Научная статья на тему 'Мир сакрального в культуре Древнего Египта'

Мир сакрального в культуре Древнего Египта Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
4701
582
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / РЕЛИГИЯ / КУЛЬТ / БОГ / ЗАГРОБНАЯ ЖИЗНЬ / ДУХ / ЦАРЬ / ВЛАСТЬ / ХРАМ / CULTURE / RELIGION / CULT / GOD / AFTERLIFE / SPIRIT / TSAR / POWER / TEMPLE

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Швечиков Алексей Николаевич

Статья посвящена исследованию взаимосвязи религии и культуры Древнего Египта, выявлению основных путей влияния религии на формирование и развитие египетского искусства, социальных и политических отношений, образования и воспитания. Рассматривается также проблема преемственности достижений египетской религиозности и культуры в христианстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The world of sacral in the culture of ancient Egypt

The article is devoted to the research of interrelationship between religion and culture of ancient Egypt, and reveals the influence of religion on formation and development of the Egyptian art, social and political relations, education. The problems of succession of achievements of Egyptian religiosity and culture in Christianity are also viewed.

Текст научной работы на тему «Мир сакрального в культуре Древнего Египта»

8. Гадамер Х.Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики / пер. с нем. М., 1988. С. 329.

9. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979. С. 71.

10. Каменская Р.А. Историческое сознание: дис. ... канд. филос. наук. Волгоград, 1999. С. 20.

11. Шкуратов В.А. Историческая психология. Ростов н/Д, 1994. С. 111.

12. ГулыгаА.В. Эстетика истории. М., 1979. С. 44.

Поступила в редакцию 15.09.2008 г.

Linchenko A.A. Historical cognition and integrity of historical knowledge. The problems of historical episte-mology as an essential condition for integrity of historical knowledge and historical consciousness are being analyzed. The author explains historical knowledge as the synthesis of static (structure of historical facts) and dynamical (flexible methodology of understanding and explanation with the elements of historical intuition and historical imagination) elements. The research shows that the integrity of rational and over rational cognitive activity can form the basis of integral understanding of historical reality.

Key words: historical consciousness, interpretation, historical cognition, historical knowledge, historical fact, understanding, explanation, historical rationality, historical psychology, intuition, historical imagination, hermeneutics.

УДК 930.8

МИР САКРАЛЬНОГО В КУЛЬТУРЕ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА © А.Н. Швечиков

Статья посвящена исследованию взаимосвязи религии и культуры Древнего Египта, выявлению основных путей влияния религии на формирование и развитие египетского искусства, социальных и политических отношений, образования и воспитания. Рассматривается также проблема преемственности достижений египетской религиозности и культуры в христианстве.

Ключевые слова: культура, религия, культ, Бог, загробная жизнь, дух, царь, власть, храм.

Проблема взаимоотношений сакрального (священного, религиозного) и профанного (мирского, повседневного) в культуре для древних цивилизаций не имеет той актуальности и значимости, которые придает ей современная мысль, превратившая религию в один из эпифеноменов культуры. В то же время нельзя утверждать, что культура древних цивилизаций вообще не разделяла мир на сакральный и профанный, не отделяла божественное, совершенное (безгреховное) от человеческого, несовершенного (греховного). Однако это разделение было не категорическим, а больше условным, относительным, ибо было очевидным стремление этих культур к полной сакрализации всех сфер человеческой жизни, к полному преодолению профанного. Особенно характерно такое стремление в культуре Древнего Египта, устремленной к достижению совершенства сакральной жизни, ведущей к совершенству человека. Поэтому в идеале египетская культура стремилась не к расширению поля профанного в жизни египтян, а к максимальной сакрализации жизни общества и человека в целях достижения смысловых пределов

божественного бытия, максимального обеспечения близости к Богу. Такие святые цели и обеспечивали удивительную жизнестойкость и невиданный (а история показала, что и непреодолимый) расцвет культуры этой цивилизации. Не случайно гениальный В.В. Розанов, проникновенно и неповторимо воспринявший Древний Египет, воскликнул: «Все началось в Египте! И все закончилось в Египте!»

***

Споры вокруг взаимосвязи двух важнейших сфер духовной и нравственной жизни общества - религией и культурой не утихают.

Во-первых, они ведутся вокруг того, кто был первым, т. е. кто кого породил: культура религию или религия культуру. Во-вторых, они ведутся на предмет выяснения того, какой из двух духовных феноменов человечества включает в себя другой.

