Научная статья на тему 'Мировой опыт налогообложения алкогольной продукции'

Мировой опыт налогообложения алкогольной продукции Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1181
297
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
АЛКОГОЛЬНАЯ ОТРАСЛЬ / МОНОПОЛИЯ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Корнейчук Павел Олегович

В статье анализируются основные методы регулирования алкогольной отрасли в зарубежных странах. Рассматривается эффективность выделенных методов. Делается вывод об эффективности различных систем налогообложения в зарубежных странах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WORLD EXPERIENCE OF TAXATION OF ALCOHOLIC BEVERAGES

The article analyzes the main methods of regulation of the alcohol industry in foreign countries. We consider the efficiency of the selected methods. Conclusion about the effectiveness of various tax systems in foreign countries is done.

Текст научной работы на тему «Мировой опыт налогообложения алкогольной продукции»

УДК 336.225.4:663.21.5(100)

ПО. Корнейчук МИРОВОЙ ОПЫТ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ

Аннотация. В статье анализируются основные методы регулирования алкогольной отрасли в зарубежных странах. Рассматривается эффективность выделенных методов. Делается вывод об эффективности различных систем налогообложения в зарубежных странах.

Ключевые слова: алкогольная отрасль, монополия, государственное регулирование, налогообложение.

Pavd Korneychuk WORLD EXPERIENCE OF TAXATION OF ALCOHOLIC

BEVERAGES

Annotation. The article analyzes the main methods of regulation of the alcohol industry in foreign countries. We consider the efficiency of the selected methods. Conclusion about the effectiveness of various tax systems in _ foreign countries is done. Keywords: alcohol industry, monopoly, government regulation, taxation.

В новых государствах - членах ЕС существенным образом ниже доля прямых налогов. Наиболее низкий уровень прямых налогов в общей структуре налоговых поступлений наблюдается в Польше (20,5 %), Румынии (19,1 %) и самый низкий - в Болгарии - 17,9 %.

Широкое внедрение НДС за последние полстолетия считается важнейшим достижением процесса эволюции налогообложения в целом и косвенного налогообложения в частности [1]. Подобная оценка приводится в известном научном исследовании функционирования налога на добавленную стоимость в мире, выполненном специалистами Международного валютного фонда, где, в частности, отмечается, что быстрое распространение НДС в мире - это наиболее важное достижение двадцатого столетия в сфере налогообложения [1].

Заметны определенные общие характеристики взыскания НДС в развитых государствах. Так, несмотря на все преимущества унификации, в большинстве из этих государств используется не одна, а несколько налоговых ставок. Таким образом, во многих странах используются повышенные ставки на алкоголь, поскольку такая продукция относится к так называемому неполезному товару. Так, НДС - наиболее важная доходная статья государственного бюджета Франции, алкогольная продукция налогооблагается по предельной ставке [3]. Греция, снизив в некоторых регионах с 1 августа 2013 г. ставку налога на добавленную стоимость на продукты питания и напитки с 23 % до 13 %, оставила, тем не менее, ставку НДС на алкоголь без изменений [4]. Что касается других стран, то, например, в Канаде алкогольная продукция налогооблагается по розничным продажам, причем ставка зависит от провинции: Онтарио - 8 % (для алкогольных напитков, которые продаются в специализированных магазинах, ставку увеличили до 12 %), Квебек - 6,5 % (тут взимается объединенный налог: и провинциальный, и федеральный), Нью-Брансвик и Новая Шотландия - 11 %, Остров Принца Эдуарда - 10 %, Ньюфаундленд - 12 % [9].

Рассмотрим особенности акцизного налогообложения алкогольной продукции. Основной тенденцией по косвенному налогообложению в мире стало расширение значения индивидуальных акцизов. Однако в данное время индивидуальные акцизы имеют существенное, но не решающее влияние на формирование налоговых поступлений. Имеющиеся тенденции использования акцизов в национальных налоговых системах свидетельствуют о постепенном снижении уровня выполнения индивидуальными акцизами фискальной функции и предоставлении преимущества правительствами стран

© Корнейчук П.О., 2014

выполнению данными налогами функции регулирования производства и потребления товаров подакцизной группы. Так, наблюдается снижение удельного веса индивидуальных акцизов [3; 5].

