Научная статья на тему '«Минус-прием» как ведущий метод конструирования реальности на страницах lifestyle-журнала Heim'

«Минус-прием» как ведущий метод конструирования реальности на страницах lifestyle-журнала Heim Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
211
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЛЯНЦЕВЫЙ ЖУРНАЛ / ЭЛИТАРНЫЙ ГЛЯНЕЦ / «ДНК» БРЕНДА / СТИЛЬ ЖИЗНИ / LIFESTYLE-ЖУРНАЛЫ / МИНУС-ПРИЕМ / ДИЗАЙН-МОДЕЛЬ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Тихонова Анастасия Александровна

Новый тип печатной периодики lifestyle-журналы. Концептуальная модель изданий о моде и стиле жизни последних пяти лет заключается в разрушении «гламурной» традиции восприятия глянцевой периодики. Несколько гедонистический подход к созданию lifestyle-журналов сменился на противоположный просветительский. «Минус-прием» ведущий метод конструирования реальности на страницах lifestyle-журнала Heim, независимого проекта одноименной российской студии дизайна. Продуманная простота, внимание к деталям, минимализм и функциональность: изменения коснулись как внутреннего (содержательного), так и внешнего (дизайнерского) исполнения. В данной статье анализируется дизайн-модель издания Heim: фотографии, шрифты, графические элементы, фирменные цвета, способы зонирования и организации печатного пространства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Тихонова Анастасия Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему ««Минус-прием» как ведущий метод конструирования реальности на страницах lifestyle-журнала Heim»

УДК 070

«МИНУС-ПРИЕМ» КАК ВЕДУЩИЙ МЕТОД КОНСТРУИРОВАНИЯ РЕАЛЬНОСТИ НА СТРАНИЦАХ LIFESTYLE-ЖУРНАЛА HEIM

А. А. Тихонова

Челябинский государственный университет, Челябинск

Новый тип печатной периодики - lifestyle-журналы. Концептуальная модель изданий о моде и стиле жизни последних пяти лет заключается в разрушении «гламурной» традиции восприятия глянцевой периодики. Несколько гедонистический подход к созданию lifestyle-журналов сменился на противоположный - просветительский. «Минус-прием» - ведущий метод конструирования реальности на страницах lifestyle-журнала Heim, независимого проекта одноименной российской студии дизайна. Продуманная простота, внимание к деталям, минимализм и функциональность: изменения коснулись как внутреннего (содержательного), так и внешнего (дизайнерского) исполнения. В данной статье анализируется дизайн-модель издания Heim: фотографии, шрифты, графические элементы, фирменные цвета, способы зонирования и организации печатного пространства.

Ключевые слова: глянцевый журнал, элитарный глянец, «ДНК» бренда, стиль жизни, lifestyle-журналы, минус-прием, дизайн-модель.

Конец нулевых годов ознаменовал кризис рынка глянцевой периодики. Связывают это, во-первых, с развитием интернет-пространства и распространением digital-изданий, во-вторых, с ослаблением просветительской коммуникативной стратегии периодики данного типа и усилением развлекательных интенций.

«Возрождение» глянцевой периодики пришлось на вторую половину 2010-х, когда «несколько гедонистический подход к созданию lifestyle-журналов сменился на противоположный - воспитательный» [6. С. 176]. Политика современных изданий о моде и стиле жизни заключается в разрушении «гламурной» традиции восприятия глянцевой периодики и создании для нее нового «матового» образа.

Первым, кто отметил эволюцию глянцевых изданий, транслирующих гламурный образ жизни, стал теоретик журналистики Я. Н. Засурский (2001), который исследовал феномен глянцевых изданий исключительно в русле журналистики и филологии. Подобной установки придерживались и другие исследователи, например, В. А. Буряковская, Е. Ю. Коломийцева, Е. А. Пленкина, О. В. Ромах, Д. А. Руднева, Е. А. Самотуга, В. В. Смеюха, С. Ф. Черменская, Ж. В. Черновая и др.