Что касается вопроса вхождения религии в состав культуры в качестве одного из элементов или наоборот, то для секуляризированной философии и науки он решался одно-

значно: религия не более чем одна из составных частей культуры, причем далеко не лучшая ее часть. Модернистское понимание религии и культуры не предполагало их естественного взаимодействия и взаимопроникновения, что привело к расколу культуры на якобы перспективную светскую и якобы не имеющую будущего - религиозную. Этот статус двух культур утвердился как в мышлении, так и в практической политике современных либерально-демократических стран.

В отличие от них древнеегипетская цивилизация не решала ни проблему первоначала в системе «религия-культура», ни патернализма в рамках этой системы. Для нее этих проблем просто не существовало, поскольку в ее представлении все началось с религии и все основывалось на ней. Египтяне были убеждены в том, что религия есть единственная сила, способная сдерживать развитие негативного процесса обессмысливания мира и жизни.

Не в пример европейцам, верящим в божественную силу человеческого разума и некую неотвратимость и прямолинейность прогрессивного развития человечества, египтяне в такую идиллию не верили совсем, ибо более трезво смотрели на человека, видели его несовершенство и считали, что без помощи богов, осуществляющих эту помощь через главу государства-царя, человеческое сообщество неизбежно погибнет. Только близость к богу является единственной гарантией сохранения смысловых основ жизни и надежды на ее перспективу. Для египтян все начиналось с религии и все заканчивалось в религии (в т. ч., естественно, и культура), хотя религии в том смысле, какой вкладываем мы в это понятие сегодня, для египтян не существовало. То, что мы называем религиозным для египтянина, было божественным, а их религия вполне может быть обозначена как богопочитание в качестве основного способа обеспечения близости к богу. Главной целью и задачей культуры поэтому было обеспечение этой близости. Близость к богу была для египтянина гарантией сохранения смысловых основ жизни. Она обеспечивалась в египетской традиции неуклонным соблюдением существующего культа и накопленным многовековым и тысячелетним религиозным опытом.

Греки считали египтян самым религиозным и благочестивым народом в тогдашнем мире. И это соответствовало действительности, ибо египтяне имели самую развитую и самую глубокую религиозную систему. Они первые среди народов мира заговорили о бессмертии человеческой души, о загробной жизни и подземном суде над душами умерших, о том, что смысл человеческой жизни заключается в служении богу (богам), что земная жизнь человека не более чем подготовка к жизни вечной в царстве богов. Они первыми дошли до понимания приоритета духовных ценностей жизни над ценностями материальными. Они первыми среди людей поняли, что Бог, тот Бог, который творил Вселенную и все в ней: от комара до солнца, есть не антропоморфное существо, а Дух. Правильно будет сказать: величайшая из всех религий древних обществ породила великую цивилизацию и великую культуру. То, что известно сегодня египтологии, дает основания утверждать, что не культура стимулировала развитие религии, а все возрастающие потребности в религии стимулировали развитие всех сфер культуры как духовной, так и материальной. Попытаемся обосновать эти утверждения фактами, широко известными и описанными в научной литературе по Древнему Египту.

***

Русский египтолог советского периода академик М.А. Коростовцев опубликовал в свое время фундаментальный труд по религии Древнего Египта, в котором он утверждает, что идея загробной жизни родилась у египтян задолго до создания централизованного государства (Древнего Царства).

Но нам здесь важно не столько признание идеи загробной жизни, сколько процесс эволюции этой идеи. О том, что такая эволюция имела место, пишет и М.А. Коростовцев. «... Вполне последовательно и ясно, -говорит он, - прослеживается эволюция от неолитических погребений до погребений исторической эпохи, от примитивных могил -ям до архитектурно усовершенствованных гробниц, от отсутствия искусственного сохранения тела до высоко усовершенствованной мумификации. Эта эволюция сама по себе, а тем более в интерпретации «текстов пирамид», вне всякого сомнения, выявляет

основную идею египтян о загробной жизни как непосредственном продолжении жизни земной» [1].

Совершенно очевидно, что вместе с эволюцией идеи загробной жизни эволюционирует и культура захоронений умерших. От просто закапывания трупа со временем его начинают заворачивать в ткань или шкуру животного, затем переходят к мумификации, и бальзамирование становится всеобщим ритуалом подготовки умершего к загробной жизни. Мумификация порождает необходимость как можно более длительного сохранения целостности тела, поэтому труп уже не кладут просто в грунт, а помещают в саркофаг - ящик с крышкой, сделанный из камня или дерева. И это или затрудняет, или вообще отсекает возможность доступа к телу умершего крыс или шакалов, пожирающих трупы. Стремление к сохранению целостности трупа вызвано идеей непосредственной зависимости существования души умершего от длительности существования и цельности его тела. Именно поэтому не было для египтянина более страшного наказания, чем казнь с отсечением головы или сжиганием тела в огне.

