Научная статья на тему 'Символика цвета в искусстве Древнего Египта'

Символика цвета в искусстве Древнего Египта Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
7736
694
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ / ANCIENT EGYPT / СИМВОЛ / SYMBOL / СИМВОЛИЗМ / SYMBOLISM / СИМВОЛИЗАЦИЯ / SYMBOLIZATION / ЦВЕТ / COLOUR / ИСКУССТВО / ART / ЯЗЫК / LANGUAGE / КУЛЬТУРА / CULTURE / ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА / SPIRITUAL CULTURE

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Лазутина Татьяна Владимировна

В статье исследуются вопросы символизации -процесса наделения переносным значением художественных феноменов на примере искусства Древнего Египта. Данная проблематика раскрывается посредством использования диалектического метода исследования, обнаруживающего единство и разнообразие свойств символики цвета в Древнем Египте, и семиотического анализа, позволяющего изучить язык цветовой иерархической системы древнеегипетского искусства в качестве символического образования. Концепция исследования сводится к пониманию искусства как особой символической деятельности, что позволяет сформировать представление о человеке и мире его ценностных ориентаций, складывавшихся во времена Древнего Египта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE COLOUR SYMBOLISM IN THE ART OF ANCIENT EGYPT

The article studies the questions of symbolization the process of investment of art phenomena with figurative meaning by case study of the Ancient Egypt's art. This subject matter is discussed in the framework of the dialectic research method revealing the unity and the variety of the colour symbolism signs in Ancient Egypt, and in the framework of the semiotics analysis allowing to study the language of the colour hierarchical system of the Ancient Egypt art as a symbolical formation. The research conception considers the art as specific symbolic activities, which allows the author to create an image of person and his value orientations of the Ancient Egypt time.

Текст научной работы на тему «Символика цвета в искусстве Древнего Египта»

УДК 111.08:7.042.2(32) Лазутина Татьяна Владимировна

доктор философских наук, профессор кафедры гуманитарных наук Тюменского государственного нефтегазового университета

СИМВОЛИКА ЦВЕТА В ИСКУССТВЕ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА

Lazutina Tatiana Vladimirovna

D.Phil. in Philosophy, Professor, Liberal Arts Department, Tyumen State Oil and Gas University

THE COLOUR SYMBOLISM IN THE ART OF ANCIENT EGYPT

Аннотация:

В статье исследуются вопросы символизации -процесса наделения переносным значением художественных феноменов - на примере искусства Древнего Египта. Данная проблематика раскрывается посредством использования диалектического метода исследования, обнаруживающего единство и разнообразие свойств символики цвета в Древнем Египте, и семиотического анализа, позволяющего изучить язык цветовой иерархической системы древнеегипетского искусства в качестве символического образования. Концепция исследования сводится к пониманию искусства как особой символической деятельности, что позволяет сформировать представление о человеке и мире его ценностных ориентаций, складывавшихся во времена Древнего Египта.

Ключевые слова:

Древний Египет, символ, символизм, символизация, цвет, искусство, язык, культура, духовная культура.

Summary:

The article studies the questions of symbolization - the process of investment of art phenomena with figurative meaning - by case study of the Ancient Egypt's art. This subject matter is discussed in the framework of the dialectic research method revealing the unity and the variety of the colour symbolism signs in Ancient Egypt, and in the framework of the semiotics analysis allowing to study the language of the colour hierarchical system of the Ancient Egypt art as a symbolical formation. The research conception considers the art as specific symbolic activities, which allows the author to create an image of person and his value orientations of the Ancient Egypt time.

Keywords:

Ancient Egypt, symbol, symbolism, symbolization, colour, art, language, culture, spiritual culture.