Вопросами ценностей, транслируемых современными журналами о моде и стиле жизни, занимались Л. А. Окольская, М. В. Комогорцева «Жизненные проекты и правила для девушек в российских глянцевых журналах» (2010), Е. А. Костяшина «Экспликация ценностной картины мира в коммуникативной модели «Автор адресат» (на материале глянцевых журналов)» (2012), О. И. Пименова «Глянцевый журнал как фактор конструирования социально-статусной идентичности молодежи» (2013), Н. С. Писаревская «Журнал «Glamour» как продукт транслятор ценностей массовой культуры» (2017), П. А. Пименов, И. Пащенко и др. Они пришли к выводу, что мода распространяется не только на гардероб, но и «выходит далеко за пределы рынка одежды, подчиняя себе потребление услуг СМИ, произведений литературы и искусства, автомобилей, компьютеров, жилищ» [2. С. 14]. Если раньше глянцевые издания

транслировали ценности, связанные с гламурным образом жизни (ценность роскоши и красоты, следование моде и приобретение новых товаров), то «сегодня ценность творчества и эксперимента, ума, любви и отношений с близкими и друзьями несколько превалирует» [1. С. 51].

Тему классификации медиаобразования по виду средств массовой информации затрагивает А. А. Морозова, где она подробно изучает, в том числе, медиаобразовательный потенциал современных печатных СМИ [4. C. 15].

Установка на воспитание, просвещение определяет выбор дизайн-концепции современных глянцевых журналов. Издатели глянцевой периодики всегда обращали особое внимание на внешний вид своего продукта, при этом большинство не стремились создавать по-настоящему качественный контент. Сегодня внешняя идентичность важна не меньше: кто-то поддерживает сложившийся «имидж», другие экспериментируют, добавляя в журнал вкладыши разных фактур, выпуская номера-«перевертыши», а некоторые начали свой путь весьма нетривиально, представив новый тип журнальной периодики - «матовый глянец». Важно отметить, что под нестандартным подходом к внешнему исполнению - такой же неординарный взгляд на содержание.

Журнал Heim - российское lifestyle-издание, созданием которого занимается одноименная студия дизайна. Творческая мастерская с 2014 года выпускает периодические издания, сезонные коллекции одежды и товаров для дома. «Мы рассказываем о том, как привнести в свою жизнь легкость и простоту, развиваться вместе с единомышленниками и чаще проводить время с родными и близкими людьми» [11].

Heim - настольный журнал о размеренном образе жизни. Именно это издание познакомило российскую аудиторию с идеей «slow life» («медленная жизнь»): «забыть о городской суете и окунуться в домашний уют, понять, что счастье - в быту и мелочах» [11]. Журнал для стремящихся к сбалансированной жизни с интервью, рецептами, качественными фотографиями и статьями о путешествиях, музыке и книгах. «В центре нашего внимания вневременные ценности: семья, дом, простые и необходимые вещи. Мы хотим, чтобы дом был тем местом, где каждый сможет найти себе убежище, покой и вдохновение. Уделяя особое внимание дизайну и качеству нашей продукции, мы руководствуемся критериями, существующими вне моды. Выпускаемые товары сделаны вручную, а значит, с душой и особым вниманием к деталям» [11].

Слово «heim» существует сразу в нескольких скандинавских языках и означает «домашний очаг», «обитель» что отражает философию проекта: всё про дом, вдохновение, красоту, все, что создает уют в доме и обрамляет теплоту семейных отношений. Издатели ориентируются на осознанную простоту, внимание к деталям, минимализм и функциональность.

Идею «домашнего счастья» подхватили книгоиздатели, и сегодня в книжных магазинах можно увидеть книги со следующими названиями: «Хюгге - секрет датского счастья», «Лагом - счастье по-шведски», «Сису: финский ключ к жизни». Все это об одном - о чувстве уюта и комфортном общении с ощущениями благополучия, удовлетворенности. И такой популярности этой идеи в большей степени поспособствовал журнал Heim.

Издатели Heim позаимствовали концепцию для журнала у американского издательства Ouur. Это также и студия дизайна. Ouur выпускает lifestyle-журнал Kinfolk («Родня»), который быстро стал ведущим изданием для творческих молодых людей. Американский журнал был основан в 2011 году. Сейчас Kinfolk издается в России, Японии, Китае и Корее на языках этих стран.

