Научная статья на тему 'Мир символов в романе Дэна Брауна "Код да Винчи"'

Мир символов в романе Дэна Брауна "Код да Винчи" Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1411
142
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИМВОЛИЗМ / СИМВОЛЫ / РОМАН / ЧАША ГРААЛЯ / ИКОНA / ШЕСТИКОНЕЧНАЯ ЗВЕЗДА / ВАТИКАН

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Рагимова Ф.Д.

Рагимова Ф. Д. Світ символів у романі Дена Брауна « Код Да Вінчі» / Ф. Д. Рагимова // Вчені записки Таврійського національного університету імені В. І. Вернадського. Серія «Філологія. Соціальні комунікації». 2013. Т. 26 (65), № 2. С. 524-528.У науковій роботі розглянуто роман Дена Брауна «Код Да Вінчі» крізь призму культурних, релігійних та історічних особливостей. Центральна роль у науковій роботі відводиться символу. Авто-ром розглянуті основні символи, використані письменником у своєму романі, наприклад Діва Марія яксимвол жіночого початку на іконах, а дитина як символ чоловічого початку. Автор доходить висновку, що таким чином іконописці хотіли показати єднання і гармонію цих двох начал, які є основою всього в житті. Також розглянута інша символіка християнства і ордена тамплієрів. Автор здійснив спробу простежити етимологію слова «Бог» у різних мовних групах. Крім того, проводиться історичне дослідження деяких символів християнства (наприклад, хреста і традиції його цілування), визначаються джерела цієї традиції.Ключові слова: символізм, символи, роман, чаша Грааля, іконa, шестикутна зірка, Ватикан

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Rahimov F. J. World of symbols in the Dan Brown's novel “The Da Vinci Code” / F. J. Rahimov // Scientific Notes of Taurida V. I. Vernadsky National University. Series: Philology. Social communications. 2013. Vol. 26 (65), No 2. P. 524-528.In a study Dan Brown's novel“The Da Vinci Code” is considered through the prism of cultural, religious and historical features. The central role in the scientific work is assigned to the symbol. The author describes the main symbols used by the writer in his novel, such as the Virgin Mary as a symbol of the feminine in the icons and the child as a symbol of masculinity. The author comes to the conclusion that in such way the painters wanted to show the unity and harmony of these two principles, which are the foundation of everything in life. Also other symbols of Christianity and the Knights Templar are considered. The author attemptув to trace the etymology of the word “God” in a different language groups. Also a historical study of some symbols of Christianity (such as the cross and its tradition of kissing ) is examined and the origins of this tradition are determined.Key words: symbolism, symbols, novel, Holy Grail, icon, six-pointed star, Vatican

Текст научной работы на тему «Мир символов в романе Дэна Брауна "Код да Винчи"»

Ученые записки Таврического национального университета имени В. И. Вернадского Серия «Филология. Социальные коммуникации». Том 26 (65), № 2. 2013 г. С. 524-528.

УДК 821.111

МИР СИМВОЛОВ В РОМАНЕ ДЭНА БРАУНА «КОД ДА ВИНЧИ»

Рагимова Ф. Д.

Азербайджанский Университет azfolklor@yahoo.com

В научной работе автором рассматривается роман Дэна Брауна «Код Да Винчи» через призму культурных, религиозных и исторических особенностей. Центральная роль в научной работе отводится символу. Автором рассмотрены основные символы, использованные писателем в своем романе, например: Дева Мария как символ женского начала на иконах, а ребенок - как символ мужского начала. Автор приходит к выводу, что таким образом иконописцы хотели показать единение и гармонию этих двух начал, которые являются основой всего в жизни. Также рассмотрена другая символика христианства и ордена тамплиеров. В работе предпринята попытка проследить этимологию слова «Бог» в разных языковых группах. Также проводится историческое исследование некоторых символов христианства (например, креста и традиции его целования), определяются истоки данной традиции.

