Научная статья на тему 'Способы реорганизации медицинских учреждений в системе МВД России'

Способы реорганизации медицинских учреждений в системе МВД России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
347
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОСОБЫ РЕОРГАНИЗАЦИИ УЧРЕЖДЕНИЯ / ФОРМЫ РЕОРГАНИЗАЦИИ УЧРЕЖДЕНИЯ / СЛИЯНИЕ УЧРЕЖДЕНИЙ / ПРИСОЕДИНЕНИЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / РАЗДЕЛЕНИЕ УЧРЕЖДЕНИЙ / ВЫДЕЛЕНИЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / ПРЕОБРАЗОВАНИЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ИМУЩЕСТВА УЧРЕЖДЕНИЯ / METHODS OF REORGANIZATION INSTITUTION / SHAPES THE REORGANIZATION INSTITUTIONS / THE MERGER OF INSTITUTIONS / ACCESSION INSTITUTIONS / SEPARATION OF INSTITUTIONS / ALLOCATION OF INSTITUTIONS / THE TRANSFORMATION OF INSTITUTIONS / THE LEGAL REGIME OF PROPERTY AGENCIES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Песошина Е. А.

После анализа пяти способов реорганизации учреждений (преобразование, присоединение, слияние, разделение и выделение) определены особенности, присущие учреждению как одному из самостоятельных видов юридического лица. В четырех случаях реорганизации из пяти учреждение как юридическое лицо прекращает существование, причем в трех из них при разделении, слиянии и преобразовании наряду с прекращением возникает новое (при разделении) юридическое лицо. В случае выделения возможно возникновение только одного или нескольких новых юридических лиц.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS REORGANIZATION MEDICAL AGENCIES IN THE SYSTEM MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA

After analyzing the five methods the reorganization of agencies this transformation, joining, merging, division and separation, the author identifies the main features inherent the agency as one of the independent species of legal entity. On this basis, concluded that the at reorganization in four out of five cases, the agency as a legal person ceases to exist, and in three of them at the division, merger and transformation along with the termination, a arises new (at the division) of legal entity. In the case of selection may occur only one or more new legal persons.

Текст научной работы на тему «Способы реорганизации медицинских учреждений в системе МВД России»

печивающих выполнение боевых задач в разных условиях. В содержание боевой подготовки входит подготовка общественно-государственная, тактическая (для боевых частей и подразделений), тактико-специальная (для частей специальных войск и тыла), специальная, техническая, вождение боевых машин, подготовка строевая, физическая, радиационная, химическая и биологическая защита, подготовка мобилизационная, инженерная, топографическая (для офицеров и прапорщиков), огневая, автомобильная, общевоинские уставы, подготовка военно-медицинская, правовая, защита государственных и военных секретов, военная педагогика и психология [6].

Особое место уделяется подготовке командного состава, что актуально и в боевой подготовке сотрудников разных служб ОВД Очевидно преимущество военно-педагогического процесса прежде всего за счет его многосторонности в подготовке.

Необходимость совершенствования в теории и практике боевой подготовки в ОВД складывается под влиянием изменений в законодательстве, а также преобразований в социальной среде и культуре общества [15—16]. Подтверждением является тот факт, что при всех недостатках система подготовки кадров силовых ведомств в СССР находилась на высоком уровне, однако с распадом СССР эта система была разобщена.

Более 30% образовательных учреждений всех силовых ведомств осталось за пределами России, а следовательно, была утрачена возможность подготовки военнослужащих по целому ряду специальностей [17].

На рубеже веков теория и практика боевой подготовки совершенствовалась разными темпами. Элементы, составляющие боевую подготовку, «модернизировались» неодинаково, т.е. при изменении одного элемента остальные продолжительное время оставались прежними.

Литература

1. Аккоф Р., Эмери Ф. О целеустремленных системах. М., 1974.

2. Блауберг И.В., Юдин Э.Г. Становление и сущность системного подхода. М., 1973.

