Научная статья на тему 'МИНИМИЗАЦИЯ РИСКОВ В ПРОЦЕССЕ ПРИНЯТИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ'

МИНИМИЗАЦИЯ РИСКОВ В ПРОЦЕССЕ ПРИНЯТИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
112
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ РЕШЕНИЕ / РИСКИ / МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ / РЕЕСТР РИСКОВ / АНАЛИЗ РИСКОВ / ОЦЕНКА РИСКОВ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кузнецова О.А., Таранова О.И., Шинкаренко Д.С., Глазкова В.С.

Риск объективно неизбежен при принятии любого управленческого решения, поскольку неопределенность является неизбежной чертой современного общества и управления. В литературе экономики часто не разграничиваются и принимаются за одно и то же явление риск и неопределенность, но в действительности это совершенно не так и необходимо различать эти понятия. В первом случае, речь идет о ситуации, в которой весьма вероятно возникновение неизвестных инцидентов и которая может рассматриваться в количественном отношении, а во втором, когда вероятность таких инцидентов не предопределена. В реальной жизни решение является более рискованным из-за непредсказуемого влияния различных факторов. В настоящее время процесс разработки управленческих решений требует, чтобы служащий осознавал и понимал необходимость разработки и принятия такого решения, целью которого, выступало бы развитие той или иной сферы наиболее эффективно и с наименьшими затратами в условиях риска. Поэтому анализ, прогнозирование, оценка и смягчение рисков становятся все более актуальными.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MINIMIZATION OF RISKS IN THE PROCESS OF ACCEPTANCE AND IMPLEMENTATION OF MUNICIPAL PROJECTS

Risk is objectively inevitable in any management decision, as uncertainty is an inevitable feature of modern society and governance. In economic literature, risks and uncertainties are often not distinguished and accepted as the same phenomenon, but in reality they are quite different and it is necessary to distinguish them. The first is a situation where unknown incidents are very likely to occur and can be quantified, while the second is where the probability of such incidents is not predetermined. In real life, the solution is more risky because of the unpredictable influence of various factors. At present, the process of developing management decisions requires that the employee is aware and aware of the need to develop and make such a decision, the purpose of which is to develop the sphere most efficiently and cost-effectively under risk. Therefore, risk analysis, forecasting, assessment and mitigation are becoming increasingly relevant.

Текст научной работы на тему «МИНИМИЗАЦИЯ РИСКОВ В ПРОЦЕССЕ ПРИНЯТИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ»

6. Авдеева И.Л. Сравнительный анализ российского и зарубежного опыта управления персоналом в организациях / И.Л. Авдеева, Н.М. Сусько, Г.В. Соболев // В сборнике: Современные тенденции развития менеджмента и государственного управления. Материалы всероссийской очной научно-практической конференции. 2021. С. 14-21.

7. Авдеева И.Л. Управленческие технологии планирования в принятии кадровых решений. Учебное пособие. Авдеева И.Л., Коргина О.А., Овсянникова С.И. Орел, 2021. С.76

8. Белолипецкая А.Е. Мотивационная стратегия развития персонала / А.Е. Белолипецкая, Т.А. Головина, Н.Е. Поповичева // Среднерусский вестник общественных наук. 2020. Т. 15. № 1. С. 204-220.

9. Белолипецкая А.Е. Реализация компетентностной модели персонала в условиях цифровой трансформации экономических процессов /

A.Е. Белолипецкая, Т.А. Головина // В сборнике: Интеллектуальные системы управления в цифровой экономике. Сборник материалов Форум молодых ученых. Под редакцией О.Н. Пронской. 2020. С. 134-137.

10. Белолипецкая А.Е. Тенденции управления персоналом в условиях цифровой трансформации экономики и бизнес-процессов / А.Е. Белолипецкая, Т.А. Головина, А.В. Полянин // Труд и социальные отношения. 2020. Т. 31. N° 4. С. 65-80.

11. Белолипецкая А.Е. Управление персоналом в условиях цифровизации экономических процессов / А.Е. Белолипецкая, Т.А. Головина, Н.Е. Данилова // Экономика и предпринимательство. 2020. № 1 (114). С. 715-718.

12. Головина Т.А. Концепция управления цифровыми рисками экономических систем / Т.А. Головина, Д.А. Суханов // В сборнике: Современные тенденции развития менеджмента и государственного управления. Материалы всероссийской очной научно-практической конференции. 2021. С. 68-74.

