Научная статья на тему 'Мир ценностей российской молодежи в контексте динамики современного социума'

Мир ценностей российской молодежи в контексте динамики современного социума Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1241
147
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТИ / СОЦИУМ / РОССИЙСКАЯ МОЛОДЕЖЬ / СОВРЕМЕННОЕ ОБЩЕСТВО / VALUES / SOCIUM / RUSSIAN YOUTH / MODERN SOCIETY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Сытых Ольга Леонидовна

Рассматривается динамика ценностных ориентаций российской молодежи. Автор, опираясь на реальности современной жизни российского общества, показывает, что молодежь по-новому видит многие проблемы и формирует свои собственные идеалы. Появляются новые ценности, а прежние часто претерпевают изменения, не исчезая совсем. И эта динамика ценностей в значительной степени детерминируется социально-экономической и политической жизнью России и глобального мира.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The World of Russian Youth Values in Terms of Present-Day Socium Dynamics

The article considers the value system dynamics of Russian youth. On the basis of modern Russian society life realities the author shows that young see many problems in a new light and formulates theis own ideals. New values appear, and old ones often undergo changes without disappearing completely. And this values dynamics is to a great degree determined by socio-economic and political life in Russia and in the global world.

Текст научной работы на тему «Мир ценностей российской молодежи в контексте динамики современного социума»

философия, социология и культурология

ББК60.542.15

О. Л. Сытых

Мир ценностей российской молодежи в контексте динамики современного социума

O.L. Sytykh

The World of Russian Youth Values in Terms of Present-Day Socium Dynamics

Рассматривается динамика ценностных ориентаций российской молодежи. Автор, опираясь на реальности современной жизни российского общества, показывает, что молодежь по-новому видит многие проблемы и формирует свои собственные идеалы. Появляются новые ценности, а прежние часто претерпевают изменения, не исчезая совсем. И эта динамика ценностей в значительной степени детерминируется социально-экономической и политической жизнью России и глобального мира.

Ключевые слова: ценности, социум, российская молодежь, современное общество.

DOI 10.14258/izvasu(2013)2.2-45

The article considers the value system dynamics of Russian youth. On the basis of modern Russian society life realities the author shows that young see many problems in a new light and formulates theis own ideals. New values appear, and old ones often undergo changes without disappearing completely. And this values dynamics is to a great degree determined by socio-economic and political life in Russia and in the global world.

Key-words: values, socium, Russian youth, modern society.

Ценности пронизывают всю социальную жизнь человека, они неотделимы от общества и выражают уровень его нравственного состояния. От них зависит то, как человек воспринимает окружающих, как относится к миру и самому себе. В кризисные периоды развития общества проблема ценностей становится весьма актуальной. В сущности, о ней говорят тогда, когда теряются прежние идеалы и общество «болезненно» пытается найти новые.

Подходы к пониманию ценностей, их природы в разные периоды развития общества были различными. В Античности и в Средневековье ценности отождествлялись с бытием; ценности рассматривались как присутствующие (находящиеся) в самом бытии. С Античности начинает формироваться объективизм в понимании ценностей. «Формой названного объективизма можно считать и современную социальноэкономическую реификацию ценностей, состоящую в их отождествлении со стоимостью, ценой, потребительной полезностью» [1, с. 140]. В Средние века ценности приобретают религиозный характер. Ценна вера в Бога, ценно нравственное (богоугодное) поведение человека. В эпоху Возрождения происходит утверждение идеалов гуманизма, к числу которых относится и ценность человеческой жизни. В Новое время осуществляется дальнейший отход от объективистского понимания ценностей. Философы Нового времени заявили о ценности разума, свободы, равенства и о ряде других значимых для человека идей и принципов, ставших знаменем

буржуазных революций. Формируется представление, согласно которому объект является ценностью, потому что он удовлетворяет какие-либо потребности, желания субъекта. «Здесь ценность отождествляется с личным выбором и субъективной значимостью — короче с удовольствием, которое испытывает человек от удовлетворения своих желаний, потребностей, интересов, от манифестации своих страстей, чувств, настроений...» [1, с. 140]. Так утверждается вторая крайняя концепция в понимании ценностей — субъективизм.

Однако истина, как это характерно для гуманитарной сферы, где-то посередине. Ценности — это и ощущаемые объекты, и не ощущаемые, но пронизывающие всю человеческую сущность феномены. Многообразие людей, их желаний и потребностей формирует ценностные миры. И у каждого человека этот мир будет свой и в определенной степени неповторимый. Но будет в этом мире и то, что отражает вечные ценности, и то, что характеризует современное состояние общества и выступает как реакция (ответ) на социальные изменения, происходящие в стране и в мире. Карлл Манхейм заметил, что «все, что когда-либо возникло в процессе развития культуры, не может просто исчезнуть, а входит составной частью в последующие культурные преобразования в измененной форме» [2, с. 210]. Это касается и ценностей.