3. Ураков И.В. Совершенствование огневой подготовки курсантов и слушателей образовательных учреждений МВД России : автореф. ... канд. пед наук. М., 2003. С. 15.

4. Военная психология и педагогика : учеб. пособие / под ред. П.А. Корчемного, Л.Г. Лаптева, В.Г. Михайловского. М., 1998.

5. Советская военная энциклопедия. М., 1976. Т 1. С. 315.

6. Щербатых А.И. Становление и развитие системы боевой подготовки ракетных войск стратегического назначения : автореф. . канд. пед. наук. Пермь, 2000.

7. Боевая подготовка работников органов внутренних дел : учебник / под ред. И.А. Дворяка. М., 1991. С. 236-246.

8. Морев Д.Г. Методика боевой подготовки курсантов образовательных учреждений МВД России в условиях ограниченного пространства : автореф. . канд. пед. наук. М., 2000.

9. Кустов А.Н. Прикладная подготовка самбистов : автореф. ... канд. пед. наук М., 1988.

10. Вдовиченко В.П., Краснопевцев С.Е. Комплексные занятия по служебно-прикладной подготовке // Вопросы эффективности профессиональной подготовки сотрудников ОВД : сб.науч. тр. / под ред. В.Г Антонова, В.П. Лашкина, С.Г. Савицкого, М.В. Урбана. Мн, 1991. С. 51-55.

11. Вдовиченко В.П. Типовое планирование процесса индивидуальной боевой подготовки сотрудников милиции (физическая, огневая, комплексная подготовка). Н. Новгород, 1995.

12. Колюхов В.Г. Проблемные вопросы боевой подготовки в учебных заведениях МВД России // Современная концепция преподавания боевой и физической подготовки в учебных заведениях МВД России : сб. М., 1996. С. 16-19.

13. Колюхов В.Г. Современная концепция боевой подготовки в вузах МВД России // Учение, научные школы и идеи : юбилейный сб. науч. тр. М., 1995. С. 181-187.

14. Лавров В.Н. Индивидуальная боевая подготовка и некоторые вопросы совершенствования ее содержания в учебных заведениях МВД России : межвуз. сб. науч. тр. М., 1996. С. 21-29.

15. Мингес А.В. Применение сотрудниками ОВД огнестрельного оружия, приемов рукопашного боя и специальных средств : учеб. пособие. Волгоград, 1997.

16. Папкин А.И. Личная безопасность сотрудников органов внутренних дел. М., 1996.

17. Кашин Н.И. Содержание и методика профессио-наль-но-прикладной физической подготовки курсантов вузов силовых ведомств на начальном этапе обучения (на примере вузов МВД) : автореф. ... канд. пед. наук. СПб., 2005.

СПОСОБЫ РЕОРГАНИЗАЦИИ МЕДИЦИНСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ В СИСТЕМЕ МВД РОССИИ

Е.А. ПЕСОШИНА,

соискатель кафедры гражданского права и процесса Московского университета МВД России; старший юрисконсульт Гоуппы правового обеспечения ФГУЗ

«Медико-санитарная часть Главного управления внутренних дел по

Московской области» 12.00.03 - гражданское право; предпринимательское право;

семейное право; международное частное право

[email protected]

Аннотация. После анализа пяти способов реорганизации учреждений (преобразование, присоединение, слияние, разделение и выделение) определены особенности, присущие учреждению как одному из самостоятельных видов юридического лица. В четырех случаях реорганизации из пяти учреждение как юридическое лицо прекращает существование, причем в трех из них — при разделении, слиянии и преобразовании наряду с прекращением возникает новое (при разделении) юридическое лицо. В случае выделения возможно возникновение только одного или нескольких новых юридических лиц.

Ключевые слова: способы реорганизации учреждения, формы реорганизации учреждения, слияние учреждений, присоединение учреждения, разделение учреждений, выделение учреждения, преобразование учреждения, правовой режим имущества учреждения.

