Вестник ТГАСУ №2, 2006
АРХИТЕКТУРА И ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО
УДК 72.03.
Е.Н. ПОЛЯКОВ, канд. арх., доцент
РАЗВИТИЕ ТРАДИЦИЙ СОЛНЕЧНОГО КУЛЬТА В ДРЕВНЕЕГИПЕТСКОЙ АРХИТЕКТУРЕ ПЕРИОДА НОВОГО ЦАРСТВА
Выявлены основные причины религиозной конфронтации между фараонами XVIII династии и жрецами фиванского бога Амона-Ра. Рассмотрены примеры демонстрации элементов солнечного культа времен Джосера и Хафра в древнеегипетском зодчестве XVI-XIII вв. до н.э.
Подъемом национально-освободительного движения и изгнанием гик-сосских захватчиков из Египта знаменуется начало царствования фараонов XVIII династии и канун эпохи Нового царства. Блистательное правление новой династии фараонов сопровождалось активной завоевательной политикой. В течение двух с половиной столетий ими были покорены Сирия и Финикия, нейтрализованы Ливия и государство хеттов, установлены дипломатические отношения со странами Средиземноморья, Ассирией и Вавилоном, превращена в покорного вассала Нубия. Египет достиг вершины своего экономического и политического могущества.
Объединение страны фараонами фиванской династии завершилось переносом столицы из Авариса в Фивы (Уасет) - центр IV верхнеегипетского нома. Это привело к повсеместному распространению культа фиванского бога Амона. Первое упоминание об этом боге («Невидимом», «Сокровенном») было найдено в «Текстах пирамид» (V династия). Во времена Среднего царства при Ментухотепе I и его преемниках Амон стал символом божественной силы, Владыкой Воздуха и покровителем фараонов XII-XVII династий. В эпоху Нового царства возник новый культ бога-объединителя Обеих Земель - Амо-на-Ра. Этот бог-воитель простер свое могущество над всеми областями Египта и сопредельными государствами, стал символом воинской славы и залогом побед египетского оружия (рис. 1). Громадная часть захваченных трофеев осела в сокровищницах крупнейших фиванских храмов Амона-Ра в Карнаке и Луксоре.
Однако превращение культа фиванского Амона в общегосударственный незаметно ослабило реальную власть фараонов, все достижения которых стали автоматически приписываться победоносному богу. Имея столь мощное
идеологическое «прикрытие», фиванская знать и жречество стали бороться за политическую автономию крупных областей (номов) и крупных храмовых владений. Такая ситуация закономерно вела к общей политической нестабильности государства. Поэтому уже первые фараоны XVIII династии начали интенсивные поиски альтернативного божества, которое смогла бы противостоять культу Амона. На эту роль поочередно претендовали Мин, Монту (легендарный покровитель Фив), боги северных номов.
Рис. 1. Бог Амон-Ра. Фиванская триада - Амон-Ра, его сын Хонсу, жена Мут
Была также извлечена на свет древняя гелиопольская легенда о сотворении мира, главным героем которой был солнечный бог-демиург Атум-Ра-Хепри (рис. 2), покровитель первых египетских фараонов. Казалось, что достаточно провозгласить этого лучезарного бога верховным владыкой Та-Кемт (Египта), и могуществу жрецов Амона должен был прийти конец. Все оказалось значительно сложнее. Дело в том, что египетские фараоны своей собственной объединительной политикой упрочили культ Амона, который синтезировал в себе качества мемфисского Птаха, гелиопольского Атума-Ра, буси-рисского Осириса и др. Голубой Амон, украшенный крылатой короной, олицетворял и небо, и землю, и подземный мир. Поэтому альтернативные культы времен Древнего царства возрождались и прививались с огромным трудом, преодолевая упорное сопротивление фиванского жречества.