Ключевые слова: символизм, символы, роман, чаша Грааля, икона, шестиконечная звезда, Ватикан

Постановка проблемы. В романе Дэна Брауна «Код Да Винчи» раскрывается истинный смысл ряда символов связанных с ранним христианством, и первыми организациями христиан. В романе присутствуют также символы, отражающие реальные исторические личности и события. Знаки и события, представленные уже с первых глав романа и до последних страниц заставляют читателя внимательнее всматриваться в историю.

Представляя «код Да Винчи» Дэн Браун хочет показать, что согласно этим знакам в эпоху, предшествовавшую раннему христианству, т.е. в эпоху идолопоклонничества, главным началом всего человечества являлась женщина-мать. В частности, изображаемая на иконах, и принимаемая всеми религиями Дева Мария согласно роману вовсе не является богоматерью. На самом деле этот женский образ является символом божественных сил, закладывающих основу жизни, т.к. именно женщина рождает новую жизнь. Ребенок, мальчик на руках Марии означает мужское начало в жизни, т.е. на иконе соединяются два начала-женское и мужское, т.е. в заложении основы семьи участвуют и женщина и мужчина.

Прослеживая историю икон, мы видим, что корни этого явления уходят в далекое прошлое. Иконы являются священным атрибутом северной ветви буддизма. Создавая иконы, буддисты стремились выразить свое почтение древним традициям. Впоследствии икона была принята и христианской церковью. Как самостоятельный символ, иконы никак не могли быть созданы во времена Иисуса Христа. Учитывая это, Дэн Браун стремился показать, что все поиски человечества проистекали из желания людей склонить голову перед женским началом жизни.

В романе упоминается также Чаша Грааля, и указывается, что сам Леонардо да Винчи как и другие члены ордена тамплиеров знал о местонахождении той Чаши, и на самом деле это вовсе не сосуд, а документ, повествующий о великих тайнах. В романе даются правдивые сведения о проникновении христианства в Европу. Сам Дэн Браун в «Коде да Винчи» считает, что эта Чаша - Чаша Христа, и она также имеет иносказательный смысл. На созданной Леонардо да Винчи картине «Тайная вечеря» перед всеми участниками тайной встречи есть чаша с вином. Однако у зрителя создается впечатление, что чаша стоит лишь перед Иисусом.

Таким образом, Христос словно делится своими идеями со всеми присутствующими. Христос был вторым пророком, уверовавшим в единобожие, принявшем его всей душой, и понимавшим, что истоком новой веры также является Единый Бог. Именно поэтому Христос призывал людей отказаться от веры в идолов и уверовать, поклоняться единому Богу. Эту же мысль хотел донести последующих поколениям своей картиной Леонардо да Винчи.

В романе «Код да Винчи» упоминается еще один символ, указывающий на орден тамплиеров. Это цветок розы, употребляемый также в смысле «розовый цвет». Розенкрейцеры, Рыцари Розового Креста использовали изображение розы в одежде, письмах, документах. Ларец Соньера также розового цвета, и на нем изображен цветок розы с пятью лепестками. Пять лепестков означают пять букв. При прокручивании криптекста на поверхности ларца, получаются слова «Чаша», «Винчи», также состоящие из пяти букв. Так да Винчи указывает на свою принадлежность к ордену тамплиеров.

Дэн Браун затрагивает еще одну тему, часто поднимаемую в научно-документальной литературе. Это тема брака Марии Магдалины с Иисусом Христом, и в случае существования этого брака, место, где могли жить возможные наследники Христа. Мария Магдалена, родившаяся в городе Мигдал-Эд, была одной из последовательниц Христа. Согласно Евангелию, она была исцелена Иисусом. После исцеления Мария Магдалена отреклась от прежнего образа жизни, последовала за Христом. Мария Магдалена была свидетелем кончины Иисуса Христа и принимала участие в его погребении. Первая весть о вознесении Христа также была получена от ангелов именно Марией. Спустя некоторое время Мария, увидев Христа, не сразу узнала его. Узнав же Христа, и, желая приблизиться к нему, она была остановлена словами: «Не приближайся ко мне!». На Марию была возложена миссия возвестить о воскрешении Христа. По нашему мнению, обсуждение вопроса о том состоял ли Иисус в браке является неправомерным. Светлый образ Христа живет в сердцах миллионов людей. Различного рода научные дебаты не должны и не могут бросать тень на эту личность.

