УДК 008 (091); 008:14; 008:338.23
РАСКАТОВА Елена Михайловна, кандидат исторических наук, доцент, заведующая кафедрой истории и культурологии Ивановского государственного химико-технологического университета. Автор 167 научных работ, в т.ч. одной монографии, 2учебных пособий
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РСФСР В СИСТЕМЕ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ: ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИОРИТЕТНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРОГРАММ В 1970-х ГОДАХ
На основании анализа документов центральных и региональных архивов, многие из которых вводятся в научный оборот впервые, автор исследует характер деятельности и функции Министерства культуры РСФСР как особого звена в структуре советской политической системы, проявлявшиеся в процессе реализации некоторых партийногосударственных программ.
Социализм, Министерство культуры РСФСР, эстетическое воспитание детей, художественная интеллигенция, творческие союзы
Анализ современной историографии недавнего советского прошлого позволяет заметить не только устойчивый интерес исследователей к эпохе позднего социализма - «длинным семидесятым», но и усиливающуюся ремифологизацию этого периода как золотого века социализма1 . Среди голосов в защиту наиболее распространенных мифов все чаще слышатся мнения современников - непосредственных участников культурного процесса, сохранивших о времени позитивную память.
Культурная история 1970-х - сложный и неоднозначный феномен, требующий тщательного, взвешенного изучения. Наше обращение к деятельности Министерства культуры РСФСР2 по реализации некоторых важных государственных программ в сфере культуры, позволит не только приблизиться к пониманию причин «ностальгии по настоящему», но и про-
анализировать историко-культурные реалии того времени.
Министерство культуры РСФСР, как звено советской политической системы, в своей деятельности должно было руководствоваться партийными и правительственными решениями, которые определяли актуальные приоритеты, содержание и формы работы.
Анализ документов Министерства культуры РСФСР (от протоколов заседаний Коллегий и материалов к ним до приказов министра и статистических отчетов) позволил выявить некоторые особенности технологий принятия и реализации решений, поведения и стиля работы чиновников, место данного государственного органа в системе власти.
В Положении о Министерстве культуры РСФСР в соответствии с Конституцией РСФСР был определен статус данного звена в системе
власти как союзно-республиканского министерства, которое в своей деятельности подчиняется как Совету Министров (СМ) РСФСР, так и Минкультуры СССР, в связи с чем структура и численность работников центрального аппарата Министерства культуры РСФСР утверждалась СМ РСФСР по согласованию с Министерством культуры СССР. Далее указывалось, что в Министерстве культуры РСФСР образуется Коллегия в составе Министра (председатель), заместителей министра по должности, других руководящих работников министерства и отдельных деятелей культуры и искусства.
Поражает многообразие определенных документом функций Министерства и стремление авторов-составителей, с одной стороны, обязать Министерство вести почти тотальный контроль за деятельностью творческих работников силами чиновников, а с другой - жестко регламентировать работу самого Министерства3 .
Положение Министерства культуры в системе государственного управления было двойственным: с одной стороны, оно представляло власть с мощными политическими и экономическими рычагами, определявшую параметры официального художественного процесса, в т.ч. и с помощью системы «государственных заказов» на создание произведений искусства нужной государству идейно-политической направленности, с другой стороны, Министерство являлось властью исполнительной, подотчетной, ответственной за «жизнедеятельность» мастеров слова, кисти и др.
Принципиально важно и то, что это была власть, максимально приближенная к художнику, знавшая его проблемы изнутри и потому отчасти понимавшая и разделявшая его позицию, что делало ее особенно уязвимой в конфликтных ситуациях Власти и художественной интеллигенции.
Таким образом, место Министерства культуры РСФСР в системе власти уникально по своей противоречивости. Именно это обстоятельство помогает понять многое при анализе разносторонней деятельности сотрудников Мин-
культуры. Среди самых ярких и значительных
- государственные программы, связанные, в первую очередь, с эстетическим воспитанием детей. Эти проекты нельзя оценить однозначно, т.к. наряду с безусловным позитивным значением, они демонстрируют и несовершенство государственных механизмов их реализации.