Первые шаги к возрождению солнечных культов были предприняты, по-видимому, фараонессой Хатшепсут (1525-1503 гг. до н.э.) и Тутмосом III
(1503-1491 гг. до н.э.). Они начали включать в состав храмов Амона небольшие святилища Солнца. Известно, например, что в заупокойном храме Хат-шепсут в Дейр-эль-Бахри часть северных помещений была предназначена для отправления солярного культа. Здесь размещался открытый дворик с огромным жертвенником, на вершину которого приходилось подниматься по ступенькам. Дж. Хокинс, в свою очередь, обнаружил в «Зале празднеств» Кар-накского храма «маленькую комнату без крыши, так называемый Высокий покой Солнца. Перед прямоугольным отверстием в стене был изображен Тут-мос III, преклоняющий колено перед отверстием и торжественным жестом приветствующий восходящее Солнце: «Вознеси в славе свой прекрасный лик, о владыка богов, Амон-Ра!...» [1].
Рис. 2. Мин - бог плодородия, отождествлявшийся с Амоном (а); Атум-Ра-Хепри (Ь)
Видимо, знаменитому завоевателю было не до богословских дискуссий по поводу своего родства с древними солнечными богами. Своими воинскими трофеями он наполнил доверху сокровищницы фиванских храмов Амона-Ра, за что и получил исключительное право на реконструкцию храма Ипет-Сут в Карнаке по своему разумению. Тутмос III кардинально изменил планировку святилища времен Среднего царства, стремясь уничтожить следы строительной деятельности своей тетки Хатшепсут. Но, самое главное, он воздвиг поперек главной оси храма «Зал празднеств» («Зал анналов»). Этим деянием фараон начисто опроверг гипотезу современных ученых о солярном характере
крупнейшего фиванского святилища. Конечно же, в этом эпизоде Менхеперра (тронное имя Тутмоса III) поступил совершенно «нелогично», так как упустил уникальную возможность продемонстрировать на огромной модели храма свое родство с солнечными богами. Но эта архитектурная «загадка» - тема отдельного исследования.
Появление первых признаков открытой конфронтации культу Амона-Ра обычно связывают с именем Аменхотепа II, сына Менхеперры. Этот фараон первым начал поиски культа, на который могла бы опереться царская власть в борьбе с крепнущей оппозицией номархов и жречества. На одной из своих стел он рассказал о чудесном явлении ему во сне Большого Сфинкса, считающегося портретом обожествленного фараона Хафра (Хефрена). Каменный великан предсказал сыну Тутмоса III счастливое царствование. Это был именно Сфинкс, а не Амон! (рис. 3).
Рис. 3. Сфинкс - покровитель власти египетских фараонов (по Герману Вейсу)
Позже, принимая послов от правителей Митанни, Аменхотеп II заявил: «Мой отец Ра меня выбрал (Ра, а не Амон!). Он назначил меня защитником этой страны.». Сию эстафету религиозного «вольнодумства» подхватили последующие фараоны XVIII династии. Тутмос IV величает себя «Сыном
Атума», «Царем, рожденным Ра», «Великолепным наследником Хепри». Аменхотеп III - уже «Наследник Ра», а Аменхотеп IV - «Единственный, принадлежащий Ра»! Получается, что фараоны второй половины династии встали на путь открытой религиозной конфронтации с фиванским жречеством. При этом они опирались на древние центры культом Птаха и Атума-Ра-Хепри -Мемфис и Гелиополь. Мемфис вновь становится политическим центром Египта, резиденцией наследника престола. Аменхотеп II и Тутмос IV очень мало строят в Фивах, зато открыли новые каменоломни в Туре для застройки бывших северных столиц. Это, естественно, вызывает негативную реакцию жрецов Амона. Даже грандиозное строительство в Карнаке и Луксоре, осуществленное Аменхотепом III, уже не может загасить пламя назревающего конфликта. Аменхотеп IV, говоря о причинах своей неприязни к жрецам Амона, прямо говорит о том, что «те слова, которые он слышал от жрецов, были хуже, чем то, что слышали от них его отец и дед». В то же время предшественники Эхнатона (Аменхотепа IV) не решались на осуществление религиозного переворота. Они ограничивались незначительными демонстрациями своих симпатий северным культам Солнца. Например, при Аменхотепе III около священного озера Амона в Карнаке была установлена гигантская скульптура «солнечного» скарабея Хепри. Надписи на статуях и стенах гробниц свидетельствуют о все растущей полярности в светских кругах того времени нового религиозного учения - культа Атона. Имя нового божества встречается в названии царского дворца, воинского соединения («Корпус Атона») и даже царских кораблей. Аменхотеп III, уже не скрываясь, объявил себя «Владыкой того, что освещает Атон». Новый солярный культ, созданный в противовес всесильному Амону, нашел приверженцев среди ближайших царедворцев и высших чиновников, заинтересованных в сильном царском единовластии.
