_____________________________МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА»
Основной ценностью исследовательской компетентности студента в личностно-профессиональном росте, с педагогической точки зрения, является актуализация роста личностных и профессиональных черт, рост мастерства молодого компетентного работника. Ему должны быть посильны такие задачи как анализ научной и научно-методической литературы, использование современных информационных технологий в процессе получения новых знаний в ходе проведения экспериментальной работы и умение их обрабатывать, анализировать и делать конкретные выводы по завершению исследования: выступать перед публикой, формулировать собственные мысли, отстаивать свою точку зрения, вести дискуссию. При этом не стоит забывать о качестве формирования познавательной и профессиональной культуры личности.
Современная система образования позволяет эффективно и целенаправленно проводить студентам исследовательскую работу в высшем учебном заведении, что положительно влияет на формирование их профессиональной готовности, повышение творческих способностей и самореализации в жизни. Формирование исследовательской компетентности конкурентоспособного выпускника неразрывно связано с научноисследовательской работой, выполнение которой непосредственно происходит в процессе обучения в вузе через написание курсовых и выпускных квалификационных работ, различных проектов для участия в конкурсах, семинарах, круглых столах, деловых играх и олимпиадах различного уровня. Конечно же, при данной работе немаловажная роль отведена профессорско-преподавательскому составу вуза, который ведет студента к пути успешного овладения знаниями, умениями и навыками научно-исследовательской работы. Однако ни одно профессиональное учебное заведение не в состоянии выпустить готового работника! Таковым он может стать, лишь реализуя свои знания на практике, апробировав и выбрав те модели поведения, которые более эффективны в конкретных условиях, в большей степени соответствуют его личностным особенностям и приоритетам. Для того чтобы оценить уровень компетентности студента необходимо иметь данные успешности его деятельности в профессиональной сфере, с которой он почти не сталкивался. При этом оценить компетентность могут не только руководитель школы, где студент проходил педагогическую или стажерскую практику, но и его коллеги, родители, учащиеся. Каждый из них делает свой вывод об уровне его компетентности, на основе чего формируется общее представление о педагогическом профессионализме студента [3, с.13].
Таким образом, на основе вышеизложенного можно сказать, что все вопросы, связанные с изучением исследовательской компетентности будущего учителя - выпускника педагогического вуза еще не решены. Эта проблема многогранна, и необходимо ее дальнейшее изучение.
Список использованной литературы:
1. Константинов, В. А. Методика формирования исследовательской компетентности студентов в условиях университетского ботанического сада : автореф. ... канд. пед. наук / В. А. Константинов. - Астрахань, 2010. - 23 с.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки «Педагогическое образование». - М., 2011. - 16 с.
3. Шалашова, М. М. Измерение профессиональной компетентности будущего учителя химии : монография / М. М. Шалашова; МИТУ ; АГПИ им. А. П. Гайдара. - Арзамас : АГПИ, 2008. - 171 с.
© Т.А. Иванова, В.П. Ковалёв, 2015
УДК.37
В.А. Лукин, С.В. Сабарайкин
Институт Физической Культуры и Спорта Северо-Восточный Федеральный Университет им. М.К. Аммосова
г. Якутск, Российская Федерация
ОБУЧЕНИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫМ ДЕЙСТВИЯМ В ВОЛЕЙБОЛЕ НА ОСНОВЕ ТЕОРИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (на примере ДЮСШ Горного улуса).
Аннотация
Рассматривается совершенствование методики обучения двигательным навыкам в спорте на примере волейбола на основе системы развивающего обучения с использованием теории учебной деятельности.
- 89 -
№ 3 / 2015
ISSN 2410-6070_____________________________________________
Ключевые слова
обучение двигательным действиям, волейбол, развивающее обучение, теория учебной деятельности.
Актуальность. Оптимизация двигательных действий является одной из актуальных задач теории и методики спортивной тренировки, а неуклонное повышения уровня спортивных достижений вызывает необходимость поиска новых, более эффективных путей спортивной подготовки[1]. В настоящее время тренировочный процесс носит преимущественно репродуктивный характер, не учитывая в должной мере личность учителя и ученика, их содержательное сотрудничество[2]. При этом в решении триединой задачи «развитие-обучение-воспитание» используются методики, основанные во многом на эмпирических подходах с использованием репродуктивных методов, что в целом недостаточно содействует разностороннему развитию личности школьников, их творческого мышления[3]. В теории и методике обучения в волейболе, являющемся в двигательном плане одним из наиболее сложных видов спорта, крайне мало уделяется внимания теории содержания развивающего обучения. Традиционная методика в основном опирается на заучивание двигательных действий в строго регламентированных условиях. После чего следует этап использования его в различных ситуациях. Это закрепляет выполнение двигательного действия в конкретных типовых условиях и серьезно мешает его обобщению и применению в нестандартных ситуациях.