Выпуском русскоязычной версии занимается студия Heim. Российский Kinfolk -полностью переводческий проект. Работа над американским журналом подвигла отечественную редакцию на создание авторского продукта. Им и стал журнал Heim, который полностью продолжает линию Kinfolk.

Heim - тонкое сочетание главных человеческих ценностей и качественного дизайна. Это издание о семье и близких, о жизни в спокойном ритме, об искусстве наслаждаться моментом, о способности воспринимать реальность здесь и сейчас. «Heim - это издание, в котором мы делимся идеями о том, как устраивать вечера, погруженные в естественную, умиротворяющую атмосферу. Все составляющие журнала - статьи, фотографии и общая эстетика - отражают наше видение того, как нужно проводить время: непринужденно, расслабленно, весело и увлекательно. Возьмите журнал в руки, и вы заметите, как время замедлилось прямо на глазах. С большой долей вероятности журнал изменит привычное понимание того, как может выглядеть периодическое издание. Но кроме этого, мы очень хотим, чтобы он изменил вашу жизнь» [11].

Каждый номер журнала посвящен какому-либо жизненному явлению, предмету, качеству: морю, книгам, кино, дизайну. За все время издания вышло всего 3 номера. Первый номер - «Северный быт»: «в этом номере мы хотим познакомить читателей с нашими основными идеями и принципами, поделиться взглядами на современное искусство, философию и дизайн» [8. С. 1]. Второй номер - «Умение делать паузы»: «в искусстве жизни необходим баланс: умение осознанно действовать и активно бездействовать. Ведь размеренность, спокойствие и чуткость являются неотъемлемыми частями нашего существа, которые проявляются в самых разных жизненных обстоятельствах» [9. С. 1]. Третий номер - «Взаимодействие»: «раскрывая тему этого выпуска, мы бы хотели обратить ваше внимание на глобальную взаимосвязь всего со всем. То, что когда-то казалось нам обособленным, оказывается включенным в общий порядок вещей. Все происходит в свое время, в своем месте и сливается в одно гармоничное целое» [10. С. 1].

Независимо от темы каждый выпуск журнала - настоящее произведение искусства. Стоит начать с обложки. Журнал Heim бесспорно относится к глянцевой периодике. Цветное исполнение, качественный бумажный носитель, развлекательные интенции. Однако этот журнал демонстрирует уникальный феномен, когда слово «глянцевый» теряет значение «блестящий», «отполированный». Страницы Heim имеют матовое исполнение. Это доказывает нашу мысль о том, что современный глянец направлен на просвещение и образование. Читатель теперь сосредоточен не на яркой блестящей обложке, а на контенте. Кроме того, издание посвящено искусству. И такое исполнение выделяет этот журнал на фоне остальных, подчёркивая некоторое смысловое превосходство.

Ю. М. Лотман ввел термин «минус-прием» [3. С. 34], который долгое время применялся относительно художественной литературы, в частности поэзии. Сегодня это понятие получило большее распространение и активно используется в теории режиссуры, рекламы и журналистики. Разрушение читательских ожиданий, отторжение ранних традиций и, наконец, достижение большого эффекта малыми средствами. Так, минус-прием стал ведущим методом конструирования реальности на страницах журнала Heim. Минимализм во внешнем виде, но содержательная глубина.

Матовое исполнение - не единственное новаторское решение. Постельные, дымчатые, приглушенные оттенки также не свойственны глянцу, однако присутствуют в дизайн-концепции журнала Heim. Редактор Татьяна Илларионова обозначила эти оттенки как нюдовые, то есть естественные, навеянные самой природой и приятные человеческому глазу, а, главное, не отвлекающие. Фирменные цвета: черный и белый, оливковый и оранжевый, причем последним выделяется наиболее значимая информация.

На обложке журнала - всегда люди. Как правило, один человек. Модели всегда в незатейливой естественной позе. Выбор человека в качестве транслятора идей журнала неслучаен. Heim - журнал об уюте и доме. А домашний очаг создает именно человек.

Важно отметить полное отсутствие графических элементов для зонирования пространства. Вместо этого на страницах журнала присутствует много «воздуха». Несколько нерациональное решение с точки зрения экономической политики издания,

но тем самым редакция в очередной раз подчеркивает статус своего продукта. Благодаря «воздуху» текст предстает перед нами порционно, и ничто не отвлекает от содержания. Тонкая неброская прямая линия используется только для оформления цитат.

