Научная статья на тему 'Образ линии «Порядка» в архитектуре Древнего Египта'

Образ линии «Порядка» в архитектуре Древнего Египта Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
2184
364
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЛИНИЯ / ИСКУССТВО / АРХИТЕКТУРА / ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ / LINE / ART / ARCHITECTURE / ANCIENT EGYPT

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Османкина Галина Юрьевна

В статье рассматривается линия «порядка» как составляющая искусства в архитектуре Древнего Египта. Обосновывается ее идеологическое значение в соответствии с мироустройством и религиозными воззрениями египтян.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The image of the line of «order» in architecture of Ancient Egypt

In article the «order» line as making arts in architecture of Ancient Egypt is considered. Its ideological value according to a world order and religious views of Egyptians locates.

Текст научной работы на тему «Образ линии «Порядка» в архитектуре Древнего Египта»

УДК 72.032

Г. Ю. ОСМАНКИНА

Омский государственный технический университет

ОБРАЗ ЛИНИИ «ПОРЯДКА» В АРХИТЕКТУРЕ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА

В статье рассматривается линия «порядка» как составляющая искусства в архитектуре Древнего Египта. Обосновывается ее идеологическое значение в соответствии с мироустройством и религиозными воззрениями египтян.

Ключевые слова: линия, искусство, архитектура, Древний Египет.

Особое место в культуре Древнего Египта занимает сакральная архитектура. Ей уделялось первостепенное место, остальные виды искусства находились с ней в тесном взаимодействии. Архитектурные ансамбли имели величественный облик: будь то пирамиды, заупокойные или культовые храмы. Это величие олицетворяло их назначение. Пирамиды были пристанищем могущественных фараонов, а храмы — земными домами великих богов.

Храмовые постройки египтяне сооружали на священных местах, связанных с божественными мифами. Участвуя в праздниках, обрядах и мистериях, проходивших в храмах, люди воспроизводили мифы, давали им новую жизнь.

Согласно преданиям, в древние времена боги жили на земле. Они правили миром, соблюдая порядок и справедливость. Главные божества Египта великий Осирис и его супруга, прекрасная Исида, передали людям знания о земле. Они посвящали египтян в таинства искусства и ремесел, учили письменности и канонам строительства храмов. Люди получили возможность жить по законам Неба в единстве с Природой.

Но, согласно мифам, случилось великое горе — брат Осириса, бог Сет, умертвил Осириса и разбросал части его тела по всему Египту. Исида разыскала эти части и вновь собрала из них тело своего божественного супруга Осириса. А в тех местах, где она находила его части, закладывала святилища. Таких святилищ насчитывалось 14, семь в Верхнем Египте и семь в Нижнем. Со временем они стали священными центрами. Вокруг них строились города и развивалась великая цивилизация. Священными центрами Нижнего Египта были города: Апис, Летополь, Саис, Атрибис, Гермополь Малый, Ди-осполь Малый, Гелеополь. К священным центрам Верхнего Египта относились: Остров Филе, Коптос, Абидос, Пи-Анти, Кузе, Оксиринхус, Гераклеополь Великий.

Главной столицей Египта был город Фивы, родина культа бога солнца Амона. Древние египтяне называли свою величественную столицу Уаст, что в переводе означает «властвующий». В древности Фивы располагались на обоих берегах Нила. На восточной стороне были построены два великолепных храмовых комплекса Карнакский и Луксорский, соединенные между собой аллеями сфинксов.

Египет создал своеобразную сакральную архитектуру, в которой Божественный дух, незримо присутствующий во Вселенной, мог «обитать» непосредственно и как бы «лично». По религиозным

представлениям, еще с первобытного мира святилище всегда располагалось в центре мира, именно, это и делало его святилищем, так как в этом месте человек чувствует себя защищенным. В космосе время превалирует над пространством, в конструкции храма и в его линиях как бы преобразовывается пространство, символизирующее аспекты бытия. Храм служит прообразом конечного преображения мира.

