Научная статья на тему 'МИНЕРАЛЬНЫЙ ОБМЕН У РАБОЧИХ ФОСФОРНОГО ПРОИЗВОДСТВА, ПОЛУЧАВШИХ РЕКОМЕНДУЕМОЕ И ФАКТИЧЕСКОЕ ПИТАНИЕ'

МИНЕРАЛЬНЫЙ ОБМЕН У РАБОЧИХ ФОСФОРНОГО ПРОИЗВОДСТВА, ПОЛУЧАВШИХ РЕКОМЕНДУЕМОЕ И ФАКТИЧЕСКОЕ ПИТАНИЕ Текст научной статьи по специальности «Животноводство и молочное дело»

CC BY
9
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МИНЕРАЛЬНЫЙ ОБМЕН У РАБОЧИХ ФОСФОРНОГО ПРОИЗВОДСТВА, ПОЛУЧАВШИХ РЕКОМЕНДУЕМОЕ И ФАКТИЧЕСКОЕ ПИТАНИЕ»

¿фствие концентрации 18 мг/м3 было сходным с действием максимальной из испытанных концентраций и характеризовалось изменениями состояния нервной системы, печени, почек и зрительного анализатора. .Меньшая из испытанных нами концентраций (6 мг/м3) приводила только к повышению СПП на 1, 2 и 3-м месяцах опыта.

При гистохимическом исследовании различных звеньев зрительного анализатора у животных данной группы выявлено лишь умеренное изменение функциональной активности нейронов зрительной области коры.

Полученные данные позволяют рассматривать концентрацию бензолового спирта 18 мг/м3 как близкую к пороговой в условиях хронического эксперимента. На основании анализа совокупности результатов острых, под-острых и хронического опытов, а также сопоставления параметров токсикометрии структурно близких соединений ПДК для паров бензилового спирта в воздухе рабочей зоны установлена на уровне 5 мг/м3 с указанием на его кожно-резорбтивнос действие (III класс опасности).

Выводы. I. Бензиловый спнрт обладает умеренно выраженной токсичностью при пероральном введении. Видовые и половые различия чувствительности животных к данному веществу выражены слабо. В опытах с ингаляционным и накожным воздействием установлена высокая биологическая активность бензилового спирта.

2. Бензиловый спирт обладает выраженными кумулятивными свойствами. Повторное поступление его в организм приводит к изменениям в центральной нервной си-ч^-оме. В хроническом эксперименте отмечено действие ве-

щества на нервную и ферментативную системы, морфологический состав кровн, печень, почки и зрительный анализатор.

3. Изменения состояния зрительного анализатора, возникающие при хроническом ингаляционном воздействии бензилового спирта, сходны с действием ранее изученных спиртов жирного ряда. Порог хронического действия бензилового спирта находится на уровне 18 мг/м3.

4. На основании результатов экспериментальных исследований ПДК бензилового спирта в воздухе рабочей зоны установлена на уровне 5 мг/м3 с указанием на опасность кожно-резорбтивного действия (111 класс опасности).

Литература

1. Егоров Ю. Л. Гигиена труда при промышленном синтезе высших алифатических спиртов и кислот. Автореф. дне. докт. Л\., 1970.

2. Егоров Ю. Л.. Павленко С. М.. Галицкая В. А. и др. — Гиг. и сан., 1972. № 9, с. 17—22.

3. Попова .9. //., Лапин С. К., Кривицкая Г. И. Морфология приспособительных изменений нервных структур. М., 1976.

4. Фельдман Н. Г., Вендило М. В. — В кн.: Санитарно-токсикологические методы исследования в гигиене. М., 1975, с. 114 — 122.

