Научная статья на тему 'Канон изобразительного искусства древних египтян как синехология культуры'

Канон изобразительного искусства древних египтян как синехология культуры Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
8654
470
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ / ИДЕАЛ / ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ЛИНИЯ / ИСКУССТВО / КАНОН / ANCIENT EGYPT / IDEAL / GRAPHIC LINE / ART / CANON

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Османкина Галина Юрьевна

Идеал той или иной культуры, являясь аккумулятором мировоззрения своего народа, есть высшая ступень в развитии этого общества. Каждый культурный период создаёт собственное свое искусство, которое не может повториться однозначно, но может преображаться в культурном пространстве времени. Духовно-нравственное искусство изобразительной линии в культурном идеале древних цивилизаций явилось отражением мировосприятия в канонах древних египтян.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Canon of the fine arts of ancient Egyptians as sinehologiya cultures

The ideal of this or that culture, being the accumulator of outlook of the people, there is the higher step in development of this society. Each cultural period creates own art which cannot repeat unequivocally, but can change in cultural space of time. Spiritually-moral art of a graphic line in a cultural ideal of ancient civilizations was attitude reflection in the canons of ancient Egyptians.

Текст научной работы на тему «Канон изобразительного искусства древних египтян как синехология культуры»

логического исследования. Научная новизна работы определяется как самой постановкой проблемы, так и привлекаемым материалом. Впервые объектом изучения становятся танцевальные традиции русских Омской области, определившие многие качественные особенности танцевальной культуры региона.

Материалы настоящей работы могут быть использованы в преподавании дисциплин «Областные особенности русского танца», «Мастерство хореографа», «Танцевальный фольклор и этнография народов России» для студентов-хореографов факультета культуры и искусств Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского, при разработке специализированных курсов по танцевальному фольклору и региональным особенностям русского танца Омской области в системе среднего специального образования. Кроме того, результаты исследования могут использоваться и как пособие по народному танцевальному творчеству в практической деятельности руководителей любительских танцевальных коллективов Омского региона.

Библиографический список

1. Климов А.Основы русского народного танца. — М., 1994. - С. 42.

2. Народная культура Муромцевского района / Сост. Т.Г. Леонова. — Омск, 2000. — С. 194.

3. Фольклор Западной Сибири / Сост. Т.Г.Леонова. — Омск, 1974. — Вып.1. — С. 18-43, 84-93.

4. Кукин А., Лапин А. К проблеме русских хороводов // Народный танец. Проблемы изучения. — СПб., 1991. — С. 13.

5. Всеволодский-Гернгросс В. Н. Крестьянский танец // Народный танец. Проблемы изучения. — СПб., 1991. — С. 152.

НИКОЛАЕВА Лидия Яковлевна, доцент кафедры хореографии факультета культуры и искусств.

E-mail: dompama@rambler.ru

Дата поступления статьи в редакцию: 20.03.2009 г.

© Николаева Л.Я.

УДК 008+7 01 Г. Ю. ОСМАНКИНА

Омский государственный технический университет

КАНОН ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА ДРЕВНИХ ЕГИПТЯН КАК СИНЕХОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ

Идеал той или иной культуры, являясь аккумулятором мировоззрения своего народа, есть высшая ступень в развитии этого общества. Каждый культурный период создаёт собственное свое искусство, которое не может повториться однозначно, но может преображаться в культурном пространстве времени. Духовно-нравственное искусство изобразительной линии в культурном идеале древних цивилизаций явилось отражением мировосприятия в канонах древних египтян.

Ключевые слова: Древний Египет, идеал, изобразительная линия, искусство, канон.

Понятие культуры обозначает универсальное отношение человека к миру, через которое человек создает мир и самого себя. Каждая культура — это неповторимая Вселенная, созданная определенным отношением человека к миру и к самому себе. Иными словами, рассматривая различные культуры, изучаются не просто книги, художественные произведения, архитектура или археологические находки, — открываются иные человеческие миры, в которых люди и жили, и чувствовали иначе, чем последующие поколения. Каждая культура есть способ творческой самореализации человека. Поэтому постижение иных культур обогащает нас не только новым знанием, но и новым творческим опытом.

