3. Science and Engineering Indicators 2012. International R&D Comparisons. -[электронный ресурс]. - Режим доступа. http://www.nsf.gov/statistics/seind12/tables.htm
4. Science and Engineering Indicators 2012. R&D by Multinational Companies. -[электронный ресурс]. - Режим доступа. http://www.nsf.gov/statistics/seind12/tables.htm
УДК 330.341.1
МИРОВОЙ ОПЫТ АКТИВИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННЫХ ФАКТОРОВ НАЦИОНАЛЬНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Пешкова Л.Е., доктор экономических наук, профессор Марущак Д.Ю., соискатель ученой степени, Черкасский государственный технологический университет [email protected], [email protected]
В статье исследован зарубежный опыт формирования национальных инновационных систем и возможностей его внедрения в отечественную экономику. Для становления украинской инновационной системы предложены инструменты государственной поддержки инновационной деятельности
Ключевые слова: инновационная деятельность, зарубежный опыт, инновационная политика
WORLDEXPERIENCEENHANCING INNOVATIVE FACTORS OF NATIONAL ECONOMIC DEVELOPMENT Petkova L. E., Doctor of Economics, Professor, Maruschak D.Y., candidates for a degree, Cherkasy State Technological University
Annotation: this article investigated the formation of the international experience of national innovation systems and possibilities of its implementation in the domestic economy . For the formation of Ukrainian innovation system tools offered public support for innovation .
Key words: innovation , foreign experience , innovation policy.
Основой успешного развития страны является инновационная политика. Инновационный путь развития избран в качестве приоритетного многими странами с рыночной экономикой. Политика государств, направленная в поддержку инновационного процесса в стране, имеет цель создания поддержания институционного механизма, который обеспечивает разработку, реализацию и внедрение новых технологий, в общественном производстве, организацию производства новых товаров, обеспечения появления на рынках новых товаров и услуг. В современном мире особенное значение для Украины имеет творческое использование опыта развитых стран из реализации мероприятий государственной поддержки инновационных процес-
сов в экономике, которая позволит сформировать действующую отечественную систему стимулирования инновационной деятельности.
Сегодня среди развитых стран нет такого государство, которое теми или иными методами не стремилась бы способствовать инновационному процессу. Мировыми лидерами в проведении эффективной инновационной политики считают Швейцарию, Германию, США, Японию. Для этих стран характерно государственная (кроме рыночного) регуляция инновационной деятельности, которая реализуется через целеустремленное влияние органов государственного управления на экономические интересы институтов инновационной сферы. Государственная регуляция базируется на выборе приоритетов, генеральных стратегических направлениях и ориентирах эффективного научно-технического и социально-экономического развития.
Достижение цели и выполнение заданий инновационной политики в США осуществляется путем применения механизма децентрализующей регуляции инновационной деятельности, в которой государство играет ведущую роль. Составными частями реализации государственной инновационной политики в США является:
- экономико - правовые методы, которые основываются на положениях Конституции, соответствующих законов, внутриведомственных, административных распоряжений;
- государственное финансирование научной сферы;
- контрактная система отношений между субъектами инновационной деятельности и государством;
- налоговая система;
- патентно-лицензионная политика;
- амортизационные мероприятия, субсидии;
- поддержка мелкого инновационного бизнеса;
- правительственные закупки;
- развитие инфраструктуры исследований и разработок.
Осуществление научно-технической политики США базируется на хорошо развитой институционной структуре. Прямые методы государственной регуляции инновационных процессов осуществляются преимущественно в двух формах: административно ведомственной и программно целевой. Финансирования всех разработок и нововведений в США осуществляется близко в следующих пропорциях : 35% - из федерального бюджета, 60% - за счет собственных средств компаний, 5% - из правительств штатов, органов местного самоуправления, колледжей, университетов [1].
Значительную часть фундаментальных опытов в США осуществляется университетами. Большая часть этих разработок финансируется федеральным правительством через систему грантов. Существует около 20 законов и указов президента США, которые обеспечивают баланс интересов частных компаний. Реализации государственной политики в развитии инновационной деятельности в США направлена в поддержку малого инновационного предпринимательства.
