Научная статья на тему 'МИНИМАЛЬНЫЙ РАЗМЕР ОПЛАТЫ ТРУДА КАК ОСНОВНАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ГАРАНТИЯ В ОБЛАСТИ ОПЛАТЫ ТРУДА'

МИНИМАЛЬНЫЙ РАЗМЕР ОПЛАТЫ ТРУДА КАК ОСНОВНАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ГАРАНТИЯ В ОБЛАСТИ ОПЛАТЫ ТРУДА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
795
158
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАБОТНИК / РАБОТОДАТЕЛЬ / МРОТ / ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ГАРАНТИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Удальцова Наталья Вячеславовна

Рассматривается система государственных гарантий в сфере оплаты труда. Исследуется спе-цифика реализации на практике положений о минимальном размере оплаты труда. Приводятся последние законодательные изменения в данной области, дается оценка эффективности принятых мер.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MINIMUM WAGE AS THE MAIN STATE GUARANTEE IN THE FIELD OF REMUNERATION

The system of state guarantees in the field of remuneration is considered. The features of the implementation in practice of the provisions on the minimum wage are investigated. The latest legislative changes in this area are given, the author’s assessment of the effectiveness of the measures taken is given.

Текст научной работы на тему «МИНИМАЛЬНЫЙ РАЗМЕР ОПЛАТЫ ТРУДА КАК ОСНОВНАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ГАРАНТИЯ В ОБЛАСТИ ОПЛАТЫ ТРУДА»

Научная статья

УДК 349.2

Минимальный размер оплаты труда как основная государственная гарантия в области оплаты труда

Удальцова Наталья Вячеславовна

Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России, Санкт-Петербург, Россия, udaltsova@mail.ru

Аннотация. Рассматривается система государственных гарантий в сфере оплаты труда. Исследуется специфика реализации на практике положений о минимальном размере оплаты труда. Приводятся последние законодательные изменения в данной области, дается оценка эффективности принятых мер.

Ключевые слова: работник, работодатель, МРОТ, заработная плата, ответственность, гарантии

Для цитирования: Удальцова Н. В. Минимальный размер оплаты труда как основная государственная гарантия в области оплаты труда // Вестник Уральского юридического института МВД России. 2022. № 2. С. 89-93.

Original article

The minimum wage as the main state guarantee in the field of remuneration

Udaltsova Natalia V.

Saint-Petersburg university of State fire service of EMERCOM of Russia, Saint-Petersburg, Russia, udaltsova@mail.ru

Abstract. The system of state guarantees in the field of remuneration is considered. The features of the implementation in practice of the provisions on the minimum wage are investigated. The latest legislative changes in this area are given, the author's assessment of the effectiveness of the measures taken is given.

Keywords: employee, employer, minimum wage, salary, responsibility, guarantees

For citation: Udaltsova N. V. The minimum wage as the main state guarantee in the field of remuneration // Bulletin of the Ural Law Institute of the Ministry of the Interior of Russia. 2022. № 2. P. 89-93.

Одним из важнейших направлений государственной политики в области защиты трудовых прав граждан является реализация гарантий в области оплаты труда. Уровень дохода граждан, их заработная плата считаются специфическим критерием оценки не только эффективности государственного экономического регулирования, но и взаимодействия органов государственной власти федерального, регионального уровней, руководства компаний, общественных организаций в рамках реализации принятых на сегодняшний день международных обязательств и действующих нормативных правовых актов.

Рыночные условия и экономический кризис, обусловленный различными причинами, подтолкнули к необходимости поиска новых моделей, форм оплаты труда, а также иных пассивных источников дохода гражданами. При этом заработная плата для подавляющего большинства граждан остается единственным источником дохода, средством обеспечения суще-

ствования работающего гражданина и членов его семьи.

Таким образом, оплата труда представляет собой категорию экономического, социального и политического характера, степень значимости которой обусловлена необходимостью государственного участия в механизме ее регулирования, в том числе через установление системы гарантий.

Исследование вознаграждения за труд осуществляется в различных отраслях права. Термины «оплата труда» и «заработная плата» чаще всего используются при регулировании трудовых правоотношений. Определение «заработная плата» содержится в ст. 129 Трудового кодекса Российской Федерации [1]. Оплата труда - более емкое понятие по сравнению с заработной платой: является совокупностью оплаты за реально отработанное время в соответствии с квалификацией, сложностью, количеством и качеством

© Удальцова Н. В., 2022

выполняемой работы, доплат, надбавок, премий и оплаты за то время, когда работник не выполнял свои обязанности (болезнь, травма, отпуск). Таким образом, содержание и соотношение данных понятий различно.

