Научная статья на тему 'Практические аспекты реорганизации юридических лиц'

Практические аспекты реорганизации юридических лиц Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1755
154
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Практические аспекты реорганизации юридических лиц»

ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕОРГАНИЗАЦИИ

ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ

Д.Г. КОРОВЯКОВСКИЙ,

кандидат юридических наук, доцент

Причины реорганизации юридических лиц

По общему правилу реорганизация юридических лиц осуществляется в добровольном порядке. В случаях, предусмотренных законом, она может производиться принудительно. Добровольная реорганизация производится по решению учредителей либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами. Как правило, решение о реорганизации принимает общее собрание участии ков (ст. 91,92, 103,104,110, ШГраждан-ского кодекса РФ). Если у юридического лица один учредитель, принятие решения о реорганизации находится в его компетенции.

Вначале следует рассмотреть добровольную реорганизацию юридических лиц.

К добровольной реорганизации относят реорганизацию, проводимую учредителями или уполномоченным органом юридического лица в случаях, когда закон возлагает на них обязанность по проведению реорганизации (вынужденная реорганизация). Последствием неисполнения соответствующей обязанности, как правило, является принудительная ликвидация юридического лица.

В установленных законом случаях реорганизация юридических лиц в форме слияния, присоединения или преобразования может быть осуществлена лишь с согласия уполномоченных государственных органов и при соблюдении определенных условий. Например, Банк России имеет право запретить реорганизацию кредитной организации, если в результате ее проведения возникнут основания для применения мер по предупреждению банкротства, предусмотренных Федеральным законом от 25.02.1999 N° 40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций». Или другой пример, реорганизация негосударственного пенсионного фонда производится по согласованию с государственным уполномоченным органом при условии неухудшения условий негосударственного пенсионного обеспечения участников в соответствии с заключениями независимого аудитора.

Существенно ограничивается возможность проведения реорганизации юридического лица

при проведении в отношении него процедур банкротства. На стадии наблюдения органы управления должника не вправе принимать решение о реорганизации. Не предусматривается возможность осуществления реорганизации также в период внешнего управления и конкурсного производства. На стадии финансового оздоровления должник не вправе производить реорганизацию без согласия собрания кредиторов и лица или лиц, предоставивших обеспечение.

Определенные ограничения установлены законодательством в отношении возможности реорганизации государственных и муниципальных унитарных предприятий. Согласно п. 3 ст. 29 Закона об унитарных предприятиях они могут быть реорганизованы в форме слияния или присоединения, если их имущество принадлежит одному и тому же собственнику.

Юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц. При реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.

Процедура регистрации реорганизации юридических лиц установлена Законом о государственной регистрации. Государственная регистрация юридических лиц, создаваемых путем реорганизации, осуществляется регистрирующими органами по месту нахождения реорганизуемых юридических лиц. Когда место нахождения юридических лиц, создаваемых путем реорганизации, отличается от места нахождения реорганизуемого юридического лица, порядок взаимодействия регистрирующих органов при государственной регистрации юридических лиц, создаваемых путем реорганизации, определяется в соответствии с постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 № 440. Если реорганизация влечет за собой прекращение деятельности одного или нескольких юридических лиц, регистрирующий орган вносит

в государственный реестр запись о прекращении деятельности таких юридических лиц после получения информации от соответствующего регистрирующего органа о государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.

При реорганизации происходит замена субъектов, которые имеют определенные права и обязанности. Отчасти поэтому реорганизация в последнее время так популярна, как своеобразная ликвидация юридического лица, хотя по срокам эта процедура не такая уж и быстрая.

Как правило, процедура реорганизации состоит из следующих этапов:

• принятие решения о проведении реорганизации компетентными органами юридического лица;

• проведение общего собрания;

• получение разрешения антимонопольного органа (при слиянии и присоединении);

• оповещение всех кредиторов (в том числе налоговой инспекции) о предстоящей реорганизации, а также публикация о реорганизации;

• составление и утверждение разделительного баланса или передаточного акта;

• регистрация реорганизации.

Виды реорганизации юридических лиц

Реорганизация - специфический способ образования новых и прекращения деятельности действующих юридических лиц. Процесс реорганизации основан на так называемом универсальном правопреемстве, т.е. переходе имущества, имущественных прав и обязательств хозяйствующего субъекта к его преемнику на основании передаточного акта или разделительного баланса. Принцип универсального правопреемства требует перехода всех прав и обязанностей (втом числе и налоговых) к правопреемнику или правопреемникам.

Реорганизация юридического лица может быть проведена путем слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразования (ст. 57 ГК РФ). От формы реорганизации зависят порядок ее проведения и состав оформляемой документации. В процессе реорганизации одни компании прекращают свое существование, другие же либо возникают в виде новых фирм, либо предстают в ином качестве.