К основным формам поддержки относят:
- специальная программа поддержки малого инновационного предпринимательства;
- государственные финансовые вклады;
- создание венчурных фондов;
- финансирование из средств частного сектора и другие.
Основой формирования государственной политики приоритетов у Японии являются несколько другие стратегические и тактические принципы. Японские специалисты считают, что поэтапное ускорение научно-технического развития экономики страны предусматривает два подхода: во-первых, освоение зарубежного опыта на основе закупки лицензий; во-вторых, развитие собственных исследований и разработок. В связи с этим государственные структуры не только увеличивают части инвестиционных вложений в такие исследования, но и побуждают делать это во всевозрастающих масштабах частные фирмы. В Японии существуют также организации, которые поддерживают малое инновационное предпринимательство, среди основных можно выделить такие: Японский центр ключевых технологий, который помогает малому и среднему инновационному бизнесу в налаживании деловых связей, финансирует фундаментальные и прикладные разработки; Организация по развитию новых истоков энергии -организует международные коллективы предпринимателей для проведения общих опытов.
Достаточно важной в рассмотрении инновационной деятельности является инновационная политика Евросоюза, которая основана на усиление инновационной составляющей всех направлений национальных политик, стимулирование инновационной деятельности и создание конкурентоспособной инновационной экономики. Особенно важными структурными элементами и механизмами в осуществленных инновационной политики есть: признание на правительственном уровне инноваций как жизненно важного фактора экономического развития, проведения институционных изменений и образования новых административных структур, основанных на системном характере инноваций; координация национальных инновационных политик на основе сбора, анализа, оценки и распространения информации, о состоянии инновационной деятельности; перенесение центра инновационной политики на региональный уровень и создание Европейского исследовательского пространства с учетом расширения Евросоюза. Основными инструментами инновационной политики ЕС являются следующие:
- создание инфраструктуры, которая способствует инновационной деятельности;
- прямое государственное финансирование, предоставление кредитов, субсидий, и тому подобное;
- стимулирования научных исследований и разработок и специальные формы поддержки венчурного инвестировать [2].
Всего для быстрейшего развития и достижения поставленных целей ЕС произвел семь приоритетных направлений деятельности. Важнейшим из них является направление - «Инновационный Союз», задание которого заключается в улучшении условий и возможностей финансирования исследований и инноваций по всей инновационной цепи от фундаментальных исследований к рынку. ЕС, так же, как и другие страны, осуществляет усилия, направленные на разработку, имплементацию и координацию политики, которая влияет на инновации и на уровень роста и устойчивого развития. Эти усилия отображены в программных документах и сообщениях, которые публикует Еврокомиссия. Эти опубликованные заявления отображают образ мышления в решении вопросов настоящего, толкования инновационных процессов, вызовы экономике Европы, распределение власти между генеральными директорами Еврокомиссии и между самой Комиссией и государствами-членами.
Стимулирование инновационной деятельности в Евросоюзе осуществляется приблизительно на тех же принципах, которые приняты в мировой практике.
Начиная с последних десятилетий прошлого века, в инновационную деятельность все более широко включаются представители второй группы стран. Они в основном выступают как нетто-импортеры высоких технологий, их эффективного приложения на практике (в значительной мере за счет низкой оплаты труда в сравнении с первой группой стран). Вместе с тем некоторые из этих государств постепенно становятся весомыми игроками на мировом инновационном рынке. Да, Индия уже входит в пятерку стран мира по объему разработок компьютерных программ, Тайвань, Южная Корея и Бразилия, стали поставлять на внешний рынок высокотехнологических разработок некоторые результаты собственных исследований. По данным ВТО, уже в середине этого десятилетия часть Республики Корея в экспорте высоких технологий достигла 6,1%, а Сингапуру - 7,8%, то есть лишь две эти страны смогли суммарно превзойти соответствующий уровень США (11,8%) [3].
