Научная статья на тему 'Мировой эстетический процесс сегодня (ХХ Международный эстетический конгресс. Сеул, 24-26 июля 2016 г. )'

Мировой эстетический процесс сегодня (ХХ Международный эстетический конгресс. Сеул, 24-26 июля 2016 г. ) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
125
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Дзикевич Сергей Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мировой эстетический процесс сегодня (ХХ Международный эстетический конгресс. Сеул, 24-26 июля 2016 г. )»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 7. ФИЛОСОФИЯ. 2016. № 6

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

МИРОВОЙ ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС СЕГОДНЯ

(ХХ Международный эстетический конгресс.

Сеул, 24-26 июля 2016 г.)

Международные эстетические конгрессы (ICA) проводятся под эгидой Международной эстетической ассоциации (IAA) с 1913 г. c перерывами на мировые войны и собирают исследователей в этой области из всех регионов мира. Конгрессы имеют экстраординарное информационное и координирующее значение для развития всех отраслей эстетического знания, а во многом также и для художественных практик. Роль Конгрессов без преувеличения может быть определена как глобальный фактор интеграции исследований на эстетическом поле1, поскольку они способствуют преодолению пространственной, культурной и методологической изоляции как негативных факторов развития всякой науки, и эстетики в том числе. Конгрессы также дают беспрецедентную возможность получить представление о многообразии эстетических исследований на момент проведения, сделать выводы о некоторых тенденциях развития эстетического знания в мире, предоставляют ни с чем не сравнимую возможность прямого взаимообогащающего общения коллег со всего мира. Конгрессы оказывают также весьма серьезное влияние на дальнейшее тематическое и методологическое развитие эстетических исследований в мире. Это касается и докладов, сделанных в разное время на Конгрессах ключевыми спикерами этих событий (Р. Ингарден, В. Вельш, А. Берлеант, Н. Кэролл) и многими другими исследователями с общепризнанным в мировой эстетике авторитетом.

Международные конгрессы по эстетике, практика которых перешла 100-летний рубеж в 2013 г., имели разную периодичность2. Современные Конгрессы, возобновленные после Второй мировой войны, сначала (с 1956 г.) проводились регулярно один раз в четыре года, а затем (с 1995 г.) стали проводиться один раз в три года, и эта периодичность сохраняется до настоящего времени. XX Международный эстетический конгресс был организован IAA, стремящейся

1 Термин А. Берлеанта, президента ICA с 1995 по 1998 г.: Berleant A. The Aesthetic Field: A Phenomenology ofAesthetic Experience. Springfield, Ill.: Charles C. Thomas, 1970.

2 Подробнее с историей Конгрессов можно познакомиться на официальном сайте IAA: http://iaaesthetics.org/

стратегически осмысленно распределять места проведения Конгрессов на карте мировой эстетики, в Сеуле, столице Республики Корея, 24—26 июля 2016 г. Это свидетельствует как о заслуженном уважении к этой стране, так и о высокой оценке перспектив научного развития дальневосточного региона в целом. Конгресс был подготовлен Международной эстетической ассоциацией при организационной поддержке Корейского эстетического общества, инфраструктурное обеспечение осуществлялось Сеульским национальным университетом — одним из крупнейших академических центров дальневосточного региона.

На Конгресс заявили свои доклады более 450 исследователей, непосредственно же приняли участие около 350 из них, вероятно, удаленность Южной Кореи от Европы и Америки, а также характерный климат региона не позволили части ученых лично сделать сообщения на этом важнейшем форуме. Некоторые турецкие эстетики не смогли принять участие в работе Конгресса из-за июльских политических событий в их стране. Впрочем, на Конгрессе была обеспечена возможность для ряда исследователей дистанционно участвовать в дискуссии: доклады отсутствовавших турецких ученых зачитывали представители Оргкомитета, А. Берлеант принимал участие в работе Конгресса по скайпу. На Конгрессе были представлены участники из 38 стран. Самыми многочисленными были делегации от Южной Кореи, Японии и Китая (103, 79 и 63 участника соответственно). Крупной была делегация из США (21 участник). Из европейских стран наиболее многочисленными были делегации из Польши, Финляндии и Франции (по 9 участников). Россия была представлена пятью участниками.

