Научная статья на тему 'Религиозный смысл социальных институтов Древнего Египта'

Религиозный смысл социальных институтов Древнего Египта Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1089
160
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЛИГИЯ / СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ / БОГ / СПРАВЕДЛИВОСТЬ / ЖИЗНЬ / СВЯТЫНЯ / СЕМЬЯ / ХРАМ / RELIGION / SOCIAL INSTITUTION / GOD / JUSTICE / LIFE / SACRED OBJECT / FAMILY / CHURCH

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Швечиков Алексей Николаевич

Автор осуществляет методологический анализ функционирования социальных институтов древнеегипетской цивилизации. Указывает на их конкретные функции и влияние на стабилизацию и развитие социальных отношений, их духовно-нравственный смысл и значение. Делается попытка осмысления социального опыта этой цивилизации и ее значения для решения современных социальных проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Th e Religious meaning of the Ancient Egypts social institutions

Th e author conducts methodological analysis of the ancient Egyptian civilizations social institutions functioning. Th e author describes their functions and infl uence on stabilization and development of social relations, their spiritual and moral meaning. Th e author also tries to comprehend the social experience of this civilization and its meaning for solving modern social problems.

Текст научной работы на тему «Религиозный смысл социальных институтов Древнего Египта»

А. Н. Швечиков

РЕЛИГИОЗНЫЙ СМЫСЛ СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА

Египет дал нам «все».

В. В. Розанов

Для социолога, исследующего религиозные вопросы, для социологии вообще Древний Египет должен быть объектом особого внимания, потому что он содержит в себе уникальный и, как оказалось, неповторимый опыт функционирования и развития социальных институтов на базе сакрального. Фактически Древний Египет оказался первым в истории человечества социальным государством, социальная стабильность и прочность которого базировалась на силе не внешнего закона, что характерно для современных социальных государств либерально-демократического толка, а на внутренней убежденности субъекта социальности в том, что государство должно быть именно таким, каким создал его для людей Бог — оплотом сохранения изобилия, полноты бытия, справедливости и правды. Его же (субъекта) святая обязанность состоит в том, чтобы своим трудом и поведением всемерно укреплять силу и стабильность государства, его нерушимость.

Если идеология либерального социального государства базируется на диктатуре внешнего государственного закона и известных либеральных принципах, то идеология египетской государственности исходила из нерушимости божественного закона высшего порядка, полноты смысла и социальной справедливости.

Если современное социальное государство видит свою основную задачу в обеспечении полнокровной (прежде всего, материальной) земной, конечной жизни, то египетское государство считало своей главной задачей создание таких условий земной жизни своим гражданам, которые позволили бы им полноценно подготовить себя к жизни вечной в царстве богов.

В связи с тем, что доведенная до абсурда материализация социальной жизни привела современную цивилизацию к глубокому всеохватному духовному кризису, из которого она пока не находит выхода, было бы не бесполезно обратиться к уникальному социальному опыту древнеегипетской цивилизации с учетом того, что этот опыт имел не материальные, а духовные корни.

Методологические основы социальности в египетской религии

«В любой ранней культуре все в конечном счете основано на религии», — утверждает современный немецкий египтолог Ян Ассман. На религиозных принципах выстраивалась, соответственно, и социальная сфера жизни древнеегипетского общества, ибо в основе всего строя жизни египтян лежала идея божественного смысла, божественной справедливости и божественного порядка. «Их религиозная система, — пишут авторы «Египетской мифологии», — основанная на гарантированном (в нормальных условиях) процветании земледелия и экономической стабильности, была прочным, но в то же время гибким становым

© А. Н. Швечиков, 2009

хребтом всей нации, позволявшим ей сохранить свою целостность на протяжении долгих лет спокойного существования и пережить многие периоды волнений, вызванных вторжением воинственных соседей»1. И внутренних неурядиц — добавим мы.

Краеугольным камнем египетской религиозности была идея творения мира и жизни всемогущим Богом. Вот что повествует об этом в египетских источниках сам Творец: «Это было время, когда еще не было неба и земли, когда не было ни воздуха, ни ветра, ни деревьев, ни животных, а был один Нун, вселенский хаос и небытие. И было мне все это неприятно созерцать, поскольку не было мне места для того, чтобы опереться на что-нибудь. И тогда размыслил я в сердце своем, задумав сотворить мир, наполненный богами, людьми, животными и растениями»2.