Особенностью стран этой группы (как и в Японии) является максимальное использование в инновационной политике особенностей менталитета населения, традиций и навыков, на чем, в частности, построенная система так называемых корейских чеболей или китайского предпринимательства на Тайване, в Сингапуре и Гонконге (Сянгани). В Тайване серьезный взнос в развертывание инновационной деятельности осуществила практика внедрения 4- и 6-летних планов развития национальной экономики, в которых в качестве стратегических приоритетов были выделены такие отрасли, как электроника, электротехника, некоторые виды машиностроения и информатика.
В Сингапуре вообще на протяжении нескольких десятилетий существовал жесткий государственный диктат относительно предпринимателей, который, однако, позволил стране, которая нет практически никаких ресур-
сов, выйти на высокий уровень экономического развития как раз благодаря эффективной инновационной политике. Не менее важную роль в современном экономическом мире играет Китай. В китайском экспорте в последнее пятилетие ведущими статьями вывоза стали более технологические товары (правда, средне технологического уровня - офисное оборудование, комплектующие для автомобилей и тому подобное). Именно на этой базе с 2003 года КНР вышла на первое место по объему экспорта среди азиатских государств, потеснив предыдущего многолетнего лидера -Японию, а в 2009 году вообще заняла второе, после США место в мире относительно вывоза товаров, подвинувши на третье место Германию.
Составляющей и эффективной частью инновационной деятельности в КНР, выступает ее кадровое обеспечение, особенно касательно овладением передового опыта менеджмента. Практически весь руководящий состав больших китайских государственных, смешанных и частных корпораций перед тем, как занять должности в отечественном бизнесе несколько лет работал в филиалах японских, немецких, американских ТНК на территории КНР. Кроме того, несколько сотен тысяч этнических китайцев работают в университетских и исследовательских центрах, производственных и сбытовых учреждениях Северной Америки и Западной Европы, перенимая передовой опыт.
Широкомасштабную модернизацию экономики осуществляет в последние годы и Вьетнам, который по некоторым показателям (растущий уровень развития горнодобывающей и легкой индустрии с применением высших технологий, внесения достижений биотехнологии, к ряду отраслей агропромышленного комплекса - при производстве риса, морепродуктов, в консервной промышленности) выходит на уровень наиболее развитых государств Юго-восточной Азии. Основной причиной таких успехов является целеустремленная долгосрочная политика экономического развития, надежным составным элементом которой является поэтапное и взвешенное осуществление в этих двух странах рыночных реформ, направлены в том
числе и на создание благоприятного климата для инновационной деятельности.
Следовательно, рассмотрев опыт зарубежных сфер инновационной деятельности, можно отметить, что инновации влияют на все области общественной жизни. Исследовав влияние развития инноваций на ВВП на душу населения, пришли к выводу, что чем высший индекс инноваций страны, тем высший ВВП на душу населения.
Украина, невзирая на не совсем благоприятный общий экономический климат, может использовать опыт ряда новых индустриальных стран, которым удалось достичь значительных успехов в развитии инновационной активности и повышении конкурентоспособности своих национальных экономик. В частности, целесообразно было бы перенять опыт Америки -относительно особенностей организации венчурного бизнеса; Японии -относительно особенностей финансирования инновационных проектов; ЕС - относительно формирования общего инновационного пространства. Вместе с тем мы имеет возможность развиваться более интенсивно за счет изучения чужих ошибок и соответственно их избежания.
Список литературы
1. В.Л. Попова. Управление инновационными проектами. Учеб. Пособие / Под ред. проф. В. Л. Попова.- М.: ИНФРА-М, 2009.-336с.
2. Аналитическая и статистическая база НаукаИнформ. [Эл-й ресурс]. - Режим доступа: http://naukainform.kpi.ua/DocLib1/Scientific_journals.aspx
3. Аналитическая и статистическая база ВТО. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://wto.org/
4.Ларин С.Н. Государственно-частное партнерство: зарубежный опыт и российские реалии /С.Н. Ларин //Госудаствено-частное партнерство в инновационных системах / Под общ.ред. С.Н. Сильвестрова.- М.: Изд.ЛКИ, 2008.-Укр1НТЕ1, 2009 - С.51-62.
5. Аналитическая и статистическая база Глобального индекса инноваций: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.globalinnovationindex.org/gii/