Поскольку совершенствуется идея (представление) о продолжении жизни после смерти, начинает совершенствоваться, ком-фортироваться новое место этой жизни -«новый дом» умершего. Уже во время правления I династии египетских царей вместо могил - ям начинают возводиться мастабы -сооружения сначала из кирпича, а затем и из камня. Первые мастабы представляли собой однокамерные надгробия, но уже при II династии их конструкция усложняется, в них появляются внутренние помещения, обеспечивающие большой комфорт загробной жизни умершему. Со временем мастаба стала основанием для пирамид, как бы их первым этажом.

Мастабы, и тем более пирамиды, становятся не просто местом захоронения, но превращаются в значительную культурную ценность. И эта ценность выражается не только в архитектурном отношении. Они приобретают ценность историческую и теологическую, поскольку на стенах мастабы сообщается о том, кто здесь захоронен, кем он был, как прожил свою жизнь и выполнял свой долг перед богами и людьми, каким был

семьянином. Здесь же размещались священные тексты, магические заклинания и т. д., которые были необходимы для его полноценной загробной жизни. Огромное культурологическое значение имел обряд бальзамирования умерших. Он был доведен египтянами до совершенства. Он, несомненно, активно и глубоко повлиял на развитие медицинских естественно-научных знаний

египтян. Процесс бальзамирования позволял досконально изучить строение и функционирование внутренних органов человека, понуждал искать наиболее эффективные средства, обеспечивающие максимально продолжительное время сохранения тела умершего. Так, одна из религиозных идей повлияла на развитие культуры Древнего Египта. Но она была не единственной. Влияние религии этой великой цивилизации на развитие культуры многогранно, можно сказать, всеохватно. Мы же пытаемся раскрыть лишь какую-то часть этого влияния.

***

Понятие бога, его духовной и физической силы, его образа, его возможностей и влияние на жизнь человека есть показатель того уровня духовной и нравственной культуры, на который поднялся тот или иной народ, или цивилизация. В религиозном смысле египтяне как и народы других древних цивилизаций были политеистами, т. е. много-божниками. «Древние египтяне, - сообщают нам авторы «Египетской мифологии», - жили в мире, наполненном духами. Они символизировали все на свете; придавали осязаемую форму каждой абстрактной идее; имели богов, олицетворяющих каждую фазу и функцию жизни, каждое значимое действие и происшествие, каждый час и каждый месяц; у них были боги сил природы, обожествленные животные, антропоморфные боги, а также боги живых и боги мертвых» [2].

По утверждению известного английского египтолога У. Баджа в Древнем Египте насчитывалось около 5 тыс. различных божеств. В каждой из 42 провинций (номов) был свой главный бог, символическое имя которого и носил данный ном. Существовали, например, Номы Зайца, Волка, Двух Стрел и т. д. В Египте никогда не было одного имперского Бога, главного среди всех богов и получившего признание этого статуса

от всех номов, жителей страны. Имя «главного» Бога империи провозглашалось властью, но это не значило, что его главенство становилось реальностью для всей империи. Оно провозглашалось, но главенство этого бога не навязывалось силой. Попытка фараона Аменхотепа IV (Эхнатона) утвердить единого бога Атона по всей империи с применением силовых методов закончилась полным провалом. Очевидно, мы можем назвать египтян первым народом, проявившем религиозную толерантность.

Немаловажно, как представляли себе египтяне образы богов, потому что они связаны непосредственно с тем уровнем мышления и культуры, который был достигнут на данное время. Судить об этом образе мы можем по характеру и форме их изображения в произведениях искусства и по священным текстам, на основании которых возможны выводы о том, как мыслилась (понималась) сама сущность того или иного божества, какие функции оно выполняло.

Египетские боги изображались или в виде животных и неодушевленных предметов, или в человеческом теле, но с головой животного, или же мужчинами и женщинами с определенными признаками их божественной власти (инсигнии). Они изображались, как правило, в торжественных культовых позах и никаких «вольностей» в их изображении не допускалось. Именно этот стиль будет взят в качестве образца для изображения христианских святых.