Сотворив мир и жизнь, считали египтяне, Бог взял на себя управление ими и будет управлять всегда через своих многочисленных помощников-богов. Бог-Творец всемогущ и мудр. Он создавал и строил мир по принципу разумного порядка и справедливости (Маат). Этот порядок и придает смысл миру. Однако современный мир отклоняется от установленного Богом порядка, обнаруживая свои изъяны (Исафет). Эти изъяны проявляются в конкретных формах: болезней, смерти, бедности, несправедливости, лжи, вражды и различных форм насилия. При наличии этих изъянов мир находится в состоянии постоянной угрозы возникновения беспорядка, хаоса и разрушения.

Изъяны мира разрушают его смысловые основы, заложенные Богом. Это:

Изобилие. В сотворенном Богом мире есть все для обеспечения благополучной, полноценной жизни человека при условии его благоразумного, бережного отношения к сотворенному Богом и повседневного, упорного труда.

Порядок. Сотворив мир, Бог установил определенный порядок устройства жизни людей по принципам Маат. Он определил и социальный порядок жизни, создав семью, племена (номы, храмы и государство, во главе которых стоят: отцы, номархи и фараон).

Справедливость — это высший принцип в обеспечении отношений между людьми и социальными институтами, обеспечивающий равноправное распределение тех благ изобилия, которые создал Бог. Основная ответственность за поддержание справедливости институтов — семьи, номов и государства, т. е. отцов, номархов и царя, каждый из которых обязан осуществлять Маат в рамках подчиненного ему института.

Поддержание созданного Богом изобилия, соблюдения установленного им порядка с помощью принципа справедливости (Маат) есть гарантия успешного противостояния Исафет (изъянам) и сохранения смысловых основ бытия. Маат понимается не в узком смысле — только творения справедливости, а в широком смысле порядка вообще, охватывающего мир людей и вещей, природы и космических явлений, т. е. обеспечение той формы и того состояния бытия, которые оно должно приобрести по замыслу Бога-Творца. Главная цель и задача религии — обеспечить реализацию этого замысла, т. е. творения Маат. Вести религиозную жизнь для египтянина означало творить Маат и не допускать Исафет.

Таким образом, весь социальный строй жизни Древнего Египта основывался на сакральных принципах, гарантирующих разумность и незыблемость божественного порядка.

Социальные институты Древнего Египта. Древнеегипетская цивилизация заложила и отработала систему социальных институтов, которая в последующем развитии человечества стала традиционной. Естественно, что система социальных институтов по мере развития цивилизации усложнялась и совершенствовалась, но основные институты социализации личности, заложенные древними египтянами, сохранялись, ибо подтверждали свою значимость и обоснованность. Основополагающими социальными институтами Древнего Египта были семья, ном, город, храм и государство.

Семья. В. В. Розанов считал Египет родиной семьи, а семью полагал началом всего, в том числе и всех социальных институтов. «Это, — писал он, — в самом деле первое. Но египтяне благородным и чистым своим мышлением о с в я т и л и (разрядка наша — А. Ш.) все это — тогда как до них и вокруг них люди множились как кролики, не помышляя о прочем»3.

Идея освящения семьи родилась у египтян не сразу после ее создания как светского социального института. Но египтяне раньше других народов поняли, что семья и есть основа всего порядка жизни людей, и как люди глубоко религиозные, они посчитали необходимым «сдать» семью под божественный покров, осветить ее светом божественной благодати. Во времена пятой династии (2510-2460 гг. до н. э.) рождается легенда об Осирисе. Затем рядом с Осирисом появляется богиня Исида — его сестра и жена с сыном Гором, рожденным от Осириса. Легенда о то, как бывший египетский царь выдающихся способностей Осирис был коварно убит братом Сетом, расчленен им на части, которые были разбросаны по всему Египту, и о том, как эти части собирала Исида, широко известна, и мы не будем описывать ее подробно. Для нас здесь важно то, что Исида проявила лучшие качества примерной жены: любовь к своему супругу, верность и преданность своему супружескому долгу, удивительное терпение и настойчивость, решительность и изобретательность. Оживив мертвое тело своего мужа, Исида рождает от него сына Гора, проявляя теперь уже лучшие качества матери. Так родилась в легенде образцовая божественная семья — пример для подражания семье человеческой.