Таким образом, религиозно-философские взгляды Аменхотепа IV возникли не на пустом месте. Они стали закономерным итогом длительной религиозно-политической борьбы фараонов XVIII династии за единовластие в Обеих Землях. Новое вероучение, синтезировавшее лучшие традиции солнечных культов древности, имело целью обосновать законное верховенство царской династии («детей Солнца») и умерить политические амбиции усилившихся номархов и духовенства.
По мнению многих ученых, Атон был одной из ипостасей солнечного бога Гелиополя Ра-Горахти либо тесно с ним связан. Культ Атона и по форме, и по существу резко отличался от культа Амона и всех прочих древнеегипетских богов. Новый бог не имел ярко выраженной иконографии в виде зверя или человека, образ его не воплощался в статуях, о нем не существовало никаких мифов и сказаний. Это был натуралистический культ животворящего Солнца, величайшей силы Природы и Космоса. Атон - демиург, творец мира, всех людей, животных и растений. Он создал Египет, Сирию, страну Куш, обеспечил им существование на земле. Одним словом, Атон - первый универсальный бог для всех и вся, предтеча иудейского и христианского бога-демиурга. По историческому значению культ Атона можно сравнить с возникновением первой мировой религии, облаченной в красивую поэтическую форму - «Гимн Атону»:
«Ты сияешь прекрасно на небосклоне неба, живой солнечный диск, положивший начало жизни! Твои лучи объемлют страны вплоть до предела того, что ты создал.. Ты образовал землю по своему желанию, когда ты был один, с людьми, скотом и всеми животными, которые ходят по земле на своих ногах и которые поднимаются вверх, летя на своих крыльях.. Земля существует под твоим началом подобно тому, как ты создал их (людей).. Ты восходишь - они живы, ты заходишь - они мертвы.. Глаза устремлены на красоту твою до твоего захода..» [2] (рис. 4).
Рис. 4. Семья Эхнатона перед солнечным диском Атоном
Первые четыре года своего правления Аменхотеп IV провел в Фивах. Здесь он построил храм новому богу на территории Карнакского комплекса - открытый вызов жрецам Амона! Новый храм был намеренно возведен восточнее Ипет-Сут, чтобы ничто не могло заслонить лучи восходящего Солнца, заливающего своим светом широкий двор храма и высокий жертвенник посреди него. По периметру двора стояло около сотни каменных истуканов, изображавших в гипер-реалистической манере физические недостатки молодого Эхнатона. Назывался новый храм Пер-Атон-техен-пао («Дом Атона блистающего, великого»). При фараоне Хоремхебе, люто ненавидевшем царя-реформатора, оригинальный храм
был полностью разрушен. Камни его были использованы для строительства ги-постильного зала и пилонов храма Ипет-Сут.
На шестом году своего правления Эхнатон покинул Фивы и поселился в новой столице - Ахетатоне. Этот город был возведен в Среднем Египте на восточном берегу Нила. Строительная площадка была ограничена подковообразной грядой, на склонах которой впоследствии были устроены первые гробницы города. Новая столица («Небосклон Атона») имела четкую регулярную планировку улиц. Основные магистрали шли параллельно Нилу с севера на юг и пересекались через равномерные интервалы поперечными, более узкими, улицами. Широтно-меридиональная ориентация городских улиц -дань градостроительным традициям Древнего царства с их гелиакальной астрономической символикой (рис. 5).
