Научная статья на тему 'МИНИМАЛЬНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ГАРАНТИЯ ОПЛАТЫ НАЁМНОГО ТРУДА В РОССИИ В 2020-2021 ГГ.'

МИНИМАЛЬНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ГАРАНТИЯ ОПЛАТЫ НАЁМНОГО ТРУДА В РОССИИ В 2020-2021 ГГ. Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
86
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУБЪЕКТЫ РФ / УСЛОВИЯ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ / МРОТ / ПРОЖИТОЧНЫЙ МИНИМУМ ТРУДОСПОСОБНОГО НАСЕЛЕНИЯ / МЕДИАННАЯ ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА / РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОЭФФИЦИЕНТ ОПЛАТЫ ТРУДА / ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мигранова Людмила Алексеевна, Попова Раиса Ивановна

2021 г. - начало реализации очередных изменений в методологических подходах к оценкам МРОТ и прожиточного минимума (ПМ). В соответствии с законом N 473-ФЗ от 29.12.2020 г., эти минимальные социальные стандарты рассчитываются относительным методом от величины медианной заработной платы (42%) и медианного душевого дохода (44,2%) за предыдущий год. В статье анализируется ситуация, сложившаяся с минимальной социальной гарантией в оплате труда наёмных работников России и в её регионах в последние два года. Новая методика оценки медианной заработной платы к началу 2021 г. не была разработана. Законом №473-ФЗ МРОТ в целом по РФ был установлен по данным Пенсионного Фонда России в размере 12792 руб. и подавляющее большинство субъектов РФ в качестве базового значения регионального МРОТ использовало федеральный МРОТ. Сравнительный анализ МРОТ, действовавших в субъектах РФ в 2020 г. и установленных на 2021 г., проведен по двум группам регионов - субъекты РФ с нормальными условиями жизнедеятельности и субъекты РФ с особыми природно-климатическими условиями, где установлен районный коэффициент (РК) к оплате труда. Он показал, что МРОТ в 2021 г. в большинстве регионов, как и в целом по стране, вырос по сравнению с 2020 г. на 5,5%. Исключение составляют 11 субъектов РФ, где МРОТ был установлен в повышенном размере по сравнению с федеральным уровнем. В статье анализируется соотношение МРОТ со средней заработной платой всех наёмных работников в 45 субъектах РФ с нормальными условиями жизнедеятельности и в 16 - с особыми условиями, где установлен единый РК на территории субъекта РФ. Динамика этого показателя позволяет оценить тенденции в дифференциации оплаты наёмного труда

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MINIMUM SOCIAL GUARANTEE OF EMPLOYEES’ WAGES IN RUSSIA: 2020-2021

In 2021 the methodological approaches to the assessment of the minimum wage and the subsistence minimum level (SML) undergone significant changes. According to federal law No 473-FZ of December 29, 2020, these minimum social guarantees are to be calculated relative to the median wage (at 42%) and the median per capita income (at 44.2%) for the past year. This article reviews the changes in the minimum social guarantees as regards employees’ wages in Russia and its regions in the past two years. A new methodology for estimating the median wages had not been developed by the start of 2021. According to Law No 473-FZ the federal minimum wage was set using the Pension Fund data at the rate of 12792 rubles per month. The majority of regions used the federal minimum wage as the basis for defining regional minimum wages. A comparative analysis of regional minimum wages in 2020 and 2021 was carried out for two groups of regions, the regions with regular climate conditions and the regions with special (extreme) climate conditions where the regional coefficient for wages is applied. The analysis shows that in 2021 the minimum wage increased by 5,5% compared to 2020 in most regions. The exception is 11 regions of the Russian Federation, where the minimum wage was set at an increased rate compared to the federal level. The article analyses the ratio of the minimum wage and means wage of all employees in 45 regions of the Russian Federation with normal climate conditions and in 16 regions with extreme climate conditions, where a unified rayon coefficient is set up at the territory of the region. The dynamics of this indicator allows for estimating the trends in wage inequality

Текст научной работы на тему «МИНИМАЛЬНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ГАРАНТИЯ ОПЛАТЫ НАЁМНОГО ТРУДА В РОССИИ В 2020-2021 ГГ.»

DOI: 10.1918Шргг.2021.17.4.5

МИНИМАЛЬНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ГАРАНТИЯ ОПЛАТЫ НАЁМНОГО ТРУДА В РОССИИ В 2020-2021 гг.1

Тип статьи: научная

Получено 16.08.2021 Одобрено 28.09.2021 Опубликовано 03.12.2021

Для цитирования: МиграноваЛ.А., ПоповаР.И. Минимальная социальная гарантия оплаты наёмного труда в России в 2020-2021 гг. // Уровень жизни населения регионов России. 2021. Том 17. № 4. С. 478-490. DOI: 10.19181/1^.2021.17.4.5

Л.А. МИГРАНОВА1, Р.И. ПОПОВА1

1 ИСЭПН ФНИСЦ РАН (117218, Россия, г. Москва, Нахимовский проспект, 32).

Аннотация

2021 г. - начало реализации очередных изменений в методологических подходах к оценкам МРОТ и прожиточного минимума (ПМ). В соответствии с законом N 473-Ф3 от 29.12.2020 г. эти минимальные социальные стандарты рассчитываются относительным методом от величины медианной заработной платы (42 %) и медианного душевого дохода (44,2 %) за предыдущий год. В статье анализируется ситуация, сложившаяся с минимальной социальной гарантией в оплате труда наёмных работников России и в её регионах в последние два года. Новая методика оценки медианной заработной платы к началу 2021 г. не была разработана. Законом №473-Ф3 МРОТ в целом по РФ был установлен по данным Пенсионного Фонда России в размере 12792 руб. и подавляющее большинство субъектов РФ в качестве базового значения регионального МРОТ использовало федеральный мРОт. Сравнительный анализ МРОТ, действовавших в субъектах РФ в 2020 г. и установленных на 2021 г., проведён по двум группам регионов - субъекты РФ с нормальными условиями жизнедеятельности и субъекты РФ с особыми природно-климатическими условиями, где установлен районный коэффициент (РК) к оплате труда. Он показал, что МРОТ в 2021 г. в большинстве регионов, как и в целом по стране, вырос по сравнению с 2020 г. на 5,5 %. Исключение составляют 11 субъектов РФ, где МРОТ был установлен в повышенном размере по сравнению с федеральным уровнем. В статье анализируется соотношение МРОТ со средней заработной платой всех наёмных работников в 45 субъектах РФ с нормальными условиями жизнедеятельности и в 16 - с особыми условиями, где установлен единый РК на территории субъекта РФ. Динамика этого показателя позволяет оценить тенденции в дифференциации оплаты наёмного труда.

Ключевые слова: субъекты РФ, условия жизнедеятельности, МРОТ, прожиточный минимум трудоспособного населения, медианная заработная плата, региональный коэффициент оплаты труда, дифференциация заработной платы

Введение

Минимальная заработная плата является важнейшим институтом социальной защиты, минимальной социальной гарантией размера трудового дохода для низкоквалифицированного наёмного работника. Согласно Конвенции МОТ 1970 г. № 131 величина МРОТ должна учитывать: «потребности работников и их семей, принимая во внимание общий уровень заработной платы в стране, стоимость жизни, социальные пособия и сравнительный уровень жизни других социальных групп; (б) экономические соображения, включая требования экономического развития, уровень производительности труда и желательность достижения и поддержания высокого уровня занятости. Не будучи исчерпывающими, эти критерии имеют целью обеспечить равновесие экономических и социальных факторов. Для того чтобы МРОТ сохранял свою актуальность, необходим его периодический пересмотр».

1 Статья является продолжением исследования, результаты которого были опубликованы в статьях: Мигранова Л.А. Минимальная гарантия оплаты труда в России и её регионах // Уровень жизни населения регионов России. 2019. Том 15. №2 (212). С. 27-34. Б01: 10.19181/1999-9836-2019-10061; Мигранова Л.А., Попова Р.И. Влияние МРОТ на уровень и дифференциацию заработной платы в 2019 г. // Уровень жизни населения регионов России. 2019. Том 15. №4 (214). С. 21-35. Б01: 10.24411/19999836-2019-10079; Мигранова Л.А., Корчагина И.И. Минимальный социальный стандарт уровня жизни в России: методы оценки // Уровень жизни населения регионов России. 2021. Том 17. №2. С. 192-203. БОТ: 10.19181/Ьргг.2021.17.2.3.