Художественная концепция любой культуры — это способ выражения мировоззрения и мироощущения людей, живущих в данную эпоху. Существует

представление, что каждая культура подобна личности, имеющей свое лицо, свой характер. Идеи любого времени с необходимостью содержат в себе мировоззренческое начало, опираясь на систему определенных представлений о мире и месте в нем человека, об отношении людей к окружающей их действительности и самим себе, а также на обусловленные этими представлениями принципы познания и деятельности, убеждения, идеалы, ценностные ориентации. В зависимости от исходных мировоззренческих установок и формируемого в их рамках целостного образа окружающей действительности, который принято называть картиной мира, вырабатывается и соответствующая система знаний о власти и властвовании, о закономерностях и особенностях становления и развития политических отношений, систем, институтов и процессов в обществе, о причинах, условиях и

«ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 4 (79), 2009 КУЛЬТУРОЛОГИЯ

КУЛЬТУРОЛОГИЯ «ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 4 (79), 2009

возможностях политической деятельности.

В мире художественного творчества, человек обитает в мечте, как бы парит над необходимостью бытия, не укладываясь в рамки обязательного соответствия «сущему». Но эти воображаемые мечты и представления есть результат свободного духовного самовыражения человека и «самодеятельного» формирования идеала. Произведения художественного преобразования бытия есть проекция духовного устремления, поиска чувств, фантазии желаний, ибо оно рождается из потребностей людей редуцировать (преобразовывать) свое чувственное отношение к действительности, которая поставляет этой потребности весь необходимый материал. Потребность в нравственном образце, т.е. идеале существовала с момента зарождения человечества. Как утверждает В. П. Бранский: «Уже в древних мифах о происхождении мира и его конце воображение древних рисовало грандиозные картины рождения величественного космоса...» [1]. Рассмотрение эстетического идеала напрямую выводит на основополагающие принципы культуры, которые в свою очередь формируют и исторические процессы, и художественное творчество.

Понятие идеала в соответствии с правдивостью времени может раскрывать смысл человеческой деятельности на определенном историческом этапе своего развития. Иногда идеал идет в разрез с истинной, поэтому бывает так, что истина не несет никакой ответственности за ее применение, но именно идеал принимает на себя всю ответственность целиком. В результате, по мере расцвета идеала, действительность, направляемая им, может наполняться глубоким смыслом, но может, по мере его же упадка постепенно терять этот смысл и становиться бессмыслицей.

Идеал той или иной культуры, являясь аккумулятором мировоззрения своего народа, есть высшая ступень в развитии этого общества. Феномен идеала проявляется в недрах культурного образования, отражая тем самым «дух» эпохи. Искусство дает толчок к познанию божественности, совершенству, через художественно-образное осмысление. Задача художника в этом аспекте очень ответственная и сложная. И истинно большой художник всегда найдет правильный путь для отражения духовности в образах. Как писал советский ученый Е. Г. Яковлев: «Этому способствует и имманентная тенденция искусства, заключающаяся в познании, в художественно-образном освоении действительности, неизбежно заставляя художника вставать на позиции объективного анализа общественного развития» [2].

Образное видение мира, наиболее впечатляюще, через визуализацию образов, отражающих положительные и отрицательные стороны общества. Визуализация идеалов может быть различна, ибо пластическое воплощение творческого замысла есть производное от мировоззренческого устоя культуры и общества. В основе всего многообразия художественной визуализации идей лежат определенные художественные процессы, в которых аккумулируется мировосприятие той или иной культуры.

Преобразование образного видения мира через искусство, может быть выражено при помощи таких выразительных средств как линия и цвет. Используя эти два фактора в искусстве можно создавать удивительные образы, неповторимы по своей красоте, индивидуальности и неповторимости. Однако трудно себе представить какой-либо образ вне линий и цвета. Синтез этих средств выразительности наиболее ярко отражает художественный процесс любого произведения и определяет его историческое значение в

художественной культуре. Существует множество культур, реализовавшихся в человеческой истории. Каждая культура порождает свою специфическую рациональность, свою нравственность, свое искусство и выражается в соответствующих себе символических формах.

С конца IV тысячелетия до н.э. наступает период великой цивилизации человечества, Древнего Египта. Изучение наследия Древнего Египта началось почти три столетия назад. За это время найдены и описаны десятки тысяч предметов, скульптур и изображений, прочтены многие иероглифические надписи и целые тексты. Изучение Древнего Египта выделилось в отдельное направление, которое получило название «египтология». В итоге стало ясным очень многое из жизни Древнего Египта, но многое при этом оставалось неясным.

