МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНАЯ РЕГИСТРАЦИОННАЯ СЛУЖБА
ПРИКАЗ
от 1 июня 2007г. № 108
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ПРИНЯТИЮ РЕШЕНИЙ О ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ СОЗДАВАЕМЫХ ПУТЕМ РЕОРГАНИЗАЦИИ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ
В соответствии с подпунктом 9.2 пункта 6 Положения о Федеральной регистрационной службе, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1315 «Вопросы Федеральной регистрационной службы» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 42, ст. 4110), приказываю:
Утвердить прилагаемые Методические рекомендации по принятию решений о государственной регистрации создаваемых путем реорганизации некоммерческих организаций.
Директор С. В. ВАСИЛЬЕВ
Утверждены приказом Федеральной регистрационной службы от 1 июня 2007г. № 108
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРИНЯТИЮ РЕШЕНИЙ О ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ СОЗДАВАЕМЫХ ПУТЕМ РЕОРГАНИЗАЦИИ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ
1. Настоящие Методические рекомендации (далее — Рекомендации) разработаны в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»; Федеральным законом от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»; Федеральным законом от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», Административным регламентом исполнения Федеральной регистрационной службой государственной функции по принятию в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, в том числе отделений международных организаций и иностранных некоммерческих
неправительственных организаций, общественных объединений, политических партий, торгово-промышленных палат, иных юридических лиц, утвержденным приказом Минюста России от 19 декабря 2006 г. № 372 (зарегистрирован в Минюсте России 25.12.2006 № 8672).
Рекомендации направлены на оказание практической помощи территориальным органам Федеральной регистрационной службы (далее — территориальные органы Росрегистрации) в целях совершенствования ими практики принятия решений о государственной регистрации реорганизации некоммерческих организаций.
2. В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» реорганизация некоммерческой
организации может быть осуществлена в форме слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразования.
Некоммерческая организация считается реорганизованной, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникшей организации (организаций).
При реорганизации некоммерческой организации в форме присоединения к ней другой организации первая из них считается реорганизованной с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенной организации.
3. Статьей 17 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» предусмотрено, что некоммерческое партнерство вправе преобразоваться в фонд или автономную некоммерческую организацию, а также в хозяйственное общество в случаях и порядке, которые установлены федеральным законом.
Частное учреждение может быть преобразовано в фонд, автономную некоммерческую организацию, хозяйственное общество.
Автономная некоммерческая организация вправе преобразоваться в фонд.
Ассоциация или союз вправе преобразоваться в фонд, автономную некоммерческую организацию, хозяйственное общество или товарищество.
Кроме того, право преобразования юридических лиц предусмотрено некоторыми федеральными законами.
Статьей 20 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» предусмотрено право общества по единогласному решению всех акционеров преобразоваться в некоммерческое партнерство.
В соответствии со статьей 34 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» образовательное учреждение может быть реорганизовано в иную некоммерческую образовательную организацию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
На основании статьи 122 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищный кооператив по решению общего собрания его членов (конференции) может быть преобразован в товарищество собственников жилья.
Право преобразования товарищества собственников жилья по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в жилищный или жилищно-строительный кооператив предусмотрено статьей 140 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 13 Федерального закона от 30.12.2004 № 215-ФЗ «О жилищных накопительных кооперативах» жилищный накопительный кооператив может быть преобразован только в жилищный кооператив, жилищно-строительный кооператив или в товарищество собственников жилья. Жилищный накопительный кооператив может быть преобразован в юридическое лицо иной организационно-правовой формы только в случаях, предусмотренных федеральными законами.
Отдельными федеральными законами установлен запрет на осуществление реорганизации некоммерческих организаций.
Так, статьей 11 Федерального закона от 11.08.1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» установлен запрет на реорганизацию благотворительной организации в хозяйственное товарищество или общество.
В статье 29 Федерального закона от 31.05.2002 № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» указано, что адвокатская палата субъекта Российской Федерации не подлежит реорганизации.
Согласно положениям статьи 22 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» некоммерческая организация, имеющая статус саморегулируемой организации оценщиков, не может быть реорганизована.
Особенности реорганизации торгово-промышленной палаты предусмотрены статьей 11 Закона Российской Федерации от 07.07.1993 № 5340-1 «О торгово-промышленных палатах»: деятельность торгово-промышленных палат прекращается путем реорганизации (слияния, присоединения, разделения, выделения). Реорганизация торгово-промышленных палат осуществляется решениями их высших руководящих органов.