5. Industrial Hygiene nnd Toxicology/Ed. F. A. Patty. New York, 1963, V. 2.

Поступила I3.02.BS-

УДК 613.032:вв1.63 11-07:612.015.31 -0в:б 13.2

А. А. Мамырбаев, Л. А. Жубандыкова, Г. Д. Бименбетов, К. X. Хасенова

МИНЕРАЛЬНЫЙ ОБМЕН У РАБОЧИХ ФОСФОРНОГО ПРОИЗВОДСТВА, ПОЛУЧАВШИХ РЕКОМЕНДУЕМОЕ И ФАКТИЧЕСКОЕ ПИТАНИЕ

Казахский филиал Института питания АМН СССР, Алма-Ата

В процессе технологического получения фосфора воздух производственных помещений может загрязняться комплексом токсичных веществ. В цехах производства желтого фосфора в воздушную среду выделяются фосфорные соединения (пары элементарного фосфора, высшие и низшие окислы фосфора, фосфористый водород), фтористый водород, окись углерода, сероводород, четы-рехфтористый кремний. Исследованиями сотрудников НИИ краевой патологии Минздрава Казахской ССР установлено, что концентрации многих из этих веществ в несколько раз превышают ПДК |б).

Согласно результатам многолетних клинических наблюдений |21, общетоксическое действие соединений фосфора и фтора может проявляться уже через 3—5 лет работы в условиях воздействия массивных концентраций этих высокотоксичных веществ и через 8—12 лет — при относительно низких, незначительно превышающих ПДК.

В широком комплексе профилактических мероприятий, направленных на снижение профессиональной заболеваемости, чрезвычайно важная роль принадлежит характеру питания работающих контингентов, его сбалансированности по всем эссенциальным ингредиентам. При этом особое внимание уделяется лечебно-профилактиче-скому питанию, его адекватности и метаболическому соответствию характеру труда и воздействию специфических профессиональных вредностей. Однако, как показали результаты наших исследований, в суточном питании рабочих фосфорного производства допускается несбалансированность как по основным пищевым компонентам, так и по витаминам и минеральным солям. В ассортименте домашнего питания на фоне общего благополучия по калорийности имеются избыточное содержание жиров животного происхождения и диспропорция по минераль-

ным веществам |7|. Выраженная несбалансированность питания сопровождается неблагоприятным соотношением Са : Р и Са : Мй. Дефицит аскорбиновой кислоты определяется во все сезоны года, а ретинола и тиамина — зимой и весной. Необходимо отметить, что несбалансированность составных частей питания рабочих фосфорного завода не компенсируется одноразовым профилактическим питанием на производстве, а наоборот, усугубляется. Кроме того, ассортиментный набор и химический состав существующего лечебно-профилактического питания во многом нерациональны и, как показали наши исследования, не обладают защитными свойствами.

Цель настоящей работы заключалась в изучении влияния рекомендуемого лечебно-профнлактического питания (ЛПП) на минеральный обмен. Исследования были проведены у 250 рабочих печного цеха ПО сФосфор» в возрасте от 22 до 45 лет и имеющих стаж работы свыше 5 лет. Контролем служили рабочие одной из строительных организаций. Клинические испытания рекомендуемого ЛПП проводили в два этапа. На первом этапе эффективность ЛПП оцекивалн в условиях заводского профилактория на фоне фактического и скорригированного суточного питания, а на втором этапе — в условиях заводской столовой. В обоих случаях ЛПП рабочие получали в течение 24 дней.

В продуктовом наборе рекомендуемого ЛПП в отличие от прежнего ЛПП № 4, утвержденного в 1961 г., увеличено количество овощей, введены в меню фрукто-во-ягодные соки, а содержание сахара доведено до минимума. Увеличена доля растительного жира, в то же время норма сливочного масла и жиров животного происхождения, наоборот, уменьшена. Особое внимание уделялось обеспеченности интамннами. Подобная ориентация хими-

ческого состава рекомендуемого ЛПП обусловлена не только приведением его в соответствие суточным потребностям в тех или иных компонентах пищи, но н особенностями токсического действия соединений фосфора и фтора.

Содержание кальция в крови определяли фотометрическим титрованием (II), кальция и моче — методом комп-лексонометрнческого титрования с индикатором мурекси-дом [II). Количество неорганического фосфора в сыворотке крови и моче измеряли мнкрометодом Н. 3. Дууз в модификации М. Л1. Алимовой [6). активность щелочной фосфатазы — методом О. А. Бессея и соавт. (31. содержание фтора в плазме крови, моче и слюне — фотометрическим методом с лантанализарнн-комплексоном (ГОСТ И386—81. «Вода питьевая». Методы определения массовых концентраций фтора), а также рН-метрнчески с помощью фторселективного электрода.