При этом, по мнению М. С. Федотова, проводившего исследование понятия «оплата труда», «сейчас в научной литературе, работах и законах Российской Федерации понятия "оплата труда" и "заработная плата" определяются как тождественные. Во многих законах и нормативных актах РФ по оплате труда описывается только сущность понятия "заработная плата"» [2, с. 456], что, на наш взгляд, неверно. Как пишет А. Л. Жуков, «на сегодняшний день в нормативно-правовых актах отсутствует единое толкование терминов "заработная плата" и "оплата труда", что приводит в некоторых случаях к ошибочным экономическим выводам» [3, с. 389].

Статьей 130 Трудового кодекса Российской Федерации установлен перечень, в соответствии с которым действует система базовых гарантий оплаты труда, основным элементом среди которых является установление величины минимального размера оплаты труда (МРОТ).

Согласно данным Росстата в России «зарплату на уровне минимального размера оплаты труда или ниже получают 2,5 % работников или почти 690 тыс. человек, занятых на крупных и средних предприятиях» [4, с. 19, 72]. С учетом всех особенностей российского рынка труда это недопустимо ни с точки зрения справедливости оплаты труда, ни с точки зрения здравого смысла, в случае учета того факта, что большинство трудится на условиях полного рабочего дня.

Если посмотреть в масштабах планеты, то «количество работников, получающих заработную плату на уровне или ниже существующего почасового минимума, составляет 327 млн человек. Это 19 % всех наемных работников. Данные основаны на микроданных из 72 стран, охватывающих примерно 73 % всех наемных работников в мире)» [5].

Минимальный размер оплаты труда представляет собой сумму денежных средств, которую гарантированно ежемесячно должен получать каждый работник за выполненную работу в соответствии с должностными обязанностями или установленными нормами в организации, учреждении, предприятии, независимо от формы собственности.

В соответствии с Докладом Международной организации труда (МОТ) о заработной плате в мире в 2020-2021 гг. «минимальная заработная плата существует в 90 % государств, членов МОТ, число которых достигло 187» [5, с. 18, 66].

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» [6] МРОТ вводится организациями, финансируемыми за счет бюджетных и внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности и за счет собственных средств.

Часть 5 статьи 75* Конституции Российской Федерации [7] гарантирует уважение труда граждан и их право на МРОТ не ниже величины прожиточного минимума для трудоспособного населения. Статья 133 Трудового кодекса Российской Федерации подтверждает данное положение с указанием о его одновременном введении на всей территории Российской Федерации. То есть государство установило максимально низкий уровень для оплаты труда, который не может снижаться правовыми, локальными актами (коллективным договором), трудовым договором.

До принятия Федерального закона от 29 декабря 2020 г. № 473-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [8] экономический показатель МРОТ составляла стоимость продуктовой корзины. На величину МРОТ влияли уровень цен, потребности граждан, а также уровень инфляции.

До 2019 г. прожиточный минимум в нашей стране был больше минимального размера оплаты труда. Только в 2019 г. соответственно МРОТ был доведен до уровня 100 %. Для сравнения: в 2015 г. он составлял 63 %, в 2018 г. - 82 % уровня прожиточного минимума на душу населения.

В 2021 г. было принято решение отказаться от данного подхода. Новая модель предполагает ежегодное изменение прожиточного минимума в Российской Федерации, исходя из медианного среднедушевого дохода за предшествующий год. МРОТ устанавливается с учетом медианной заработной платы населения за предыдущий год, рассчитанный в соответствии с Методикой расчета показателя медианной заработной платы, утвержденной приказом Росстата от 31 декабря 2020 г. № 870 [9].

Следствием перехода к новой Методике в России стал отказ от расчёта стоимости потребительной корзины.

В соответствии с вышеназванной Методикой медианная заработная плата - это сумма среднемесячной оплаты труда в исчислении на одного работника (одно рабочее место). Если считать среднее арифметическое, то учитывают зарплаты всех работников, от самой маленькой до самой большой. Медианная величина делит всех работающих на две равные части: у одной половины работников зарплата выше данной суммы, а у другой - ниже. За счет новой системы расчета, по мнению специалистов, должен улучшится уровень доходов граждан России. МРОТ будет увеличиваться благодаря постоянному увеличению медианной зарплаты, это позволит снизить разницу между доходами малоимущих и средних слоев населения.