Египетское искусство в своих величественных храмах с колоннадами, пирамидах и усыпальницах воспроизводило в течение почти 4000 лет образ человека, обращенного душой к богам и восторженно им поклоняющегося, чтобы снискать их благосклонность.

Мировоззрение и идеалы египтян нашли отражение в изобразительном искусстве. В искусстве этой культуры в обилии воспроизводились сцены повседневной жизни с множеством деталей на барельефах мастаб и в росписях гробниц именитых египтян. Вырезанные или нарисованные на стенах гробниц изображения воссоздавали условия жизни египтян и их продолжение в загробном существовании. Древние египтяне были религиозными людьми и свято верили в жизнь за порогом смерти, в некоем «небесном Египте». Д. С. Мережковский говорил о египтянах, что они «живут во времени. как в вечности» [3].

Для того, чтобы помочь усопшему достичь конечного пункта на небе, египтяне предусмотрительно снабжали его всем необходимым для долгого путешествия, а также рисовали сцены из жизни, чтобы умерший помнил о земном существовании. У каждого человека, по представлению египтян, есть так называемый ими, Ка, то есть двойник. Пока жив человек, невидимое Ка находится рядом постоянно, а когда человек умирает, то Ка отрывается от него и блуждает в пространстве, ища тело. Для того, чтобы Ка нашел свое тело и мог вновь соединиться с ним, чтобы человек мог вновь воскреснуть, необходимо было оставить изображение умершего в его гробнице. «Надо помочь Ка в этих поисках, — пишет Д. С. Мережковский, — навести его на след. Сходство с изображением должно быть самым точным, портретным, но не внешним, а внутренним, отражающим все, что в человеке особенно, неповторимо, незаменимо, единственно, лично, и потому вечно, достойно вечности — воскрешаемо» [3].

Вся жизнь древних египтян была проникнута верой в лучшую жизнь на небе. Этические нормы и моральные критерии, по которым они жили, были неразрывно связаны с определенным единым порядком, опирающимся на установленный и созданный еще в додинастический период, канон. Канон — это система нормативов идеала. При этом канон явился ревностным служителем идеала. Оформившиеся характерные особенности изобразительных форм композиционного решения становятся обязательными для всех последующих произведений определенного жанра, будь то портретная скульптура, рельеф, роспись. При всем этом египетское искусство претерпевает и некоторую эволюцию, ибо истинное художественное творчество не может не реагировать на те изменения, которые происходят в духовной культуре общества.

Менялось внутреннее отношение человека к жизни, к земному бытию, менялся и характер искусства, в частности, характер рисунка и линий, из которого он создавался. Линия со временем становилась более жесткой, прямой и сдержанно-строгой. Толщина линии обводки в рисунках и в барельефах была одинаковой, что придавало работам более декоративный характер. Линия передавала то мироощущение, в котором находилось сознание египтянина, отражая внутреннее состояние. Искусство создавало как некий символ некоего состояния психики, как выражение аффектных переживаний, связанных с общей тенденцией мировоззрения цивилизации. Художник выступал как особая личность, как некий сейсмограф эпохи. В герметических текстах Египет назывался «образом неба», «храмом всего мира», потому что он — страна, где переносят на землю то, что «организуется и выбирается на небе».

В этом понимании канон древнеегипетского искусства явился синехологией культуры и суммой правил, законов создания художественного произведения, позволяющих осуществиться предназначению искусства — стать посредником между миром богов и миром людей.

Канон был стержнем искусства на протяжении всего существования египетского государства.

Земная жизнь для египтян — лишь краткий миг, прелюдия к вечному счастью. «.Как трудно возненавидеть смертное тело, этот мир, землю, чтобы возлюбить бессмертную душу, тот мир, небо, — но насколько труднее возлюбить сквозь смерть смертное тело, этот мир, землю! А ведь именно так возлюбил их Египет», — слова известного русского публициста Д. С. Мережковского[3] достаточно ярко иллюстрируют суть мировоззрения египетского существования, которое, по его мнению, пронизано стремлением к воскресению, и естественная чувствительность египтянина заставляет более остро и тонко ощущать импульсы того времени. Так, воздвижение гигантских пирамид, вершины которых устремлены в небо, и траурный похоронный цвет — голубой, и особые церемонии захоронения фараонов и простых смертных — все это свидетельствует о наивной уверенности в скором и счастливом воскресении умерших. Стремление к воскресению дает ощущение величия собственного «Я», отсюда и возвеличивание всего окружения, начиная с архитектуры и заканчивая простой домашней утварью.