На данное время в странах - членах ЕС система индивидуальных акцизов регулируется Директивой Совета Европейских сообществ 92/12/ЕЭС от 25 февраля 1992 г., которая непосредственно регламентирует механизм определения налоговых обязательств по уплате налога и общий режим производства, сохранения и оборота подакцизных товаров (по операциям, которые подлежат налогообложению индивидуальными акцизами). Данной директивой предусмотрено право стран - членов ЕС на установление норм для производства, обработки и сохранения подакцизных товаров [7].

Кроме указанной Директивы использование индивидуальных акцизов на алкоголь также регламентирует Директива Совета Европейских сообществ 92/83/ЕЭС [8], а также Директива о сближение уровня ставок налога на алкогольные напитки (Директива Совета 92/84/ЕЭС ) [9]. В директивах Совета ЕС 92/83/ЕЭС и 92/84/ЕЭС обозначена разница между отдельными видами алкогольных напитков: пивом, вином, крепкими напитками, промышленным спиртом - и устанавливаются минимальные ставки для каждого из них. Акцизный сбор выражается в фиксированной сумме в евро на количество (объем) алкогольного напитка (см. табл. 1).

Таблица 1

Ставки акцизного сбора на алкогольные напитки в странах - членах ЕС [9]

Вид продукции Минимальная ставка Перспективная ставка Ставки акцизного налога, евро/гектолитр

Чехия Германия Испания Франция Италия Австрия Польша Финляндия Швеция

Спирт 550 1398,1 962,3 1303 830 1520 800 1000 1207 3250 5436

Производные алкогольные напитки 45 93,5 84,9 164 55,5 214 69 73 72,4 467 491,3

Тихие вина 0 18,7 0 0 0 3,4 0 0 36,1 233 234,7

Игристые вина 0 33 85 136 0 8,4 0 0 36,1 233 234,7

Из таблицы 1 можно сделать вывод, что каждая из стран Евросоюза устанавливает ставки по различным принципам в зависимости от типа алкогольной продукции. Наиболее высокие ставки на все виды алкогольных напитков в Швеции и Финляндии. В большинстве же стран ЕС и на тихие, и на игристые вина ставка нулевая. Сравним акцизы на алкоголь в Швеции и России в 2005 г. (см. табл. 2)

Таблица 2

Сравнение акцизов на алкогольную продукцию в Швеции и РФ в 2005 г. [10]

Наименование по- Ставка акциза В пересчете Ставка акциза за 1 л. в России, руб.

дакцизного товара за 1 л. в Швеции, шведских крон на руб.*

Спирт этиловый 501,41 за 1 л. безводного этилового спирта 1975,86 19,50 за 1 л. безводного этилового спирта

Пиво от 0,5 до 2,8 % 0,00 0,00 1,75

Вино, фруктовое 0,00 0,00 Ставка акциза зависит не от крепости

вино и прочие вина вина, а от его вида:

от 1,2 до 2,25 % - вина шампанские, игристые, газиро-

Вино, фруктовое 7,58 29,87 ванные, шипучие - 10,50;

вино и прочие вина - вина натуральные (кроме шампанских,

от 2,25 до 4,5 % игристых, газированных, шипучих) -

Вино, фруктовое 11,20 44,13 2,20;

вино и прочие вина - вина (кроме натуральных, в том числе

от 4,5 до 7,0 % шампанских, игристых, газированных,

Вино, фруктовое 15,41 60,72 шипучих) - 95,00 за 1 л. безводного эти-

вино и прочие вина лового спирта

от 7,0 до 8,5 %

Вино, фруктовое 22,08 87,01

вино и прочие вина

от 8,5 и до 15 %

Вино, фруктовое 45,17 178,00

вино и прочие вина

от 15 до 18 %

Спиртосодержащая 27,20 107,18 Алкогольная продукция с объемной до-

продукция от 1,2 до лей этилового спирта:

15 % - до 9 % - 76,00 за 1 л. безводного этилового спирта; - от 9 до 25 % - 108,00 за 1 л. безводного этилового спирта

Спиртосодержащая 45,17 178,00

продукция от 15 до

22 %

* По курсу 39,406 рублей за 10 шведских крон.

Из приведенной выше таблицы 2 мы можем сделать вывод, что в Швеции, как и в России, ставки акцизов на алкогольную продукцию специфические, они устанавливаются в зависимости от крепости данной продукции.

