УДК 72.032
Г. Ю. ОСМАНКИНА
Омский государственный технический университет
ОБРАЗ ЛИНИИ «ПОРЯДКА» В АРХИТЕКТУРЕ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА
В статье рассматривается линия «порядка» как составляющая искусства в архитектуре Древнего Египта. Обосновывается ее идеологическое значение в соответствии с мироустройством и религиозными воззрениями египтян.
Ключевые слова: линия, искусство, архитектура, Древний Египет.
Особое место в культуре Древнего Египта занимает сакральная архитектура. Ей уделялось первостепенное место, остальные виды искусства находились с ней в тесном взаимодействии. Архитектурные ансамбли имели величественный облик: будь то пирамиды, заупокойные или культовые храмы. Это величие олицетворяло их назначение. Пирамиды были пристанищем могущественных фараонов, а храмы — земными домами великих богов.
Храмовые постройки египтяне сооружали на священных местах, связанных с божественными мифами. Участвуя в праздниках, обрядах и мистериях, проходивших в храмах, люди воспроизводили мифы, давали им новую жизнь.
Согласно преданиям, в древние времена боги жили на земле. Они правили миром, соблюдая порядок и справедливость. Главные божества Египта великий Осирис и его супруга, прекрасная Исида, передали людям знания о земле. Они посвящали египтян в таинства искусства и ремесел, учили письменности и канонам строительства храмов. Люди получили возможность жить по законам Неба в единстве с Природой.
Но, согласно мифам, случилось великое горе — брат Осириса, бог Сет, умертвил Осириса и разбросал части его тела по всему Египту. Исида разыскала эти части и вновь собрала из них тело своего божественного супруга Осириса. А в тех местах, где она находила его части, закладывала святилища. Таких святилищ насчитывалось 14, семь в Верхнем Египте и семь в Нижнем. Со временем они стали священными центрами. Вокруг них строились города и развивалась великая цивилизация. Священными центрами Нижнего Египта были города: Апис, Летополь, Саис, Атрибис, Гермополь Малый, Ди-осполь Малый, Гелеополь. К священным центрам Верхнего Египта относились: Остров Филе, Коптос, Абидос, Пи-Анти, Кузе, Оксиринхус, Гераклеополь Великий.
Главной столицей Египта был город Фивы, родина культа бога солнца Амона. Древние египтяне называли свою величественную столицу Уаст, что в переводе означает «властвующий». В древности Фивы располагались на обоих берегах Нила. На восточной стороне были построены два великолепных храмовых комплекса Карнакский и Луксорский, соединенные между собой аллеями сфинксов.
Египет создал своеобразную сакральную архитектуру, в которой Божественный дух, незримо присутствующий во Вселенной, мог «обитать» непосредственно и как бы «лично». По религиозным
представлениям, еще с первобытного мира святилище всегда располагалось в центре мира, именно, это и делало его святилищем, так как в этом месте человек чувствует себя защищенным. В космосе время превалирует над пространством, в конструкции храма и в его линиях как бы преобразовывается пространство, символизирующее аспекты бытия. Храм служит прообразом конечного преображения мира.
Сооружение пирамид и египетских монументальных храмов можно сравнить с сотворением души. Они величественны и незыблемы в своей устойчивости. Так, высота колонн в Луксорском храме достигает высоты 21 метра. Линии граней строгие и устремленные ввысь. А квадратное основание колонн из прямых, четко выверенных линий, символизирует завершенность и неизменность, разрешая все космические парадоксы, являясь главным воплощением религиозного культа и идеи о сверхчеловеческой мощи фараона.
Говоря о египетском храме, К. Верман обращает внимание на то, что: «здание... было тяжеловесно, тяжесть ощущалась снаружи еще сильнее, нежели внутри, из-за массивных стен, разделенных на части, и башен при входных вратах» [1, с. 197].