С переходом экономики России на рыночные отношения МРОТ прошёл несколько этапов в своём развитии [4; 6; 7]. Полноценной социальной гарантией он стал в 2018 г., когда был установлен на уровне прожиточного минимума трудоспособного населения (ПМтр) за 2 квартал предыдущего года2. В России наряду с МРОТ, устанавливаемым на федеральном уровне, статья 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ) предусматривает возможность установления МРОТ в субъекте РФ. При этом он «устанавливается с учетом социально-экономических условий и величины прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте Российской Федерации», а также «не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом» и не распространяется на «работников организаций, финансируемых из федерального бюджета». При этом единой методики установления МРОТ в субъектах РФ нет, поэтому методы, применяемые регионами, существенно различаются. Анализ методов оценки МРОТ в субъектах РФ, проведенный специалистами ВНИИ труда, показал, что в 2020 г. в регионах в основном использовались три подхода: на основе федерального МРОТ, ПМ трудоспособного населения и абсолютного значения. При этом получить объяснение принципов

2 Федеральный закон от 19.06.2000 г. N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" (в редакции 2018 г.).

при установлении абсолютного значения МРОТ, кроме общих рассуждений, специалистам ВНИИ труда не удалось [10].

Новый этап в методологии оценки МРОТ начался с принятия Федерального закона от 29.12.2020 №473-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Это касалось Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» от 19.06.2000 года N 82-ФЗ (в редакции 2018 г.) и Федерального закона от 24.10.1997 года № 134-Ф3 «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» (в последней редакции 2018 г.). По российскому законодательству социальные нормативы МРОТ и прожиточный минимум взаимоувязаны между собой. Прожиточный минимум трудоспособного населения является нижней границей МРОТ. Изменения в методике оценки одного норматива требуют соответствующих изменений в другом.

Этот закон утвердил относительный метод для оценки среднедушевого прожиточного минимума по соотношению с величиной медианного денежного душевого дохода, отменив расчёт минимальной потребительской корзины, и МРОТ по соотношению с медианной заработной платой. Такие новации по оценке минимальных социальных стандартов относительным методом не являются российским изобретением [3,10]. В западных странах относительный метод применяется для определения границы или черты бедности населения, как правило, на уровне 50-60 % от величины медианного денежного душевого дохода в стране. Этот же метод используется и для оценки достаточности минимального размера заработной платы и наиболее распространенным показателем является отношение МРОТ к медианной заработной плате (индекс Кейтца). Альтернативный показатель - отношение МРОТ к средней заработной плате. По данным Евроста-та за 2013 г. в Эстонии и Чехии МРОТ составлял примерно 37-38 % от медианной заработной платы, в Венгрии, Португалии и Франции это соотношение превышало 60 %. В целом по Евросоюзу средневзвешенное соотношение минимальной и медианной заработной платы было равно примерно 50 % [3:29-30].

Цель исследования: анализ ситуации с МРОТ в России и её регионах в 2021 г. после вступления в силу Федерального закона №473-ФЗ от 29.12.2020. Объектом и предметом исследования является МРОТ в РФ и в субъектах РФ с разными условиями жизнедеятельности в 2020 и 2021 годах. Научная гипотеза исследования: динамика МРОТ в субъектах РФ в 2021 г. будет такой же, как у МРОТ на федеральном уровне, установленном законом № 473-ФЗ. При этом со-

отношение МРОТ с ПМтр увеличится, а со средней заработной платой снизится по сравнению с 2020 годом.

Новые методики оценки прожиточного

минимума и МРОТ

В Статье 1 Федерального закона от 29.12.2020 №473-Ф3 дано новое определение прожиточного минимума (ПМ): «минимальная необходимая для обеспечения жизнедеятельности сумма доходов гражданина». Вместо расчета ПМ, основанного на минимальной потребительской корзине, ПМ на очередной год устанавливается из соотношения его с величиной медианного среднедушевого дохода в размере 44,2 % за предыдущий год. Как показал анализ динамики соотношения среднедушевого ПМ и медианного денежного дохода населения РФ за 2013-2020 гг. установленное законом соотношение этих показателей соответствует январю-сентябрю 2020 года [9:197].

Отказ от минимальной потребительской корзины в оценке ПМ, и переход на относительный метод расчёта, который не имеет натурального содержания, лучше называть социальным минимумом дохода или, как принято на Западе, чертой или границей бедности. Однако в законе 2020 г. № 473-Ф3 сохранена прежняя терминология. Изменение методологии оценки ПМ объясняется недостатками ПМ, принятого в 2013 г., действие которого должно было закончиться ещё в 2017 году [9: 194-196]. Ясно, что дальше продлевать действие этого ПМ было нельзя. Его актуализация в соответствии с возросшими потребностями населения может вызвать не только серьёзные и долгие обсуждения, но и потребует больших финансовых ресурсов на оплату труда работников и социальную поддержку населения. В 2020 г. в связи с пандемией экономика РФ оказалась в сложной ситуации, ВВП в постоянных ценах снизился до 97 % от уровня 2019 года3, поэтому Правительство РФ приняло такое простое решение. Изменения, внесённые в законодательство РФ о ПМ и МРОТ, по мнению разработчиков закона, позволяют учитывать меняющиеся условия социально-экономического развития РФ. Этот закон научным и общественным сообществом не обсуждался и вызывает вопросы и возражения4.

3 Росстат. URL: https://rosstat.gov.ru/ (дата обращения: 21.08.21).

4 Экономист Вячеслав Бобков: об отказе государства от продовольственной корзины, Еженедельник «Аргументы Недели». № 11(755) 24-30 марта. URL: https://argumenti. ru/society/2021/03/714864 (дата обращения 20.04.2021 г.). На обсуждении проекта закона с критикой нового подхода к оценке ПМ и МРОТ выступил председатель Федерации независимых профсоюзов России М.В. Шмаков. URL: https://tass. ru/ekonomika/9975585 (дата обращения: 11.11.2020).

Проблем со статистической оценкой медианного душевого денежного дохода населения РФ и её регионов для определения, так называемого ПМ, на очередной год нет. Медиана рассчитывается по распределению населения по денежному душевому доходу, которое Росстат публикует поквартально и в целом за год. В то же время новый закон установил на 2021-2025 годы «переходный период поэтапного доведения величин прожиточного минимума на душу населения в субъектах Российской Федерации, установленных на 2021 год, до величин прожиточного минимума на душу населения в субъектах Российской Федерации, рассчитанных с учетом коэффициентов региональной дифференциации». Последний в соответствии с этим законом рассчитывается «как соотношение величины ПМ на душу населения в целом по РФ и величины ПМ на душу населения в соответствующем субъекте РФ в порядке, определяемом Правительством РФ»5. С нашей точки зрения это достаточно странная и малопонятная задача. Так, например, Росстат рассчитывает индекс стоимости жизни на основе стоимости фиксированного набора товаров и услуг, есть утверждённые в разные годы правительствами РСФСР и РФ районные коэффициенты к оплате труда, а какую задачу будет решать этот новый коэффициент дифференциации ПМ и чем он лучше имеющихся показателей? Возможно, это будет понятно, когда разработают и опубликуют указанный в законе «порядок определяемый Правительством РФ». То, что проблемы в оценке ПМ существовали, и не только с его качественным и количественным содержанием, отрицать нельзя. Особенно это проявляется в ряде субъектов РФ со сложными природно-климатическими условиями жизнедеятельности, где установлены районные коэффициенты к заработной плате труда (РК). Анализ величины ПМтр в этой группе субъектов РФ показал, что в 2020 г. в 15 регионах (из 40) ПМтр был ниже федерального ПМтр. В 2021 г. число таких регионов стало на 2 больше. Такая ситуация наблюдалась и раньше [6]. Объяснить это можно тем, что расчёт ПМ и социальная поддержка малообеспеченных домохозяйств находятся в компетенции субъектов РФ.