Преобразование. При реорганизации компании в форме преобразования существенно изменяется ее статус. У фирмы, прекращающей деятельность, возникает только один правопреемник. Вновь созданное предприятие становится полным правопреемником всех прав и обязанностей преобразованной

компании в соответствии с передаточным актом. Осуществляя реорганизацию путем преобразования, необходимо обратить внимание на некоторые особенности этой процедуры.

Ограничения по выбору новой организационно-правовой формы. Законодательством предусмотрен ряд ограничений в том, в какую организационно-правовую форму можно преобразовать существующее юридическое лицо. Например:

• общество с ограниченной ответственностью (ООО) может преобразоваться в акционерное общество (АО), общество с дополнительной ответственностью, производственный кооператив (ст. 56 Федерального закона от08.02.1998 N9 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной от-ветстве н н остью»);

• акционерное общество (закрытое или открытое) может преобразоваться в ООО, производственный кооператив с соблюдением требований, установленных федеральным законом, а также в некоммерческое партнерство по единогласному решению всех акционеров (ст. 20 Федерального закона от 26.12.1995 N° 208-ФЗ «Об акционерных обществах»);

• автономная некоммерческая организация вправе преобразоваться в общественную организацию (объединение) либо в фонд (ст. 17 Федерального закона от 12.01.1996 N9 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»);

• некоммерческое партнерство вправе преобразоваться в общественную организацию (объединение), фонд или автономную некоммерческую организацию, а также в хозяйственное общество (ст. 17 Федерального закона от 12.01.1996 N9 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»);

• учреждение может быть преобразовано в фонд, автономную некоммерческую организацию, хозяйственное общество. Преобразование государстве н н ых и л и м у н и ци п ал ьн ых уч режде н и й в некоммерческие организации иных форм или хозяйственное общество допускается в случаях и в порядке, которые установлены законом (ст. 17 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»);

• ассоциация или союз вправе преобразоваться в фонд, автономную некоммерческую организацию, хозяйственное общество или товарищество (ст. 17 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»);

• благотворительная организация не может быть реорганизована в хозяйственное товарищество или общество (ст. 11 Федерального закона от 11.08.1995 N9 135-Ф3 «О благотворительной

Составляется передаточный акт □ си I

Составляется передаточный акт р с=) (

А

В

Составляется разделительный баланс

/

Составляется

разделительный баланс =>

Составляется передаточный акт □ си I -г '—

В

(другая организационно-правовая форма)

Формы реорганизации юридических лиц (А, В и С - юридические лица)

деятельности и благотворительных организациях»);

производственный кооператив по единогласному решению его членов может преобразоваться в хозяйственное товарищество или общество (ст. 112 ГК РФ);

• возможность преобразования организаций других организационно-правовых форм установлена соответствующим законом или ГК РФ. Кроме того, выбирая новую организационно-правовую форму, необходимо помнить о том, что законодательство уста на вливает с вой требования к

учредителям, наименованию, уставному капиталу и т. д. Например: минимальный уставный капитал открытого общества должен составлять не менее тысячекратной суммы минимального размера оплаты труда (МРОТ), установленного федеральным законом на дату регистрации общества, а закрытого общества — не менее стократной суммы МРОТ, установленного федеральным законом на дату государственной регистрации общества; количество товарищей в товариществах должно быть не менее двух; количество учредителей некоммерческого партнерства тоже не менее двух; наименование некоммерческой организации должно содержать указание на осуществляемую (планируемую) деятельность и другие особенности.

Обязанность преобразования. В некоторых организационно-правовых формах есть обязанность по реорганизации путем преобразования. Например:

• в обществах с ограниченной ответственностью и закрытых акционерных обществах при превышении количества участников 50 необходимо преобразоваться в открытое акционерное общество или производственный кооператив;

• если по решению участников на ассоциацию (союз) возлагается ведение предпринимательской деятельности, такая ассоциация (союз) преобразуется в хозяйственное общество или товарищество в порядке, предусмотренном ГК РФ, либо может создать для осуществления предпринимательской деятельности хозяйственное общество или участвовать в гаком обществе (ст. 11 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»). Изменение наименования при преобразовании.

Полное наименование юридического лица состоит из организационно-правовой формы и собственно из самого индивидуального наименования (которое, как правило, заключается в кавычки). Преобразование — это смена организационно-правовой формы и по этому поводу, как правило, вопросов нет. Что касается самого индивидуального наименования, то его можно оставить прежним или изменить. В случае изменения наименования следует обратить внимание на следующие моменты:

• наименование юридического лица не должно вводить в заблуждение. Например, основными видами деятельности ООО «Монтажспец-строй» должны являться монтажно-строитель-ные работы;

• в наименовании нельзя использовать название другой организационно-правовой формы;

• не допускается использование аббревиатур зарубежных организационно-правовых форм в

наименовании организации на русском языке. Например, ООО «Русский Дом, ЛТД»;

• при использовании в наименовании организации слов «Москва», Московской символики, «Россия», «Федеральный» и образуемых от этих слов сочетаний необходимо получать разрешение на их использование в соответствующих органах власти;

• в наименовании некоммерческих организаций должно содержаться указание на конкретные цели или вид деятельности.