Храм, являлся местом связи земного и небесного миров. Так как, являясь моделью Вселенной, он одновременно отображал идентичных друг другу три мира: небесный, земной и подземный. В этой связи планировка основных частей храма соотносилась с расположением основных частей мира подземного, земного Египта и мира небесного. Все три мира пересекает река: земной Нил, подземная река и Млечный Путь. Эту линейность миров отражает планировка храма, в котором все помещения следуют последовательно одна за другой по прямой линии относительно центральной оси, словно это текущая река. «Расположенные в строго определенной системе, — констатирует К. Вёрман, — они исполняли роль истолкователей идеи как духовного, так и художественного значения всего сооружения» [1, с. 198]. Все течет, все изменяется, но остаются неизменными вечные понятия мироздания.
Все в архитектуре Египта, будь то пирамиды или храмовые сооружения, подчинено прямой линии — линии порядка. Эзотерическое значение линии вытекает из мифологически-религиозной сути верования египтян. Все должно быть упоря-доченно, величественно и строго. Если посмотреть планы пирамидальных и храмовых комплексов, то можно заметить, что построение сделано по четкой геометрии прямых линий. Сами пирамиды являлись
Рис. 1. Пирамиды в Гизе. Древнее царство. Древний Египет
Рис. 2. План комплекса пирамид в Гизе
Рис. 3. Большой сфинкс в Гизе. Древнее царство. Древний Египет
Рис. 6. Храм Сфинкса в Гизе. Древнее царство. Древний Египет
Рис. 10. План Карнакского храма. Новое царство. Древний Египет
Рис. 11. Пилон храма Хонсу в Карнаке. Новое царство. Древний Египет
высшим примером геометрически правильных образцов, выражающих духовное стремление человечества во Вселенную. Прямые линии придают их облику торжественность и в то же время суровость и строгость, а также грандиозность философии религиозного устремления человека к Богу (рис. 1).
Комплекс пирамид и храмов на плато Гиза является одним из самых грандиозных в мире. Помимо трех больших пирамид, тут располагаются остатки еще восьми небольших пирамид-спутниц (четыре возле Великой пирамиды, одна возле пирамиды Хафра и еще три на восточной стороне пирамиды Менкаура). С восточной стороны к каждой из основных пирамид располагались так называемые при-пирамидные храмы.
Если проанализировать план комплекса (рис. 2), то бросается в глаза диагональность расположения основных пирамид и четкие ряды пирамид-спутниц. Там нет нигде изогнутых или ломаных линий. Чет-
кая прямая линия образует квадраты и диагонали. Все должно подчиняться порядку, поэтому прямая линия в плане комплекса соответствовала идее вечности и незыблемости. Она несла в себе устойчивость и основательность.
Чуть поодаль от пирамид находятся многочисленные мастабы — места захоронений сановников IV — VI династий, образующие как бы три некрополя. А практически на краю плато, ближе к Нилу, как символ стража, при входе к пирамидам располагается уникальная скульптура Сфинкса с телом льва и головой человека (рис. 3). Возле этой скульптуры находятся еще два внушительных сооружения — храм Сфинкса и Гранитный храм.
Храм Сфинкса (рис. 4) очень разрушен. Однако даже руины данного храма впечатляют. Он сложен из огромных монолитных блоков, имеющих идеальную гладкую поверхность и идеально ровные прямые грани. Колонны и перекрытия в нем построены
Рис. 12. Пилон храма в Карнаке. Новое царство. Древний Египет
на основе прямых линий. Здесь идет четкое перекликание прямых горизонтальных и вертикальных линий (рис. 5).
Приземистый массивный характер колонн и перекрытий придают храму «мощную» энергетику святилища. На снимке, сделанном сверху (рис. 6), отчетливо видно, что в плане храм имеет прямоугольное решение. Прямоугольник, как известно, является производной формой квадрата. Квадрат, с точки зрения эзотерических знаний, космический порядок, мера, равновесие, тогда как прямоугольник — порядок и равновесие на земле. Данная форма получила дальнейшее развитие и применение в планах зданий как в культовом строительстве, так и в быту.