В романе также говорится об идоле по имени Бафомет. Ленгдон объясняет Софи, что «в эпоху идолопоклонничества Бафомет был богом плодородия и обладал очень большой мужской силой. Бафомет изображался в виде козлиной или бараньей головы (символ плодородия).Тамплиеры поклонялись Бафомету и, стоя вокруг сделанной из камня головы Бафомета, хором возносили молитвы во славу его [6, 382]. Церковь использовала этот символ рогатого бога в борьбе против тамплиеров, однако отдельные элементы этого верования живы до сих пор». Так, например в США на открытках ко Дню Благодарения изображается рог-символ плодородия.

525

Что можно сказать о Бафомете? Майкл Бейджент, Ричард Ли и Генри Линкольн в документальном произведении «Священная кровь и священная чаша» пишут, что «имя Бафомета называли многие из рыцарей, подследственных инквизиции», причем имя этого божества упоминается с большим уважением. Иногда Бафомет представляется в виде мужской головы с бородой, а на языке испанских мавров означает «мудрый отец, старейшина»-«буфхимат». Если имя «Бафомет» действительно происходит от этого слова, то оно означает начало определенной природной, естественной силы» [4, 80]. У древних тюрков это был Тенгри хан, сын Неба.

Слово «Бафомет» могло происходить и от слова «Бог». «Как правило, слово «Бог» связывают с монгольским «Бурхан». Однако это слово было хорошо известно древним жителям тюркских степей задолго до того, как здесь появились монголы. [3, 256]. Слово «Бог» означает «Боди», «Бодхи» - освещать, пробуждаться, просвещать. Таким образом, Бафомет - духовный отец, пробуждающий людей, определенная высшая сущность, он же Богдохан, Тенгри-хан. В священной книге мусульман Коране, в суре Аль-Имран, говорится: «Аллах! Нет Бога кроме него! Он жив и вечен! Он источник жизни и обладатель мудрости!». У тюркских народов, являющихся прародителями многих народов Европы, Бог - Тенгри - есть небесный дух, обладатель Вселенной. Небо является его жилищем и Им же самим. У тюрков Бог являлся духом с мужским началом.

Еще одним символом, упоминающимся в романе «Код да Винчи», является шестиконечная звезда, которая считается знаком царя Давида и почитается всеми иудеями. По мнению героя Дэна Брауна Ленгдона, звезда Давида, т.е. фигура, известная во всем мире как «печать Соломона», в древности была тайным символом астрономов, рассматривалась как знак власти Давида и Соломона [1, 55]. Ленгдон раскрывает свою мысль следующим образом: «шестиконечная звезда состоит из двух треугольников. Треугольник, острый угол которого направлен вверх, означает мужское начало, треугольник с направленным вниз острым концом означает женское начало» [6, 356]. Используя форму этой звезды, тамплиеры демонстрировали свои верования, идеи, верность убеждениям. Так, и пятиконечная звезда, и шестиконечная «звезда Давида», и роза с пятью лепестками - все это зашифрованная информация посланная предками следующим поколениям.