Сооружение пирамид и египетских монументальных храмов можно сравнить с сотворением души. Они величественны и незыблемы в своей устойчивости. Так, высота колонн в Луксорском храме достигает высоты 21 метра. Линии граней строгие и устремленные ввысь. А квадратное основание колонн из прямых, четко выверенных линий, символизирует завершенность и неизменность, разрешая все космические парадоксы, являясь главным воплощением религиозного культа и идеи о сверхчеловеческой мощи фараона.

Говоря о египетском храме, К. Верман обращает внимание на то, что: «здание... было тяжеловесно, тяжесть ощущалась снаружи еще сильнее, нежели внутри, из-за массивных стен, разделенных на части, и башен при входных вратах» [1, с. 197].

Храм, являлся местом связи земного и небесного миров. Так как, являясь моделью Вселенной, он одновременно отображал идентичных друг другу три мира: небесный, земной и подземный. В этой связи планировка основных частей храма соотносилась с расположением основных частей мира подземного, земного Египта и мира небесного. Все три мира пересекает река: земной Нил, подземная река и Млечный Путь. Эту линейность миров отражает планировка храма, в котором все помещения следуют последовательно одна за другой по прямой линии относительно центральной оси, словно это текущая река. «Расположенные в строго определенной системе, — констатирует К. Вёрман, — они исполняли роль истолкователей идеи как духовного, так и художественного значения всего сооружения» [1, с. 198]. Все течет, все изменяется, но остаются неизменными вечные понятия мироздания.

Все в архитектуре Египта, будь то пирамиды или храмовые сооружения, подчинено прямой линии — линии порядка. Эзотерическое значение линии вытекает из мифологически-религиозной сути верования египтян. Все должно быть упоря-доченно, величественно и строго. Если посмотреть планы пирамидальных и храмовых комплексов, то можно заметить, что построение сделано по четкой геометрии прямых линий. Сами пирамиды являлись

Рис. 1. Пирамиды в Гизе. Древнее царство. Древний Египет

Рис. 2. План комплекса пирамид в Гизе

Рис. 3. Большой сфинкс в Гизе. Древнее царство. Древний Египет

Рис. 6. Храм Сфинкса в Гизе. Древнее царство. Древний Египет

Рис. 10. План Карнакского храма. Новое царство. Древний Египет

Рис. 11. Пилон храма Хонсу в Карнаке. Новое царство. Древний Египет

высшим примером геометрически правильных образцов, выражающих духовное стремление человечества во Вселенную. Прямые линии придают их облику торжественность и в то же время суровость и строгость, а также грандиозность философии религиозного устремления человека к Богу (рис. 1).

Комплекс пирамид и храмов на плато Гиза является одним из самых грандиозных в мире. Помимо трех больших пирамид, тут располагаются остатки еще восьми небольших пирамид-спутниц (четыре возле Великой пирамиды, одна возле пирамиды Хафра и еще три на восточной стороне пирамиды Менкаура). С восточной стороны к каждой из основных пирамид располагались так называемые при-пирамидные храмы.

Если проанализировать план комплекса (рис. 2), то бросается в глаза диагональность расположения основных пирамид и четкие ряды пирамид-спутниц. Там нет нигде изогнутых или ломаных линий. Чет-

кая прямая линия образует квадраты и диагонали. Все должно подчиняться порядку, поэтому прямая линия в плане комплекса соответствовала идее вечности и незыблемости. Она несла в себе устойчивость и основательность.

Чуть поодаль от пирамид находятся многочисленные мастабы — места захоронений сановников IV — VI династий, образующие как бы три некрополя. А практически на краю плато, ближе к Нилу, как символ стража, при входе к пирамидам располагается уникальная скульптура Сфинкса с телом льва и головой человека (рис. 3). Возле этой скульптуры находятся еще два внушительных сооружения — храм Сфинкса и Гранитный храм.

Храм Сфинкса (рис. 4) очень разрушен. Однако даже руины данного храма впечатляют. Он сложен из огромных монолитных блоков, имеющих идеальную гладкую поверхность и идеально ровные прямые грани. Колонны и перекрытия в нем построены

Рис. 12. Пилон храма в Карнаке. Новое царство. Древний Египет

на основе прямых линий. Здесь идет четкое перекликание прямых горизонтальных и вертикальных линий (рис. 5).

