Научная статья на тему 'Мини-волейбол по-японски как средство двигательной активности населения в условиях Республики Саха (Якутия)'

Мини-волейбол по-японски как средство двигательной активности населения в условиях Республики Саха (Якутия) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
598
138
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мини-волейбол по-японски как средство двигательной активности населения в условиях Республики Саха (Якутия)»

_______________________________МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА»

Далее для достижения поставленной цели, использовали корреляционный анализ (коэффициент Браве-Пирсона)[6] связи между:

1. средним показателем направленности личности на себя и индексом сплоченности членов сборных команд;

2. средним показателем направленности личности на общение и индексом сплоченности членов сборных команд;

3. средним показателем направленности личности на дело и индексом сплоченности членов сборных команд.

Проведенный корреляционный анализ между направленностью и сплоченностью команд позволяет нам сделать следующие выводы:

- повышение показателя направленности на себя у членов команды, будет способствовать понижению показателя сплоченности;

- повышение направленности на общение у членов команды слабо увеличит показатель сплоченности;

- повышение деловой направленности - значительно повысит сплоченность команды.

Таким образом, проведенное нами исследование позволяет утверждать, что направленность волейболисток на решение деловых проблем, возникающих в процессе совместной спортивной деятельности -как доминирующей, является не только составной частью сплоченности команды, но и важным составным компонентом ее результативности.

Список использованной литературы:

1. Агеев В.С. Межгрупповое взаимодействие /Социально - психологические проблемы. [Электронный ресурс]Шр:/ЛейЬ.ги/1оок/1987515.Ь1т1 - М.: МГУ, 1990..

2. Буэ М. Функции спорта в человеческих отношениях // Спорт и образ жизни, сборник статей -М.: «ФК и С», - 1979.

3. Ивойлов А.В. Волейбол. - М., 1981 г.

4. Морено, Я. Л. Социометрия: [Электронный ресурс]Экспериментальный метод и наука об обществе http://socio1og.in.ua/view_book.php?id=1529/ Пер. с англ. А. Боковикова, под научной редакцией Золотовицкого Романа Александровича (инициатора издания), — Москва: Академический Проект, 2001.

5. Коломейцев Ю.А. Взаимоотношения в спортивной команде. - М.: 1984.

6. Лекция на тему: "Корреляционный анализ""//[Электронный

ресурс]http://economyтeview.m/ana1iz-informacii/koefficient-korre1yacii-koefficient-pirsona2006.

© О.М. Макарова, 2015

УДК.37

У.Е. Макарова

студент 4 курса ИФКиС, М.Р.Глухарева

Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова

С.С.Оконешникова ЧРССОШИ им. ДПКоркина

МИНИ-ВОЛЕЙБОЛ ПО-ЯПОНСКИ КАК СРЕДСТВО ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ В УСЛОВИЯХ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

(на примере Чурапчинского улуса (района))

Аннотация

В статье обосновывается необходимость внедрения нетрадиционного физкультурно-спортивного вида, не требующий специальной подготовки, ориентированный на различные по возрасту, полу, уровню образования, образу жизни, учебной, трудовой деятельности категории занимающихся, мини-волейбола.

- 95 -

№ 3 / 2015

ISSN 2410-6070_____________________________________________

Ключевые слова

мини-волейбол, двигательная активность, эксперимент, тестирование, мотивация.

В условиях Крайнего Севера с его повышенной климатогеографической и социально-экономической напряженностью проблема сохранения здоровья населения крайне актуальна.

Существенным фактором, определяющим состояние здоровья населения, является поддержание оптимальной физической активности.

На данном этапе, одним из новых и нетрадиционных физкультурно-спортивных видов, не требующий специальной подготовки, ориентированный на различные по возрасту, полу, уровню образования, образу жизни, учебной, трудовой деятельности категории занимающихся, является мини-волейбол.

Мини-волейбол массовый вид спорта, совершенно новый не только в Республике Саха (Якутия), но и по всей России. И идея использования его как средства вовлечения людей к регулярным занятиям физкультурой, поднятия мотивации, интереса к данному виду спорта, повышения уровня физической подготовленности является в настоящее время актуальной.

Целью нашего исследования явилось изучение эффективности мини-волейбола по-японски как средства двигательной активности разновозрастного населения.

В своей работе мы основывались на предположении о том, что применение японского миниволейбола качестве средства двигательной активности среди учащихся, молодежи и взрослого населения позволит: создать условия для привития интереса к двигательной активности, содействовать повышению физической подготовленности, совершенствовать физкультурно-оздоровительную работу с населением[1].

В работе применялись следующие общепринятые методы исследования: анализ литературных источников и документальных материалов, опрос (анкетирование), педагогические наблюдения, педагогический эксперимент, методы математической статистики.