В России планируется пересматривать данный показатель не менее одного раза в 5 лет с учетом социально-экономического развития страны. Пересмотр величины МРОТ в Российской Федерации должен не допустить ухудшения жизни граждан. Подобный механизм пересмотра сумм минимальной оплаты труда существует во многих странах. Это осуществляется, как правило, ежегодно с учетом инфляции, структуры

рынка внутреннего и внешнего, изменяющейся конъюнктуры.

Соотношение величины прожиточного минимума на душу населения в целом по Российской Федерации и величины медианного среднедушевого дохода за предыдущий год, начиная с 2021 г., устанавливается Федеральным законом № 473 [8] в размере 44,2 %. Соотношение минимального размера оплаты труда и медианной заработной платы, соответственно, также с 2021 г. устанавливается в размере 42 %. В 2022 г. МРОТ составляет 13890 руб. в месяц, данная величина установлена Федеральным законом от 6 декабря 2021 г. № 406 «О внесении изменений в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда"» [10].

Данное соотношение прожиточного минимума и медианного дохода не в полной мере соответствует международным стандартам европейских стран, к которым относятся Конвенция Международной организации труда «Относительно защиты заработной платы» № 95 от 1 июля 1949 г. (с изменениями от 23 июня 1992 г.), Европейская социальная хартия от 3 мая 1996 г., Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 г. «Как показывают результаты, во всем мире в целом минимальная заработная плата устанавливается в среднем на уровне 55 % от медианной в развитых странах и на уровне 67 % от медианной в развивающихся странах и странах с формирующимся рынком» [4, с. 118].

Рассмотрим особенности реализации на практике положений о МРОТ в нашей стране.

1. МРОТ - это не одно и то же, что заработная пла-

Заработная плата - вознаграждение за труд с учетом квалификации самого работника, сложности и качества, а также количества, условий выполняемой работы, компенсационные выплаты и иные выплаты стимулирующего характера. Иными словами, заработная плата включает целый ряд элементов, основными среди которых выступают оклад, ставка, тариф. Они могут быть менее МРОТ. Это не является нарушением закона.

Так, например, «в Санкт-Петербурге МРОТ с 1 января 2020 г. составляет 19 000 руб. Но при этом тарифная ставка рабочего (работника) 1-го разряда, оклад (должностной оклад) работника не должны быть менее 14 300 руб.» [11, с. 68].

При этом заработная плата все же может быть меньше МРОТ, если, например, сотрудник отработал не весь месяц и при этом не исполнил свои должностные обязанности (нормы выработки). Так, если работник трудится неполный рабочий день или неполную рабочую неделю и это закреплено в трудовом договоре, то нарушений по законодательству также нет.

То же правило распространяется в отношении совместителей, трудящихся 2-4 часа в день, а остальное время - работающих по основному месту трудоустройства. В обоих случаях доплата до МРОТ не

осуществляется на законных основаниях (ч. 3 ст. 133 Трудового кодекса Российской Федерации).

2. Трудовой кодекс Российской Федерации запрещает включать при расчете заработной платы, не превышающей МРОТ, оплаты за работу в сложных климатических условиях, работу сверхурочно, в выходные, праздничные дни и за совмещение профессий.

Относительно данной позиции в 2019 г. принят ряд постановлений Конституционного суда Российской Федерации касательно выявления конституционно-правового смысла ст. 129, ч. 1, 3 ст. 133, ч. 1-4, 11 ст. 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации.

Так, в соответствии с постановлениями Конституционного суда Российской Федерации от 11 апреля 2019 г. № 17-П [12], от 16 декабря 2019 г. № 40-П [13] суд определил признать положения ст. 129, ч. 1 и 3 ст. 133 Трудового кодекса Российской Федерации, не противоречащими Конституции Российской Федерации, потому что по своему конституционному смыслу они не предполагают включения в состав заработной платы работника, не превышающей МРОТ, повышенной оплаты сверхурочной работы, работы в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни. За исключением того, что работника нанимают именно для ночной работы.

За работу в выходные и праздничные дни, а также сверхурочно работник получает вознаграждение в размере полуторной ставки в первые два часа и двойной - в последующее время или дополнительные дни отдыха.

3. Организации (предприятия) при исчислении выплат работникам удерживает НДФЛ 13 % из их доходов. Получившаяся сумма после всех бюджетных перечислений в отдельных случаях может оказаться меньше МРОТ. Данное положение также не противоречит российскому праву.

Заработная плата до вычета подоходного налога -это денежная сумма, которая является начисленной. Именно она не должна быть меньше МРОТ.