В гранитном храме (рис. 7), который находится рядом с храмом Сфинкса, такой же план и схожая конструкция колонн и перекрытий. Он сохранился гораздо лучше предыдущего храма. Галереи внутри храма (рис. 8) столь же строги и величавы, как и в храме Сфинкса. Здесь царит гармония прямых линий, придающих внутреннему пространству атмосферу таинственности и священности. Как отмечает английский археолог и египтолог Маргарита Мюррей: «Египетским храмам присуща исключительно прямоугольная форма, причем как в горизонтальной, так и в вертикальной проекции; и ни в одну историческую эпоху здесь не встречаются криволинейные сооружения» [2, с. 5].
В храмах Нового царства изменяется характер линии колонн, но остается незыблемым план сооружения, основанный на прямых линиях. Примерами храмовых комплексов Нового времени являются Луксорский и Карнакский. Оба эти комплекса посвящены Амону-Ра, Мут и Хонсу. Амон-Ра — бог солнца самый почитаемый бог в Египте. Мут — царица неба, покровительница материнства и цариц, жена Амона-Ра. Хонсу — бог Луны, сын бога Амона-Ра и Мут.
Данные храмовые комплексы поражают своей мощью и красотой. Обширные в территориальном отношении и имеющие большое количество храмовых построек с многочисленными колоннадами, они являются уникальными сооружениями в мире. В них соединяется божественное и земное воедино. Если рассмотреть планы обоих комплексов (рис. 9, 10), то обнаруживается несомненное сходство. В них выявляется четкая линия центра,
имеющая прямой характер, вдоль которой происходит развитие комплексов. Карнакский имеет более сложную и нагроможденную систему построек, чем Луксорский. Четкость прямых линий плана Лук-сорского храма определяет гармоничное сочетание пространств.
Вход в храмовые комплексы предваряют пилоны, имеющие строгий, внушительный вид (рис. 11, 12). Их мощь и пугает, и в то же время предупреждает посетителей о том, что они входят в особое пространство, имеющее божественное предназначение. Суровость стен, не имеющих каких-либо украшений, настраивает на серьезное отношение людей, входящих в святыню. Прямые линии контуров пилонов позволяют усилить впечатление мощи и величия комплексов.
Галереи колонн в обоих комплексах построены по тому же принципу, что и храмы комплекса в Гизе. В Карнакских храмах встречаются еще колонны прямоугольной формы с четкими прямыми гранями. Луксовские колонны имеют растительный прообраз. Однако линия балок перекрытия, имеющая прямой характер, организует и соединяет воедино «лес» колонн. Такая система соединения придает пространству четкость линий, гармонию, изящество, пропорциональность и совершенство форм.
Рассмотренные примеры архитектуры в Древнем Египте наглядно показывают, что главную роль во внешнем виде, внутри храмов и в планах комплексов играла прямая линия. Она выражала идею величия, божественности и строгости мировоззренческого замысла построек. Такая линия просуществовала в течение всей египетской цивилизации. Ее характер в зодчестве сохранился до сих пор. Идеи избранности, порядка, справедливости передавались при помощи именно прямой, четкой линии, так как она олицетворяла незыблемость, вечность, могущество великого государства.
Феноменальность образности линий, применяемых в искусстве мастерами Древнего Египта, основана на внутреннем мироощущении, которое дает мифология данной культуры, и том внутреннем, незыблемом отражении воскрешения из мертвых, которое культивировалось при жизни египтянина. «Мы живем, движемся в бесконечных пространствах, но век наш короток. Пространство Египта
ничтожно — клочок земли, как бы точка, но движущаяся по бесконечной линии времени. Мы — пожиратели пространства, Египет — пожиратель времени. Насколько время глубже, таинственнее пространства, настолько дух Египта — глубже нашего. Единственная в мире земля создала единственных в мире людей», — отмечал Д. С. Мережковский [3, с. 161].