Статья 3 закона №473-ФЗ касается МРОТ, в которой записано, что МРОТ в целом по РФ на очередной год устанавливается в текущем году исходя из медианной заработной платы за предыдущий год и исчисляется из соотношения с медианной заработной платой в размере 42 %. Величина медианной заработной платы на очередной год

5 Федеральный закон от 29.12.2020 №473-ФЗ, статья 1,

пункт 4 «Величина прожиточного минимума, периодичность

ее исчисления и порядок установления».

рассчитывается федеральным органом исполнительной власти и устанавливается федеральным законом. МРОТ на очередной год должен быть не ниже ПМтр в целом по РФ на очередной год и не ниже МРОТ, установленного на текущий год.

С оценкой МРОТ на очередной год проблема сложнее, чем с расчётом ПМ - нужна методика расчёта величины медианной заработной платы и соответствующая информационная база. Рос-стат проводит в апреле обследование численности работников и заработной платы по крупным и средним организациям раз в два года. Оно является источником информации о распределении работников организаций РФ по заработной плате, на основе которого рассчитывается величина медианной заработной платы этой категории работников.

Анализ данных обследования заработной платы работников крупных и средних организаций за апрель 2019 г. показал, что величина 0,42Ме в целом по РФ (14420,7 руб.) была выше ПМтр в целом по РФ за 2 квартал того же года и соответственно больше федерального МРОТ в 2020 г. на 18,9 %. В 27 субъектах РФ величина региональных значений 0,42Ме в 2019 г. ниже регионального ПМтр за 2 квартал 2019 г., из них в 12 -она составляла менее 90 % от уровня регионального ПМтр, из которых половина приходится на республики Северного Кавказа. Самые высокие показатели 0,42Ме зафиксированы в 15 регионах с высокой заработной платой - Москва и Московская область, С-Петербург и Ленинградская область, Республика Татарстан и субъекты РФ, где установлен высокий РК (более 1,7) к заработной плате.

По данным апрельского обследования заработной платы 2021 г. величина 0,42Ме в целом по РФ составила 16903 руб., что на 33,1 % выше ПМтр и на 32,1 % выше МРОТ, установленного законом №473-ФЗ на 2021 год. В подавляющем большинстве субъектов РФ она была значительно выше регионального ПМтр, установленного субъектами РФ на 2021 год. Исключение составляли Северо-Кавказские республики, республики Калмыкия и Алтай, Еврейская автономная область, где ПМтр выше величины 0,42Ме в этих регионах с низкой средней заработной платой.

Эти данные наглядно показывают, что для оценки МРОТ в целом по РФ и в её регионах по новой методике медиана, рассчитанная по распределению работников крупных и средних организаций по заработной плате, использоваться не может.

Определённые сведения о распределении заработной платы членов семей, работающих не только в организациях, даёт Выборочное наблю-

дение доходов населения (ВНДН), которое Рос-стат проводит ежегодно с 2013 года. Однако оно имеет другие цели - оценка участия населения в социальных программах и ответы респондентов о заработной плате не предполагают точного ответа, так как касаются среднемесячного заработка за прошлый год. Кроме того объём выборки существенно ниже, чем в обследованиях заработной платы в организациях, и явно недостаточный особенно в разрезе субъектов РФ. Медианная заработная плата за 2019 г. (обследование 2020 г.), рассчитанная по первичным данным ВНДН, составляла 28 544 руб., а 42 % от неё - 11988 руб.6 МРОТ, установленный в целом по РФ на 2020 г. и 2021 г., существенно отличается от этого показателя.

Поэтому в Законе №473-Ф3 записано, что «исчисление медианной заработной платы осуществляется на основании методики, определяемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации". Пока такая методика не опубликована в открытой печати. На заседании в Государственной Думе замминистра труда и социальной защиты РФ А.Н. Пудов в ноябре 2020 г. объяснил, что медианная заработная плата на 2021 г. рассчитывалась по данным Пенсионного фонда РФ, а не по данным Росстата7. Правительство РФ уже не впервые обращается к базе данных ПФР по заработной плате. Средняя заработная плата по данным ПФР ниже официально публикуемой Росстатом.

Далее рассмотрим ситуацию с минимальной заработной платой в России и субъектах РФ в

2020 г. и 2021 г.

Минимальный социальный стандарт

оплаты труда в России и её регионах

в 2020 г. и 2021 г.

С января 2019 г. федеральный МРОТ был повышен всего на 1 % (до 11 280 руб.) в результате его двукратного повышения (в январе и в мае) в 2018 г. на 15 %, а в 2020 г. он вырос на 7,5 % до 12 130 руб., уровня ПМтр за 2 квартал 2019 года. В

2021 г. федеральный МРОТ установлен законом №473-Ф3 в сумме 12 792 руб. в месяц, что на 5,5 % выше, чем в 2020 году. Этим же законом в 2021 г. ПМ в среднем на душу населения РФ установлен

6 Обработка данных ВНДН проведена сотрудником ФНИСЦ ИСЭПН РАН В.С. Жаромским.

7 Tass.Ru В Минтруде рассказали, как рассчитывается медианная зарплата. URL: https://tass.ru/ekonomika/9975585 (дата обращения: 11.11.2020).

в размере 11653 руб., что соответствует 44,2 % от медианного денежного душевого дохода за 2019 г., а ПМтр определён из соотношения со среднедушевым ПМ по России в целом в размере 109 %8 -12702 руб. в месяц, что по отношению к среднегодовому ПМтр за 2020 г. (12302 руб.) выше на 3,3 %. Отметим, что ПМтр во 2 квартале 2020 г. в РФ составлял 12392 руб. и, если бы не был принят закон №473-ФЗ, то федеральный МРОТ в 2021 г. вырос бы всего на 2,2 %. На 2022 г. ПМ тр в целом по РФ установлен в размере 13026 руб. в месяц9, т.е. рост составит 2,5 %, что ниже, чем в 2021 году.

Для регионального анализа уровня МРОТ в 2020 г. и 2021 г. субъекты РФ были разделены на две части: регионы с нормальными условиями жизнедеятельности (45, таблица 1) и сложными природно-климатическими условиями, отклоняющимися от нормальных (40, таблица 2), где установлен районный коэффициент (РК) к оплате труда. В некоторых субъектах РФ РК установлен только для отдельных территорий или категорий работников (например, в Республике Дагестан -высокогорные районы, в Ростовской области -отдельные приграничные с Калмыкией районы). Однако большинство населения в этих субъектах РФ живут и работают в нормальных условиях, поэтому они были включены в состав первой группы. ПМ и МРОТ в субъектах РФ установлены постановлениями правительств субъектов РФ или Трёхсторонними соглашениями о МРОТ.

Среди 45 субъектов РФ с нормальными условиями жизнедеятельности в 2020 г. в 6 регионах МРОТ был установлен выше федерального уровня (12130 руб.) - Москва (20361 руб.), Московская область (15000 руб.), Рязанская область (12500 руб.), Калининградская область (12300 руб.), Ленинградская область (12800 руб.), С-Петербург (19000 руб.). В остальных регионах МРОТ был равен федеральному значению. В 11 субъектах РФ этой группы повышенный МРОТ был установлен для внебюджетных (коммерческих) организаций. В регионах, где МРОТ установлен на федеральном уровне, он в 2020 г. вырос по сравнению с 2019 г., как и в целом по РФ, на 7,5 %. Федеральный МРОТ в 2020 г. был несколько ниже среднегодового ПМтр в РФ за 2020 г. (98,6 %)10, но в подавляющем большинстве регионов этой группы МРОТ, наоборот, существенно превышал региональный среднегодовой

8 Прожиточный минимум в среднем на душу в целом по РФ и прожиточные минимумы для социально-демографических групп населения на 2021 г. утверждены Постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 г. № 2406.

9 Постановление Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 г. № 1070.

10 Здесь и далее для анализа используется среднегодовой ПМтр в 2020 г., т.к. начиная с 2021 г. ПМ законодательно устанавливается в целом на год.