METHODS REORGANIZATION MEDICAL AGENCIES IN THE SYSTEM MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA

E.A. PESOSHINA,

an applicant for the department of Civil Law and process of the Moscow University Ministry of Internal Affairs of Russia

Annotation. After analyzing the five methods the reorganization of agencies - this transformation, joining, merging, division and separation, the author identifies the main features inherent the agency as one of the independent species of legal entity. On this basis, concluded that the at reorganization in four out of five cases, the agency as a legal person ceases to exist, and in three of them - at the division, merger and transformation - along with the termination, a arises new (at the division) of legal entity. In the case of selection may occur only one or more new legal persons.

Key words: methods of reorganization institution, shapes the reorganization institutions, the merger of institutions, accession institutions, separation of institutions, allocation of institutions, the transformation of institutions, the legal regime of property agencies.

Учреждение — довольно распространенный субъект гражданско-правовых отношений, включающий в себя органы государственной власти и управления, суд, прокуратуру, городские, районные больницы, поликлиники, образовательные учреждения, библиотеки, музеи, театры и др. Общие положения об учреждении содержатся в ГК и в Федеральном законе «О некоммерческих организациях». Особенности правового положения отдельных видов учреждений определяются иными законами и правовыми актами, например Федеральными законами «О библиотечном деле», «О музейном фонде и музеях в Российской Федерации», «Об образовании», «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».

Из всей массы учреждений можно выделить как наиболее распространенные государственные учреждения. Большая часть государственных юридических лиц, деятельность которых осуществляется в области управления, социальной сфере, сферах образования, здравоохранения и других областях деятельности, преимущественно не носящей коммерческого характера, имеют организационно-правовую форму учреждения. К числу государственных учреждений можно отнести медицинские учреждения, входящие в систему

МВД России. Это объясняется прежде всего тем, что законодатель наделяет основные органы и медицинские учреждения системы МВД России правами и обязанностями юридического лица.

Процесс создания учреждения регулируется разными нормативными актами как на законодательном, так и на подзаконном уровнях. Приоритет принадлежит нормам ГК, другие нормативные акты не должны ему противоречить. Общий порядок создания некоммерческих организаций закреплен в Федеральном законе «О некоммерческих организациях». Особенности создания отдельных видов учреждений закреплены в специальных Федеральных законах «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», «О науке и государственной научно-технической политике».

В ст. 13 Федерального закона «О некоммерческих организациях» определены два основных способа создания некоммерческих организаций: создание организации в результате ее учреждения и реорганизация ранее существовавшей некоммерческой организации. Так как учреждение представляет собой одну из форм некоммерческих организаций, ему в полной мере присущи оба способа.

Прежде всего необходимо определить, что такое реорганизация учреждения, каково ее значение, какие существуют формы реорганизации учреждения, каков порядок ее осуществления. Основываясь на ответы на эти вопросы, определим, какие особенности существуют при реорганизации учреждения, характерные только данному виду некоммерческой организации.

Реорганизация учреждений как один из видов некоммерческих организаций осуществляется на основании определенного круга нормативных актов. Основные из них — ГК и Федеральный закон «О некоммерческих организациях». При осуществлении реорганизации могут использоваться и иные федеральные законы.

При реорганизации учреждения происходит прекращение ранее существовавшего субъекта гражданского права и одновременно возникновение нового субъекта права. Значение реорганизации учреждения состоит в том, что права и обязанности реорганизуемого учреждения переходят к иным организациям в порядке универсального правопреемства. К правопреемникам переходит комплекс прав и обязанностей, которыми обладала реорганизуемая некоммерческая организация либо их определенная часть, но в любом случае права и обязанности переходят как единое целое1.