У рабочих печного цеха, получавших фактическое питание, уровень кальция в сыворотке крови и моче мало отличался от контроля. Однако отмечена незначительная тенденция к снижению содержания кальция в сыворотке крови у рабочих этой группы. Количество неорганического фосфора в сыворотке крови было увеличено на 24,3%, а в моче — на 21%. Активность щелочной фосфатазы у обследованных рабочих была снижена на 17,7% по сравнению с контролем. Содержание фтора в биологических средах организма рабочих печного цеха было во всех случаях повышено: в плазме крови в 0,6 раза, в моче в 2,1 раза, в слюне в 2,2 раза по сравнению с контролем.

После получения нового ЛПП в условиях заводской столовой концентрация кальция в сыворотке крови возросла на 20,9% по сравнению с фоновыми данными. Содержание неорганического фосфора в сыворотке крови у обследованных рабочих снизилось незначительно (на 9,7%). Выделение неорганического фосфора из организма с мочой при этом не менялось. Активность щелочной фосфатазы повысилась на 9.6%. Содержание фтора в слюне и его экскреция с мочой уменьшились на 40,5 и 29,2% соответственно. Концентрация фтора в сыворотке не изменилась.

У рабочих, получавших обычное ЛПП в условиях столовой завода, не наблюдалось изменений содержания кальция, неорганического фосфора и фтора как в сыворотке крови, так и в моче. Активность щелочной фосфатазы незначительно увеличилась.

После получения нового ЛПП в составе скорригнро-ванного суточного рациона питания в условиях профилактория у рабочих выявлено увеличение концентрации кальция в сыворотке крови на 27,9% и снижение содержания фосфора на 27%. При этом в моче наблюдалась аналогичная картина. Активность щелочной фосфатазы возросла незначительно (на 5,25%). Скорригированный рацион питания, включающий и новое ЛПП, привел к заметному снижению концентрации фтора в исследованных биологических средах организма.

Исследования рабочих, получавших прежнее ЛПП в составе суточного питания в профилактории, показало, что изменения минеральных компонентов кровн и активности щелочной фосфатазы носили менее выраженный характер, чем при потреблении нового ЛПП.

Наряду с этим было изучено поступление фтора с продуктами питания, питьевой водой и вдыхаемым за сутки воздухом (среднегодовые показатели) у рабочих цеха по производству желтого фосфора и служащих административно-управленческого аппарата (см. таблицу).

Установлено, что концентрация фтора в продуктах питания у лиц этих групп была приблизительно од»*нако-ва — 1,36, 1,3 мг соответственно. Однако с питьевой водой рабочие цеха по производству желтого фосфора получали фтор в больших количествах, чем служащие административно-управленческого аппарата (1,5 и 1,2 н соответственно). При определении количества фтора во вдыхаемом воздухе обнаружено, что у рабочих особо вредного цеха концентрация его была в 3,63—7,4 раза выше, чем у рабочих других цехов и административно-управленческого персонала. Всего же в организм рабочих цеха

Поступление фтора в организм рабочих ПО «Фоо

Групп» обследованных Источники поступления фтора Количество поступившего фтора

пищевые продукты, мг/кг вода, мг/л вдыхаемый воздух, ыг/м* в мг в мг на 1 кг массы тела

Рабочие цеха

по производ-

ству желтого

фосфора 1,36 1.5 1,85 4.71 0,067

Административ-

но-управлен-

ческий пер-

сонал, нахо-

дящийся на

территории

ПО «Фосфор» 1,3 1.2 0,51 3,01 0,043

Примечание. Поступление фтора с вдыхаемым воздухом рассчитано с учетом 6-часового рабочего дня для вредных цехов и 7-часового рабочего дня для инженерно-технического и управленческого персонала.

по производству желтого фосфора за сутки поступал^ 4,71 мг фтора, а в организм рабочих других цехов и аппарата управления — от 2,75 до 3,01 мг. Неблагоприятные микроклиматические условия, связанные с гипертермией и повышенными энергозатратами, увеличивают во-допотребление у рабочих печных цехов и, естественно, возрастает поступление фтора с питьевой водой по сравнению с административно-управленческим персоналом. Высокая загазованность воздушной среды фтористым водородом способствует поступлению в организм значительных количеств фтора с вдыхаемым воздухом.