ПМтр, т.к. по закону МРОТ в субъектах РФ не может быть ниже федерального уровня. В 17 регионах превышение составляло больше 10 %, из них в Воронежской области и в Республике Мордовия больше 20 %. Исключение составляли: Новгородская область (98,7 %), Кабардино-Балкарская Республика (99 %) и Псковская область (97,9 %), где МРОТ был ниже регионального ПМтр. Близкие между собой значения МРОТ и ПМтр наблюдались в Краснодарском крае (100,3 %), Москве (100,4 %), Тверской области (100,9 %) и в Самарской области (101,0 %) (таблица 1).

В 2021 г. в 39 регионах этой группы, где как и годом раньше МРОТ был установлен на федеральном уровне, он увеличился на 5,5 %. В остальных 6 регионах ситуация складывалась по-разно-

му. Так, в Московской области повышения МРОТ не было, в Москве он увеличился на 1,1 %, в С-Пе-тербурге и Ленинградской области МРОТ вырос соответственно на 1 % и 1,6 %, в Калининградской области - на 13,8 %.

Состав субъектов РФ с более высоким, чем в среднем по РФ МРОТ изменился незначительно - Рязанскую область заменила Брянская область (12850 руб.), где рост МРОТ составил 6,3 % и 9,2 % для работников коммерческих организаций. Число регионов с повышенным МРОТ для внебюджетных организаций сократилось до 10 (без Республики Дагестан). Кабардино-Балкария осталась единственным субъектом РФ, где МРОТ для бюджетных организаций остался ниже регионального ПМтр.

Субъекты РФ 2020 2021

МРОТ, руб. !)ПМтр., ру<5. МРОТ/ !)ПМтр., % МРОТ, руб. ПМтр., руб. МРОТ/ ПМтр., %

Российская Федерация 12130 12197 99,5 12792 12702 100,7

Центральный ФО - - - - - -

Белгородская область 12130 10226 118,6 12792 10634 120,3

Брянская область 12130 (12200) 11826 109,9 (103,2) 12850 (13200) 12085* 106,3 (109,2)

Владимирская область 12130 11817 102,6 12792 12085* 105,9

Воронежская область 12130 9950 121,9 12792 10557 121,2

Ивановская область 12130 11540 105,1 12792 11696 109,4

Калужская область 12130 11988 102,2 12792 12488 102,4

Костромская область 12130 11866 104,0 12792 12264 104,3

Курская область 12130 10945 1110,8 12792 11206* 114,2

Липецкая область 12130 (12618) 10543 115,1 (119,7) 12792(12890) 10742* 119,1 (120,0)

Московская область 15000 14586 102,8 15000 14987 100,1

Орловская область 12130 11244 107,9 12792 11480 111,4

Рязанская область 12500 11376 109,9 (106,6) 12792(13200) 11643 109,9 (113,4)

Смоленская область 12130 11693 103,7 12792 12038* 106,3

Тамбовская область 12130 10920 111,1 12792 11004* 116,2

Тверская область 12130 11963 102,8 12792 12144* 105,3

Тульская область 12130(14100) 11742 103,2 (120,0) 12792(14200) 11922* 107,3 (119,1)

Ярославская область 12130 11608 104,5 12792 11749* 108,9

Москва 20361 20131 101,1 20589 20589 100,0

Сев.-Западный ФО - - - - - -

Калининградская обл. 12300 12616 97,5 14000 13153 106,4

Ленинградская область 12800 12127 105,5 13000 12231 106,3

Новгородская область 12130 12236 98,7 12792 12378* 103,3

Таблица 1

МРОТ в субъектах РФ с нормальными условиями жизнедеятельности в 2020-2021 гг.

Table 1

The Minimum Wage in Regions of Russia with Regular Climate Conditions in 2020-2021

Источник: МРОТ 2021. Справочная информация по состоянию на 01.06.2021 - Доступ из СПС "Консультант Плюс".

1)ПМтр - в среднем за 2020 г., расчёт авторов.

ПМтр 2021г. -URL: https://rosstat.gov.ru/официальная статистика (дата обращения: 21.08.21) Пояснения: жирным шрифтом выделен МРОТ в повышенном размере: повышенный МРОТ для внебюджетных организаций указан в скобках; ПМтр* - ПМтр за 2 квартал 2020.

Продолжение таблицы 1

Субъекты РФ 2020 2021

МРОТ, руб. !)ПМтр., ру<5. МРОТ/ !)ПМтр., % МРОТ, руб. ПМтр., руб. МРОТ/ ПМтр., %

Псковская область 12130 (12276) 12395 97,9 (99,0) 12792 12790 100,0

Санкт-Петербург 19000 12840 148,0 19190 13073,8 146,8 (109,4)

Южный ФО - - - - - -

Республика Адыгея 12130 10321 117,5 12792 10404* 123,0

Республика Крым 12130 11593 104,6 12792 11753* 108,8

Краснодарский край 12130 12116 100,1 12792 12298* 104,0

Волгоградская область 12130(14032) 10667 113,7 (131,5) 12792(14160) 10892* 117,4 (130)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ростовская область 12130 (14556) 11502 105,5 (126,6) 12792 (15350) 11753 108,8 (130,6)

г. Севастополь 12130 12000 105,8 12792 12164* 105,2

Сев.-Кавказский ФО - - - - - -

Республика Дагестан 12130 (14556) 10602 114,4 (137,3) 12792 10987 116,4

Республика Ингушетия 12130 10575 114,7 12792 10955 116,8

Каб ардино-Балкарская Республика 12130(12834) 12454 97,4 (103,1) 12792(12998) 12998* 98,4(100)

Карачаево-Черкесская Республика 12130 10803 112,3 12792 11024 116,0

Респ. Северная Осетия 12130 10412 116,6 12792 11023 116,0

Чеченская Республика 12130 11557 105,0 12792 11572 110,5

Ставропольский край 12130 10473 115,8 12792 10749* 119,0

Приволжский ФО - - - - - -

Республика Марий-Эл 12130 10574 114,7 12792 10913 117,2

Республика Мордовия 12130 10038 120,8 12792 10442 122,5

Республика Татарстан 12130(14000) 10185 119,1 (137,5) 12792(15400) 10622 120,4 (145,0)

Чувашская Республика 12130 10266 118,2 12792 10414 122,8

Нижегородская обл. 12130 11277 107,6 12792 11540 110,8

Пензенская область 12130 10288 117,9 12792 10396* 123,0

Самарская область 12130 12007 101,0 12792 12126* 105,5

Саратовская область 12130 (12615) 10367 117,0 (121,7) 12792(13500) 10615* 120,5 (127,2)

Ульяновская область 12130(14500) 11221 108,1 (129,2) 12792(14800) 11417* 112,0(129,6)

Всего в этой группе в 21 субъекте РФ ПМтр был принят, как и в предыдущие 2 года, на уровне 2 квартала 2020 г., при этом выше среднегодового ПМтр 2020 года. В остальных регионах ПМтр в 2021 г. также был несколько увеличен. В целом по этой группе рост ПМтр в 2021 г. варьировался от

100,1 % в Чеченской Республике до 108,2 % в Калужской области.

В регионах со сложными климатическими условиями жизнедеятельности, где установлен РК к заработной плате, региональный МРОТ устанавливается, как правило, исходя из федераль-

ного (базового) стандарта с учётом РК. Следует отметить, что ещё в 2018-2019 гг. и ранее в ряде субъектов РФ этой группы в постановлениях региональных правительств и в Трёхсторонних соглашениях о МРОТ не делалось разницы между минимальной заработной платой как социальной гарантии для всех работников на данной территории (МРОТ) и минимальной заработной платой, которая учитывает не только РК, но и включает различные индивидуальные надбавки (за стаж работы на Севере, в ночное время и т.д.) [6]. А это две разные категории заработной платы с разными социально-экономическими функциями. В 2020-2021 гг. таких регионов не стало меньше, где в состав МРОТ включают над-

бавки за стаж работы на Севере, которые носят индивидуальный характер и не гарантируются всем работникам. Это республики Бурятия и Ха-кассия, Камчатский и Хабаровский края, Тюменская, Магаданская и Сахалинская области, Ямало-Ненецкий АО.

