Научная статья на тему 'Фактическое воплощение «Божественной» монархии в истории мировых цивилизаций: опыт Древнего Египта'

Фактическое воплощение «Божественной» монархии в истории мировых цивилизаций: опыт Древнего Египта Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1216
203
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
религия / монарх / бог / божественная природа царя. / religion / monarch / God / the divine nature of the king.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Руслан Маратович Ахмедов

Зарождение, становление и развитие древних монархий проистекало в непосредственном соприкосновений с религиозным культом, который, в свою очередь, придавал ей «божественную» сущность, сакрализуя, в свою очередь, статус главы формирующегося государственного образования. Соответственно, «божественность» земного владыки являлась неотъемлемым атрибутом древних монархий, ставших прородителями более поздних государств, воплотив в них сформировавшиеся и выработанные культовой практикой обычаи и традиции сакрализации личности правителя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ACTUAL INCARNATION OF THE «DIVINE» MONARCHY IN THE HISTORY OF WORLD CIVILIZATIONS: THE EXPERIENCE OF ANCIENT EGYPT

The origin, formation and development of ancient monarchies resulted in direct contact with the religious cult, which in turn gave it a «divine» essence, sacralizing in turn the status of the head of the emerging state education. Accordingly, the «divinity» of the earthly ruler was an integral attribute of the ancient monarchies, which became the progenitors of later States, embodying in them the customs and traditions of sacralizing the personality of the ruler, formed and developed by cult practice.

Текст научной работы на тему «Фактическое воплощение «Божественной» монархии в истории мировых цивилизаций: опыт Древнего Египта»

УДК 342 ББК 67

DOI 10.24411/2414-3995-2019-10030 © Р.М. Ахмедов, 2019

Научная специальность 12.00.01 — теория и история права и государства; история учений о праве и государстве

ФАКТИЧЕСКОЕ ВОПЛОЩЕНИЕ «БОЖЕСТВЕННОЙ» МОНАРХИИ В ИСТОРИИ МИРОВЫХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ: ОПЫТ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА

Руслан Маратович Ахмедов,

начальник кафедры гражданского и трудового права, гражданского процесса,

кандидат юридических наук, доцент Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117437, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12)

E-mail: ahmedov@list.ru

Аннотация. Зарождение, становление и развитие древних монархий проистекало в непосредственном соприкосновений с религиозным культом, который, в свою очередь, придавал ей «божественную» сущность, сакрализуя, в свою очередь, статус главы формирующегося государственного образования. Соответственно, «божественность» земного владыки являлась неотъемлемым атрибутом древних монархий, ставших прородителями более поздних государств, воплотив в них сформировавшиеся и выработанные культовой практикой обычаи и традиции сакрализации личности правителя.

Ключевые слова: религия, монарх, бог, божественная природа царя.

THE ACTUAL INCARNATION OF THE «DIVINE» MONARCHY IN THE HISTORY OF WORLD CIVILIZATIONS: THE EXPERIENCE OF ANCIENT EGYPT

Ruslan M. Akhmedov,

Head of the Department of Civil and Labor Law, Civil Procedure, Candidate of Law, Associate Professor

Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117437, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12)

Abstract. The origin, formation and development of ancient monarchies resulted in direct contact with the religious cult, which in turn gave it a «divine» essence, sacralizing in turn the status of the head of the emerging state education. Accordingly, the «divinity» of the earthly ruler was an integral attribute of the ancient monarchies, which became the progenitors of later States, embodying in them the customs and traditions of sacralizing the personality of the ruler, formed and developed by cult practice.

Keywords: religion, monarch, God, the divine nature of the king.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Ахмедов Р.М. Фактическое воплощение «божественной» монархии в истории мировых цивилизаций: опыт Древнего Египта. Вестник экономической безопасности. 2019;(1):133-7.

Наиболее полно идея божественной монархии оформилась (культовая, обрядовая сторона) в древневосточных обществах, «номовых»1 [11, с. 89] государствах [7, с. 36]. Так, в Персии, где в дозо-роастровские времена царь являлся обладателем неземной славы, данной ему Богом Света, выступавшего с неограниченной властью наследственного, обожествляемого монарха, выступающего единоличным законодателем и высшим судьей. Об этом свидетельствуют старовавилонские традиции, нашедшие свое продолжение в Древнем Египте, где в 1600 г. до н.э. культ бога Амона-Ра был объявлен

общегосударственным, а его жрецы — опорой фараона2 [3, с. 21]. Считалось, что фараон («великий

1 Номы представляли собой ранние политические организации оседлого населения наиболее древних культур Востока. Как утверждает Н.И. Кареев, это древние государственные территории небольших племенных групп, пользовавшихся когда-то полной политической самостоятельностью. В отдельных номах были свои городские центры со святилищами местных богов, а во главе их стояли подчиненные общему царю правители, должность которых обыкновенно была наследственной.