Результаты исследований и их обсуждение. Первое знакомство руководства, преподавателей и студентов Чурапчинского института физической культуры и спорта, населения Чурапчинского улуса (района) Республики Саха (Якутия) с игрой в мини-волейбол состоялось в декабре 2006 г., когда на базе ЧГИФКиСд,п.н., профессор П.Н. Пасюков провел семинар по методике обучения игре в мини-волейбол.

На данном этапе продолжается дальнейшая пропаганда и популяризация этого вида спорта. Так, в период с 2010 по 2013 гг. энтузиастами игры Гуляевой С.С., Гуляевым П.Д. и нами, проведены такие мероприятия как "Открытый турнир по японскому мини-волейболу среди студентов и преподавателей ЧГИФКиС"; "Улусный (районный) турнир по семейному мини-волейболу", "Открытый турнир по мини-волейболу Новгородовского округа", "Турнир среди учащихся ГОУ ЧРССОШИ им. Д.П. Коркина", мастер-классы по методике игры в мини-волейбол в Вилюйском и Верхневилюйском улусах в рамках "Дней Госкомспорта Республики Саха (Якутия), мастер-классы и курсы повышения квалификации для преподавателей физического воспитания Республики Саха (Якутия), мастер-класс для родителей детей с ограниченными возможностями и инвалидами и др.

С каждым годом увеличивается количество участников соревнований. Так, в мероприятиях, проведенных в 2010 году участвовало 156 участников; в 2011 г. - 200 участников; в 2012 г. - 257 участников, в 2013 г. - 272 участников.

До и после проводимых мероприятий среди участников проводились анкетирования с целью анализа проведенных мероприятий. Соревнования проводятся с различным составом участников: семейные команды, смешанные разновозрастные команды, вводятся возрастные ограничения и т.д.

С 2008 года при кафедре спортивно-педагогических дисциплин ФГБОУ ВПО "ЧГИФКиС" преподается дисциплина "Методика преподавания мини-волейбола"). Целью преподавания учебной дисциплины является специализированное и углубленное изучение занимающимися правил игры, техники и тактики мини-волейбола, навыков судейства соревнований по мини-волейболу. Особое внимание, уделяемое изучению этого курса, вызвано тем, что мини-волейбол по-японски является одним из наиболее массовых и доступных средств физической активности людей разного возраста и физической подготовленности. Реализация программы определена в 6 семестре. Программа рассчитана на 36 часов (18 недель по 2 часа), из них 30 часов практических и 6 часов теоретических занятий. На самостоятельную работу студентов отведено 36 часов.

- 96 -

_______________________________МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА»

В рамках решения цели, задач и получения подтверждения нашего гипотетического предположения о влиянии занятий японского мини-волейбола на занимающихся, нами разработан план экспериментальной работы и в соответствии с ним данное средство внедрено в процесс учебно-тренировочных занятий учащихся детско-юношеской спортивной школы им. Д.П. Коркина Чурапчинского района (улуса).

Контингентом испытуемых нашей опытно-экспериментальной работы явились учащиеся второго-третьего года обучения (7-8 классы, 13-14 лет), относящиеся к «учебно-тренировочной группе».

В результате анализа педагогической деятельности учителей физической культуры, изучения специфики учебных программ, научно-практического опыта в области планирования учебно-тренировочной деятельности в условиях спортивной школы решили внедрить мини-волейбол по-японски в содержание учебных занятий по волейболу юных спортсменов (девочки) учебно-тренировочной группы 13-14 лет. Предлагаемое средство применялось два раза в неделю - в четверг и субботу и занимало 1/3 времени от общей продолжительности учебно-тренировочного занятия, что равно примерно 35 % от общего объема времени.

Для определения влияния занятий мини-волейболом на уровень двигательной подготовленности проводились контрольные тесты: бег на 30 м, прыжок в длину, посредством которых определяются скоростные и скоростно-силовые способности. Тестирование проводилось в начале и в конце педагогического эксперимента.

Анализ данных тестирования в начале педагогического эксперимента показал, что в показателях двигательной подготовленности учащихся по проведенным контрольным упражнениям статистически достоверных различий не наблюдается (Р>0,05), что свидетельствует об однородности контрольных и экспериментальных групп, относительно их уровня физической подготовленности.

После педагогического эксперимента, который длился в течение одного учебного года, целью которого явилось изучение влияния занятий мини-волейболом на двигательные способности, в частности на скоростные и скоростно-силовые способности учащихся, нами получены объективные результаты и достаточно достоверные сдвиги в характеризуемых параметрах.

Результаты тестирования физической подготовленности испытуемых девочек 13-14 лет до эксперимента показал, что статистически достоверных различий не наблюдается (Р>0,05).

Итоговые результаты по всем контрольным испытаниям отличаются от исходных показателей. Так, по итогам эксперимента по всем параметрам выявлены достоверные отличия между результатами экспериментальных и контрольных групп, при этом во всех ЭГ достоверно высокие показатели по сравнению с испытуемыми КГ.