Такая ситуация сложилась в результате того, что в 2007 г. из Трудового Кодекса РФ было исключено понятие минимального размера оплаты труда. Нет его и в законе 2020 г. № 473-Ф3. Отсутствие этого понятия приводит к неправильному толкованию МРОТ и в правоприменительной практике по трудовым спорам [2,5,13]. В данном исследовании МРОТ для всех субъектов РФ представлен авторами только с учётом РК (таблица 2).

Таблица 2

МРОТ в субъектах РФ со сложными природно-климатическими условиями жизнедеятельности

в 2020-2021 гг.

Table 2

The Minimum Wage in Regions of Russia with Extreme Climate Conditions in 2020-2021

Субъекты РФ РК в субъекте РФ 2020 2021

МРОТ с РК, руб. "ПМтр., руб. МРОТ с РК/ ПМтр., % МРОТ с РК, руб. ПМтр., руб. МРОТ с РК/ ПМтр., %

Сев. Западный ФО - - - - - - -

Республика Карелия 1,15;1,3;1,4 13950-16982 15373 90,2 -109,8 14711-17909 15713 93,6 - 114

Республика Коми 1,2;1,3; 1,5;1,6 14556 -19408 15467 94,1 - 125,5 15350-20467 15715 97,7-130,2

Ненецкий АО 1,8 21834 23061 94,7 23026 23423 98,3

Архангельская обл. 1,2; 1,4 14556 -16982 14614 99,6 -116,2 15350 -17909 15048 102 -119

Вологодская обл. 1,15; 1,25 13950 -15163 12446 112 - 121,7 14711-15990 12761* 115,3 -125

Мурманская обл. 1,5; 1,7; 1,8 18195 -21834 18425 98,8 - 118,5 19188-23026 19391 99,0 - 118,7

Южный ФО - - - - - - -

Республ. Калмыкия 1,1; 1,2; 1,3 13343 -15769 10851 123,0- 145,3 14071-16630 11083* 127,0-150,0

Астраханская обл. 1,1; 1,35 13343-16376 11200 119,1-146,2 14071-17269 11400 123,4-151,5

Приволжский ФО - - - - - - -

Респ. Башкортостан 1,15 13950 10446 133,7 14711 10641* 138,2

Удмуртская Респ. 1,15 13950 10835 128,7 14711 11080 132,8

Пермский край 1,15; 1,2 13950-14556 11559 120,7- 125,9 14711 -15350 11633* 126,5-132,0

Кировская область 1,15 13950 11333 123,1 14711 11441 128,6

Оренбургская обл. 1,15 13950 10346 134,3 14711 10602 138,8

Уральский ФО - - - - - - -

Курганская область 1,15 13950 11084 125,5 14711 11516 127,7

Свердловская обл. 1,15; 1,2 13950-14556 11544 120,8- 126,1 14711 -15350 11966 122,9-128,3

ХМАО 1,7 20621 17164 120,1 21746 17500* 124,3

ЯНАО 1,7; 1,8 20621-21834 17286 119,3 -126,3 21746-23026 17707 122,8-130,3

Тюменская область 1,15;1,2; 1,5 13950- 18195 12261 114,5- 149,4 14835-19350 12376 119,9-156,4

Челябинская обл. 1,15 13950 11880 117,4 14711 12247 120,1

Сибирский ФО - - - - - - -

Источник: РК. ЦЯЬ: https://assistentus.ru/oplata-truda/rajonnyj-koefficient/(дaтa обращения: 21.08.21); Консультант Плюс (МРОТ по состоянию на 01.06.2021). ПМтр 2021. ЦЯЬ: https://rosstat.gov.ru/официальная статистика (дата обращения: 21.08.21)

1)ПМтр - в среднем за 2020 год, расчёт авторов;

Пояснения: МРОТ с учётом РК указан интервалом от минимального до максимального значения РК в регионе; жирным шрифтом выделен МРОТ в повышенном размере; МРОТ для внебюджетных организаций указан в скобках с учётом РК. Расчет авторов.

ПМтр* - ПМтр за 2 квартал 2020.

Продолжение таблицы 2

Субъекты РФ РК в субъекте РФ 2020 2021

МРОТ с РК, руб. 1)ПМтр., руб. МРОТ с РК/ ПМтр., % МРОТ с РК, руб. ПМтр., руб. МРОТ с РК/ ПМтр., %

Республика Алтай 1,4 16982 11058 153,2 17909 11252 159,2

Республика Тыва 1,4; 1,5 16982 -18195 11540 147,2- 157,7 17909-19188 11856 151,1

Респ. Хакасия 1,3 15769 12230 128,0 16630 12414 134,0

Алтайский край 1,15; 1,25 13950 -15163 10978 127,0- 138,1 14711-15990 (14950-16250) 11488 128,1-139,2 (130-141,5)

Красноярский край 1,3; 1,6; 1,8 15769-21834 13816 114,1- 158,0 16630-23026 14186 117,2-162,3

Иркутская область 1,3;1,4 1,6; 1,7 15769 -20621 12840 122,8 - 160,6 16630-21746 13012* 127,8 -167,0

Кемеровская обл. 1,3 21471 11109 193,3 22140 11354* 195,0

Новосибирская обл. 1,25 15163 12649 119,9 15990 13054* 122,5

Омская область 1,15 13950 10899 128,7 14711(15384) 11342 129,7(135,6

Томская область 1,3; 1,5; 1,7 15769 -20621 12680 124,4 - 162,6 16630-21746 12959* 128,3-167,8

Дальневосточный ФО - - - - - - -

Республика Бурятия 1,2; 1,3; 1,7 14556 - 20621 12749 114,2 - 161,7 15350-21746 13296 115,5-163,6

Республика Саха 1,7; 2,0 20621-24260 18722 109,7-129,1 21746- 25584 19476 111,6-131,4

Забайкальский край 1,4; 1,5; 1,7 16982 -20621 13639 124,0 - 150,5 17909-21746 14146 126,6-153,7

Камчатский край 1,8; 2,0 21834 -24260 22354 97,7 -108,5 23026- 25584 22851 100,8 -112,0

Приморский край 1,2; 1,3 14556 -15769 14709 99 -107 15350-16630 14779* 103,9- 112,5

Хабаровский край 1,3; 1,5; 1,7 15769 -20621 16167 107,2 - 115,5 16630-21746 17179 96,8- 126,6

Амурская область 1,3;1,4;1,5;1,7 15769 -20621 13784 97,1 -127,0 16630-21746 14847 112- 146,5

Магаданская обл. 1,7 20621 21819 94,5 21746 22319 97,4

Сахалинская обл. 1,6; 1,8; 2 19408 - 24260 16946 114,1 -149,3 20640-25800 16932* 121,9 152,4

Еврейская авт. обл. 1,3 15769 16372 96,3 16630 17411 95,5

Чукотский АО 2,0 24260 23469 102,1 25584 24875 102,9

В 15 субъектах РФ действует единый РК на территории, а в 25 - территория разделена на несколько зон, для каждой из которых установлен свой РК. В таблице 2 у субъектов РФ с дифференцированным РК, МРОТ представлен интервалом с минимальным и максимальным значением РК. В регионах, где установлен повышенный МРОТ для внебюджетных организаций, его значение указано в скобках с учётом РК.

Субъекты РФ с повышенным МРОТ в этой группе встречаются значительно реже. Так, в 2021 г. в Тюменской и Сахалинской областях для всех работников установлен повышенный МРОТ (без учёта РК) в размере 12871 руб. и 12900 руб., соот-

ветственно, и в Кемеровской области, где МРОТ (как и в 2020 г.) установлен в размере 1,5 ПМ за 2 квартал 2020 года. Кроме того, в 2021 г. установлен повышенный МРОТ (без учёта РК) для коммерческих организаций в Алтайском крае (13000 руб.) и Омской области (13377 руб.). В этой группе в 11 субъектах РФ в 2021 г. ПМтр был установлен на уровне 2 квартала 2020 г., из них только в Сахалинской области он ниже среднегодового ПМтр 2020 года. Во всех остальных (39) субъектах РФ ПМтр в 2021 г. выше среднегодового ПМтр 2020 г. и варьировался от 100,5 % в Приморском крае до 107,7 % в Амурской области.