На протяжении 1970-х годов государственные общественные структуры уделяли приоритетное внимание работе по идейно-художественному воспитанию детей и подростков. В немалой степени это было связано с тем, что данная деятельность находилась на «постоянном контроле» Отдела культуры ЦК КПСС4. Однако за формальными цифрами систематических отчетов стоят многообразные формы эстетического воспитания детей, нестандартное решение многих материально-технических проблем, творческое и заинтересованное отношение к делу самой художественной интеллигенции. Практически во всех творческих союзах были созданы комиссии по эстетическому воспитанию детей. Так, хорошо известна деятельность Комиссии по музыкально-эстетическому воспитанию детей и юношества (председатель
- Д.И. Кабалевский), созданной при Союзе композиторов СССР и координировавшей всю работу в данном направлении, в т.ч. многие массовые мероприятия, теле- и радиопередачи, занятия клуба старшеклассников «Живопись -музыка - жизнь» в Третьяковской галерее, оперно-балетные утренники, «Дни школьника» в Большом театре, встречи с композиторами, семинары для учителей пения и т.д. и т.п.5 Комиссия по эстетическому воспитанию Союза художников СССР в течение 1974-1976 годов проводила работу по введению новой экспериментальной программы уроков рисования в 27 школах страны, экспериментальные школы получили в дар от художников 600 произведений изобразительного искусства, комплекты репродукций из подарочного фонда СХ СССР; около семи лет более чем в 50 городах экспонировалась передвижная художественная выставка СХ «Художники - малышам»; в 19761978 годах прошел Всесоюзный фестиваль детского художественного творчества «В мире
прекрасного» и т.д. Но самое заметное явление периода - движение за создание школьных музеев изобразительного искусства. В СССР было организовано более сотни таких музеев6. Увеличивалось общее количество музыкальных и художественных школ в регионах7.
Министерство культуры РСФСР выступило организатором многих интересных акций по привлечению детей и юношества в учреждения искусств, формированию у них устойчивого интереса к художественному творчеству. Коллегия регулярно обсуждала самые разные вопросы, связанные с эстетическим воспитанием подрастающего поколения, участием в этой деятельности художественной интеллигенции.
В 1970-х годах заметен рост интереса родителей к эстетическому образованию детей, следствием чего стала организация большего количества художественных и музыкальных школ. В 1977 году с учетом потребностей населения и уже накопленного опыта Министерство культуры РСФСР совместно с Министерством просвещения РСФСР, Госпланом РСФСР, Министерством финансов РСФСР разработали предложения о создании на базе общеобразовательных школ с односменным режимом работы школ общего художественного воспитания детей с музыкальным, хореографическим и художественным отделениями с бесплатным обучением и выделении необходимых ассигнований на эти цели и утвердили на заседании8 . Необходимо отметить целевое финансирование государством идеологически направленного эстетического воспитания9, а также специальное выделение средств на строительство ТЮЗов, кукольных театров, создание пьес, спектаклей для детей и юношества и др.10, установление для детей льготных цен на билеты в кинотеатры, театры11 и др.
Именно в 1970-х годах прошли впервые и получили поддержку, вошли в практику совместной работы Министерства культуры РСФСР, Министерства просвещения РСФСР, ЦК ВЛКСМ и отделений творческих союзов такие акции, как Всероссийская неделя «Театр и дети», «Недели музыки для детей», «Недели детской книги» «Всероссийский литературный
праздник», с 1976 года регулярно проводилась выставка «Художники России - детям»12.
Противоречивый характер деятельности Министерства культуры РСФСР отчетливо проявлялся даже в таких крупных и наиболее популярных акциях, как ежегодная неделя «Театр и дети».
Итоги Первой Всероссийской недели «Театр и дети» Коллегия Министерства культуры РСФСР обсуждала 11 сентября 1975 года13, и пришла к выводу о том, что акция на всей территории страны была проведена чрезвычайно эффективно, как «большой праздник театрального искусства»14. В то же время Коллегия обратила внимание и на то, что в целом в театрах спектаклей для детей мало, а те, что есть - низкого качества: «...руководители драматических театров планируют подготовку спектаклей для детей только к школьным каникулам, устанавливают безответственно короткие сроки подготовки детских спектаклей (иногда от 8 до 13 дней), поручают постановку непрофессиональным режиссерам, не обеспечивают детский спектакль настоящим художественным и музыкальным оформлением». Для исправления ситуации Коллегия предложила традиционные, в основном организационные меры, которые, тем не менее, нельзя недооценивать, т.к. в советской политической системе чрезвычайно важен административный рычаг. В распоряжении, данном местным органам культуры, даже формулировки демонстрируют уверенность власти в эффективности и достаточности административных рычагов: «Начальникам управления культуры, директорам, главным режиссерам усилить работу по формированию репертуара для детей; обратить внимание на необходимость включения спектаклей для детей в репертуар гастролей за пределами областей, управлению театров МК РСФСР обеспечить строгий контроль за формированием репертуара Недели; органам народного образования обеспечить активное участие школ, Дворцов и домов пионеров в подготовке и проведении Недели <.. .> обеспечить систематическое посещение сельскими школьниками театров разных жанров в течение
всего учебного года...»15. На этом же заседании было принято решение о статусе и сроках проведения акции: Неделя «Театр и дети» становилась ежегодной, а оргкомитет по ее проведению возглавил руководитель Министерства культуры РСФСР Е.В. Зайцев16.