Следует учитывать, что в вышеуказанной норме отсутствует положение о возможности реорганизации торгово-промышленных палат в форме преобразования.
Кроме того, на основании положений Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (статьи 64 и 82) при отдельных процедурах банкротства (наблюдение, финансовое оздоровление) должник (органы управления должника) не вправе принимать решение о реорганизации (слиянии, присоединении, разделении, выделении, преобразовании).
4. Государственная регистрация вновь возникшей в результате реорганизации некоммерческой организации осуществляется на основании ста-
тей 57 — 60 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 14 — 16 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», с учетом положений статей 16 — 17 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».
В соответствии с положениями пункта 75 Административного регламента исполнения Федеральной регистрационной службой государственной функции по принятию в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, в том числе отделений международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, общественных объединений, политических партий, торгово-промышленных палат, иных юридических лиц (далее — Административный регламент) государственная регистрация вновь возникшей в результате реорганизации некоммерческой организации включает в себя следующие административные процедуры:
а) прием документов, необходимых для государственной регистрации вновь возникшей в результате реорганизации некоммерческой организации;
б) рассмотрение представленных документов;
в) принятие решения о государственной регистрации или об отказе в государственной регистрации;
г) при принятии решения о государственной регистрации:
направление документов в регистрирующий орган;
получение документов из регистрирующего органа и подготовка документов для выдачи заявителю;
выдача заявителю подлежащих выдаче документов, в том числе свидетельства о государственной регистрации некоммерческой организации, полученного от регистрирующего органа свидетельства о внесении записи в единый государственный реестр юридических лиц;
д) при принятии решения об отказе в государственной регистрации — направление заявителю сообщения об отказе в государственной регистрации.
5. Статьей 14 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» предусмотрен перечень документов, необходимых для государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации:
— подписанное заявителем заявление о государственной регистрации каждого вновь возникающего юридического лица, создаваемого путем реорганизации, по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации. В заявлении подтверждается, что учредительные документы созданных путем реорганизации юридических лиц соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и заявлении о государственной регистрации, достоверны, что передаточный акт или разделительный баланс содержит положения о правопреемстве по всем обязательствам вновь возникшего юридического лица в отношении всех его кредиторов, что все кредиторы реорганизуемого лица уведомлены в письменной форме о реорганизации и в установленных законом случаях вопросы реорганизации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления;
— учредительные документы каждого вновь возникающего юридического лица, создаваемого путем реорганизации (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);
— решение о реорганизации юридического лица;
— договор о слиянии в случаях, предусмотренных федеральными законами;
— передаточный акт или разделительный баланс;
— документ об уплате государственной пошлины.
6. При реорганизации в форме присоединения в территориальный орган Росрегистрации представляется заявление о прекращении деятельности присоединенной некоммерческой организации по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2006 № 212 «О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций».
Кроме того, некоммерческая организация, к которой осуществляется присоединение, представляет в территориальный орган Росрегистрации заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы некоммерческой организации по форме, утвержденной вышеуказанным Постановлением Правительства Российской Федерации.
7. В статье 14 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» указан перечень положений, которые должны опреде-
ляться в учредительных документах некоммерческой организации. Положения о реорганизации некоммерческой организации в данном перечне отсутствуют.
Необходимо учитывать, что отдельными федеральными законами, регулирующими деятельность некоммерческих организаций, предусмотрено обязательное указание в учредительных документах на порядок реорганизации.
Так, в соответствии со статьей 20 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» устав общественного объединения должен предусматривать порядок реорганизации.
Устав профсоюза должен предусматривать порядок реорганизации согласно статье 7 Федерального закона от 02.01.1996 № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности».
Согласно статье 16 Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» в уставе садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения в обязательном порядке указывается порядок реорганизации.
Статьей 6 Федерального закона от 07.05.1998 № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» предусмотрено, что устав фонда должен содержать положения о реорганизации фонда.
В уставе образовательного учреждения в обязательном порядке указывается порядок реорганизации (статья 13 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании»).
В соответствии со статьей 10 Федерального закона от 20.07.2000 № 104-ФЗ «Об общих принципах организации общин малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» устав общины малочисленных народов должен определять порядок реорганизации.
Сведения о порядке реорганизации также должны содержаться в уставе коллегии адвокатов (статья 22 Федерального закона от 31.05.2002 № 63-Ф3 «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»).