Несмотря на воистину бесчисленный сонм богов и отсутствие единого имперского бога, в Древнем Египте зародилась и никогда не уходила из религиозного сознания идея того главного и единственного Бога, который сотворил все, в т. ч. и многочисленных богов, выполняющих по его воле те или иные священные функции.

Египтолог прошлого столетия Г. Бругш проработал массу древних египетских текстов, касающихся высказываний о Боге -Творце мира. Его исследование показало, что египтяне наделяли «мирового Бога» следующими эпитетами. Он есть Единственный, который все сотворил. Он есть скрытый дух, великий, божественный дух. Он изначален, вечен. Он - отец всех начал. Он бесконечен и будет пребывать вовеки. Бог есть сокрытая тайна и никто не знает его образа. Он скрыт

не только от людей, но и от богов. Тайной является и Его имя. Бог есть истина. Он живет истиной и питается ею. Он есть жизнь. Бог - не познаваем.

Здесь мы можем убедиться, насколько сближаются египетское и христианское толкование Бога.

В древнеегипетском понимании влияние богов на людей осуществлялось преимущественно через царствующую особу - фараона. Именно через него осуществляется самый короткий путь приближения к Богу. Именно царь (фараон) вершит божий суд между людьми и умиротворяет богов. Две главные функции осуществляет царь: во-первых, он осуществляет Маат (справедливость) в обустройстве земной жизни людей, во-вторых, он выступает главным ходатаем перед богом за интересы людей. Эти две функции, по убеждению египтян, были смыслообразующими в обустройстве и праведности их земной жизни.

С одной стороны, они обязывали фараона вести себя в высшей степени разумно, благочестиво, справедливо и нравственно. Поэтому никаких правителей вроде восточных деспотов или римских императоров типа Нерона или Калигулы появиться на египетском царском престоле не могло.

Не люди, а боги определяли кому быть на египетском престоле, поэтому главный ответ фараоны держали перед своими собратьями - богами и только потом перед людьми. Царская власть считалась египтянами вечной и бесконечной, как мир и боги, и необходимой, как они. Именно поэтому: «Ра утвердил царя на земле живущих на срок вечности и бесконечности; он (царь) вершит суд между людьми и умиротворяет богов, творит Маат (т. е. добро и справедливость. -А. Ш.) и уничтожает Исафет (т. е. зло и несправедливость. - А. Ш.). Он (царь) дает жертвы богам и пищу «просветленным» умершим» [3], - сообщается в одном из египетских источников.

Таким образом, египтяне считали, что их строй жизни более разумен и справедлив, более духовен и нравственен, чем у других народов, потому что они живут под покровом божественной и царской власти. Их религиозность была условием социальной справедливости, политической стабильности и высокой культурности.

***

В отличие от индийской или китайской цивилизации Древний Египет не оставил после себя ни одной философской школы или даже каких-то философских трактатов. И тем не менее древние египтяне дали свой ответ на главный философский вопрос - вопрос о смысле человеческой жизни. Они ответили на него в религиозном культе. Он и стал их главной жизненной философией. Египтянин был убежден, что из множества смыслов его земного существования главным является обеспечение своей близости к богу. Эта близость являлась для него гарантом достойной земной жизни, устроенной на основе божественных принципов полноты, справедливости и благочестия. Гарантировать такую близость может только постоянное присутствие бога (богов) на земле и искреннее, глубокое и постоянное их почитание человеком.

Первым условием присутствия богов на земле является наличие достойного места для их пребывания. Бог, как и человек, должен иметь достойное жилище и достойное бога каждодневное внимание к себе со стороны человека, выражающееся не только в молитве в его честь, но и в обустройстве всех сторон его пребывания на земле в бытовом плане.

Таким земным домом бога должен быть Храм. Науке удалось установить, что первые каменные храмы в Древнем Египте начали строиться уже при II династии. Особого расцвета храмовое строительство достигло во времена Нового царства. Веками вырабатывалась определенная традиция в планировке и архитектуре храма, т. е. определенный набор требований к нему. Он должен был строиться только из камня (в отличие от других не культовых построек из кирпича). Храм должен был иметь форму вытянутого прямоугольника. Участок, на котором стоял храм, окружался высокой массивной стеной. Открытый двор храма окружался колоннадой. О самом храме М.Н. Коростовцев пишет: «Вход в храм оформлялся в виде узкой двери между двумя высокими монументальными башнями. Вход вел в открытый, обнесенный колоннадой двор, заканчивающийся портиком. За портиком были расположены большой широкий колонный зал и ряд меньших. Молельня находилась в глубине храма и могла состоять из нескольких помещений: в центральном - стояла статуя

главного божества храма, в остальных - статуи других божеств, чаще всего богини - жены, бога-сына. Вокруг основных помещений располагались дополнительные залы, храмовая библиотека, комнаты для специальных ритуалов, хранилища» [1, с. 224-225].