Далее, работодатель обязан произвести отчисление налогов. Соответственно, подоходный налог удерживается и на руки работник условно получает разницу начисления и налога. Что касается страховых взносов, то они начисляются сверх зарплаты и оплачиваются в счет обеспечения обязательного страхования за счет работодателя.

4. МРОТ применяется для определения размера пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, а также иных целей обязательного социального страхования и социальных выплат (стипендий, пособий) (ст. 3, 4, 5 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ»).

5. Помимо федерального МРОТ в Российской Федерации, ряд регионов определяют свою минимальную заработную плату или региональный МРОТ. Главное, он обязательно должен превышать федеральное значение.

Так, в Санкт-Петербурге МРОТ составляет на 2022 г. 19 190 руб., что, соответственно, больше федерального - 13 890 руб.

6. Если заработная плата сотрудника составляет меньше МРОТ, работодатель обязан сделать доплату. Выплата работнику заработной платы менее МРОТ влечет за собой возможное привлечение работодателя к административной ответственности и назначение штрафа (ч. 6 ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ [14]).

Так, в соответствии с данной статьей штраф для должностных лиц составит от десяти до двадцати тысяч руб., а при повторном нарушении - от двадцати до тридцати тысяч руб. или дисквалификацию на срок от одного г. до трех лет. Для работодателей, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной до пяти тысяч рублей, при повторном нарушении - от десяти до тридцати тысяч рублей. Для организаций, предприятий (юридических лиц) - от тридцати до пятидесяти тысяч рублей, за повторное нарушение - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Итак, цель установления МРОТ - справедливое распределение доходов среди работающих граждан, защита от необоснованно низкой оплаты труда.

МРОТ выполняет следующие функции:

1. Социальную. Гарантирует справедливую оплату за труд, устанавливает относительный уровень зарплаты в зависимости от качества, количества и результатов оплаты труда в усредненных показателях всех работающих граждан, а также используется для подсчета сумм размера пособий по больничным листам, беременности и родам.

2. Экономическую. Обеспечивает минимальный объем денежных средств, необходимый для нормальной жизнедеятельности граждан. Воздействует на соотношение между спросом и предложением рабочей силы на рынке труда.

3. Политическую. Демонстрирует готовность государства реагировать на меняющиеся экономические условия для обеспечения защиты интересов трудящихся граждан и способность государственной власти выполнять взятые на себя обязательства.

С 2021 г. МРОТ изменился в вычислении, изменился подход к нему, трактовка понятия и сумма минимальных выплат. Теперь он не привязан к прожиточному минимуму, а равен медианной зарплате, рассчитываемой статистическими величинами среднедушевого дохода.

Право работника на справедливую заработную плату, не ниже МРОТ, гарантируется Основным законом, Трудовым кодексом Российской Федерации и целым рядом нормативных правовых актов. Принятые в 2021 г. изменения будут способствовать обеспечению повышения заработной платы в отношении работников, имеющих заработную плату ниже МРОТ.

Список источников

1. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ (ред. от 22.11.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 30.11.2021) // Собрание законодательства РФ. 2002. № 1. (Ч.1). Ст. 3.

2. Федотов М. С. Понятие и функции оплаты труда // Молодой ученый. 2020. № 20 (310). С. 456-459.

3. Жуков А. Л. Современные методы регулирования заработной платы: монография. Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2019. 412 с.

4. Кузнецов Е. Трудный случай: Росстат оценил число россиян с зарплатой на уровне МРОТ и ниже [Электронный ресурс] // Известия. 2021. 28 дек. URL: https://iz.ru/1270441/evgenii-kuznetcov/trudnyi-sluchai-rosstat-otcenil-chislo-rossiian-s-zarplatoi-na-urovne-mrot-i-nizhe (дата обращения: 16.02.2022).

5. Доклад о заработной плате в мире в 2020-2021 гг. Заработная плата и ее минимальный размер в период пандемии COVID-19. Международное бюро труда. Женева: МОТ, 2021. 220 с.

6. Федеральный закон от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» // Собрание законодательства РФ. 2000. № 26. Ст. 2729.

7. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изм. от 01.07.2020) // Российская газета. 2020. 4 июля.

8. Федерал ьный закон от 29 декабря 2020 г. № 473-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2021. № 1 (Ч. 1). Ст. 12.

9. Приказ Федеральной службы государственной статистики от 31 декабря 2020 г. № 870 «Об утверждении Методики расчета показателя «Медианная заработная плата» [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

10. Федеральный закон от 6 декабря 2021 г. № 406 «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» // Собрание законодательства РФ. 2021. № 50 (ч. III). Ст. 8413.