Подобные меры в известной степени способствовали укреплению официального статуса Недели, направлению внимания театральных руководителей к детскому репертуару, но работа с детьми не стала бы системой в деятельности театров, если бы не творческое отношение к делу, бескорыстие, подвижнический характер работы представителей театральной интеллигенции, режиссеров, актеров.
В эту работу (тем более, что с 1974-1975 годов она стала предметом отчетности отделений ВТО) включались все новые театральные коллективы страны. Так, руководители Ярославского отделения ВТО, рассказывая о работе театров области с детьми, приводили цифры посещения Ярославского академического имени Ф. Волкова, Ярославского театра кукол, Рыбинского драматического театра и Рыбинского театра кукол дошкольниками, школьниками, учащимися ПТУ - «обслужено зрителей»: в 1975 году - 10 тыс. чел.17, в 1978 году -27 02118,в 1980 году-26 77319,в 1982 году-29 91220.
За этими цифрами и формальными показателями стоит увлеченная работа театральной интеллигенции, в результате которой театр становился важной частью жизни многих детей. Так, обращение к документам заседания Коллегии Министерства культуры РСФСР от 2 ноября 1973 года «О состоянии репертуара Ленинградского ордена Ленина театра юного зрителя», позволило выявить конкретные формы работы этого творческого коллектива со зрителями, выяснить, что своими зрителями режиссер и актеры театра давно считают не только детей, но и учителей, родителей и др.21 Главный режиссер театра З.Я. Корогодский определял главную цель этой работы как воспитание грамотного театрального зрителя. В течение нескольких лет в театре проводился «День директора школы», работал учительский
актив2-2. Кроме этого, в театре были организованы специальныъ учительские залы, семинар по эстетическому воспитанию для старших пионерских вожатых, которые вел главный режиссер ТЮЗа.
Интересна работа родительского совета театра. Еще в 1971 году был поставлен спектакль «Открытый урок», построенный на основе жизненных наблюдений артистов за миром детства, адресованный взрослым. Участники вспоминали, что «первые спектакли прошли с огромным успехом, вскоре в зрительном зале на этом спектакле стали собирать общешкольные родительские собрания, участвовали иногда одна, иногда две школы». Именно родительским советом была организована конференция отцов Московского района23.
Отчетные документы ВТО, периодические издания подтвердили, что ряд форм работы Ленинградского ТЮЗа (родительские собрания, театральные активы и др.) успешно использовали и другие театры страны24.
Театры Ярославской области также неоднократно отмечались Министерством культуры за работу с детьми. По отчету за 1982 год об участии в проведении Третьей Всесоюзной недели можно представить размах, масштабы и наиболее приветствуемые формы работы: «встречи с актерами, режиссерами, работниками цехов театров - 82, экскурсии по театральным цехам -18, выставки -12, викторины - 5, зрительские конференции - 3; всего - 135 мероприятий»25. Важно, что начиная с Шестой театральной недели (1979) появилась информация о «предварительной работе» театров, в первую очередь театра имени Ф. Волкова, творческий коллектив которого вел работу в течение всего театрального сезона, не ограничивая ее определенными сроками26.
Оригинально проводили Неделю в театре музыкальной комедии г. Иванова27. Работа по организации и проведению этой Недели положила начало рождению других, принципиально важных инициатив актерской молодежи в работе с детьми. Талантливая актриса ивановского театра музыкальной комедии Л.А. Грачева стала инициатором многих интересных дел,
сплотив вокруг себя представителей молодой художественной интеллигенции города. Узнав, что детскому дому № 1 необходимо переоборудование помещений и территории, она привлекла к этой работе молодых художников и архитекторов, которые безвозмездно разработали несколько проектов его реконструкции. Совет творческой молодежи провел среди них конкурс. Лучший был рекомендован дирекции28.