13. Головина Т.А. Управление рисками организаций в условиях цифровой экономики / Т.А. Головина, И.Л. Авдеева, Д.А. Суханов // Вестник Академии знаний. 2022. № 48 (1). С. 55-61.

14. Коргина О.А. Социально-психологические технологии в управлении персоналом организации / О.А. Коргина // Вестник Академии знаний. 2022. № 48 (1). С. 125-131.

15. Максимова М.Ю. Сущность и содержание мотивации персонала / М.Ю. Максимова, Т.А. Головина // В сборнике: Современный молодежный рынок труда: тренды, вызовы и перспективы развития. сборник научных статей Научно-практической конференции. Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского. Нижний Новгород, 2021. С. 92-96.

16. Современные модели кадрового менеджмента в развитии стратегии процесса управления персоналом / Авдеева И.Л., Германович А.Г., Головина Т.А., Горбова И.Н., Данилова Н.Е., Еремина И.А., Захаркина Н.В., Коргина О.А., Кыштымова Е.А., Лытнева Н.А., Парахина Л.В., Парушина Н.В., Репичев А.И., Сахарова С.М., Соколова Н.Н., Суровнева А.А., Тугачева Л.В. Орел, 2022.

17. Сулима Е.П. Эффективное управление безопасностью персональных данных как фактор развития цифровых экосистем / Е.П. Сулима, Т.А. Головина // В сборнике: Современные тенденции развития менеджмента и государственного управления. Материалы всероссийской очной научно-практической конференции. 2021. С. 320-327.

18. Тиханов Е.Л. Применение информационно-коммуникационных технологий в системе управления персоналом организаций / Е.Л. Ти-ханов, Т.А. Головина // В сборнике: Экономика и бизнес: тенденции и инновации. Материалы международной научно-практической конференции. Москва, 2021. С. 170-178.

19. Харченко А.П. Управление безопасностью трудовой деятельности персонала предприятия / А.П. Харченко, Т.А. Головина // В сборнике: Бизнес и образование в условиях цифровой экономики. Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. 2020. С. 287-295.

20. Новиков Д.А. Социальная стратегия развития персонала предприятия / Д.А. Новиков, С.А.Ш. Довтаев // Деловой вестник предпринимателя. - 2022. - № 9(3). - С. 82-86.

21. Чуваткин П.П. Исследование влияния различных факторов на мотивацию персонала предприятий гостеприимства / П.П. Чуваткин, Е.В. Курникова // Вестник Академии знаний. - 2021. - № 46(5). - С. 348-355.

EDN: QVRLUW

О.А. Кузнецова - кхим.н., доцент кафедры экономической безопасности, Кубанский государственный технологический университет, Краснодар, Россия,

O.A. Kuznetsova - candidate of chemical sciences, associate professor of the department of economic security, Kuban state technological university, Krasnodar, Russia;

О.И. Таранова - студент кафедры экономической безопасности, Кубанский государственный технологический университет, Краснодар, Россия,

O.I. Taranova - student of the department of economic security, Kuban state technological university, Krasnodar, Russia; Д.С. Шинкаренко - студент кафедры экономической безопасности, Кубанский государственный технологический университет, Краснодар, Россия,

DS. Shinkarenko - student of the department of economic security, Kuban state technological university, Krasnodar, Russia;

B.С. Глазкова - студент кафедры экономической безопасности, Кубанский государственный технологический университет, Краснодар, Россия,

V.S. Glazkova- student of the department of economic security, Kuban state technological university, Krasnodar, Russia.

МИНИМИЗАЦИЯ РИСКОВ В ПРОЦЕССЕ ПРИНЯТИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ

MINIMIZATION OF RISKS IN THE PROCESS OF ACCEPTANCE AND IMPLEMENTATION OF MUNICIPAL PROJECTS

Аннотация. Риск объективно неизбежен при принятии любого управленческого решения, поскольку неопределенность является неизбежной чертой современного общества и управления. В литературе экономики часто не разграничиваются и принимаются за одно и то же явление риск и неопределенность, но в действительности это совершенно не так и необходимо различать эти понятия. В первом случае, речь идет о ситуации, в которой весьма вероятно возникновение неизвестных инцидентов и которая может рассматриваться в количественном отношении, а во втором, когда вероятность таких инцидентов не предопределена. В реальной жизни решение является более рискованным из-за непредсказуемого влияния различных факторов. В настоящее время процесс разработки управленческих решений требует, чтобы служащий осознавал и понимал необходимость разработки и принятия такого решения, целью которого, выступало бы развитие той или иной сферы наиболее эффективно и с наименьшими затратами в условиях риска. Поэтому анализ, прогнозирование, оценка и смягчение рисков становятся все более актуальными.