2 Культовые церемонии в Египте осуществлялись жречеством, которое представляло собой отдельное сословие, приобретшее огромное влияние в обществе. Должность жреца была наследственной, передавалась сыновьям, воспитывавшимся в специальных жреческих школах. Жрецы совершали богослужения, отправляли правосудие (верховный суд состоял из тридцати жрецов), устраивали празднества в честь богов, заведовали доходами храма и блюли его интересы. Каждое святилище местного бога той или иной области имело своего верховного жреца, при котором состояли прорицатели, писцы, астрологи, низшие служители и певческий хор. Этим верховным жрецом считался ее правитель, а фараон был верховным жрецом всех богов страны и главой всего жречества, являя собой воплощенное божество, которому и при жизни, и после смерти поклонялись как богу. В случае, если помимо фараона назначался верховный жрец, между ними шла острая борьба за власть, поскольку жрец считал себя единственным обладателем мистической силы, которая давала ему право не только на духовную, но и на светскую власть. Цель жречества заключалась в приобретении и накоплении высших знаний о законах природы и бытия, позволявших им достичь того, что находится за пределами возможностей видимого мира, и сравняться с богами.

бог», «господин вечности») [11, с. 120] рождается от брака Амона-Ра и царицы матери, к которой этот бог является в образе мужа. Следовательно, согласно египетским религиозным воззрениям, Амон-Ра и фараон — по существу два лица единого владыки мира, имеющего земную и сакральную ипостаси [8, с. 55—56]. Полагают, что великий сфинкс в Гизе есть символическое изображение сына солнца — божественного царя. Атрибутом власти у бога и фараона был один и тот же предмет — сехем (жезл) [10, с. 115].

Мировой порядок в эпоху Древнего Египетского царства характеризуется идеей святости фараонов (егип. фараон — дворец) [5, с. 59], их божественного происхождения [11, с. 120]. По мнению древних египтян, Бог-царь, это сила, приводящая в движение упорядоченную игру жизненных сил; это необходимый исходный пункт светской и божественной сферы. Он «одарен жизнью» и поэтому может «одаривать жизнью», «удерживать сердца в жизни». Он — «владыка Маата» и «осуществляющий Маат», то есть является носителем и исполнителем «справедливости» или «истины», выраженных в виде религиозно-моральных норм.

Считалось, что царь (фараон) — вполне Бог и одновременно вполне человек3 [17, с. 160]. В зачатии любого будущего царя действовала божественная природа царя-отца. Это построение отражало принципиальную идею — политическое повиновение фараону базировалось на вере в его богочелове-ческую сущность как посредника между миром богов и Египтом. По замечанию Дж. Уилсона, «для хорошего египетского правителя самым точным стало выражение «пастырь своего народа» [18, с. 87].

Формально-юридическое восхваление божественной справедливости как основы земных социально-политических порядков, законов и правил человеческих взаимоотношений нашло свое закрепление и содержится в целом ряде древнеегипетских источников, в частности в «Поучении Птахотепа» (XXVIII в до н.э.), «Книге мертвых» (ок. XXV — XXIV в. до н.э.), «Поучении герклеопольского

3 В этом случае божество принимало облик бородатого мужа, увенчанного солнечным диском, как короной. После образования государства Солнце в виде сокола-Гора стало неизменным покровителем фараонов, которые и стали называться Горами (Хорами). Так солнечный культ слился с царским, а соколы, объекты почитания во многих местностях, слились с местными культами солнечных божеств.

царя своему сыну» (ок. XXII в. до н.э.) и другие [9, с. 17].