Разреженность текста также указывает на определенный статус издания и подчеркивает основную идею дизайна - легкость, свободу, простор. В связи с этим жирное начертание используется крайне редко, часто для выделения заголовка или вопросов журналиста в интервью. Курсив активно используется для выделения лидер-абзацев.

Продолжая мысль о несколько вольном и свободном использовании печатного пространства, обратим внимание на композицию некоторых страниц журнала. Часто разворот журнала Heim представлен фотографией размером с полосу, на второй половине мы видим авторов и заголовочный комплекс.

Фотопроекты подаются еще более свободно. У каждой иллюстрации внушительные поля. Подпись под фотографией считается не обязательным атрибутом. Если иллюстрация подписана, значит, фотография особенно важна для понимания текста. Она не просто сопровождает текст, а дополняет его, несет смысловую нагрузку. Соотношение мужских и женских портретов на страницах журнала примерно равное. Это связано со стремлением lifestyle-журналов создавать «контент-унисекс» [7. C. 109], чтобы он был одинаково интересен как женкой половине аудитории, так и мужской.

Фоновые иллюстрации заслуживают особого внимания. Часто фоновым сопровождением выступают фотографии фактурных тканей, выразительные разводы красок. В любом случае, фон для создателей журнала играет не меньшую роль, чем сам визуальный ряд или текст.

Lifestyle-журнал предполагает сильную визуальную часть, а потому над одним материалом работают не только журналист и фотограф, но и стилист, декоратор, дизайнер интерьера, флорист и другие специалисты, задействованные в оформлении фотосессии.

Научный интерес представляет жанровая стратегия журнала Heim, поскольку жанр угадывается с первого взгляда на материал. Этому, главным образом, способствуют фотографии, их количество, кадрирование и расположение. Текст и иллюстрации: жанровая система представляет собой использование мономедийных жанров, активное применение которых отмечает доцент кафедры журналистики и массовых коммуникаций факультета журналистики ЧелГУ А. А. Морозова [5. С. 243]. Аналитическое интервью, интервью-монолог, очерк, зарисовка, репортаж, эссе и другие жанры, для которых важна личность художественного героя и его внутренний мир.

Журнал Heim нельзя приобрести в магазине, оформить подписку можно на сайте студии Heim. Также в городе есть представители журнала, которые распространяют издание «по цене производителя». Номер журнала стоит 600 руб. Периодичность не определена на данный момент.

Таким образом, дизайн-концепция журнала Heim основана на принципе «минус-прием», который в своих работах М. Ю. Лотман описывает как средство разрушения читательских ожиданий, отторжение ранних традиций и, наконец, достижение большого эффекта малыми средствами. Отказ от ярких цветовых решений, экономии пространства, мелкого текста, глянцевого блеска в пользу пастельных оттенков, больших полей, крупного текста и матовой фактуры. Дизайн-стратегия журнала Heim выполняет две задачи: визуальное и смысловое единство всех составляющих концептуальную модель издания элементов и подчеркивает особый статус продукта, его элитарность, а значит некую привилегированность аудитории.

Список литературы

1. Боннер-Смеюха, В. В. Типологическая характеристика современных российских журналов для женщин // Филологический вестник Ростовского университета. 2000. № 2. С. 50-56.

2. Ильин, В. И. Общество потребления: теоретическая модель и российская реальность // Мир России. 2005. № 2. С. 14.

3. Лотман, Ю. М. Структура художественного текста. СПб.: «Искусство - СПБ», 1998. 285 с.

4. Морозова, А. А. Особенности классификации медиаобразования по виду средств массовой коммуникации // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2010. № 2 (6). С. 14-19.

5. Морозова, А. А. Специфика традиционных жанров журналистики в текстах социальных сетей (на примере «ВКонтакте») // Вестн. Челяб. ун-та. 2015. № 5 (360). С.240-249.

6. Надыршина, А. А. Элитарный глянцевый журнал о моде и стиле жизни как инструмент конструирования социально-статусной идентичности человека // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2017. № 4 (26). С. 176-179.