В большинстве регионов с единым для всей территории РК МРОТ в 2021 г. вырос по сравнению с 2020 г. так же, как в регионах с нормальными условиями жизнедеятельности (на 5,5 %). За базовое значение, как и в 2020 г., был принят федеральный МРОТ. Исключение составляла Кемеровская область, где рост составил 3,4 %. Среди регионов этой группы только в Ненецком АО, Магаданской области и Еврейской автономной области МРОТ с учётом РК был несколько ниже среднегодового ПМтр в 2020 г. и 2021 году. В остальных субъектах РФ превышение МРОТ над среднегодовым ПМтр варьировалось в 2020 г. от 102,1 % до 193,3 % и в 2021 г. от 102,9 % до 195 % между Республикой Алтай и Кемеровской областью.

В регионах с дифференцированным РК в 2020 г. в 7 субъектах РФ в отдельных районах с самым низким значением РК на территории региональный МРОТ был ниже среднегодового ПМтр. При установлении МРОТ в этих субъектах РФ за базовое значение принимался федеральный МРОТ, но исправить ситуацию в этих районах РК не всегда мог. Такая ситуация наблюдалась в субъектах РФ Северо-Западного ФО (за исключением Вологодской области), в Камчатском и Приморском краях, Амурской области.

В 2021 г. МРОТ в регионах с дифференцированным РК увеличился по сравнению с предыдущим годом так же, как и в большинстве регионов страны (на 5,5 %). Исключение составляют Тюменская и Сахалинская области, где региональный МРОТ вырос соответственно на 6,1 % и 6,3 %. Из 7 субъектов РФ, где в отдельных районах в 2020 г. МРОТ был ниже среднегодового ПМтр выбыли Камчатский и Приморский края, Архангельская и Амурская области, а в Хабаровском крае появились районы, где МРОТ ниже ПМтр.

Опубликованные на сайте Росстата данные о средней заработной плате всех наёмных работников РФ (организаций, работающих у индивидуальных предпринимателей, фермеров и физических лиц) за 2015-2021 гг. более точно отражают ситуацию с оплатой наёмного труда в России, чем средняя заработная работников организаций [4,8]. Она существенно ниже средней заработной платы в организациях: в 2015 г. составляла 90,2 % от средней заработной платы в организациях, в 2020 г. - 82,5 % и в 1 полугодии 2021 г. - 82,3 %. Это даёт основание считать, что и медиана заработной платы всех наёмных работников ниже, чем у работающих в организациях. Динамика средней и медианной заработной платы у этих категорий работников одинаковая, т.к. численность занятых в организациях составляет более 60 % в общей численности наёмных работников.

Официальных данных о медианной заработной плате всех наёмных работников в РФ и субъектах

РФ за 2020 г. и 2021 г. нет и выяснить соотношение МРОТ с ней (индекс Кейтца) для относительной характеристики уровня минимальной заработной платы не представляется возможным. Поэтому нами был рассчитан аналогичный показатель - соотношение МРОТ с начисленной средней заработной платой всех наёмных работников. В целом по РФ в 1 полугодии 2020 г. он составлял 29,3 % и 1 полугодии 2021 г. - 28,4 %. В силу того, что заработная плата в организациях выше, соотношение МРОТ с ней ещё ниже (23,6 % и 23,4 %). Это низкие показатели - в 2 раза ниже, чем были в странах Европы несколько лет назад [3]. Снижение анализируемого показателя в 2021 г. по сравнению с 2020 г. объясняется более высокими темпами роста средней заработной платы по сравнению с ростом МРОТ и свидетельствует о росте неравенства в оплате труда.

Региональный анализ динамики соотношения МРОТ со средней заработной платой всех наёмных работников проведён по 45 субъектам РФ с нормальными условиями жизнедеятельности и 16 субъектам РФ со сложными природно-климатическими условиями, где установлен единый для всей территории РК (таблица 3).

В большинстве регионов, как и в целом по стране, соотношение МРОТ со средней заработной платой всех наёмных работников в 1 полугодии 2021 г. снизилось по сравнению с соответствующим периодом 2020 года. Исключение составляли Дагестан, Кабардино-Балкарская, Чеченская и Удмуртская республики, Ненецкий АО. В 2020 г. и 2021 г. всего в 5 субъектах РФ, отличающихся самой высокой оплатой труда, анализируемый показатель ниже, чем в целом по стране. В 10 субъектах РФ этот показатель превышал 50 %. В их число по причине низкой и относительно низкой средней заработной платы вошли все Северо-Кавказские республики, Ивановская, Кировская, Пензенская, Челябинская и Новосибирская области.

Известно, что соотношение минимальной и средней заработной платы (душевых доходов) отражает дифференциацию заработной платы работников (душевых доходов населения) и чем оно ниже, тем выше дифференциация [8]. Более точно дифференциацию характеризует коэффициент фондов. По данным апрельских обследований Росстата о численности и заработной плате работников крупных и средних организаций коэффициент фондов заработной платы в 2017 г. составлял 14,1 раза, в 2019 г. он снизился до 13 раз, а в 2021 г. вырос до 13,5 раз. В эти годы наблюдался постоянный рост межотраслевых различий, при этом региональные различия в оплате труда практически не изменялись. Во внутрирегиональной дифференциации заработной платы работников организаций нет устойчивой динамики [8].

Таблица 3

Средняя начисленная заработная плата всех наёмных работников РФ и соотношение МРОТ с ней (%) в 61 субъекте РФ в 1 полугодии 2020 г. и 2021 г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Table 3

The Mean Wage of all Employees in the Russian Federation and its Ratio to the Minimum Wage (%) in 61 Regions

in the First Half of the Year in 2020 and 2021

Регионы Заработная плата, руб. МРОТ/ср. зарплата, % Регионы Заработная плата, руб. МРОТ/ср. зарплата, %

2020 2021 2020 2021 2020 2021 2020 2021

Российская Федерация 41366 45041 29,3 28,4 Кабардино-Балкарская Республика 22530 22397 53,8 57,1

Регионы с нормальными условиями жизнедеятельности Карачаево-Черкесская Республика 23410 24915 51,8 51,3

Белгородская область 31302 33824 38,8 37,8 Респ. Сев. Осетия 23134 25556 52,4 50,1

Брянская область 26070 27963 46,5 45,7 Чеченская Респ. 23741 24947 51,1 51,3

Владимирская область 28177 31012 43,0 41,2 Ставропольский кр. 25458 27589 47,6 46,4

Воронежская область 29506 32110 41,1 39,8 Ставропольский кр. 25458 27589 47,6 46,4

Ивановская область 22929 25098 52,9 51,0 Респ. Марий Эл 26162 28518 46,4 44,9

Калужская область 34919 38704 34,7 33,1 Респ. Мордовия 24248 27009 50,0 47,4

Костромская область 25956 28886 46,7 44,3 Респ. Татарстан 32720 36569 37,1 35,0

Курская область 29343 32222 41,3 39,7 Чувашская Респ. 26128 29137 46,4 43,9

Липецкая область 30182 32648 40,2 39,2 Нижегородская обл. 31350 34832 44,5 42,2

Московская область 46268 49911 32,4 30,1 Пензенская область 27001 28791 51,7 51,1

Орловская область 27059 28897 44,8 44,3 Самарская область 31518 33920 38,5 37,7

Рязанская область 29666 33029 42,1 38,7 Саратовская область 26966 29846 45,0 42,9

