.

После нефтяного и последовавшего за этим экономического кризиса 1973-1974 гг. большинство европейских государств закрыли свои границы перед мигрантами и стали принимать активные меры по возвращению их на родину. Однако такая политика не принесла желаемого результата: иммигранты, опасаясь, что они уже не смогут вернуться обратно, воспользовались гарантированным правом на воссоединение семей и стали в массовом порядке вызывать к себе жен, детей и других родственников. В результате численность иностранцев в принимающих странах не только не сократилась, но, напротив, возросла. К тому же изменился и характер иммиграции: вместо молодых, одиноких, энергичных трудовых мигрантов

Annotation. This article analyzes the peculiarities of the integration of foreign workers in the countries of Western Europe; the socio-economic contradictions of using the international labour migration are researched.

Keywords: foreign labour force, international labour migration, integration, labours market.

в европейские страны хлынул поток женщин, детей и лиц пожилого возраста. Таким образом, в 1970-е гг. в Западной Европе произошел переход от временной иммиграции к постоянной, стали формироваться крупные иммигрантские этнические диаспоры.

В сложившейся ситуации каждая европейская страна стала использовать собственные механизмы урегулирования миграционных процессов.

К примеру, Франция, имевшая длительный (еще с XIX века) опыт приема и успешной ассимиляции переселенцев из колониальных владений, восприняла семейную иммиграцию как необратимое явление и начала проводить политику, нацеленную на социальную и культурную интеграцию новых иммигрантов во французское общество.

Великобритания же столкнулась с феноменом семейной иммиграции раньше других европейских государств, а именно после принятия Акта 1962 г. об иммиграции из стран Британского Содружества (The Commonwealth Immigrants Act 1962), который ограничивал права иностранцев на въезд в страну. Именно этот закон подтолкнул иммигрантов, до того в большинстве

своем не собиравшихся оставаться на новом месте навсегда, принять решение перебраться вместе с семьей на постоянное место жительства в Соединенное Королевство. Озабоченная поддержанием хороших отношений со своими бывшими колониями, Великобритания смирилась с появлением на своей территории этнических диаспор, состоящих, в основном, из переселенцев из Азии и Африки.

Таким образом, ограничительная иммиграционная политика западноевропейских стран привела к неожиданным результатам: иммиграция приняла массовый и необратимый характер.

По предварительным расчетам, миграционный прирост в Европе в 2011 г. составил 1663 тыс. человек, что, однако, на 11,6% ниже значения чистой миграции 2010 г. Вклад миграционного прироста в общий прирост численности населения Европейского Союза (ЕС) составил 75% (в 2011 г. -80%, 2010 г. - 78%) [1]. Таким образом, несмотря на то, что величина миграционного прироста подвержена значительным колебаниям и в 2008-2009 гг. снижалась под влиянием экономического кризиса, в настоящее время он играет определяющую роль в динамике численности населения европейских стран.

Большая часть миграционного прироста в 2011 г. пришлась на Италию (383 тыс. человек), вдвое меньше - на Великобританию (186 тыс. человек). В остальных странах ЕС чистая миграция оказалась менее 80 тыс. человек (к примеру, в Испании - 79 тыс. человек, во Франции - 75 тыс. человек, в Швеции - 68 тыс. человек, в Германии - 56 тыс. человек; в Ирландии, еще совсем недавно отличавшейся значительными потоками иммиграции, миграционный отток составил 44 тыс. человек).

Иммигранты на европейском континенте расселены крайне неравномерно. К примеру, переселенцы из стран Северной Африки (в настоящее время официально зарегистрировано 2,3 млн. выходцев из стран Ма-гриба, 1,2 млн. из них - марокканцы, 700 тыс. - алжирцы и 300 тыс. - тунисцы), в основном, сосредоточены в бывших странах-метрополиях, таких как Франция (97% выехавших алжирцев, 75% тунисцев и 50% мароккан-

цев) и Великобритания, а также в Испании и Италии [2]. Высокая концентрация иммигрантских этнических меньшинств, образующих целые этнические кварталы в крупных европейских городах, в немалой степени объясняется трудностями их адаптации к новой культурной среде.