Раскрывая суть слов и символов (пусть даже не всегда добиваясь этого полностью) Дэн Браун оказал большую услугу Европе, всему человечеству. Следует отметить, что наличие верований в одну и ту же божественную силу и у народов Великой Степи, и у иудеев еще не означает точного существования связей между этими народами. Франкская королевская династия Меровингов в самом начале подчинялась правилам, законам тевтонского ордена. Знакомые с этими правилами, и приспосабливавшие их к своим, местным правилам Меровинги, в V веке подготовили Салический закон, ставший впоследствии основным законом государства франков. В последующие столетия этот же закон стал официальным законом Священной Римской Империи и подчинялся законам Римской церкви. В 45 статье Салического закона «Де Мигрантубиз» (о переселенцах) выдвигался ряд важных условий, необходимых для перехода кочевых племен к оседлой жизни, и получения ими гражданских прав. Основываясь на условиях статьи можно утверждать, что под «кочевыми

526

племенами» подразумевается не тевтонский орден, а какая-то другая общность. Некоторые источники утверждают, что эти статьи были взяты из Талмуда, а Салический закон также основывается на иудейских законах. Однако, кем были так называемые «кочевые племена», и с какого Востока они прибыли в Европу - вопрос совершенно ясен. Дэн Браун обращается к этой гипотезе, желая прояснить вопрос, и призывая к объективности в исследованиях. В то же время, если для Дэна Брауна этот вопрос остается открытым, неизученным, то официальная церковь прекрасно осознает суть вопроса, так как разобщенность, раскол в христианстве начался именно с этого момента и имеет место до сих пор.

В «Коде да Винчи» Дэн Браун указывает, что тамплиеры не целовали крест, не принимали его. Дэн Браун не знает причину этого, однако обратившись к истории, можно сделать четкие выводы. На самом деле, тамплиеры вовсе не были безбожниками. Они не принимали именно крест, принятый католической церковью, Ватиканом.

Обратившись к истории, мы увидим, что история креста как знака уходит своими корнями в глубокую древность, на Алтай. До IV столетия, т.е. до того как крест утвердился в Европе, христиане не признавали крест и избегали его изображений. Мурад Аджи подтверждает эту мысль словами Феликса Минутци, жившего в III веке: «что касается креста, то мы его не признаем. Нам, христианам он и не нужен. Он важен для вас, идолопоклонников. Позолоченные, украшенные куски дерева нужны вам» [3, 393].

Таким образом, христиане до IV не признавали крест, и поэтому становится ясным, почему избегали креста и тамплиеры. В качестве атрибута крест использовался в ритуалах буддистов (северная ветвь) с I века. Идея присутствия следов Азии в культе креста подтверждается также и научными данными. Храмы, молитвы, икона, колокол - то есть почти все церковные атрибуты пришли в восточное христианство из Большой Степи. Людей, сохранивших древние верования, называют шаманами. Мурад Аджи также пишет, что «в Индии крест называют ваджра. Ваджра не что иное, как блестящие лучи божественного плодородия, расходящегося из единого центра. Согласно этому представлению в центре креста изображался круг, обозначающий солнце. В древности крест не был простым пересечением двух линий. Крест состоял из изображения солнца и четырех лучей. Традиция покрывать кресты золотом, украшать их драгоценными камнями также берет свое начало именно оттуда. Такие кресты были знаком, символом Божественной силы. Эта сила опускалась с неба на Землю потоком света [1, 194]. Тамплиеры не принимали именно тот крест, который состоял из двух пересекающихся линий. Церковь же напротив, переняв эту традицию с Востока, не желала раскрывать ее истинный смысл.

Ватикан не принимал крест именно в его первоначальном значении, так как это противоречило интересам политики Папства. Ватикан не желал сохранять историю тюркских народов, переселившихся в Европу, всячески скрывал их богатую культуру. Римская церковь изображала крест в виде «Т», т.е. деревянного креста, на котором были распяты Христос и его сторонники. Героя Дэна Брауна, Соньера, Ватикан преследует и наказывает именно за то, что тот знает эту истину. В ряду символов, представленных в «Коде да Винчи» звучит также слово «Алой» в значении «О Боже». Елой-Алой-Бог-Аллах - согласно индийским мифам (тибетско-бирманская

527

группа) именно Он создал первых людей. В иудаистских источниках Елой имеет значение «Яхве»- «елохим», т.е. «их боги и их духи», и «теротим»-«их идолы». Му-рад Аджи пишет, что иудеи часто говорят «Адонай» вместо «Яхве». Это точно соответствует истории иудаизма. В древности, во времена правления царя Кира, слово «Адонай» образовалось путем соединения двух слов «адын» имя, «ай» позови, т.е. назови имя - атын ай - адонай [3, 114].

