Научная статья на тему 'К вопросу о формировании патриотизма и духовности у современной российской молодежи'

К вопросу о формировании патриотизма и духовности у современной российской молодежи Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
458
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТИЗМ / ДУХОВНОСТЬ / НРАВСТВЕННОСТЬ / МОЛОДЕЖЬ / РОССИЯ / ИСТОРИЯ / РУССКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА / ИДЕОЛОГИЯ / ВОСПИТАНИЕ / КУЛЬТУРА / ФИЛОСОФЫ РУССКОГО ЗАРУБЕЖЬЯ / И.А. ИЛЬИН / I.A. ILYIN / PATRIOTISM / SPIRITUALITY / MORALITY / YOUTH / RUSSIA / HISTORY / RUSSIAN CLASSICAL LITERATURE / IDEOLOGY / EDUCATION / CULTURE / RUSSIAN PHILOSOPHERS ABROAD AFTER OCTOBER

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Моисеенко Марина Валентиновна

Статья посвящена проблеме формирования патриотизма и духовности у современной российской молодежи. В реализации этой задачи важная роль отводится обращению к отечественной истории, пропаганде национальных духовных ценностей, достижений и побед; воззрений великих людей России, представляющих ее национальную гордость. Отмечается необходимость усиления идеологического воспитания молодежи, подчеркивается значение положительного героя, нравственного духовного идеала в кинематографе и СМИ. Автор опирается на богатое духовное наследие русского зарубежья, уделяя особенное внимание духовно-нравственному завету И.А. Ильина.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To the question of the formation of patriotism and spirituality in modern Russian youth

The article is devoted to the problem of the formation of patriotism and spirituality in modern Russian youth. The appeal to the Russian history, promotion of national spiritual values, achievements and victories, opinions of Russian great people, representing its national pride play an important role in solving this problem. Author marks the need to strengthen the ideological education of youth, emphasizes the significance of positive hero, spiritual ideal in the media. In this article author relies on the rich spiritual heritage of the Russian philosophers abroad after October, paying particular attention to the spiritual and moral judgments of I.A. Ilyin.

Текст научной работы на тему «К вопросу о формировании патриотизма и духовности у современной российской молодежи»

К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ ПАТРИОТИЗМА И ДУХОВНОСТИ У СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ

М.В. Моисеенко

Кафедра этики Факультет гуманитарных и социальных наук Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 10а, Москва, Россия, 117198

Статья посвящена проблеме формирования патриотизма и духовности у современной российской молодежи. В реализации этой задачи важная роль отводится обращению к отечественной истории, пропаганде национальных духовных ценностей, достижений и побед; воззрений великих людей России, представляющих ее национальную гордость. Отмечается необходимость усиления идеологического воспитания молодежи, подчеркивается значение положительного героя, нравственного духовного идеала в кинематографе и СМИ. Автор опирается на богатое духовное наследие русского зарубежья, уделяя особенное внимание духовно-нравственному завету И.А. Ильина.

Ключевые слова: патриотизм, духовность, нравственность, молодежь, Россия, история, русская классическая литература, идеология, воспитание, культура, философы русского зарубежья, И.А. Ильин.

Одной из важнейших задач, стоящих перед современной Россией, является задача формирования патриотизма и духовности у современной российской молодежи. В деле ее реализации трудно переоценить роль истории, пропаганды отечественных духовных ценностей, тем более, что 2012 г. был объявлен годом российской истории. М.В. Ломоносов в своем Завещании потомкам подчеркивал необходимость сохранения связи времен и поколений, говорил о недопустимости фальсификации русской истории; важности воспитания молодого поколения на высоких духовных примерах. Ярким примером патриотизма, Служения Отчеству является сам М.В. Ломоносов — академик Петербургских Академий наук и художеств, член Стокгольмской и Болонской Академий наук, которому Россия обязана открытиями в различных науках, в числе которых: химия, физика, астрономия, география, этнография, языкознание, экономика, социология. Огромен вклад ученого в организацию науки и производства, металлургию, горное дело, народное просвещение, историю, ораторское и другие искусства, поэзию.