Результаты девочек 7 класса КГ улучшились на 1,7 %, а в ЭГ на 8,9 %.

В КГ 8 класса положительный сдвиг оставляет 3,1 % (6,3+0,1:6,1+0,1), в ЭГ на 11,4 % (6,1+0,3:5,4+0,2).

В прыжке в длину итоговые средние значения между КГ и ЭГ достоверно различаются (Р<0,05). Учащиеся ЭГ всех классов показали в конце эксперимента более высокие результаты по сравнению с КГ.

Результаты девочек 7 класса показали, что в КГ прирост равняется 5,2 % (145,4+4,9:153+2,6), а в ЭГ - 8,7 % (145,3+4,0:158+3,9).

В скоростно-силовой подготовленности учащихся 8 класса в результате педагогического эксперимента произошли следующие изменения: в КГ прирост показателей прыжка составил 1,8 %, а в ЭГ - на 4,0 %.

Анализируя особенности изменений в показателях физической подготовленности учащихся контрольных и экспериментальных групп, можно констатировать, что занятия мини-волейболом положительно влияют на скоростные и скоростно-силовые способности занимающихся.

Для изучения отношения разновозрастного населения к мини-волейболу по-японски мы провели опрос. Анкета состоит из 10 вопросов. Опрос проводился в два этапа - до проведения педагогического эксперимента и после его завершения.

Результаты проведенного анкетирования свидетельствуют о том, что мини-волейбол очень нравится всем, кто пробует в него играть. Занятия мини-волейболом способствуют улучшению психоэмоционального состояния, улучшают настроение, повышают мотивацию к занятиям двигательной активностью[6].

Список использованной литературы:

1. Японский мини-волейбол[Электронный ресурс]: статья / о. Сахалин; П.Н. Пасюков. - о.

Сахалин, 2012. - Режим доступа :http://japan-minivolley.ru/years/2010/lekciya-1-mini-voleybol-po-yaponski-sport-dlya-vseh.html

- 97 -

№ 3 / 2015_________________________________ISSN 2410-6070__________________________________________________

2. Волейбол [Электронный ресурс] Википедия - свободная энциклопедия.

3. Как играть в японский мини-волейбол [Электронный ресурс] сайт о японском мини-волейболе - о. Сахалин,2010-2012.

4. «Мини-волейбол по-японски» - в программе Олимпийских игр [Электронный ресурс] сайт телеканала «100 ТВ»: - Санкт- Петербург, 2003-2012.

5. Название, спорт инвентарь [Электронный ресурс] сайт о японском мини-волейболе - о. Сахалин,2010-2012.

6. Функции мини-волейбола по-японски и их реализация в системе физического воспитания

студентов [Электронный ресурс]: статьяП.Н. Пасюков, B.C. Быков, НМ. Савостин. - г. Южно-Сахалинск, г. Челябинск, 2006. - Режим доступа:Ьйр://суЬег1ешпка.т/агйс1е/п/&пк18п-т1ш-уо1еуЬо1а-ро-уароп8кмчЬ-

realizatsiya-v-sisteme-fizicheskogo-vospitaniya-studentov

© У.Е. Макарова, 2015

УДК 37.014

А. Р. Нурутдинова

К.п.н., доцент Социотехнический факультет Казанский Национальный Исследовательский Технологический Университет

г.Казань, Российская Федерация Е.В.Дмитриева К.п.н., доцент

Казанский Государственный Энергетический Университет

г. Казань, Российская Федерация

МЕНЕДЖМЕНТ УПРАВЛЕНИЧЕСКИХ ИННОВАЦИЙ: ПРОБЛЕМА УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация

Инновационная деятельность реализуется во всех сферах деятельности людей: политике, культуре, образовании, науке, технологической, производственной, военной, социальной и других сферах. Инновационная деятельность связана с использованием высоких технологий и предполагает создание специальных структур, инновационных центров, создание, продвижение, использование инновационных технологий и инновационной продукции.

Ключевые слова

инновации, процессы, технопарковые структуры, образование, промышленность, структура, научноисследовательская деятельность

Инновационная деятельность в научно-технической сфере - вид человеческой деятельности, направленный на превращение фундаментальных знаний, открытий, изобретений, ноу-хау в новейшие технологии, изделия, материалы и услуги, которые существенным образом изменяют технологическую базу отрасли или экономики страны в целом. Инновационное развитие предполагает поддержку инициатив, направленных на преодоление существующих проблем.

Инновационная деятельность - это один из интеллектуальных видов деятельности людей, направленных на получение, распространение и потребление любых нововведений, которые существенным образом изменяют жизнь людей. Инновационная деятельность предполагает систему взаимосвязанных работ, совокупность которых обеспечивает появление инноваций:

1. научно-исследовательская деятельность, направленная на получение нового знания: как нечто

может быть («открытие»), и о том, как нечто можно сделать («изобретение»);

- 98 -

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.