25. Никульцева В. В. Сравнительный анализ неолексиконов Сергея Есенина и Владимира Маяковского // Вестник Московского государственного областного университета. Серия «Русская филология». - 2010. - № 2. - С. 41-49.
26. Осипов Б. И. Сравнительный анализ некоторых неологизмов С. А. Есенина и В. В. Маяковского // Семантические и словообразовательные отношения в лексике русского языка: Межвуз. сб. научн. тр. - Куйбышев, 1981. - С. 143-146.
27. Пастернак Б. Стихотворения и поэмы: в 2 т. - 3-е изд. - Л.: Сов. писатель, 1990. - Б.П.
28. Певная Р. А. Глагольные новообразования Маяковского: дис. ... канд. филол. наук. - Тбилиси, 1948.
29. Перцова Н. Н. Словарь неологизмов Велимира Хлебникова / предисл. Хенрика Барана // Wiener Slawistischer Almanach. Sonderband 40. - Wien - Moskau, 1995. -В.Х.
30. Петросов К. Г. Молодой Маяковский в литературной борьбе: (Из истории взаимоотношений и творческой полемики с Игорем Северяниным) // Русская литература XX века: (Дооктябрьский период). Сб. статей. - Калуга, 1968. - С. 22 - 46.
31. Словарь языка русской поэзии XX века / В. П. Григорьев (отв. ред. I - III томов), Л. Л. Шестакова и др. // Информационно-поисковая система «Словари русской поэзии Серебряного века» (на основе электронной версии «Словаря языка русской поэзии ХХ века»). - [Электронный ресурс]: http://www.lexrus.ru/default.aspx?p=2674.
32. Тренин В. В. В мастерской стиха Маяковского. - М.: Сов. писатель, 1991.
33. Тютчев Ф. И. Полн. собр. стихотворений / вст. ст. Н. Я. Берковского; сост., подг. текста и прим. А. А. Николаева. - 3-е изд. - Л.: Сов. писатель, 1987. -Ф.Т.
34. Ханпира Э. И. Окказиональное словообразование В. В. Маяковского (отымённые глаголы и причастия): дис. .канд. филол. наук. - М., 1966.
35. Харджиев Н. Маяковский и Игорь Северянин // Russian Literature. -Amsterdam, 1978. - Vol. 6. - № 4. - P. 307-346.
36. Харджиев Н. Маяковский и Хлебников // Харджиев Н., Тренин В. Поэтическая культура Маяковского. - М.: Искусство, 1970.
37. Чернова В. И. Эмоционально-оценочное суффиксальное словообразование в системе имён существительных (по материалам произведений В. Маяковского): дис. ... канд. филол. наук. - Орёл, 1954.
38. Шершеневич В. Стихотворения и поэмы / вст. ст., сост., подг. текста и прим. А. А. Кобринского. - СПб.: Академический проект, 2000. - В.Ш.
39. Якобсон Р. Новейшая русская поэзия. Набросок первый: Виктор Хлебников. - Прага: Политика, 1921.
40. Humesky A. The neologisms in the poetry of the russian futurists - Igor’ Sever-janin and Vladimir Majakovskij. - Cambridge, 1955.
Э. А. Пантюшова
Милосердие и имидж
В статье описываются инструменты формирования позитивного имиджа учителя-словесника, его профессиональных и личностных качеств на основе анализа понятия милосердие.
Ключевые слова: милосердие, лицемерие, духовный опыт, имидж, внутренняя суть, самопрезентация, служение.
321
В современном русском языке значение слова милосердие определяется как готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия: «Проявить милосердие. Милосердный -
проявляющий милосердие, вызванный милосердием - Милосердный человек. Милосердный поступок» [1, с. 356]. В словаре синонимов разграничены понятия сострадательность и сострадание. СОСТРАДАНИЕ - жалость, сожаление, сочувствие, участие, соболезнование. СОСТРАДАТЕЛЬНОСТЬ - милосердие, сердобольность, жалостливость (разг.); сердоболие (уст.); благость (уст). Синонимами являются милосердие и сострадательность [2, с. 511 - 512].