Проверка наименования на уникальность на данный момент не проводится, поэтому при выборе наименования рекомендуется руководствоваться подобными критериями.

Изменение юридического адреса при преобразовании. При преобразовании можно смело поменять место нахождения (юридический адрес) организации. Только надо иметь в виду, что смена налоговой инспекции или вообще перевод в другой город затянут процедуру реорганизации. При изменении юридического адреса документы на государственную регистрацию преобразования подаются в налоговый орган по старому адресу.

Изменение состава участников при преобразовании. В процессе реорганизации путем преобразования не допускается изменение состава участников (учредителей). Вводить новых или выводить старых участников необходимо либо до реорганизации, либо после нее.

Необходимость уведомления кредиторов. В процессе реорганизации путем преобразования происходит ликвидация реорганизуемого юридического лица с передачей всех прав и обязательств вновь создаваемому юридическому лицу. Поэтому о предстоящей реорганизации необходимо уведомить всех кредиторов, а также опубликовать сведения о предстоящей реорганизации в периодическом издании. Уведомить кредиторов необходимо в течение 30 дней со дня принятия решения о реорганизации. Кредиторы юридического лица в течение тридцати дней с даты направления им уведомлений или в течение тридцати дней с даты опубликования сообщения о принятом решении вправе письменно потребовать досрочного прекращения или исполнения соответствующих обязательств общества и возмещения им убытков.

В связи с многочисленными запросами из управлений МНС России по субъектам РФ о правомерности требования регистрирующих органов при регистрации юридических лиц, создаваемых путем реорганизации, возникла необходимость предъявлять доказательства уведомления кредиторов и выносить решение об отказе в государственной регистрации при их отсутствии.

Статьей 14 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц» определен перечень документов, представляемых при регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации. Пунктом 4 ст. 9 указанного Закона также установлено, что регистрирующий орган не вправе требовать представление других документов, кроме документов, установленных названным Федеральным законом.

Вместе с тем согласно абз. 3 ст. 1 указанного Закона законодательство РФ о государственной регистрации состоит из ГК РФ, названного Федерального закона и издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов РФ. При этом следует обратить внимание на то, что в случаях расхождения указанного Закона с ГК РФ приоритет следует отдавать Кодексу.

В соответствии с п. I ст. 60 Г К РФ учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о реорганизации юридического лица, обязаны письменно уведомить об этом кредиторов реорганизуемого юридического лица.

Согласно п. 5 ст. 51 Федерального закона от 08.02.1998 N9 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» не позднее 30 дней с даты принятия решения о реорганизации общества, а при реорганизации общества в форме слияния или присоединения - с даты принятия решения об этом последним из обществ, участвующих в слиянии или присоединении, общество обязано письменно уведомить об этом всех известных ему кредиторов общества и опубликовать в органе печати, в котором публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц, сообщение о принятом решении.

Государственная регистрация обществ, созданных в результате реорганизации, и внесение записей о прекращении деятельности реорганизованных обществ осуществляются только при представлении доказательств уведомления кредиторов в порядке, установленном настоящим пунктом.

Кроме того, в соответствии с п. 6 ст. 15 Федерального закона от 26.12.1995 N° 208-ФЗ «Об акционерных обществах» не позднее 30 дней с даты принятия решения о реорганизации общества, а при реорганизации общества в форме слияния или присоединения — с даты принятия решения об этом последним из обществ, участвующих в слиянии или присоединении, общество обязано письменно уведомить об этом своих кредиторов и опубликовать в печатном издании, предназначенном для публикации данных о государственной регистрации юридических лиц, сообщение о принятом решении.

В соответствии с п. 7 ст. 29 Федерального закона от 14.11.2002 N9 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» унитарное предприятие не позднее 30 дней с даты принятия решения о реорганизации обязано уведомить в письменной форме об этом всех известных ему кредиторов, а также поместить в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц, сообщение о таком решении.

Таким образом, регистрирующие органы обязаны при регистрации реорганизации требовать от юридических лиц предъявления доказательств уведомления кредиторов и выносить решения об отказе в государственной регистрации при их отсутствии.

Проблема возникает, когда уведомление о предстоящей реорганизации не посылается вообще л ибо доходит уже после реорганизации. Ни ГК РФ, ни судебная практика не дают однозначного решения - может ли кредитор в одностороннем порядке изменить или расторгнуть договор, если реорганизация уже состоялась? С одной стороны, из буквального прочтения ГК РФ «кредитор реорганизуемого юридического лица вправе потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательства, должником по которому является это юридическое лицо» следует, что одностороннее изменение или расторжение договора возможно только до реорганизации (если, конечно, законодательство об отдельных видах договора или сам он не предусматривает возможность сделать это в любое время). С другой стороны, необходимо учитывать цель этой нормы - защита интересов кредитора. В любом случае он вправе прибегнуть к судебному порядку изменения и расторжения договоров (ст. 450 — 453 ГК РФ), а также потребовать возмещения убытков, причиненных несвоевременным уведомлением.