Приземистый массивный характер колонн и перекрытий придают храму «мощную» энергетику святилища. На снимке, сделанном сверху (рис. 6), отчетливо видно, что в плане храм имеет прямоугольное решение. Прямоугольник, как известно, является производной формой квадрата. Квадрат, с точки зрения эзотерических знаний, космический порядок, мера, равновесие, тогда как прямоугольник — порядок и равновесие на земле. Данная форма получила дальнейшее развитие и применение в планах зданий как в культовом строительстве, так и в быту.

В гранитном храме (рис. 7), который находится рядом с храмом Сфинкса, такой же план и схожая конструкция колонн и перекрытий. Он сохранился гораздо лучше предыдущего храма. Галереи внутри храма (рис. 8) столь же строги и величавы, как и в храме Сфинкса. Здесь царит гармония прямых линий, придающих внутреннему пространству атмосферу таинственности и священности. Как отмечает английский археолог и египтолог Маргарита Мюррей: «Египетским храмам присуща исключительно прямоугольная форма, причем как в горизонтальной, так и в вертикальной проекции; и ни в одну историческую эпоху здесь не встречаются криволинейные сооружения» [2, с. 5].

В храмах Нового царства изменяется характер линии колонн, но остается незыблемым план сооружения, основанный на прямых линиях. Примерами храмовых комплексов Нового времени являются Луксорский и Карнакский. Оба эти комплекса посвящены Амону-Ра, Мут и Хонсу. Амон-Ра — бог солнца самый почитаемый бог в Египте. Мут — царица неба, покровительница материнства и цариц, жена Амона-Ра. Хонсу — бог Луны, сын бога Амона-Ра и Мут.

Данные храмовые комплексы поражают своей мощью и красотой. Обширные в территориальном отношении и имеющие большое количество храмовых построек с многочисленными колоннадами, они являются уникальными сооружениями в мире. В них соединяется божественное и земное воедино. Если рассмотреть планы обоих комплексов (рис. 9, 10), то обнаруживается несомненное сходство. В них выявляется четкая линия центра,

имеющая прямой характер, вдоль которой происходит развитие комплексов. Карнакский имеет более сложную и нагроможденную систему построек, чем Луксорский. Четкость прямых линий плана Лук-сорского храма определяет гармоничное сочетание пространств.

Вход в храмовые комплексы предваряют пилоны, имеющие строгий, внушительный вид (рис. 11, 12). Их мощь и пугает, и в то же время предупреждает посетителей о том, что они входят в особое пространство, имеющее божественное предназначение. Суровость стен, не имеющих каких-либо украшений, настраивает на серьезное отношение людей, входящих в святыню. Прямые линии контуров пилонов позволяют усилить впечатление мощи и величия комплексов.

Галереи колонн в обоих комплексах построены по тому же принципу, что и храмы комплекса в Гизе. В Карнакских храмах встречаются еще колонны прямоугольной формы с четкими прямыми гранями. Луксовские колонны имеют растительный прообраз. Однако линия балок перекрытия, имеющая прямой характер, организует и соединяет воедино «лес» колонн. Такая система соединения придает пространству четкость линий, гармонию, изящество, пропорциональность и совершенство форм.

Рассмотренные примеры архитектуры в Древнем Египте наглядно показывают, что главную роль во внешнем виде, внутри храмов и в планах комплексов играла прямая линия. Она выражала идею величия, божественности и строгости мировоззренческого замысла построек. Такая линия просуществовала в течение всей египетской цивилизации. Ее характер в зодчестве сохранился до сих пор. Идеи избранности, порядка, справедливости передавались при помощи именно прямой, четкой линии, так как она олицетворяла незыблемость, вечность, могущество великого государства.

Феноменальность образности линий, применяемых в искусстве мастерами Древнего Египта, основана на внутреннем мироощущении, которое дает мифология данной культуры, и том внутреннем, незыблемом отражении воскрешения из мертвых, которое культивировалось при жизни египтянина. «Мы живем, движемся в бесконечных пространствах, но век наш короток. Пространство Египта

ничтожно — клочок земли, как бы точка, но движущаяся по бесконечной линии времени. Мы — пожиратели пространства, Египет — пожиратель времени. Насколько время глубже, таинственнее пространства, настолько дух Египта — глубже нашего. Единственная в мире земля создала единственных в мире людей», — отмечал Д. С. Мережковский [3, с. 161].