В. В. Розанов так оценивал значение рождения и освящения семьи в Древнем Египте: «Главное, что они (египтяне — А. Ш.) основали СВЯЩЕННУЮ СЕМЬЮ. Главное, что они семью поняли как ПЕРВУЮ на земле СВЯТЫНЮ, и, если же говорить нашими понятиями, терминами европейской истории, то мы сказали бы, что Египет и цивилизация его есть собственно ЦЕРКОВЬ СЕМЬИ с естественными отсюда почитанием Озириса и Изиды, ОТЦА и МАТЕРИ»4.

Взяв за образец божественную семью Осириса, египтяне сделали свою земную человеческую семью главным узловым пунктом всей социальной жизни. Общество и отношения в нем строились именно на принципах семейных отношений: любви, веры друг в друга, ответственности, взаимоуважения, справедливости и правды.

Главной фигурой в семье, несомненно, был отец. Его как главу семьи (как господина) почитали жена и дети. Он был кормильцем семьи и ее защитником. Члены семьи были озабочены тем, чтобы снискать у отца и мужа его любовь и уважение к себе. Не случайно в надгробиях встречаются надписи о том, что умерший пользовался расположением и любовью своего отца. Но и сам отец должен был не только материально обеспечить семью, быть ее кормильцем и защитником, но также с любовью и вниманием относиться к членам семьи, быть справедливым по отношению к ним.

Положение женщины в семье определяло ее социальное положение в обществе. Равноправия женщин с мужчинами, естественно, не было и быть в то время не могло, но египтяне показали всем пример того, как в условиях этого неравноправия установить высокое уважение к женщине как к жене, матери и хозяйке дома. Мудрец Древнего Царства Птахотеп писал в своих наставлениях: «Если ты человек высокого положения, тебе следует завести свой дом и любить свою жену как это подобает. Наполняй ее желудок и одевай ее тело; покрывай ее кожу маслом. Пусть ее сердце радуется все время, пока ты жив, она — плодородное поле для своего господина. Ты не должен спорить с ней в суде; не выводи ее из себя. Делись с ней тем, что выпадает на твою долю; это надолго сохранит ее в твоем доме... Если ты молодой человек и берешь себе жену и вводишь ее в свой дом, помни, что тебя родила и вырастила мать. Не доводи до того, чтобы жена стала тебя проклинать, обратилась бы с жалобами к богам

и они бы ее услышали. Не обременяй ее опекой, если ты знаешь, что она в полном здравии; не говори ей: „Где это? Принеси это нам!“, когда она уже положила эту вещь в самое удобное место. Побольше молчи и наблюдай — только так узнаешь ты ее способности»5.

Обратим внимание на некоторые принципиально важные положения, касающиеся социального положения жены в древнеегипетском понимании. Ее главная задача — быть «плодородным полем для своего господина», т. е. рожать ему детей и прежде всего мужского пола, ибо заботы об умершем отце должен был взять на себя его сын (а египтяне заботились об умерших не меньше, чем о живых). А эта забота требовала немалых средств и времени.

Далее в тексте говорится, что мужчина не должен спорить со своей женой в суде, т. е. не доводить дело до суда. Дело здесь еще и в том, что, трепетно относясь к браку, египтяне допускали в крайнем случае возможность распадения семьи — развод, при котором жена получала 1/3 имущества, принадлежащего ее мужу. Доведение дела до суда не поощрялось ни законом, ни общественной моралью.

Птахотеп предупреждает также будущего мужа, чтобы он не доводил дело в отношениях с женой до ее проклятий и обращения к богам, которые могут ее услышать и применить к зарвавшемуся мужу свои санкции, страшнее которых для египтянина не было ничего.