Abstract. Risk is objectively inevitable in any management decision, as uncertainty is an inevitable feature of modern society and governance. In economic literature, risks and uncertainties are often not distinguished and accepted as the same phenomenon, but in reality they are quite different and it is necessary to distinguish them. The first is a situation where unknown incidents are very likely to occur and can be quantified, while the second is where the probability of such incidents is not predetermined. In real life, the

solution is more risky because of the unpredictable influence of various factors. At present, the process of developing management decisions requires that the employee is aware and aware of the need to develop and make such a decision, the purpose of which is to develop the sphere most efficiently and cost-effectively under risk. Therefore, risk analysis, forecasting, assessment and mitigation are becoming increasingly relevant.

Ключевые слова: управленческое решение, риски, муниципальный проект, реестр рисков, анализ рисков, оценка рисков.

Keywords: management decision, risks, municipal project, risk register, risk analysis, risk assessment.

Как и любой другой процесс, происходящий в обществе, принятие управленческих решений по своей сути полн неопределённости, которая может привести к негативным последствиям принятого и реализуемого решения. Поскольку риск возникает на всех этапах принятия государственных решений, от диагностики проблемы до понимания её природы и подведения итогов, для правительства крайне важно понимать природу риска [1].

Субъективные риски возникают из-за ошибок тех, кто разрабатывает управленческие решения, их некомпетентности, случайных неудач, обусловленных сложностью проблемной ситуации и нехваткой времени. Риски можно разделить на три группы [2].

Группы рисков

Г

1. Риск исполнения управленческих решении {какова вероятность того, что конкретное управленческое решение будет или не будет выполнено). Например, риск исполнения оценивается в отношении 20-ти к 80-ти - это означает вероятность того, что 2 случая из 10 не будут исполнены надлежащим образом. 2. Риск достижения цели при выполнении управленческих решений (какова вероятность, что цель достигнута не будет). 3. Общий риск. Так, если риск исполнения составляет отношение 2-ух к 8-ми, а риск достижения цели - 3 к 7-ми, то общий риск разработки и внедрения составляет 5 к 15-ти, т.е. 25% : 75%

Рисунок 1 - Группы рисков

Таким образом, риск характеризуется вероятностью возникновения и размером убытков. Почти все управленческие решения связаны с большей или меньшей степенью риска. Полностью устранить его практически невозможно.

Политический риск, который является частью процесса принятия управленческих решений, относится к оценке и выбору возможных решений, а также к его реализации. Риск ограничивает принятие решений с двух сторон, с одной, неправильным выбором альтернатив, а с другой - ответственностью за результат политических решений.

Необходимо понимать, откуда могут исходить риски и каковы их причины. Можно привести позицию В. Лапицкого, который выделил 5 факторов. По его мнению, в качестве таких факторов могут выступать: многовариантность и вероятностный характер мира, возможные противоречия между политическими решениями, стихийность и случайность, асимметрия информации и сложность окружающего мира и его подсистем [3].

Наличие рисков в управленческой деятельности приводит к необходимости их анализа и определения их значимости для процесса формирования политики. Анализ риска можно разделить на два основных типа: [4]

1) качественный анализ риска. Его основная цель - выявить факторы и обстоятельства, которые приводят к возникновению рисков;

2) количественный анализ. Это предполагает расчет вероятности наступления отдельных рисков и риска проекта в

целом.

Если риски не учитываются при принятии государственных решений, они могут привести к нестабильности общественного порядка и росту конфликтов.

Поэтому при принятии государственных решений необходимо учитывать риски, чтобы уменьшить их влияние и последствия, которые они могут спровоцировать [5].

Анализ рисков для принятия политических решений как часть управленческой деятельности служащего имеет свою структуру и определённый порядок его осуществления. Данный процесс представлен ниже, (рисунок 1) [6].

Рисунок 2 - Процесс принятия управленческого решения

После анализа рисков в процессе принятия управленческих решений используются конкретные методы управления рисками, которые специально разработаны для этого, таковыми являются следующие методы [7]:

1) избегание риска направлено на избегание деятельности, связанной с риском;

2) удержание риска предполагает покрытие возможных убытков за счет резервов;

3) передача риска связана с передачей ответственности за риск;

4) снижение риска предполагает меры по снижению вероятности потерь и их ожидаемого размера.