Возможное нарушение прав кредиторов может заключаться также в том, что в разделительном балансе будут указаны не все обязательства реорганизуемого юридического лица. Это может произойти хотя бы в силу того, что с момента утверждения разделительного баланса или передаточного акта до момента реорганизации деятельность юридического лица не приостанавливается, оно вправе заключать новые договоры и т.д. Однако если разделительный баланс не дает возможности определить правопреемника по какому-то конкретному обязательству, это не означает, что обязательство прекращается. Согласно ГК РФ в этом случае все вновь возникшие юридические лица несут перед кредитором солидарную ответственность, и он вправе предъявить претензии любому из них.

Концепция зашиты акционеров сводится к тому, чтобы в результате реорганизации не был уменьшен объем принадлежащих им прав, а если это невозможно, то чтобы общество было обязано приобрести принадлежащие им акции.

Необходимость уведомления кредиторов возникает в обязательном порядке при любых формах реорганизации.

Передаточный акт. При преобразовании юридического лица к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом (п. 5 ст. 58 ГК РФ). Все права и обязательства юридического лица, а также положения о правопреемстве должны быть отражены в этом передаточном акте, который утверждается соответствующим органом управления данного юридического лица.

Место регистрации реорганизации. Юридическое лицо считается реорганизованным в форме преобразования с момента государственной регистрации вновь возникшего юридического лица (п. 4 ст. 57 ГК РФ). Государственная регистрация юридических лиц, создаваемых путем реорганизации, осуществляется регистрирующими органами по месту нахождения реорганизуемых юридических лиц. То есть документы на регистрацию представляются в налоговую инспекцию по месту нахождения реорганизуемого юридического лица.

При государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации в форме преобразования, в регистрирующий орган в соответствии со ст. 14 Федерального закона от 08.08.2001 N5 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц» представляются:

• заявление о государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации, по форме № Р12001 (постановление Правительства РФ от 19.06.2002 № 439);

• учредительные документы вновь возникающего юридического лица, создаваемого путем реорганизации в форме преобразования;

• решение о реорганизации юридического лица;

• передаточный акт;

• документ об уплате государственной пошлины.

При реорганизации хозяйственных обществ государственная регистрация указанных обществ осуществляется только при представлении доказательств письменного уведомления кредиторов и опубликования в соответствующем органе печати сообщения о принятом решении о реорганизации (ст. 51 Федерального закона от 08.02.1998 N914-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»;

ст. 15 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»; ст. 29 Федерального закона от 14.11.2002 N9 161 -ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»).

При представлении в регистрирующий орган документов для государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации в форме преобразования, необходимо руководствоваться положениями закона о соответствующем виде юридического лица. Например, на основании ст. 56 Федерального закона № 14-ФЗ при преобразовании ООО принимается решение:

• о преобразовании, о порядке и условиях преобразования, о порядке обмена долей участников общества на акции акционерного общества, доли участников общества с дополнительной ответственностью или паев членов производственного кооператива;

• об утверждении устава создаваемого в результате преобразования юридического лица;

• об утверждении передаточного акта;

• об избрании органов управления юридического лица, создаваемого в результате преобразования ООО, осуществленного участниками указанного юридического лица.

Слияние. Слияние — это создание на базе двух или нескольких фирм новой компании с передачей ей всех прав и обязанностей этих фирм в соответствии с передаточным актом. Полностью передаются активы и пассивы: денежные средства и другое имущество, обязательства (с учетом задолженности по налогам), капитал и резервы. Реорганизация в форме слияния предусматривает возникновение нового общества путем передачи ему всех прав и обязанностей двух или нескольких обществе прекращением последних. Реорганизация юридического лица путем слияния считается завершенной с момента внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц о создании нового юридического лица. При этом созданное в процессе слияния юридическое лицо становится полным правопреемником всех прав и обязательств слившихся организаций. Осуществляя реорганизацию путем слияния, необходимо обратить внимание на некоторые особенности этой процедуры.

Возможность «смешанной» реорганизации. Под «смешанной» реорганизацией (в данном случае путем слияния) понимается слияние юридических лиц разных организационно-правовых форм или создание в процессе слияния юридического лица отличной от сливающихся лиц организационно-правовой формы. Например, Федераль-

ным законом «Об акционерных обществах» под «слиянием обществ признается возникновение нового общества путем передачи ему всех прав и обязанностей двух или нескольких обществ с прекращением последних» (п. I ст. 16), где под обществом понимается АО. Такую формулировку можно встретить и в федеральных законах «Об обществах с ограниченной ответственностью», «О некоммерческих организациях». В то же время надо отметить, что реорганизация путем слияния при участии АО различных типов возможна.

