философия, социология и культурология
ББК60.542.15
О. Л. Сытых
Мир ценностей российской молодежи в контексте динамики современного социума
O.L. Sytykh
The World of Russian Youth Values in Terms of Present-Day Socium Dynamics
Рассматривается динамика ценностных ориентаций российской молодежи. Автор, опираясь на реальности современной жизни российского общества, показывает, что молодежь по-новому видит многие проблемы и формирует свои собственные идеалы. Появляются новые ценности, а прежние часто претерпевают изменения, не исчезая совсем. И эта динамика ценностей в значительной степени детерминируется социально-экономической и политической жизнью России и глобального мира.
Ключевые слова: ценности, социум, российская молодежь, современное общество.
DOI 10.14258/izvasu(2013)2.2-45
The article considers the value system dynamics of Russian youth. On the basis of modern Russian society life realities the author shows that young see many problems in a new light and formulates theis own ideals. New values appear, and old ones often undergo changes without disappearing completely. And this values dynamics is to a great degree determined by socio-economic and political life in Russia and in the global world.
Key-words: values, socium, Russian youth, modern society.
Ценности пронизывают всю социальную жизнь человека, они неотделимы от общества и выражают уровень его нравственного состояния. От них зависит то, как человек воспринимает окружающих, как относится к миру и самому себе. В кризисные периоды развития общества проблема ценностей становится весьма актуальной. В сущности, о ней говорят тогда, когда теряются прежние идеалы и общество «болезненно» пытается найти новые.
Подходы к пониманию ценностей, их природы в разные периоды развития общества были различными. В Античности и в Средневековье ценности отождествлялись с бытием; ценности рассматривались как присутствующие (находящиеся) в самом бытии. С Античности начинает формироваться объективизм в понимании ценностей. «Формой названного объективизма можно считать и современную социальноэкономическую реификацию ценностей, состоящую в их отождествлении со стоимостью, ценой, потребительной полезностью» [1, с. 140]. В Средние века ценности приобретают религиозный характер. Ценна вера в Бога, ценно нравственное (богоугодное) поведение человека. В эпоху Возрождения происходит утверждение идеалов гуманизма, к числу которых относится и ценность человеческой жизни. В Новое время осуществляется дальнейший отход от объективистского понимания ценностей. Философы Нового времени заявили о ценности разума, свободы, равенства и о ряде других значимых для человека идей и принципов, ставших знаменем
буржуазных революций. Формируется представление, согласно которому объект является ценностью, потому что он удовлетворяет какие-либо потребности, желания субъекта. «Здесь ценность отождествляется с личным выбором и субъективной значимостью — короче с удовольствием, которое испытывает человек от удовлетворения своих желаний, потребностей, интересов, от манифестации своих страстей, чувств, настроений...» [1, с. 140]. Так утверждается вторая крайняя концепция в понимании ценностей — субъективизм.
Однако истина, как это характерно для гуманитарной сферы, где-то посередине. Ценности — это и ощущаемые объекты, и не ощущаемые, но пронизывающие всю человеческую сущность феномены. Многообразие людей, их желаний и потребностей формирует ценностные миры. И у каждого человека этот мир будет свой и в определенной степени неповторимый. Но будет в этом мире и то, что отражает вечные ценности, и то, что характеризует современное состояние общества и выступает как реакция (ответ) на социальные изменения, происходящие в стране и в мире. Карлл Манхейм заметил, что «все, что когда-либо возникло в процессе развития культуры, не может просто исчезнуть, а входит составной частью в последующие культурные преобразования в измененной форме» [2, с. 210]. Это касается и ценностей.
Итак, как преобразуются ценности российской молодежи под воздействием изменений в жизни общества?
Известно, что в каждой новой эпохе можно найти черты, свойственные предшествующей эпохе и отличные от нее. Неизменным остается то, что когда-то гениально вывел в романе «Отцы и дети» И. С. Тургенев — противостояние поколений. «Отцам» не все понятно в их «детях», а дети считают взгляды родителей устаревшими. Отсюда у старшего поколения ощущение потери ценностей и ориентиров в современном обществе. Это характерно и для нашего времени. Но мучителен вопрос: это обычное восприятие жизни взрослых «думающих» людей или сегодня, действительно, появилось в обществе нечто опасное для его существования — потеря духовности? А может быть, успокаивают себя многие, духовность преображается, становится новой, соответствующей времени? Именно эта позиция представляется нам наиболее адекватной тому, что сегодня происходит в России с молодежью, с их ценностями, идеалами, устоями. Специфика в том, что эти изменения ценностей происходят, во-первых, в эпоху глобализации, во-вторых, в контексте построения в России общества потребления. Можно выделить и ряд других факторов, влияющих на изменение ценностей российской молодежи. Но, представляется, что именно вышеперечисленные явления оказывают наибольшее влияние на изменение жизни молодежи и их ценностей.