8. На основании положений статьи 29 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» решение вопроса о реорганизации некоммерческой организации относится к исключительной компетенции высшего органа управления некоммерческой организацией. Решение общего собрания членов некоммерческой организации или заседания коллегиального высшего органа управления некоммерческой организации по вопросам исключительной компетенции при-
нимается единогласно или квалифицированным большинством голосов в соответствии с данным Федеральным законом, иными федеральными законами и учредительными документами.
В статье 17 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» содержится ряд положений о порядке принятия решения о преобразовании некоммерческих организаций.
Так, решение о преобразовании некоммерческого партнерства принимается учредителями единогласно, ассоциации (союза) — всеми членами, заключившими договор о ее создании.
Решение о преобразовании частного учреждения принимается его собственником.
Решение о преобразовании автономной некоммерческой организации принимается ее высшим органом управления в соответствии с данным Федеральным законом в порядке, предусмотренном уставом автономной некоммерческой организации.
Также отдельными федеральными законами предусмотрен порядок принятия решения о реорганизации некоммерческих организаций.
Например, согласно статье 21 Федерального закона от 20.07.2000 № 104-ФЗ «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» реорганизация общин малочисленных народов, союзов (ассоциаций) общин малочисленных народов осуществляется по решению общего собрания (схода) членов общины малочисленных народов или съезда (конференции) союзов (ассоциаций) общин, принятому квалифицированным большинством членов общины малочисленных народов или союза (ассоциации) общин малочисленных народов.
В статье 21 Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» указано, что решение общего собрания членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения о реорганизации принимается общим собранием членов такого объединения (собранием уполномоченных) большинством в две трети голосов.
Согласно положениям статьи 33 Федерального закона от 07.05.1998 № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» реорганизация фонда осуществляется на основании решения совета фонда по согласованию с уполномоченным федеральным органом.
9. В соответствии со статьей 59 Гражданского кодекса Российской Федерации передаточный акт и разделительный баланс должны содержать поло-
жения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами.
Передаточный акт и разделительный баланс утверждаются учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о реорганизации юридических лиц, и представляются вместе с учредительными документами для государственной регистрации вновь возникших юридических лиц или внесения изменений в учредительные документы существующих юридических лиц.
Непредставление вместе с учредительными документами соответственно передаточного акта или разделительного баланса, а также отсутствие в них положений о правопреемстве по обязательствам реорганизованного юридического лица влекут отказ в государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.
10. Следует учитывать, что поскольку в соответствии со статьей 14 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» документ об уплате государственной пошлины представляется при государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации, а при реорганизации в форме присоединения юридическое лицо не создается, то при реорганизации в форме присоединения государственная пошлина не уплачивается.
11. Пунктом 42 Административного регламента предусмотрено, что решение о государственной регистрации вновь возникшей в результате реорганизации некоммерческой организации должно быть принято не позднее чем через четырнадцать рабочих дней со дня получения заявления и документов, необходимых для исполнения государственной функции.
Согласно части 7 статьи 25 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» государственная регистрация общественного объединения, создаваемого путем реорганизации, осуществляется в срок не более чем тридцать рабочих дней со дня представления всех оформленных в установленном порядке документов.
12. Документы, необходимые для осуществления государственной регистрации некоммерческой организации, создаваемой путем реорганизации, представляются в территориальный орган Росре-гистрации.
Территориальный орган Росрегистрации рассматривает документы, представленные для государственной регистрации некоммерческой организации, создаваемой путем реорганизации, и принимает решение о государственной регистрации некоммерческой организации либо об отказе в государственной регистрации.
В соответствии с положениями пункта 8 статьи 13.1 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» уполномоченный орган при отсутствии установленных статьей 23.1 данного Федерального закона оснований для отказа в государственной регистрации принимает решение о государственной регистрации некоммерческой организации, создаваемой путем реорганизации, и направляет в регистрирующий орган сведения и документы, необходимые для осуществления данным органом функций по ведению единого государственного реестра юридических лиц.
На основании указанного решения, принятого территориальным органом Росрегистрации, и представленных им необходимых сведений и документов регистрирующий орган в срок не более чем пять рабочих дней со дня получения необходимых сведений и документов вносит в единый государственный реестр юридических лиц соответствующую запись и не позднее рабочего дня, следующего за днем внесения соответствующей записи, сообщает об этом в орган, принявший решение о государственной регистрации некоммерческой организации.
Орган, принявший решение о государственной регистрации некоммерческой организации, создаваемой путем реорганизации, не позднее трех рабочих дней со дня получения от уполномоченного регистрирующего органа информации о внесении в единый государственный реестр юридических лиц записи о некоммерческой организации выдает заявителю свидетельство о государственной регистрации.