Искусство для египтян имело магическую силу, и поэтому оно носило мистический характер, отсюда и особый образ изобразительной линии, передающий порядок и вечность бытия. Линия «порядка» египетского искусства вобрала в себя всю мощь мироздания и устройства общественно-социальной жизни египетского общества. Даже тот факт, что государством правила богиня Маат, которая олицетворяла божественный Порядок и Истину, говорит о том, что линия в искусстве Древнего Египта и не могла быть иной.
Библиографический список
1. Вёрман, К. История искусства всех времен и народов. В 3 т. Т. 1 / К. Вёрман. - М. : АСТ ; СПб. : Полигон, 2000. -944 с.
2. Мюррей, М. Египетские храмы. Жилища таинственных богов / М. Мюррей ; пер. с англ. Т. М. Шуликовой. — М. : ЗАО Центрполиграф, 2008. — 223 с.
3. Мережковский, Д. С. Тайна трех. Египет — Вавилон / Д. С. Мережковский. — М. : ЭКСМО-Пресс ; Харьков : Око, 2001. — 560 с.
ОСМАНКИНА Галина Юрьевна, кандидат культурологии, доцент (Россия), доцент кафедры «Дизайн и технологии медиаиндустрии». Адрес для переписки: [email protected]
Статья поступила в редакцию 14.05.2014 г. © Г. Ю. Османкина
УДК 75 021.321 А. И. СУХАРЕВ
Г. С. БАЙМУХАНОВ
Омский государственный педагогический университет
ОСВОЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ МАСЛЯНОЙ ЖИВОПИСИ НА АКАДЕМИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ
В статье рассматриваются некоторые вопросы работы масляными красками на занятиях по живописи. Особое внимание уделяется технологическим аспектам масляной живописи: этапам работы, подготовке холста, палитры. Ключевые слова: масляная живопись, композиция, технология, рисунок.
Изучение технологии работы масляными красками является одним из самых сложных этапов в процессе обучения изобразительной грамоте. Для успешного выполнения длительной живописной постановкой очень важен первый этап работы — композиционная организация изобразительной плоскости и правильное выполнение подготовительного рисунка. Он должен отвечать требованиям грамотного композиционного размещения изображения на холсте, верной передачи характера сложной формы, включая анатомически точное построение, изображения пространства и определение основных тоновых отношений. Целесообразно сделать предварительные композиционные эскизы, зарисовки с натуры, используя различный уровень горизонта, пропорции формата. На данном этапе при изображении человека рекомендуется еще раз проштудировать пластическую анатомию по учебнику, таблицам и схемам. После этого переходим к картону (предварительный рисунок по размеру изобразительной плоскости). Картон целесообразно вести на отдельном листе бумаги с последующим переводом на холст. Если же изображение выполняется прямо на холсте, что зачастую студенты делают, то его нужно закрепить фиксативом. Можно использовать следующий прием: обвести основные линии тушью либо
одним цветом масляной краски, после высыхания которой лишний материал (уголь, сангина) смахнуть тряпкой.
Показательно отношение к подготовительной работе известных мастеров. Например, П. Д. Корин, прежде чем начинать писать портрет, делал в течение 2 —3-х дней зарисовки, где стремился передать не только психологический облик натуры, но и композиционное решение. Г. К. Савицкий указывал, что «в картине... художник суммирует свои знания, опыт, глубину чувств, понимание эпохи, объединяет их в одно целое. В ней он использует умение компоновать, умение владеть рисунком и цветом, способность отыскивать наиболее типическое и прогрессивное, достойное внимания» [1, с. 349]. Таким образом, всякая живописная работа должна начинаться с эскизов, подготовительных набросков, из которых выбирают наиболее удачный для перенесения на холст. Как правило, в эскизе основными задачами являются: композиция, определение колористического состояния в условиях конкретного освещения.
Предварительный кратковременный этюд целесообразно выполнить в технике «а11а-рпта». Чаще всего для этого используют грунтованный картон. Такой этюд отличается смелостью цветовой трак-