МИР МАКОМОТА Рузматов Э.О.
Рузматов Эркинбай Орзиматович - профессор, кафедра "Макомное пение " Узбекский национальный институт музыкального искусства имени Юнуса Раджаби, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: наша музыкальная культура, традиционные песни, макомные выступления, известные из истории, являющиеся основным звеном нашей духовности, всегда признавались духовной пищей в повседневной жизни нашего народа. Народ искал спасения от музыки в суровые дни, а песни и музыка сопровождали их даже в дни радости. Ведь сегодня вполне естественно опираться на нашу национальную музыкальную культуру, унаследованную от наших предков, на наши традиционные песни, которые были частью нашей огромной духовности в эпоху становления нашей идентичности. Все это приобретает важное значение в воспитании гармоничного поколения, формировании духовного мировоззрения молодежи. Ключевые слова: маком, певец, музыкант, музыкальное творчество, искусство, композитор.
WORLD OF MAKOMOT Ruzmatov E.O.
Ruzmatov Erkinbay Orzimatovich - professor, DEPARTMENT OF "MAKOMSINGING" UZBEK NATIONAL INSTITUTE OF MUSICAL ART NAMED AFTER YUNUS RAJABI, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: our musical culture, traditional songs, makom performances, known from history, which are the main link of our spirituality, have always been recognized as spiritual food in the daily life of our people. The people sought salvation from music in harsh days, and songs and music accompanied them even in days of joy. After all, today it is quite natural to rely on our national musical culture, inherited from our ancestors, on our traditional songs, which were part of our enormous spirituality in the era of the formation of our identity. All this becomes important in the upbringing of a harmonious generation, the formation of a spiritual worldview of young people. Keywords: makom, singer, musician, musical creativity, art, composer.
УДК 78.071
Макомы - это самый чудесный, великий, совершенный и неповторимый вид искусства, который когда -либо создавалось человечеством. Особенно в этих макомах отражена духовная красота узбекского народа. На самом деле музыка считается пищей человеческой души. С другой стороны, макомная музыка обладает такой чудесной, божественной силой, что тайны в ней ведет слушателя в мир магических макомов и может быть источником силы для его сердца и пищей для его души [1]. Несколько научных источников указывают на то, что термин «маком» связан с названиями места и музыкальных нот. Кроме того, мы можем сказать, что термин «маком» также имеет значения ранга, возвышения. То есть эти произведения выводят и исполнителя, и слушателя на высокие уровни духовно и душевно.
Следует сказать, что то, что термину «маком»предшествовали такие термины, как «Рох», «Тарика», «Равиш», означающие «путь», это также подтверждается и Дервишем Али Чанги в его музыкальных трактатах. То есть пути достижения блаженства, указанные человечеству великими людьми, особо почитались и передавались из поколения в поколение как бесценное наследие. Именно на основе этого наследия были созданы прекрасные ноты, на основе которых развивались различные мелодии. Именно эти мелодии стали идеальными, и со временем приобрели вид макома. Отсюда следует, что макомы ведут человечество по пути к блаженству. Мир макомов, способных подарить такие райские ощущения, сегодня составляет основу узбекского национального музыкального наследия.
Конечно, у каждого народа и у каждой нации есть свое и соответствующее подобное искусство. Но именно макомы нашего, узбекского народа воплощены в приведенных выше определениях. Каждый маком имеет свои правила, лады и полное инструментальное исполнение. Об этом в своих лекциях особо отмечали несколько зарубежных специалистов и музыковедов. Доказательством нашего слова могут стать «международная конференция по макомному искусству» и международный музыкальный фестиваль «Шарк тароналари», который проводится каждые два года [4].
Мы с самого студенческого возраста принимаем участие в подобных конференциях. На международном симпозиуме, состоявшемся в 1983 году, группа солистов и певцов Ташкентской государственной консерватории имени М. Ашрафи под руководством народного Хафиза Узбекистана Фаттоххана Мамадалиева исполнила «Савти Чоргох» из «Дугоха». Я помню, как вчера, когда я заканчивал университет и работал в ансамбле «маком» имени Юнуса Раджаби, то есть на симпозиуме 1987 года, мы исполнили «Сарахбори Наво» из макома «Наво». Пусть радуются души наших учителей, которые завещали нам эти
бесценные богатства. Заслуги нашего наставника, народного артиста Узбекистана, академика Юнуса Раджаби неоценимы. Он говорил: «я постараюсь собрать и записать это наследие на всю оставшуюся жизнь, но на этом работа не закончится, работу нужно будет продолжать. Потомки после меня, соберите остальные произведения и советуясь разложите их по местам» [2]. Вот так якобы завещал нам наш учитель. Именно по этому завещанию мастер Фаттоххан Мамадалиев восстановил несколько произведений, относящихся к Фергана-Ташкентским макомам, а мастер Махмуд Таджибоев также восстановил некоторые из макомов своими творениями и внес свой вклад в узбекский макомот.