Реорганизация некоммерческих организаций согласно п. 2 ст. 16 Федерального закона «О некоммерческих организациях» производится в форме слияния, присоединения, разделения, выделения или преобразования. Решение о реорганизации учреждения может быть принято собственником либо иным органом, в полномочия которого решение этого вопроса отнесено уставом. Однако из этого правила существует исключение, что и является особенностью процедуры реорганизации учреждений. К исключению относится то обстоятельство, что решение о преобразовании как одной из форм реорганизации принимается исключительно собственником учреждения (п. 5 ст. 17 Федерального закона «О некоммерческих организациях»).

Это правило связано с той особенностью учреждения, что в отличие от некоммерческих организаций учреждение не является собственником принадлежащего ему имущества. Учреждение создается по воле собственника, и только он вправе решать вопрос о преобразовании учреждения и изменении правового режима имущества, ранее принадлежавшего учреждению. Принятие самостоятельного решения учреждением о преобразовании недопустимо, поскольку это означало бы незаконное распоряжение имуществом собственника. Преобразование отдельных видов учреждений, в частности домов престарелых и домов ребенка, запрещено.

К организациям, в которые может быть преобразовано учреждение, в соответствии с п. 2 ст. 17 Феде-

рального закона «О некоммерческих организациях» относятся фонд, автономная некоммерческая организация, хозяйственное общество. Преобразование государственных или муниципальных учреждений в некоммерческие организации иных форм или хозяйственное общество допускается в случаях и порядке, которые установлены законом.

Возможность преобразования учреждения в фонд связана с тем, что фонд «учреждается» со стороны и, как и учреждение, не имеет членства. Учреждение не может быть преобразовано в полное или коммандитное товарищество, общественное объединение.

В случае преобразования учреждения в отличие от выделения и разделения возникает новое юридическое лицо другого вида, которое предусмотрено законодательством. В соответствии с передаточным актом с момента государственной регистрации новому юридическому лицу переходят соответствующие права и обязанности.

При реорганизации некоммерческих организаций, в том числе учреждений, органам, осуществляющим государственную регистрацию, представляется ряд документов: в случае разделения и выделения — разделительный документ; в случае любой другой формы реорганизации — передаточный акт. «Эти документы не являются бухгалтерскими документами в чистом виде, так как бухгалтерские документы обычно не содержат положений о правопреемстве. Вместе с тем основная информация в передаточном акте и разделительном документе носит учетный характер. Именно в виде этого законодатель и использует для наименования данных документов термины из бухгалтерского учета. Таким образом, разделительный баланс и передаточный акт целесообразно облекать в форму документов бухгалтерского учета»2.

В случае, если реорганизуется учреждение, которому в соответствии с учредительными документами (уставом) предоставлено право заниматься деятельностью, приносящей доход, в силу того что учет этой деятельности ведется отдельно от основной деятельности учреждения (п. 2 ст. 298 ГК), необходимо составление отдельных передаточного акта и разделительного баланса для приносящей доходы деятельности. Перед составлением разделительного баланса и передаточного акта реорганизуемого учреждения производится инвентаризация имущества, находящегося у этого учреждения, и денежных обязательств. На реорганизуемом учреждении лежит обязанность, связанная с включением в передаточный акт и разделительный баланс всех обязательств, лежащих на нем.

В ГК не определена форма передаточного акта и разделительного баланса (ст. 59), но предъявляются к этим документам следующие требования: передаточный акт и разделительный баланс должны утверждаться органом или лицом, принявшим решение о реорганизации, в случае преобразования учреждения утверждается только собственником, в остальных

случаях может утверждаться как собственником, так и соответствующим органом, полномочия которого на это действие закреплено в уставе; эти документы должны быть представлены вместе с учредительными документами для государственной регистрации вновь возникшего юридического лица или внесения изменений в учредительные документы существующих юридических лиц. При непредставлении этих документов вместе с учредительными документами вновь создаваемого юридического лица или отсутствие в представленном передаточном акте или разделительном балансе положений о правопреемстве в государственной регистрации вновь создаваемой организации (учреждения) должно быть отказано; и передаточный акт, и разделительный баланс должны содержать положение о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованной некоммерческой организации в отношении всех кредиторов и должников.