Слова милосердие и сострадание заимствованы из старославянского языка. Милосердие - милосрьдие-^образовано с помощью суффикса -nj-от именного прилагательного милосрьдъ - «жалостливый» и является словообразовательной калькой латинского misericordia (сожаление, сострадание, жалость). Прилагательное милосрьдъ - калька латинского прилагательного misericors, которое является сложением miser (достойный сожаления, милости) и cor - род. падеж ед. числа cordis (сердце) [3, 266]. Сострадание - заимствование из старославянского языка, калька греческого sympathia, восходит к pathos (страдание, боль, страсть, чувство) [3, с. 422].
В орфоэпическом словаре представлены однокоренные слова: милосердие, милосердный, милостивый, милость [4, с. 259 - 260] и сострадать, сострадание, сострадательный [4, с. 550]. Однако в словообразовательном гнездовом словаре А. Н. Тихонова [5] нет слов милосердие и сострадание.
Во фразеологическом словаре русского языка собрано свыше четырёх тысяч фразеологизмов, и только в одной словарной статье упоминается слово милосердие: без милосердия 1. Жестоко, без снисхождения. Я пустился в город, без милосердия пришпоривая бедного моего коня (Пушкин) 2. Устар. Очень сильно. Дворники уже рубили дрова, стуча без милосердия [6, с. 248].
В большом толковом словаре «Пословицы и поговорки русского народа» [7] нет статей со словом милосердие, поскольку оно считается принадлежностью книжного стиля. Однако в рассказе Л. Н. Толстого «После бала» описывается экзекуция солдата шпицрутенами: «Уже чуть слышны слова спотыкавшегося, корчившегося человека: «Братцы, помилосердствуйте. Братцы, помилосердствуйте!» А «ласковый полковник» кричит: «Подать свежих шпицрутенов!» - и бьёт по лицу малорослого, слабосильного солдата за то, что недостаточно сильно ударил наказываемого. Слово помилосердствуйте употреблено представителем народа. Следовательно, оно было в активном словарном запасе.
Человек живёт в тесной связи с окружающей средой и культурой, которая является для него второй реальностью и объектом познания. Чтобы ее осмыслить, нужно проанализировать метаязык культуры, и прежде все-
322
го её ключевые термины - долг и судьба, добро и зло, милосердие и др. Они актуальны для каждого человека. Мировоззренческие понятия лично-стны и социальны; живут в контекстах разных типов сознания - обыденном, художественном и научном. Это делает их предметом изучения культурологов, историков религий, антропологов, философов и социологов. Каждое понятие «говорит» особым языком, который открывает доступ к нему.
Жданова Л. А. и Ревзина О. Г. в статье «"Культурное слово" милосердие» [8, с. 56-61] отмечают, что слово милосердие воспринимается в первую очередь как идеологическое и лишь для части общества как «культурное слово». Его системные связи ограничены; в истории русского языка наблюдается сокращение словообразовательного и синонимического гнезда, хотя в «Словаре русского языка XI-XVII вв.» указываются: милосердие, милосердный, милосердно, милосердовати, милосердство, милосердый, миловательне, помилосердствовати, умилосердити, миловати -‘проявлять сострадание, сочувствие, милосердие’, милостивне и милостивно, милостивство - ‘милосердие, милостивость’, милостидавец - ‘тот, кто проявляет милосердие, сострадание, оказывает помощь и поддержку’, милостный, милостыня в значении ‘милосердие, сострадание’ и милость - ‘милосердие, сострадание’. Большая часть этих слов сохранилась как принадлежность священных текстов. В жизни христианина милость, милостыня в значении ‘милосердие, сострадание’ является жизненным принципом: «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут» (Новый Завет, Мат: 5, 7).
