ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 7. ФИЛОСОФИЯ. 2009. № 3
НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ
III ОВСЯННИКОВСКАЯ МЕЖДУНАРОДНАЯ
ЭСТЕТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ (ОМЭК III)
Обзор докладов III Овсянниковской международной эстетической конференции (ОМЭК III), организованной кафедрой эстетики философского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова (21—22 ноября 2008 г.) в память ее основателя и руководителя, декана философского факультета МГУ профессора М.Ф. Овсянникова (1915—1987).
Ключевые слова: эстетика, творчество, эстетическая рефлексия, эстетическая коммуникация.
III Ovsyannikovskaya international aesthetical conference (OIAC III)
The review of reports for III Ovsyannikovskaya international aesthetical conference (OIAC III) organized by Aesthetics Sub-Faculty of Faculty of Philosophy, Moscow University (November 21—22, 2008) in memory of its founder and leader, dean of Faculty of Philosophy Moscow University professor M.F. Ovsyannikov (1915—1987).
Key words: aesthetics, creation activity, aesthetical reflection, aesthetical communication.
21—22 ноября 2008 г. состоялась III Овсянниковская международная эстетическая конференция (ОМЭК III) — регулярное специализированное мероприятие, организуемое кафедрой эстетики философского факультета МГУ в память ее основателя и многолетнего руководителя, одного из деканов философского факультета МГУ профессора Михаила Федотовича Овсянникова (1915—1987).
Так, I Овсянниковская международная эстетическая конференция (ОМЭК I) проходила в 2005 г. и проводилась кафедрой в память 90-летия со дня рождения М.Ф. Овсянникова. В сборнике материалов этой конференции собраны ценнейшие исторические свидетельства об отечественной эстетической науке 60—80-х гг. ХХ в., которые содержались в выступлениях современников, друзей и коллег этого выдающегося ученого и организатора эстетической науки.
В этом году прошла уже третья по счету очередная конференция. Благодаря деятельности организационного комитета на данном этапе работы ОМЭК произошло значительное расширение ее культурной территории, где событие утвердилось как фактор консолидации эстетического научного сообщества. В среду содержательного обмена идеями на интеллектуальной площадке Московского уни-
верситета вошла практически вся территория России с ее столицами и страны СНГ (Белоруссия и Украина).
На третьей конференции для обсуждения проблем эстетического познания была предложена тема «Методы, понятия и коммуникации в современном эстетическом дискурсе». В докладах были затронуты важнейшие для эстетики проблемы методологии, становления терминологии, обозначены новые аспекты исследования эстетических коммуникаций, что дает представление о состоянии современного эстетического понятийно-терминологического аппарата.
Данная тема была тщательно обсуждена и обозначена членами кафедры как выражение последовательного этапа развития эстетической рефлексии. Проблемное поле ОМЭК III было отдано изучению предмета и уточнению терминологического оформления философско-эстетических понятий. Содержание дискуссии на третьей конференции включило в себя и проблемы метода, способствовало выявлению средств эстетической коммуникации в современном контексте, что соответствует такой стадии эстетической рефлексии, как терминологическая систематизация. Следовательно, тематически научные доклады настоящей конференции охватывали достаточно широкий круг проблем статуса эстетики как формы знания и были сосредоточены на введении новых рабочих понятий и методе, позволяющем описать частные случаи эстетического опыта в современной культуре.
Работа ОМЭК III состояла из четырех заседаний в рамках отведенных двух дней. После аккредитации официальных докладчиков конференции и раздачи информационных материалов конференция была открыта приветственным словом, с которым к участникам, иностранным и российским коллегам, обратились заведующий кафедрой эстетики философского факультета МГУ, профессор А.С. Мигунов и ученый секретарь оргкомитета ОМЭК III, доцент С.А. Дзикевич. В порядке, предусмотренном регламентом, были сделаны научные сообщения официальных докладчиков. Авторы тезисов, не получившие официальной аккредитации, принимали участие в качестве гостей конференции.
Следует отметить и специфическую особенность конференции: среди участников научно-эстетической общественности были ученые всех возрастов. Демократичный характер ОМЭК III выражался прежде всего в том, что слово на конференции было предоставлено не только значительным фигурам академического процесса, но также аспирантам и студентам, что способствует будущему успешному развитию нового поколения исследователей.