Что касается вопроса о времени составления и утверждении разделительного баланса и передаточного акта, он не регулируется ни ГК, ни Федеральным законом «О некоммерческих организациях». На практике к решению этого вопроса подходят по-разному, эти документы утверждаются или одновременно с принятием решения о реорганизации, или утверждаются по истечении определенного времени, указанного в извещении о реорганизации, которое направляется к кредиторам.

Определив, кто вправе принимать решение о реорганизации учреждения и обозначив круг используемых документов, необходимо ответить на вопросы, с какого момента реорганизация может считаться завершенной и каков порядок удовлетворения требований кредиторов реорганизуемого учреждения. Завершенной реорганизацию можно считать с момента государственной регистрации происшедших изменений, главным образом с момента регистрации вновь созданного юридического лица, за исключением случаев присоединения (см. п. 4 ст. 57 ГК).

При присоединении одной некоммерческой организации к другой, в нашем случае присоединении одного учреждения к другому, ликвидируемая организация передает все свои права и обязанности этой организации с изменением объема прав и обязанностей у той организации, к которой осуществляется присоединение. Регистрации подлежит не новое юридическое лицо, а внесение изменений в учредительные документы существующей организации. Реорганизация будет считаться завершенной с момента внесения в государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенной организации.

М.Л. Макальская и Н.А. Пирожкова, рассматривая положения, связанные с такой формой реорганизации, как преобразование, обращают внимание на один спорный вопрос. В случае присоединения одной некоммерческой организации к другой, равно как и одного учреждения к другому, реорганизованной

признается и та организация, к которой осуществляется присоединение. Требуется ли передаточный акт только в отношении присоединяемой некоммерческой организации или же и в отношении и той организации, к которой осуществляется присоединение? «Учитывая, что и в соответствии с пунктом 2 статьи 58 ГК РФ при присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридическою лица в соответствии с передаточным актом, то определенные правовые последствия имеет передаточный акт, составляемый присоединяемой некоммерческой организацией, а следовательно, представляется достаточным передаточный акт только присоединяемой некоммерческой организации.»3

В составлении второго передаточного акта нет необходимости, ведь организация, к которой осуществлено присоединение, лишь увеличивает объем своих прав и обязанностей за счет присоединяемой организации, которая, в свою очередь, с целью передачи этих прав и обязана составить передаточный акт. Присоединившая организация только приобрела, но ни как не передала права и обязанности, и составлять ей передаточный акт нет необходимости ввиду его бессмысленности.

В случае реорганизации учреждений в форме слияния происходит прекращение существования учреждений как самостоятельных юридических лиц, и на их базе возникает новое юридическое лицо. Сведения об учреждениях, участвующих в слиянии, исключаются из общего государственного реестра с момента государственной регистрации нового учреждения, которое является универсальным правопреемником реорганизуемых учреждений. В случае слияния двух учреждений обеими из них составляются передаточные акты, согласно которым все права и обязанности переходят вновь создаваемому учреждению.

Вновь образованное в результате реорганизации учреждение, как и все учреждения, действуют на основании устава. Слияние является распространенным способом реорганизации учреждений. Это объясняется тем, что самостоятельная деятельность нескольких учреждений, собственником которых является один и тот же субъект, не всегда обеспечивает достижение поставленных целей в силу невозможности полного финансирования со стороны собственника нескольких учреждений. Это положение касается государственных учреждений, действующих на основании бюджетных средств. Слияние нескольких учреждений в одно юридическое лицо позволяет сконцентрировать усилия, увеличить материальную базу и значительно уменьшить расходование средств на содержание нескольких учреждений.

Помимо реорганизации учреждений в форме преобразования, присоединения и слияния, существует еще две формы - разделение и выделение.