Важно доносить до молодежи славные имена, дела и открытия, воззрения великих сограждан России, которые представляют национальную гордость Отечества. Ведь проблема забвения, недооценки своего исторического прошлого, к сожалению, не нова. Еще П.А. Вяземский замечал по поводу выхода в свет книги Н.М. Карамзина «История Государства Российского», что Карамзин буквально спас Россию от нашествия забвения, воззвал ее к жизни, показав, что у нас Отечество есть. Труд Н.М. Карамзина способствовал росту национального самосознания, подъему патриотических настроений. (3000 экземпляров книги, над которой автор трудился 12 лет, разошлись в 1 месяц, чего не ожидал и сам Н.М. Карамзин).

А.С. Пушкин отмечал, что гордиться славою своих предков не только можно, но и должно, не уважать оной есть постыдное малодушие. Любой европеец, по мнению поэта, гордится строкой из бережно хранимой старой пожелтевшей Летописи, где упоминается имя его предка, славного рыцаря, павшего в такой-то битве. И только дикость, невежество не уважает своего прошлого. Философ российского зарубежья Г.П. Федотов отмечал в своем замечательном произведении «Лицо России», написанном в 1918 году, но и сегодня звучащем удивительно свежо, что «позади нас не история города Глупова, а трагическая история великой страны». И если бы Россия к этому времени погибла безвозвратно, «она уже врезала свой след в историю мира — великая среди великих, не обещание, а зрелый плод» [1. С. 44].

Путь, пройденный Россией, был чреват катаклизмами; порой казавшимися непоправимыми разрывами культурно-исторической жизни. Но абсолютных разрывов, на наш взгляд, не было. Россия пережила много социально-культурных парадигм, оставаясь при этом Россией.

Н.А. Бердяев выделял в российской истории «пять разных Россий» как пять разных культурно-исторических типов или стилей культуры: Киевскую Русь, Московское царство, Петербургско-императорскую (послепетровскую) Россию и Россию Советскую. Философ также отдельно выделял эпоху «Серебряного века» (рубежа XIX — начала XX в.), считая ее особым типом культуры, отличным от культуры императорской России [2. С. 28]. И это чрезвычайно много для истории одной страны! Тем более что перечень этот можно продолжить. Сегодня мы ведем отсчет истории посттоталитарной России.

П.А. Сорокин подчеркивал факт сравнительно длительного существования России (более 11 веков), огромную жизнеспособность, жертвенность и упорство народа; способность России быстро подниматься после поражения и способность выживания русской культуры в предельно трудных для нее, а подчас просто невозможных общественно-исторических условиях, ее высокую адаптативность [3. С. 472—473].

Г.П. Федотов предлагал с любовью вглядеться в черты Лица России и понять, за что мы ее любим, замечая, что Лицо России не может открыться лишь в одном поколении, современном нам. Падение, оскудение одной эпохи — лишь гримаса, на мгновение исказившая прекрасное Лицо, если будущее сомкнется с прошлым в живую цепь [1. С. 44—45]. Среди российских ценностей он выделял ее замечательную природу, кроткую мудрость души народной, русскую классическую литературу и музыку, икону и православие, культуру Древней Руси, трудовой и ратный подвиг великоросса, бесчисленных мучеников, павших за свободу.