Древнеегипетское искусство не предназначалось для осмотра. Оно в меньшей степени служило эстетическому удовлетворению, нежели многочисленным культовым и магическим целям. В изобразительном искусстве отражалось нечто большее, чем просто облики прекрасных людей в их повседневном существовании, чем просто красивая природа, большее, чем повседневность. Оно не ставило перед собой задачу отобразить что-либо, наоборот, оно «оживляло» образ, вносило в него нетленность, божественность, скрытый смысл.

Искусству в древнем Египте отводилась необычайно важная роль: оно должно было стать мостом между преходящим и вечным. Другими словами, произведение искусства должно стать нетером, местом встречи божественного и земного. Само искусство рассматривалось египтянами как один из актов деяния богов, а потому считалось божественным и священным. Там, где древние тексты обращаются к теме творения, большинство из них непременно связывают бога Птаха с созданием искусств, ремесел, строительством храмов. По велению сердца, облеченному в слово,

Птах, сотворив богов, основал их храмы и создал их тела, воплощением которых служили культовые статуи богов. Высший жрец бога Птаха носил титул старейшины художников.

Древние тексты на папирусах и стенах храмов хранят упоминания о трактатах, содержащих правила создания художественных произведений и строительства храмов. Согласно легендам, величайшие художники и архитекторы получали непосредственно от богов книги, содержащие священное знание. Жрецы-художники являлись хранителями этих знаний, передавая их из поколения в поколение. Сами традиции воспринимались не как свод необходимых правил, а как нечто священное, переданное людям в качестве божественного откровения.

Египет создал своеобразную сакральную архитектуру, в которой Божественный дух, незримо присутствующей во Вселенной, мог «обитать» непосредственно и как бы «лично». По религиозным представлениям, еще с первобытного мира, святилище всегда располагалось в центре мира, именно это и делало его святилищем, так как в этом месте человек чувствует себя защищенным. В космосе время превалирует над пространством, в конструкции храма и в его линиях, как бы преобразовывается пространство, символизирующее аспекты бытия. Святилище служит прообразом конечного преображения мира.

В древнеегипетских храмах времени Нового царства языком архитектурной символики были выражены вертикальная и горизонтальная структура Вселенной (Нетер). Вертикальная структура — представление древних египтян о трёх мирах Вселенной: земном, небесном и подземном, выраженное в повышении уровня пола и понижении уровня потолка в трёх основных расположенных последовательно помещениях храмового комплекса Нового царства (открытом дворе, гипостильном зале и святилище). Горизонтальная структура — представление о «топографии» каждого из трёх миров Вселенной, которые являются символическими «копиями» один другого, выраженное в расположении и последовательности, а также характере обстановки и форме помещений и отдельных элементов храма Нового царства.

Религиозный характер храмовых сооружений, их связь с культом подразумевали отражение в их формах и символике представлений египтян о потустороннем (небесном и подземном) мире, которые постоянно усложнялись, а степень их мифологизации на протяжении истории древнего Египта постепенно возрастала. В целом, представления древних египтян о мироустройстве, как элемент их мировоззрения, оформились в целостную концепцию, повлиявшую на формирование архитектурного канона храмового комплекса.

Сооружение пирамид и египетских монументальных храмов, как сотворение души. Они величественны и незыблемы в своей устойчивости. Квадратное основание пирамид символизирует завершенность и неизменность, разрешая все космические парадоксы.