Начнем с того, что глобализация раздвигает границы мира для каждого человека. Не рассматривая все стороны глобализации, отметим, что частью глобализационной политики европейских государств было создание Болонского соглашения, направленного в первую очередь на предоставление всем гражданам Европы потенциальной возможности (благодаря получению знаний одного уровня) работать в любой европейской стране. Это соглашение подписала и Россия. А это уже показатель того, что миграционные тенденции молодых российских граждан одобряются и приветствуются ее властями.
И в этом контексте прежние рассуждения о потере любви к Родине (России) у людей, покинувших ее, уходят в прошлое. Для старшего поколения еще свежи в памяти осуждаемые официальной идеологией социализма отъезды на Запад деятелей культуры и науки, заработавших клеймо предателей, а для младшего поколения россиян эта ситуация кажется нелепой.
Но любовь к Родине и гордость за нее не исчезли из сознания современной молодежи. По данным социологического исследования 2011 г., 23% молодежи испытывают «большую гордость» и 42% «испытывают некоторую гордость» «от того, что являются россиянами» [3, с. 83]. Более того, их гордость связана в основном с жизнью их родителей. Это свидетельствует еще об одном важном моменте, что, несмотря на критику «всего советского», развернутую в ель-циновскую эпоху, молодежь не отрицает ни успехов
России в прошлом, ни заслуг своих родителей и гордится своей Родиной.
Таким образом, сегодня гордость за Родину — это не противопоставление своего-хорошего чужому-пло-хому, а, скорее, гордость за свою историю, достижения и победы своих предков, и гордость эта, как показывают социологические исследования, сохранилась.
На ценностный мир современной российской молодежи влияет то, что она живет сегодня в обществе потребления. Мода на стиль и образ жизни, на вещи и даже на отношения определяет поведение и интересы молодых людей. Начиная с 2000-х гг. потребление становится одним из ведущих социальных факторов частной и публичной жизни [4, с. 64]. Молодежь нередко оценивает человека исходя из таких моментов, как стиль его одежды, свободное времяпровождение, места отдыха. С одной стороны, отражением, а, с другой влиянием на формирование ценностей общества потребления является продукция современного российского кинематографа. Если в фильмах советского периода молодежь изображалась как либо выбирающая путь служения обществу, либо уже деятельно его строящая и имеющая приоритетом общественные интересы, то в современных постсоветских фильмах активность молодежи рассматривается в контексте потребления молодыми людьми определенных категорий продуктов.
В современном кинематографе, в кинофильмах о молодежи преобладают практики гедонизма (47%), на «второе место выходят практики прагматизма (25%), редко встречающиеся в кинофильмах советского и постсоветского периодов (8 и 14% соответственно)» [5, с. 175]. Смещаются ценности с одного полюса на другой: от жизни «во имя общества» к личному успеху любой ценой и самореализации. Вот только остается вопрос: все же это отражение современных ценностей российской молодежи или навязывание ей новых ценностей? Видимо, и то, и другое.
Современную молодежь часто упрекают в изменении отношения к работе (потере интереса и стремления работать). Часто можно услышать: «Молодежь не дорожит работой, легко ее меняет, переходя с одного места на другое, выбирая порой работу, часто совсем не связанную с предыдущей». Поиски «лучшего заработка» отодвигают на второй и третий планы ценность полученной специальности, имеющегося места работы, выработки постоянного трудового стажа, так необходимого для «хорошей пенсии», и т. д. Что можно возразить на это?
Смена работы в определенной степени отвечает сущности рыночной экономики, в которую вступила Россия. Падение доходов на том или ином предприятии, приводящее в конечном счете к снижению заработной платы, с необходимостью заставляет наиболее активных сотрудников искать более высоко оплачиваемую работу на других предприятиях, в других компа-
философия, социология и культурология
ниях. Поэтому гибкость мышления и инициативность, заставляющие искать «лучшее», должны ставиться молодежи в плюс, а не в минус.