11. Кулинченко Е. О. Зарплата и МРОТ: правила сравнения // Главная книга. 2020. № 3. С. 65-72.

12. Постановление Конституционного Суда РФ от 11 апреля 2019 г. № 17-П «По делу о проверке конституционности положений статьи 129, частей первой и третьей статьи 133, а также частей первой - четвертой и одиннадцатой статьи 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина С.Ф. Жарова» // Собрание законодательства РФ. 2019. № 16. Ст. 2026.

13. Постановление Конституционного Суда РФ от 16 декабря 2019 г. № 40-П «По делу о проверке конституционности положений статьи 129, частей первой и третьей статьи 133, а также частей первой - четвертой и одиннадцатой статьи 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина Г. П. Лукичкова» // Собрание законодательства РФ. 2019. № 52 (ч. II). Ст. 8137.

14. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30 декабря 2001 г. №195-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2002. № 1 (ч.1). Ст.1.

Reference

1. Labor Code of the Russian Federation of December 30, 2001 No. 197-FZ (as amended on November 22, 2021) (as amended and supplemented, entered into force on November 30, 2021) // Collected Legislation of the Russian Federation. 2002. No. 1. (Part 1). Art. 3.

2. Fedotov M. S. The concept and functions of wages // Young scientist. 2020. No. 20 (310). pp. 456-459.

3. Zhukov A. L. Modern methods of wage regulation: monograph. Moscow; Berlin: Direct-Media, 2019. 412 p.

4. Kuznetsov E. Difficult case: Rosstat estimated the number of Russians with a salary at the minimum wage level and below [Electronic resource] // Izvestia. Dec 28, 2021 URL: https://iz.ru/1270441/evgenii-kuznetcov/ trudnyi-sluchai-rosstat-otcenil-chislo-rossiian-s-zarplatoi-na-urovne-mrot-i-nizhe (date of access: 02/16/2022).

5. Global Wage Report 2020-2021 Salary and minimum wage during the COVID-19 pandemic. International Labor Office. Geneva: ILO, 2021. 220 p.

6. Federal Law of June 19, 2000 No. 82-FZ "On the Minimum Wage" // Collected Legislation of the Russian Federation. 2000. No. 26. Art. 2729.

7. The Constitution of the Russian Federation (adopted by popular vote on December 12, 1993, as amended on July 1, 2020) // Rossiyskaya Gazeta. 2020. July 4th.

8. Federal Law of December 29, 2020 No. 473-FZ "On Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation" // Collected Legislation of the Russian Federation. 2021. No. 1 (Part 1). Art. 12.

9. Order of the Federal State Statistics Service dated December 31, 2020 No. 870 "On Approval of the Methodology for Calculating the Median Wage Indicator" [Electronic resource]. Access from the reference-legal system "ConsultantPlus".

10. Federal Law of December 6, 2021 No. 406 "On Amending Article 1 of the Federal Law "On the Minimum Wage" // Collected Legislation of the Russian Federation. 2021. No. 50 (part III). Art. 8413.

11. Kulinchenko E. O. Salary and minimum wage: comparison rules // Main Book. 2020. No. 3. P. 65-72.

12. Resolution of the Constitutional Court of the Russian Federation of April 11, 2019 No. 17-P "On the case of checking the constitutionality of the provisions of Article 129, parts one and three of Article 133, as well as parts one - four and eleven of Article 133.1 of the Labor Code of the Russian Federation in connection with complaint of citizen S.F. Zharova" // Collection of Legislation of the Russian Federation. 2019. No. 16. Art. 2026.

13. Decree of the Constitutional Court of the Russian Federation of December 16, 2019 No. 40-P "On the case of checking the constitutionality of the provisions of Article 129, parts one and three of Article 133, as well as parts

one - four and eleven of Article 133.1 of the Labor Code of the Russian Federation in connection with Complaint of Citizen G.P. Lukichkov" // Collected Legislation of the Russian Federation. 2019. No. 52 (part II). Art. 8137.

14. Code of the Russian Federation on Administrative Offenses "dated December 30, 2001 No. 195-FZ // Collection of Legislation of the Russian Federation. 2002. No. 1 (part 1). Art.1.

Информация об авторе

Удальцова Наталья Вячеславовна - кандидат юридических наук

Information about the author

Udaltsova Natalia V. - Candidate of Law

Статья поступила в редакцию 24.02.2022; одобрена после рецензирования 10.03.2022; принята к публикации 20.06.2022.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

The article was submitted 24.02.2022; approved after reviewing 10.03.2022; accepted for publication 20.06.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.