Таким образом, результаты проведенных исследований показали, что у рабочих, получавших фактическое питание. имеется тенденция к повышению неорганического фосфора в сыворотке крови и снижению концентрации кальция. При длительном контакте с соединениями фосфора и фтора, что имеет место у рабочих печных цехов, наблюдается избыточное поступление фосфорных и фтористых соединений в организм. По данным ряда авторов это может вызвать гипокальцнемию (4!, которая, как правило, сопровождается изменениями со стороны костной системы, вызывая ее рассасывание |9). Повышенное потребление фосфора и фтора с пищей и с водой вызывает нарушение всасывания солей кальция в тонком кишечнике в результате образования нерастворимых или малорастворимых соединений. Гиперфосфатемня и гнперфос-фатурня являются следствием не только повышенного по-^ ступления фосфора с вдыхаемым воздухом, но и наруше-™ нием соотношения Са : Р в рационе питания и сторону избытка фосфора (I : 2,5). Избыток фтора в биосредах организма объясняется повышенным его поступлением с вдыхаемым воздухом 15].

Избыточное поступление фтора в организм оказывает неблагоприятное влияние на минеральный обмен и связанный с ним метаболизм костной ткани |1|.

Положительные сдвиги со стороны фосфор но-кальциевого обмена после использования нового ЛПП, особенно выраженные на фоне скорригированного суточного рациона, можно объяснить снижением поступления неорганического фосфора алиментарным путем, а также тем, что выбранные нами продукты питания в комплексе сбалансированы по макро- и микронутриентам. Оптимальное соотношение Са : Р (1 : 1,5) и Са : М (I : 0,5) способствует лучшему усвоению кальция в организме и нормализации процесса окостенения. Кроме того, рекомендуемые продукты питания являются источниками витаминов А и С, оказывающих положительное влияние на фосфорно-кзль-

вый обмен. В частности, витамин С повышает актив-ть щелочной фосфатазы в сыворотке крови и костной ткани, что в конечном итоге улучшает процессы остеоге-неза 110).

Усвоение кальция и фосфора в кишечнике, их баланс зависят от количества липидов в рационе и их качества. Недостаток полиненасыщенных жирных кислот замедляет процесс всасывания Са в тонком кишечнике, подавляет активность ферментных систем, участвующих в процессе остеогенеза. Кроме того, повышенное содержание жиров животного происхождения ускоряет всасывание ядов в пищеварительном тракте 112, 13). В рекомендуемом рационе питания рабочих Чимкентского производственного объединения «Фосфор» устранен дефицит полиненасыщенных жирных кислот за счет повышения количества растительного жира, снижено содержание жиров животного происхождения.

При изучении фактического питания рабочих завода, включая прежнее ЛПП, выявлено увеличение в рационе количества крупяных и мучных изделий. Известно, что избыток углеводов и грубой клетчатки оказывает отрицательное влияние на усвоение и баланс кальция. Большинство исследователей объясняют это тем, что фитиновая кислота, содержащаяся в зерновых продуктах, образует с кальцием нерастворимые соли, что отрицательно сказывается на использовании организмом кальция 110). В рекомендуемом рационе питания, включая и новое ЛПП, несколько ограничено содержание крупяных и макаронных изделий, что, по-видимому, положительно влия-

на фосфорно-кальциевый обмен.

Таким образом, полученные данные свидетельствуют о наличии выраженных нарушений минерального обмена у рабочих фосфорных производств, избыточном накоплении фтора в организме. Характер питания работающих, его рациональная структура играют большую роль не только и нормализации фосфорно-кальциевого обменз и выведении излишних количеств фтора, но и в снижении

токсического действия поступающих ингаляционно соединений фосфора и фтора.

Литература

1. Авцын А. П.. Жаворонков А. А. Патология флюороза. Новосибирск, 1981, с. 18—25.

2. Белоскурскал Г. И.. Бердыходжин М. Т., АйтбенОе-тов Б. И. и др. — Гиг. труда, 1983, Мг 3, с. 19—23.

3. Бессей О. А., Лоури О., Брок М. — В кн.: Биохимические методы исследования в клинике/Под ред. А. А. Покровского. М., 1969. с. 162—164.

4. Блажеевич Н. В., Спиричев В. Б., Поздняков А. Л. — Вопр. питания, 1978, № 7, с. 19—27.