Если двор храма был залит солнечным светом, то помещения в глубине храма не имели окон и освещались только искусственным светом.

Святая святых храма - это наос, в котором стоит культовая статуя бога - главы храма. Наос олицетворяет собой небо, спустившееся на землю. В наосе реально присутствует бог, точнее, душа бога. Поэтому и храм в целом есть место не земное, а небесное, не человеческое, а божественное. Находиться в этом месте может не всякий, а только тот, кто приближен к богу (богам). Такими людьми были жрецы (слуги божии), которые от имени царя совершали религиозный ритуал в храме. Они были обязаны в своем поведении соблюдать определенные правила: соблюдать благоразумие в речах, быть справедливыми и честными в отношении окружающих людей как внутри храма, так и вне его. Жрецы обязаны были носить только белые одежды из льна, белые же сандалии (из растительных материалов, ибо изделия из шерсти и кожи были запрещены для них). Они должны были ежедневно брить голову и другие части тела, мыться не менее трех раз в сутки холодной водой. Жрец должен быть воплощением не только внутренней, духовной и нравственной чистоты, но и внешней, физической. Это были в реальности люди высокой внутренней и внешней культуры. В понятии египтян образ жреца стоял по значимости третьим после образов бога и фараона (царя).

Влияние храма и жречества на развитие египетской культуры было определяющим, поскольку для египтян определяющей была культовая сторона жизни. Храм был основным центром поддержания и развития культуры во всех ее проявлениях, ибо именно из него исходило все справедливое, доброе и прекрасное, поскольку в нем жили боги, а их слуги-жрецы были самыми достойными представителями людей, поскольку были допущены к непосредственному общению с богами.

В культурологическом плане важно обратить внимание на то, что при всех крупных храмах создавались своеобразные теологофилософские, научные, культурные центры под названием «дом жизни». Жрецы, работающие в «доме жизни» в качестве преподавателей и сотрудников принадлежали к верхнему эшелону египетского жречестве. В этих центрах переписывались и вновь составлялись священные тексты, обсуждались и разрабатывались теологические проблемы, создавались религиозные произведения, проводились научные исследования по астрономии и медицине, архитектуре и хозяйственным вопросам. Одним словом, «дома жизни» решали насущные вопросы не только духовной, но и вообще культурной жизни египетского общества. Это были первые в истории человечества университеты.

Философия и практика религиозного культа древних египтян не может не вызывать неподдельного интереса у любого человека, прикоснувшегося к религии и культуре древнего Египта.

Храм, считали египтяне, есть реальное место встречи небесного и земного, божественного и человеческого. Встречи и единения неба и земли.

В египетском толковании «храм - это небо на земле, но он же - небо и земля в совокупности. Он - сосуд с сакральным содержанием в профанном мире; и он же - мир, до краев наполненный присутствием бога. Символика храма и концепция бога теснейшим образом связаны между собой» [3, с. 62].

Если на земле нет храма (дома для бога), то нет и бога. Без бога же Земля пуста и бессмысленна. На ней не может быть ничего кроме разрухи и хаоса, не может быть реальной, осмысленной жизни.

Бог (или точнее его душа - Ба) остается в храме до тех пор, пока ему созданы в нем комфортные условия проживания, а более важно - пока он видит глубокое и искреннее почитание себя в совершаемых верующими обрядах и ритуалах. Поэтому культ не может ограничиваться только благочестивыми мыслями, он требует повседневных, рутинных усилий по неукоснительному исполнению установленных обрядов.

Египтяне прославились среди окружающих их народов именно тем, что много и неустанно трудились на культовом поприще

ревностным почитанием бога. Они были искренне убеждены, что именно поэтому являются единственным народом на земле, для которого боги сошли на землю («вселились в свои изображения») и соработничают вместе с ними по совершенствованию земной жизни. Именно поэтому, считали они, Египет более успешная страна, чем любая из известных стран мира, и в ней проживает самый верующий и потому самый достойный из народов, богоизбранный египетский народ. Однако египтяне были народом самодостаточным и не претендовали ни на мессианскую роль, ни на право быть образцом для всего человечества. Покоряя другие народы, они считали, что тем самым они расширяют пространство «близости к богу».