Смоленская область 28201 29880 43,0 42,8 Ульяновская обл. 26561 29159 45,7 43,9

Тамбовская область 25504 27114 47,6 47,2 Регионы со сложными

условиями жизнедеятельности

Тверская область 29150 32312 41,6 39,6 Ненецкий АО 89053 92285 24,5 25,0

Тульская область 32123 34480 37,8 37,1 Респ. Башкортостан 32090 34764 43,5 42,3

Ярославская область 31448 33885 38,6 37,8 Удмуртская Респ. 30486 31783 45,8 46,3

Москва 74266 81827 27,4 25,2 Кировская область 26665 28659 52,3 51,3

Калининградская обл. 31056 33810 39,6 41,4 Оренбургская обл. 31062 32975 39,1 38,8

Ленинградская обл. 39977 42848 32,0 30,3 Курганская область 28308 29891 42,9 42,8

Новгородская область 27531 32229 44,7 39,7 ХМАО 67111 71979 20,8 20,4

Псковская область 26744 29104 46,0 44,0 Челябинская обл. 32166 34838 64,1 62,4

Санкт-Петербург 54473 60801 34,9 31,6 Республика Алтай 30530 32497 45,7 45,3

Республика Адыгея 26572 29295 45,6 43,7 Республика Хакасия 35597 38410 47,7 46,6

Республика Крым 27833 29600 43,6 43,2 Кемеровская обл. 35671 39436 44,2 42,2

Краснодарский край 30598 32904 39,6 38,9 Новосибирская обл. 34304 37927 62,6 58,4

Волгоградская обл. 27404 29022 44,3 44,1 Омская область 30564 32840 49,6 48,7

Ростовская область 27791 30647 43,6 41,7 Магаданская обл. 82565 90116 25,0 24,1

г. Севастополь 28797 33600 42,1 38,1 Еврейская авт обл. 39956 40878 39,5 40,7

Республика Дагестан 23184 23109 52,3 55,4 Чукотский АО 105652 114554 23,0 22,3

Республика Ингушетия 23418 25004 51,8 51,2 - - - - -

Источник: данные Росстата. URL: https://rosstat.gov.ru/ (дата обращения: 21.08.21). Расчёты авторов.

Далее для подтверждения нашего тезиса о том, что динамика уровня и дифференциации заработной платы всех наёмных работников и работников организаций в большинстве случаев совпадает, сравним динамику соотношения МРОТ со средней заработной платой всех наёмных работников в субъектах РФ с нормальными условиями жизнедеятельности в 2020 г. и 2021 г.

с данными апрельских обследований Росстата 2019 и 2021 годов.

По данным Росстата в 2021 г. по сравнению с 2019 г. в 10 из 45 субъектов РФ с нормальными условиями жизнедеятельности зафиксировано небольшое снижение коэффициента фондов (на 0,1-0,4 ед.). В Республике Северная Осетия неравенство осталось без изменений - 8 раз. В осталь-

ных субъектах РФ коэффициент фондов увеличился, причём в большинстве регионов на 0,4-0,7 ед. В этой группе наблюдается большой разброс в величине коэффициента неравенства: в Ивановской, Орловской и Тамбовской областях, республиках Мордовия, Ингушетия и Чеченская он не выше 7 раз, в Московской области и Санкт-Петербурге он составлял 12 и 12,7 раз, а в Москве значительно превысил страновой уровень и увеличился с 16,4 до 17,9 раз.

Таким образом, из 11 регионов, где неравенство в заработной плате на крупных и средних организациях в 2021 г. снизилось по сравнению с 2019 г. в 6 из них (Ивановская и Калининградская области, республики Дагестан, Кабардино-Балкарская, Чеченская и Удмуртская) зафиксирован рост соотношения МРОТ со средней заработной платой всех наёмных работников в 2021 г. по сравнению с 2020 г., а следовательно произошло снижение дифференциации. Полного совпадения в числе и составе этих групп субъектов РФ быть не может, т.к. это разные категории работников и между 2019 г. и 2021 г. прошло два года, а не один год.

Заключение

Говорить о результатах в оплате труда в России, связанных с изменением методик оценки МРОТ и ПМ в соответствии законом № 473-ФЗ, пока ещё рано. Во-первых, отсутствие методики расчёта медианной заработной платы и порядка использования коэффициента региональной дифференциации ПМ, разработка которых предусматривается этим законом, не позволяют до конца понять и оценить суть этих новаций. Во-вторых, МРОТ на 2021 г. установлен этим законом в абсолютном значении исходя из анализа данных, которыми располагали его разработчики. Медиа-

на, рассчитанная по данным Пенсионного Фонда РФ не вызывает сомнений в её объективности, но этого не достаточно. Для оценки МРОТ по новой методике необходима статистическая информация о распределении всех наёмных работников по заработной плате, которая нужна не только для расчёта медианы, но и оценки дифференциации заработной платы. От уровня дифференциации зависит выполнение заработной платой одной из её важнейших функций - стимулирование эффективного труда [11].

Пока ясно одно - переход на статистический метод оценки этих важнейших социальных стандартов технически проще. То, что ПМ требовал актуализации в связи с возросшими потребностями населения за 8 лет после 2013 г. никто не спорит, но расчёт статистическим методом лишает его всякого содержания. Россия имеет большой опыт в разработке потребительских бюджетов ещё с советских времён и далеко не все специалисты в этой области согласны с такой методологической новацией. Но даже при статистическом методе расчёта ПМ нужна разработка минимальной потребительской корзины для качественной его оценки. Нужна система потребительских бюджетов как основа государственных социальных гарантий [1]. Прежде всего, это необходимо для качественной оценки МРОТ и других государственных социальных гарантий, которые с начала перехода экономики России на рыночные отношения постоянно подвергались критике за низкий уровень. Недоучёт согласованности между ПМ и МРОТ может привести к ситуации, когда государственная социальная помощь малоимущему населению превысит заработок неквалифицированного работника, отработавшего полный месяц.

Список литературы

1. Бобков В.Н., Одинцова Е.В., Гулюгина А.А. Потребительская корзина как основа государственных гарантий минимальных денежных доходов российских граждан (часть 2) // Народонаселение. 2020. Том 23. №4. С. 4-18. DOI: 10.19181/ population.2020.23.4.1.

2. Горбарец С.Ю. Минимальный размер оплаты труд: варианты регулирования // Вестник Научно-исследовательского института труда и социального страхования. 2009. №1. С. 78-81.

3. Заработная плата в мире в 2016-2017 гг. Неравенство в оплате труда на предприятиях. М.: МОТ. 2017. 164 с.

4. Заработная плата в России: эволюция и дифференциация. М.: ГУ ВШЭ. 2007. 575 с.

5. Колобова С.В. МРОТ и медианная заработная плата в механизме правового регулирования оплаты труда // Современное право. 2021. № 2. C. 60-67.

6. Мигранова Л.А. Минимальная гарантия оплаты труда в России и её регионах // Уровень жизни населения регионов России. 2019. Том 15. №2. С. 27-34. DOI: 10.24411/1999-9836-2019-10061.

7. Мигранова Л.А., Попова Р.И. Влияние МРОТ на уровень и дифференциацию заработной платы в 2019 году // Уровень жизни населения регионов России. 2019. Том 15. №4. С. 21-35. DOI: 10.24411/1999-9836-2019-10079.

8. Мигранова Л.А. Заработная плата в России в 2015-2021 гг. // Народонаселение. 2021. Том 24. №3. С. 177-192. DOI: 10.19181/population.2021.24.3.14.

9. Мигранова Л.А., Корчагина И.И. Минимальный социальный стандарт уровня жизни в России: методы оценки // Уровень жизни населения регионов России. 2021. Том 17. № 2. С. 192-203. DOI: 10.19181/lsprr.2021.17.2.3.

10. Старокожева В.П., Сковпень В.А. Методы установления минимальной заработной платы в субъектах Российской Федерации и опыт зарубежных стран // Экономика труда. 2020. Том 7. №10. С. 933-952. DOI: 10.18334/et.7.10.111052.

11. Токсанбаева М.С. Заработная плата: минимальный размер и дифференциация // Народонаселение. 2020. Том 23. №4. С. 40-49. DOI: 10.19181/population.2020.23.4.

12. Широкова Л.Н. Минимальный размер оплаты труда и её региональный аспект // Вестник Научно-исследовательского института труда и социального страхования. 2009. №1. С. 82-90.