Существуют различные стратегии контроля и управления рисками, все они могут быть отнесены к одному из четырех универсальных способов, при помощи которых государственные органы могут влиять на факторы риска. Эти группы методов включают политические, аналитические, социальные и финансовые инструменты.

Политические подходы включают, например, меры, предпринимаемые властями для повышения прозрачности политики, снижения конфликтов в государственном управлении, укрепления обратной связи между властями и общественностью и так далее.

Аналитические методы используют для улучшения моделей вариативного развития событий. Эта информация позволяет, уточнить состояние систем с точки зрения их подверженности риску, чтобы разработать наибольшее количество альтернатив.

Социальные технологии особенно важны для контроля и управления рисками. Все социальные технологии используются для снижения порога чувствительности общества к возможным угрозам и улучшения процессов принятия решений, а также для обучения населения трезвому взгляду на риски.

При таком комплексном подходе государственные администрации могут применять различные стратегии управления - от знания ситуации с рисками и избегания (минимизации) убытков до простого финансирования или покрытия убытков, «разделения» рисков и передачи их другим подрядчикам или, наоборот, принятия рисков на себя.

Анализ и оценка рисков являются неотъемлемой частью процесса формирования государственной политики, поскольку эта область неразрывно связана с ними. Система управления рисками состоит из множества этапов, все они должны быть соблюдены в правильном порядке и не допускаться исключение какого-либо из них из процесса анализа и оценки риска. Этот механизм может быть описана следующим образом (рисунок 3).

Рисунок 3 - Механизм управления рисками

Самый простой способ оценки рисков - разделить все выявленные риски на различные группы. В зависимости от степени вреда и потенциального вреда можно определить, например, приемлемый, критический и катастрофический уровни риска. Описанный подход к оценке рисков является на сегодняшний день наиболее распространенной практикой российских властей. Этот же метод используется местными органами власти при подготовке муниципальных программ. Анализ рисков и описание мер по управлению рисками при реализации государственной программы предусматривают следующее:

- определение факторов риска по природе возникновения и характеру влияния на ход и эффекты реализации государственной программы;

- качественную и количественную оценку, если есть такая возможность, факторов рисков;

- обоснование предложений по мерам управления рисками реализации государственной программы [8].

Для наглядности оценки и учёта рисков при реализации муниципальных проектов, рассмотрим деятельность управления инвестиций и развития малого и среднего предпринимательства муниципального образования города Краснодар.

Реализация программы связана с различными рисками, как внутренними, зависящими от ответственного исполнителя, соисполнителей и участников программы (организационные риски), так и внешними (законодательные риски, экономические риски и риски финансовой безопасности).

Так в проекте «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», в его паспорте представлен реестр рисков проекта, они указаны в таблице 1 [9].

Таблица 1 - Реестр рисков проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы»

Наименование риска Ожидаемые последствия Мероприятия по реагированию Вероятность наступления Уровень влияния на муниципальный проект

Изменения в законодательстве РФ и Краснодарского края, касающиеся отношений в сферах землепользования, налогообложения и предпринимательской деятельности Изменение численности субъектов МСП и, как следствие, изменение численности занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей Внесение предложений по актуальным вопросам и проблемам развития предпринимательства для обсуждения на совете по развитию предпринимательства в муниципальном образовании город Краснодар 0.5 0.9

Действия (бездействие) органов исполнительной власти Российской Федерации и Краснодарского края в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства в муниципальном образовании город Краснодар Изменение численности субъектов МСП и, как следствие, изменение численности занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей Внесение предложений по актуальным вопросам и проблемам развития предпринимательства для обсуждения на совете по развитию предпринимательства в муниципальном образовании город Краснодар 0.1 0.5

Реестр рисков содержит подробную информацию о всех известных рисках и включает описание, вероятность, воздействие на цели, предполагаемые ответные действия, владельцев и текущее состояние. Реестр рисков является частью плана управления проектом.

Цель использования реестра рисков заключается в выявлении, регистрации и отслеживании потенциальных рисков. Каждый раз при выявлении фактора, способного повлиять на выполнение проекта, его следует оценить и внести в реестр рисков. Так, например, внесение поправок в Закон Краснодарского края от 5 ноября 2002 года N 532-К3 «Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае», или усложнение налоговой отчётности для предпринимателей, применяющих контрольно-кассовую технику; предоставления отчётности, или усложнение доступа к льготному финансированию, в том числе ежегодное уменьшение объёма льготных кредитов, выдаваемых субъектам малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей может спровоцировать уменьшение численности владельцев малого и среднего предпринимательства, что в свою очередь повлечёт снижение численности занятых в этой сфере.