Необходимость полу нения разрешения антимонопольного органа на реорганизацию путем слияния. Получение согласия Министерства РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (МАП России) — процедура, предусмотренная для коммерческих организаций, чья совместная стоимость активов по последнему балансу превышает 200 ООО МРОТ. Указанная процедура носит предварительный характер. Иными словами, до осуществления действий по реорганизации реорганизующимся организациям необходимо получить указанное предварительное согласие МАП России (п. I ст. 17 Закона РСФСР от 22.03.1991 №948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»). При этом размер стоимости активов реорганизующихся организаций в подзаконном нормативном акте пока не изменен и составляет 100 000 МРОТ (п. 2.1 Положения о порядке представления антимонопольным органом ходатайств и уведомлений в соответствии с требованиями статей 17 и 18 Закона РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», утвержденного Приказом МАП России от 13.08.1999 N° 276). Тем не менее в силу приоритета Закона используется установленная им цифра.

Предварительное согласие антимонопольных органов требуется:

• при создании, слиянии и присоединении объединений коммерческих организаций (союзов или ассоциаций), если в число участников объединений входит не менее двух коммерческих организаций;

• при слиянии и присоединении коммерческих организаций, если суммарная балансовая стоимость их активов превышает 100 000 МРОТ;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• при ликвидации и разделении (выделении) государственных и муниципальных унитарных предприятий, размер активов по балансу которых превышает 50 000 М РОТ, если это приводит к появлению хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке соответствующего товара будет превышать 35 %, за исключением

случаев, когда ликвидация осуществляется по вступившему в законную силу решению арбитражного суда.

Последующее уведомление антимонопольных органов требуется:

• при слиянии коммерческих организаций, если сумма их активов по балансу превышает 50 000 МРОТ, в 15-дневный срок со дня государственной регистрации вновь возникшего юридического лица;

• при присоединении коммерческих организаций, если сумма их активов по балансу превышает 50 000 М РОТ, в 15-дневный срок со дня внесения в государственный реестр записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица;

• при создании коммерческой организации, если суммарная стоимость активов учредителей по балансу превышает 100 000 МРОТ, в 15-дневный срок со дня государственной регистрации вновь возникшего юридического лица.

В установленных законом случаях заявитель вправе до принятия решения о создании, слиянии, присоединении запросить согласие антимонопольных органов.

Изменение состава участников. В процессе реорганизации путем слияния не допускается изменение состава участников (учредителей). Вводить новых или выводить старых участников необходимо либо до реорганизации, либо после нее.

Передаточный акт. Участвующие в реорганизации юридические лица передают все свои права и обязательства вновь создаваемому юридическому лицу. Все права и обязательства сливающихся юридических лиц, а также положения о правопреемстве должны быть отражены в передаточных актах, которые утверждаются соответствующим органом управления каждого из участвующего в реорганизации юридического лица.

Присоединение. В этом случае одна или несколько фирм прекращают деятельность, а их права и обязанности переходят другой компании. В результате реортнизации в форме присоединения те фирмы, которые присоединяются, прекращают свое существование. Компания, к которой они присоединились, становится правопреемником всех прав и обязанностей на основании передаточного акта. Осуществляя реорганизацию путем преобразования, необходимо обратить внимание на некоторые особенности этой процедуры.

Возможность «смешанной»реорганизации. Под «смешанной» реорганизацией (в данном случае

путем присоединения) понимается присоединение юридического лица одной организационно-пра-вовой формы к юридическому лицу совершенно другой организационно-правовой формы.

Необходимость получения разрешения антимонопольного органа на реорганизацию путем присоединения. Точно так же, как и при реорганизации в форме слияния, необходимо получать разрешения антимонопольного органа или же уведомить его о предстоящей реорганизации.

Изменение наименования при присоединении. Как правило, при присоединении наименование юридического лица, к которому осуществляется присоединение, не меняется. Но законодательством не предусмотрены какие-либо ограничения на этот счет. То есть в процессе реорганизации путем присоединения можно переименовать основное юридическое лицо, в том числе взять наименование присоединяемого юридического лица (это особенно актуально, когда наименование зарегистрировано в качестве товарного знака). В последнем случае это необходимо прописать в договоре о присоединении.

Изменение юридического адреса основной организации. При присоединении можно смело поменять место нахождения (юридический адрес) основной организации, к которой осуществляется присоединение. При изменении юридического адреса документы на государственную регистрацию присоединения подаются в налоговый орган по старому адресу юридического лица, к которому производится присоединение.

Изменение состава участников. В процессе реорганизации путем присоединейия не допускается изменение состава участников (учредителей). Вводить новых или выводить старых участников необходимо либо до реорганизации, либо после нее.