Всего на конференции было представлено около 360 докладов. Программа была составлена таким образом, что каждый участник мог исходя из личного интереса спланировать собственную траекторию участия в работе Конгресса. Если проанализировать темы заявленных на Конгрессе докладов, то оказывается, что в них наиболее часто упоминались Платон, Ницше, Делёз и Рансьер; широко использовались понятия «прекрасное», «эстетический опыт», «тело», «окружающая среда»; из видов искусства докладчики чаще всего обращались к кинематографу и музыке.

После торжественной церемонии открытия, включавшей в себя приветствия президента Корейского эстетического общества и президента Сеульского национального университета, а также впечатляющего награждения победителей конкурса молодых исследователей, проведенного с особым вниманием в рамках подготовки Конгресса, началась практическая работа форума. Проведение конкурса работ нового поколения эстетиков, их поддержка должны

быть особо отмечены сразу — это будущее эстетической науки, и это станет приоритетным в деятельности Российского эстетического общества, создание которого должно завершиться в ближайшее время.

Конгресс проходил под общим тематическим девизом «Эстетика и массовая культура»3, и именно специфическим проблемам собственно массовой культуры было посвящено большинство пленарных докладов.

Первую пленарную сессию Конгресса на правах хозяина открыл старейшина корейской эстетики Биюнг Нам Ох (Byung-nam Oh) с докладом «Попытка определить искусство в пределах понятия исполнения». В докладе отстаивалась идея, что эстетическая теория сделает большой шаг вперед, если откажется от традиционного подхода к искусству, основанного на внимании к творцу, реципиенту и самому произведению искусства, в пользу подхода, в основе которого лежит анализ акта исполнения, который свойствен, по мнению исследователя, не только так называемым исполнительским искусствам, но и всему искусству в целом. Исполнение, согласно взгляду корейского эстетика, состоит в первичном единстве взаимодействующих и взаимопроникающих чувств, за счет чего искусство обращается к протоуровню человеческого существования, на котором основаны более высокие уровни — наука и философия. В конце концов, утверждает этот ключевой корейский докладчик, искусство, если его определить через акт исполнения, можно сравнить с кипящей лавой внутри вулкана, и это очень точно отсылает исследователя к динамической стороне эстетической реакции.

Иных методологических позиций в своем пленарным докладе «Аффективное вовлечение и массовое искусство: рефлексы, эмоции и настроения — позитивные и негативные» придерживался патриарх американской эстетики Ноэль Кэрролл (Noel Carroll). Он отметил, что массовое искусство во многом основано на эмоциональных реакциях, подразумевающих череду парадоксов. Таковы парадокс негативной эмоции (массовое искусство эксплуатирует страх, жестокость, которые вместо того, чтобы отталкивать, напротив, привлекают массового зрителя), парадокс вымысла (массовое искусство активно использует вымышленные миры, которые именно потому, что они вымышлены, привлекают массового зрителя) и другие па-

3 Такой девиз имеют все Конгрессы, он отражает не столько жесткое установление единой тематической проблематики для докладов, сколько признанные Оргкомитетом актуальными ключевые теоретические проблемы независимо от их тематической принадлежности. Так, Сеульский конгресс предполагал рассмотрение распространенных в обществе эстетических реакций, разбитое на 10 тематических групп (докладчики по этим группам проблем составили секции, проводившие свои сессии синхронно), а также 24 круглых стола по специально заявленным заранее проблематикам, не вошедшим в 10 предложенных Оргкомитетом тематик.

радоксы. Н. Кэрролл особо отметил возрастающую роль визуальных нарративов в массовом искусстве для формирования моральных эмоций. Сообщение Н. Кэрролла на Конгрессе так же, как и в других событиях, в которых он принимает участие, вызвало большой интерес аудитории и живое обсуждение. В личной беседе с автором настоящего отчета, слышавшего доклады Н. Кэролла ранее уже трижды на других конференциях и обсуждавшего с ним истоки его теории интерпретации, американский философ указал, что на него глубокое влияние оказали эстетические и теоретико-текстологические взгляды М.М. Бахтина и его методология анализа текста Франсуа Рабле.