Таким образом, истинное милосердие - это проявление человеколюбия, постоянная внутренняя готовность помочь. Слово милосердие стало часто появляться в средствах массовой информации, однако, названия заголовков иронические: Четыре кило милосердия; Милосердие без милосердия; Беспредел милосердия; Милосердие не без горечи... Проводятся акции, мероприятия, одноразовые действия; говорят о милосердии в социальной сфере: Милосердие должно быть возведено в ранг государственной политики (Л. Сальникова. Нищие // Огонёк. - 1990. - № 22). И параллельно с этим - медленно, но просыпается в нашем генетическом подсознании, возрождается моральная потребность к совершению добра, непрерывная готовность помочь нуждающимся в милосердии. Возрастает роль церкви в осмыслении своих корней. Возвращают некогда отнятые монастыри и храмы, и строятся новые. Массовый интерес к религии вызван не только потерей идеологических стереотипов, но прежде всего - пробуждением. Усилилось внимание к прошлому, к истокам своей культуры, что заставляет пристально всматриваться в язык. Магическая сила слова меняет характер речевой деятельности, проявляется в способности проникнуть в сокровенные уголки психики, пробудить духовные потребности.
На современном этапе развития, чтобы изучать язык научно, не только лингвисту, но и учителю-словеснику следует знать основы наук о человеке: психологии, социологии, истории, этнографии, культурологии,
323
философии. Новые научные связи проявляются в новых направлениях: философия языка, психолингвистика, социолингвистика. Появляются всё новые и новые науки, среди них - экология, акмеология, эвристика, имиджелогия и т.д. Человека воспринимают и принимают по разным критериям: становится важным и вид, и мысли, и деяния... Создана Академия имиджелогии, проводятся Международные симпозиумы, с 2002 года издаётся журнал «PR В ОБРАЗОВАНИИ», начинают публиковаться не только статьи и доклады, но и пособия для вузов, отражающих специфику формирования профессиональных имиджей.
Имиджелогия как наука возникла на стыке психологии, социологии, философии, культурологии, костюмологии. В основе понятия имидж лежит эмоциональное воздействие. В переводе с английского image - образ. В толковом словаре даётся с пометкой книжное - «представление о чьём-нибудь внутреннем облике, образе. Сложившийся имидж руководителя» [1, с. 244]. В широком смысле - впечатление о человеке, мнение, суждение, выражающее оценку, взгляд, отношение. Это не только образ зрительный, но и образ мышления, действий, поступков.
Создание имиджа - психологический процесс, осуществляемый каждым человеком, поскольку приходится входить в те или иные социальные группы, вступать в общение с другими людьми. Сознательно или бессознательно он формируется, чтобы произвести определенное впечатление на окружающих. Понимание индивидуального имиджа расширилось: не только внешность человека (лицо, прическа, стиль одежды и т.д.), но и воспринимаемая характеристика: как выглядит, какова осанка, поза, как
действует и говорит. Имидж - это философия человеческого общения, инструмент общения, объективная потребность педагога найти достойную форму проявления своей внутренней сути [9, с. 5]. Внутренняя составляющая включает в себя интеллект, социальный опыт, интересы личности, эрудированность. Для формирования педагогического имиджа словесника все существенно - от внешнего облика до способа мышления, но важнейшую роль играет новый тип отношений в современном преподавании, так как преобразующая творческая деятельность, направленная на других, предваряется творчеством, направленным на себя.
Все исследователи имиджа исходят из того, что имидж является результатом взаимодействия носителя имиджа и воспринимающей его аудитории. Имидж - элемент культуры, символ, выработанный сообществом, и одновременно - продолжение личности, способ её бытия в глазах других; облик, форма жизнепроявления; способ формирования образа профессионала. Создание имиджа является дополнением, а не заменой педагогической деятельности. Он рассматривается как результат приложения целенаправленных профессиональных усилий, как образ, создаваемый в процессе взаимодействия педагога с участниками целостного педагогического процесса.
324
Самопрезентация - это умение человека представить себя и своё дело. Долгое время считалось нескромным демонстрировать свои профессиональные заслуги, говорить о своих сильных качествах, однако в новых условиях возникает необходимость располагать к себе, вызвать доверие и позитивное отношение к собственной персоне. Деловая самопрезентация включает в себя, в первую очередь, демонстрацию своих деловых и профессиональных качеств - компетентности, грамотности, профессиональной успешности, а также демонстрацию профессиональных навыков -качественное выполнение своих профессиональных функций. В состоянии комфортного общения обучающий и обучающиеся создают общее эмоционально-психологическое пространство, в котором разворачивается процесс разностороннего познания социальной действительности, творческий процесс приобщения к общечеловеческой культуре. Предназначение преподавателя-словесника учиться и учить; обучая, воспитывать, формировать познавательный интерес, постоянную потребность в серьезной умственной деятельности.