Рис. 5. Ахетатон, Восточный квартал (XV в. до н.э.)
На границе города стояли стелы с изображениями многорукого Атона и надписями: «Сотворю я Ахетатон Атону, моему отцу, в этом месте. Не сотворю я ему Ахетатон на юг от него, на север от него, на запад от него, на восток от него.». Наверное, выбор места строительства и размеры будущей столицы были обусловлены особыми, не ведомыми нам причинами религиозно-политического характера.
Самым замечательным достижением культового зодчества этого периода является создание принципиально новой модели древнеегипетского храма.
Традиционная канонизированная схема «жилища бога», изобретение которой приписывается легендарному Имхотепу, напоминала усадьбу египетского царедворца или вельможи. Она включала четыре группы помещений -открытый двор («прихожую»), гипостильный зал («комнату приемов»), святилище («спальню»), подсобные и бытовые помещения («кладовые») (рис. 6).
Рис. 6. Храм Гора в Эдфу - модель усадьбы древнеегипетского вельможи
Композиция храма была построена по принципу «постепенного сгущения пространства» (Н.И. Брунов). Достигалось это за счет чередования светлых и темных помещений, увеличения массы несущих и несомых конструкций, одновременным повышением уровня пола и понижением уровня потолка, уменьшением освещения. Постепенное сгущение тьмы по мере приближения к святилищу вызывало трепет в душах верующих, страх перед таинственной сущностью земных и небесных зверобогов. Для усиления этого мистического настроения применялись разнообразные декорации, сценические постановки и оптические иллюзии. Наконец, храмы времен Среднего и Нового царств не имели определенной ориентации в пространстве. Их входы были повернуты на точки восхода и захода Солнца, в сторону берега Хапи (Нила) или в направле-
нии местных культовых центров. Храмы «второстепенных» богов ставились перпендикулярно по отношению к осям главных, общегосударственных (Фиванский ансамбль). Кстати, аналогичную позицию в мире животных занимают самки бойцовых рыб и птиц по отношению к своим самцам. А также подчиненные особи в волчьих и собачьих стаях. Демонстрация профиля в данной ситуации воспринималась как открытый вызов и провоцировала агрессию со стороны доминирующего самца.
Храмы Ахетатона, в отличие от описанных выше, имели вполне определенную широтную ориентацию, которая во времена Древнего царства была канонизирована в солнечных храмах. То есть следование религиозным традициям гелиопольской школы здесь налицо! Во-вторых, эти храмы, в отличие от традиционных «жилищ бога», не имели кровли. Они представляли собой длинные анфилады открытых дворов, окруженных белыми стенами и отделенных друг от друга невысокими пилонами и павильонами-киосками. В центре дворов стояли большие кубовидные алтари, а около них и за пределами храма - множество маленьких кирпичных жертвенников размером 1,5х1,0х1,0 м (рис. 7).
ССССЮСФЮСОС
Рис. 7. Большой храм Атона в Ахетатоне (XV в. до н.э.). Реконструкция
Назначение этих маленьких алтарей становится понятным, если вспомнить иконографию Атона - солнечный диск с множеством лучей-ладоней, сжимающих знаки жизни «анх». Вероятно, это были семейные алтари горожан Ахетатона и его гостей: «Ты далек, а лучи твои на земле.. Ты создаешь миллионы проявлений из себя одного, зрит тебя каждый человек.» («Гимн Атону»). Божественный Атон своими теплыми ладонями-лучами касается поверхности жертвенников, осеняет благодатью всех своих почитателей - ладоней его хватает на всех! На больших алтарях совершали жертвоприношения фараон и его ближайшие сподвижники, царедворцы: «Нет другого, который познал бы тебя, кроме твоего сына Неферхепрура - единственного для Ра,. живущего правдой, владыки венцов Эхнатона.. И для великой жены царе-
вой, возлюбленной им.. Нефертити, да будет она жива и молода вечно, вековечно!.». Чередование пилонов, огромных открытых дворов, лишенных портиков и наполненных утомительно ровными рядами бесчисленных жертвенников, придало храмам Ахетатона определенную сухость и однообразие: «Это впечатление еще более усугублялось низким качеством строительного материала. Поспешность, с которой должны были возводиться храмы новой столицы, .. не позволяла зодчим ставить каменные постройки. Храмы Ахетато-на выстроены из бута и кирпича, побеленного под известняк и лишь местами облицованного камнем. Яркая роспись стен, колонн, рельефов и скульптур, местами даже покрывавшихся листовым золотом, придавала внешнюю нарядность зданиям храмов, но не могла все же скрыть недостатки строительства.» [3]. Очевидно, низкое качество строительных материалов, из которых был построен Ахетатон, спасло его от полного разрушения, так как преемники мятежного фараона не пожелали использовать этот строительный суррогат в своих «вековечных» постройках. Город, «проклятый богом и людьми», был покинут жителями и надолго забыт.