Проблемам оппозиции «высоких» норм теоретически обоснованного эстетического вкуса и практик массового искусства был посвящен и пленарный доклад японского эстетика Кеничи Сасаки (Ken-ichi Sasaki), характерно названный «На фронте: эстетика против популярного искусства и массовой культуры». Японский исследователь отметил различие европейской и японской линий развития массового искусства. Он указал, что это связано с различной интерпретацией «высокого» и «низкого», а также с различиями их влияния на художественное творчество в европейской и японской культурах. Докладчик сделал вывод, что при всех различиях есть общая задача эстетики, заключающаяся в том, чтобы препятствовать распространению во всех культурах вульгарных, сниженных, примитивных норм вкуса.

Канадский эстетик нового поколения Доминик Лопес (Dominic Lopes), уже успевший приобрести значительную известность в международном эстетическом сообществе, в своем пленарном докладе «Эстетическое посредничество в массовой культуре» сосредоточил свое внимание на конвенциональном происхождении критериев эстетической оценки всех феноменов, находящихся в зоне эстетического контакта с ними публики. Он указал на то, что представление о том, что эстетически более совершенное в очень высокой степени зависит от развития человеческой деятельности, появления ее новых форм, так что новые явления не могут оцениваться по старым критериям. Докладчик подчеркнул безосновательность противопоставления новых форм деятельности, и творчества в искусстве в том числе, эстетическим нормам прошлого, поскольку новые формы творчества порождают новые нормы, и они должны быть реконструированы эстетиками для оценки эстетической ценности того или иного проявления плодов человеческой деятельности, и в том числе тех, которые традиционно относятся к массовой культуре.

Пленарный доклад французского эстетика Эли Дюринга (Elie During), провокативно названный «Какой могла бы быть спекуля-

тивная эстетика», был посвящен проблемам теоретического самосознания современной эстетики. В докладе развивались идеи «спекулятивного реализма»4 — относительно нового философского направления, начало которого относится к 2007 г., но быстро получившего распространение усилиями таких авторов, как А. Тоскано, Г. Харман, К. Мейясуу5 и др. Исследователь отмечает, что современное искусство все чаще ориентируется на создание новых областей опыта, которые связаны не столько с человеческим, сколько с внечеловеческим содержанием. Развитие цифровых технологий, отметил докладчик, решительно изменило классическое представление о пространстве и времени в человеческой жизни, возникают новые вариации темы хронотопа. Э. Дюринг ввел понятие «плавающее время», которым, по его мнению, характеризуются формы современного эстетического опыта.

На фоне возросшего в мире интереса к спорту особое внимание привлек доклад германского исследователя Гюнтера Гебауэра на тему «Представляя доминирование, случай и эмпатию: Homo ludens в современном спорте». Прекрасно оперируя классическими аргументами классической эстетики и теории культуры, в частности через содержательный диалог с Й. Хейзингой, докладчик экспонировал диспозиционные эмоционально привлекательные элементы такого массового спортивного зрелища, как футбольная игра. С основаниями, представленными в виде обильного и чрезвычайно репрезентативного фактического материала, докладчик показал, что футбол привлекает зрителей прежде всего не с точки зрения итогового результата, а как психологический процесс соревнования характеров, темперамента, исполнительского мастерства, определяющего уникальную драматургию каждого матча, которая в действительности и приносит зрителям эстетическое, без всяких натяжек и преувеличений, удовольствие. По аналогии выводы Г. Гебауэра могут быть экстраполированы и на другие спортивные зрелища, ставшие едва ли не самым заметным явлением массовой культуры, которое к тому же породило целую систему сопутствующих явлений (тиражируемые образы, формы поведения, сообщества, мода).