Давайте и мы с любовью вглядимся в необъятное прошлое России: вспомним судьбоносные исторические события различных эпох, людей, оставивших неизгладимый след в российской истории и воспетых в прекрасных стихах и художественных полотнах. Среди них: живописные и архитектурные шедевры Древней Руси, Куликовская битва и подвиг Дмитрия Донского; строительство Московского Кремля в XV в.; подвиг Петра Великого и гений М.В. Ломоносова; шедевры русского искусства XVIII и XIX в.; подвиг генералиссимуса А.В. Суворова; Бородин-

ская битва, 200-летие которой мы отмечали в прошлом году; гений А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова: поэты Серебряного века; мыслители и патриоты российского послеоктябрьского зарубежья. Это и героический парад на Красной площади в Москве 7 ноября 1941 г., которому нет равных по силе воздействия на моральный дух советских войск, общества, да и человечества в целом; подвиг блокадного Ленинграда, парад Победы СССР над фашистской Германией 24 июня 1945 г.; освоение космоса и подвиг первого космонавта мира Ю.А. Гагарина; нобелевские лауреаты в различных областях науки [4. С. 108—109].

Трудно в небольшой статье объять необъятное. Это лишь малая толика прекрасных российских достижений и побед, нашего духовного наследия, которым мы гордимся.

Пропаганда национальных достижений и побед, духовных ценностей особенно актуальна в связи со сложившейся в целом неблагополучной обстановкой в духовно-нравственной сфере современной России.

Речь идет о ценностях, противоречащих историческим приоритетным ценностям российского общества: вестернизации культуры, культе потребления и вещного преобладания в рекламе на телевидении; пропаганде образцов массовой культуры, основанных на культе эгоизма, насилия, жестокости.

Тем важнее пропаганда отечественных духовных ценностей в красочной эмоциональной форме (презентации, историческая хроника, отечественные исторические художественные фильмы) на уроках истории, факультативах в школах, коллоквиумах и круглых столах в вузах. Подобная практика является важным шагом в деле формирования патриотизма и духовности у современной российской молодежи.

В обществе существует спрос на исторические художественные шедевры: художественные фильмы, созданные в традициях высокодуховной отечественной национальной традиции; востребованность экранизации русского классического наследия.

Критическое отношение к своему историческому прошлому сегодня не даст положительных результатов. Для России на данном историческом этапе важнее самоутверждение. Интересно, что русский православный писатель И.С. Шмелев в «Переписке двух Иванов» (1947—1950) негативно отзывался о критической тенденции, характерной для русской литературы XIX в., справедливо полагая, что подобная критика не укрепляла, а подкашивала российскую государственность. «Для меня становится ясным, что русская литература — невольно искажала правду о России и русском человеке... Жертвой такого невольного искажения явился Гоголь и — за ним десятилетия недодуманностей и — лжи. Не крепили, а подкашивали» [5. С. 378].

Необходимо также усиление идеологического воспитания молодежи. В кинематографе, СМИ, художественной литературе важен положительный герой, нравственный духовный идеал, пример, которому хотелось бы подражать. Об этом много писал философ российского зарубежья И.А. Ильин.

Философ подчеркивал, что каждое произведение искусства несет в себе воспитательную и идеологическую функции: независимо от того, ставит себе художник подобную цель или нет.

И более того, воздействие художника на души людей тем весомее, чем меньше это входило в его планы. Чем меньше нарочитости и тенденциозности, тем лучше художественное произведение. И чем оно художественнее, тем выше его власть.

Духовно-значительное искусство воспитывает человека, благотворно влияя на его дух, духовно-ничтожное и растленное — развращает и разлагает. Художественное искусство, считает Ильин, заслуживающее своего имени, служит укреплению духовности человека. «Вот почему художники — наши душевные врачи и воспитатели. Горе им и горе нам, если они вместо благих средств дают нам яд; и вместо благих путей ведут нас к распаду и гибели. Но, если они верны своему призванию, то дело их становится служением и радостью» [6. С. 61].

Философ подчеркивает, что художник призван вести, а не бежать за «толпой». Пишет о необходимости целенаправленной работы по приобщению общества, и молодежи особенно, к высокой культуре. «Душа должна „созреть" до великого: поэзии Пушкина, музыки Баха, живописи Дионисия, скульптуры Мике-ланджело Буонаротти, греческого Парфенона» [6. С. 79].