Передаточный акт. Присоединяемое юридическое лицо передает все свои права и обязательства основному юридического лицу, к которому осуществляется присоединение. Все права и обязательства присоединяемого юридического лица, а также положения о правопреемстве должны быть отражены в передаточном акте, который утверждается соответствующим органом управления присоединяемого юридического лица.

Разделение. Такая форма предполагает прекращение существования прежнего юридического лица и создание двух или более новых. К последним переходят все права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с разделительным балансом. Осуществляя реорганизацию путем разделения, необходимо

обратить внимание на некоторые особенности этой процедуры.

Возможность «смешанной»реорганизации. Под «смешанной» реорганизацией (в данном случае путем разделения) понимается разделение юридического лица одной организационно-правовой формы на несколько юридических лиц другой организационно-правовой формы.

Необходимость уведомления антимонопольного органа при реорганизации путем разделения. В процессе реорганизации путем разделения создаются новые юридические лица, в некоторых случаях требуется уведомление антимонопольного органа о их создании. Организации, действующие на товарных рынках, т. е. производящие продукцию, услуги, работы или занятые в торговле, обязаны уведомить антимонопольный орган в следующих случаях:

• создание некоммерческой организации (ассоциации, союза, некоммерческого партнерства), если в состав участников (членов) этой организации входит не менее двух коммерческих организаций;

• создание коммерческой организации, если суммарная балансовая стоимость активов учредителей (участников) по последнему балансу превышает 200 ООО МРОТ;

• разделение государственных и муниципальных унитарных предприятий, размер активов которых превышает 50 000 МРОТ, если это приводит к появлению хозяйствующего субъекта, доля которого на соответствующем товарном рынке будет превышать 35 %, за исключением случаев, когда ликвидация осуществляется по вступившему в законную силу решению арбитражного суда. В этом случае требуется получать предварительное согласие антимонопольного органа.

Для организаций, действующих на финансовых рынках (банки и иные кредитные учреждения, страховые компании, лизинговые компании, негосударственные пенсионные фонды и их управляющие компании, профессиональные участники рынка ценных бумаг и т. д.), действуют правила, что и при слиянии юридических лиц.

Уведомление антимонопольного органа осуществляется в течение 30 дней с даты государственной регистрации.

Изменение состава участников. В процессе реорганизации путем разделения не допускается изменение состава участников (учредителей). Вводить новых ил и вы водить старых участн и ков необход и мо либо до реорганизации, либо после нее.

Разделительный баланс. Реорганизованное путем разделения юридическое лицо передает все

свои права и обязательства вновь создаваемым юридическим лицам. Все права и обязательства разделяющегося юридического лица и вновь создаваемых юридических лиц, а также положения о правопреемстве должны быть отражены в разделительном балансе, который утверждается соответствующим органом управления реорганизуемого юридического лица. Если разделительный баланс не дает возможности определить правопреемника реорганизованного юридического лица, вновь возникшие юридические лица несут солидарную ответственность по обязательствам реорганизованного юридического лица перед его кредиторами.

Выделение. Выделение представляет собой создание одной или нескольких организаций с передачей им части прав и обязанностей реорганизуемой компании (в пределах разделительного баланса) без прекращения ее существования. Осуществляя реорганизацию путем выделения, необходимо обратить внимание на некоторые особенности этой процедуры.

Возможность «смешанной» реорганизации. Под «смешанной» реорганизацией (в данном случае путем вьщеления) понимается выделение из юридического лица одной организационно-правовой формы одного или нескольких юридических лиц другой организационно-правовой формы.

Необходимость уведомления антимонопольного органа при реорганизации путем выделения. Та же, что при разделении.

Изменение состава участников. В процессе реорганизации путем выделения не допускается изменение состава участников (учредителей). Вводить новых или выводить старых участников необходимо либо до реорганизации, либо после нее.

Разделительный баланс. Пункт 7 ст. 50 НК РФ устанавливает, что при наличии нескольких правопреемников доля участия каждого из них в исполнении обязанностей реорганизованного юридического лица по уплате налогов определяется в порядке, предусмотренном гражданским законодательством, которое предполагает, что для этих целей при реорганизации юридического лица составляется разделительный баланс. Если разделительный баланс не дает возможности определить правопреемника реорганизованного юридического лица, вновь возникшие юридические лица несут солидарную ответственность по обязательствам реорганизованного юридического лица перед его кредиторами. Данная норма, установленная в п. 3 ст. 60 ГК РФ, применительно к налоговым отношениям продублирована в ч. 2 п. 7 ст. 50 Н К РФ, которая предполагает, что если

разделительный баланс не позволяет определить долю правопреемника реорганизованного юридического лица либо исключает возможность исполнения в полном объеме обязанностей по уплате налогов каким-либо правопреемником и такая реорганизация была направлена на неисполнение обязанностей по уплате налогов, то по решению суда вновь возникшие юридические лица могут солидарно исполнять обязанность по уплате налогов реорганизованного лица.