В рамках тематических секций автор отчета обратил внимание на различные сообщения, которые отвечали его личным научным интересам, присутствовал в разных группах в разное время, и поэтому составил более или менее целостную картину дискуссий. Ради экономии пространства, не упоминая названия секций, пе-

4 См. об этом направлении: Логос. 2013. № 2.

5 См.: Мейясу К. После конечности: Эссе о необходимости контингентности / Пер. Л. Медведевой. Екатеринбург; М., 2016.

рейдем к изложению обративших на себя внимание позиций, заявленных участниками.

В докладе финского эстетика Осси Науккаринена (Ossi Naukka-rinen), названном «Эстетика, рассмотренная через "Web of Science" и другие цифровые базы данных», затрагивалась тема наукометрии, знакомая многим современным ученым. Помимо любопытных данных о том, как представлены эстетики в базах данных (например, по базе данных «Web of Science», самым цитируемым эстетиком на данный момент является упомянутый нами в самом начале описания дискуссии на Конгрессе Н. Кэрролл, а из эстетиков прошлого — И. Кант), в докладе были названы и проблемы, с которыми современные базы данных не справляются (нет монографий, представлена лишь часть журналов по эстетике, не индексируются изображения и звуки, анализ которых для эстетических исследований может оказаться очень важным). Также в докладе отмечалась роль альтметрики (альтернатива классической наукометрии — сбор данных на основе социальных сетей) для науки в целом и эстетики в частности.

Действующий президент Американского эстетического общества Синтия Фриланд (Cynthia Freeland) в докладе «Мультисенсор-ное кинематографическое восприятие» необычным образом рас-сматрела проблему скрытой синестезии. Она проанализировала, каким образом кинематограф может работать со вкусовыми ощущениями. Для этого С. Фриланд, во-первых, разобрала некоторые примеры, из которых видно, что визуальные образы могут вызывать вкусовые ощущения; во-вторых, обратилась к феномену мульти-модальных рецепторов, к которым некоторые современные режиссеры реферируют в своем творчестве; в-третьих, обратила внимание на различные культурные аспекты, которые также могут способствовать формированию «вкусового кино».

В формате круглых столов была сосредоточена дискуссионная проблематика, которая станет актуальной, по мнению заявителей и участников этих площадок, в самое ближайшее время. С этой точки зрения, обращает на себя внимание круглый стол «Массовое искусство/культура и эстетика городской жизни», в котором принимал участие уже отчетливо нами охарактеризованный Н. Кэрролл, а также сразу два президента IAA6 недавнего времени — американ-

6 Президент IAA избирается сроком на три года в период очередного Конгресса и руководит всей работой Ассоциации между Конгрессами. Президент IAA играет очень важную роль в повседневной жизни международного эстетического сообщества, координируя связи между национальными, региональными и специализированными эстетическими обществами, обеспечивая информационные условия для равномерного распространения эстетических исследований в мире. С этой

ский исследователь Кертис Картер (Curtis Carter, президентский срок 2010—2013 гг.) и китайский эстетик Гао Джанпин (Gao Jianping, президентский срок 2013—2015 гг.).

Профессор Гао Джанпин, который на своей родине играет очень заметную роль в Академии наук КНР, выступил с докладом, который не просто представляет общепрофессиональный интерес для эстетиков, исследующих проблемы эстетических реакций, связанных с текущей массовой культурой, но также и специальный интерес для аналитиков современной китайской культуры и процессов в современном китайском философском дискурсе. В докладе китайского эстетика, сделанном в полном соответствии с укоренившейся в этой стране установкой конструктивного постмодернизма, было обнаружено очень хорошее понимание теоретической иерархии проблем в эстетическом знании, однако эта иерахия не экспонировалась прямо, непосредственное внимание докладчика было сосредоточено на истории и текущем состоянии киберлитературы в китайском сегменте Интернета. Докладчик представил очень точные и редкие сведения о становлении и современной ситуации, которая складывается с Сетью и сетевой культурой в Китае, о переходе литературы из офф-лайн- в он-лайн-состояние, а также о формировании китайской сетевой литературы (cyberliterature) как таковой, ее тематике, специфике текста и отношении с культурной средой как в Сети, так и вне ее. Доклад китайского спикера вызвал живой интерес и дискуссию с участием Н. Кэррола и автора настоящего отчета.