Постановка задачи. Одним из возможных и перспективных направлений в совершенствовании методики двигательного обучения в спорте является использование разработок отечественных ученых в области развивающего обучения и теории учебной деятельности[4]. В отличие от теории традиционного обучения в теории учебной деятельности предполагается переход в обучении от общего к частному на основе трех основных положений:
-усвоение учащимися теоретических знаний и соответствующих им умений и навыков происходит при решении учебных задач;
-главным методом обучения должен стать метод введения учащихся в ситуацию учебных задач организации учебных действий, т.е. метод решения ими учебных задач;
-решение таких задач позволяет школьникам усваивать нечто «общее» еще до освоения его частных проявлений[5].
Методика, основанная на положениях теории учебной деятельности, опирается на ассоциативное, теоретическое обучение, в основе которого лежат ассоциации, наглядность в сочетании со словом, идя в упражнениях от общего к частному. Исследования, рассматривавшие проблемы совершенствования методики двигательного обучения и повышения его эффективности, показали, что использование учебных задач для развития у детей общих качеств их двигательной сферы создают благоприятные условия для последующего усвоения различных двигательных умений и активизации их мыслительной деятельности в процессе обучения двигательным действиям[6].
В представляемом исследовании ставилось задача использовать данные концепции при обучении двигательным действиям в волейболе, которая ранее в отечественной и зарубежной литературе не рассматривалась^]. Исследование предполагало разработку практической методики обучения двигательным действиям в волейболе и проверка ее эффективности в условиях естественного педагогического эксперимента [8].
Проведение исследований. Суть предложенной методики обучения двигательным действиям принципиально отличается от общепринятой в настоящее время в спортивных школах методики тем, что при построении использовался дедуктивный путь. Этот путь предлагает построить обучение от «общего к частному». Для решения задач педагогического эксперимента были определены контрольная и экспериментальная группы численностью каждая по 10 учеников 4-5-х классов спортивной школы Горного района РС(Я). Подбор испытуемых осуществлялся способом случайной выборки на основе возрастных данных. Ученики контрольной группы на протяжении всего эксперимента занимались по общепринятой методике с примерно одинаковым объемом нагрузок и дозировкой упражнений. Экспериментальная группа занималась по методике, разработанной на основе теории учебной деятельности.
Динамика физической подготовленности испытуемых за период педагогического эксперимента и эффективность разработанной методики оценивались по тестированию уровня развития скоростных, скоростносиловых и координационных качеств: в беге на 30 м с высокого старта, при сгибании рук лежа в упоре и в
- 90 -
_____________________________МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА»
прыжках в длину с места, броску набивного мяча весом 1 кг и в челночном беге 5х6 м с высокого старта. Проводилась оценка основных технических приемов в волейболе: верхняя прямая подача_ количество выполненных правильно из 5 попыток, передача сверху и снизу- количество выполненных правильно и точно в 3-ю зону после наброса через сетку из 5 попыток, прямой нападающий удар в прыжке- количество выполненных правильно из 5 попыток.
Изменения эффективности управления испытуемыми своими двигательными действиями, а также уровень двигательных возможностей и контроля над степенью освоения движений оценивались:
- по умению отталкиваться двумя ногами после разбега и стопорящего шага и выпрыгивать вверх, приземляясь как можно ближе к месту отталкивания ( измерялась расстояние перемещения вперед после отталкивания );
- по сохранению статического равновесия ( время удержания принятого устойчивого положения в стойке на одной ноге, другая нога упирается пяткой в опорную, руки на поясе, голова прямо, глаза закрыты);
- по сохранению динамического равновесия ( время удержания равновесия при выполнении маховых движений свободной ногой вперед-назад и вправо-влево, стоя на одной ноге, руки в стороны, голова прямо, глаза закрыты);
- по точности выполнения прыжка в длину с места на расстояние в S от максимального результата ( измерялось ошибка испытуемого в прыжке ).
Главной особенностью экспериментальной методики обучения на основе теории учебной деятельности являлось то, что обучение строилось «от общего к частному». В педагогическом эксперименте были применены разработанные ранее основные этапы нового подхода к обучению движениям. Для создания необходимой мотивации в полноценных тренировках и занятиях волейболом был организован просмотр игр профессиональных команд с их разбором. Занимающиеся делали выводы, что нужно для того, чтобы играть на уровне профессиональных команд, какими знаниями, умениями навыками нужно овладеть, какие физические качество развивать. Затем были выделены и развивались основные двигательные способности (скоростные, скоростно-силовые, специальная выносливость, координационные, умения расслабляться), подготавливая общую базу для освоения основных технических приемов в волейболе.