В результате развития процессов международной трудовой миграции во многих промышленно развитых странах складывается сегодня двойной рынок труда: на одном идет продажа национальной рабочей силы, на другом - иностранной. Как показывает статистика, коренное население европейской страны выполняет квалифицированную работу в промышленности и сфере услуг. Большинство же иммигрантов заняты на трудоемких и вредных для здоровья видах работ, имеют более продолжительную рабочую неделю и более низкую заработную плату, чем местные работники.

Зачастую при длительном использовании иностранных рабочих зависимость от их труда в отдельных странах становится настолько велика, что без привлечения новых иммигрантов обеспечить нормальное функционирование некоторых важнейших отраслей национальной экономики - строительства, угольной промышленности, сферы услуг и т.д. - уже не представляется возможным. Например, во Франции иммигранты составляют 25% всех строительных рабочих, 33% занятых в автомобилестроении; в Швейцарии - 40% всех строительных рабочих; в Бельгии - 50% шахтеров.

Местные предприниматели выигрывают от импорта иностранной рабочей силы, поскольку это позволяет им в известной степени сдерживать темпы роста заработной платы своих рабочих, укрепляя собственные позиции на переговорах с профсоюзами и экономя на заработной плате в трудоемких и «непривлекательных» отраслях и видах производств, обслуживаемых иммигрантами. Кроме того, развитие иммиграции позволяет странам-реципиентам экономить большие средства на подготовке кадров.

Иммигранты позволяют промышлен-но развитым странам в период относительно высоких темпов экономического роста с меньшими затратами провести перемещение трудовых ресурсов и сгладить диспропор-

цию в их распределении между отраслями производства, подвергшимися значительным структурным сдвигам в связи с внедрением инновационных технологий или процессом интеграции. Перелив национальной рабочей силы в наиболее динамичные сектора экономики ведет к росту ее квалификации.

Мобильность рабочей силы жизненно необходима для стран ЕС в целом. Иммигранты заполняют вакансии, образующиеся в стране с сильной экономикой, помогают снижать уровень инфляции и платят налоги. Однако в тоже время иммиграционные потоки в странах-реципиентах оказывают огромное и часто негативное влияние на их социальную инфраструктуру, поскольку сами иммигранты и их семьи нуждаются в жилье, услугах здравоохранения, образования и т.д., что налагает дополнительное бремя на социальную политику государства.

Несмотря на дискриминацию в таких аспектах жизнедеятельности как занятость, заработная плата, социальные выплаты и льготы, др., трудящиеся-мигранты постоянно пополняют списки въезжающих в ЕС граждан. При этом, зачастую трудящиеся-мигранты сегодня значительно отличаются от тех, которые «искали лучшей доли» несколько десятков лет назад. Современные трудовые мигранты обладают образованием и необходимой квалификацией и могут конкурировать с местным населением не только за счет оплаты труда, но и по качественным показателям человеческого капитала - знаниям, умениям, навыкам, мотивации к труду.

В некоторых странах предлагаемая работодателем заработная плата становится определяющим критерием квалификации

иностранных специалистов. Так, например, основным требованием для въезда в Германию в качестве высококвалифицированного иностранного специалиста является уровень заработной платы работника в своей стране, эквивалентный 85 тыс. евро в год.

Таким образом, вопрос о притоке иностранной рабочей силы в страны ЕС можно рассмотреть с разных точек зрения. С одной стороны, все демографические прогнозы безо всяких исключений указывают на серьезное старение населения в странах развитого мира и никакой альтернативы притоку иммигрантов для того, чтобы поддерживать хоть в каком-то удовлетворительном состоянии темпы социально-экономического развития европейских стран, пока не существует. С другой стороны, различия социальной и ментальной идентичности стран-доноров и стран-реципиентов становятся все более значительными и в ситуации превышения долей мигрантов порога 10-12% от общей численности населения страны (а во многих странах данный порог уже достигнут) существует опасение, что притоки иммигрантов могут стать неуправляемыми с непредсказуемыми социально-экономическими и политическими последствиями.

Литература

1. Global employment trends: January 2012 / International Labour Office. - Geneva: ILO, 2012.

2. Green Jobs: Towards Decent Work in a Sustainable, Low-Carbon World, UNEP/ILO/IOE/ITUC (September 2011).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.