В физическом облике, фараон — представлял собой человека, стоящего на вершине социальной пирамиды, обладающего ключом от счастья своих подданных [14, с. 33]. В качестве такового фараон совершал наиболее важные публичные религиозные ритуалы, включая торжественный обряд перво-вспашки: проводя первую борозду, он как бы оплодотворял нильскую долину от имени стоявших за ним богов [15, с. 21]. Всякий социальный протест против царя рассматривался как преступление против религии, его божественности, выраженного в виде святотатства [7, с. 54]. Поэтому народный бунт против фараона автоматически был бунтом против Бога.

В этой связи, к наиболее тяжким преступлениям против фараона и государства относились религиозно-культовые преступления к каковым относились: измена; заговор против монарха; мятеж; разглашение государственной тайны; «переход Реки» (посещение соседнего нома без разрешения); посягательство на храмовую собственность; кража погребального имущества и ограбление гробниц. В качестве наказания за религиозные преступления применялись различные суровые меры: смерть; отрезание носа, уха; передача в рабство; лишение права на совершение погребального церемония.

Божественность живого царя выражалась различными способами. Как божество фараон обладал двумя телами — человеческим, доступным взору окружающих, и божеским, солнечным, золотым, невидимым для людей. Единство этих двух тел объявлялось залогом единства страны, всего Египта, обеих его частей [5, с. 59]. Однако, для того чтобы получить божественность фараона недостаточно было просто родить нового фараона-бога. В единственного среди родившихся детей вместе с семенем отца-бога должен был войти бог, божественное царственное начало. В противном случае все другие дети фараона были бы ипостастью бога-творца, а при множестве жен и наложниц у фараонов их было бы чересчур много. Поэтому царственное богосы-новство как уникальное качество правящего монарха не могло быть передано непосредственно по наследству. Оно могло «войти» в любую женщину, которая, даже никогда не видя царя, была способна

произвести нового бога-фараона. Эти представления и служили признанию нового ненаследственного фараона, легитимации власти новой правящей династии, которые, как свидетельствует длительная история Древнего Египта, могли основываться и одним из многочисленных номархов или главных жрецов храмов [7, с. 55].

Характерными «божественными» особенностями у фараона были, согласно религии Древнего Египта корона царя — это знак сакрального господства, которая всегда была наделена сакральной силой. Фараон всегда имел множество имен (титулов), которые обозначали его связи с богами. Сфера власти фараона была табу для обыкновенных людей, так как владыку Древнего царства окружала опасная для обычных людей сфера магической силы. Обыкновенный человек даже не мог к ней приближаться. Юридически данное правило было закреплено в законах Ману: «Даже если царь — ребенок, он не должен быть презираем думающими, что он только человек, так как он — великое божество с телом человека»4 [19, с. 10].

Таким образом, фараон, являясь государем был не только первосвященником, он считался живым богом, от которого зависели: урожай5 [11, с. 121], справедливость в государстве и его безопасность; он был главным законодателем и судьей; назначал всех высших чиновников. Поэтому приказы фараона неукоснительно соблюдались. Всякий социальный протест против царя — это преступление против религии [6, с. 32].

В Древнем Египте, согласно утверждениям Ф. Кюмона, существовала традиция, по которой каждая новая династия властителей вводила новое божество или отдавала какое-то предпочтение покровителю того нома, из которого сама происходила. Эта сложившаяся традиция позволяла всегда менять небесное правительство одновременно с земным» [13, с. 109], которая оставила о себе память в виде статуи, скульптур богам. Эту версию поддерживает и Геродот, согласно которому: «египтяне были первыми кто

4 Главе VII п. 8 Законы Ману.

5 В теории, фараон был единственным собственником всей по-

чвы. Большую часть всей обрабатывавшейся земли составляли «поля фараона» и те «божественные имения», т.е. храмовые земли, на доходы с которых должен был поддерживаться культ и которые пользовались иммунитетом, т.е. не подлежали ведению царских чиновников. Эти земли отдавались храмам на вечные времена.

стал воздвигать богам алтари, статуи и храмы и высекать изображения на камне», которое в последующем было воспринято эллинами [4, с. 121].

Характерным выражением также данного действа являлось оказание божественного почета монархам Египта в виде установившегося культа умерших фараонов, который и сегодня представляет собой впечатляющую картину сакрального господства. Выражена она в виде монументальных форм гробниц фараонов — пирамид, возникших из могильного холма с правильными углами и обычно наклонными стенами, называемыми мастаба (араб. «скамейка»), которая ведет фараона на небо [15, с. 22]. Необходимость молитв Божеству за умершего фараона и поклонение фараона самому себе свидетельствуют о разделении фараоном внутри себя самого человеческой и божественной личностей, ибо к «Богу в себе» фараон обращается как к другому [1, с. 86].