Следуя по стопам своих наставников и продолжая их работу, мы стремились создать несколько категорий на основе уроков, которые мы извлекли из них, при консультациях и поддержке наставников Махмуджона Таджибоева, Рифатиллы Касимовой и Комилахон Буриевой. За время работы в государственной консерватории Узбекистана, с 2012 года, мне удалось создать циклы «Сегох»а, «Ушшок»а и «Галдир»а. Во время моей работы в Национальном институте музыкального искусства имени Юнуса Раджаби я добавил «Кашкарча», «Сокийнома» и легкие «Уфор»ы к Сарахбори Оромиджону, который находится в макоме Дугох.
Я также добавил 3 и 4 к классической песне «Фихон 1,2», доведя произведение до состояния полного цикла. Все эти образцы творчества утверждены научно - творческими советами и занимают престижные места на конкурсе макомных путей, ежегодно проводимом в Союзе композиторов Узбекистана. Отрадно, что эти произведения исполняются студентами кафедры «макомное пение», студентами других средних и высших учебных заведений, областными образцовыми макомными ансамблями.
Известно, что руководство нашего государства уделяет особое внимание узбекской классической музыке и, в частности, нашим макомам. Открываются широкие возможности для работы по внедрению наших классических мелодий в духовность, психику молодежи [3]. В частности, одной из актуальных на сегодняшний день задач является гармонизация музыкального воспитания детей с макомами. Потому что с помощью наших макомов мы сможем воспитывать наших детей в национальном духе, прививать им любовь к узбекским мелодиям. Конечно, большие макомные произведения для детей усложняют первоначальное исполнение. Поэтому после долгих раздумий был взят в руки важный проект. Тем не менее, мы решили создать коллекцию макомных выступлений, подходящих для детей, и сделали это. Этот сборник получил название «образцы нового статуса».
В сборнике были отобраны подходящие для детей легкие стихи, образцы народного и композиторского творчества, а слова были заменены с детского языка стихами, воспевающими родину, дружбу, перемены и обновления в новом Узбекистане. В соответствии с требованиями времени размещены ноты, текст и электронные исполнения. В наши дни коллекция передана для публикации в виде книги. Это было бы отличным подарком для детишек, если бы они были напечатаны до нового учебного года.
Наша цель от этого сборника - дать будущим поколениям почувствовать изнутри нашу национальную музыку, свои макомы, понять, что такое макомные мелодии, их содержание и суть, даже если они не являются профессиональными исполнителями. Пусть они поймут, что существует тысяча и один блеск узбекской национальной музыки, и все это сконцентрировано именно в наших макомах. Мы хотим, чтобы узбекский народ гордился тем, что они узбеки, зная, что такое совершенное, чудесное наследие досталось не всем народам, а узбекский народ входит в число таких счастливчиков. Кроме того, наши дети, которые с детства осознают свои макомы, вносят свой благодатный вклад в его долговечность, участвуют в представлении миру, трудятся на пути развития. Это, безусловно, послужит основой для безупречной передачи узбекской классической музыки, наших макомов из поколения в поколение.
На сегодняшний день мы ведем научно-практическую работу по развитию, дополнению, упорядочению наших макомов. Макомы - это не только Восточная музыкальная культура, но и огромное явление в руках человечества. Впрочем, макомы - это духовные навороты, которые не только пробуждают в людях чистые, священные чувства, но и призывают к возвышению их моральности.
Список литературы /References
1. И. Ражабов "Мацомлар" Тошкент 2006 йил.
2. О. Иброуимов. Юнус Ражабий хацида суз "Жа^он адабиёти" журнали, 2017 йил, 1-сон
3. Ш. Матякубов "Анъанавий хонандалик асослари", уцув цулланма, Ташкент, 2022 йил.
4. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://lex.uz/uz/docs/