13. Яковлев Р.А. Минимальная заработная плата как экономическое и юридическое понятие // Вестник Научно-исследовательского института труда и социального страхования. 2009. №1. С. 73-77.

Заявленный вклад авторов:

Мигранова Л.А. - постановка проблемы, разработка концепции статьи, анализ статистических данных и проведение расчётов, анализ результатов исследования, формулирование выводов исследования.

Попова Р.И. - анализ законодательных актов и литературы по теме, сбор и анализ статистических данных и проведение дополнительных расчётов, анализ результатов исследования, формулирование выводов исследования.

Сведения об авторах:

Людмила Алексеевна Мигранова - кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник ИСЭПН ФНИСЦ РАН. E-mail lmigranova@mail.ru elibrary Author ID 183658 ORCID ID https://orcid.org/0000-0002-8309-9637

Раиса Ивановна Попова - старший научный сотрудник ИСЭПН ФНИСЦ РАН. E-mail raisa_popova@mail.ru elibrary Author ID 110.970 ORCID ID https://orcid.org/0000-0002-8548-6294

Автор, ответственный за переписку - Людмила Алексеевна Мигранова

DOI: 10.19181/lsprr.2021.17.4.5

THE MINIMUM SOCIAL GUARANTEE OF EMPLOYEES' WAGES IN RUSSIA IN 2020-202111

RAR (Research Article)

Recieved: 16.08.2021 Accepted: 28.09.2021 Published: 03.12.2021

For citation: Migranova L.A., Popova R.I. The minimum social guarantee of employees' wages in Russia: 2020-2021. Living Standards of the Population in the Regions of Russia. 2021. Vol. 17. No.4. P. 478-490. DOI: 10.19181/lsprr.2021.17.4.5

LYUDMILA A. MIGRANOVA1, RAISA I. POPOVA1

1 ISESP FCTAS RAS (32 Nakhimovsky prospect, Moscow, Russia, 117218).

Abstract

In 2021 the methodological approaches to the assessment of the minimum wage and the subsistence minimum level (SML) undergone significant changes. According to federal law No 473-FZ of December 29, 2020, these minimum social guarantees are to be calculated relative to the median wage (at 42 %) and the median per capita income (at 44.2 %) for the past year. This article reviews the changes in the minimum social guarantees as regards employees' wages in Russia and its regions in the past two years. A new methodology for estimating the median wages had not been developed by the start of 2021. According to Law No 473-FZ the federal minimum wage was set using the Pension Fund data at the rate of 12792 rubles per month. The majority of regions used the federal minimum wage as the basis for defining regional minimum wages. A comparative analysis of regional minimum wages in 2020 and 2021 was carried out for two groups of regions, the regions with regular climate conditions and the regions with special (extreme) climate conditions where the regional coefficient for wages is applied. The analysis shows that in 2021 the minimum wage increased by 5,5 % compared to 2020 in most regions. The exception is 11 regions of the Russian Federation, where the minimum wage was set at an increased rate compared to the federal level. The article analyses the ratio of the minimum wage and means wage of all employees in 45 regions of the Russian Federation with normal climate conditions and in 16 regions with extreme climate conditions, where a unified rayon coefficient is set up at the territory of the region. The dynamics of this indicator allows for estimating the trends in wage inequality.

Keywords: regions of the Russian Federation, climate conditions, the minimum wage, the subsistence minimum level of the working-age population, the median wage, region wage coefficient, wage inequality

References

1. Bobkob V.N., Odintsova E.V., Guliugina A.A. Consumer basket as the basis of state guarantees of minimum income of the Russian citizens. Part 2. Population. 2020. Vol. 23. No. 4. P. 4-18. DOI: 10.19181/population.2020.23.4.1.

2. Gorbarets S.Yu. Minimalniy razmer oplaty truda: varianty regulirovaniya [The minimum wage: options of regulation]. Messenger of the research institute of labour and social security. 2009. No. 1. P. 78-81.

3. Zarabotnaya plata v mire v 2016-2017gg. Neravenstvo v opiate truda na predpriyatiyakh [Global Wage Report 2016-2017: Wage Inequality in the Workplace]. Moscow: International Labour Organization. 2017. 164 p. (in Russ.).

11 The article is a continuation of the studies: Migranova L.A. Minimum Wage Guarantee in Russiya and Its Regions. Living Standards of the Population in the Regions of Russia. 2019. Vol. 15. No. 2. P. 27-34. DOI: 10.24411/1999-9836-2019-10061; Migranova L.A., Popova R.I. Impact of the Minimum Wage on Wages and Wage Inequality in 2019. Living Standards of the Population in the Regions of Russia. 2019. Vol. 15. No. 4. P. 21-35. DOI: 10.19181/1999-9836-2019-10079; Migranova L.A., Korchagina I.I. Social minimum living standard in Russia: estimation methods. Living Standards of the Population in the Regions of Russia. 2021. Vol. 17. No. 2. P. 192-203. DOI: 10.19181/lsprr.2021.17.2.3.

4. Zarabotnaya plata v Rossii: evolyutsiya i differentsiatsiya [Wages in Russia: evolution and differentiation]. Moscow: Higher School of Economics. 2007. 575 p. (in Russ.).

5. Kolobova S.V. The minimum wage and the median wage in the mechanism of legal regulation of wages. Contemporary law. 2021. № 2. P. 60-67 (in Russ.).

6. Migranova L.A. Minimum Wage Guarantee in Rossiya and Its Regions. Living Standards of the Population in the Regions of Russia. 2019. Vol. 15. No. 2. P. 27-34. DOI: 10.24411/1999-9836-2019-10061 (in Russ.).

7. Migranova L.A., Popova R.I Impact of the Minimum Wage on Wages and Wage Inequality in 2019. Living Standards of the Population in the Regions of Russia. 2019. Vol. 15. No. 4. P. 21-35. DOI: 10.24411/1999-9836-2019-10079 (in Russ.).

8. Migranova L. A. Wage in Russia in 2015-2021. Population. 2021. Vol. 24. No. 3. P. 177-192. DOI: 10.19181/population.2021.24.3.3. (in Russ.).

9. Migranova L.A., Korchagina I.I. Social minimum living standard in Russia: Methods of estimatiing. Living Standards of the Population in the Regions ofRussia. 2021. Vol. 17. No. 2. P. 192-203. DOI: 10.19181/lsprr.2021.17.2.3 (in Russ.)

10. Starokojeva V.I., Skovpen V.A. The method of defining the minimum wage in regions of the Russian Federation and international experience. Russian Journal of Labor Economics. 2020. Vol. 7. No. 10. P. 933-952. DOI:10.18334/et.7.10.111052 (in Russ.).

11. Toksanbaeva M.S. Minimum size of wage and its differentiation. Population. 2020. Vol. 23. No. 4. P. 40-49. DOI: 10.19181/ population.2020.23.4.4 (in Russ.).

12. Shirokova L.N. The minimum wage and its regional aspect. Vestnik nauchno-issledovatelskogo instituta truda i sotsialnogo strakhovania. 2009. №1. Pp. 82-90.

13. Yakovlev R.A. The minimum wage as economic and judicial concept. Vestnik nauchno-issledovatelskogo instituta truda i sotsialnogo strakhovania. 2009. №1. P. 73-77.

Authors' declared contribution:

Migranova L.A. - statement of the research question, development of the concept of the article, analysis of statistical data and additional calculations, analysis of results, formulation of research findings.

Popova R.I. - analysis of legislative acts and literature, collection and analysis of statistical data and additional calculations, analysis of results, formulation of research findings.

Information about the authors:

Lyudmila A. Migranova - PhD in Economics, Leading Researcher, ISESP FCTAS RAS.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

E-mail lmigranova@mail.ru elibrary Author ID 183658

ORCID ID https://orcid.org/0000-0002-8309-9637

Raisa I. Popova - Senior Researcher, ISESP FCTAS RAS.

E-mail raisa_popova@mail.ru elibrary Author ID 110.970

ORCID ID https://orcid.org/0000-0002-8548-6294

The author responsible for the correspondence is Lyudmila A. Migranova

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.