Вообще судьба реформ Эхнатона оказалась поистине трагичной. Уже первый его преемник - Сменхкара, муж царевны Меритатон, восстановил в своих правах культ Амона. При Тутанхамоне, другом зяте Эхнатона, столицей Египта вновь стали Фивы. Были вновь открыты храмы прежних богов. Основатель XIX династии военачальник Хоремхеб постарался стереть с лица земли все следы реформаторской деятельности фараона-«еретика». Однако наследие жизнеутверждающего амарнского искусства, воспевшего красоту египетской природы, оказалось неподвластным времени и реакционным гонениям.
Фараоны XIX династии Рамессидов продолжили традиции солнечного культа в архитектуре погребальных сооружений. Наиболее знаменит из них пещерный ансамбль Усермар-Сотепенры (Рамзеса II) в Абу-Симбеле. Когда храм, расположенный на высоком западном берегу Нила, освещали первые лучи восходящего Солнца, четыре гигантские статуи фараона, сидевшие перед его входом, внезапно окрашивались темно-красным светом и казались особо рельефными на фоне отбрасываемых ими иссиня-черных теней. Ось Большого храма этого комплекса имела азимут около 105°. Дважды в год, 21 февраля и 19 октября, лучи восходящего Солнца проникали вглубь 70-метрового тоннеля величественной гробницы (рис. 8), вырывая из мрака поочередно статуи Амона, Ра-Горахти и обожествленного фараона. Четвертая статуя бога Птаха, воплотившего в себе хтоническое начало мира, продолжала оставаться в темноте. Найденный в святилище папирус свидетельствовал: «Божественный свет даже в глубине земли может отыскать того, кто несет в себе божественное начало.». Указанные даты, по мнению многих египтологов, являются днем рождения фараона и датой восшествия его на престол. Как видно, зодчий намеренно сдвинул ось храма к югу, чтобы зафиксировать для истории два важнейших события в биографии полководца. Однако в других памятниках эпохи Рамессидов - Рамессеуме (ок. 1250 г. до н.э.) и во дворце Рамзеса III в Мединет-Абу (1200-1168 гг. до н.э.) - ярко выражена широтная ориентация главной оси (рис. 9). Отклонения от линии «восток - запад» не превышают двух градусов.
Рис. 8. Заупокойный храм Рамзеса II в Абу-Симбеле:
а - общий вид колонного зала до реконструкции; Ь - план храма
Рис. 9. Рамессеум - храм Рамзеса III в Мединет Абу (XIII в. до н.э.)
В северной части Рамессеума («Дома миллионов лет Рамсеса-Мериамо-на») найден двор с алтарем для отправления солярного культа. Здесь же имеется лестница, ведущая в небольшую обсерваторию, устроенную по аналогии со знаменитым «высоким покоем Солнца» Карнакского храма.