Это произойдет потому, что субъекты, вовлеченные в эту сферу, понесут дополнительные транзакционные издержки, в результате чего понесут большие убытки. Это окажет негативное влияние как на сектор МСП и отдельные компании, так и на занятость в Краснодарском крае в целом.

В таблице также приведена вероятность наступления каждого из рисков, так вероятность наступления изменений в законодательстве Российской Федерации и Краснодарского края в отношении отношений в сферах землепользования, налогообложения и предпринимательской деятельности на 0,4 выше, чем действия (бездействие) органов исполнительной власти Российской Федерации и Краснодарского края в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства на территории муниципального образования город Краснодар.

Также большее влияние, в случае его наступления окажет первый потенциальный риск, чем второй на 0,4 [10].

Также на мой взгляд, в реестре рисков муниципального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» необходимо рассматривать и закрепить и другие риски. В таблице 2 приведены эти риски, ожидаемые последствия от них и необходимые мероприятия по их предотвращению или же минимизации их влияния на реализацию проекта.

Таблица 2 - Дополнительные риски к муниципальному проекту «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы»

Наименование риска Ожидаемые последствия Мероприятия по предотвращению наступления риска

1. Человеческий фактор Принятие неэффективных управленческих решений. Тщательны отбор, при поступлении на муниципальную службу и регулярно сдавать квалификационный экзамен, но и им должны устраиваться не запланированные проверки, для подтверждения своей компетенции.

2. Не налаженный процесс разработки и принятия управленческих решений, в случае реализации не типичного проекта. Не способность органов власти реализо-вывать даже самые продуманные проекты, а, следовательно, не достижение поставленных целей. Подробное изучение данных по теме, с привлечением специалистов из вне, имеющих подобный опыт. Руководство методическими указаниями, Уставом муниципального образования город Краснодар и иными нормативно правовых актов, касающихся этой сферы.

3. Ухудшение общей экономической ситуации в Российской Федерации, которая оказывает влияние на развитие экономики. Не достижение планируемого эффекта от реализации муниципальной программы. Помимо регулярного планового мониторинга экономической ситуации для последующей оценки возможных последствий при реализации муниципальной программы, проведение внеочередных монито-рингов.

4. Принятие несвоевременных управленческих решений в сфере реализации муниципальной программы. Нарушение сроков, не достижение запланированных результатов. Оперативное управление, назначение ответственных исполнителей и мониторинг хода выполнения мероприятий программы.

5. Так называемые, непредвиденные обстоятельства. Угроза реализации муниципальных проектов. Прогнозирование, разработка специализированных программных комплексов для обработки статистической информации и построения различного рода прогнозов, форсайт-сессии.

Итак, управление - это вид человеческой деятельности. Поэтому и не исключается человеческий фактор в разработке и реализации муниципальных программ. Все риски, которые способны влиять на поведение человека либо вызванные им, оказывают влияние на процесс принятия решений и способны оказывать воздействие на интересы участников деятельности.

Представитель нанимателя должен принять все меры для того, чтобы в ходе осуществления своей деятельности, между служащими не возникало конфликтных ситуаций, так как это может препятствовать принятию качественного решения. И позаботиться о том, чтобы не возникало конфликта интересов.

Также важно, чтобы муниципальные программы разрабатывались и осуществлялись компетентными специалистами. Поэтому необходимы проверки, подтверждающие соответствие занимаемой должности следующим образом: потенциальные чиновники, помимо тщательного отбора при поступлении на муниципальную службу и сдачи очередного квалификационного экзамена, должны проходить выборочные внеплановые проверки.

Процесс государственного управления не только способствует достижению целей политики, но и может привести к нежелательным результатам и последствиям. Это может привести к провалу самых продуманных программ и планов. Поэтому необходимо при осуществлении муниципальных программ руководствоваться и строго придерживаться методических указаний, закреплённых в Приказе Минэкономразвития России от 16.09.2016 N 582 "Об утверждении Методических указаний по разработке и реализации государственных программ Российской Федерации", Устава муниципального образования город Краснодар и иных нормативно правовых актов, касающихся этой сферы, что и так выполняется. А также привлечение специалистов из вне будет способствовать принятию программ «свежим» умом, и передаче профессионального опыта.