Тезис о необходимости большого трудового стажа для хорошей пенсии сегодня не верен в принципе. Назначение пенсии в России фактически (количественно, в сумме выплат) не увязывается со стажем работы. И многие люди (родители ныне критикуемых молодых людей) ушли на небольшие пенсии, проработав по 40 (и более) лет на одном предприятии, в одной организации, в то время как те, кто имеет значительно менее солидный стаж работы, имеют весьма достойные пенсии.
Таким образом, молодежь стремится жить хорошо сегодня, не надеясь на «счастливое и благополучное завтра». И это ее стремление отвечает и рыночной экономике, и российской политике.
Современные молодые люди слышат упреки в свой адрес в том, что у них отсутствует интерес к учебе, нет желания познать мир. И этот факт трудно отрицать, правильнее будет попытаться понять причины этого явления.
Социальный мир россиян сильно изменился за два последних десятилетия. Еще в начале 90-х гг. прошлого века исследователи отмечали, что образование для молодежи стало значимо в инструментальном плане как перспектива улучшения качества жизни, завоевания определенного социально-экономического статуса [6, с. 40]. В начале XXI в. ситуация, к сожалению, не стала лучше. Отличные оценки, как и красные дипломы, да и не только красные, оказались «невостребованными». Волны рыночной экономики, к которой перешла (или все еще переходит?) Россия, вынесли на поверхность людей, не столько образованных, сколько предприимчивых, коммуникабельных, энергичных, хотя и не имеющих серьезного образования, некоторые из которых приобрели дипломы частных вузов с сомнительной репутацией. И это позволило им, не затратив фактически усилий на учебу, приобрести новый социальный статус, подняться по служебной лестнице, изменить свое материальное положение и даже войти в новую российскую элиту.
Таким образом, сама жизнь и современная российская политика «уронили» ценность образования и знаний. А молодежь, как чуткий барометр, это хорошо уловила. По данным проведенного в 2007 г. социологического исследования, на вопрос об условиях успеха российская молодежь поставила хорошее образование на 3-е место, после таких оснований успеха, как наличие знакомства и связей (1-е место) и упорная работа (2-е место) [3, с. 50-51]. И стремится сегодня российская молодежь (конечно, не вся) часто не к знаниям, а к получению дипломов.
Что касается познания мира, то этот интерес должен прививаться со школьной скамьи — это, как минимум, и поддерживаться в дальнейшем. Предполагается,
что в школе — это и знакомство с новым материалом о предметах, процессах и явлениях мира, требующих объяснения и услышанных из уст школьного учителя, почерпнутых со страниц учебников, научных журналов и книг, а сегодня еще и с сайтов Всемирной сети. Но в реальности сегодня все учителя заняты подготовкой школьников к ЕГЭ, что в значительной степени требует «элементарного натаскивания», а не погружения в специфику открытий необычного и неизведанного. Подобное обучение, направленное на подготовку к выполнению тестов, отодвигает на «дальний» план такую важную цель обучения, как формирование познавательного интереса.
Нельзя не заметить, что формирование интереса к познанию и к науке должно поддерживаться, как и в прежние (советские) времена, культом науки в обществе, утверждением высокой миссии и высокого статуса ученых. Сегодня и престиж науки, и авторитет ученых равно упали. И это связано с изменением ценностных установок общества, которое строится, — «общества потребления». На смену ценности открытий фундаментальной науки пришли ценности мелких изобретений, которые решают небольшие, но конкретные задачи, открытий, которые можно внедрить в производство, торговлю и т. п. Это все рекламируется, отмечается наградами, поддерживается грантами. Многие молодые люди рассматривают развитие фундаментальной науки (те, которые о ней имеют представление) как что-то, не приносящее ни пользы, ни материального достатка. В последнем случае (насчет достатка) они, скорее всего, правы. В средствах массовой информации фактически не освещается развитие науки. Последние популярные передачи о ней «ушли в прошлое» со смертью выдающегося ученого и популязатора науки С. Капицы. Образовалась брешь, заполняемая разного рода околонаучными передачами.