В докладе Н.А. Хренова (заместитель директора Государственного института искусствознания, Москва) «Эстетический ренессанс эпохи "оттепели" в контексте последующих этапов функциониро-104
вания эстетического сознания» была предпринята попытка вернуться к ныне почти забытой в истории отечественной гуманитарной науки странице — ренессансу эстетики конца 50-х —начала 60-х гг. XX в. Этот ренессанс, как отмечал докладчик, постигла та же судьба, что и другие явления в науке, — он был блокирован консервативной идеологией и начавшимся общественным и политическим застоем. Но все же следует отметить, что это был прорыв на новый уровень постижения динамики культуры, выявление логики циклического развертывания истории культуры, что и проявилось в некоторой актуализации в ХХ в. символических форм Средневековья. Таким образом, с точки зрения выступающего, ренессанс в отечественной эстетике эпохи «оттепели» обращен в будущее. Следует отметить, что докладчик постарался уделить внимание особым процессам в эстетическом сознании в условиях ситуации смены циклов в качестве междисциплинарных аспектов исследования художественной культуры в переходных процессах.
Доклад М.Н. Афасижева (главный научный сотрудник Государственного института искусствознания, Москва) «Проблема идеального в художественном творчестве и искусстве» содержал в себе сравнительный анализ философских рассуждений о роли материальной и идеальной каузальности в художественных процессах.
B.П. Крутоус (профессор кафедры эстетики философского факультета МГУ) вынес на обсуждение конференции эстетические идеи, принадлежащие творчеству выдающегося венгерского философа, эстетика и литературоведа Дьердя (Георга) Лукача (1885— 1971), обозначенные в теме доклада как «Эстетическая концепция Дьердя Лукача». Были раскрыты основные идеи и понятия, такие, как «эстетическое отражение», «эвокация», «особенное», «повседневная жизнь», «религиозная потребность», «целостный человек», «цельный человек», «приятное» и многие другие. Главным использованным источником доклада послужил фундаментальный труд Д. Лукача «Своеобразие эстетического» (1963; рус. пер. — 1985—1987).
C.А. Дзикевич (доцент кафедры эстетики философского факультета МГУ) в своем докладе «Писарев, Платон и тени: в лабиринтах российского эстетического дискурса XIX в.» обратился к опыту интертекстуального понимания статьи Дмитрия Ивановича Писарева «Идеализм Платона», написанной 10 апреля 1861 г. Учитывая то обстоятельство, что Писарев умер безвременно и его работы никогда не были критически интерпретированы, автор доклада попытался выявить содержательное значение взглядов этого мыслителя. Содержательная сторона доклада опирается на внутреннюю диспозицию одного из текстов этого незаурядного, оригинального, остроумного и ироничного философа, понятого ранее
главным образом поверхностно. Докладчик пользуется такими понятиями, как «текст», «контекст», «гипертекст», «интертекст», «понимание», «опосредованная интерпретация», «конфликт интерпретаций», «событие жизни текста», «герметичность события значения текста» и др. Основная проблема доклада была выражена также и схематично в форме «цепей сложносплетенных интерпре-тант». Данные схемы выводились на экран для аудитории для создания визуальной адеквации предложенных логических схем. Доклад отсылает к общей заявленной теме — к проблеме метода и вопросам становления рабочих терминов и понятий.
В сообщении Е.В. Скороваровой (аспирант Восточно-Украинского национального университета имени Владимира Даля, Луганск, Украина) «Специфика эстетического опыта: феноменологический аспект» рассматривалась проблема категориального оформления эстетики сквозь перспективу понятия эстетического опыта. Для анализа специфических черт эстетического опыта докладчик предложил категорию аттенциональности. В сообщении выступающий пользовался такими рабочими понятиями, как «эстетитческая аттенция», «аттенциональная структура» и другими, раскрывая их значение.
Сообщение Т.В. Кузнецовой (профессор кафедры эстетики философского факультета МГУ) было сопровождено видеорядом. Использование средств технической поддержки, несомненно, обогатило основной текст доклада, обозначенный общей темой «Переосмысляя основные эстетические категории». Автор доклада попыталась выработать и показать новые подходы к основным эстетическим категориям, бросить новый взгляд на связанные с ними традиционные проблемы.
А.С. Мигунов (заведующий кафедрой эстетики философского факультета МГУ) выступил с сообщением на тему «Мифы и реальности современной эстетики», пытаясь раскрыть некоторые актуальные проблемы современной эстетики: структуру чувственности и попытки ее симуляции, особенности концептуального, массового и маргинального искусства, представляя аудитории «палитру современного искусства».