Итак, как преобразуются ценности российской молодежи под воздействием изменений в жизни общества?

Известно, что в каждой новой эпохе можно найти черты, свойственные предшествующей эпохе и отличные от нее. Неизменным остается то, что когда-то гениально вывел в романе «Отцы и дети» И. С. Тургенев — противостояние поколений. «Отцам» не все понятно в их «детях», а дети считают взгляды родителей устаревшими. Отсюда у старшего поколения ощущение потери ценностей и ориентиров в современном обществе. Это характерно и для нашего времени. Но мучителен вопрос: это обычное восприятие жизни взрослых «думающих» людей или сегодня, действительно, появилось в обществе нечто опасное для его существования — потеря духовности? А может быть, успокаивают себя многие, духовность преображается, становится новой, соответствующей времени? Именно эта позиция представляется нам наиболее адекватной тому, что сегодня происходит в России с молодежью, с их ценностями, идеалами, устоями. Специфика в том, что эти изменения ценностей происходят, во-первых, в эпоху глобализации, во-вторых, в контексте построения в России общества потребления. Можно выделить и ряд других факторов, влияющих на изменение ценностей российской молодежи. Но, представляется, что именно вышеперечисленные явления оказывают наибольшее влияние на изменение жизни молодежи и их ценностей.

Начнем с того, что глобализация раздвигает границы мира для каждого человека. Не рассматривая все стороны глобализации, отметим, что частью глобализационной политики европейских государств было создание Болонского соглашения, направленного в первую очередь на предоставление всем гражданам Европы потенциальной возможности (благодаря получению знаний одного уровня) работать в любой европейской стране. Это соглашение подписала и Россия. А это уже показатель того, что миграционные тенденции молодых российских граждан одобряются и приветствуются ее властями.

И в этом контексте прежние рассуждения о потере любви к Родине (России) у людей, покинувших ее, уходят в прошлое. Для старшего поколения еще свежи в памяти осуждаемые официальной идеологией социализма отъезды на Запад деятелей культуры и науки, заработавших клеймо предателей, а для младшего поколения россиян эта ситуация кажется нелепой.

Но любовь к Родине и гордость за нее не исчезли из сознания современной молодежи. По данным социологического исследования 2011 г., 23% молодежи испытывают «большую гордость» и 42% «испытывают некоторую гордость» «от того, что являются россиянами» [3, с. 83]. Более того, их гордость связана в основном с жизнью их родителей. Это свидетельствует еще об одном важном моменте, что, несмотря на критику «всего советского», развернутую в ель-циновскую эпоху, молодежь не отрицает ни успехов

России в прошлом, ни заслуг своих родителей и гордится своей Родиной.

Таким образом, сегодня гордость за Родину — это не противопоставление своего-хорошего чужому-пло-хому, а, скорее, гордость за свою историю, достижения и победы своих предков, и гордость эта, как показывают социологические исследования, сохранилась.

На ценностный мир современной российской молодежи влияет то, что она живет сегодня в обществе потребления. Мода на стиль и образ жизни, на вещи и даже на отношения определяет поведение и интересы молодых людей. Начиная с 2000-х гг. потребление становится одним из ведущих социальных факторов частной и публичной жизни [4, с. 64]. Молодежь нередко оценивает человека исходя из таких моментов, как стиль его одежды, свободное времяпровождение, места отдыха. С одной стороны, отражением, а, с другой влиянием на формирование ценностей общества потребления является продукция современного российского кинематографа. Если в фильмах советского периода молодежь изображалась как либо выбирающая путь служения обществу, либо уже деятельно его строящая и имеющая приоритетом общественные интересы, то в современных постсоветских фильмах активность молодежи рассматривается в контексте потребления молодыми людьми определенных категорий продуктов.

В современном кинематографе, в кинофильмах о молодежи преобладают практики гедонизма (47%), на «второе место выходят практики прагматизма (25%), редко встречающиеся в кинофильмах советского и постсоветского периодов (8 и 14% соответственно)» [5, с. 175]. Смещаются ценности с одного полюса на другой: от жизни «во имя общества» к личному успеху любой ценой и самореализации. Вот только остается вопрос: все же это отражение современных ценностей российской молодежи или навязывание ей новых ценностей? Видимо, и то, и другое.