Наконец, мудрец советует избавить жену от мелочной опеки и занудства и требовать от нее сделать то, что она уже сделала. Одним словом, мудрец Птахотеп настойчиво советует существующим и будущим мужьям — главам семьи — утверждать свое главенство не грубой силой, а любовью, справедливостью, заботой и вниманием. Из его наставлений следует, что человеческое достоинство женщины оберегалось в Древнем Египте не меньше, чем достоинство мужчин, чем не может похвалиться ни одна из современных Египту цивилизаций. Если же оценить меру разумности современной эмансипации женщины, то Египет не уступает и ее современным формам, поскольку они привели не к укреплению, а к развалу основных форм связей, на которых держится семья, что обусловило ее деградацию как главного социального института любой цивилизации. Упразднение семьи упраздняет и современную цивилизацию.

Историки-египтологи утверждают, что численность коренного населения в Египте была относительно стабильной на протяжении всей его истории. Это дает основания для вывода о том, что египетские семьи не были слишком многочисленны. Два-три ребенка в семье были, очевидно, в большинстве египетских семей. Дети были окружены заботой и вниманием своих родителей, но воспитывались в строгости. Своеволие и распущенность пресекались путем физических наказаний и морального воздействия. Молодое поколение египтян росло духовно и нравственно здоровым и физически крепким.

Номы. Египетское царство было традиционно разделено на 42 нома (провинции или княжества), которые формировались по принципу племенных территорий и именовались по символу главного божества этого племени, которое изображалось с головой слона, зайца, волка, антилопы и т. д. Отсюда заячий, волчий, антилопий и т. д. номы. Во главе нома стоял номарх, получивший свою власть по наследству или назначенный фараоном. Номарх сосредотачивал в своих руках не только светскую власть над своим номом, но и религиозную, ибо был верховным жрецом своего нома. Административный аппарат номарха фактически копировал аппарат администрации центральной власти. Номарх был полноправным хозяином территории и населения своего нома, организатором и руководителем его духовной, хозяйственной и социальной жизни. Номарх был обязан посвящать себя и свою деятельность интересам своего племени, быть его заботливым отцом и духовным наставником, каждый из них стремился оставить о себе потомству репутацию справедливого, милосердного и заботливого правителя.

Вот что, например, начертал о себе в гробнице номарх Антильского племени: «Не было ни одной дочери гражданина, с которой я поступил бы дурно, не было ни одной вдовы, которую я бы угнетал; не было ни одного крестьянина, которого я бы оттолкнул; не было ни одного пастуха, которого я бы прогнал; не было ни одного надсмотрщика над крепостными земледельцами, чьих людей я бы взял за (неуплаченные) подати; не было ни одного несчастного в моей области; не было ни одного голодного в мое время. Я давал вдове так же, как и имевшей мужа. Ни в чем, что я давал, я не возвышал великого над малым»6.

Судя по этому тексту, проблема социальной справедливости стояла во главе угла деятельности этого номарха. Нет сомнения в том, что он стремился поддерживать свой авторитет как в глазах членов своего нома, так и самого фараона, который бдительно следил за деятельностью провинциальных начальников.

Город. В социальной жизни Древнего Египта город занимал особое место, потому что египетские бога — суть городские боги, а города — суть города богов. Поэтому любовь египтян к своему городу была религиозно обусловлена. В одном из папирусов говорится: «От бога, почитаемого в городе, зависит жизнь и смерть жителей города. Нечестивец, уходящий на чужбину, отдает себя в руки врага»7.

Надо уточнить, что городами в Египте этой эпохи назывались крупные населенные пункты (прежде всего «столицы» номов). Крупные города (прежде всего столичные города империи) имели главных богов, которые обладали статусом общенациональных богов. В Мемфисе главным богом был Пта, в Фивах — Амон, в Гелиополе — Ра, в Абидосе — Осирис. В столице каждого нома был свой главный бог, идущий из седой древности. Даже небольшие населенные пункты внутри номов имели своих главных богов. В каждого из них египтяне неукоснительно веровали и считали их наилучшими среди иных богов. Для египтянина город был главной социальной общностью, принадлежность к которой он чувствовал и гордился, что является неотъемлемой его частью: его населения, его святынь, его бога и главного храма. Он воспринимал городскую общность через религиозные святыни, а не через местность, не через населяющих ее людей, не через масштабность и значимость ее в государственной системе. Он ощущал себя прежде всего служителем своего бога, своего храма, членом большой божественной семьи — жителей своего города. Жить именно в этом городе, поклоняться именно этому богу в его храме, умереть и быть похороненным в своем городе — было главным условием и смыслом его жизни. Изменить своему городу, богу и храму, покинуть его пределы было для египтянина подобно кощунству и самоуничтожению.