Значительный теоретический интерес представлял круглый стол «Эстетика и феноменология», где финский эстетик Арто Хаапала (Arto Haapala), выступавший с докладом «Что делает эстетику феноменологической», отстаивал идею, что всякая эстетика является, по сути, феноменологической, поскольку подразумевает анализ эстетического опыта. Ирландский исследователь Джеральд Сиприани (Gerald Cipriani) в своем сообщении сформулировал вопрос об отношении эстетики и феноменологии еще более фундаментально, обратившись к тому, что делает феномены эстетическими. В работе круглого стола приняли участие также докладчики из Японии,

точки зрения, в зависимости от ситуации в развитии эстетики Ассоциация старается избирать президентом исследователя либо из страны, где эстетика давно и хорошо укоренена, либо из страны, где она находится на подъеме, либо — в интересах поддержки — из тех стран, где в развитии эстетики могут быть проблемы. Так, мы видим в качестве недавних президентов представителей США и Китая, на ХХ Конгрессе президентом в связи с явными проблемами в турецком академическом сообществе была избрана ветеран турецкой эстетики, постоянный участник Конгрессов с 1968 г. Джали Эржен (Jale Erzen).

Италии и Тайваня. Широкое представительство на этом тематическом круглом столе свидетельствует о стойком и последовательном интересе к феноменологической методологии и феноменологическим подходам в эстетических исследованиях во всем мире. Проблематика секции вызвала энергичную дискуссию участников, а содержательные обсуждения ее хода продолжились в кулуарах Конгресса.

Отдельного внимания заслуживает круглый стол, организованный при непосредственном участии российских участников Конгресса. Он был скоординирован ими в электронной переписке задолго до начала форума. Идея этого круглого стола, получившего название «Проект международного глоссария современной эстетики и искусства», была предложена профессором Б.Ф. Орловым (Екатеринбург, УрГУ) на VI Овсянниковской международной эстетической конференции (2014) и поддержана С.А. Дзикевичем (Москва, МГУ имени М.В. Ломоносова) и А.Е. Радеевым (Санкт-Петербург, СПбГУ). Все российские участники проекта представили международному эстетическому сообществу свои точки зрения на содержание и организационные элементы этого масштабного электронного проекта, который должен стать международной специализированной сетевой энциклопедией по проблемам современной эстетики и современного искусства. Следует заметить, что этот круглый стол и проект глоссария в целом стали прекрасной площадкой для содержательного взаимодействия и сотрудничества российских эстетиков с исследователями из других стран. Круглый стол собрал значительное количество участников Конгресса из разных стран, проявивших живую заинтересованность и готовность к участию в проекте. Помимо докладов российских участников («Современная эстетика как средство массовой информации: проект международного электронного словаря» (Б.В. Орлов); «Формы владения, направления развития и словарь по эстетике и искусству» (А.Е. Радеев); «Современное искусство и постсовремененная среда существования: вербальные инструменты эстетического понимания» (С.А. Дзике-вич)) на Конгрессе прозвучало выступление на тему «Интер/транс-дисциплинарный глоссарий эстетики и искусства» видного представителя современной эстетической мысли Сербии Мишко Шуваковича (Misko Suvakovic), в котором он изложенил свою точку зрения на проект глоссария.

Обращаясь к участию в Конгрессе российских докладчиков, следует сказать, что помимо троих упомянутых инициаторов круглого стола в нем принимали участие также Г.П. Климова (Екатеринбург, УрГАХУ) и М.А. Ромакина (Москва, МГУ имени М.В. Ломоносова, факультет журналистики). Все докладчики, за исключением коор-

динации усилий в описанном круглом столе, работали независимо друг от друга, заранее подали свои доклады на сайт Конгресса в разные тематические секции сообразно своим текущим научным интересам, и эти доклады были одобрены Оргкомитетом, а абстракты докладов опубликованы в сборнике Конгресса. Все доклады были сделаны на английском языке — основном рабочем языке Конгресса.