В наши дни особое внимание научного сообщества уделяется исследованию искусства как социокультурного феномена, позволяющего сохранять и передавать духовные ценности от одного поколения к другому в течение длительного периода времени. Обращение к художественным традициям Древнего мира актуально и своевременно, так как позволяет разобраться в вопросе генезиса мирового искусства и способствует пониманию особенностей формирования художественного мировоззрения. Среди развитых цивилизаций Древнего мира Египет как наиболее передовая в области культуры и технологий [1] выделялась стремлением общества к требованию от человека неукоснительного соблюдения традиций [2], что отразилось на образной сфере искусства, где постепенно складывается цветовой канон.

В центре данной работы находится процесс наделения символическим значением цвета в искусстве Древнего Египта, что представляет объект изучения истории и семиотики искусства, эстетики, дизайна, философии и психологии творчества. Символика цвета представляет интерес современной философии искусства с точки зрения понимания специфики мироотношения людей конкретной исторической эпохи, так как цвет выступает в качестве действенного средства передачи эстетической информации.

Исследование генезиса искусства показало, во-первых, что развитая система представлений о мире и человеке, сформировавшаяся в Древнем Египте, выражается языковыми средствами искусства, где ценностные предпочтения эпохи, а также закрепленные в обществе нормы, идеалы и принципы отражаются в форме художественных образов. Тем самым язык искусства как особая система художественных знаков (символов), сложившаяся в ходе исторического развития искусства, передает особенности древнеегипетской художественной картины мира. Во-вторых, для понимания смысла, заложенного в произведении искусства, необходимо понимать духовную атмосферу культурной эпохи, в которую создавалась образная система художественного текста.

Обобщение эмпирического материала древнеегипетского искусства [3] показало наличие пристрастия египтян к роскоши цветовой палитры и красоте образов канонических форм, что было вызвано гедонистическим принципом восприятия мира, поэтому «египтяне любовались красотой человеческого тела, лица, стремясь запечатлеть ее в своем искусстве» [4, с. 67]. Более

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ (2015, № 18)

того, «...красота богов связывалась египтянами ... с физической нравственной красотой человека, с одной стороны, и с красотой солнечного света - с другой» [5].

Исследователи мировоззрения Древнего Египта констатируют, что в древнеегипетской культурной среде произошла выработка системы эстетических идеалов, способствовавших формированию представления о ценности личности как духовной индивидуальности, вызвавшая, в свою очередь, оформление и утверждение культа прекрасного (нефер) [6]. Но все же основополагающую роль в культуре Древнего Египта играл символизм как принцип миропонимания [7].

Египтяне в своей жизни придавали особое значение знакам и символам. Факты свидетельствуют, что символическим значением наделялись божества древнеегипетского пантеона, стихии природы, объекты животного и растительного мира. Изображения данных объектов были широко распространены в жизни египтян, их можно встретить в оформлении стен культовых и светских сооружений, они присутствуют повсеместно в виде декоративных украшений, входя в структуру предметов домашнего интерьера, использовались в образах ювелирного творчества. В данных изображениях особое значение принадлежит цвету, выбор которого позволяет создать художественный образ (перерастающий в символ), так как цвет в искусстве помимо выполнения основной функции несет дополнительную информацию.

Мифологическое мышление древних египтян порождало объяснение происхождения многообразия мира исходя из наличия божественного начала, обладающего способностью устраивать мир, а «сочетание мужского и женского начала и порождение потомства - вот способ возникновения мира» [8, с. 44], что приводило к формированию символики цвета, отображающей космогонические воззрения.

Диалектическая логика мифа проявилась в формирующихся оппозициях цветовых предпочтений египтян, где светлые цвета служили средством передачи положительных качеств, присущих вещам, событиям и процессам, а темные цвета передавали значение негативных явлений, происходивших в системе отношений «мир - человек».

Использование в художественной практике приема символизации цвета позволяло древнеегипетским мастерам передавать глубинные смыслы посредством специально подобранного комплекса средств выразительности (изобразительности). Среди цветовой палитры искусства Древнего Египта наиболее устойчивыми значениями обладали следующие доминирующие цвета: белый, синий, желтый (золотой), зеленый, черный и красный. Так, к примеру, белый цвет применялся художниками для создания сакральных образов и воспринимался египтянами как символ обновления и чистоты. Черный цвет в египетской культуре понимался как символ возрождения из мертвых; это цвет мистерий.