Философ с грустью замечает, что, к сожалению, людям присуще плыть в мутных водах современности и отзываться только на моду во всем ее плоском корот-коумии. Но своеобразие само по себе еще не обеспечивает качества.

XXI в. вновь остро ставит перед человечеством проблему духовности.

Проблема «поиска» духовности, нравственных начал характерна не только для России. Просто в России эти ценности во все времена были приоритетными. Нравственное начало исторически превалировало над рациональным, что нашло отражение как в философии, литературе, так и в социально-политической мысли (1). Среди причин нынешнего мирового экономического кризиса значительное место занимает духовно-нравственный, ценностный кризис современного общества.

Пытаясь вскрыть корни бездуховности современного человечества, И.А. Ильин отмечает, что за последние века человечество оскудело внутренним духовным опытом и обратилось к чувственному, внешнему материальному опыту.

Причины этого процесса глубоки и сложны и заложены в веках. Но, если свести их к единой формуле, то это торжество рассудка над вдохновением, расчета над сердцем, механического над органическим, внешнего опыта над внутренним опытом. Духовность И.А. Ильин связывает с устремленностью к идеалам, высшим человеческим ценностям истины, добра, красоты и веры.

Философ считает, что духовен человек постольку, поскольку он живет внутренним опытом, а не только внешним, телесно-чувственно-материальным; умеет отличать нравящееся, приятное от того, что на самом деле хорошо, объективно прекрасно, истинно, нравственно.

Всякая культура для И.А. Ильина — национальна. Философ во многих своих работах говорит об опасности необдуманной механической пересадки культурных аксиом других народов на чужеродную почву. «Любой мертвый рецепт чужой культуры, чужого права, чужой государственной формы, чужой религии — механичен, а потому фальшив, вреден, запутан. Чужая культура, пусть даже превосход-

ная, это цветок с чужой почвы, чужого климата, продукт чужой жизни, содержание чужеродного действия. Если кто из нее что-то берет, он наносит ущерб своему собственному, естественному, свободному национально-творческому акту... Творческий перенос может быть славным, но тогда он уже будет считаться не переносом, а творческим делом» [7. С. 619]. Рассуждения И.А. Ильина и сегодня актуальны и звучат очень современно в связи с тенденцией вестернизации культуры, культом потребления и вещного преобладания в рекламе на телевидении.

В деле формирования патриотизма и духовности у современной российской молодежи важную роль играет приобщение к самобытной национальной культуре, объяснение ее специфики.

Определяя специфику русской культуры, И.А. Ильин подчеркивает во многих своих произведениях, посвященных исследованию ее сущности и своеобразия, что это культура сердца. «Когда я произношу простое и живое слово „сердце", я напоминаю тем самым о самой лучшей и самой точной мерке русской души и русской культуры» [7. С. 399]. Философ характеризует русскую культуру как культуру, определяемую любящим, свободно созерцающим сердцем, совестью и духовностью.

Поднимая проблему взаимоотношения российской и западной культур, философ во многих своих работах подчеркивает национальный дар вчувствования в чужую культуру. Говорит об открытости народной души для западной культуры, уважении к ее достижениям, подчеркивает, что вместе с Достоевским народ мог бы сделать такое признание: «Народы Европы и не знают, как они нам дороги... » [7. С. 515]. Недавний прием в России французского актера Жерара Депардье — один из примеров проявления этой национальной особенности.

Чтобы понять и оценить российскую культурную специфику, необходимо, по мнению философа, узнать язык народа, ибо язык есть «фонетическое, ритмическое и морфологическое выражение его души...» [8. С. 626]. Сегодня имеет место проблема оскудения родного языка. Падает грамотность, беднеет, истощается русский язык. Необходимо пропагандировать значение и ценность, говоря словами Н.В. Гоголя, великого и могучего русского языка.