Выводы и перспектива. Как видно, факты, выдвигаемые Дэном Брауном в романе «Код да Винчи» не только отражают определенные этапы истории христианства, но и перекликаются с историей тюркских народов. «Дух свободы восстает равно как против политического засилья феодалов, так и против давления духовенства, не желает более слепо следовать предписаниям церкви и Папы» [2, 33].

Литература

1. Аджи М. Европа. Тюрки. Великая степь / М. Аджи. - Москва: Мысль, 1998. - 334 с.

2. Бейджент M. Святая кровь и святой грааль / М.Бейджент., Р. Ли, Т. Линкольн. - Москва: 2005, 494 с.

3. Браун Ден. Код да Винчи / Ден Браун. - Москва: 2006. - 542 с.

4. Византийкие легенды. Древнеевропейская литература. Ленинград, 1972

5. Коран. - Баку: 2000. - 615 с.

6. Неру Дж. Взгляд на всемирную историю / Дж. Неру. - Баку: 2006. - 344 с.

Рагимова Ф. Д. Свгг символiв у ромаш Дена Брауна « Код Да ВшчЬ> / Ф. Д. Рагимова // Вчеш записки Тавршського национального ушверсптету iменi В. I. Вернадського. Сер1я «Фшолог1я. Сощальш комунжаци». - 2013. - Т. 26 (65), № 2. - С. 524-528.

У науковш робота розглянуто роман Дена Брауна «Код Да ВшчЬ» ^зь призму культурних, релггшних та iсторiчних особливостей. Центральна роль у науковш робот! выводиться символу. Автором розглянут основш символи, використаш письменником у своему ромаш, наприклад Дгва Марiя як символ жшочого початку на жонах, а дитина - як символ чоловiчого початку. Автор доходить виснов-ку, що таким чином жонописщ хотши показати еднання i гармошю цих двох начал, яю е основою всього в житл. Також розглянута iнша символiка християнства i ордена тамплiерiв. Автор здшснив спробу простежити етимологгю слова «Бог» у рiзних мовних групах. Крiм того, проводиться юторичне дослщження деяких символiв християнства (наприклад, хреста i традицй його цшування), визначають-ся джерела ще! традицп.

Ключовi слова: символiзм, символи, роман, чаша Грааля, жона, шестикутна зiрка, Ватикан

Rahimov F. J. World of symbols in the Dan Brown's novel "The Da Vinci Code" / F. J. Rahimov // Scientific Notes of Taurida V. I. Vernadsky National University. - Series: Philology. Social communications. -2013. - Vol. 26 (65), No 2. - P. 524-528.

In a study Dan Brown's novel"The Da Vinci Code" is considered through the prism of cultural, religious and historical features. The central role in the scientific work is assigned to the symbol. The author describes the main symbols used by the writer in his novel, such as the Virgin Mary as a symbol of the feminine in the icons and the child - as a symbol of masculinity. The author comes to the conclusion that in such way the painters wanted to show the unity and harmony of these two principles, which are the foundation of everything in life. Also other symbols of Christianity and the Knights Templar are considered. The author attemptув to trace the etymology of the word "God" in a different language groups. Also a historical study of some symbols of Christianity (such as the cross and its tradition of kissing ) is examined and the origins of this tradition are determined.

Key words: symbolism, symbols, novel, Holy Grail, icon, six-pointed star, Vatican

Поступила в редакцию 30.08.2013 г.

528

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.