Если происходит разделение учреждения на две или более соответствующих организаций, все права и обязанности, ранее принадлежавшие реорганизуемому юридическому лицу, в соответствии с разделительным балансом переходят вновь образуемым юридическим лицам, которые в соответствии с установленным порядком должны пройти процедуру государственной регистрации. Само реорганизуемое учреждение как юридическое лицо существовать прекращает. Вновь созданные учреждения будут солидарно отвечать по своим обязательствам, если разделительный баланс не содержит положений о переходе конкретных прав и обязанностей к ним, и следовательно, кредиторы вправе требовать удовлетворения своих требований от каждого из них.

Выделение — одна из форм реорганизации учреждений, особенностью выделения от разделения является то обстоятельство, что в случае выделения реорганизуемое учреждение продолжает действовать как самостоятельное юридическое лицо, в случае реорганизации регистрации подлежит выделенная организация, а в учредительные документы, в частности в устав, первоначально должны быть внесены соответствующие изменения. Кроме этого, реорганизуемому (выделяемому) учреждению передаются не все права, а только их часть.

Выделение характерно для тех учреждений, которые стремятся расширить сферу своей деятельности и финансирование которых осуществляется в достаточном объеме4.

Рассмотрев пять способов реорганизации учреждений (преобразование, присоединение, слияние, разделение и выделение) и определив основные особенности, присущие учреждению как одному из самостоятельных видов юридического лица, можно сделать следующий вывод: в четырех случаях реорганизации из пяти учреждение как юридическое лицо прекращает существование, причем в трех из них — при разделении, слиянии и преобразовании наряду с прекращением возникает новое (при разделении) юридических лиц. В случае выделения возможно возникновение только одного или нескольких новых юридических лиц.

Как и в случае регистрации вновь созданного учреждения, так и в случае реорганизации государственная регистрация вновь возникшей организации (организаций) и внесения в государственный реестр записи о прекращении деятельности реорганизованной организации (организаций) осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (п. 4. ст. 16 Федерального закона «О некоммерческих организациях»).

В ст. 51 ГК установлено, что регистрация должна производиться в органах юстиции. Согласно п. 5 ст. 3 ч. I Положения о Минюсте России к основным задачам Минюста России относится организация

деятельности по государственной регистрации некоммерческих организаций, в том числе отделений международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, общественных объединений, политических партий и религиозных организаций.

Рассматривая вопрос, связанный с реорганизацией учреждения, нельзя не остановиться на моменте, связанном с удовлетворением требований кредиторов в случае реорганизации, тем более ответственность учреждения даже в процессе его деятельности имеет особенности, которые связаны прежде всего с особым отношением учреждения к находящемуся в его распоряжении имуществу.

В законодательстве имеются нормы, которые устанавливают гарантии прав кредиторов юридического лица при его реорганизации, в частности к одной из таких норм относится ст. 60 ГК. «Важнейшей задачей при проведении реорганизации юридических лиц является максимальная защита интересов кредиторов.»5

Реорганизация существенно затрагивает интересы кредиторов юридического лица, коль скоро их должник прекратит свое существование6, и вне зависимости от того, производится реорганизация коммерческих либо некоммерческих организаций. Согласно ст. 60 на орган, принявший решение о реорганизации юридического лица, возлагается письменная обязанность уведомления об этом кредиторов. Кредиторы вправе потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательства, должником по которому является реорганизуемое юридическое лицо, а также возмещения убытков.

Неуведомление кредиторов о предстоящей реорганизации будет являться грубейшим нарушением закона. В случае, если не уведомлены все или большинство кредиторов, им должно быть предоставлено право судебного оспаривания самой реорганизации некоммерческой организации и признания ее несостоявшейся. Однако предусмотренная законом возможность заявления требований кредиторами реорганизуемой организации отнюдь не означает, что реорганизация некоммерческой организации осуществляется с согласия кредиторов некоммерческой организации7.