Важную лепту вносит российское зарубежье и в осмысление этической проблематики, над сущностью и смыслом которой размышляет и современное молодое поколение. В кратких эссе таких произведений, как «Я вглядываюсь в жизнь. Книга раздумий», «Поющее сердце. Книга тихих созерцаний», «Путь к очевидности», «Взгляд в даль», И.А. Ильин размышляет над сущностью таких этических категорий и жизненно важных понятий, как счастье, любовь, справедливость, дружба, смерть, бессмертие, добро, зло, совесть, рассматривает проблемы воспитания.

И хотя многие традиционные этические нормы в современном обществе в век постмодернизма переживают трансформацию, ибо негативное и часто агрессивное отношение к прошлому, к классике, традициям, ироническое отношение к нравственным ценностям — норма для культуры постмодернизма, все же нравственные понятия человеческого достоинства, чести, порядочности, по-прежнему, востребованы и высоко ценятся человеческим сообществом.

«Вглядываясь в даль» в наше время, И.А. Ильин задает своим творчеством высокую нравственно-ценностную планку современному российскому обществу. Оригинальные и глубокие размышления мыслителя актуальны в деле нравственного воспитания современной российской молодежи, пополняют духовную сокровищницу человечества, способную противостоять дефициту духовности в обществе и гармонизировать социальные отношения.

Вышесказанное не дает основания недооценивать роль материальных ценностей в деле воспитания патриотов отечества. Конечно, напрямую патриотизм и обеспеченность материальными благами не связаны, иначе был бы непонятен подвиг блокадного Ленинграда, героизм бесчисленных героев России, отдавших за Отечество жизнь, патриотизм мыслителей российского зарубежья.

И все же — государство должно заботиться о создании достойных материальных условий жизни для граждан своей страны. Заботиться о создании условий и возможностей достойной оплаты за достойный труд. Это крайне важно для всестороннего развития личности и процветания российского народа. Сила россиян — в единстве. У нас общая задача — обустроить Россию, перед которой стоят экологические, демографические, духовные, материальные проблемы. Важно, чтобы Россия оставалась для всех, и для молодежи особенно, родным домом, куда хотелось бы непременно вернуться, в какой бы точке земного шара ее граждане ни находились.

ПРИМЕЧАНИЯ

(1) Подробнее это положение рассмотрено в монографии С.А. Нижникова «Мораль и политика в контексте духовных и интеллектуальных традиций». — М.: ИНФРА-М, 2011.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Федотов Г.П. Лицо России // Судьба и грехи России. В 2 т. — Т. 1. — СПб., 1991.

[2] Бердяев Н.А. Душа России // Судьба России. — М., 1990.

[3] Сорокин П.А. Основные черты русской нации в двадцатом столетии // О России и русской философской культуре. — М., 1990.

[4] Моисеенко М.В. Роль истории в формировании патриотизма и духовности у современной российской молодежи // Социальное развитие и духовно-нравственный мир современной личности. — Сборник статей. — М., 2012.

[5] Ильин И.А. Переписка двух Иванов (1947—1950). — М., 2000.

[6] Ильин И.А. Основы художества. О совершенном в искусстве // Собр. соч. — Т. 6. — Кн. 1. — М., 1996.

[7] Ильин И.А. О русской культуре. Сущность и своеобразие русской культуры. Три размышления // Собр. соч. — Т. 6. — Кн. 2. — М., 1996.

[8] Ильин И.А. О русской культуре. Приложение // Собр. соч. — Т. 6. — Кн. 2. — М., 1996.

[9] Ильин И.А. Я вглядываюсь в жизнь. Книга раздумий // Собр. соч. — Т. 3. — М., 1994.

[10] Ильин И.А. Поющее сердце. Книга тихих созерцаний // Собр. соч. — Т. 3. — М., 1994.

[11] Ильин И.А. Путь к очевидности // Собр. соч. — Т. 3. — М., 1994.

[12] Ильин И.А. Взгляд в даль. Книга размышлений и упований // Собр. соч. — Т. 8. — М., 1998.