Для проверки влияния обучения двигательным действиям на основе теории учебной деятельности на приобретение необходимых знаний об управлении своими движениями было проведено анкетирование.
После этого в экспериментальной группе изучались общие для всех основных технических приемов закономерности, применяя для развития интереса к изучаемым движениям различные подвижные игры. Для выделения общих биомеханических основ техники движений занимающимися совместно с тренером использовались моделирование и схемы, после чего занимающиеся овладевали этими ключевыми моментами. На заключительном этапе осваивалось остальное содержание технической подготовки, решая поставленную общую учебную задачу- овладение техникой волейбола, посредством перечисленных выше учебных действий и операций с последующим применением обобщенных двигательных навыков.
Анализ всех технических приемов волейбола, взаимосвязи пространственных, силовых и временных параметров движений позволил выявить то начальное звено, изучение которого позволяет быстрее и с наименьшими ошибками овладевать техническими приемами. Таким звеном является пружинящее движение корпусом, ногами и руками во время выполнения всех технических приемов в волейболе. Было предложено наглядное пособие в виде пружины на неподвижной опоре одним концом, к ее свободному концу прикрепляется металлическая пластина и небольшая корзинка чуть больше по своим размерам диметра мяча.
С помощью пружинки ребята играли с мячом, пытаясь отбить его разных направлениях и используя пластину, которая крепится на середину пружины горизонтально поверхности стола. Совместно с тренером ребята вспомнили, с какого элемента техники начинается игра и как она выполняется. С помощью макета, прикрепив пластину вертикально, ребята пытались задать мячу такое же направление как при верхней подаче, для этого отклоняли пружину назад, параллельно необходимому направлению и отпускали ее. Далее следует этап а пробирования полученных знаний, ребята пытались выполнить подачу. Если она по какой-либо причине не получалась, ребята совместно с тренером находили и исправляли ошибку, мешающую выполнению подачи.
Аналогично осваивались передача и прием мяча снизу, вспоминая, как развивается игра (после подачи мяч принимают снизу), на макете устанавливалась пластина горизонтально поверхности опоры, и ребята пытались придать мячу нужное направление, отбивая его с помощью этой пластины. Придавая мячу разные
- 91 -
№ 3 / 2015
ISSN 2410-6070
направления, учащиеся видели, что угол между пластиной и пружиной остается неизменным, и тем самым избегали одной из самых распространенных ошибок при передаче снизу. Создав правильное представление (видели передачу снизув исполнении игроков на площадке, играли с пружинкой и мячиком, показывал тренер), ребята пытались выполнить передачу самостоятельно, отбивая мяч вверх, вперед, назад, в стороны.
Далее следовала беседа на тему «На какой прием из техники волейбола похоже данное действие». Необходимо было подвести учащихся к нужному ответу, а затем дать им возможность самим попробовать отбить мяч и таким образом попытаться направить его в разные стороны и попасть в мишени, находящиеся на различных расстояниях.
Затем ставилась задача определить нужные действия в случае, когда мяч летит сбоку от пружины, а нужно отбить его вперед и оценить возможность точной передачи выставленными в сторону руками. Пытаясь выполнить передачу снизу, в данных условиях ребята понимали, что отбить мяч точно вперед можно тогда лишь, когда мяч находится между игроком и заданной целью, а для этого необходимо сделать шаг к мячу и встретить его «грудью». Тем самым развивался навык выходить под мяч и принимать его только перед собой.
Кроме того, тем общим, на чем строится учебно-тренировочный процесс и от чего зависит последовательность изучения технических приемов, является сама игра. С первых занятий ребят необходимо учить игре «пионербол»и постепенно, по мере овладения техническими приемами, заменять ее на игру в волейбол. С одной стороны, «пионербол» прост- бросай и лови, но и сложен, с другой стороны, если изучать его сразу, используя технические приемы, схожие с техническими приемами волейбола, но он являлся хорошим подводящим и подготовительным упражнениям для тренировки различных технических приемов. С помощью игры «пионербол» можно постепенно пройти основные этапы обучения и развития тактики волейбола.
Все это можно изучить еще на начальном этапе, пока идет изучение и закрепление технических приемов волейбола. Строя обучение, таким образом, мы придерживаемся основного принципа теории учебной деятельности от общего к частному, где общее-сама игра, а частные ее проявления-технико-тактические двигательные действия. В то время как в традиционной методике обучения общим и главным звеном являются технические приемы, из которых потом. При их освоении, строится игра в волейбол.