Кратко излагаю содержание своего сообщения в секции Конгресса, чтобы передать, как философский факультет МГУ имени М.В. Ломоносова был представлен на этом форуме. В докладе «Природа и окружающая среда как теоретические проблемы эстетики», сделанном С.А. Дзикевичем на секции «Эстетика окружающей среды и экология», было проанализировано несколько ключевых проблем этого важного и актуального направления эстетического дискурса. Прежде всего, была рассмотрена проблема периодизации, содержания и содержательной динамики эстетического анализа отношений человека с природной и социальной средой, были отмечены важнейшие персоналии этого дискурса и их содержательный вклад в него. Затем докладчик сосредоточился на современных проблемах эстетики среды, обратив внимание на необходимость тщательной проработки языка обсуждения этой проблематики внутри эстетики для того, чтобы можно было эффективно взаимодействовать в диалоге с участниками междисциплинарного экологического дискурса в целом. Здесь С.А. Дзикевич обратил внимания на явные достижения мировой эстетики, указав на важные позиции российских исследователей в этой глобальной интеллектуальной работе: практически одновременно и независимо друг от друга такие авторитетные мыслители, как А. Берлеант и Д.С. Лихачев, ввели в оборот очень близкие по содержанию понятия «эстетика культуры» (Берлеант) и «экология культуры» (Лихачев). Проанализировав содержательные контексты происхождения обоих терминов, С.А. Дзикевич предложил использовать эту терминологическую площадку для проработки специализированного языка эстетики среды. В заключение докладчик внес предложение о создании в рамках IAA постоянно действующей рабочей группы по изучению эстетической проблематики среды, которая собирала бы материалы из разных регионов мира, поскольку наряду о общими проблемами, с которыми сталкивается человечество в этом отношении, есть класс проблем регионального типа, которые должны быть осмыслены и получить обсуждение международного уровня для сохранения культурной идентичности всех пространств на территории Земли. Доклад и предложения получили дальнейшее обсуждение с исследователями из разных стран.

Подводя итоги Конгресса, можно выделить несколько ключевых моментов, которые стали очевидными в его ходе. Конгресс показал устойчивый интерес к конструктивному и содержательному развитию классической эстетической теории как главному источнику фундирования эстетического дискурса в ответе на вызовы современного мира. Переосмысление прекрасного и возвышенного, место эстетического опыта в современных условиях, возвращение эстетики к айстесису (aesthesis) как базовой теоретической лексеме этой в высшей степени специализированной философской науки — далеко не исчерпывающий перечень классических тем, так или иначе выступавших общим фоном для многих докладов на Конгрессе. Конгресс также показал отчетливую тенденцию к расширению предметного поля эстетики. Соотношение эстетики и политики, роль когнитивных наук для эстетики, исследования в рамках эстетики новых медиа — эти темы продолжают беспокоить современную эстетику, и можно ожидать, что эти и другие области исследования позитивно скажутся на развитии эстетики в целом.

Нельзя не отметить и то, что многие доклады на пленарных и тематических секциях, а также на круглых столах Конгресса затрагивали вопросы сопоставления и диалога восточной и западной эстетических традиций, стремления обеих к идейному и терминологическому взаимообогащению, конвергенции дискурсов. Автор отчета полагает, что место проведения Конгресса, сознательно избранное Оргкомитетом, сыграло в этом свою роль, имплицитно и ненавязчиво сфокусировав теоретическое внимание докладчиков на аспектах объективно возникшего активного кросс-культурного процесса внутри мировой эстетической мысли последнего десятилетия. Следующий, XXI Международный эстетический конгресс намечено провести в 2019 г. в Белграде (Сербия), где этот диалог будет, несомненно, продолжен, но уже в фокусе очень сложных проблем европейской идентичности и специфических процессов континентальной эстетико-философской мысли.

С.А. Дзикевич

* Дзикевич Сергей Анатольевич — кандидат философских наук, доцент кафедры эстетики философского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, тел.: 8 (495) 939-19-50, e-mail: aesthesis@philos.msu.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.