Однако на практике энтузиазм театральной интеллигенции нередко сталкивался с формализмом чиновников и материально-техническими проблемами государства29. Вот почему работа с детьми чаще всего ограничивалась проведением мероприятий в рамках Всесороссий-ской, а затем - Всесоюзной недели. Для систематической работы в этом направлении, как и для развития художественной культуры в целом, центральная и местная власти не могли обеспечить необходимую материальную базу. Даже в «парадных» отчетах Министерства культуры о выполнении решений партийных съездов проскальзывали тревожные нотки. Так, рапортуя ЦК КПСС об увеличении числа юных зрителей за годы X пятилетки на 55 тыс. чел., что составило в целом 95 млн чел., Министерство культуры СССР обратило внимание на отсутствие в 45 автономных республиках, краях и областях театров юного зрителя, в 11 -театров кукол30.
Коллегия Министерства культуры систематически обращала внимание руководителей театров на неудовлетворительное состояния репертуара для детей, несмотря на требование репертуарного совета МК РСФСР об обязательной постановке двух спектаклей для детей во всех музыкальных и драматических театрах ежегодно. Среди причин, как правило, называли недостаток высокохудожественных пьес, экономическую нецелесообразность постановки спектаклей для детей и др. Ситуация принципиально не изменилась и после организации в 1978 году Министерством культуры совместно с ВТО и Союзом писателей РСФСР конкурса на лучшую пьесу о современном молодом герое31. В 1980 году Министерство культуры СССР вынуждено было признать, что некото-
рые театры по-прежнему не имели в своем репертуаре детских спектаклей, да и в целом лить 15% всех спектаклей адресовали подрастающему поколению32.
Даже такие начинания, как эстетическое воспитание детей часто оставались без достаточного внимания и поддержки власти. Государство, в очередной раз востребовав и поддержав инициативу на местах (в данном случае театральных коллективов РСФСР), со временем лишь формально продолжало заниматься организацией Недели «Театр - детям и юношеству», в результате чего система идейно-художественного воспитания детей и юношества в стране не сложилась. Более того, нараставшие проблемы государственной системы способствовали перенесению ответственности за это направление работы с органов культуры на энтузиастов из числа художественной интеллигенции.
Важным симптомом снижения эффективности работы Министерства Культуры РСФСР, деятельности сотрудников его аппарата во второй половине 1970-х годов стало невыполнение даже приоритетных государственных программ. Анализ документов, сопровождающих их реализацию, позволил утверждать, что принятие планов, программ, мер и т.п. в ответ на очередной партийно-государственный призыв, решение и др. не только не означало их обязательного выполнения, но главное - не приводило к качественному изменению конкретной ситуации33 .
Анализ материалов съездов творческих союзов, отчетных материалов и протоколов республиканских и областных отделений творческих союзов показал, что еще одним приоритетным направлением в изучаемый период стало шефство деятелей культуры над селом34. Именно в эти годы в практику вошли сельские театральные гастроли, помощь сельским народным театрам, народным самодеятельным художникам, «Дни сельского зрителя» и т.д. Отдельные выступления театральной интеллигенции подтвердили добровольность ее участия в «культурном шефстве над селом»35. Однако энтузиазм художе-
ственной интеллигенции на практике вновь столкнулся с жизнью, в данном случае советского села, где не было необходимых условий (например, помещений, тем более с приспособленными для театральных постановок площадками), подходящего времени для выступления артистов (часто приходилось выступать прямо на стане, в обеденный перерыв, что нередко создавало неловкие ситуации), достаточного уровня подготовки зрителя к «приезду артистов» и др.
Опубликованные сегодня статистические данные по развитию социально-культурной сферы в стране36, архивные материалы отчетов Министерства культуры РСФСР и Министерства культуры СССР37 и др. подтвердили недоступность для многих сельских жителей культурной продукции (даже в 1985 году 15 млн чел. не имели возможности принимать телепрограммы), часто и вообще отсутствие каких-либо учреждений культуры на селе (на 1988 год в 42% сельских населенных пунктах не было никаких учреждений культуры). Без сомнения, участие художественной интеллигенции в повышении культурного уровня сельских жителей влияло на атмосферу их жизни, но общей ситуации не изменило: это влияние не было (и не могло быть) систематическим, а следовательно, эффективным.