Современную молодежь часто упрекают в изменении отношения к работе (потере интереса и стремления работать). Часто можно услышать: «Молодежь не дорожит работой, легко ее меняет, переходя с одного места на другое, выбирая порой работу, часто совсем не связанную с предыдущей». Поиски «лучшего заработка» отодвигают на второй и третий планы ценность полученной специальности, имеющегося места работы, выработки постоянного трудового стажа, так необходимого для «хорошей пенсии», и т. д. Что можно возразить на это?

Смена работы в определенной степени отвечает сущности рыночной экономики, в которую вступила Россия. Падение доходов на том или ином предприятии, приводящее в конечном счете к снижению заработной платы, с необходимостью заставляет наиболее активных сотрудников искать более высоко оплачиваемую работу на других предприятиях, в других компа-

философия, социология и культурология

ниях. Поэтому гибкость мышления и инициативность, заставляющие искать «лучшее», должны ставиться молодежи в плюс, а не в минус.

Тезис о необходимости большого трудового стажа для хорошей пенсии сегодня не верен в принципе. Назначение пенсии в России фактически (количественно, в сумме выплат) не увязывается со стажем работы. И многие люди (родители ныне критикуемых молодых людей) ушли на небольшие пенсии, проработав по 40 (и более) лет на одном предприятии, в одной организации, в то время как те, кто имеет значительно менее солидный стаж работы, имеют весьма достойные пенсии.

Таким образом, молодежь стремится жить хорошо сегодня, не надеясь на «счастливое и благополучное завтра». И это ее стремление отвечает и рыночной экономике, и российской политике.

Современные молодые люди слышат упреки в свой адрес в том, что у них отсутствует интерес к учебе, нет желания познать мир. И этот факт трудно отрицать, правильнее будет попытаться понять причины этого явления.

Социальный мир россиян сильно изменился за два последних десятилетия. Еще в начале 90-х гг. прошлого века исследователи отмечали, что образование для молодежи стало значимо в инструментальном плане как перспектива улучшения качества жизни, завоевания определенного социально-экономического статуса [6, с. 40]. В начале XXI в. ситуация, к сожалению, не стала лучше. Отличные оценки, как и красные дипломы, да и не только красные, оказались «невостребованными». Волны рыночной экономики, к которой перешла (или все еще переходит?) Россия, вынесли на поверхность людей, не столько образованных, сколько предприимчивых, коммуникабельных, энергичных, хотя и не имеющих серьезного образования, некоторые из которых приобрели дипломы частных вузов с сомнительной репутацией. И это позволило им, не затратив фактически усилий на учебу, приобрести новый социальный статус, подняться по служебной лестнице, изменить свое материальное положение и даже войти в новую российскую элиту.

Таким образом, сама жизнь и современная российская политика «уронили» ценность образования и знаний. А молодежь, как чуткий барометр, это хорошо уловила. По данным проведенного в 2007 г. социологического исследования, на вопрос об условиях успеха российская молодежь поставила хорошее образование на 3-е место, после таких оснований успеха, как наличие знакомства и связей (1-е место) и упорная работа (2-е место) [3, с. 50-51]. И стремится сегодня российская молодежь (конечно, не вся) часто не к знаниям, а к получению дипломов.

Что касается познания мира, то этот интерес должен прививаться со школьной скамьи — это, как минимум, и поддерживаться в дальнейшем. Предполагается,

что в школе — это и знакомство с новым материалом о предметах, процессах и явлениях мира, требующих объяснения и услышанных из уст школьного учителя, почерпнутых со страниц учебников, научных журналов и книг, а сегодня еще и с сайтов Всемирной сети. Но в реальности сегодня все учителя заняты подготовкой школьников к ЕГЭ, что в значительной степени требует «элементарного натаскивания», а не погружения в специфику открытий необычного и неизведанного. Подобное обучение, направленное на подготовку к выполнению тестов, отодвигает на «дальний» план такую важную цель обучения, как формирование познавательного интереса.

Нельзя не заметить, что формирование интереса к познанию и к науке должно поддерживаться, как и в прежние (советские) времена, культом науки в обществе, утверждением высокой миссии и высокого статуса ученых. Сегодня и престиж науки, и авторитет ученых равно упали. И это связано с изменением ценностных установок общества, которое строится, — «общества потребления». На смену ценности открытий фундаментальной науки пришли ценности мелких изобретений, которые решают небольшие, но конкретные задачи, открытий, которые можно внедрить в производство, торговлю и т. п. Это все рекламируется, отмечается наградами, поддерживается грантами. Многие молодые люди рассматривают развитие фундаментальной науки (те, которые о ней имеют представление) как что-то, не приносящее ни пользы, ни материального достатка. В последнем случае (насчет достатка) они, скорее всего, правы. В средствах массовой информации фактически не освещается развитие науки. Последние популярные передачи о ней «ушли в прошлое» со смертью выдающегося ученого и популязатора науки С. Капицы. Образовалась брешь, заполняемая разного рода околонаучными передачами.