Ю.Ю. Полулях (аспирант Восточно-Украинского национального университета имени Владимира Даля, Луганск, Украина) в своем докладе предложил тему «Знак в измерениях семиозиса и эстезиса», раскрывая перед аудиторией особенности знаковой динамики в соотношении таких фундаментальных свойств человеческого присутствия, как семиозис и эстезис, которые исследователь представлял в соотношении дискурсивных и предметных полей семиотики и эстетики. В качестве рабочих докладчик предлагал следующие понятия: «эстетический знак», «семиозис», «эстезис», «интенциональность», «айстесис», «кинезис», «эстема», «эстете-
ма», «аттенциональность» и др. На основании данных рабочих понятий и их системы, по мнению докладчика, можно описать процесс непосредственного эмоционально-интеллектуального знания в психической структуре субъекта. Событие эстетического знака, по заявлению автора, есть столкновение в человеке эстезиса и се-миозиса, взаимодействие эстетической оценки и референциаль-ных схем представления. Это и диалектика эстетических эмоций и знаковых структур, которые то порождают эти эмоции, то порождаются этими эмоциями, то связаны с ними, то индифферентны им. В конце доклада между участниками развернулась оживленная дискуссия.
О средствах коммуникации говорилось в докладе С.Н. Суздаль-цевой (преподаватель Покровского филиала Московского государственного гуманитарного университета имени М.А. Шолохова, соискатель ученой степени по кафедре эстетики философского факультета МГУ) «Семиотическая модель репрезентации черного цвета как предмета эстетического исследования». Автором был представлен цвет как средство коммуникации в особой форме абстрактной интеллектуальной информации. Содержанием цветового сообщения, как было отмечено докладчиком, является семантический и эстетический дискурсы. Согласно вынесенной концепции, цвет в форме лингвистического сообщения имеет референцию без определенного референта, а описание значения репрезентамена происходит посредством интерпретанты знаков и введения кода. Кодом эстетической информации будет чувственная реакция (ай-стезис), раскрывающаяся в системе ожиданий. Докладчиком было введено и понятие кода визуального цветового сообщения, которым служат иконические знаки (семы). Таким образом, раскрытие эстетической информации формируется на основе нового идео-лекта в результате переопределения информации между уровнями сообщения.
Далее прозвучал доклад И.А. Нестерова (старший преподаватель физического факультета МГУ, соискатель ученой степени по кафедре эстетики философского факультета МГУ) «Семиотика и искусство: о некоторых терминах в междисциплинарной области», где автор попытался выделить предмет семиотическо-эстетических междисциплинарных исследований. Это представлялось важным для конструирования адекватной научной терминологии в данной области.
С привлечением трансляции визуального материала был сделан доклад Е.А. Кондратьева (доцент кафедры эстетики философского факультета МГУ), «Морфология стиля и цитация». Он был посвящен феномену фрагментации пространственной ткани в произведениях изобразительного искусства. На примерах из истории искусства раскрывались генезис и специфика модернистских способов транс-
формации образного целого — выделения доминанты, цитации, повторения отдельного элемента, децентрации, имитации, полистилистики. В частности, докладчиком рассматривался гиперманьери-стический жанр иронического коллажа. Ключевые слова сообщения: деталь, цитата, ретроспекция, стиль, доминанта, коллаж. Так, на конкретных примерах докладчик смог представить аудитории феномен фрагментации, а также продемонстрировать повышение роли детали в современном искусстве.
К теме осмысления России как Евразии был обращен доклад К.Д. Карабаевой (преподаватель философии Оренбургского государственного университета) под названием «Эстетические предпосылки идей евразийства и ценность идеи симфоничности в мировоззрении евразийцев», посвященный осмыслению новой реальности глобальной коммуникации и культурного взаимодействия в системе Восток—Запад. В нем обозначалась важность рассмотрения с точки зрения эстетики предпосылок идей евразийства, а также выделялось в качестве смыслообразующей идеи эстетическая ценность симфоничности. Известно, что понятие симфоничности определялось евразийцами как ключевая интегрирующая сила, необходимая для мировоззренческого бытия России-Евразии.
О.В. Баева (доцент кафедры философии, социологии, архитектуры и искусства Южного федерального университета, Ростов н/Д) выступила с сообщением на тему «"Калокагатия по-большевистски": трансформация теоретических представлений о нравственном и физическом облике советского человека (1920—1930-е гг.)». Исследование теоретических основ большевизма с точки зрения античного принципа также не могло не привлечь внимание аудитории. Автором доклада было показано, что античный идеал человека предполагал наличие определенных нравственных и физических качеств, присущих ему как носителю калокагатии. Содержание калокагатии и соотношение ее составляющих является сложным понятием, причем неоднозначно трактуемым древнегреческими философами. Теоретики большевизма употребляли понятие «новый человек», которое также предполагало детальную разработку духовных и физических качеств личности. Эстетический идеал человека был рассмотрен на материале античной скульптуры и советской фотографии.