Некоторые египтологи видят в этой привязанности египтян к своему городу проявление шовинизма и сепаратизма. Нам же кажется, что корни общеегипетского патриотизма надо искать именно в местном патриотизме. Преданность большой Родине начинается с преданности своему дому, земле, на которой он стоит, семейному очагу. Очевидно, египтяне это хорошо понимали, и центральная власть не видела крамолы в местном патриотизме. Мы уже говорили о том, что смыслом своей жизни египтяне считали достижение максимальной близости к богам. Наиболее надежным и верным путем к достижению этой близости является храм.

Храм. Храм — это то место на земле, где живет бог, где утверждается небесный порядок, он — воплощение небесной жизни на земле. Так считали египтяне. Храм был центром культа конкретного бога или богов. В эпохи Древнего и Среднего царства расположенные в населенных пунктах храмы представляли достаточно скромные сооружения, выстроенные по образцу жилого дома. Эпоха Нового Царства породила великие египетские храмы и прежде всего Карнакский и Луксорский. Посвященный богу Амону Карнакский храм имел гигантские размеры. Его главный пилон имел ширину 113 м, высоту — 43,5 м и ширину — 15 м. Зал занимал

площадь 5000 м2. В этом зале мог свободно разместиться знаменитый парижский собор Нотр Дам. Храмы располагали огромными людскими ресурсами (Карнакский храм имел, например, более 60 тыс. работников различного назначения. Земли храмов занимали до 10 % обрабатываемых площадей, а людские ресурсы храмов составляли около 6 % населения Египта8. Храмы были освобождены от налогов и сосредоточивали в своих стенах поистине несметные богатства. Поэтому влияние храмов на социальную жизнь в стране было, несомненно, значительным, хотя, естественно, социальная сторона деятельности храма не была определяющей. Он решал главные задачи: обеспечение близости человека к богу и демонстрация небесного царства в условиях земной жизни. Духовная сила храма обеспечивалась присутствием живого Бога в сердце храма — наосе, где находилась статуэтка бога. Это присутствие проявлялось как бы в двойном обличии: в неподвижной культовой статуе, в которую вселяется душа главного бога храма, имя которого этот храм носит, и переносная процессиональная барка, олицетворяющая движущегося бога, когда совершается праздничная процессия и барка-бог выносится из храма. Бог движется внутри народного потока, идущего по прямой дороге к реке. Здесь осуществляется непосредственное общение бога с большой массой верующих (когда бог выходит из храма в народ). Воздействие этого выхода бога из храма было огромным, потрясающим. Это был именно праздник, знаменующий слияние бога с верующим народом. Он давал людям могучий духовный заряд. И это происходило регулярно, земля становилась образом неба, а земная жизнь сливалась с небесной. Такие действа превращались в акты духовно-нравственного, социального и политического единения нации.

Царь. На вершине социальной лестницы в Египте стоял царь (фараон) — воплощение божественной воли, правды и справедливости. Один из египетских текстов так определяет место царя и его основные функции:

Ра утвердил царя на земле живущих на срок вечности и бесконечности;

Он (царь) вершит суд между людьми

и умиротворяет богов,

творит Маат и уничтожает Исафет.

Он (царь) дает жертвы богам и пищу «просветленным умершим»9.

Три главные задачи должен решать на земле царь: 1) сохранять полноту (изобилие) бытия людей, даруемую богом; 2) обеспечивать установленный богом порядок; 3) руководствоваться в своей жизни и деятельности принципами Маат, т. е. решать все вопросы по справедливости, не отступая от нее ни на йоту. При решении этих задач «он располагает двумя божественными силами (которые являются живыми орудиями самого Бога-Творца): Сиа, „Пониманием“ и Ху, „Действенным словом. Сиа помогает царю постичь первозданную полноту смысла и запечатлеть ее в своем духе (или, как говорят египтяне, „в сердце“. Ху дает его словам силу мгновенно превратиться в действительность»10.