Имидж - способ воплощения нашего идеала, попытка реализовать желание совершенствоваться. Формирование позитивного имиджа словесника - один из этических путей достижения вершин профессионализма при условии, если подкрепляется реальными личными достижениями. В связи трансформацией общества, развитием рынка новых технологий, электроники роль учителя переосмысливается, возрастает необходимость в духовном преобразовании, формировании общепланетарного мышления. Вся жизнь учителя - это интенсивный, непрекращающийся личностный и профессиональный рост, неудовлетворенность достигнутым, интенсивный труд по формированию осознанного отношения к человеку как высшей ценности, стремление добиться совершенства в себе самом и окружающем мире. Учитель - живой выразитель одного из слоев культуры (а не робот, не модель, не компьютер!), поэтому несёт в себе индивидуальное представление об образованности и культуре, воспроизводя мнения и традиции определенной социальной группы, строит учебно-воспитательный процесс в соответствии своим представлениям о красоте и гармонии. Образование - центральный феномен культуры - ориентируется на утверждение личностного начала в человеке. Стратегия современного обучения выходит за пределы простой передачи знаний: путь к истине - это организованное педагогом общение, содержанием которого является научное знание, а ключевым результатом - интеллектуальное и духовное обогащение каждого субъекта познавательной деятельности.
Призыв быть милосердными к ученику понимается по-разному. «Добренькие» просто рисуют баллы, чтобы не «травмировать», вместо того, чтобы научить «в поте лица своего добывать хлеб насущный».. Во все времена быть учителем противопоказано тому, кто боится труда. Учительский труд - не служба, а служение. В XXI веке возрастает роль профессионального мастерства, ответственности за результаты обучения,
325
имеющие нравственную сторону: иллюзия знаний меняет сознание, приводит к ложным самооценкам, которые дорого обходятся не только обладателю псевдознаний, но и обществу, так как слепое подражание непременно ведёт к приспособленчеству и хаотичности.
Исследования, проведённые в прошлом веке и начале нового тысячелетия, показали, что среди желаемых личностных качеств учителя выдвигаются моральные (самокритичность, уравновешенность, порядочность, тактичность, юмор) и профессиональные (эрудиция, компетентность, аналитичность ума, наблюдательность, творческий подход к делу). Востребован коммуникабельный учитель, проявляющий настойчивость,
уверенность в успехе, готовность к сотрудничеству и желание помочь в овладении культурой умственного труда. Определяющими в формировании профессионального имиджа являются: положительные эмоции; максимальная мобилизация воли; уверенность в себе; вера в
доброжелательность мира и доброго человека; социальная и личная ответственность.
Список литературы
1. Ожегов С. И, Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. - М., 2009.
2. Александрова З. Е. Словарь синонимов русского языка. - М.: СЭ, 1971.
3. Шанский Н. М., Иванов В. В., Шанская Т. В. Краткий этимологический словарь русского языка. - М.: Просвещение, 1971.
4. Борунова С. Н., Воронцова В. Л., Еськова Н. А. Орфоэпический словарь русского языка. - М.: Русский язык, 1988.
5. Тихонов А. Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка. - М.: Просвещение, 1978.
6. Фразеологический словарь русского языка / сост. Воинова Л. А., Жуков В. П., Молотков А. И., Фёдоров А. И. - М.: Русский язык, 1978.
7. Зимин В. И., Спирин А. С. Пословицы и поговорки русского народа. - Ростов-на-Дону: Феникс; М.: Цитадель, 2005.
8. Логический анализ языка. Культурные концепты. - М.: Наука, 1991.
9. Калюжный А. А. Социальная психология имиджа учителя. - М.: Высшая школа, 2008.
О. В. Шашкова
Структурная трансформация фразеологизмов в заголовках современных СМИ
В статье рассматриваются структурные трансформации фразеологизмов русского языка. Автором выделяется несколько типов структурной модификации устойчивых словосочетаний.
Ключевые слова: языковая игра, трансформация фразеологизма, обновление, или разложение фразеологизма, модификация фразеологизма.
326