Доклад А.Н. Данилочкиной (аспирант кафедры эстетики философского факультета МГУ) «Изучение выразительных возможностей некоторых технических инноваций в отечественном изобразительном искусстве XX века (на материале собрания ГТГ)», по словам автора, являлся частью общего проводимого исследования проблемы технических инноваций в отечественном изобразительном искусстве ХХ в. Поэтому аудитория смогла услышать изложение существенного содержания одной из глав указанного исследова-
ния. Эмпирическим основанием для анализа послужили данные экспозиционных фондов Государственной Третьяковской галереи на Крымском Валу «Искусство ХХ века». Доклад сопровождался визуальным материалом, который был доступен на основании технической поддержки. Слушатели могли видеть репродукции произведений искусства, которые являлись объектом научного исследования автора, а также необходимые поясняющие схемы. По каждой из отобранных работ определялись основания верификации (фальсификации) предварительных заключений и выносилось интегральное заключение о характере верифицированной инновации. Таким образом, сообщение представляло собой попытку приближения к точной оценке новизны средств художественного выражения.
В сообщении С.В. Ерохина (соискатель ученой степени по кафедре эстетики философского факультета МГУ) рассматривалось одно из направлений цифрового изобразительного искусства (ЦИЗО) — Л8СП-арту. Свою тему доклада автор обозначил как «Терминология и классификация направлений цифрового изобразительного искусства: аскетизм». В процессе выступления были озвучены определения терминов «аскетизм» и «классический аскетизм», затем рассматривалось место аскетизма среди других направлений и видов изобразительного искусства, была приведена авторская классификация аскетизма по различным критериям.
С докладом «Пространственный формализм как новый стиль искусства» выступила И.И. Рудяк (соискатель ученой степени по кафедре эстетики философского факультета МГУ). В сообщении был дан анализ некоторых аспектов пространственных ячеек в соответствии с топологической перспективой. Было установлено, что целью стиля является создание пространственного образа и достижение пространственного состояния. Утверждалось, что жизнь Вселенной как топологического компьютера рассматривается в качестве субстрата этого стиля и описывается метафизическим идеализмом. Таким образом, человека в контексте стиля предлагалось рассматривать в свете образной геронтологии, а новый стиль изучать как синтетическую теорию искусства.
Доклад «Развитие образа галереи в Москве с 1990 года до настоящего времени» О.В. Данилкиной (студентка отделения «Связи с общественностью» философского факультета МГУ) был сосредоточен на описании образа московской частной галереи и его развитии. Для достижения этой цели были рассмотрены московские частные галереи, открывшиеся в 1990-е гг. и работающие по настоящее время, отмечено разнообразие названий и идеологических концепций основных московских галерей, а также установлены связи художественных принципов галерей и их образа. Под частной галереей предлагалось понимать некий инструмент ин-ституциализации объектов искусства.
О новых формах, методах и видах развития изобразительного искусства и о применении их на практике в разных видах искусства говорилось в докладе художника В.Я. Марченко (Нальчик) «"Запредельное искусство" как новый виток в развитии цивилизации». В нем было дано определение рабочему понятию «запредельное искусство», ключевыми были такие слова, как нематериальная форма, композиции исчезающих в пространстве предметов, лазерная и световая живопись, невидимые объекты, дизайн невидимой одежды и др. Доклад был оснащен специальным авторским визуальным рядом.
Доклад «Арт-терапия в эстетическом дискурсе» был сделан А.Н. Шестаковой (аспирант кафедры эстетики философского факультета МГУ). По мнению автора, арт-терапия является областью практики, которая возникла и укрепилась в психологической парадигме как часть психотерапии, использовавшей искусство в контексте психотерапевтической деятельности. Вопросы психологии создания и восприятия искусства, а также феномен исцеления искусством являлись ключевыми для раскрытия проблемы арт-терапии. В сообщении подчеркивалась необходимость исследования взаимосвязи эстетической теории и арт-терапевтических практик.
Доклад В.С. Глаголева (профессор Московского государственного института международных отношений МИД России) был посвящен традициям религиозной художественной практики Японии. Автором было сделано сообщение на тему «О социокультурном контексте японской религиозно-художественной традиции», в котором были выделены основные параметры геополитического и исторического содержания социокультурного контекста японского восприятия смыслов и значений символического языка японской средневековой художественной культуры. Были показаны особенности прочтения ключевых образов мифологии и художественного творчества, отличающие японский ракурс от китайского эстетического видения.