В соответствии с п. 2 ст. 50 Н К РФ исполнение обязанностей по уплате налогов реорганизованного юридического лица возлагается на его правопреемника (правопреемников) независимо от того, были ли известны до завершения реорганизации правопреемнику (правопреемникам) факты и обстоятельства неисполнения или ненадлежащего исполнения реорганизованным юридическим лицом указанных обязанностей. При этом правопреемник (правопреемники) должен уплатить все пени, причитающиеся по перешедшим к нему обязанностям. На правопреемника (правопреемников) реорганизованного юридического лица возлагается также обязанность по уплате причитающихся сумм штрафов, наложенных на юридическое лицо за совершение налоговых правонарушений до завершения его реорганизации. Правопреемник (правопреемники) реорганизованного юридического лица при исполнении возложенных на него настоящей статьей обязанностей по уплате налогов и сборов пользуется всеми правами, исполняет все обязанности в порядке, предусмотренном комментируемым Кодексом для налогоплательщиков.

Сумма налога, излишне уплаченная юридическим лицом до реорганизации, подлежит зачету налоговым органом в счет исполнения правопреемником (правопреемниками) обязанности по уплате налога реорганизованного юридического лица по другим налогам, пеням и штрафам за налоговое правонарушение. Зачет производится в срок не позднее 30 дней со дня завершения реорганизации в порядке, установленном гл. 12 НК РФ. Подлежащая зачету в счет исполнения обязанности по уплате налога реорганизованного юридического лица по другим налогам, пеням и штрафам сумма излишне уплаченного этим юридическим лицом налога распределяется по бюджетам и/или внебюджетным фондам пропорционально общим суммам задолженности по другим налогам указанного юридического лица перед соответствующими бюджетами и/или внебюджетными фондами.

При отсутствии у реорганизуемого юридического л и ца задол же н н ости поиспол нению обязанности по уплате налога, а также по уплате пеней

и штрафов сумма излишне уплаченного этим юридическим лицом налога (пеней, штрафов) подлежит возврату его правопреемнику (правопреемникам) не позднее одного месяца со дня подачи правопреемником (правопреемниками) заявления в порядке, установленном гл. 12 Н К РФ (см. комментарий к ней). При этом сумма излишне уплаченного налога (пеней, штрафов) юридическим лицом до его реорганизации возвращается правопреемнику (правопреемникам) реорганизованного юридического лица в соответствии с долей каждого правопреемника, определяемой на основании разделительного баланса.

Если реорганизуемое юридическое лицо имеет суммы излишне взысканных налогов, а также пеней и штрафов, то указанные суммы подлежат возврату его правопреемнику (правопреемникам) в порядке, установленном гл. 12 НК РФ (см. комментарий к ней), не позднее одного месяца со дня подачи заявления правопреемником (правопреемниками). При этом сумма излишне взысканного налога (пеней, штрафов) юридическим лицом до его реорганизации возвращается правопреемнику (правопреемникам) реорганизованного юридического лица в соответствии с долей каждого правопреемника, определяемой на основании разделительного баланса.

Правила ст. 50 НК РФ применяются также в следующих случаях:

• в отношении исполнения обязанности по уплате сбора при реорганизации юридического лица;

• при определении правопреемника (правопреемников) иностранной 'организации, реорганизованной в соответствии с законодательством иностранного государства.

Принудительная реорганизация юридических лиц

Принудительная реорганизация юридического лица осуществляется в форме разделения или выделения из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц на основании решения уполномоченных государственных органов или суда. В принудительном порядке могут быть реорганизованы коммерческие организации, а также некоммерческие организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность, если они занимают доминирующее положение и совершили два или более нарушений антимонопольного законодательства. Решение государственных органов о принудительном разделении (выделении) юридических лиц подлежит исполнению собственником, учредителям и (участниками)

или уполномоченным ими органом юридического лица. Если они не осуществят реорганизацию в срок, определенный в решении государственного органа, суд по иску данного органа назначает внешнего управляющего и поручает ему осуществление реорганизации юридического лица. Гражданский кодекс РФ не устанавливает каких-либо особых требований к лицам, которые могут быть назначены внешними управляющими. Представляется, что при решении данного вопроса можно руководствоваться требованиями, предъявляемыми к арбитражным управляющим Законом о банкротстве, и назначать внешнего управляющего из числа членов саморегулируемых организаций арбитражных управляющих. Решение государственных органов о проведении принудительной реорганизации может быть обжаловано в судебном порядке.