Обсуждение результатов. По окончании учебного года были проведены экзамены по теоретической, технической и общефизической подготовленности занимающихся в контрольной и экспериментальной группах. Результаты показали, что по всем тестам на конец эксперимента и в экспериментальной, и в контрольной группе произошли положительные внутригрупповые изменения. Сравнительный анализ межгрупповых различий конечных данных показал преимущество данных экспериментальной группы по сравнению с аналогичными данными контрольной группы. Если в начале эксперимента по всем видам тестов не было достоверных различий (р<0.05) в тесте «статистического равновесие» и «Имитация нападающего удара». В тестах «Динамическое равновесие» и «Ошибки при прыжке в длину» выявлены достоверные различия (р<0.01), где преимущество имеет экспериментальная группа.
Занятия по экспериментальной методике оказали также существенное влияние на развитие знаний и умений управлять своими достижениями. Анкетирование по технике двигательных действий в конце учебного года показало, что занимающиеся по экспериментальной методике более глубоко понимают основы техники волейбола, нежели занимающиеся по общепринятой методике с высокой степенью достоверности различий.
Одной из частных задач настоящего исследования являлось развитие в процессе занятий необходимого уровня физической подготовленности испытуемых экспериментальной группы. Динамика физических качеств в ходе эксперимента является одним из веских доказательств преимуществ разработанной методики обучения двигательным действиям в волейболе. Результаты тестирования показывают, что целенаправленное применения данной технологии обучения двигательным действиям, характеризующейся наибольшей активностью, заинтересованностью и глубоким пониманием всего учебно-тренировочного процесса, занимающихся в экспериментальной группе в целом позволило повысить уровень общей и специальной физической подготовленности.
Выводы.
Анализ экспериментальных данных свидетельствует о динамичном, комплексном развитии физических качеств учеников экспериментальной группы в результате использования технологии обучения двигательным действиям на основе теории учебной деятельности. В результате эксперимента у испытуемых произошли статистически достоверные изменения в уровне овладения техникой двигательных действий, в формировании
- 92 -
____________________________МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА»
учебно- познавательных мотивов к занятиям волейболом и в развитии умений управлять своими движениями, в физической подготовленности.
Технология обучения двигательным действиям на основе теории учебной деятельности является определенным шагом в решении задач технической подготовки в волейболе, а также в изучении более общих проблем физического воспитания школьников, что делает целесообразным продолжения исследований в этом направлении.
Список использованной литературы:
1. Абызов М.М. Формирование координации движений в условиях учебной задачи: дис... канд. пед. наук. М.,1981.
2. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. М.: АПН, 1960.
3. Боген М. М. Обучение двигательным действиям. М.: ФКиС, 1985.
4. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика. 1999.
5. Гальперин П. Я. Типы ориентировки и типы формирования действий и понятий// Доклады АПН РСФСР. 1958. №2.
6. Марков К. К., Пашкова Н.В. О некоторых возможных направлениях совершенствования методики двигательного обучения в волейболе// Физическая культура и спорт в системе образования. Красноярск: СФУ, 2007.
7. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. М.: Педагогика 1986.
8. Марков К. К., Пашкова Н.В. проблемы совершенствования методики двигательного обучения в волейболе// Подготовка специалистов по физической культуре и спорту в современных условиях. Красноярск: КГПУ, 2007.
© В.А. Лукин, С.В. Сабарайкин 2015
УДК.37
О.М.Макарова
студент 2 курса ИФКиС, М.Р.Глухарева
Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова
НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ СПОРТСМЕНОВ КАК КОМПОНЕНТ СПЛОЧЕННОСТИ
КОМАНДЫ СПОРТИВНОЙ ИГРЫ
Аннотация
В данной статье рассматриваются вопросы взаимосвязи сплоченности команды спортивной игры и результативности при учитывании установки команды на результат.
Ключевые слова
сплоченность, команда, результат, направленность.
Научная литература отмечает, что - сплоченность команды спортивной игры зависит от многих факторов объективного и субъективного характера. К ним относят, например, сходство базовых ориентаций ценностных членов группы; ясность и определенность цели групповой; демократический стиль лидерства; кооперативная взаимозависимость членов группы в процессе деятельности совместной; относительно небольшой объем группы; престиж группы [1].
Однако, спорт высших достижений, "пронизан" спортивным содержанием снизу доверху: от потребностей, удовлетворяемых в ходе занятий спортом, до спортивных целей. Большое место в структуре направленности спортсмена занимают относительно устойчивые мотивы спортивной деятельности. Тот или иной тип направленности является довольно устойчивым и существенно влияет как на цели спортивной деятельности, так и на ее результаты.
- 93 -