Падение авторитета ученых в обществе, с одной стороны, связано с их низкой оплатой труда, с другой стороны, с развернувшейся компанией борьбы «за чистку научных рядов». Подобное очищение от нерадивых ученых, купивших дипломы, чем-то напоминает «борьбу с «кулаками» в период коллективизации. Боролись с кулаками, а погубили лучших российских крестьян. Любая плохо продуманная по целям и средствам борьба, в том числе и борьба с «лжеучеными», опасна и может закончиться очень плачевно для всего научного сообщества.

Таким образом, падение интереса у молодежи к учебе и познанию мира обусловлено реалиями современной российской жизни, в которой ценность знания и образования упала до рекордно низкого уровня (такого отношения к этим сферам не было ни при советской власти, ни в дореволюционной России).

Еще одним обвинением, направленным на нравы молодых людей, является утверждение о том, что мо-

лодые люди рано вступают в половые отношения, часто меняют сексуальных партнеров и не стремятся к созданию семьи.

Это явление уже давно зафиксировано во всем мире. Определенно, российская молодежь развивается в рамках общемировых тенденций. И «сексуальная революция», характеризующаяся, в том числе, и ранними сексуальными отношениями, охватила и Россию. В этом нет ничего необычного. Постсоветский кинематограф хорошо отразил это как нежелание молодых принимать ценности взрослых («Мы из будущего», «Никто не знает про секс», «Пикап: съем без правил») [5, с. 176].

А вот вопрос о том, стремится ли современная российская молодежь к созданию семьи или нет, требует специального рассмотрения и опоры на цифры и факты. Статистика и социологические исследования говорят о высокой ценности семьи и семейных отношений у молодежи. Так, доктор психологических наук, профессор, директор НИИ комплексных социальных исследований Санкт-Петербургского государственного университета В. Е. Семёнов на основе проведенного в своем регионе исследования показывает, что «главными жизненными ценностями молодежи являются семья, друзья и здоровье, затем следуют: интересная работа, деньги и справедливость (значение последней ценности в настоящее время возрастает). Замыкает семерку главных жизненных ценностей религиозная вера. В целом, первые пять ценностей молодежи совпадают с данными исследователей, полученными в других регионах страны» [7, с. 37-43].

Другое дело, что появились и распространились формы брака, которых раньше либо не было, либо они были редким явлением (гражданский брак). Но стремление к созданию семьи осталось, и семья остается одной из главных жизненных ценностей.

Подводя итог, следует отметить, что ценностные ориентации российской молодежи меняются. Эти изменения детерминированы как процессами, происходящими в стране, так и глобальными изменениями мира. Можно спорить о том, грозят ли они потерей духовности?.. Любые изменения ценностей происходят в сфере духовности, а значит, ведут к ее изменению. Но, представляется, что говорить о ее потере преждевременно. Ряд ценностей остаются для молодежи по-прежнему значимыми. Но их иерархия частично меняется. Правильнее будет сказать о динамике ценностных ориентаций российской молодежи. Каждое время диктует свои ценности и их иерархию. Эти изменения всегда волновали старшее поколение, особенно в переломные эпохи, в которые молодежь стремится дистанцироваться от ценностей взрослых. А волнения «старшего поколения россиян», живущих в период перехода от социализма к постсоциалистической эпохе, так же болезненны, как когда-то для древних римлян накануне и во время распада Римской империи, для европейцев при переходе к индустриальному обществу, для американцев периода Гражданской войны и отказа от рабовладения и для любых народов, испытывающих тревогу за будущее своей страны и за всегда «неопределенное» будущее цивилизации.

Библиографический список

1. Социальное: истоки, структурные профили, современные вызовы / под общ. ред. П. К. Гречко, Е. М. Курме-лёвой. — М., 2009.

2. Манхейм. Избранное. Социология культуры. — М. ; СПб., 2000.

3. Гудков Л. Д., Дубин Б. В., Зоркая Н.А. Молодежь России. — М., 2011.

4. Козловский В. В. Общество потребления и цивилизационный порядок современности // Социология и социальная антропология. — 2011. — № 5.

5. Ятина Л. И., Калинина Т. С Изображение стиля жизни молодежи // Социология и социальная антропология. — 2011. — № 5.

6. Вишневский Ю. Р., Шапко В. Т. Социология молодежи. — Н. Тагил, 1995.

7. Семёнов В. Е. Ценностные ориентации современной молодежи // Социологические исследования. — 2007. — № 4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.