Наибольшие ставки установлены на крепкие алкогольные напитки, в особенности это касается Скандинавских стран. Интересно заметить, что в Италии, Люксембурге, Греции, Австрии и Португалии меньшее внимание отводится алкогольным напиткам за счет внимания к налогообложению табачных изделий [9].

Вследствие установления дифференцированных ставок индивидуального акциза на отдельные виды алкогольных напитков странами ЕС осуществляется формирование социально-приемлемой структуры производства и потребления [3]. Следствием такого подхода является сдерживание производства отдельных видов алкогольных напитков и стимулирования производства других. Характер-

ным примером последнего является установление нулевой ставки для натуральных виноградных вин [9]. В странах ЕС крепленые и натуральные вина облагаются налогами по разным ставкам. Кроме того, существует законодательный запрет крепления вин спиртом этиловым ректифицированным -для таких целей используется исключительно виноградный спирт.

В большинстве стран ЕС применяются сниженные ставки в целях налогообложения пива с низким содержанием спирта (до 2,8 % абс. алкоголя) и натурального виноградного вина (до 8,5 % абс. алкоголя). Общим правилом при применении сниженных ставок в налогообложении пива является то, что их размер не может быть меньше 50 % основной ставки. Что касается налогообложения вина, то применение сниженных ставок зависит и от национальных особенностей [1]. Так, страны-производители игристых вин (Греция, Испания, Кипр, Италия, Португалия и Словения) с целью налогообложения применяют ставку 0 % [5].

Приведенные особенности использования индивидуальных акцизов в национальных налоговых системах дают возможность сделать вывод о необходимости в дальнейшем оптимизировать использование индивидуальных акцизов в России. Однако внедрение европейской практики их использования должно осуществляться последовательно и взвешенно [9].

Путем осуществления хозяйственной деятельности государственными предприятиями решаются такие проблемы, как:

- предоставление льгот населению в разных областях социальной инфраструктуры;

- помощь важнейшим науко- и капиталоемким отраслям экономики для ускорения научно-технического прогресса и укрепления на его основе позиций государства в мировом хозяйстве;

- реализация региональной политики создания промышленных предприятий в экономически отсталых районах, создание дополнительного количества мест;

- охрана окружающей среды посредством внедрения безотходных технологий и строительства очистных сооружений;

развитие научных исследований;

- изготовление товаров, которые по закону являются государственной монополией.

Монополия (от греч. «mono» - один, единственный и «ро/ео» - продаю) является исключительным правом в определенной области государства, организации, фирмы. Государственная монополия является государственным финансовым рычагом, специально ограничивает конкуренцию для привлечения дополнительных средств в государственную казну. Сюда можно отнести алкогольную, табачную и лотерейную сферу. Сущность государственной монополии в социально-экономическом развитии государства заключается в достижении им рыночной стабильности, эффективности, демократической конкуренции и национальной безопасности. Государственная монополия распространяется прежде всего на товары, производство которых всегда должно быть под контролем государства.

В некоторых странах, таких как США, разрешено региональным или местным властям вопросы о лицензировании или монополизации производства и реализации алкогольных напитков решать самостоятельно. Некоторые страны монополизируют производство ряда спиртных напитков, лицензируя другие. Так, как правило, в частную собственность отдают по лицензии производство пива, а производство крепких алкогольных напитков оставляют в руках государства. В Норвегии и Финляндии монополии на изготовление спиртного упразднены. Однако управляемые государством системы распределения оказались более стойкими к приватизации [7]. В то же время, в северо-европейских странах, а также в США и Канаде, существует государственная монополия на розничную продажу алкогольных напитков, которая стала эффективным средством снижения алкогольных проблем [9]. При монополии подразумевается продажа алкогольных напитков, крепче 4,7-5 %, лишь в государственных магазинах, за исключением обслуживания в барах и ресторанах. Цены в магазинах с государственной монополией являются высокими, особенно для крепких напитков, рабочий день магази-

нов - обычный и ограничивается до вечера, количество их ограничено [4]. Виды монополий на производство алкоголя и алкогольных напитков представлены в таблице 3 [5].