***

Попытка выяснения связи христианства с египетской религией, а через нее и связи двух культур (христианской и древнеегипетской), не представляется мне ни надуманной, ни искусственной. Особенно это актуально для нас, т. е. для России, стоящей сегодня перед выбором: или духовное и нравственное возрождение на базе традиционных (т. е. религиозных) ценностей, или духовное и нравственное разложение на основе мондиалист-ских псевдорелигиозных ценностей. Первый путь открывает врата в Царство Небесное и ведет человека к божественному совершенству, второй открывает двери в мондиалистский «компьютерный рай», в котором человек превращается в безмолвного биоробота или в «киборга».

Поэтому нам не безынтересно и не бессмысленно знать, как жила эта древняя цивилизация, за счет каких внутренних духовных и нравственных сил, какой религиозной веры она придерживалась более трех тысяч лет в земном беспокойном, нестабильном мире. Знать для того, чтобы использовать ее опыт, взять из этого опыта то, что способствовало ее расцвету и могуществу, и отвергнуть то, что привело ее к непреодолимому кризису и закату.

Древний Египет стоял у истоков религии и культуры человечества. Его достижения во всех сферах жизни впечатляюще нетленны. Он создал великую религию и великую культуру, которые развивались в неразрывной связи и взаимовлиянии. Он заложил основы

семьи и государственности, создал оригинальную политическую и социальную систему общественной жизни, выработал качественную и эффективную систему образования, создал великие творения архитектуры, которые и сегодня поражают своим совершенством. Он заложил и осуществил своеобразную и эффективную систему духовной жизни общества и добился впечатляющих успехов в формировании человека высокой духовности и нравственности. Его заслуги перед человечеством нетленны.

1. Коростовцев М.А. Религия Древнего Египта. СПб., 2000.

2. Египетская мифология: энциклопедия. М., 2002. С. 20.

3. Ассман Я. Египет: теология и благочестие ранней цивилизации. М., 1999. С. 19.

Поступила в редакцию 11.01.2009 г.

Shvechikov A.N. The world of sacral in the culture of ancient Egypt. The article is devoted to the research of interrelationship between religion and culture of ancient Egypt, and reveals the influence of religion on formation and development of the Egyptian art, social and political relations, education. The problems of succession of achievements of Egyptian religiosity and culture in Christianity are also viewed.

Key words: culture, religion, cult, God, afterlife, spirit, tsar, power, temple.

УДК 008

СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ В КУЛЬТУРНОМ ПРОЦЕССЕ СОВРЕМЕННОСТИ

© Е.П. Семишова, В.С. Семина

Культурный процесс - это способность культуры изменяться через изменение ее элементов и создание их новых комбинаций. Средства массовой информации в современном культурном пространстве, выступая в качестве элемента культурного процесса, продуцируют и тиражируют в основном два типа информации, обозначаемые понятиями «образ-значение» и «образ-знание». Массовые средства информации в культурном процессе выступают в качестве культурных индикаторов повседневности, проводников перформанса, мифотворчества и организаторов игровых манипуляций.

Ключевые слова: культурный процесс, культурный элемент, средства массовой информации, образ-знание, образ-значение.

Культура являет собой систему, элементы которой представляют многообразие человеческой деятельности структурно и функционально взаимосоотнесенной, соединенной в действующее целое. Вся сеть элементов культуры как системы в отдельный момент времени образует состояние системы. Динамизм культуры в качестве системы описывается как синхронически (строение и конфигурация), так и диахронически (последовательность синхронических состояний), когда последующее состояние слегка отличается от предыдущего и преобразует его. Можно сказать, что процесс в культуре - это способность претерпевать изменения в целом через изменение элементов [1]. В этом случае культурный процесс можно определить как «поток взаимодействующих культурных элементов - инструментов, верований, обы-

чаев и т. д. В этом процессе взаимодействия каждый элемент воздействует на другие, а те, в свою очередь, действуют на него. Это процесс состязательный: инструменты, обычаи и верования могут устареть и быть устранены из потока. Время от времени вводятся новые элементы. Постоянно образуются новые комбинации и синтезы - открытия и изобретения - культурных элементов [2].

Изменения в культурном поле протекали всегда, происходят они и сегодня. Возникает новый тип культуры, в котором основной ценностью объявляются знания и информация. В рамках указанного типа культуры осмысление мира, его отражение в общей картине жизни идет по законам постмодернизма, широко распространившегося в мире к концу ХХ в. и проповедующего отказ от всех традиций и устоявшихся истин, ориентиро-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.