В результате становилась очевидной иллюзорность представлений руководителей творческих союзов, учреждений искусств, представителей художественной интеллигенции о возможности эффективно решать проблемы, только добившись принятия специальных постановлений высших органов власти: ЦК КПСС, СМ СССР, РСФСР, Министерств культуры и т.п.
В какой-то степени чиновники Министерства культуры РСФСР отличались от служащих иных подразделений власти в силу функциональных обязанностей: они чаще не создавали директивные документы, а занимались руководством практическими делами, что требовало компетентности, знания и понимания особенностей художественной интеллигенции, умения использовать эти качества в работе.
От персонального отношения к делу того или иного чиновника Министерства часто зависел результат того или иного начинания, часто именно они формировали в обыденном сознании рядового художника представление о Советской власти.
Позволим себе предположить, что эффективность действия государственного механизма в нашей стране всегда в значительной мере зависит от качества работы чиновников; именно чиновники аппарата в период «позднего социализма» определяли стиль работы всей советской политической системы. Безусловно, это был общий стиль власти 1970-х. Многие руководители Минкультуры прошли школу аппаратной работы в ЦК КПСС. В частности, министр культуры РСФСР Ю.С. Мелентьев в начале 1970-х годов работал в аппарате ЦК КПСС, был заместителем заведующего отделом культуры. Чиновники Министерства культуры РСФСР, в свою очередь, возглавляли впоследствии крупные региональные управления.
Можно говорить о том, что механизм власти «заржавел»: решения выполнялись, но медленно, нечетко, формально, был важен не результат, а занятость в процессе его достижения. Проанализированные нами документы позволили говорить об изменении стиля работы чиновников Министерства культуры РСФСР на протяжении изучаемого периода. Это заметно, на наш взгляд, даже при сравнении характера документов рубежа 1960-х - 1970-х годов и рубежа 1970-х - 1980-х годов: не только сами тексты постановлений коллегий, но и подготовительные материалы, всевозможные справки, приложения и др. стали более формальными, содержащими общие декларации, призывы и т.д.
На наш взгляд, именно подобным образом в 1970-х годах, особенно в конце 1970-х - начале 1980-х, проявлялся важнейший симптом неблагополучия административно-командной системы: нарушался ее главный принцип - принцип централизма, решения, принимаемые в верхних эшелонах власти, не выполнялись с принципиально важной и обязательной для нее четкостью.
Примечания
1 «Семидесятые» как предмет истории русской культуры. М., 1998; Художественная жизнь России от 1970-х к 1990-м. М., 1999; Художественная жизнь России 1970-х. М., 2000; Художественная жизнь России 1970-х годов как системное целое. СПб., 2001 идр.; Длинные 1970-е: советское общество в 1968-1982 годах//Неприкосновенный запас. 2007. № 2 (052) и т.д.; Раскатова Е.М. Власть и художественная культура «длинных семидесятых»: тенденции и парадоксы современных исследований II Советская культура: проблемы теоретического осмысления: материалы межд. науч. конф., Санкт-Петербург, 20 июня 2008 года. СПб., 2008. С. 225-232.
2 Министерство культуры СССР и Министерство культуры РСФСР исследователи (Т.М. Горяева, Р.Г. Пихоя и др.) справедливо не относят к звеньям так называемого «властного треугольника» эпохи позднего социализма (ЦК КПСС, Главное управление по охране государственных тайн в печати и Комитет государственной безопасности при Совете министров СССР).
3ГАРФ. Ф.А-501 -фонд Министерства культуры РСФСР. Оп. 1.Д.7835.Л. 1.
4 См. напр., РГАНИ. Ф. 5 - фонд Отдела культуры ЦК КПСС. Оп. 69. Д. 607. Л. 1-25.
5 Там же. Л. 22.
6 Лучший, по мнению руководителей СХ СССР, находился в с. ПархомовкаХарьковской области; подробнее см.: РГАНИ. Ф. 5. Оп. 69. Д. 607. Л. 3.
7 ВIX пятилетке в стране было 967 таких школ, в X - 1002 //Народное образование, наука и культура в СССР. М., 1977.