Следующим риском может стать ухудшение общей экономической ситуации в Российской Федерации, влияющее на развитие экономики в целом или муниципалитета, в котором реализуется муниципальная программа. Это особенно актуально в настоящее время.

Введение санкций в отношении страны может повлиять на реализацию мероприятий программы или сроки их выполнения. Это также может вызвать ухудшение работы негосударственного сектора, что приведет к недостижению запланированных результатов муниципальной программы. Для того чтобы минимизировать эти последствия, необходимо проводить регулярный мониторинг экономической ситуации для оценки возможных последствий реализации муниципальной программы. И в этом случае органы исполнительной власти должны разработать план действий на случай возникновения подобных обстоятельств.

Предыдущий риск может привести к несвоевременному принятию управленческих решений. Этот риск может привести к несоблюдению сроков выполнения мероприятий муниципальной программы, недостижению запланированных результатов работы или всего проекта. Для предотвращения этого необходимо оперативное реагирование на возникающие проблемы при реализации программы, назначение ответственных исполнителей и контролирующих организаций, а также текущий мониторинг реализации программных мероприятий по возникшим угрозам.

Кроме того, четкое распределение ролей, полномочий и обязанностей основных участников будет способствовать созданию эффективной системы управления, при которой разработка и реализация проекта будет менее подвержена рискам.

Для успеха этого проекта важно определить набор ключевых документов, создаваемых в ходе реализации проекта. Необходимо утвердить шаблоны проектной документации, а именно: паспорт проекта, график проекта, план этапов проекта, состав команды проекта, отчет о проекте, отчет о завершении проекта и лист оценки участников проекта. Документирование этих рекомендаций повышает ответственность руководителей, которые вряд ли будут пренебрегать мнениями экспертов, особенно если они отвечают общественным интересам.

Еще одним способом минимизации рисков при управлении муниципальными проектами является регулярный анализ хода проекта и текущей ситуации и, при необходимости, ежегодная или ежеквартальная корректировка и ранжирование показателей и контрольных точек, а также самих мероприятий муниципального проекта. И перераспределение средств в зависимости от темпов и динамики муниципального проекта.

Особую роль следует отвести процессу предсказания развития определенных событий, т.е. прогнозированию. Прогнозирование в управлении муниципальными проектами является необходимым условием для подготовки плана программных мероприятий и перечня этих мероприятий и представляет собой выявление и предвидении будущих состояний общества, а также альтернативных путей этого развития и сроков их реализации. Прогноз должен содержать указание на то, как будет достигнута цель, какие задачи необходимо для этого решить и каков будет результат. Эффективный прогноз позволит определить наиболее подходящий набор задач для программных мероприятий, которые будут способствовать достижению целей.

Следует также проявить осторожность при разработке специализированных пакетов программного обеспечения для обработки статистической информации и составления различных типов прогнозов. Вовлечение большего числа субъектов в процесс разработки прогнозов социально-экономического развития может оказать положительное влияние на качество прогнозов состояния объектов изучения. Чем больше людей будет вовлечено в этот процесс, тем больше будет разработана методологическая и методическая база прогнозирования.

Для сокращения времени составления прогнозов и повышения их надёжности, сокращения издержек и минимизации расходования ресурсов, вопрос стандартизации прогнозов сам по себе должен быть элементом деятельности по прогнозированию. В стандартах должны быть отражены основные этапы разработки и реализации прогнозов, принципы и необходимый объём информации, необходимый для качественного прогноза.

Таким образом, прогнозирование является важным элементом управления муниципальными проектами, который позволит снизить риск. Однако хотелось бы выделить такой метод, как форсайт-сессии. Форсайт-сессия - это уникальная методология форсайта. Другими словами, это инновационный мозговой штурм, который позволяет наиболее эффективно понять преимущества и недостатки прошлого и учесть их при создании новых технологий. Другими словами, он фокусируется не только на определении возможных альтернатив, но и на выборе наиболее предпочтительных из них. Они помогут рассмотреть и определить различные варианты во время составления муниципальных программ или уже после, т.е. по результатам. Властям необходимо разработать дальнейший план действий при возникновении каждого потенциального сценария. Это позволит мгновенно реагировать на изменение ситуации и своевременно принимать меры, тем самым минимизируя потери.

Также рассмотрим подробнее, так называемый, риск непредвиденных обстоятельств, поскольку он является самым широким и многогранным. Непредвиденными обстоятельствами могут быть: введение чрезвычайного или военного положения на территории Российской Федерации, пандемии, введение санкций и многие другие. Но мы сосредоточимся на пандемии, поскольку такая ситуация уже имела место в экономике нашей страны.