Рисунки Древнего Египта — как вечные египетские пирамиды, имеют ясные и строгие линии, олицетворяющие незыблемость и космическую вечность мироздания. Даже маленькие статуэтки египетских служанок имеют изящно-строгую линию контура с намеком на монументальность. С чем это может быть связано? Скорее всего, с внутренним ощущением. Ведь все искусство Древнего Египта пронизано удивительной реалистичностью образов. А ведь известно, что египтяне никогда не рисовали с натуры, только по представлению. Как же хорошо нужно было знать

«ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 4 (79), 2009 КУЛЬТУРОЛОГИЯ

КУЛЬТУРОЛОГИЯ «ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 4 (79), 2009

особенности строения предметов, чтобы с такой точностью и тщательностью изображать, например, птиц, таких как на стенах в гробнице Хнумхотепа II в Бени-Гасане, 20 в. до н.э. или гусей из мастабы Итета в Медуме. Неповторимость, неподражаемость по красоте образов изображения природы и человека носит в Египте скорее внутреннее, а не внешнее содержание. Уловить и передать в живом существе или предмете его основные элементы — задача очень сложная. Нужно обладать уникальным даром внутреннего видения, чтобы с такой точностью и образностью создавать потрясающие характеры, как бы наполненные божественной красотой вечности. Как сказал Д. С. Мережковский: «Вечность Египта — вечность истины» [3].

В восточном мире преобладал интерес к метафизическим догматам, которые в большинстве случаев ни в какой мере не были связаны с действительностью. Религия всецело ориентировалась на мир сверхчувственный, потусторонний, носила пассивный, созерцательный характер. Даже культы были направлены на познание трансцендентного мира. Мистическое слияние с Богом предполагало полное отключение от всего суетного, земного. Состояние неподвижности, отрешенности, погруженности в свой внутренний мир считалось более совершенным.

На протяжении всей своей истории египетское искусство было тщательно регламентировано. Это не просто изобразительное искусство, а часть древнеегипетского космоса. Древнейшие изображения людей были связаны с культом предков и имели сакральный характер.

Общефилософский аспект о визуальной сущности искусства, воспроизводящий деятельность, культуру и быт народа, дает возможность познавать и аккумулировать накопленные знания во времени и пространстве. Ведь тот образ строгости и величавости, который был создан в Древнем Египте, актуален и по сей день. Он четко «читаем» в любом дизайнерском решении, будь то интерьерные или экстерьерные разработки, либо графические элементы. Стиль узнаваем именно по особенности линейного решения. Такая линия контура присуща только Египту и никому более. Феноменальность образности линий именно в той внутренней мифологии и того внутреннего, незыблемого отражения воскрешения. «Мы живем, движемся в бесконечных пространствах, но век наш короток. Пространство Египта ничтожно — клочок земли, как бы точка, но

движущаяся по бесконечной линии времени. Мы — пожиратели пространства, Египет — пожиратель времени. Насколько время глубже, таинственнее пространства, настолько дух Египта — глубже нашего. Единственная в мире земля создала единственных в мире людей» — отмечал Д. С. Мережковский [3].

Рассматривая общественную сущность визуальной культуры, на примере двух столь разных периодов человечества и в то же время столь близких друг другу, по сути, сменяющих друг друга, нельзя не отметить, сколь различны этически-моральные особенности человека в процессе исторического становления и развития. Но, определяя духовную сторону того и другого периода, все же можно сделать вывод, что исходным пунктом познавательной деятельности человека является его стремление «выплеснуть» свои эмоции через визуальный образ. Познание мира и способность осознавать этот мир, отображая его через художественное изображение, есть условие необходимого духовного продукта. Искусство как вид духовного производства формирует конкретно-чувственную форму, вызывая интенсивные положительные эмоциональные переживания. Каждый культурный период создаёт собственное свое искусство, которое не может повториться однозначно, но может преображаться в культурном пространстве времени.

Библиографический список

1. Бранский В. П. Искусство и философия: Роль философии в формировании и восприятии художественного произведения на примере истории живописи. — Калининград : Янтарный сказ, 1999. — 496 с.

2. Яковлев Е. Г. Искусство и мировые религии: (Система искусств в структуре мировых религий). — М. : Высшая школа, 1977. — С. 167.

3. Мережковский Д. С. Тайна трех. Египет — Вавилон. — М. : Изд-во ЭКСМО-Пресс, Харьков : Изд-во «Око», 2001. — С. 167, 193, 272, 163, 161.

ОСМАНКИНА Галина Юрьевна, кандидат культурологии, доцент кафедры «Дизайн, реклама и технология полиграфического производства».

E-mail: Feodoravizant@yandex.ru

Дата поступления статьи в редакцию: 14.04.2009 г.

© Османкина Г.Ю.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.