8 См.: Протокол заседания Коллегии МК РСФСР от 7 октября 1976 года «О новых типах школ детского внешкольного эстетического образования»//ГАРФ. Ф. А-501. Оп. 1, т. 3. Д. 8251. Л. 4-12.
9ГАРФ. Ф. А-501. Оп. 1, т. 4. Д. 8592. Л. 165.
10 См.: Там же. Т. 3. Д. 8246, Л. 1; Т. 4. Д. 8612. Л. 35-37; Д. 8592. Л. 167-171; Ф. 259. Оп. 45. Д. 8506. Л. 7; Д. 5595. Л. 1-18.
11 РГАНИ. Ф. 5. Оп. 69. Д. 607. Л. 18.
12 Там же. Л. 8.
13 Итогом стало Постановление Коллегии МК РСФСР, Министерства просвещения РСФСР, Секретариата ЦК ВЛКСМ и Президиума ВТО «О подготовке и проведении Второй Всероссийской недели «Театр и дети» от 24 октября 1975 г//ГАРФ. Ф. А-501. Оп. 1, т. 3. Д. 7847. Л. 21-24.
14 Там же. Л. 64-66.
15 Там же. Л. 22.
16 Там же. Л. 29.
17ГАЯО (Гос. арх. Ярослав, обл.). Ф. 834 (фонд Ярослав, отд-нияВТО). Оп. 1. Д. 225. Л. 14.
18 Там же. Л. 34.
19Тамже.Ф. 834.Оп. 1.Д.260. Л.51.
20 Там же. Л. 98.
21 ГАРФ. Ф. А-501. Оп. 1, т. 3. Д. 7008. Л. 19-36.
22Тамже. Л. 21.
23 Там же. Л. 24-26.
24 Там же. Д. 7847. Л. 57-68.
25ГАЯО. Ф. 834. Оп. 1. Д. 260. Л. 98.
26 См.: Отчеты о проведении Всероссийской недели «Театр и дети» за 1974-1978 гг. //Там же. Д. 225. Л. 2; Л. 16 и т.д.
27 См.: Справка о работе Ивановского отделения ВТО за 1979-81 гг. Иваново, 1981. С. 64-66 (опубл.).
28 Справка о работе Ивановского отделения ВТО за 1983-85 гг. Иваново, 1985. С. 32. (опубл.)
29 ГАЯО. Ф. 834. Оп. 1. Д. 260. С. 32-50.
30 РГАНИ. Ф. 5. Оп. 69. Д. 607. Л. 9.
31 Там же. Л. 11.
32 Там же. Л. 23.
33 См.: Раскатова£'.М«Жемчужина провинциальной культуры»: власть и палехский художественный промы-селв 1970-е годы//Интеллигенция и мир. 2006. № 1. С.46-69.
34 См. : Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 20 марта 1974 года «О мерах по дальнейшему развитию сельского хозяйства Нечерноземной зоны РСФСР» / КПСС в резолюциях... Т. 12. С. 394-409; ГАРФ. Ф. А-501.0п. 1.Д.9131. Л.55-60.
35 См.: Справка о работе Ивановского отделения ВТО за период с 20 апреля 1981 года по 1 июля 1983 года. Иваново, 1983. С. 34-45; ГАЯО. Ф. 834. On. 1. Д. 188. С. 114; и др.
36Бутенко И.А., Быкова Э.В. Культурная активность II Тенденции социокультурного развития России, I960— 1990-е гг. М., 1996. С. 413-420.
37РГАНИ. Ф.5.0п. 77. Д. 182. Л. 1-58; Л. 59-66.
Raskatova Elena
MINISTRY OF CULTURE OF THE RSFSR IN THE SOVIET POWER SYSTEM: PECULIARITIES OF THE PRIORITY STATE PROGRAMMES REALIZATION
IN THE 1970s
On the basis of the analysis of the central and local archives documents many of which being introduced for scientific use for the first time the author investigates the activity pattern and functions of the Ministry of Culture of the RSFSR. The latter is regarded as a specific section in the structure of the Soviet political system involved in the realization of some party-state programmes.
Контактная информация: e-mail\ [email protected]
Рецензент - Соколова Ф.Х., доктор исторических наук, профессор, заведующая кафедрой регионоведения Поморского государственного университета имени М.В. Ломоносова