7. Прасковьина, М. В. Жанровая модель глянцевого журнала «СМР.Собака.ги» // Жанровая стратегия современных российских массмедиа. Тезисы III Всероссийской науч.-практич. конф. СамГУ. Самара: Универс групп, 2009. С. 109.

8. Heim. 2015. № 1. 144 c.

9. Heim. 2017. № 2. 144 c.

10. Heim. 2018. № 3. 144 c.

11. Heim - журнал о размеренном образе жизни. URL: http://heimstudio.ru, свободный (дата обращения: 15.01.2019).

SIMPLICITY METHOD AS A LEAD METHOD OF CREATING REALITY ON PAGES OF HEIM LIFESTYLE-MAGAZINE

Tikhonova А. A.

Chelyabinsk state University, Chelyabinsk, a.tikhonova22@mail.ru

Modern elite glossy fashion and lifestyle periodicals have been keeping the tendencies of the «glossy boom» period of 90s and early 2000s. At the same time the vector of evolution is being observed too. The point of changes is in the weakening of the entertainmentfunctions and in the strengthening of educationalfunctions of glossy magazines. Simplicity method - lead method of creating reality on pages of Heim lifestyle-magazine that grew up from project of Russian design studio Heim. Minimalism, laconism, simplicity and clarity - these are main characteristics of Heim. This magazine's policy directed to destroy «glam» tradition of comprehending glance periodicals and create new «matte» image. In this article, we analyze design-strategy of Heim magazine: photos, fonts, graphical elements, brand colors, zoning techniques and print space organization.

Keywords: glossy magazine, elite glance, brand DNA, lifestyle, lifestyle magazines, simplicity method, design-model.

References

1. Bonner-Smeyuha, V. V. (2000). Tipologicheskaya harakteristika sovremennyih rossiyskih zhurnalov dlya zhenschin [=Typological characteristics of modern Russian women's magazines], in: Filologicheskiy vestnik Rostovskogo universiteta [=Philology Gazette Rostov University], Rostov, pp. 50-56. (In Russ.).

2. Ilin, V. I. (2005). Obschestvo potrebleniya: teoreticheskaya model i rossiyskaya realnost [Consumer Society: A Theoretical Model and Russian reality], in: Mir Rossii [World Russia], Moscow, p. 14. (In Russ.).

3. Lotman, M, Y. (1998). Struktura khudozhestvennogo teksta [Structure of artistic text], Saint Petersburg, 285 p. (In Russ.).

4. Morozova, A. A. (2010). Osobennosti klassifikatsii mediaobrazovaniya po vidu sredstv massovoy kommunikatsii [=Features of the classification of media education by type of media], in: Vestnik chelyabinskogo universiteta [=Bulletin of Chelyabinsk state University], Chelyabinsk, pp. 14-19. (In Russ.).

5. Morozova, A. A. (2015). Spetsifika traditsionnykh zhanrov zhurnalistiki v tekstakh sotsial'nykh setey (na primere «VKontakte») [Specificity of traditional genres of journalism in texts of social networks (on the example of «Vkontakte»)], in: Znak: problemnoe pole mediaobrazovaniya [Sign: the problem field of media education], Chelyabinsk, pp. 240-249. (In Russ.).

6. Nadyrshina, A. A. (2017). Elitarnyy glyantsevyy zhurnal o mode i stile zhizni kak instrument konstruirovaniya sotsial'no-statusnoy identichnosti cheloveka [Elite glossy fashion and lifestyle magazine as a tool for constructing person's social-status identity], in: Znak: problemnoe pole mediaobrazovaniya [Sign: the problem field of media education], Chelyabinsk, pp. 176-179. (In Russ.).

7. Praskov'ina, M. V. (2009). Zhanrovaya model' glyantsevogo zhurnala «SMR.Sobaka. ru» [Genre model of the glossy magazine «SMR.Sobaka.ru»], in: Tezisy III Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii SamGU [Theses of the III All-Russian Scientific and Practical Conference of the SSU], Samara, p. 109. (In Russ.).

Тихонова Анастасия Александровна - магистрант факультета журналистики, Челябинский государственный университет.

a.tikhonova22@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.