Пандемия коронавируса и связанные с ней ограничения вызвали огромный экономический кризис во всем мире. Этот экономический кризис оказался намного большим по продолжительности и тяжелым, чем первоначально прогнозировалось. Во многих странах, включая Россию, пандемия привела к сокращению спроса, серьезным потрясениям во всех сферах общества. Еще одним отличием этого кризиса от предыдущих является большая неопределенность в отношении времени, необходимого для эффективного устранения рисков, вызванных данным непредвиденным обстоятельством.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Здесь также следует учитывать риск усиления ограничительных мер в связи с ухудшением эпидемиологической ситуации. Ситуация с коронавирусом в Российской Федерации была нестабильной в течение длительного периода времени. Усиление мер могло бы оказать серьезное влияние на реализацию муниципальных проектов. От несвоевременных управленческих решений до неспособности реализовать программу в целом. Выше уже упоминалось, что для минимизации потерь необходимо учитывать все возможные риски. Таким образом, увеличение ограничительных мер весьма вероятно, и власти должны принять это во внимание и включить в реестр рисков муниципального проекта. Существует также риск того, что после полной отмены ограничений пострадает устойчивость наблюдаемых остаточных явлений.

Для снижения влияния данного риска органам власти необходимо проводить детальное прогнозирование, разрабатывать специализированные программные комплексы для обработки статистической информации и построения различных видов прогнозов, проводить прогнозные сессии, позволяющие не только выявить данный риск, но и выбрать путь реализации муниципальной программы, наименее подверженный потенциальным рискам.

Таким образом, минимизация рисков требует постоянного мониторинга в ходе реализации муниципальной программы, квалифицированных специалистов и соблюдения ранее разработанных рекомендаций, чтобы даже если риск неизбежен, можно было вовремя отреагировать на новую ситуацию и максимально минимизировать последствия. И на этапе разработки проекта необходимо уделять достаточное внимание прогнозированию, чтобы направлять реализацию муниципальных проектов.

Подводя итог, можно сказать, что минимизация рисков требует предусмотрительности и постоянного мониторинга в ходе реализации мероприятий муниципальной программы, наличия квалифицированных экспертов и соблюдения ранее разработанных рекомендаций, чтобы даже если опасность неизбежна, можно было вовремя отреагировать на новую ситуацию и по возможности минимизировать последствия.

Источники:

1. Принятие и исполнение государственных решений /Анжела Моттаева, Асият Моттаева - M.:Litres, 2022. - 35 с.

2. Б. Зельдович, Н. Сперанская: Активные методы обучения. Учебное пособие для вузов - М.: Litres, 2022. - 202 с.

3. Рой О.М. Основы государственного и муниципального управления: учебное пособие / О.М. Рой. - СПб.: Питер, 2013. - 448 с.

4. Васильева Е.Ю. Анализ и оценка политических рисков / ЕЮ. Васильева. - Москва, 2015 - с. 164.

5. Швецова В.А., Пучкова А.А.Специфика анализа и учета риска при принятии решений органами государственной власти // Символ науки - 2016 - №11-4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/spetsifika-analiza-i-ucheta-riska-pri-prinyatii-resheniy-organami-gosudarstvennoy-vlasti (дата обращения: 08.05.2022).

6. Тебекин А.В. Методы принятия управленческих решений: учебник для академического бакалавриата / А.В. Тебекин. - М.: Юрайт, 2015 - с. 131.

7. Фирсова И.А. Методы принятия управленческих решений: учебник и практикум для академического бакалавриата / И.А. Фирсова, М.В. Мельник. - 2-е изд. - М.: Юрайт, 2015. - с. 289.

8. Швецова В.А., Пучкова А.А.Специфика анализа и учета риска при принятии решений органами государственной власти // Символ науки- 2016- .№11-4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/spetsifika-analiza-i-ucheta-riska-pri-prinyatii-resheniy-organami-gosudarstvennoy-vlasti (дата обращения: 08.05.2022).

9. Приказ Минэкономразвития России от 16.09.2016 N 582 "Об утверждении Методических указаний по разработке и реализации государственных программ Российской Федерации "URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc _LAW_205801/ (дата обращения: 15.11.2022).