Падение авторитета ученых в обществе, с одной стороны, связано с их низкой оплатой труда, с другой стороны, с развернувшейся компанией борьбы «за чистку научных рядов». Подобное очищение от нерадивых ученых, купивших дипломы, чем-то напоминает «борьбу с «кулаками» в период коллективизации. Боролись с кулаками, а погубили лучших российских крестьян. Любая плохо продуманная по целям и средствам борьба, в том числе и борьба с «лжеучеными», опасна и может закончиться очень плачевно для всего научного сообщества.
Таким образом, падение интереса у молодежи к учебе и познанию мира обусловлено реалиями современной российской жизни, в которой ценность знания и образования упала до рекордно низкого уровня (такого отношения к этим сферам не было ни при советской власти, ни в дореволюционной России).
Еще одним обвинением, направленным на нравы молодых людей, является утверждение о том, что мо-
лодые люди рано вступают в половые отношения, часто меняют сексуальных партнеров и не стремятся к созданию семьи.
Это явление уже давно зафиксировано во всем мире. Определенно, российская молодежь развивается в рамках общемировых тенденций. И «сексуальная революция», характеризующаяся, в том числе, и ранними сексуальными отношениями, охватила и Россию. В этом нет ничего необычного. Постсоветский кинематограф хорошо отразил это как нежелание молодых принимать ценности взрослых («Мы из будущего», «Никто не знает про секс», «Пикап: съем без правил») [5, с. 176].
А вот вопрос о том, стремится ли современная российская молодежь к созданию семьи или нет, требует специального рассмотрения и опоры на цифры и факты. Статистика и социологические исследования говорят о высокой ценности семьи и семейных отношений у молодежи. Так, доктор психологических наук, профессор, директор НИИ комплексных социальных исследований Санкт-Петербургского государственного университета В. Е. Семёнов на основе проведенного в своем регионе исследования показывает, что «главными жизненными ценностями молодежи являются семья, друзья и здоровье, затем следуют: интересная работа, деньги и справедливость (значение последней ценности в настоящее время возрастает). Замыкает семерку главных жизненных ценностей религиозная вера. В целом, первые пять ценностей молодежи совпадают с данными исследователей, полученными в других регионах страны» [7, с. 37-43].
Другое дело, что появились и распространились формы брака, которых раньше либо не было, либо они были редким явлением (гражданский брак). Но стремление к созданию семьи осталось, и семья остается одной из главных жизненных ценностей.
Подводя итог, следует отметить, что ценностные ориентации российской молодежи меняются. Эти изменения детерминированы как процессами, происходящими в стране, так и глобальными изменениями мира. Можно спорить о том, грозят ли они потерей духовности?.. Любые изменения ценностей происходят в сфере духовности, а значит, ведут к ее изменению. Но, представляется, что говорить о ее потере преждевременно. Ряд ценностей остаются для молодежи по-прежнему значимыми. Но их иерархия частично меняется. Правильнее будет сказать о динамике ценностных ориентаций российской молодежи. Каждое время диктует свои ценности и их иерархию. Эти изменения всегда волновали старшее поколение, особенно в переломные эпохи, в которые молодежь стремится дистанцироваться от ценностей взрослых. А волнения «старшего поколения россиян», живущих в период перехода от социализма к постсоциалистической эпохе, так же болезненны, как когда-то для древних римлян накануне и во время распада Римской империи, для европейцев при переходе к индустриальному обществу, для американцев периода Гражданской войны и отказа от рабовладения и для любых народов, испытывающих тревогу за будущее своей страны и за всегда «неопределенное» будущее цивилизации.
Библиографический список
1. Социальное: истоки, структурные профили, современные вызовы / под общ. ред. П. К. Гречко, Е. М. Курме-лёвой. — М., 2009.
2. Манхейм. Избранное. Социология культуры. — М. ; СПб., 2000.
3. Гудков Л. Д., Дубин Б. В., Зоркая Н.А. Молодежь России. — М., 2011.
4. Козловский В. В. Общество потребления и цивилизационный порядок современности // Социология и социальная антропология. — 2011. — № 5.
5. Ятина Л. И., Калинина Т. С Изображение стиля жизни молодежи // Социология и социальная антропология. — 2011. — № 5.
6. Вишневский Ю. Р., Шапко В. Т. Социология молодежи. — Н. Тагил, 1995.
7. Семёнов В. Е. Ценностные ориентации современной молодежи // Социологические исследования. — 2007. — № 4.