Музыкальному авангарду был посвящен доклад Н.А. Петрусё-вой (профессор кафедры теории и истории музыки Пермского государственного института искусства и культуры). Основываясь на содержании сообщения автора под названием «Музыкальный авангард: поворот от техники к языку», можно было заключить, что сериализм как стилистическая революция стал самым мощным выходом из кризиса тональности и был в течение нескольких десятилетий основной силой организации музыкального модернизма. Докладчик постаралась внести ясность в вопрос о неправомерности и заблуждениях музыкального мышления наших дней, проявлением которых являются скрытие осуществленного при Шёнберге конфликта двух друг с другом противоречащих художественных пониманий (тональности и серийности), стремление вернуться
к «скучной классике» (Х. Лахенманн) и представление о серийной музыке как кризисе.
К эстетическим проблемам музыкального произведения отсылает и доклад Е.В. Щербаковой (заведующая кафедрой музыки Коломенского государственного педагогического института) «Классическое и неклассическое измерения Третьей симфонии Малера». Из доклада следовало, что данная симфония синтезирует классическое и неклассическое измерения, а ее драматургия имеет логику развития «от Ницше к Гёте», от дионисического шествия и ликования природы до прославления Христа и христианских идеалов. По словам автора доклада, указанную симфонию можно воспринимать как художественную критику Ницше.
К вопросу о методе был обращен доклад С.М. Филиппова (профессор кафедры теории и истории музыки Пермского государственного института искусства и культуры) «Трансформации герменевтики: от богословской экзегезы к герменевтике музыки». Автор представил генезис герменевтики от протестантизма к «наукам о духе» и «новой онтологии» понимания и интерпретации.
В докладе А.Н. Мухина (аспирант кафедры эстетики философского факультета МГУ) «Дескриптивные возможности понятийного аппарата психологии в эстетическом дискурсе. Формирование образов восприятия и образов переживания», который также сопровождался показами визуальных материалов, говорилось о проблеме формирования образа восприятия и образа переживания у реципиента. Автором был проведен анализ системы психологических понятий, позволяющей описать данные процессы.
В докладе М.В. Салеевой (старший преподаватель Белорусского государственного университета, Минск, Белоруссия) «Итальянская эстетика: искания перелома XIX и XX веков (философско-эстетические концепции)» сопоставлялись и анализировались философско-эстетические концепции крупнейших мыслителей Италии 20—30-х гг. XX в. Б. Кроче и Дж. Джентиле.
Доклад А.С. Куликовой (аспирант кафедры эстетики философского факультета МГУ) был сделан на тему «Эстетизация повседневной жизни во второй половине XX — начале XXI в.». Рабочее понятие «эстетизация повседневной жизни», по мнению автора, характеризует процесс стирания границ между искусством и повседневной жизнью в силу обращения художниками предметов повседневности в художественные объекты либо превращения людьми своей повседневной жизни в некоторый эстетический проект.
Доклад «Искусство как фактор социокультурной динамики в философии П. Сорокина» был сделан Л.Н. Левкович (доцент кафедры культурологии Государственного университета управления). Как было отмечено, социолог и философ П.А. Сорокин провел уникальные социологические исследования искусства разных стран
за 25 предыдущих веков. В рамках его фундаментальной теории искусство являлось важнейшим фактором в исследовании типологии культурно-исторического процесса.
В настоящем обзоре мы указали только те доклады, которые были сделаны перед научно-эстетической общественностью в рамках ОМЭК III за два дня работы конференции. Следует отметить, что благодаря длительной и последовательной работе организационного комитета удалось подготовить и издать сборник научных докладов к началу конференции, поэтому ее участники смогли получить его во время работы. В сборник входят и публикации докладов тех авторов, которые не смогли по объективным причинам принять участие в конференции.
ОМЭК III была тщательно подготовлена, имела четкую организацию и структуру. Аудитория, отведенная для работы конференции (зал заседаний Ученого совета философского факультета МГУ), была оборудована всеми средствами технической поддержки, поэтому докладчики имели возможность сопровождать свои сообщения необходимым визуальным рядом, что способствовало их репрезентативному качественному восприятию слушателями. Очередная традиционная, четвертая по счету Овсянниковская международная эстетическая конференция, регулярно проводимая на философском факультете Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, вновь ожидает своих будущих участников через два года.
А.Н. Данилочкина*
* Данилочкина Анастасия Николаевна — аспирант кафедры эстетики философского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, тел.: 8-915-419-56-86; e-mail: [email protected]