Однако, не следует думать, что религиозная жизнь в одной из старейших цивилизаций мира протекала спокойно и безмятежно, время от времени здесь происходили религиозные перевороты государственного уровня из-за усиления могущества жреческой касты. В Древнем Египте жреческая каста представляла собой ученое сословие, которое занималось тем, что, по выражению Н.И. Кареева: «имела своей целью подчинить местные культы общегосударственному, центральному культу, во главе которого стоял фараон» [11, с. 126].

Один из таких переворотов связан с деятельностью фараона-реформатора Аменхотепа IV (1375— 1358 гг. в до н.э.), принявшего имя Эхнатона, что означает «Угодный Солнцу» [15, с. 22—23]. Он отверг веру своих предков: на двенадцатом году своего царствования окончательно порвал с традиционным египетским многобожием и учредил культ солнечного диска — Атона6 [12, с. 128]. По приказу Аменхотепа IV в древнеегипетских надписях делаются попытки уничтожить не только имена богов, но и само понятие «бог». Слово это стремятся заменить словом «властитель», а знак бога — знаком, обозначавшим фараона. Само солнце на завершающем этапе реформы мыслится не как бог, а как царь. Запрещаются все звероподобные и человекоподобные

6 Подробности этой борьбы между монархией и жречеством нам почти неизвестны. Она тянулась очень долго, но спустя сто лет после Аменхотепа IV, жречество одержало полную победу и снова восстановило старый культ богов.

идолы, закрываются храмы богов [5, с. 62]. Столица Египта переносится из Фив в город, возникающий на пустом месте по замыслу царя-реформатора, — Ахетатон, «Небосклон Солнца». Отныне в мире правят только два царя: Солнце — Атон и его сын Эхнатон, то есть угодный Атону. Подробности этой борьбы между монархией и жречеством нам почти неизвестны. Она тянулась очень долго, но спустя сто лет после Аменхотепа IV, жречество одержало полную победу и снова восстановило старый культ богов [14, с. 43].

Сложившиеся религиозные традиции Древнего Египта на государственном уровне не затерялись и не затерлись в истории развития древних цивилизации. В последующем они оказали свое влияние на античный греко-римский мир, ее культуру, «вжившись» в религиозную среду этого мира, и, приобретя особый национальный колорит. Благодаря ев-рейско-египетским контактам многие идеи древнеегипетской религии органически вошли в Библию, а именно: представление о боге, творящем мир посредством слова; воззрения на загробную жизнь, в частности о взвешивании души, и так далее. Так, во время похода Александра Македонского в Египет в 332 г. до н.э. местные жрецы объявили нового владыку сыном и воплощением Амона-Ра. По сообщениям Плутарха, сам Александр поначалу отнесся к своему обожествлению весьма скептически, однако затем нашел его полезным для укрепления власти в завоеванной стране. С этого времени македонского повелителя стали изображать на монетах с головой, увенчанной бараньими рогами, ибо символом Амона-Ра считался небесный баран и сам бог часто представал на изображениях с бараньей головой. Отсюда, кстати, происходит расхожее наименование Александра Македонского в странах Востока уже в средневековую эпоху — Искандер Двурогий [20, с. 236—303].

Позднее правители эллинистического Египта из династии Птоломеев провозгласили себя наследниками фараонов, которым следует воздавать божественные почести при жизни и после смерти7

7 Религия была в их руках применяемым сознательно и систематически орудием управления, средством подчинения масс в финансовом и полицейском смысле; публичные празднества служили, с одной стороны, возвеличиванию особы государя, а с другой — давали повод к раздаче народу всякого рода щедрот, ублажению толпы. Политический расчет проявился и в присвоении Птоломеем I титула Сотера (Спасителя).

[2, с. 207]. Поэтому именно в эллинистических государствах, где монархия стала почитаться «божественной» по персидскому образцу, развилась философия царственности. Так, в V веке Иоанн Стобей составил анталогию работ о царственности, которые восходили к III — II вв. до н.э.: в «Архите» царь провозглашался одушевленным законом; «Стенид» объявлял мудрого царя подражателем и представителем бога; в «Диотогене» утверждалось, что бог есть то же во вселенной, что царь — в государстве, причем государство воспроизводит порядок и гармонию вселенной и соответственно царь становится богом среди людей; в «Экфанте» божественный логос, устанавливающий порядок и восстанавливающий в человеке то, что похищено грехом, воплощался в царя [16, с. 152].