Антимонопольный орган вправе выдать предписание о принудительном разделении коммерческой организации или осуществляющей предпринимательскую деятельность некоммерческой организации, занимающих доминирующее положение. Кроме того, может быть предписано о выделении из их состава одной или нескольких организаций в случае систематического осуществления ими монополистической деятельности. Осуществлен ие монопол истической деятел ьности считается систематическим, если в течение трех лет более двух раз выявлены факты монополистической деятельности. Такое предписание о принудительном разделении (выделении) коммерческой организации принимается, если:

• способствует развитию конкуренции;

• возможно организационное и территориальное обособление ее структурных подразделений;

• между ее структурными подразделениями отсутствует тесная технологическая взаимосвязь (в частности, если объем потребляемой юридическим лицом продукции (работ, услуг) ее структурного подразделения не превышает 30% общего объема производимой этим структурным подразделением продукции (работ, услуг);

• юридические лица, созданные в результате реорганизации, могут самостоятельно работать на рынке определенного товара. Предписание антимонопольного органа

о принудительном разделении или выделении должно быть исполнено собственником или уполномоченным им органом. Требования, указанные в предписании, должны быть выполнены в определенный срок, который не может быть менее шести месяцев.

И в заключение хотелось бы отметить, что практически приведенные пять видов реорганизации разбиваются на две группы. К первой относятся разделение и выделение. Реорганизация в том и в другом случае происходит либо по воле учредителей (участников) юридического лица, либо его органа, уполномоченного на это учредительными документами, либо независимо от воли юридического лица — по решению уполномоченного государственного органа. В этом решении определяется срок реорганизации.

Вторую группу составляют слияние, присоединение и преобразование. Все эти три вида реорганизации происходят в случаях, установленных законом, по воле (решению) самого юридического лица с предварительного согласия уполномоченного государственного органа.

При разделении и выделении составляется разделительный баланс, а при преобразовании — передаточный акт.

К разделительному балансу и передаточному акту п. I ст. 59 ГК РФ предъявляет в принципе

одинаковые требования. И тот и другой должны определять, к кому какие именно права и обязанности переходят. В передаточный акт и разделительный баланс необходимо включить весь комплекс обязательств реорганизованного юридического лица, в том числе и те, по которым не наступил срок исполнения, а также обязательства, которые реорганизуемая организация оспаривает. Указанные документы подлежат утверждению лицами, которые приняли решение о реорганизации (слиянии, присоединении, разделении, выделении или преобразовании).

Применительно к слиянию, присоединению и преобразованию ГК РФ (п. 3 ст. 57) допускает установление в законе случаев, при которых реорганизация признается возможной только с согласия уполномоченных государственных органов. Гражданский кодекс РФ имеет в виду в данном случае главным образом Закон РФ от 22.03.1991 №948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках».

УРАЛЬСКИЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УН ИВЕРСИТЕТ-УПИ И «ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «ФИНАНСЫ И КРЕДИТ»

ПРОВОДЯТ В ЕКАТЕРИНБУРГЕ НАУЧНУЮ КОНФЕРЕНЦИЮ

«УПРАВЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ РЕПРОДУКЦИЕЙ И ИННОВАЦИОННЫМ РАЗВИТИЕМ»

Цель - ознакомить и обсудить с научной общественностью и специалистами результаты выполненных по теме исследований.

Издается сборник научных трудов, доклады будут опубликованы в профильных журналах Издательского дома «Финансы и Кредит». Приглашаем принять участие в конференции преподавателей, аспирантов вузов, научных сотрудников НИИ, специалистов предприятий.

Дата и место проведения: 21 февраля 2006 г. Зал Ученого Совета УПИ, аудитория I Часы работы конференции: 10.00-17.00

Направления работы конференции

1. Концепция единого подхода к управлению репродукцией и инновационным развитием

2. Стратегии включения репродуктивного труда в реальный сектор экономики

3. Статистика, учет и анализ ресурсов, затрат и результатов репродукционной деятельности

4. Проблемы подготовки специалистов для сфер социальной и домашней репродукции

5. Проблемы создания общенациональной системы учета интеллектуальных активов

6. Методологические проблемы адаптация учета и отчетности российских фирм к МСФО

7. Пути активизации научно-инновационной деятельности в университете

8. Инновационный анализ: сущность, методика проведения, система оценочных показателей

9. Проблемы совершенствования методологических аспектов учета и анализа НМА

Телефон для справок: 8(343)358-11-20- Илышев Анатолий Михайлович; факс 8(343)375-95-02 е-таИ: ¡те1еааис1и@г66/ги или [email protected] или [email protected]

Требования к оформлению тезисов докладов

Формат листа А4. Поля - по 20 мм. Шрифт - 14. Интервал - одинарный. Объем до 5 с. В правом углу печатаются ф.и.о. авторов, их ученая степень и звание, затем указываются город и организация. Далее через 2 интервала - название доклада прописными буквами, а через 3 интервала следует текст доклада. В авторской справке: ф.и.о. автора, название доклада, должность и организация, почтовый адрес с индексом, телефон, с-таН, форма участия (очная или заочная) Тезисы издаются в авторской редакции. Срок приема тезисов: 16 декабря 2005 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.