5. Габович Р. Д. Фтор н его гигиеническое значение. М., 1957.

6. Дууз Н. 3., Алимове AI. М. — В кн.: Биохимические методы исследования в клинике/Под ред. А. А. Покровского. М., 1969, с. 16—18.

7. Керимбеков Б. К., Мамырбаев А. А., Ткач Н. 3. — Здравоохр. Казахстана. 1984, № 7. с. 16—18.

8. Козловский В. А., Дардик А. Г. — Там же, 1976, № 10, с. 46—48.

9. Молодкина Н. Н., Толгская М. С. — В кн.: Токсикология новых промышленных веществ. М., 1975, вып. 14, с. 112—118.

10. Торбенко В. П.. Касавина Б. С. Функциональная биохимия костной тканн. М., 1977. с. 107—137.

11. Уилкинсон С., Канторович А. С.. Белинская Л. А. — В кн.: Биохимические методы исследовании в клнни-ке/Под ред. А. А. Покровского. М., 1969, с. 409—426.

12. Enneuer JVogel I. /., Levy В. M. — Ргос. Soc. exp. Biol.. (N. Y.), 1974, v. 145, p. 1386—1388.

13. Wulhier R. E. — Calcif. Tissue Res., 1975, v. 19. p. 197—210.

Поступила 0 .02.65

УДК В1 в.24-003.662-092:1б 11.643.3:622

В. С. Белецкий

ВЛИЯНИЕ ПОВЫШЕННОГО ДАВЛЕНИЯ ВОЗДУХА НА РАЗВИТИЕ СИЛИКОЗА

Институт гигиены труда и профзаболеваний. Кривой Рог

С увеличением глубины угольных шахт интенсивность развития пневмокониоза возрастает: возрастает заболеваемость, уменьшаются сроки развития, более часто встречаются ранние формы пневмокониоза, учащаются и его осложнения |9, 10). При этом уровни запыленности воздуха как в глубоких, так и неглубоких угольных шахтах ■♦остаются примерно одинаковыми (101. В связи с тем что подземные работы в ряде районов страны уже ведутся на глубине 1000 м и более и в дальнейшем будут углубляться, вопрос о причинах ускорения развития пневмокониоза у работающих в более глубоких шахтах приобретает практическую значимость.

Авторы указанных выше работ считают одной из возможных причин более быстрого развития пневмокониоза у рабочих глубоких угольных шахт нагревающий микроклимат в сочетании с высокой физической нагрузкой. Этой же точки зрения придерживаются и другие исследователи [5]. Однако материалы экспериментальной проверки влияния температурного фактора на развитие пневмо-кониозов |9| не подтверждают основного вывода о том, что интенсивность развития пневмокониоза от угольной пыли при действии температуры воздуха 35°С и без температурного фактора не различается. Поэтому предложенное объяснение причины более быстрого развития пневмокониоза у рабочих глубоких шахт не может считаться исчерпывающим.

Одновременно с нагревающим микроклиматом рабочие глубоких шахт подвергаются воздействию шахтного воздуха, находящегося под повышенным давлением по сравнению с нормальным атмосферным давлением (760 мм рт. ст.). Известно, что на каждые 100 м глубины шахты давление воздуха возрастает на 8—9 мм рт. ст. и на глубине 1000—1200 м превышает атмосферное почти на 100 мм рт. ст. Такой перепад давления дважды в течение смены злияет на организм, требуя адаптации то к высокому, то к низкому давлению. А так как перепад давления в глубоких шахтах почти в 5 раз превышает естественные колебания атмосферного давления (745— 765 мм рт. ст.), то системы, регулирующие адаптацию организма к изменяющемуся давлению, находятся в состоянии напряжения, причем время, в течение которого системы адаптации находятся в этом состоянии, составляет многие годы и даже десятки лет.

С учетом сказанного, а также новых экспериментальных фактов мы высказали предположение, что одной из причин более быстрого развития пневмокониоза у рабочих глубоких шахт является одновременное действие на легочную ткань пыли и повышенного давления воздуха. Наше предположение основывается на следующих фактах.

Одновременно с увеличением давления воздуха возрастает парциальное давление кислорода. Кислород при повышенном парциальном давлении дает токсический эф-

%

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.