В случае использования разных форм реорганизации учреждений степень риска для кредиторов неодинакова: в случаях слияния, присоединения или преобразования субъект правопреемства очевиден — это единая организация, к которой перешли все права и обязанности реорганизованных организаций. Иначе обстоит дело в случаях разделения или выделения. Здесь кредиторам противостоит уже не один должник, а два или более. Во втором случае возникает необходимость в составлении разделительного баланса (п. 3 и 4 ст. 58 ГК), тогда как в первом случае составляется передаточный акт. Составление разделительного баланса должно определить для кредиторов адресата взыскания, но при невозможности сделать это закон

предусмотрел установление солидарной ответственности всех правопреемников, возникших в результате реорганизации некоммерческой организации8.

1 Комментарий Федерального закона «О некоммерческих организациях» / под ред. В.В. Залесского, Р.Ф. Калистрато-вой. М., 1998. С. 67 (ст. 16).

2 Ковалевский С.М. Институт некоммерческих организаций: правовые аспекты // Кодекс info. 1999..№ 9. С. 14.

3 Макальская М.Л., Пирожкова Н.А. Некоммерческие организации в России. Создание. Права. Налоги. Учет. Отчетность. М., 1998. С. 180.

4 Шалайкин Р.Н. Правовое положение учреждений в системе МВД РФ : автореф. ... кнд. юрид. наук М., 2001. С. 128.

5 Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации / под ред. О.Н. Садикова. М., 2007. С. 141 (ст. 60).

6 Гражданское право : учебник / под ред. Ю.К. Толстого, А.П. Сергеева. СПб., 2009. С. 130.

7 Некоммерческие фонды и организации. Правовые аспекты. Особенности создания, управления и ликвидации. Учредительные документы / О.Г. Дрокин [и др.]. М., 1997. С. 30.

8 Комментарий Федерального закона «О некоммерческих организациях» / под ред. В.В. Залесского, Р.Ф. Калистрато-вой. С. 66 (ст. 16).

ВЛИЯНИЕ РЕЛИГИИ НА СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ «ЮРИДИЧЕСКАЯ ЭТИКА» И «МЕДИЦИНСКАЯ ЭТИКА»

О.Н. ПЕТЮКОВА, кандидат исторических наук, доцент кафедры «Предпринимательское право, гражданский и арбитражный процесс» Финансовой академии при Правительстве РФ 12.00.00 - юридические науки [email protected]

Аннотация. Анализируется влияние религии на соотношение понятий «юридическая этика» и «медицинская этика» в историческом и современном аспектах. Поскольку единые ценностные ориентации в современном российском обществе еще не сформированы, следует учитывать религиозно-этические традиции общества, гармонизируя их с нормами международного права.

Ключевые слова: религия, юридическая этика, медицинская этика, законодательство, нормы международного права, традиции.

INFLUENCE OF RELIGION ON A PARITY OF CONCEPTS «LEGAL ETHICS» AND «MEDICAL ETHICS»

O.N. PETYUKOVA, associate professor of the department «Business Law, civil and arbitration process», Finance Academy under the Government of the Russian Federation

Annotation. In article influence of religion on a parity of concepts «legal ethics» and «medical ethics» in historical and modern aspects is analyzed. The author focuses attention that as uniform valuable orientations in a modern Russian society are not generated yet, it is necessary to consider religious-ethical traditions of the Russian society, harmonise them with norms of international law.

Key words: religion, legal ethics, medical ethics, the legislation, norms of international law, tradition.

Термин «профессиональная этика» обычно употребляется для обозначения отрасли не столько этической теории, сколько своеобразного нравственного кодекса людей определенной профессии. Юридическая и медицинская этика обусловлены спецификой профессиональной деятельности, осо-

бенностями нравственного и социального положения представителей той или иной профессии, ориентируют их на неукоснительное соблюдение нравственных норм. Этика оказывает позитивное воздействие как на законодательство, так и на правоприменение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.