Возможности психологического воздействия красного цвета использовались древнеегипетскими художниками для создания образов, передающих яркие эмоциональные переживания. В зависимости от контекста использования в древнеегипетском искусстве красный цвет олицетворял добро или зло, любовь или вражду. Для понимания его значения необходимо знание законов функционирования цветовой системы Древнего Египта.

Зеленый цвет в древнеегипетском искусстве передавал образы растительности и воспринимался как символ урожая; благополучия и процветания; это символ воскресения и плодородия, то есть неотъемлемый цветовой символ бога Осириса. Символика голубого цвета, передающего образы водной и воздушной стихий, порождает его обильное использование в качестве атрибута образа бога Ра, который «.издавна был главным богом египетского пантеона» [9, с. 64].

Особое значение в цветовой символике Древнего Египта принадлежало желтому (золотому) цвету, олицетворявшему вечность и солнце, это цвет изобилия, света и богатства. Желтый - цвет бога солнца Амон-Ра, культ которого оформился в период «.великого реформатора Эхнатона, отменившего бесчисленное множество египетских богов во главе с Амоном и установившего культ солнечного света и солнца. Намечается тенденция к абсолютизации бога-солнца, появляются монотеистические мотивы в египетской религиозности» [10]. Следует отметить, что свет драгоценных камней, блеск золота и серебра наполняют образы декоративно-прикладного творчества Древнего Египта, так как «золото, серебро, электр (сплав золота с серебром), лазурит в понимании египтян - прекраснейшие из материалов» [11]. Тем самым египтянами формируется своеобразная эстетика света.

Таким образом, в искусстве Древнего Египта цвету принадлежит важная роль - выступать в качестве символа. В художественной деятельности древнеегипетских мастеров сложился цветовой канон, который в дальнейшем становится основополагающим эстетическим принципом европейского классического искусства.

Ссылки:

1. См.: Купцов В.И. Философия и методология науки. М., 1996 ; Микешина Л.А. Философия науки: Современная эпистемология. Научное знание в динамике культуры. Методология научного исследования. М., 2005 ; Ушаков Е.В. Введение в философию и методологию науки. М., 2005 ; Кларк С., Энгельбах Р. Строительство и архитектура в Древнем Египте. Серия: Загадки Древнего Египта. М., 2009.

2. См.: Almond J. The book of Egyptian ritual. London, 2002 ; Кларк С. Священные традиции Древнего Египта. М., 2002 ; Jansen R. Ancient Egyptian magic: text, ritual, and religious innovation // Innovations: text, technologies and new media in ancient worlds and contemporary cultures. Washington, 2002 ; Wilson P. Sacred signs. Hieroglyphs in Ancient Egypt. Oxford, 2003.

3. См.: Шейнина Е.Я. Энциклопедия символов. Харьков, 2001 ; Фоли Д. Энциклопедия знаков и символов. М., 1997 ; Энциклопедия символов / сост. В.М. Рошаль. М., 2005 ; Энциклопедия символов, знаков, эмблем / сост. В. Андреева. М., 2000.

4. История эстетической мысли : в 6 т. М., 1982. Т. 1. Древний мир. Средние века в Европе. 464 с.

5. Там же. С. 63.

6. Там же.

7. См.: Плотников В.И. Двадцать лекций по философии. Екатеринбург, 2001 ; Шитиков М.М. История философии. Становление древней философии. Екатеринбург, 1998 ; Его же. Философия техники. Екатеринбург, 2004.

8. Чанышев А.Н. Философия Древнего мира. М., 2001. 703 с.

9. История эстетической мысли. С. 64.

10. Там же.

11. Там же. С. 68.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.