Очень возросла роль солнечного культа в композиционных решениях поздних храмов периода Нового царства. Зодчие намеренно ввели в структуру колонных (гипостильных) залов центральные двойные колоннады, изображающие стилизованные цветы лотоса. В боковых проходах были поставлены
колонны в виде связок нераспустившихся стеблей. Залы как бы воссоздавали нильскую флору. Такие декорации прекрасно сочетались с общей древней символикой храма как дома солярного божества. Согласно древнеегипетскому преданию, оно родилось в свое время из громадного Золотого лотоса. Сила солнечных лучей настолько велика, что заставляет «расцвести» даже мертвый камень! Изображения крылатого солнечного диска, застывшего над входной аркой, стало неотъемлемым атрибутом древнеегипетского храма (рис. 10).
Рис. 10. Изображения крылатых солнечных дисков над входами
Его иконография настолько понравилась персидским завоевателям, что они превратили его в символ своего верховного богат Ахура-Мазды. Как нам пришлось убедиться, традиции солнечных культов в эпоху Нового царства получили достаточно многогранную интерпретацию.
И еще один момент. Вспомним один из фрагментов «Гимна Атону»: «Светает. Когда ты восходишь на небосклоне. Ты гонишь мрак, ты даешь лучи. Обе Земли торжествуют. Деревья и трава зеленеют. Птицы вылетают из своих гнезд, и их крылья славят твое Ка, . Когда ты восходишь для них.». Можно согласиться с мнением французского египтолога Кристиана Жака, что народ, сумевший отобразить в своем искусстве красоту родной земли, не мог быть мрачным и угнетенным неизбежностью смерти, как это принято считать. Древние египтяне искренне радовались ежедневному появлению солнечного бога, дающего жизнь и процветание их Та-Мери («Возлюбленной Земле»).
Библиографический список
1. Хокинс, Дж. Кроме Стоунхенджа: [пер. с англ.] / Дж. Хокинс. - М. : Мир, 1977. - С. 170.
2. Хрестоматия по истории Древнего Востока: учебное пособие: в 2 ч. Ч. 1 / под ред. М.А. Коростовцева [и др.]. - М. : Высшая школа, 1980. - С. 90-92.
3. Матье, М.Э. Искусство Древнего Египта / М.Э. Матье. - М.; Л. : Искусство, 1961. -С. 326-327.
E.N. POLYAKOV
THE DEVELOPMENT OF SOLAR CULT TRADITIONS IN ANCIENT EGYPTIAN ARCHITECTURE OF NEW KINGDOM PERIOD
The main reasons of religious confrontation among Pharaohs of XVIII dynasty and priests of fivan Amona-Ra God were presented in the paper. The elements of Solar cult demonstration at Dgosera and Hafra times in ancient Egyptian architecture of XVI-XIII centuries B.C. were considered.
УДК 72. 032.6
Е.Н. ПОЛЯКОВ, канд. арх., доцент
О ДАТИРОВКЕ НОВОГО ГОДА в Древнеегипетском календаре
Подтверждая верность периодизации древнеегипетских месяцев в сельскохозяйственных сезонах, предложенной Г. Масперо, мы утверждаем, что первый месяц Тоот сезона Ша («Разлив Нила») начинался 21-22 июня, в день летнего астрономического солнцестояния, а не 29 августа, как предполагал французский египтолог. Что сдвиг календарных дат на два месяца назад делает периодизацию более точной. Об этом свидетельствует представленная в статье «Климатологическая модель Древнего Египта», составленная на основе сопоставления данных Г. Масперо и Г. Роллена.
Древнеегипетская цивилизация прекратила свое существование более двух тысячелетий назад, оставив после себя немало тайн и загадок. Одной из них является солнечный календарь, а точнее - дата празднования Нового года. В литературе по Древнему Египту не существует единого мнения по данному вопросу, поэтому материал этой статьи следует рассматривать в качестве рабочей гипотезы.
Поскольку египтяне являются изобретателями солнечного календаря, естественно предположить, что в качестве исходной точки отсчета годичного цикла они могли принять одну из дат солнечных равноденствий (21 марта, 21 сентября) или солнцестояний (21 июня, 21 декабря). Однако встречающиеся в трудах отечественных и зарубежных египтологов даты Нового года довольно противоречивы и не всегда соответствуют перечисленным выше.