Воля и власть царя были непререкаемы, ибо они воспринимались как божественные проявления. Царь (фараон) был единственным из людей богом, сыном Ра, воплощением бога Хора — сына Осириса и Исиды. Фараон официально провозглашался богом. Из пяти членов его титулатуры четыре содержали отождествление с богом. Фараон был братом по крови небесным богам. Когда на царском троне оказалась женщина — знаменитая царица Хат-шепсут, дочь царя Тутмоса I и царицы Яхмос, и общество усомнилось в ее божественности,

появилась легенда о том, что на самом деле отцом Хатшепсут был не Тутмос I, а бог Амон, который тайно в образе Тутмоса посетил царицу Яхмос в ее покоях, и она зачала будущую царицу Египта.

Божественный фараон был гарантом социальной справедливости в государстве, защитником слабых от сильных. До нас дошла повесть под названием «Красноречивый поселяни», в которой рассказывается, как фараон встал на защиту простого крестьянина Ху-н-Иниу, у которого люди вельможи Ренси силой отобрали имущество, и приказал вернуть отобранное и примерно наказать виновников несправедливости.

Опирающаяся на божественные принципы социальная система Египта не давала существенных сбоев, консолидировала египетское общество, поддерживала в нем стабильность и социальный оптимизм. Эти и было одним из основных условий жизнеустойчивости этой цивилизации, просуществовавшей более трех тысяч лет.

Заключение

Пока наша наука не породила целостного труда, логически и практически подтверждающего верность утверждения В. В. Розанова о том, что все началось и закончилось в Египте. Египтология занимается по преимуществу фактами и уходит от философских обобщений. Он же призывает к тому, чтобы внимательно всмотреться в лицо этой великой цивилизации, разглядеть ее затаенные глубины, ее принципы, ее живую жизнь и через все это понять ее суть, ее характер. Понять, что история христианской цивилизации есть слепок с истории древнеегипетской цивилизации, есть ее повторение, но в более трагических формах. И трагизм этих форм объясняется большим, чем в Египте, несовершенством человеческого материала, из которого строилась эта цивилизация. Исторический опыт Древнего Египта дает основания усомниться в укоренившемся в западном сознании представлении о том, что современная цивилизация в духовно-нравственном плане далеко обошла цивилизацию египетскую, как и вообще все древние цивилизации. Так ли все это на самом деле? Не вызывает сомнений то, что древнеегипетское общество было одним из самых социально стабильных за всю историю человечества. На стыках Древнего и Среднего Царств, Среднего и Нового Царств социальная напряженность возникала на какое-то время, воцарялся хаос, но он преодолевался внутренними силами и, прежде всего, религиозными усилиями. Социальное умиротворение обеспечивалось поддержанием социальной справедливости во всех слоях общества и тем, что определенную роль в поддержании социального мира играла религия. Уникальный опыт Древнего Египта в устроении социальных отношений заслуживает внимательного изучения, и, возможно, что он применим для современного общества.

1 АссманЯ. Египет: теология и благочестие ранней цивилизации. М., 1999. С. 145.

2 Всемирная галерея. СПб., 1994. С. 113.

3 Розанов В. В. Возрождающийся Египет // Собр. соч. М., 2002. С. 240.

4 Розанов В. В. Возрождающийся Египет // Собр. соч. М., 2002. С. 241.

5 Розанов В. В. Возрождающийся Египет // Собр. соч. М., 2002. С. 84-85.

6 Коростовцев М. А. Религия Древнего Египта. СПб., 2000. С. 158. Мартц Б. Красная земля, Черная земля. Древний Египет: легенды и факты. М., 2008. С. 67.

7Мартц Б. Красная земля, Черная земля. Древний Египет: легенды и факты. М., 2008. С. 67.

8Мартц Б. Красная земля, Черная земля. Древний Египет: легенды и факты. М., 2008. С. 227, 229-230.

9 См.: Ассман Я. Египет: теология и благочестие ранней цивилизации. М., 1999. С. 145.

9 Всемирная галерея. СПб., 1994. С. 19.

10 Всемирная галерея. СПб., 1994. С. 20.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.