Таким образом, идея воплощения «божественной» монархий, фактически реализовавшееся в государственном устройстве Древнего Египта, получило свое последующее благословение на практические формы выражения в древневосточных государствах. При этом переродившись в более яркие и красочные тона, ставших примером для подражания более поздних цивилизаций, сведения о которых дошли до нашего времени.

Литература

1. Андреева Л.А. Христианство и власть в России и на Западе: компаративный анализ. // Общественные науки и современность, 2001. № 4.

2. Виппер Р.Ю. Очерки истории Римской империи (окончание). Рим и раннее христианство. Избранное сочинение в II томах. Том 2. Ростов н/Д: Феникс, 1995.

3. Всеобщая история государства и права: Учебник / Под редакцией профессора К.И. Батыра. М., 1998.

4. Геродот История. Казань, 2017.

5. Ильин В.В., Кармин А.С., Носович Н.В. Религиоведение. СПб., 2008.

6. История государства и права зарубежных стран. Ч. 1 / Под редакцией Н.А. Крашенинниковой, О.А. Жидковой. М., 1988.

7. История государства и права зарубежных стран: Учебник для вузов: в 2-х т. 3-е изд.,

перераб. и доп. Том 1: Древний мир и Средние века / Отв. ред. д.ю.н., проф. Н.А. Крашенинникова и д.ю.н., проф. О.А. Жидков. М.: Норма, 2007.

8. История искусства зарубежных стран (первобытное общество, древний Восток, античность). М., 1981.

9. История политических и правовых учений. Учебник для вузов. / Под общей редакцией члена-корреспондента РАН, доктора юридических наук, профессора В.С. Нерсесянца. М., 1999.

10. История религии. В 2-х т. Т. 1. Учебник / В.В. Винокуров, А.П. Забияко, З.Г. Лапина и другие // Под общей редакцией И.Н. Яблокова. М.: Высшая школа, 2004.

11. Кареев Н.И. Монархии Древнего Востока и греко-римского мира: очерк политической, экономической и культурной эволюции Древнего мира под господством универсальных монархий / Н.И. Кареев, предисл., примеч. А.В. Сазонова; Гос. публ. Ист. Б-ка России. М., 2015.

12. Каутский К. Происхождение христианства: Пер. с нем. М.: Политиздат, 1990.

13. Кюмон Ф. Восточные религии в римском язычестве. Пер. с франц. Саниной А.П. СПб.: Евразия, 2017.

14. Мень А. История религии. В 2 книгах. Книга 1 — я: В поисках Пусти, Истины и Жизни: Учебное пособие. М., 2001.

15. Поликарпов В.С. История религий. Лекции и хрестоматия. М., 1997.

16. Рансимен С. Восточная схизма. Византийская теократия. М.: Восточная литератур, 1998.

17. Религиоведение: Учебное пособие. 5-е изд., стер. / Научный редактор д.ф.н., проф. А.В. Солда-тов. СПб.: Лань, 2004.

18. Франкфорт А., Франкфорт Г., Уилсон Дж., Якобсон Т. В преддверии философии. М.: Наука, 1984.

19. Хрестоматия по Всеобщей истории государства и права: Учебное пособие / Сост. В.Н. Садиков; Под ред. профессора З.М. Черниловского. М., 1996.

20. Плутарх. Сравнительные жизнеописания / Плутарх; [пер. с древнегреч. С.Ю. Дестуниса]. М., 2017.

ПРАВОВЕДЕНИЕ

Правоведение. 4-е изд., перераб. и доп. Учебник. Под ред. С.С. Маиляна. 2019 г. 423 с. Гриф МО РФ. Гриф МУМЦ «Профессиональный учебник». Гриф НИИ образования и науки.

Представлены важнейшие аспекты существования государства и права.

Рассмотрены основы наиболее значимых отраслей российского права — конституционного, гражданского, наследственного, семейного, трудового, административного, налогового, земельного, уголовного, международного, конституционного процессуального, гражданского процессуального, арбитражного процессуального, уголовного процессуального, таможенного и экологического.

Для обучающихся в высших и средних специальных учебных заведениях неюридического профиля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.