Искусство для египтян имело магическую силу, и поэтому оно носило мистический характер, отсюда и особый образ изобразительной линии, передающий порядок и вечность бытия. Линия «порядка» египетского искусства вобрала в себя всю мощь мироздания и устройства общественно-социальной жизни египетского общества. Даже тот факт, что государством правила богиня Маат, которая олицетворяла божественный Порядок и Истину, говорит о том, что линия в искусстве Древнего Египта и не могла быть иной.

Библиографический список

1. Вёрман, К. История искусства всех времен и народов. В 3 т. Т. 1 / К. Вёрман. - М. : АСТ ; СПб. : Полигон, 2000. -944 с.

2. Мюррей, М. Египетские храмы. Жилища таинственных богов / М. Мюррей ; пер. с англ. Т. М. Шуликовой. — М. : ЗАО Центрполиграф, 2008. — 223 с.

3. Мережковский, Д. С. Тайна трех. Египет — Вавилон / Д. С. Мережковский. — М. : ЭКСМО-Пресс ; Харьков : Око, 2001. — 560 с.

ОСМАНКИНА Галина Юрьевна, кандидат культурологии, доцент (Россия), доцент кафедры «Дизайн и технологии медиаиндустрии». Адрес для переписки: Galaomsk2004@mail.ru

Статья поступила в редакцию 14.05.2014 г. © Г. Ю. Османкина

УДК 75 021.321 А. И. СУХАРЕВ

Г. С. БАЙМУХАНОВ

Омский государственный педагогический университет

ОСВОЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ МАСЛЯНОЙ ЖИВОПИСИ НА АКАДЕМИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ

В статье рассматриваются некоторые вопросы работы масляными красками на занятиях по живописи. Особое внимание уделяется технологическим аспектам масляной живописи: этапам работы, подготовке холста, палитры. Ключевые слова: масляная живопись, композиция, технология, рисунок.

Изучение технологии работы масляными красками является одним из самых сложных этапов в процессе обучения изобразительной грамоте. Для успешного выполнения длительной живописной постановкой очень важен первый этап работы — композиционная организация изобразительной плоскости и правильное выполнение подготовительного рисунка. Он должен отвечать требованиям грамотного композиционного размещения изображения на холсте, верной передачи характера сложной формы, включая анатомически точное построение, изображения пространства и определение основных тоновых отношений. Целесообразно сделать предварительные композиционные эскизы, зарисовки с натуры, используя различный уровень горизонта, пропорции формата. На данном этапе при изображении человека рекомендуется еще раз проштудировать пластическую анатомию по учебнику, таблицам и схемам. После этого переходим к картону (предварительный рисунок по размеру изобразительной плоскости). Картон целесообразно вести на отдельном листе бумаги с последующим переводом на холст. Если же изображение выполняется прямо на холсте, что зачастую студенты делают, то его нужно закрепить фиксативом. Можно использовать следующий прием: обвести основные линии тушью либо

одним цветом масляной краски, после высыхания которой лишний материал (уголь, сангина) смахнуть тряпкой.

Показательно отношение к подготовительной работе известных мастеров. Например, П. Д. Корин, прежде чем начинать писать портрет, делал в течение 2 —3-х дней зарисовки, где стремился передать не только психологический облик натуры, но и композиционное решение. Г. К. Савицкий указывал, что «в картине... художник суммирует свои знания, опыт, глубину чувств, понимание эпохи, объединяет их в одно целое. В ней он использует умение компоновать, умение владеть рисунком и цветом, способность отыскивать наиболее типическое и прогрессивное, достойное внимания» [1, с. 349]. Таким образом, всякая живописная работа должна начинаться с эскизов, подготовительных набросков, из которых выбирают наиболее удачный для перенесения на холст. Как правило, в эскизе основными задачами являются: композиция, определение колористического состояния в условиях конкретного освещения.

Предварительный кратковременный этюд целесообразно выполнить в технике «а11а-рпта». Чаще всего для этого используют грунтованный картон. Такой этюд отличается смелостью цветовой трак-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.