TO THE QUESTION OF THE FORMATION OF PATRIOTISM AND SPIRITUALITY IN MODERN RUSSIAN YOUTH

M.V. Moiseenko

Faculty of Humanities and Social Sciences Peoples' Friendship University of Russia Mikluho-Maklaya Str., 10a, Moscow, Russia, 117198

The article is devoted to the problem of the formation of patriotism and spirituality in modern Russian youth. The appeal to the Russian history, promotion of national spiritual values, achievements and victories, opinions of Russian great people, representing its national pride play an important role in solving this problem. Author marks the need to strengthen the ideological education of youth, emphasizes the significance of positive hero, spiritual ideal in the media. In this article author relies on the rich spiritual heritage of the Russian philosophers abroad after October, paying particular attention to the spiritual and moral judgments of I.A. Ilyin.

Key words: patriotism, spirituality, morality, youth, Russia, history, Russian classical literature, ideology, education, culture, Russian philosophers abroad after October, I.A. Ilyin

REFERENCES

[1] Fedotov G.P. Litso Rossii. G.P. Fedotov. Sud'ba i grekhi Rossii. V 2-kh tomakh. T. 1. (Face of Russia. Fate and Sins of Russia. Works in 2 Volumes. Volume I). Saint Pterburg, 1991.

[2] Berdyaev N.A. Dusha Rossii. Sud'ba Rossii (The Soul of Russia. The Fate of Russia). Moscow, 1990.

[3] Sorokin P.A. Osnovnye cherty russkoi natsii v dvadtsatom stoletii. O Rossii i russkoi filosofskoi kul'ture (Main characteristics of the Russian Nation in XXth century. About Russia and Russian Philosophical Culture). Moscow, 1990.

[4] Moiseenko M.V. Rol' istorii v formirovanii patriotizma i dukhovnosti u sovremennoi rossiiskoi molodezhi. Sotsial'noe razvitie i dukhovno-nravstvennyi mir sovremennoi lichnosti (Role of History in development of Patriotizm with Russian modern yough. Social Development and Spiritual World of Modern Person). Sbornik statei. Moscow, 2012.

[5] Il'in I.A. Perepiska dvukh Ivanov, (1947—1950) (Correspondence of Ivanovs). Moscow, 2000.

[6] Il'in I.A. Osnovy khudozhestva. O sovershennom v iskusstve. I.A. Il'in Sobr. soch. M. 1996. T. 6. Kn. 1 (Basis of Art. About Modern in Art. Works. Volume VI, book I). Moscow, 1996.

[7] Il'in I.A. O russkoi kul'ture. Sushchnost' i svoeobrazie russkoi kul'tury. Tri razmyshleniia. I.A. Il 'in Sobr. soch. T. 6. Kn. 2. (About Russian Culture. The Essence of Character of Russian Culture. The Three thoughts. Works. Volume VI, book II). Moscow, 1996.

[8] Il'in I.A. O russkoi kul'ture. Prilozhenie. I.A. Il'in. Sobr. soch. T. 6. Kn. 2 (About Russian Culture. Appendix. Works. Volume VI, book II). Moscow, 1996.

[9] Il'in I.A. Ia vgliadyvaius' vzhizn'. Kniga razdumii. I.A. Il'in Sobr. soch. T. 3. (I peer into the Life. The Book of Thoughts. Works. Volume III). Moscow, 1994.

[10] Il'in I.A. Poiushchee serdtse. Kniga tikhikh sozertsanii. I.A. Il'in Sobr. soch. T. 3. (Singing Heart. The Book of quiet contemplation. Works. Volume III). Moscow, 1994.

[11] Il'in I.A. Put' k ochevidnosti. I.A. Il'in Sobr. soch. T. 3 (A pathway to Evidence. Works. Volume III). Moscow, 1994.

[12] Il'in I.A. Vzgliad v dal'. Kniga razmyshlenii i upovanii. I.A. Il'in Sobr. soch. T.8. (Stare into the Distance. The Book of Thoughts and Expectations. Works. Volume VIII). Moscow, 1998.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.