Таблица 3

Страны с монополиями на производство и (или) продажу алкоголя

Тип монополии Страна

Государственная монополия на производство Белоруссия

Государственная монополия на производство и торговлю Болгария

Региональные монополии, которые контролируют продажу алкоголя в зависимости от потребления Канада

Монополия на розничную продажу алкогольных напитков (исключая алкогольные продукты крепостью менее 4,7%) Финляндия

Монополия на оптовую продажу бренди Франция

Монополия на оборот этилового спирта Германия

Монополия на производство вин и крепких спиртных напитков. Лицензия, требуемая для продаж. Латвия

Монополия на производство вина и крепких спиртных напитков Литва

Монополия на производство крепких спиртных напитков и их розничную продажу Норвегия

Лицензирование системы производства и распределения в настоящее время сосуществует с традиционной государственной монополией Российская Федерация

Государственная монополия на розничную продажу (кроме продажи некрепкого пива в магазинах бакалейных товаров) Швеция

Государственная монополия на производство крепких спиртных напитков, но не вина, пива и сидра. Монополия предоставляет лицензии другим производителям Швейцария

Государственная монополия на производство и распределение всех трех типов алкогольных напитков Македония

Государственная монополия на производство и распределение крепких спиртных напитков Турция

Государственная монополия на производство всех трех типов алкогольных напитков Туркмения

Государственная монополия на производство крепких спиртных напитков и крепленого вина Украина

Лицензия или монополия в зависимости от штата. 18 штатов имеют монополию на оптовую продажу, из них 10 - монополию на розничную торговлю Соединенные Штаты Америки

Прием алкогольных напитков от производителей и реализацию их через государственные структуры Австрия

П.О. Кузнецова попыталась сравнить и оценить особенности алкогольной монополии в разных странах [4] с помощью методики, которая была разработана по проекту BtG (Bridging the Gap) [8], который посвящен сравнительному анализу алкогольной политики государств - членов ЕС. Эта методика представляет собой модернизированный вариант ранних разработок, как, например, мето-

дики European Comparative Alcohol Study (ECAS) по оценке строгости законодательства в алкогольной сфере в 15 странах ЕС [9]. Методика Bridging the Gap оценивает алкогольную политику государства по семи направлениям:

1) контроль над производством и оптовой торговлей;

2) контроль над продажей спиртных напитков населению;

3) возрастные ограничения для потребителей спиртных напитков;

4) контроль над маркетинговой политикой;

5) ограничения для водителей;

6) наличие в государстве национальной алкогольной политики;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7) государственная акцизная политика.

Государственная монополия на производство и продажу алкогольной продукции, наряду с гибкой системой налогообложения продукции, может в полной степени осуществить полномерную поддержку развития отрасли и ее эффективного существования.

Анализ налогообложения алкогольной продукции в мире четко показал гибкую стратегию акцизной системы - так, например, в странах-производителях игристых вин для поддержки производства качественного вина используется налогооблагающая ставка в 0 %.

Библиографический список

1. Директива Совета Европейских сообществ 92/83/ЕЭС [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Справоч-но-правовая система «КонсультантПлюс».

2. Директива Совета Европейских сообществ 92/84/ЕЭС[Электронный ресурс]. - Режим доступа: Справоч-но-правовая система «КонсультантПлюс».

3. Зарубежный опыт: акцизы в налоговой системе Швеции // Российский налоговый курьер. - 2005. - № 10.

4. Кузнецова П.О. Политика, направленная на повышение качества жизни: регулирование потребления алкоголя // Городской альманах. - 2009. Вып. 4. - С. 280-290.

5. Кучерявенко Н.П. Налоговое право: учеб. / Н.П. Кучерявенко. - 2-е изд., перераб. и доп. - Харьков: Кон-сум, 2008. - 448 с.

6. Лайам Эбрилл Современный НДС / Лайам Эбрилл [и др.]. - М.: Весь Мир, 2013. - 274 с.

7. Угланд Т. Государственная монополия на алкоголь. Алкогольная политика в России и Норвегии / Т. Уг-ланд. - М. - Осло, 2000.

8. Karlsson T., Oesteberg E. A scale of formal alcohol control policy in 15 European countries // Nordic Studies on Alcohol and Drugs. Vol. 18.Helsinki, 2001.

9. Scaling Alcohol Control Policies Across Europe, Eurocare Bridging the Gap Project, June 2006.

10. Taxations Trends in the European Union Communitiles.- 2008. - p. 447.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.