10. Постановление от 17 октября 2014 года N 7604 Об утверждении муниципальной программы муниципального образования город Краснодар "Содействие развитию малого и среднего предпринимательства в муниципальном образовании город Краснодар" URL: https://docs.cntd.ru/document/446221966 (дата обращения: 15.11.2022).

11. Сводный годовой доклад о ходе реализации и оценке эффективности муниципальных программ муниципального образования город Краснодар за 2018 год. URL: https://krd.ru/dokumenty/dokumenty-administratsii/normativnye-pravovye-akty/munitsipalnye-programmy/munitsipalnye-programmy/doklad-za-2018-god/ (дата обращения: 15.11.2022).

EDN: QBFNHB

Н.А. Лытнева - д.э.н., профессор кафедры «Менеджмент и управление персоналом», Среднерусский институт управления - филиал РАНХиГС, почетный работник науки и высшей школы Орловской области, академик РАЕ, Орёл, Россия, ukap-lytneva@yandex.ru,

N.A. Lytneva - doctor of economics, professor of the department of management and personnel management, Central Russian institute of management - branch of the RANEPA, honorary worker of science and higher school of the Oryol Region, academician of the Russian Academy of Natural Sciences, Oryol, Russia;

Е.А. Кыштымова - к.э.н., доцент кафедры бухгалтерского учета и статистики, доцент, Орловский государственный аграрный университет им. Н.В. Парахина, Среднерусский институт управления - филиал РАНХиГС, Орёл, Россия, rosa-13@yandex.ru,

E. A. Kyshtymova - candidate of economics, associate professor of the department of accounting and statistics, associate professor, Oryol state agrarian university named after N.V. Parakhin, Central russian institute of management - Branch of RANEPA, Oryol, Russia;

Н.В. Парушина - д.э.н., профессор кафедры «Экономика и экономическая безопасность» Среднерусский институт управления - филиал РАНХиГС, академик РАЕ, Орёл, Россия, parushinan@mail.ru,

N.V. Parushina - doctor of economics, professor of the department of economics and economic security, Central russian institute of management - Branch of the RANEPA, academician of the Russian Academy of Natural Sciences, Oryol, Russia.

ПРОЕКТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД К УПРАВЛЕНИЮ ТРУДОВЫМИ РЕСУРСАМИ В СФЕРЕ АПК В УСЛОВИЯХ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ PROJECT-ORIENTED APPROACH TO THE MANAGEMENT OF HUMAN RESOURCES IN THE FIELD OF AGRICULTURE IN THE CONDITIONS OF ENSURING FOOD SECURITY IN RUSSIA

Аннотация. Развитие сельскохозяйственной отрасли в условиях решения проблемы обеспечения продовольственной безопасности России приобретает особую важность. Необходимость поиска резервов импортозамещения сырьевых ресурсов и продовольственных продуктов в результате введения экономических санкций на международном уровне предъявляет особые требования к аграрному производству. В этих условия одним из значимых направлений является изучение использования трудовых ресурсов, поскольку от эффективности использования кадров зависит организация сельскохозяйственного производства, посевные работы, уборка и продажа урожая, хранение продукции. Вместе с тем, снижение уровня развития сельскохозяйственных организаций привело к передислокации населения в городские местности, что привело к проблемам обеспеченности кадрами сельскохозяйственных предприятий. В статье раскрыты основные ориентиры развития аграрного сектора в настоящих условиях, задачи и мероприятия по применению инструментария проектно-ориентированного подхода, способствующего оценке фактически достигнутых показателей с принятыми стратегическими индикаторами на перспективу с учетом фактора трудовых ресурсов. При этом сформулированные направления развития сельского хозяйства, запланированные целевые индикаторы предусматривают развитие тех направлений, которые определены прогнозными индикаторами долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 г., разработанными Министерством экономики и развития России и относится к основным документам стратегического планирования развития РФ.

Abstract. The development of the agricultural sector in the context of solving the problem of ensuring food security in Russia is of particular importance. The need to search for reserves of import substitution of raw materials and food products as a result of the introduction of economic sanctions at the international level imposes special requirements on agricultural production. In these conditions, one of the significant directions is the study of the use of labor resources, since the organization of agricultural production, sowing, harvesting and sale of crops, and storage of products depend on the efficiency of the use of personnel. At the same time, the decline in the level of development of agricultural organizations led to the relocation of the population to urban areas, which led to problems of staffing agricultural enterprises. The article reveals the main guidelines for the development of the agricultural sector in the present conditions, tasks and activities for the use of tools of a project-oriented approach that contributes to the assessment of actually achieved indicators

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.